Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.
Оценка 4.9

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Оценка 4.9
Документация +1
docx
обществознание
9 кл—11 кл
03.04.2017
Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.
Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания. Программа предназначена для подготовки учащихся к участию в олимпиадах по предмету, творческих конкурсах. А так же дополнительная подготовка к успешной сдаче итоговой аттестации выпускников 9 - 11 классов. Значение обществознания в школьном образовании определяется ролью обществоведческой науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития экономики, правовых аспектов, развития цивилизационных процессов, научно- технического прогресса. За последние десятилетия темпы развития обществознания и смежных ей наук непрерывно возрастают.
программа сетьевого учителя Степанюк.docx
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Тюменский областной государственный институт развития регионального образования Региональный Центр по работе с одарёнными детьми Лаборатория социально­гуманитарных дисциплин Степанюк Светлана Викторовна  МАОУ «Аромашевская средняя  общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В. Д. Кармацкого» учитель истории и обществознания, высшей категории УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ  Учебно­тематический план для обучающихся   XI – XI классов   форма обучения – сетевая  1 с. Аромашево  2016 – 2017 гг. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Степанюк С. В. Углубленное изучение  обществознания.  Учебно­методический план для обучающихся XI – XI классов.  Форма обучения – сетевая,  с. Аромашево, 2016. Учебно­методический   план   составлен  в   соответствии   с   требованиями Федерального   компонента   Государственного   образовательного   стандарта   основного общего образования; Федерального закона от 29 декабря 2012года №273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  Концепции модернизации российского образования (Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756 ­ р); Федеральная целевая программа развития образования на 2011 ­ 2020 годы  (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 года № 803). Значение   обществознания   в   школьном   образовании   определяется     ролью обществоведческой     науки   в   жизни   современного   общества,   ее   влиянием   на   темпы развития экономики, правовых аспектов, развития цивилизационных процессов, научно­ технического прогресса. За последние десятилетия темпы развития обществознания и смежных ей наук непрерывно возрастают.  Вопросом обучения одаренных детей в отечественной образовательной политике уделяется значительное внимание. Возникшая как альтернатива ускорения, стратегия обогащения   в   обучении   способных   детей,   дает   ребенку   возможность   созревать эмоционально   среди   сверстников,   одновременно   развивая   свои   интеллектуальные способности на соответствующем уровне. В связи с этим была разработана настоящая программа курса     «Углубленное изучение обществознания».   Программа курса ориентирована на дополнительный материал и более сложное содержание   учебного   материала,   направлена   на   увеличение   знаний   в   области обществознания,   а   также   на   развитие   умственных   операций   учащихся     в   системе дополнительного образования одаренных школьников.    1.1. Цели и задачи курса. Цель   ­    организация   индивидуальных   траекторий   развития   познавательных способностей   одаренных   детей   для   использования   знаний   по   обществознанию     при поступлении   в   высшие   учебные   заведения,    научно   – практических конференциях учащихся различных уровней.   участии   в     олимпиадах, Задачи:   Организовать процесс детального, углубленного изучения учащимися наиболее  важных проблем, идей и тем в области экономики, права, логики, философии и  т.д. Закрепить навыки практического применения продуктивного мышления.   Обучить одаренных школьников методам научно­исследовательского труда в  теоретической и практической деятельности. Развивать познавательные и творческие способности и навыки.   Способствовать развитию сознания и самосознания детей, пониманию связей с  другими людьми, культурой природой и т.д. 1.2. Компетенции обучающихся, формируемые в результате изучения курса. После изучения курса учащиеся должны знать:   ­ значимые черты современной   картины мира; 3         ­ методы познания общества (наблюдения, измерения, эксперимент); ­ идеи измерения времени и его взаимосвязь с  общественными явлениями; ­ тенденции развития общества; ­роль человека в системе общественных  отношений; ­особенности социально­гуманитарного познания; ­содержание   и   значение   социальных   норм,   регулирующих   общественные отношения; ­сущность общества как формы совместной деятельности людей; ­ основные разделы обществоведческого курсаю. Учащиеся должны уметь:  ­ практически пользоваться категориями научной информации (экспериментальный  факт, эмпирический закон, гипотеза, моделирования, теоретический вывод,  экспериментальная проверка теории, практическое применение:            ­ исследовать общественные явления и устанавливать закономерности; ­ пользоваться  дополнительным материалом; ­   делать   выводы   из   результатов   экспериментов,   оформлять   результаты эксперимента в виде таблиц, графиков, схем  и т.п.; ­ ­ анализировать причинно­ следственные связи; ­ объяснять, определять влияние тех или иных событий, происходящих в стране и мире ; ­использовать данные СМИ для своих проектов; ­извлекать   информацию   из   различных   источников,   подготовить   рефераты   или доклады; ­объяснять   взаимосвязи   изученных     (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); ­использовать   приобретенные   умения   повседневной жизни; ­ сознательно владеть теорией.   в   практической   деятельности   и   социальных   объектов   4 № 1 2 3 4 5 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  СЕНТЯБРЬ  Виды учебной работы, в час. Тема стационар (по месту проживани я детей) консуль тации выезд­ ные занятия консу льтац ии Теоретические аспекты  реализации проектного  метода. Постановка проблемы,  создание проблемной   ситуации,  обеспечивающей  возникновение вопроса,  аргументирование  актуальности проблемы Планирование  исследовательских  (проектных) работ и  выбор необходимого  инструментария. Поиск  решения  проблемы, проведение  исследований  (проектных работ) с  поэтапным контролем и  коррекцией результатов  включают: Формирование  аналитического и  критического мышления  учащихся в процессе  творческого поиска и  выполнения  исследований. Всего часов за месяц. 2 3 3 2 2 12 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 1 2 ­ 4 Формы текущего контроля Итого часов по теме 4 2 4 4 2 16 Изучение  литературы по  теме. Решение  проблемных  заданий.  Планирование  проекта.  Составление плана исследования. Создание проекта. Составление  списка тем  проектов.  Задания  исследовательског о характера в  качестве  домашних и  дополнительных  заданий по выбору. 5 Тема ОКТЯБРЬ  Виды учебной работы, в час. стационар (по месту проживани я детей) консуль тации выезд­ ные занятия консу льтац ии Формы текущего контроля Итого часов по теме Человек и общество в  философских учениях  ХХ – ХХI вв. Современные теории  глобального  мироустройства. Теории   происхождения человека и общества.   история   и Исторический процесс. Религия: современность Различное содержание в  разных вариантах:  задание ориентировано  на проверяемое умение  (задание на выбор  верных позиций из  списка) Всего часов за месяц 3 3 3 3 12 1 1 1 1 4 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 4 Конспект, схема  «Теории  глобального  мироустройства» Анализ источника. Написать эссе. Решение  тематического  теста. 4 4 4 16 6 № 1 2 3 4 Тема НОЯБРЬ  Виды учебной работы, в час. стационар (по месту проживани я детей) консуль тации выезд­ ные занятия консу льтац ии СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Основные этапы  становления  социологической мысли. Социальные группы:  типология и основы  функционирования. Социальная структура,  стратификация,  мобильность. Основные институты  современного общества:  семья, религия, наука,  образование. Анализ актуальной  информацию о  социальных объектах,  выявляя их общие черты и различия;  устанавливать  соответствия между  существенными чертами  и признаками изученных  социальных явлений и  обществоведческими  терминами и понятиями. Всего часов за месяц 3 3 3 3 12 1 1 1 1 4 Формы текущего контроля Итого часов по теме 4 4 4 4 16 Структурирование информации,  конспект занятия. Решение  тематического  теста. Конспект  занятия. Конспект по теме.  Решение  тематических  тестов,  составление  познавательных  заданий. Решение  тематических  заданий. Анализ  информации из  различных  источников,  конспект анализа  источника. 7 Тема ДЕКАБРЬ  Виды учебной работы, в час. стационар (по месту проживани я детей) консуль тации выезд­ ные занятия консу льтац ии Формы текущего контроля Итого часов по теме Анализ и разбор заданий  олимпиады  муниципального этапа по обществознанию.  Работа   со   схемами, таблицами.  Задания   на   анализ приведенных в   диаграмме данных. Работа с графиками. Анализ построение таблиц. таблиц   и   2 3 3 3 1 Всего часов по теме 12 ­ 1 1 1 1 4 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 4 2 4 4 2 16 Решение  олимпиадных  заданий. Решение  олимпиадных  заданий со  схемами. Решение заданий с  диаграммами. Решение заданий с  графиками. Анализ таблиц и  построение  таблиц. 8 Тема ЯНВАРЬ Виды учебной работы, в час. стационар (по месту проживани я детей) консуль тации выезд­ ные занятия консу льтац ии Формы текущего контроля Итого часов по теме 2 3 2 1 Экономика и  экономическая наука.  Функционирование рынка. Фирма в экономике. Роль   государства   в экономике.   Налоги. Государственный бюджет. Экономический   рост. Экономический   цикл. Безработица и инфляция.   ­ 1 ­ 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 2 4 2 2 Конспект  теоретического  материала. Решение  тематических  заданий. Решение заданий  на анализ двух  суждений. Решение заданий   на обращение к  социальным  реалиям и  графической  информации. 9 2 Банковская   система. Монетарная   (денежно­ кредитная)   политика. Мировая экономика. Всего часов за месяц 10 ­ 4 ­ ­ Решение заданий   на обращение к  социальным  реалиям и  графической  информации. 2 12 Тема ФЕВРАЛЬ  Виды учебной работы, в час. стационар (по месту проживани я детей) консуль тации выезд­ ные занятия консу льтац ии Эссе по обществознанию  и его виды. Признаки  эссе. Алгоритм действий   при написании эссе.  3 3 1 1 ­ ­ ­ ­ Итог о часо в по теме 4 4 Формы текущего контроля Написание эссе.  Изучение теории. Написание эссе. 10 Основы источников.   анализа 3   Работа информационным текстом. с 3 Всего часов за месяц 12 1 1 4 ­ ­ ­ ­ Решение  социальных  задач: работа с  информацией,  представленной в  графической и  табличной форме,  анализ диаграмм,  графиков таблиц,  формулирование  выводов по теме. Составление  текстовых,  сравнительно ­обобщающих и  конкретизирующих  таблиц, логических и текстовых схем,  планов  (развернутого,  структурно ­логического,  тематического),  тезисов, конспекта. 4 4 16 Тема МАРТ  Виды учебной работы, в час. стационар (по месту проживани я детей) консуль тации выезд­ ные занятия консу льтац ии Формы текущего контроля Итого часов по теме ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА. 11 Политика как сфера  человеческой  деятельности. Факторы,  обусловливающие  политическую жизнь  общества. Функционирование  политических  отношений.  Политическое сознание.   функции, Признаки, формы государства. Правовое   государство   и гражданское общество. Политическая система и  политический режим.  Персонификация власти  и политический режим  Социальные функции  СМИ в политической  жизни российского  общества.  Политические идеологии:   либерализм, консерватизм, социализм. Мировая политика.  3 2 1 2 1 1 2 Всего часов за месяц 12 1 ­ 1 ­ 1 1 ­ 4 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Конспект,  конспект – схема. Таблица по  теоретическому  материалу,  тематический  тест. Составление  опорных схем,  решение  тематических  тестов. Конспект – схема,  выполнение  творческих  задание. Работа с  источником  (газеты, журналы и др.) Решение  тематических  тестов,  составление тестов по теме. Конспект, решение познавательных  задач. 4 2 2 2 2 2 2 16 АПРЕЛЬ  12 Тема Виды учебной работы, в час. стационар (по месту проживани я детей) консуль тации выезд­ ные занятия консу льтац ии Итого часов по теме Формы текущего контроля ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. Гражданское право Семейное право Жилищное право Трудовое право Административное право административный процесс.   и Уголовное   право   и уголовный процесс Правовое   регулирование в   различных   сферах общественной жизни. Международное право 2 2 1 1 1 1 4 Всего часов за месяц. 12 ­ ­ 1 1 1 1 ­ 4 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Подготовка  вопросов для  самопроверки. Конспект статей  Семейного  кодекса РФ. Практическая  работа, решение  тематических  тестов Конспект – схема,  решение тестов. Разработка  заданий на  сравнение  суждений. Разработка  заданий на  сравнение  суждений. Решение  тематических  тестов, конспект  основного  материала. 2 2 2 2 2 2 4 16 13 МАЙ  Виды учебной работы, в час. Тема стационар (по месту проживани я детей) консуль тации выезд­ ные занятия консу льтац ии 1 2 3 2 2 Этапы работы над исследованием. Изучение требований содержанию проекта.   к Содержание  исследовательско й работы. 2 ­ ­ 2 2 6 ­ ­ ­ ­ ­ ­ Формы текущего контроля Итого часов по теме Составление плана работы над проектом.   4   к Изучение требований содержанию проекта. Работа над  содержание  проекта. 2 2 8 14 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Проектно – исследовательская деятельность. 16 часов. Теоретические аспекты реализации проектного метода. Понятие «проект».  Метод проектов (от греческого «путь исследования») – это система обучения, гибкая модель   организации   учебного   процесса,   ориентированная   на   творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических   возможностей,   волевых   качеств   и   творческих   способностей   в   процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость. Учебный   творческий   проект –   самостоятельно   разработанное   и   изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, выполненное под контролем и консультированием учителя. Под проектным   обучением понимается   организация   образовательного   процесса, направленная   на  решение   обучающимися   учебных   задач   на  основе   самостоятельного сбора по заданным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Постановка   проблемы,   создание   проблемной   возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы. Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и   умозаключения;   организацию   наблюдения,   планирование   и   проведение   простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных   источников   информации;   обсуждение   и   оценку   полученных   результатов   и применение   их   к   новым   ситуациям;   умение   делать   выводы   и   заключения;   умение классифицировать. Планирование   исследовательских   (проектных)   работ   и   выбор   необходимого инструментария.   ситуации,   обеспечивающей В   ходе   планирования   и   выполнения   учебных   исследований   учащиеся   освоят умение  оперировать   гипотезами  как   отличительным   инструментом   научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки. В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены: • потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт; • основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; • основы ценностных суждений и оценок; • уважение   к   величию   человеческого   разума,   позволяющего   преодолевать невежество   и   предрассудки,   развивать   теоретическое   знание,   продвигаться   в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами; 15 • основы   понимания   принципиальной   ограниченности   знания,   существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.   Поиск     решения   проблемы,   проведение   исследований   (проектных   работ)   с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают. Первым   этапом   познавательного   процесса   является   осознание   проблемной   ситуации, затем   речевая   формулировка   проблемы   и   мотивации   деятельности   учащихся   по выдвижению предположения способа решения. В процессе анализа проблемной ситуации определяется  тот  элемент   ситуации,   который   вызвал   затруднение.   Таким   элементом считается проблема. Выявление проблемы и ее формулировка, т.е. определение сути затруднения,   производится   через   анализ   известного   и   неизвестного,   их   связи   и отношений, что приводит к синтезу и обобщению. Все вышеперечисленные признаки характерны и для критического мышления. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном   цикле   изделий   –   от   зарождения   замысла   до   материальной   реализации   и использования   на   практике.   При   этом   важной   стороной   проектирования   является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов. На   каждом   этапе   проектирование   должно   соединять   мысль   ребенка   с   действием   и действие – с  мыслью,  культуру гуманитарную – с культурой технической,  труд  – с творчеством, художественную деятельность – с проектированием и конструированием, технологию – с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира. Формирование   аналитического   и   критического   мышления   учащихся   в  процессе творческого поиска и выполнения исследований. Существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критического мышления. Так, необходимо: 1. Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления. 2. Давать возможность учащимся размышлять.  3. Принимать различные идеи и мнения.  4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе.  5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.  6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критическое суждение.  7. Ценить проявление критического мышления.    При этом учащиеся должны:  1. Развивать уверенность в себе и понимать ценность своих мнений и идей;  2. Активно участвовать в учебном процессе;  3. С уважением выслушивать различные мнения;  4. Быть готовыми как формировать суждения, так и воздерживаться от иных. Тема 2. Человек и общество. 16 часов. Человек и общество в философских учениях ХХ – ХХI вв. Возникновение   философии,   различия   мифологического   и   философского познания.   Философия   Древней   Греции:   Анаксимен,   Анаксимандр,   Гераклит,   Зенон, Демокрит, Сократ. Платон и Аристотель об устройстве общества. Ш.Монтескье, Ж­Ж.Руссо о сущности общества и общественном договоре. Идея естественного состояния в трудах Гоббса и Локка. Общество и государство в трудах Спинозы. Проекты   справедливого   устройства   общества   во   взглядах   социалистов­ утопистов. Трудовая теория А. Смита. Закон народонаселения Т. Мальтуса. 16 Становление социологии. О.Конт. Г. Спенсер.  Теоретические взгляды Г. Гегеля. Диалектика.. К.Маркс и Ф.Энгельс – предпосылки возникновения марксизма. Исторический материализм.   Современные теории глобального мироустройства Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации. Современный марксизм.  И. Валлерстайн: теория мира как единой системы.  Ф. Фукуяма: теория триумфа либерализма.  С. Хантингтон: теория единства человечества через «столкновение цивилизаций». Теории происхождения человека и общества Происхождение   человека,   как   биологического   вида.   Теории   происхождения человека:   эволюционная,   креационизм,   теория   внешнего   вмешательства,   теория пространственных аномалий. Стадии эволюции человека: австралопитек, питекантроп, палеантроп, неоантроп. Вопрос о прародине человека. Происхождение общества.  Исторический процесс Типы   социальной   динамики   и   факторы   изменения   социума.   Роль   народа   в историческом   процессе.   Социальные   группы   и   общественные   объединения.   Роль личности в истории. Теория локальных цивилизаций. Теория общественно­экономических формаций. Теория постиндустриального общества.   Религия: история и современность  Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые   Религия   в   современном   мире.   Принцип   свободы   совести. религии. Межконфессиональные отношения, религиозный радикализм.  Тема 3. Социальные отношения  Основные этапы становления социологической мысли.  Основные   этапы   развития   социологии.   Формирование   основных   принципов   научной социологии   в   трудах   Конта,   понятие   позитивного   метода.   Отличие   социологии   от социально­философских   учений.   Вклад   теории   Маркса   об   определяющей   роли экономических   отношений   в   функционировании   и   изменении   общества   в   развитие социологии.   Понятие   общественно­исторической   формации.   Концепция   классов, классовой борьбы и социальной революции в работах К. Маркса. Значение концепции М. Вебера для развития социологии. Концепция Вебера о роли протестантской этики в возникновении западного капитализма. Понятие социального действия, его признаки и основные типы. Социальные группы: типология и основы функционирования.  Группа   как   субъект   социальных   отношений.   Основные   признаки   социальной   группы. Группа,   квазигруппа,   социальная   категория.   Типология   социальных   групп.  Малые средние и большие группы, первичные – вторичные, группы референтные и целевые. Основные   критерии   их   выделения.  Понятие   социальной   роли,   ролевая   структура группы. Типовые роли в группе, понятие лидерства. Ролевые и межролевые напряжения, причины   возникновения   и   способы   разрешений.   Социальные   нормы   и   ценности,   их классификации. Понятие аномии. Социальный контроль и отклоняющееся поведение.  17 Понятие   социального   контроля,   его   задачи   и   основные   механизмы.   Внешний   и внутренний,   формальный   и   неформальный   социальный   контроль.   Особенности социального контроля в различных типах обществ (традиционное и индустриальное), в различных   возрастных   категориях.   Типология   отклоняющегося   поведения,   его относительность.  Основные   подходы   к   объяснению   природы   отклоняющегося поведения.   Роль   отклоняющегося   поведения   в   развитии   общества.  Строение общества.  Различные   подходы   к   определению   общества   и   его   строения.   Причинные   и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни.   Социальная структура, стратификация, мобильность. Социальный статус человека. Соотношение статуса и роли, понятие ролевого набора. Классификации   социальных   статусов.   Понятие   социальной   структуры.   Основные подходы   к   объяснению   природы   социального   неравенства   (К.   Маркс,   П.   Сорокин). Социальные   слои,   классы,   страты,   основные   критерии   деления   (М.   Вебер).   Понятие социальная мобильность и ее основные виды: горизонтальная и вертикальная, групповая и индивидуальная, внутрипоколенная и межпоколенная, структурная.  Мобильность и миграция.   Социальная   структура   и   мобильность   в   российском   обществе   на   разных этапах его развития.  Основные институты современного общества: семья, религия, наука, образование. Определение   социального   института,   основные   типы   социальных   институтов. Многообразие функции социальных институтов в обществе, функции явные и латентные. Базовые   элементы   социального   института.   Возникновение   институтов,   процесс институционализации.  Основные   институты   современного   общества   и   их взаимодействие.   Общие   принципы   строения   и   функционирования   социальных институтов   (политических,   экономических,   образовательных,   церковных,   семейно­ родственных   и   пр.).Семья   как   социальный   институт   и   малая   группа.   Социальные функции семьи. Основные исторические типы семьи, семья в современном обществе, тенденции   развития.   Основные   идеи   социологии   религии   (К.   Маркс,   Э.   Дюркгейм, М.Вебер):   социальные   функции   религиозных   институтов,   типы   религиозных организаций.   Наука   как   вид   духовного   производства   и   социальный   институт. Социальная организация науки, социальные факторы ее функционирования и развития. Современные   представления   о   роли   сообществ   ученых   в   развитии   науки.   Теория научных   парадигм.   Образование   как   институт.   Историческая   эволюция   форм образования,   массовое   и   элитарное   образование,   социальные   причины   возникновения системы массового образования. Цели и функции образования в современном мире (в т.ч. самообразование, неформальное образование).  Тема 4. Подготовка к олимпиадам разного уровня. 16 часов. Анализ и разбор заданий  олимпиады муниципального этапа по обществознанию.  Работа со схемами, таблицами.  Задания на анализ приведенных в диаграмме данных. Работа с графиками. Анализ таблиц и построение таблиц. Тема 5. Экономическая жизнь общества. 12 часов. Экономика и экономическая наука.  Свободные   и   экономические   блага.   Факторы   производства.   Доходы   собственников факторов   производства.   Ограниченность   (редкость)   факторов   производства   и 18 Акционерное   общество. безграничность потребностей: проблема выбора. Факторы производства и факторные доходы. Функционирование рынка.  Рынок   и   рыночный   механизм.   Спрос,   величина   спроса,   закон   спроса,   детерминанты спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение, величина предложения, закон предложения, детерминанты предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Рыночное равновесие. Изменение параметров рыночного равновесия. Взаимозависимые рынки.   Воздействие   на   рынки   фиксированных,   максимальных   и   минимальных   цен. Воздействие на рынки налогов. Фирма в экономике.  Организационно­правовые формы предприятий. Индивидуальное предпринимательство. Товарищество.   Ограниченная   и   неограниченная ответственность. Преимущества и недостатки различных форм предприятий. Основные источники финансирования бизнеса. Рынок ценных бумаг и его роль в финансировании бизнеса.   Экономические   условия   деятельности   фирмы.   Постоянные   и   переменные затраты. Разнообразие отраслевых рынков.  Экономический рост. Экономический цикл. Безработица и инфляция.  Основные   макроэкономические   показатели.   Понятие   валового   внутреннего   продукта (ВВП).   Реальный   и   номинальный   ВВП.   Понятие   экономического   цикла.   Фазы   цикла. Поведение основных макроэкономических показателей на разных фазах цикла. Понятие экономического   роста.  Факторы экономического   роста.   Преимущества   и   недостатки   экономического   роста. Экономический   рост.   Виды   безработицы.   Последствия   безработицы.   Закон   Оукена. Причины возникновения инфляции и ее последствия. Роль   государства   в   экономике.   Налоги.   Государственный   бюджет.  Бюджетный дефицит   и   бюджетный   излишек.   Способы   финансирования   бюджетного   дефицита (эмиссионное   и   долговое)   и   их   последствия.   Государственный   долг.   Экономические последствия долга. Фискальная (бюджетно­налоговая) политика.  Тема 4.6. Банковская система. Монетарная (денежно­кредитная) политика. Структура   банковской   системы.   Центральный   банк   и   его   функции.   Монетарная (денежно­кредитная) политика, ее цели и инструменты. Изменение нормы обязательных резервов. Изменение учетной ставки процента. Операции на открытом рынке и их виды. Передаточный   механизм   монетарной   политики.  Коммерческие   банки:   основные функции, операции и роль в экономике.   Мировая экономика. Что   такое   мировая   экономика.   Становление   и   развитие   мировой   экономики. Международные экономические отношения. Международная торговля. Внешнеторговая политика. Обменный курс валют. Плавающий и фиксированный обменный курс.    Измерение   темпа   экономического   роста. Тема 6. Эссе и практическая работа с текстом. 16 часов. Эссе   по   обществознанию   представляет   собой   творческое   мини   ­   сочинение   по конкретной   проблеме,   имеющей   отношение   к   одной   из   базовых   обществоведческих проблем: философии, культурологи, экономике, социологии, политологии, праву. Темы сформулированы в виде ярких высказываний, парадоксальных утверждений философов, писателей,   ученых.   Виды   эссе:   художественно   ­   публицистические,   философские, исторические,   литературно   —   критические. Алгоритм действий  при написании эссе   религиозные,   духовно   ­ 1. Знакомится с предложенными темами и выбирает ту, в которой может показать свою компетентность. 19 Определяет смысл предложенного высказывания. (Отвечает на вопрос: «что, по моему мнению, хотел сказать автор?») Формулирует проблему, и осмысливает ее в контексте базовой науки. (Отвечает на вопросы: «С какими основными выводами, теоретическими положениями может быть связана   данная   проблема?»   «Что   я   должен   знать   из   теории   базовой   науки,   чтобы раскрыть эту проблему?») Формулирует свое отношение к высказыванию. (Отвечает на вопрос: «Согласен ли я с ним? Какова моя собственная позиция по проблеме? Будет ли мое эссе посвящено критики, или обоснованию позиции автора?») Определяет набор обществоведческих терминов, понятий, обобщений, которые потребуются для выражения и обоснования своей позиции на теоретическом уровне. Отбирает   факты,   примеры   из   истории,   из   общественной   жизни,   из   личного социального опыта, которые убедительно обосновывают его позицию. Работа   с   черновиком.   Писать   полный   текст   не   рекомендуется.   Желательно сделать   предварительные   записи   в   свободной   форме.   Это   может   быть   все,   что понадобиться   в   эссе   понятия,   формулировки   проблемы,   цитаты   других   авторов, ассоциации, имена, события и т.п. Самостоятельная работа с информационным текстом.  Приемы работы с текстами:  чтение и анализ;  выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;  комментированное чтение;  коллективный разбор текста;       формулирование вопросов к тексту;   обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений;  выявление различных подходов к общественно­историческому развитию;  анализ аргументации авторов;  нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления  нескольких источников;  2. 3. 4. 5. 6. 7.      формулирование обобщенных выводов;        выявление причинно­следственных связей и построение логической цепи  суждений;  составление текстовых, сравнительно­обобщающих и конкретизирующих  таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно ­логического, тематического), тезисов, конспекта;  подготовка сообщений, рефератов и т.д.  Тема 7. Политическая жизнь общества. 16 часов. Политика   как   сфера   человеческой   деятельности.   Власть,   легитимность, легальность.  Мир политики и его границы. Политика и насилие. Политика и согласие. Политика как аппарат   легитимного   господства   и   специфическая   профессиональная   деятельность (Макс Вебер). Основные субъекты политики. Проблема гражданской компетентности. Содержание   власти.   Политические   и   неполитические   выражения   власти.   Различные понимания   власти.   Традиционные   (насилие,   наследство,   богатство)   и   современные (знание)   источники   власти.   Концепция   власти   Макса   Вебера.   Власть   и   легальность. Традиционная,   харизматическая   и   рационально­легальная   легитимность.   Аспекты власти.   Директивный   аспект   власти:   власть   как   господство,   обеспечивающее выполнения указания. Функциональный аспект власти: власть как способность и умение 20 реализовать   функцию   общественного   управления.   Коммуникативный   аспект   власти: отправление   власти   путем   общения.   Ограничения   политической   власти   посредством разделения   властей,   создания   правового   государства   и   конституционных   гарантий гражданских   прав   и   свобод.   Распределение   власти   между   сторонами   властных отношений. Пространственное (территориальное) распределение власти.  Признаки, функции, формы государства.  Основные   причины   возникновения   государства.   Теории   происхождения   государства. Государство   как   центральный   институт   политической   системы.   Понятие,   сущность, основные   признаки   и   функции   государства.   Институт   бюрократии.   Типы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Типы правления: республики и монархии.  Правовое государство и гражданское общество.  Гражданское   общество,   его   сущность   и   структура.   Основные   интерпретации гражданского общества. Правовое государство. Понятие и типология прав человека: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Свобода совести. Конституция РФ. Права и свободы человека по Конституции РФ. Группы в политике. Политическая   система   и   политический   режим.   Характеристики   демократии, авторитаризма и тоталитаризма.  Системный   подход   в   изучении   политики.   Понятие   политической   системы.   Функции политической   системы.   Понятие   политического   режима.   Типологии   политических режимов.   Механизмы   функционирования   политических  режимов.   Недемократические политические режимы. Истоки тоталитаризма. Отличительные признаки тоталитарных режимов.   Специфика   реально   существовавших   тоталитарных   режимов:   теория   и практика. Авторитарные режимы. Современные разновидности авторитарных режимов. Демократия   как   политический   режим   и   состояние   общества.   Исторические   формы демократии.   Теории   демократии.   Проблема   «тирании   большинства»   и   способы   ее предотвращения. Политические идеологии: либерализм, консерватизм, социализм.  Политическая   идеология:   сущность,   функции   и   уровни.   Подходы   к   пониманию идеологии. Основные политические идеологии: либерализм, консерватизм, социализм. Современные версии классических идеологий. Мировая политика.  Международное   и   мировое   измерение   современной   политики.   Глобализация: политические,   социальные,   экономические   и   другие   проявления.   Противоречия глобализации.   Государственные   и   негосударственные   субъекты   мировой   политики. Интеграционные процессы в современном мире. Глобальные проблемы современности. Функционирование  политических  отношений на трех уровнях: институциональном, представительном и индивидуальном. Тема 8. Правовое регулирование общественных отношений. 16 часов. Гражданское право. Гражданское   право   как   отрасль   российского   права.   Субъекты   (участники) гражданско – правовых отношений. Сделки и представительство. Обязательное право. Понятия и сущность договора. Виды договоров. Право собственности и его виды. Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита неимущественных прав. Гражданско   ­   правовая   ответственность   и   способы   защиты   гражданских   прав. Предпринимательство   и   предпринимательское   право.   Государство   как   субъект отношений.   Правовые   средства   государственного   регулирования   экономики. Организационно   –   правовые   формы   предпринимательской   деятельности.   Правовое 21 регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Наследственное право. Семейное право. Правовые нормы института брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов.   Родители   и   дети:   правовые   основы   взаимоотношений.   Алиментные обязательства. Жилищное право. Жилищные   правоотношения.   Реализация   гражданами   права   на   жилье.   Жилищный фонд, регистрация, приватизация, жилищные правоотношения, право на жилище. Трудовое право. Понятие трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и трудоустройство.   Порядок   взаимоотношений   работников   и   работодателей.   Трудовые споры   и   дисциплинарная   ответственность.   Материальная   ответственность.   Рабочее время и время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Административное право и административный процесс. Административное право и административные правоотношения. Административные правонарушения и административная ответственность. Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях. Уголовное право и уголовный процесс. Понятия   уголовного   права.   Основные   виды   преступлений.   Организованная преступность.   Основания   уголовной   ответственности.   Виды   наказаний.   Понятие уголовно­процессуального   права.   Особенности   уголовного   процесса   по   делам несовершеннолетних. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни. Правовое регулирование денежного обращения. Банковская система РФ. Экологическое право.   Государственная   политика   РФ   в   области   образования.   Права   и   обязанности субъектов образовательных правоотношений. Организационно­правовые формы высших учебных заведений. Правила поступления и обучения в вузе. Юридические профессии: судьи   и   адвокаты.   Юридические   профессии:   прокуроры,   нотариусы,   следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста. Международное право. Понятие   международного   права.   Принципы   и   субъекты   международного   права. Организация объединенных наций и защита прав человека. Европейский суд по правам человека.   Значение   международного   гуманитарного   права   в   современном   мире. Правовое   регулирование   поведения   участников   международных   вооруженных конфликтов.  Тема 9.  Содержание исследовательской работы. 8 часа. 1. Ведение. Постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель работы, задачи,  которые решаются во время работы, личное отношение автора к проблеме 2.Литературный обзор, теоретическая часть а) Словари, энциклопедии  теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к  реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год  издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой. б) В теоретической части должно быть цитирование других авторов, высказывания,  касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.  школьные учебники  → →  монографии   научные статьи по  → 22 в) Ссылки: • • • прямая речь; слова автора проекта; в скобках указывается номер источника из списка литературы 3.Практическая часть а) Описание методики, если применяется много методик или они длинны, то только их  названия, а методики выносятся в приложения б) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы. 4. Заключение. Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был  достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе 5. Благодарность. Выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь 6.Список литературы. ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ №  Темы Виды СРС обязательные дополнительные 1 2 Теоретические аспекты  реализации проектного  метода. Постановка проблемы,  создание проблемной   ситуации,  обеспечивающей  возникновение вопроса,  аргументирование  Первое полугодие Изучение литературы  по теме. Изучение литературы  по теме. Решение проблемных  заданий Изучение  дополнительной  литературы, по теме  «Постановка  проблемы, решение  проблемной  Кол­ во часов Мах. кол­ во балло в 2 4 23 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1212 актуальности проблемы Планирование  исследовательских  (проектных) работ и  выбор необходимого  инструментария. Поиск  решения  проблемы, проведение  исследований.  Формирование  аналитического и  критического мышления  учащихся в процессе  творческого поиска и  выполнения исследований. Человек и общество в  философских учениях ХХ – ХХI вв. Современные теории  глобального  мироустройства. Теории   происхождения человека и общества. Планирование проекта. Создание проекта  Задания исследовательского характера   в   качестве домашних   и дополнительных заданий по выбору. Составление схемы «Теория глобального мироустройства» Анализ источников по теме. Представление результатов в таблице. ситуации». Изучение  дополнительной  литературы по данной  теме. Проектная работа  с  поэтапным контролем  и коррекцией  результатов  включают: Задания  исследовательского  характера в качестве  домашних и  дополнительных  заданий по выбору. Изучение  дополнительной  литературы по теме  «Современна западно  – европейская  философия.» Изучение  дополнительной  литературы по темам  «Теория внешнего  вмешательства»,  «Теория  пространственных  аномалий», «Теория  творения  (креационизм)». Разработка тестовых  заданий.   история   и Исторический процесс. Религия: современность Различное содержание в  разных вариантах: задание ориентировано на  проверяемое умение. Основные этапы  становления  социологической мысли. Социальные группы:  типология и основы  функционирования. Социальная структура,  Написание эссе по философии. Решение задание на выбор верных позиций из списка. Решение задание на  выбор верных позиций из списка. Структурирование информации. Конспект – схема по теме. Конспект  « Основные периоды  и этапы развития  социологической мысл и» Презентация  «Современные  социальные группы». Конспект – схема по Изучение  4 4 2 4 4 4 4 4 4 4 24 стратификация,  мобильность. Основные институты  современного общества:  семья, религия, наука,  образование. Анализ актуальной  информацию о  социальных объектах,  выявляя их общие черты и различия;  устанавливать  соответствия между  существенными чертами и признаками изученных  социальных явлений и  обществоведческими  терминами и понятиями. Анализ и разбор заданий   олимпиады  муниципального этапа по  обществознанию.  Работа   со   схемами, таблицами.  12 13 14 15 16 теме. дополнительной  литературы по теме. Решение тематических тестов. Составление  познавательных  заданий на  установление  соответствие. Решение олимпиадных заданий регионального этапа   Всероссийской олимпиады школьников,   прошлых лет. Решение олимпиадных заданий со схемами. 4 2 4 4 4 2 25 Изучение  дополнительной  литературы по темам  политика, право,  социология. Составление заданий – схем по  обществоведческим  текстам. Решение олимпиадных заданий  Всероссийской  олимпиады  школьников. Анализ экономических ситуаций. Рассмотрение исторического примера через призму обществоведческого анализа. Решение олимпиадных заданий  Всероссийской  олимпиады  школьников.   анализ Задания   на приведенных в диаграмме данных. Решение олимпиадных заданий на анализ диаграмм. 17 Работа с графиками. Решение олимпиадных заданий с графиками 18 таблиц Анализ построение таблиц.     и Решение олимпиадных заданий на анализ таблиц и построение таблиц. Второе  полугодие 19 Экономика и  экономическая наука.  Составление конспекта лекции. Решение тематических тестов. 20 Функционирование   рынка. Фирма в экономике. Решение тематических тестов. 21 22 23   государства   в Роль Налоги. экономике. Государственный бюджет.   Экономический Экономический Безработица и инфляция. рост. цикл.     Банковская   Монетарная   кредитная)   Мировая экономика. система. (денежно­ политика. 24 Эссе по обществознанию и его виды. Признаки эссе. 25 Алгоритм   действий     при написании эссе.  Составление тезисного плана. Решение тематических тестов. Составление  текстовых,  сравнительно ­ обобщающих и  конкретизирующих  таблиц, логических и  текстовых схем,  планов.  Написание   сочинений – эссе.   Формулирование кратких и развернутых   ответов. Написание характеристик деятелей.   Написание сочинений – эссе. Задания  исследовательского  характера в качестве  домашних и  дополнительных  заданий по выбору. Изучение  дополнительной  литературы по  составлению  тезисного плана. Анализ  экономических  ситуаций.  Рассмотрение  исторического  примера через призму  обществоведческого  анализа. Изучение  дополнительной  литературы. Изучение  дополнительной  литературы по теме. Изучение примерных  эссе по темам:  политика, право,  социология,  философия. 26 Основы   анализа источников. Работа   с   научной литературой,   навыки работы с документальными источниками, статистическими   Представление  информации  в  наглядно­ схематичном виде,  выстраивание логики  публичной защиты,  2 4 4 2 2 4 4 4 26 данными, 27 Работа с информационным текстом. Самостоятельный  подбор документов  теме: «Экономика,  политика, право». формирование  системы аргументов и  доказательство  собственной  концепции. Самостоятельное  составление  учащимися вопросов к документу. 28 29 30 31 32 33 34 Составление конспекта – схемы по теме. Изучение СМИ по  теме «Политическая  жизнь страны» Политика как сфера  человеческой  деятельности. Факторы,  обусловливающие  политическую жизнь  общества. Функционирование  политических отношений.  Политическое сознание. Составление опорного конспекта. Изучение  теоретических  положений метода  Шаталова.   функции, Признаки, формы государства. Правовое   государство   и гражданское общество. Составление   таблицы, решение тематических тестов. Изучение происхождения теории государства. Знакомство с трудами Ш. Монтескье. правового   Политическая система и  политический режим.  Персонификация власти и  политический режим  Конспект – схема,  выполнение  творческих задание. Социальные функции  СМИ в политической  жизни российского  общества.  Политические   идеологии: либерализм, консерватизм, социализм. Мировая политика.  Работа с источником  (газеты, журналы и  др.) Решение тематических тестов, составление  тестов по теме. Конспект, решение  познавательных задач. Изучение дополнительной литературы   по   теме «Современные политические системы» Работа источником (газеты, журналы и др.) с Составление таблицы «Партии РФ, идеология»    Сбор информации по  основным событиям  мировой политики. 4 2 2 2 2 2 2 2 27 35 36 Гражданское право Семейное право 37 Жилищное право 38 Трудовое право 39 Административное   право административный   и процесс. Подготовка вопросов  для самопроверки. Конспект статей  Семейного кодекса  РФ. Практическая работа,  решение тематических тестов Конспект – схема,  решение тестов. Разработка заданий на  сравнение суждений. 40 41 42 43 44 Уголовное   право   и уголовный процесс Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни. Международное право   Разработка заданий на  сравнение суждений. Решение тематических тестов, конспект  основного материала. Этапы   работы   над исследованием. Составление   плана работы над проектом.   Изучение   требований к содержанию проекта. Работа над  содержание проекта. Изучение   требований   к содержанию проекта. Содержание  исследовательской  работы. Всего часов                   Анализ статей ГК РФ (на выбор) Анализ статей  Семейного кодекса  РФ (на выбор) Подборка статей из  СМИ. Подборка статей из  СМИ. Составление заданий  по  административному  праву. УК РФ работа со  статьями на выбор. Решение тематических тестов, конспект  основного материала. Изучение  дополнительной  литературы Изучение  дополнительной  литературы Изучение  дополнительной  литературы 2 2 2 2 2 2 4 4 2 2 118 ПЛАН УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ № Мероприятие (олимпиады, форумы, Статус и учредители Дата и место проведения Кол­во часов подготовки  28 конкурсы, фестивали и др.) 1 1 Муниципальный научный  2 форум молодых  исследователе «Шаг в  будущее»  Областной научный форум  молодых исследователей   «Шаг в будущее» 2 3.  Муниципальный этап  Всероссийской олимпиады  школьников. 4 5 Региональный этап  Всероссийской олимпиады  школьников. XI  Всероссийский конкурс  «Моя законотворческая  инициатива»  6  XIII  Всероссийский конкурс  научно – исследовательских  и творческих работ  «Первые шаги в науке» 7 Межрегиональная  многопрофильная олимпиада школьников «Менделеев» На учебно­ трениро вочных сборах В рамках стационар а по месту проживан ия детей 5 10 6 16 16 10 4 Сентябрь  с.  Аромашево  Октябрь  г. Тюмень Ноябрь  Январь ­  февраль г. Тюмень г. Москва  май г. Москва   март  10 2 г. Тюмень 23.11.15­ апрель 2016  г. 29 3 Муниципальный,  отдел образования  Аромашевского  района. Региональный,  ТОГИРРО. Муниципальный,  отдел образования  Аромашевского  района. Региональный,  ТОГИРРО. Всероссийский  Национальная  система развития  научной, творческой   и инновационной  деятельности  молодежи России  «Интеграция» Всероссийский  Национальная  система развития  научной, творческой   и инновационной  деятельности  молодежи России  «Интеграция» Учредителями  Олимпиады  выступают Совет  ректоров вузов  Тюменской области,  Совет молодых  ученых и  специалистов  Тюменской области,  Департамент образования и науки  Тюменской области. Московский  государственный  университет имени  М.В. Ломоносова г. Тюмень сентябрь  2016 ­ март  2017  октябрь –  март. февраль  2017  8 9 Олимпиаду школьников по  истории «Ломоносов» для  учащихся 5­9 классов и 10­11 классов. XII Всероссийская  олимпиада по финансовому  рынку и основам  потребительских знаний для  старшеклассников  10 Олимпиада «Высшая проба»,  проводимая совместно с  Национальным  исследовательским  университетом «Высшая  школа экономики»  11 XVIII Всероссийский  конкурс исторических  исследовательских работ  «Человек в истории. Россия – ХХ век» 2016–2017 учебный  год  г. Москва  Международный  Мемориал, Конкурс  «Человек в истории.  Россия – ХХ век» сентябрь  2016 –  январь 2017  2 5 10 10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе.//  Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса  «основы  1. Б.А.Татьянкина. – М.: 5 за знания, 2007. – 272 с. – («Электив»). 2. исследовательской деятельности учащихся».   3. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова,  Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение,  2006.  4. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории//  Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.  30 5. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по  обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и  обществознания в школе. 2008. №1. С.40.   6. Оганесян М.Р. Задания школьных олимпиад по обществознанию. 10­11 классы. М., «Вако», 2013 7.   Пазин   Р.В.   Обществознание.   Сборник   муниципальный этапы. Ростов – на – Дону, «Легион», 2012 8. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5­9 классы. М., «Айрис – пресс», 2010 9.      Большая   детская   энциклопедия   (6­12   лет).   [Электронный   ресурс]  http://all­ ebooks.com/2009/05/01/bolshaja­detskaja­jenciklopedija­6­12.html (09.03.11)   10.      Почему   и   потому. http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)         олимпиадных   заданий.   Школьный   и   Детская   энциклопедия.   [Электронный   ресурс] Рекомендуемая литература и сайты Интернета по подготовке учащихся к олимпиадам по обществоведческим дисциплинам ­ Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа­пресс, 2003. ­ Всероссийская олимпиада школьников по истории: Методическое пособие /Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005 ­ Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по истории в 2006 г.: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006  ­   Козленко   С.И.,   Козленко   И.В.   История.   Всероссийские   олимпиады.   Вып.   1   –   М.: Просвещение, 2008. 31

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.

Программа сетевого педагога по углубленному изучению обществознания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017