Технологическая карта внеурочного занятия на тему "Роспись уральского коня"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 18.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала творческое направление ОВР.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ    КАРТА

 

Ф.И.О.: Ульданова Евгения Рашидовна

Образовательная программа: «Уральские самоцветы»

Направления внеурочной деятельности: творческое

Форма проведения: практическое занятие по росписи

 

Тема: «Роспись уральского коня»

Класс: 4

 

Цель: Развитие творческих способностей учащихся через знакомство с традиционной уральской росписью и создание уникальной деревянной игрушки - "Уральского коня".

 

Задачи:

 

  Образовательная:

    Познакомить учащихся с историей и особенностями уральской народной росписи (геометрические узоры, растительные мотивы, цветовая гамма).

    Обучить основным приемам росписи по дереву (нанесение контура, заливка цветом, прорисовка деталей).

    Научить правильно подбирать цвета и создавать гармоничные композиции.

 

  Развивающая:

    Развивать творческое мышление, фантазию и воображение.

    Развивать мелкую моторику рук, глазомер и координацию движений.

    Развивать навыки работы с различными художественными материалами.

 

  Воспитательная:

    Воспитывать интерес и уважение к народному искусству и традициям Урала.

    Воспитывать аккуратность, трудолюбие и усидчивость.

    Воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.

 

УУД (Универсальные учебные действия):

 

  Личностные:

    Формирование уважительного отношения к культурному наследию.

    Развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

    Формирование самооценки на основе критериев успешности творческой деятельности.

 

  Регулятивные:

    Умение планировать свою деятельность, определять этапы работы.

    Умение самостоятельно контролировать свои действия по ходу выполнения работы.

    Умение оценивать результаты своей деятельности и вносить коррективы.

    Развитие волевой саморегуляции в ситуации затруднения.

 

  Познавательные:

    Умение находить необходимую информацию о традициях уральской росписи.

    Умение анализировать образцы народных изделий, выделять особенности и характерные черты.

    Умение сравнивать различные виды росписи, находить сходства и различия.

    Развитие творческого мышления и воображения.

 

  Коммуникативные:

    Умение слушать и понимать речь других людей.

    Умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.

    Умение участвовать в коллективном обсуждении.

    Умение задавать вопросы и отвечать на них.

 

Оборудование:

 

  Мультимедийный проектор или интерактивная доска.

  Презентация "Уральская роспись: традиции и современность".

  Деревянные заготовки "Уральских коней" (шлифованные).

  Акриловые краски разных цветов.

  Кисти разных размеров (круглые и плоские).

  Палитры для красок.

  Стаканчики с водой.

  Салфетки.

  Карандаши.

  Ластик.

  Образцы уральской росписи на различных предметах.

  Защитные фартуки или плёнка на столы.

 

Формы, методы обучения:

Материалы и оборудование:

Этапы

Время

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

УУД

1.Этап (Организационный)

Эмоционально-установочный

 

Приветствие детей. Создание позитивного настроя на занятие.

Приветствует учителя.

 

2.Этап

Пропедевтический (подготовительный)

 

Актуализирует знания детей о родном крае, рассказывает дополнительную информацию. Показ различных работ в технике уральской росписи.

Вспоминают материалы прошлых занятий, отвечают на вопросы учителя.

  Личностные: осознание своей принадлежности к региону и его культурному наследию. Познавательные: актуализация имеющихся знаний. Коммуникативные: умение высказывать свое мнение и слушать других.

 

3 этап

Деятельный

 

30м

Подготовка к работе рабочего места и детей. Выдача деревянных заготовок. Инструктаж по технике безопасности, повторение базовых приемов росписи на бумаге. Роспись деревянной заготовки по выбранному дизайну. Учитель после занятия покрывает работы лаком.

Подготавливают рабочее место к деятельности, одновременно слушают инструктаж по ТБ, повторяют мазки, которые уже знают. Раскрашивают деревянную заготовку.

Личностные: самовыражение через творчество, развитие эстетических чувств. Регулятивные: контроль и оценка своих действий, внесение корректировок. Познавательные: применение полученных знаний на практике, реализация творческих замыслов. Коммуникативные: обмен опытом и идеями, оказание помощи.

 

Физминутка

 Включает веселую музыку, следит за безопасностью.

Дети под весёлую народную музыку имитируют движения коней.

Личностные: проявление положительных эмоций, снятие напряжения и усталости.

 

4 этап

Эмоционально-рефлексивный (оценочный)

 

Подведение итогов

Анализ работы, что получилось, что не получилось, что нового узнали за занятие.

Личностные: осознание своей причастности к культурному наследию, развитие эстетических чувств, самооценка. Регулятивные: анализ своей деятельности, осознание своих достижений и неудач.

 

Ход занятия

1. Этап (Организационный)

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем творческом занятии! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в мир народного искусства! Мы будем творить и создавать красоту своими руками!

2. Этап Пропедевтический (подготовительный)

Ребята, как называется наш край? (Ответы детей: Урал). Чем знаменит Урал? (Ответы детей: горы, самоцветы, народное творчество и т.д.). Какие виды народного творчества, существующие в нашем крае, вы знаете? (Выслушивает ответы детей).

Сегодня мы познакомимся с одним из самых ярких и самобытных видов народного искусства Урала – росписью по дереву. Педагог показывает картинки лошадей.

Как вы думаете, а какую фигуру мы с вами будем расписывать? Тогда какая тема нашего сегодняшнего занятия?

3. Этап Деятельный

Тогда мы с вами переходим к росписи наших коней. На столе у меня представлены деревянные заготовки с разными набросками. Каждый из вас подходит и выбирает тот узор, который вам понравился. Далее готовим свое рабочее место к работе, стелим подложку, на себе завязываем фартучек. Напоминаю вам о правилах техники безопасности, краски мы ни в коем случае не подносим к лицу, не едим, кистью работаем только на бумаге и на деревянной заготовке, не пихаемся и внимательно слушаем меня.  Для начала мы с вами вспомним основные техники мазков, изобразив их на бумаге. Далее, у каждого из вас в соответствии с выбранным дизайном есть свой шаблон росписи, внимательно изучите его и начинайте работу на деревянной заготовке, если нужна будет помощь, то поднимайте руку.  

Физминутка: "Веселые кони"

Ребята, отложите свои работы сушиться, я их покрою позже лаком. Сейчас аккуратно встаньте со своих мест и изобразите настоящих уральских коней под музыку.

4. Этап Эмоционально-рефлексивный (оценочный)
Педагог: Что нового вы узнали на занятии? Чему научились? Что было самым интересным? Что вызвало затруднения? Как вы оцениваете свою работу?

Буду ждать вас на выставке ваших работ!