Рабочая программа элективного курса "Финансовая грамотность" 7-9 класс

  • Документация
  • docx
  • 29.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Курс «Финансовая грамотность» разработан с учётом возрастных особенностей обучающихся. С правовой точки зрения они вправе работать и распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков ориентироваться в мире финансов, развивать умения, необходимые для экономически грамотного поведения
Иконка файла материала ФГ 7-9.docx

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Министерство образования Ставропольского края‌‌

‌Управление образования администрации Георгиевского муниципального округа‌

МБОУ СОШ № 20 станицы Подгорной

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

Тинякова О.А.

Протокол № 1

от «29» августа 2024 г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Бессонова Н.В.

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Поротова Н.В.

Приказ № 540

от «29» августа 2024 г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

Элективного курса «Финансовая грамотность»

для обучающихся 7-9 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

станица Подгорная 2024​ г

 

Пояснительная записка

 

Курс «Финансовая грамотность» разработан с учётом возрастных особенностей обучающихся. С правовой точки зрения они вправе работать и распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков ориентироваться в мире финансов, развивать умения, необходимые для экономически грамотного поведения.

Учащиеся способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте происходит личностное самоопределение подростков, они переходят во взрослую жизнь, осваивая новую для себя роль взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, формировать не только умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно помочь подростку преодолеть страх перед взрослой жизнью и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. Основным умением, формируемым у учащихся, является способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения материальных проблем семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, чем в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи, особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенций поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, представленных как на электронных, так и на твёрдых носителях.

Большая часть времени отводится практической деятельности для получения опыта действий в различных областях финансовых отношений (более расширенных по сравнению с предыдущими классами).

 

 

Цели и планируемые результаты

 

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 7—9 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

 

Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;

готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;

заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

Познавательные:

умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;

установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.

Регулятивные:

умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;

проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;

контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;

самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.

Коммуникативные:

умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);

умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.

Требования к предметным результатам освоения курса:

владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

владение знаниями:

о структуре денежной массы;

о структуре доходов населения страны и способах её определения;

о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;

о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;

об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;

о возможных нормах сбережения;

о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций;

о видах страхования;

о видах финансовых рисков;

о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;

о способах определения курса валют и мест обмена;

о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.

 

Структура курса и тематический план

 

Курс финансовой грамотности состоит из модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий.

Каждый модуль имеет определённую логическую завершённость, целостное, законченное содержание: изучается конкретная сфера финансовых отношений и характерный для неё ряд финансовых задач, с которыми сталкивается человек в практической жизни. Для обобщения и закрепления усвоенного материала в конце каждого блока предлагается провести контроль знаний в форме проверочной работы, тестового контроля, презентации учебных достижений и т. д.

В тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения, а также количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения финансовой грамотности построен на основе системно-деятельностного подхода. Для реализации практико-ориентированных методов обучения предлагаются занятия развивающего и текущего контроля знаний. Материалы для подобных занятий представлены в контрольных измерительных материалах (КИМ).

 

7 класс

Номер темы/блока

Название темы/блока

Кол-во часов

Модуль 3.

Человек и государство: как они взаимодействуют

16

Модуль 4.

Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

18

Итого

34

 

 

 

8 класс

Номер темы/блока

Название темы/блока

Кол-во часов

Модуль 1

Управление денежными средствами семьи

25

Модуль 2

Способы повышения семейного благосостояния

9

Итого

34

 

9 класс

Номер темы/блока

Название темы/блока

Кол-во часов

Модуль 3

Риски в мире денег

5

Модуль 4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

7

Модуль 5

Человек и государство: как они взаимодействуют

5

Итого

17

 

Содержание курса

 

7 класс

Модуль «Человек и государство: как они взаимодействуют»

Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.

Модуль «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес»

Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.

 

8 класс

Модуль «Управление денежными средствами семьи»

Базовые понятия и знания:

• эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет);

• знание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления в современной экономике, способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы, структуры доходов населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв.; понимание факторов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов.

Модуль «Способы повышения семейного благосостояния»

Базовые понятия и знания:

• банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;

• знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережения на различных этапах жизненного цикла.

 

9 класс

Модуль «Риски в мире денег»

Базовые понятия и знания:

особые жизненные ситуации, социальные пособия, форсмажор, страхование, виды страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков;

знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий, видов страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество), а также представление о способах сокращения финансовых рисков.

Модуль «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»

Базовые понятия и знания:

банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты;

знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов источников финансирования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства; представление о структуре бизнес-плана, об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знание типов валют; представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России, как определяются курсы валют в экономике России.

Модуль «Человек и государство: как они взаимодействуют»

Базовые понятия и знания:

налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная система, пенсионные фонды;

знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые), способов уплаты налогов (лично и предприятием), общих принципов устройства пенсионной системы РФ; а также знание основных способов пенсионных накоплений.

 

Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности

 

В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий.

портфолио — это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ, проектов, т. е. самопрезентация образовательных достижений. Цель проведения мастерской и выставок портфолио — осознание школьниками своих образовательных достижений, расширение опыта в области управления личными финансами, определение образовательных продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио по финансовой грамотности.

практикум — это форма организации учебного занятия, направленная на практическое усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых умений и компетенций.

Цель практикума заключается в выполнении практических заданий тренировочного характера, в освоении умения применять знания из области финансов для решения реальных финансовых задач, в овладении приёмами и способами работы с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении умения устанавливать связи между различными экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.

мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе технологии исследовательской деятельности. Проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников.

Любое исследование предполагает определение цели, постановку проблемного вопроса, выдвижение гипотезы и её проверку, сбор, обработку и анализ информации и оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 5—7 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Для проведения мини-исследования используется один-два источника, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы, графика или короткого доклада, основных выводов. Подобные работы доступны и для учащихся 5 класса.

лекция-беседа, которую целесообразно проводить для введения учащихся в проблематику финансовой сферы. Для активного вовлечения обучающихся в учебный процесс необходимо использовать метод проблематизации. Привлечение учащихся к активной деятельности осуществляется учителем с помощью создания проблемных ситуаций. Такая форма занятия обеспечит формирование у подростков умений выбирать оригинальные пути решения проблемных ситуаций, анализировать полученную информацию в свете известных теорий, выдвигать гипотезы.

игра наряду с практикумом является ведущей формой занятий, так как позволяет в смоделированной ситуации осуществлять конкретные финансовые действия и вступать в отношения с финансовыми институтами. Получение минимального опыта в игре поможет подросткам более уверенно чувствовать себя в конкретных финансовых ситуациях, использовать отработанные навыки взаимодействия на практике.

семинар как форма организации учебного занятия в 9 классах может быть использован для обсуждения общих проблем и выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен сам определить возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности.

Семинары могут проводиться в формате дискуссионного клуба, где осуществляется обсуждение широкого круга финансово-экономических вопросов с участием учащихся как 8—9, так и 10—11 классов. К такой форме внеклассной работы могут быть привлечены педагоги и администрация образовательной организации, а также приглашённые эксперты (политики, бизнесмены, государственные служащие, банковские работники).

контроль знаний — проверка освоенных навыков и умений и при необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных:

письменная контрольная работа (включает задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями);

устный опрос;

викторина;

конкурс;

творческий отчёт;

защита проекта;

защита исследовательской работы;

написание эссе;

решение практических задач;

выполнение тематических заданий.

Педагог может использовать и другие формы организации учебной деятельности.

 

 

 


 

Поурочное планирование курса

7 класс (34 часа)

 

№ п/п

Тема занятия

Дата

Модуль «Человек и государство: как они взаимодействуют»

 

1

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства

 

2

Что такое налоги и почему их надо платить

 

3

Какие бывают налоги

 

4

Учимся считать налоги

 

5

Ролевая игра «Считаем налоги семьи»

 

6

Сравниваем налоги граждан разных стран

 

7

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства

 

8

Как работает налоговая служба

 

9

Учебные мини-проекты «Налоги»

 

10

Что такое социальные пособия и какие они бывают

 

11

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ

 

12

Ролевая игра «Оформляем социальное пособие»

 

13

Исследуем, какие социальные пособия получают люди

 

14

Учебные мини-проекты «Социальные пособия»

 

15

Обобщение результатов изучения модуля

 

16

Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют»

 

Модуль  «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес»

 

17

Для чего нужны банки

 

18

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома

 

19

Какие бывают вклады

 

20

Что такое кредиты и надо ли их брать

 

21

Изучаем сайт Центрального банка РФ

 

22

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья

 

23

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы

 

24

Как работает банк

 

25

Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи»

 

26

Что мы знаем о бизнесе

 

27

Как открыть фирму

 

28

Для чего нужны бизнес-инкубаторы

 

29

Ролевая игра «Открываем фирму»

 

30

Что такое валюта и для чего она нужна

 

31

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях

 

32

Обобщение результатов изучения модуля

 

33

Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес»

 

34

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность»

 

 


 

Поурочное планирование курса

8 класс (34 часа)

 

№ п/п

Название занятия

Дата

 

Модуль «Управление денежными средствами семьи»

Тема 1. Происхождение денег

1

Деньги: что это такое

 

 

2

Бумажные деньги. Защита от подделок. 

 

 

3

Безналичные деньги. Банковские карты и др.

 

 

4

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи

 

 

5

Учебные мини-проекты «Деньги»

 

 

Тема 2. Источники денежных средств семьи

6

Что такое семейный бюджет?

 

 

7

Из чего складываются доходы семьи

 

 

8

Источники доходов

 

 

9

От чего зависят личные и семейные доходы

 

 

10

Доходы семьи. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

 

 

11

Дол игра «Отчаянные домохозяйства»

 

 

Тема 3. Контроль семейных расходов

12

 Расходы семьи и их виды

 

 

13

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

 

 

14

Расходы семьи. Финансовое планирование, как способ повышения благосостояния

 

 

15

Планирование покупок и непредвиденные расходы  

 

 

16

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

 

 

17

Способы экономии расходов.

 

 

18

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование.  Сбережения.  

 

 

19

Исследовательский проект «Черная пятница: выгода или обман»

 

 

20

Экономическая игра «Копейка рубль бережет»

 

 

Тема 4. Построение семейного бюджета

21

Домохозяйства как экономическая единица

 

 

22

Что такое семейный бюджет и как его построить

 

 

23

Как оптимизировать семейный бюджет

 

 

24

Обобщение результатов работы, представление проектов, тестовый контроль

 

 

25

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

 

 

Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

26

Виды финансовых организаций

 

 

27

Для чего нужны финансовые организации

 

 

28

Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций

 

 

29

 Исследовательский проект «Вложения риск или прибыль?»

 

 

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния

30

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование

 

 

31

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

 

 

32

Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль

 

 

33

Представление проектов

 

 

34

Итоговый контроль знаний

 

 

 

 


 

Поурочное планирование курса

9 класс (17 часов)

 

№ п/п

Название занятия

Дата

Модуль «Риски в мире денег»

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справить

1

Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца

 

2

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

 

3

Чем поможет страхование

 

 Тема 8. Финансовые риски

4

Какие бывают финансовые риски

 

5

Что такое финансовые пирамиды

 

Модуль «Семья и финансовые организации:               как сотрудничать без проблем»

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

6

Что такое банк и чем он может быть полезен

 

7

Польза и риски банковских карт

 

8

Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий

 

Тема 10. Собственный бизнес

9

Что такое бизнес

 

10

Как создать своё дело

 

Тема 11. Валюта в современном мире

11

Что такое валютный рынок и как он устроен

 

12

Можно ли выиграть, размещая сбере жения в валюте

 

Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

13

Что такое налоги и зачем их платить

 

14

Какие налоги мы платим

 

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

15

Что такое пенсия и как сделать её достойной

 

16

Представление проектов

 

17

Итоговый контроль знаний

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru