Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ПРОГРАММА «САЛЮТ, ПОБЕДА!»
Программа «Салют, Победа!» поможет вам сориентироваться в разнообразии
возможной системы жизнедеятельности вашего коллектива в канун юбилея или
очередной годовщины Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной
войне. Советы, подсказки, система различных заданий для вас, ваших родных и
близких, ветеранов, живущих в вашем селе, городе, районе, в программе «Салют,
Победа!» призваны помочь вам в определении примерного содержания,
выбранных вами юбилейных дел.
Программа «Салют, Победа!» состоит из трех системных периодов: «Была
война, была Победа», «Дети и взрослые против войн и насилия» и итогового
периода «Салют и слава годовщине навеки памятного дня!».
«БЫЛА ВОЙНА, БЫЛА ПОБЕДА»
(цикл возможных ключевых и сопутствующих дел)
I. Стартовый период программы.
1. Большой совет школьных друзей «Обсуждаем возможный вариант
программы школы, посвященной Дню Победы над фашизмом».
2. Формирование творческих групп, объединений ребят и взрослых:
– группа разведчиков «Поиск» (поиск ветеранов в микрорайоне школы,
районе, городе, селе, других близлежащих населенных пунктах);
– объединение «Милосердие» (помощь ветеранам);
– группа историков «Наследники» (сбор материалов о судьбе ветеранов, их
военной биографии);
– творческая группа художников, поэтов и прозаиков «Вдохновение»
(художники, плакатисты рисуют рисунки, портреты ветеранов, плакаты,
открытки, бланки телеграмм, посвященные Дню Победы для оформления
выставок в школе, учреждениях культуры, в подарок ветеранам; поэты сочиняют
стихи, поэмы, оды; прозаики пишут рассказы, повести о войне и ветеранах);
– творческая группа «Концертная бригада» (школьные артисты из числа
ребят, учителей и родителей готовят программы с содержанием фронтовых
концертных бригад: песни, стихи, частушки, сценки времен Великой
Отечественной войны; праздничный большой концерт с участием ветеранов);
– группа «Полевая почта» (занимается сбором писем, открыток, телеграмм,
поздравлений, посылок с сувенирами и подарками для ветеранов от ребят ивзрослых; обеспечивает работу почтальонов в предпраздничные и праздничные
дни);
–
творческая группа мастеровумельцев «Город мастеров»
(изготавливают сувениры, подарки ветеранам);
– группа садоводов (выращивают цветы для ветеранов; разбивают цветники,
скверы, парки, аллеи; сажают памятные деревья в честь каждого ветерана);
– группа «Прессцентр» (освещает события юбилейного года в радио, фото
и стенгазетах; выпускает боевые листки, молнии, альманахи; обеспечивает
работу «Информбюро», освещающего значимые события ВОВ);
в сердце
– группа книгоиздателей выпускает книги «Эхо Великой Отечественной
войны
моей семьи», серию «Жизнь замечательных людей»,
посвященную ветеранам ВОВ; книгуэстафету с рассказами, стихами, рисунками
ребят и взрослых о войне и против войны, о мире, о жизни победителей фашизма
и наследниках Великой Победы;
– группа художниковоформителей оформляет школу согласно тематике
юбилейного года;
– сотрудники музеев боевой славы продолжают работу по обновлению и
пополнению экспозиций в музеях; проводят экскурсии для учащихся школы,
родителей и жителей микрорайона, города, села, района;
–
театральные коллективы ставят спектакли,
художественные
композиции, посвященные 60летию Победы.
3. Проведение совместных сборов с ветеранами, работниками учреждений
образования, культуры и спорта по обсуждению планов подготовки и проведения
юбилейных торжеств.
4. Работа над содержанием юбилейной программы «Сотрудничество» с
ветеранами, родителями, учреждениями образования, культуры и спорта.
5. Старт программы «Салют, Победа!».
II. Основной период программы (возможная система ключевых и
сопутствующих дел для ребят и взрослых).
• Пишем «Азбуку Победы»: «Была война народная, священная война».
• Проводим акции:
– «Ветеран живет рядом» (в семье, по соседству, в одном дворе, в
микрорайоне);
– «Ветеранам Великой Отечественной – нашу заботу»;– «Дети и взрослые против войн и насилия»;
– «Обелиск».
• Работаем в читальных залах, библиотеках (организация выставок,
презентаций и творческих обзоров книг о войне и книг, посвященных Великой
Отечественной войне; конкурс на лучшего читателя; пополнение фонда
библиотеки книгами, посвященными событиям прошлой войны; проведение
читательских конференций, часов чтений книг о войне; встречи с писателями,
поэтами, композиторами, актерами; проведение конкурса исполнителей
художественных произведений о войне с участием учителей, воспитанников,
родителей, ветеранов, жителей микрорайонов школы, сел и деревень).
• Проводим встречи:
– с ветеранами ВОВ «День Победы приближали, как могли…»;
– тружениками тыла;
– детьми военных лет «Детство, опаленное войной»;
– встречи победителей и наследников Великой Победы (встречи поколений):
«Нить памяти живую укрепим», «Священной памяти верны».
• Проводим вечера:
– «А музы не молчали» (цикл);
– наших вопросов и ответов ветеранов;
– вопросов и ответов «Вопрос, который я хочу задать ветеранам».
• Проводим Дни ветеранов Великой Отечественной войны в школе:
– участвуем в «Звездных походах»: «Священной памяти верны»; «Мы сегодня
до зари встанем»;
– пишем и «оживляем» календарь Победы;
– организуем работу кинозала;
– пишем Книгу Памяти;
– проводим конкурсвикторину «Что мы знаем о войне?»;
– объявляем конкурс семейных газет «Эхо Великой Отечественной войны в
сердце моей семьи»;
– проводим конкурс фронтовых концертных бригад;
– участвуем в конкурсах: чтецов и вокалистов «О Родине, о мужестве, о
славе» (стихи, отрывки из произведений, песни о войне); поэтов и прозаиков;
юных и взрослых артистов; художников; мастеров на все руки; киносъемщиков.
• Участвуем в творческом театральном конкурсе «На театральных
подмостках – священная война» (постановка спектаклей, пьес, литературно
музыкальных композиций, посвященных ВОВ).• Организуем цикл радиопередач по материалам информационных
сообщений периода Великой Отечественной войны «От Советского
информбюро».
• Восстанавливаем традицию проведения поверки героев «Никто не
забыт».
• Организуем работу «Полевой почты»:
– «Письма, опаленные войной»;
– «Письма победителям».
• Идем в походы по местам боевой славы народа (очные и заочные):
– «По дорогам Великой Отечественной», «Нам дороги эти позабыть нельзя»;
– «По городамгероям»;
– «По местам великих сражений»;
– «По местам трудового подвига народа».
• Выращиваем сад на окне, в школьном дворе или микрорайоне школы, селе,
районе, городе («Цветы для ветеранов»).
• Пишем семейную книгу «Эхо Великой Отечественной войны в сердце моей
семьи».
• Проводим слет КС (красных следопытов, создавших школьные музеи
боевой славы).
• Проводим уроки мужества, отваги, славы «Мы Родину свою собою
прикрывали».
• Открываем фестиваль военной инсценированной песни.
• Готовим цикл радиопередач «Была война, была Победа».
• Проводим часы общения с ветеранами «Живых о прошлом расспросите».
• Организуем часы чтения «Про годы, опаленные войной».
• Идем на экскурсии:
– в музеи боевой славы «А в музее дымом пахнет воздух…»;
– по улицам, носящим имена героев Великой Отечественной войны.
• Проводим эстафету добрых дел наследников Победы над фашизмом
«Священной памяти верны».
III. Декада «Дети и взрослые против войн и насилия» (возможный цикл
ключевых и сопутствующих форм взаимодействия детей и взрослых).• Вечер благодарения ветеранам «Вам люди говорят спасибо!».
• Встреча с ветеранами ВОВ и локальных войн, участниками ликвидации
последствий террористических акций.
• Километры мира (по местам боев, по улицам, носящим имена героев, по
дорогам, лесным тропам).
• Книгаэстафета «Пусть всегда будет мир!».
• Конгресс «Сделаем нашу планету планетой Мира, Добра и Разума».
• Конкурс рисунков «Пусть всегда будет МИР!».
• Костер дружбы «Возьмемся за руки, друзья!».
• Марш протеста «За будущее мира мы в ответе».
• Международный почтамт мира и дружбы.
• Миротворческая акция «Мы выбираем мир!».
• Парк имени Победы (закладка совместными силами детей и взрослых).
• Спортивный праздник «О спорт, ты – мир!».
• Сувенирная мастерская.
• Суд:
– над фашизмом «Мы обвиняем фашизм!»;
– над терроризмом «Мы обвиняем терроризм!».
• Трибуна мира «Мы голосуем за мир!».
• Факельное шествие «Дети и взрослые за мирную жизнь в мирном мире!».
• Форум «За счастливое детство в мирном мире!».
• Игровая программа «Строим город Мира» для младших школьников и
подростков (защита проектов «Наш город Мира»; экскурсии по городу Мира и
работа в его структурах).
• Ярмарка благотворительности и солидарности с людьми, пострадавшими
от войн и террористических актов.
IV. Итоговый цикл торжеств «Салют и слава годовщине навеки
памятного дня!».
• Акция «Наш подарок ветеранам».
• День ветеранов Великой Отечественной войны в школе «Перед вашим
мужеством мы склоняем головы».• День памяти – печальный день: «Нет в России семьи такой, где б ни
памятен был свой герой».
• Вечер отдыха ветеранов «Не стареют душой ветераны».
• Благотворительный марафон «Поможем нашим ветеранам», «Подарим
радость ветеранам».
• Парад победителей и их наследников.
• Юбилейный концерт «Салют, Победа!».
Дополнительный цикл возможных форм общения и КТД.
• Агитбригада (тема программы: «Давайте, люди, никогда об этом не
забудем!»).
• Авторский вечер поэтов, прозаиков, композиторов, пишущих произведения,
посвященные темам мира и войны.
• Агитпоход «Священной памяти верны!».
• Анкета общественного мнения «Чтото с памятью нашей стало?».
• Брифинг откровенности ветеранов Великой Отечественной и участников
локальных войн «Я был на той войне, которая была, но не той, что сочиняли
после…».
• Вахта памяти.
• Военизированная эстафета «Будем ловки и сильны, как защитники
страны».
• Военизированный поход.
• Военизированная полоса препятствий.
• Гайдаровская разведка.
•
День:
пехотинцев, моряков, танкистов, артиллеристов, летчиков,
разведчиков, минеров, связистов, медиков, тружеников тыла, детей ВОВ.
• Декада художественных и документальных фильмов о войне.
• Задушевный разговор с ветеранами ВОВ.
• Защита родов войск ВОВ «Мы все Победу нашу приближали, как могли».
• Установление памятников, обелисков, памятных знаков.
• Комплексная военная спартакиада совместно с воинами Российской
армии и флота.• Конкурс исполнителей частушек на тему ВОВ.
• Костер памяти.
• Костер пионерской отваги «Вспомним их имена».
• Лекцияконцерт «Поклонимся великим тем годам».
• Линейка памяти.
• Литературнохудожественный монтаж «Была война, была Победа».
• Передача традиций от победителей наследникам Победы.
• Обзор военных газет и журналов времен ВОВ и юбилейных материалов
прессы сегодняшних дней.
• Рассказы о забытых героях.
• Рассказэстафета ветеранов Великой Отечественной войны «Время
выбрало нас».
• Секретный тимуровский рейд.
• Смотр строя и песни «Красив в строю, силен в бою».
• Фестиваль военной инсценированной песни «Фронтовые песни не
сдаются, не уходят песни те в запас».
• Шефство над памятниками, обелисками, братскими захоронениями,
мемориалами.