РЕГИОНАЛЬНАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Статья раскрывает внедрение в образовательные программы художественного направления регионального компонента, дает его характеристику и указывает на средства и условия его эффективного использования в процессе обучения детей Изобразительному искусству.
Ключевые слова: региональный компонент, традиция, обычай, Изобразительное искусство, дополнительное образование, народная культура.
REGIONAL FOLK CULTURE AS A MEANINGFUL RESOURCE FOR ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN
Article opens reveals the introduction of the regional component into the educational programs of the artistic direction, gives its characteristics and indicates the means and conditions for its effective use in the process of teaching children the fine arts.
Keywords: regional component, tradition, custom, fine arts, additional education, folk culture.
В настоящее время можно наблюдать очень большой интерес государства к сохранению традиций народной культуры. История показывает, что утеря своей государственности, политической самостоятельности всегда является началом упадка и деградации этноса, возникает угроза утери им самобытности методами и средствами насильственной ассимиляции. Каждая этническая общность, большая или малая, проживающая на своей этнической территории, так или иначе, стремится к политическому оформлению своей идентичности, в бережном обращении и сохранении своих ценностей и традиций.
Современная социальная ситуация в России характеризуется ориентацией общества на православие и возрождение этнокультуры. Это нашло свое отражение в актуализации идеи этнопедагогики в системе российского общего и дополнительного образования. В наше время, когда в мире так обостряются национальные конфликты, а молодежь предает незаслуженному забвению многие национальные традиции, очень важной задачей для педагогов является проблема воспитания детей в духе согласия, мира и уважения к национальной культуре, языку, истории других народов. Таким образом, концепция предполагает реализацию двух целей – воспитать человека как представителя определенной культуры и как «гражданина мира».
В сфере культуры ежегодно проводится множество мероприятий, направленных на сохранение народных традиций через фольклор, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Так же в сфере дополнительного образования можно наблюдать повышенный интерес к народному творчеству: в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества отдельно выделяются номинации по данной тематике.
Цель данной статьи – поделиться опытом, приобретенным во время обучения учащихся Изобразительному искусству в МБОУ ДО «ДШИ» ПМО, связанным с изучением и сохранением народных традиций через внедрение в образовательные программы художественного направления регионального компонента.
Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов Федерации.
Региональный компонент в разных предметных областях позволяет учащимся рассматривать один и тот же местный материал с разных позиций, что закрепляет знания по истории региона, способствует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края. При этом возрастает степень осознания значимости наследия родного края.
В «Детской школе искусств» Партизанского муниципального района, на отделении Изобразительного искусства, сложилась целая система внеклассной и внешкольной деятельности: «АртМир», пленэр, посещение выставок и музеев, мастерских приморских художников, участие в фестивалях и конкурсах по изобразительному и декоративно - прикладному искусству.
Один из главных корейских праздников, который отмечают в сентябре, называются Чусок. В переводе он так и звучит - "Осенний вечер". Этот праздник урожая отмечают в крае уже 20 лет. На площадке Корейского культурного центра в Уссурийске.
В июне
популярный среди приморцев праздник плодородия Сабантуй проводит
татаро-башкирская диаспора. В переводе с татарского "сабан" - значит
плуг, туй - свадьба. Этот смысл был заложен в традицию, отмечать праздник после
проведения посевных работ. Уже больше 20 раз на территории края с размахом
отметили Сабантуй. Инициатором много лет становится татаро-башкирская
общественная организация "Дуслык".
В другой летний месяц, июль,
жители края отмечают древнейший восточнославянский праздник Ивана Купалы. Его
символы - солнце, лето и зеленый покос. В этот день водят хороводы, прыгают
через костёр и плетут венки.
Навруз считается государственным праздником во многих странах Среднего Востока и Центральной Азии, где приобрел черты мероприятия, объединяющего все нации. Этот день символизирует приход весны и отмечается в марте.
Все эти обычаи собирают людей вместе и объединяют их в «дружную» семью.
Учащиеся отделения Изобразительного искусства ежегодно, в июне, посещают Музейно-образовательный комплекс Палеодеревня и участвуют в конкурсе «Живой источник». На базе Палеодеревни с 2009 года проводится детский этнический фестиваль дальневосточного масштаба «Живой источник», в котором участвуют творческие коллективы и исполнители вокала, хора, инструментальной музыки, хореографии, прикладного искусства. В фестивале участвует детский ансамбль удэгейцев из села Красный Яр Приморского края. Проходят мастер классы по керамике на древнем гончарном круге, каждый желающий может попробовать изготовить изделие из глины.
Палеодеревня - образовательно-туристический комплекс исторических реконструкций, образованный на базе археологического лагеря, работающего на раскопках Екатериновского городища - археологического памятника культуры чжурчжэней (XIII века); представляет собой музей под открытым небом. Комплекс располагается на территории Партизанского района Приморского края. Реализован Музейно-выставочным центром «Находка».
Расположен в 300 метрах от древнего Екетериновского городища (оборонительный вал крепости) эпохи чжурчжэней XIII века у посёлка Боец Кузнецов Партизанского района. На лесной поляне по археологическим и этнографическим материалам были воссозданы дома первобытных людей разных эпох, от палеолита до средневековья. Екатериновское городище было обнаружено в XIX веке, археологические раскопки проводятся с 1960-х годов. Здесь были обнаружены древние жилища; предметы быта из дерева, камня и металла. Площадь городища составляет около 20 гектаров.
Изучение традиций непосредственно влечет за собой новые встречи и знания: прежде всего мы изучаем работы местных мастеров, раз в два года, посещаем этномузей в городе Владивосток.
Так, Татаро - башкирская общественная организация "Дуслык" (Дружба) открыла один из первых этномузеев во Владивостоке. В музее представлены культура и быт татаро - башкирского народа. По всему помещению развешаны рушники, расшитые яркими орнаментами. На стеллажах можно увидеть разные антикварные предметы - украшения из недрагоценных металлов, которые добывают в Башкортостане, национальные музыкальные инструменты, самовары, предметы сервизов и маленькие фигурки из глины, старинные предметы мебели и ручные изделия для украшения домов, куклы и многие другие экспонаты. В музее представлено много книг о татаро-башкирской культуре и истории. Среди самых интересных - юрта, в которую можно войти, а также большая печь, обставленная кухонными предметами и посудой. В центре помещения - экспозиция, показывающая дружелюбие татаро - башкирского народа. Здесь восседают хозяин и хозяйка. На большом накрытом столе греется самовар и разложены традиционные угощения - в том числе, чак - чак. По левую сторону от них - национальная люлька с малышом, а напротив - женский туалетный столик. Посреди импровизированной избы стоит прялка, которой уже много лет. В музеях очень много храниться информации, которую мы можем не только услышать, но и увидеть.
Ценна и исследовательская работа. В 2016 году, совместно с родителями учащихся отделения Изобразительного искусства, ездили на пленэр в Единственный в крае этнографический музей-комплекс «Крестьянская усадьба начала ХХ века», построенная в 1903 году.
Изящная стилизация усадьбы в духе русского деревянного зодчества: нарядные наличники на окнах, ставни, «резные полотенца» под крышей и другие «архитектурные детали». «Изба» - лишь часть большой усадьбы, где расположен каменный колодец, сооруженный китайцами в XIX веке.
В январе 1868 г по этим местам прошел со своей экспедицией Пржевальский, он двигался по льду Уссури из почтово-телеграфной станции Бельцово до станции Тихменева.
В мае 1906 г., через село Подгорное проследовала экспедиция путешественника и писателя В.К. Арсеньева, который в своих записках назвал его старообрядческим, но он ошибался.
Особую ценность села представляет собой хорошо сохранившийся пятистенок из кедрового бруса постройки 1902 г., расположенный на берегу реки, ограждённый плетнем и штакетником. В избе находится русская печь, имеется старинный инвентарь. Во дворе навес, где находятся старинные кузница и амбар, построенный без единого гвоздя.
Благодаря изучению местных традиций, в темах образовательной программы «Композиция станковая» МБОУ ДО «ДШИ» ПМР предложены темы для творческих сюжетных композиций, связанных с накопленным местным материалом: «Праздники и обычаи, «Быт и традиции», «Сказки и легенды», «Национальный костюм» и т.д., Так же в учебных постановках по предметам «Живопись» и «Рисунок» используются старинные элементы быта и костюма наших предков, что позволяет учащимся в процессе длительной работы над постановкой подробно изучить предмет. Представить с каким трудом он выполнен, какую любовь в него вложил мастер.
Такая разнообразная деятельность - хорошая возможность для организации межличностных отношений школьников, педагогов, создания сплоченного ученического коллектива. В процессе этой многоплановой работы происходит развитие общекультурных интересов школьников, которое способствует решению задач нравственного воспитания.
Хотелось бы заметить, что все эти поиски изучения прошлого невозможны, прежде всего, без инициативы педагога, его компетентности в данном вопросе. Поэтому, прежде педагогам самим придется пройти все этапы познания традиций народной культуры.
Наши предки, сохраняя традиции и культуру, вкладывали в это весь смысл своей жизни и надеялись, что нам будут нужны эти знания. Если в наше время так растет интерес к истории, к ее истокам, значит, это немаловажно. Люди надеются восстановить и сохранить то, что заложено веками, чтобы повлиять на будущее.
Содержание регионального компонента в программах изобразительного искусства, имеет большой потенциал воспитательного воздействия на личность школьника, на становление его мировоззрения, дает возможность углубить основные базовые знания и расширить кругозор обучающихся по сохранению культуры коренных народов для будущих поколений, как своей малой Родины, так и народов всей нашей страны.
Библиографический список
1. Бородина, С.Н. Региональный компонент в системе образования современной России: проблемы и значение. // Теория и практика общественного развития. [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/regюnalnyy-komponent-v-sisteme-obrazovaniya-sovremennoy-rossii-problemy-i-znachenie
2. Вяземский, Е.Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы. // Проблемы современного образования. [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-regionalnyy-komponent-obschego-istoricheskogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii-diskussionnye-podhody
3. Кухаренко, Ю.С. Изучение истории родного края во внеурочной деятельности // сайт ГАПОУ «Волгоградский социально-педагогический колледж». [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: https://vspc34.ru/index.php?option=com_conten%20t&view=article&id=1839azovaniya-v-шssiyskoy-federatsii-diskussюnnye-podhodyь.%20–%20М.,%201985
4. Этноатлас Приморского края. [Электронный ресурс]. – 2019.- Режим доступа:
https://assemblyprimorye.ru/files/assembly/860/etnoatlas-primorskogo-kraya-2019.pdf
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.