Программа
по внеурочной деятельности
«Шерстяные чудеса»
направление Художественно-эстетическое
для учащихся 3 класса
1час в неделю (34 часа в год)
Автор: Панина Марина Ивановна
МОУ «Клишинская ООШ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности" Шерстяные чудеса», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. Являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами валяния шерсти, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования и во внеурочной работе общеобразовательных школ.
Программа данного курса соответствует учебному плану и возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.
Сегодня один из самых старых, традиционных материалов, вновь приобретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитье одежды. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой «изюминкой» в одежде. Значительное место на занятиях рекомендуется отводить заданиям творческого характера, умению, основываясь на полученных навыках, находить свое собственное решение окончательного результата.
Работа над изготовлением изделий из войлока открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль. Особое внимание в данной программе уделено духовности детей и художественно-эстетическому восприятию. При помощи данного творческого объединения можно решить проблему занятости ребёнка в свободное время, организовать его досуг.
Цель программы: раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в каждом ребенке, формирование эстетического воспитания, приобщение к духовным ценностям мировой художественной культуры.
Задачи программы:
1. Обучающие
• формирование специальных знаний по предмету: основы жанровой композиции, основы цветоведения. Обучение технике «Фильцнадель»;
• приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов;
2. Воспитывающие
• формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
• прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
• помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми;
3. Развивающие
• способствовать развитию индивидуальных творческих способностей и мышления ребенка;
• умение анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе;
• развитие коммуникативных навыков, мотивации продуктивной деятельности;
Определение цели, задач и содержания обучения строится на основе следующих принципов:
• добровольности;
• доступности;
• многообразия форм образовательно-воспитательного процесса;
• межпредметных связей.
• наглядности;
• связи теории с практикой;
• системности и последовательности;
В основе программы лежат три взаимосвязанных раздела:
- валяние (в работе применяется мыло и вода);
- фельцевание ( работа при помощи игл для фельта);
- смешанная техника;
Участники программы:
Педагог – обучающиеся – родители.
Возраст обучающихся 7 – 11 лет.
Программа рассчитана на четыре года обучения.
Занятия в группе проходят один раз в неделю по два часа,
17 часов в год.
Результатом программы является экспозиция выполненных работ в конце учебного года.
Знания и умения, которые должны быть получены
обучающимися по окончании курса
Обучающиеся должны знать:
Должны уметь:
На первом уровне обучения обучаемые получают элементарные навыки работы с шерстью, овладевают способами валяния (мокрый, сухой,). Дети учатся работать с шерстью, использовать разные цвета, рассчитывать количество шерсти.
Познакомив учащихся с увлекательным искусством валяния, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с шерстью, пробуждает желание совершенствоваться.
На втором уровне обучения учащиеся закрепляют умения и навыки работы с шерстью полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами валяния (комбинированный, нанофелтинг). Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.
Результаты третьего уровня обучения - оформление детьми более сложных работ на основе составленных эскизов (панно и композиций, колье, ожерелий, сумок для сотовых телефонов, валенок, тапочек, шарфов). В этой деятельности проявляются миросозерцание и миропонимание окружающей природы, самоутверждение в обществе, самобытность и мастерство подрастающего поколения.
По окончании обучения дети оформляют большую выставку. Каждый ученик с помощью педагога разрабатывает эскиз, выбирает цветовую гамму шерсти, определяет проект изделия, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла до практического выражения обучаемые представляют на защите творческой работы.
ПРОГРАММА
кружка по валянию «Шерстяные чудеса»
Учебно-тематический план
1 год
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теорети- ческие занятия |
Практи-ческие занятия |
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2 |
Виды декоративно-прикладного искусства Валяние. История возникновения. Все о войлоке и фетре |
1 |
1 |
- |
3 |
Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы. Дополнительные материалы и инструменты |
1 |
1 |
- |
4 |
Методы, используемые в валянии. Мокрое валяние. |
2 |
1 |
1 |
5 |
Расчет количества шерсти для изделий. Валяние шарика способом мокрого валяния. |
1 |
- |
1 |
6 |
Смешанная, или миксовая, техника – валяние разноцветных шариков. Изготовление бус «Морские находки» |
2 |
- |
2 |
7 |
Методы, используемые в валянии. Сухое валяние, или валяние иглами |
2 |
1 |
1 |
8 |
Изготовление браслета методом сухого валяния (на фетре или войлоке) |
2 |
- |
2 |
9 |
Посещение музея народного творчества. |
1 |
- |
1 |
10 |
Изготовление изделия по выбору.(бусы, браслет, резинка для волос) |
3 |
1 |
2 |
11 |
Выставка изготовленных изделий. |
1 |
- |
1 |
Итого: |
17 |
6 |
11 |
Учебно-тематический план
2 год
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теорети- ческие занятия |
Практи-ческие занятия |
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2 |
Основы текстильной композиции и декоративной стилизации. О цвете. |
1 |
1 |
- |
3 |
Приемы и эффекты:
|
9 |
1 |
8 |
4 |
Работа с материалами для приваливания. Приваливание ткани, или техника нановаляния. |
2 |
1 |
1 |
5 |
Вырезание из войлока |
1 |
- |
1 |
6 |
Изготовление изделия по выбору с использованием изученных техник. |
2 |
- |
2 |
7 |
Выставка изготовленных изделий. |
1 |
- |
1 |
Итого: |
17 |
4 |
13 |
Учебно-тематический план
3 год
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теорети- ческие занятия |
Практи-ческие занятия |
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2 |
Композиция и цветовое решение |
1 |
1 |
- |
3 |
Декоративные включения |
2 |
1 |
1 |
4 |
Изготовление летонов |
1 |
- |
1 |
5 |
Изготовление броши «Мак» |
2 |
- |
2 |
6 |
Изготовление панно «Бабочки и цветы» |
2 |
- |
2 |
7 |
Изготовление панно «Новогодняя елочка» |
2 |
- |
2 |
8 |
Валяние на выкройках и формах |
1 |
1 |
- |
9 |
Изготовление чехла для сотового телефона |
2 |
- |
2 |
10 |
Изготовление маленьких валенок |
2 |
- |
2 |
11 |
Выставка изготовленных изделий. |
1 |
1 |
- |
Итого: |
17 |
5 |
12 |
Учебно-тематический план
4 год
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теорети- ческие занятия |
Практи-ческие занятия |
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2 |
Виды декоративно-прикладного искусства |
1 |
1 |
- |
3 |
Посещение музея народного творчества. |
1 |
- |
1 |
4 |
Изготовление шарфа |
2 |
1 |
1 |
5 |
Изготовление салфеток под тарелки |
1 |
- |
1 |
6 |
Изготовление войлочных рамок для зеркала «День» и «Ночь» |
2 |
- |
2 |
7 |
Изготовление панно «Детские сны» |
2 |
- |
2 |
8 |
Разработка собственного проекта |
1 |
1 |
- |
9 |
Работа над собственными проектами |
5 |
- |
5 |
10 |
Выставка изготовленных изделий. |
1 |
1 |
- |
Итого: |
17 |
4 |
13 |
Список литературы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.