МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХИЛОКСКОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ УЧИЛИЩЕ»
Согласованно: Согласованно:
методист председатель МК
«____»______________2020г «____»____________2020г
___________Ланцова Ж.Г. _____________Малкова Е.С.
Методическая разработка урока по теме
«Налог, его функции. Налоговая система РФ»
Хилок 2019г.
Технологическая карта учебного занятия (урока)
Группа 30 «Повар. Кондитер»
Дата 12.03.2020г
Ф.И.О. преподавателя Обеланова Е.В.
Тема программы (раздела) Экономика и государство
Тема занятия Налог, его функции. Налоговая система РФ
Тип занятия Урок формирования и усвоения новых знаний
Цель (урока): способствовать формированию общего представления о сущности, видах и структуре налогов, их функциях в современном обществе.
Задачи:
Образовательная: усвоение обучающимися знаний по налогу, изучение характеристик налога по основным элементам налогообложения(налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставки налога) и классификационным признакам, знакомство обучающихся с историей развития налогов, принципами и методами построения налоговой системы в современном обществе, овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
Развивающая: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;
Воспитательная: воспитание ответственности за принятые решения, воспитание экономической грамотности.
Обеспечение занятия:
1.Раздаточный материал: рабочий лист, оценочная ведомость, раздаточный материал, лист бумаги, учебник, карточки с заданием.
2.Наглядные пособия – плакат « Виды налогов», предметы: шляпа, борода, мягкая игрушка.
Этапы занятия |
Время |
Деятельность преподавателя, |
Деятельность обучающихся |
Формы организации деятельности обучающихся (Ф,Г,И, П) |
I. Самоопределение к деятельности
|
3-4 мин |
Добрый день! Давайте посмотрим мы друг на друга и улыбнемся! На такой доброй, позитивной нотке мы начнем и закончим урок.
|
Оценивают готовность к уроку
|
Индивидуальная
|
2.Повторение изученного материала
|
10-15 мин |
Вам была задана ВСР составить таблицу « Факторы экономического роста». Данные факторы делятся на экстенсивные и интенсивные. Сейчас мы по очереди( лесенкой) называем экстенсивные факторы экономического роста. Далее интенсивные. А теперь проверим как вы освоили тему. Вам предлагаю небольшую работу: нужно утверждение отнести либо к интенсивным либо к экстенсивным факторам экономического роста. Работа обучающихся по карточкам Самопроверка Перед вами на столах лежат: рабочие листы на которых вы сегодня будете работать на уроке, оценочная ведомость, где будете ставить оценки за работу на уроке ознакомитесь пожалуйста с критериями оценивания. Все ли Вам понятно? ( комментирую) Вот теперь мы ставим первую оценку в оценочной ведомости за выполнение домашнего задания.
|
Обучающиеся поочередно называют факторы экономического роста
Работа обучающихся с карточками
Ознакомление с критериями
|
Индивидуально |
3. Постановка учебной задачи
|
3-4 мин |
Посмотрите на доску там написан ребус. Отгадайте его. Да это слово налог и это тема нашего урока. Попробуйте определить, чему мы сегодня должны научиться на уроке? Сформулируйте цель нашего урока. Совершенно верно. Цель нашего урока: Изучить систему и функции налогов познакомиться с историей налогов, видами налогов, налоговой системой РФ
Американский писатель О. Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение. |
Налог
Обучающиеся определяют цель урока
|
Индивидуальная |
4. Открытие учащимися новых знаний |
65-70 мин |
Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Налоги издавна стали любимым полем для проявления изобретательности правителей всех стран и народов. Для того, чтобы подробнее узнать об истории налогов нужно знать определение данного слова.
А, что же такое «налоги»? Попробуйте сами дать определение налога.
Одно из самых распространенных и точных определений было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.
Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц с целью финансового обеспечения государства.
Государства во все времена стремились быть в центре экономической активности, экономическая активность в свою очередь, никогда не стояла на месте, ее центр принимал все новые и новые формы.
С С сообщением об истории налогов России выступит Писарева Наталья (приложение 1)
Налоги – периодические принудительные платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.
Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.
В слове ―налог 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим.
Зная признаки налога, мы теперь можем дать свое определение этого понятия, главное, чтобы в нем прозвучали все эти признаки.
Налог –часть доходов граждан или предприятий; · -носит обязательный и принудительный характер; · -выплата периодическая; · -выплата в пользу государства; · -размер и порядок уплаты определяются законом.
Кто, же платит налоги? Субъектами налогообложения являются юридические и физические лица Из истории видно, что налоги издавна стали любимым полем для проявления изобретательности правителей всех стран и народов. Посмотрите на эти предметы: мужская борода, собака ,шляпа…Как вы думаете, что общего во всем этом? На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения. Когда-то налоги платили и с мужской бороды при правлении Петра 1, налог на шляпы платили англичани, налог на собак и кошек платят в Швеции, Норвегии, Японии в Германии владение одной собакой обходится в 100-150 евро в год его владельцу Настоящее время налоги в нашей стране взимаются с чего? · с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг); с имущества, передачи имущества; · с товара и услуг · с ввоза и вывоза товаров за границу. · Обучающимся предлагается выполнить задание 3 на рабочем листе Налоговый кодекс РФ был принят в в конце 1991 года. Например, объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – ―Мерседес или даже ―КамАЗ, а у другого – ―Запорожец или ―Ока. Ведь несправедливо, налогоплательщики будут платить одинаковые налоги. Вопрос: Как выйти из этой ситуации?
Действительно, транспортный налог рассчитывается не с автомобиля, а с его мощности, если мощность разная, то и налог будет разным.
У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.
Давайте с вами рассмотрим пример:
1) налог на добычу природного газа. Базой является не сам факт добычи, а количество добытого газа, а ставка 135 руб. за 1000 куб. м 2) Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. 3.При Петре 1 купец, не желавший брить бороду, должен был уплатить в казну сумму равную 100 рублям в год. · Обучающимся предлагается выполнить задание 4 на рабочем листе А теперь вновь вспомним историю. ―1 июня 1648 года в Москве вспыхнул Соляной бунт. Разъяренная толпа громила и грабила. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его‖ Вопрос:Что же послужило причиной столь драматичных событий? Чем так провинились приказные люди во главе с Морозовым? Но повышение этого налога привело к сокращению поступлений денег в казну. Б.И.Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого-либо товара – это косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. Мы подошли к вопросу о видах налога. Все налоги можно разделить на две большие группы – прямые и косвенные. Вопрос: Чем же отличаются налоги прямые от косвенных? Вы мне ответите на вопрос учебник стр 146 прочитайте Прямые налоги обычно платят все граждане. Например, получая зарплату или прибыль, человек платит соответственно подоходный налог или налог на прибыль.
Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, но вносит их в казну не он, а продавец товара или услуги. Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость, введенный с 1992 года. Например, покупая книгу, мы уплачиваем 20% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги. И если мы не потребляем этот товар или не пользуемся услугой, не ведем какую-либо деятельность, то мы вполне законно избежим уплаты этого налога. У Вас на столах раздаточный материал виды налога. Что за косвенные налоги: акцизы, таможенные пошлины, и фискальная монополия. С помощью учебника найдите ответы на мои вопросы. Посмотрим на рабочий лист задание 5 Попробуйте дать определение видам налога. И отнести примеры налогов к прямым либо косвенным. Предлагаю учащимся проверить выполнение задания самопроверка и выставить оценки
Но ни одно государство в мире еще не обходилось без налогов. Без армии, даже без собственной валюты обходилось, а без налогов – нет. Как только появилось первое государство – тут же появились и налоги. Зачем же нужно собирать налоги? Каковы их функции в экономике? Давайте Вы попробуем с помощью учебника сформулировать основные функции налогов и выполнить задание 6 на рабочих листах Налоги являются основной статьей доходов бюджета государства и выполняют функции. Проверяем что записали в тетрадях 1. Регулирующая. Изменяя налоговые ставки; условия налогообложения, вводя льготы и штрафы, органы власти создают условия, которые регулируют экономические процессы (деловую активность, переливание капиталов и многое др.). 2. Перераспределительная. Налоги фактически перераспределяют через госбюджет финансовые средства от налогоплательщиков к нуждающимся (пенсионерам, малообеспеченным семьям и т.д.). Эта функция носит ярко выраженный социальный характер. Правда, ее все чаще критикуют, указывая, что эта функция налога как раз и порождает у значительной части граждан иждивенчество. 3. Фискальная – сбор денег в казну. Решение задачи О какой функции налога идет речь в задачах и почему: 1. В статье 7 конституции РФ отмечается что наша страна социальное государство в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. 2. В период проведения столыпинской аграрной реформы крестьян, отправлявшихся в Сибирь в ходе переселенческой политики, на 5 лет освобождали от налогов. В современной России налогов значительно меньше, чем в Риме, за прошедшие годы становления налоговой системы количество федеральных налогов снижено с 52 до 15. Правда, существуют еще налоги региональные и местные, но тоже немного и они в основном косвенные, то есть касаются не всех. Мы видим, что есть еще одна классификация налогов
Налоги делятся на федеральные, которые идут в государственный бюджет региональные, которые поступают в бюджеты регионов (например, забайкальский край) и местные – в бюджеты городов и районов (например, в бюджет города Хилок ).
Предлагаю Вам выполнить упражнение 7, вам дан список налогов. Попробуйте определить, к каким видам относятся эти налоги – федеральным, региональным или местным.
Вашему вниманию представлено схема задание 8 «Налоги и их виды» лежат на партах. Вы работаете в парах и попробуйте вставить в пустые окошки нужные слова тем самым заполнить схему . |
Выслушиваются и обобщаются определения, данные обучающихся
Заслушиваем сообщение обучающейся
Выслушиваются ответы обучающихся. составляется кластер признаки налогов на доске Данное определение записывает в рабочий лист задание 1 Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый с части дохода граждан и предприятий в пользу государства. Составляем кластер признаки налогов на рабочем листе задание 2
Налогоплатильщики, субьекты налообложения Ответы обучающихся Со всего этого в разные времена платили налоги.
Ответы обучающихся
Обучающиеся выполняют задание 3 на рабочем листе
Ответ обучащихся: Транспортный налог платится с мощности автомобиля.
Решение задач
Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Базой налога является борода, ставка равна 100 рублей в год.
Обучающиеся выполняют задание 4 на рабочем листе
Причиной Соляного бунта было повышение налога на соль.
Читают определение в учебнике
Прямые налоги взимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплачивать. Окончательный плательщик тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д. Косвенные налоги – это налоги на товары или виды деятельности. Читают определение в учебнике Обучающиеся выполняют задание 5 на рабочем листе Самопроверка выполняется в парах и выставляются оценки в оценочной ведомости
Обучающиеся выполняют задание 6 рабочего листа с помощью учебника
Решение задач
Перераспределительная
Регулирующая
Обучающиеся выполняют задание 7 на рабочем листе Самопроверка выполняется в парах и выставляются оценки в оценочной ведомости
Обучающиеся выполняют задание 8 «Налоги и их виды» на рабочем листе
|
Индивидуальная |
5. Закрепление материала |
5-8 минут |
Совокупность форм и методов сборов финансовых ресурсов государства образует Налоговую системуРФ
Вам необходимо выполнить задание 9 на рабочем листе заполнить схему налоговой системы РФ. Давайте проверим правильность заполнения схемы «Налоговая система РФ»
|
Обучающиеся выполняют задание 9 «Налоговая система РФ» на рабочем листе Самопроверка обучающимися
|
|
6. Дискуссия |
5-9 минут |
Перед вами на столе лежит чистый лист бумаги, необходимо выполнить задание в парах. Представьте, что вы являетесь правителем страны Х, в государственном бюджете страны нет денег какие налоги вы придумаете для ваших жителей, свои мысли выразите на бумаге.
|
Выслушиваются ответы обучающихся |
Работа в парах |
7.Итог урока. Домашние задание. |
5-7 мин |
Сегодня на уроке вы узнали, что такое налог, познакомились с историей налогов, видами, Налоговой системой РФ Итак, мы подошли к финалу нашего урока.
Ответьте мне на вопросы: Какую задачу ставили на урок? Удалось решить поставленную задачу?
Какие получили результаты? Где можно применить новые знания? Домашние задание: составить элементы налогу для следующих видов налога НДС, подоходный, налог на имущество физических лиц и юридических лиц.
Оценки за урок будут выставляться при сложении и проверки всех работ.
|
Выслушиваются ответы обучающихся |
Индивидуально |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.