Программа "Школа - территория здоровья"
Оценка 5

Программа "Школа - территория здоровья"

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
1 кл—11 кл
23.01.2019
Программа "Школа - территория здоровья"
Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколений, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «Здоровье- это не все, но без здоровья все – ничто». Поэтому и обсуждать эти проблемы стали достаточно часто.
Программа Школа - территория здоровья.docx
ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ.                 Проблемы   здоровья   населения   России,   в   частности,   здоровья   подрастающего поколений, являются причиной для беспокойства, как государственных  организаций, так и общества, самих граждан. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что  «Здоровье­ это  не  все, но  без здоровья  все  –  ничто».  Поэтому  и  обсуждать эти  проблемы  стали достаточно часто.   Распоряжением Правительства РФ была одобрена Конвенция охраны здоровья   населения   Российской   Федерации,   разработанная   Минздравом   России   и Российской академией медицинских наук с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.          Федеральным органом исполнительной   власти и органами исполнительной власти субъектов   РФ     рекомендуется   при   планировании   и   осуществлении   мероприятий   по вопросам   сохранения   здоровья   населения   руководствоваться   положениями   Концепции охраны здоровья населения РФ.           В   рекламных   блоках   средств   массовых   информаций   предложения   универсальных оздоравливающих средств занимают основное место. Закономерно возросло внимание и к здоровью   школьников.   О   неблагополучии   в   этой   среде   знали   и   говорили   давно,   но   в последние годы проблема стоит особенно остро.          Такая озабоченность вполне понятна. Статистические данные дают для этого немало поводов. За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии. Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению общества.           Снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения,   ростом   дорожно–транспортных происшествий   способствовали   подъему   смертности   не   только   от   хронических,   но   и социального обусловленных заболеваний.        Свою долю ответственности   за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Период   взросления,  приходящийся   на   пребывание   ребенка   в   школе,  оказался   одним   из периодов,   в   течении   которого   происходит   ухудшение   состояния   здоровья   детей   и подростков,   при   том,   что   именно   эти   годы   проходят   под   постоянным   контролем   со стороны педагогов.   И хотя традиционно   считается, что основная задача школы – дать необходимое   образование,   может   ли   система   образования,  каждый   педагог   бесстрастно относиться   к   неблагополучному   и   прогрессивно   ухудшающемуся   состоянию     здоровья своих воспитанников? Одним из ответов на этот, во многом риторический, вопрос и стала востребованность   учителями   и   администрацией   программа   «Школа   –   территория   наркомании   ВИЧ/СПИД,   алкоголизма, здоровья».   Где   здоровьесберегающие     технологии   являются   составной   частью   и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относиться к школе ­ характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры учителей, содержание   образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся.  Задачи школы 1 Создание оптимальных гигиенических, экологических   условий для образовательного процесса. 2 Обеспечение   организации   образовательного   процесса,   предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомление, гиподинамия, дистресса т.д. 3 Обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной   работе   пищеварительной   системы     и   обмену   веществ   в   соответствии   с современными медико–гигиеническими требованиями.  4 Включение   в   учебные   планы   школы   для   всех   классов     занятий,   позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего   здоровья,   сформировать   у   них   культуру   здоровья,   воспитать   стремление   к ведению здорового образа жизни. 5 Обеспечение   подготовки   всего   педагогического   коллектива   по   вопросам   здоровья, подготовки   всех   учителей   и   специалистов   к   внедрению   в   работу   школы здоровьесберегающих образовательных технологий. 6 Обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укрепить свое здоровье.  7 Проведение диагностики и мониторинга состояния учащихся, динамики состояния их здоровья.  8 Проведение   тематической   работы   с   родителями   учащихся,   направленной   на формирование   в   их   семьях   здоровьесберегающих   условий,   здорового   образа   жизни, профилактику вредных привычек.  Принципы здоровьесберегающей педагогики. 1.    Принцип   не нанесения  вреда.               «No  nocere!» ­ одинаково первостепенно и для медиков, и для учителей, и для родителей.  2. Принцип  приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов. Все   происходящее   в   школе   –   от     разработки   планов,   программ   до   проверки   их выполнения включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку   педагогических кадров, работу с родителями и т.д. – должно оцениваться   с   позиции   влияния   на   психофизиологическое   состояние   и   здоровье учащихся   и   учителей.   Реализация     этого   принципа   невозможна   без   проведения мониторинга здоровья учащихся. 3. Принцип триединого представления о здоровье.    Необходимо подходить  к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации   здравоохранения,   т.е.     имея   в   виду   неразрывное   единство   здоровья физического, психологического и духовно­нравственного.  4. Принцип непрерывности и преемственности.  Определяет   необходимость     проводить   здоровьесберегающую   работу    в  школе   не  от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке. Причем обязателен учет того, что уже было   сделано   ранее   как   в   рамках   организационных   мероприятий,   так   и   в   учебно­ воспитательной работе непосредственно.  5. Принцип  субъект ­ субъективного взаимоотношения с учащимися.  Задача школьника состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача учителя – в максимальном содействии ему в этом стремлении.  Одна из граней реализации этого принципа необходимость индивидуального подхода к учащемуся.  6. Принцип   соответствия   содержания   и   организации   обучения   возрастным особенностям учащихся.  При проведении психолого–педагогической профилактической работы может служить положение   об   опережающих,   перевентивных   воздействиях,   предупреждающих появление   и   закрепление   вредных   привычек,   зависимость   от   наркотиков.   Пик целенапарвленных     учебно–воспитательных   перевентивных   воздействий   должен ненамного   предшествовать   среднему   возрасту   возникновения   интереса   данной возрастной группы,  пику возникновения форм аддиктивного поведения.     7. Комплексный, междисциплинарный  подход. Только   тесное,   согласованное   воздействие   педагогов,   психолога     и   врачей   является условием достижения намеченных результатов. 8. Принцип медико­психологической компетентности  учителя. Является развитием предыдущего принципа и определяет высокие требования к уровню педагогической   и   медико–валеологической     грамотности   и   соответствующей перестройке   сознания,   ценностей   ориентации   у   педагогов.   Эффективно   работающий педагог – это всегда и хороший психолог.  9. Принципы грамотного  сочетания обучающихся воспитанников и развивающих педагогических воздействий.  Конкретизируется     в   практике   здоровьесберегающих   технологий   путем   разведения понятий, программ, форм и методов: а) обучения здоровью; б) воспитания культуры здоровья; в)формирования   здоровья,   пополнения   адаптационных   ресурсов,   возможностей организма и  психики. 10.Приоритет   позитивных   воздействий   (подкреплений)   над     негативными (запретами, порицаниями). Один   из   важнейших   общепедагогических   постулатов   и   одно   из   важнейших   условий здоровьесберегающей педагогики. 11.Принципы приоритета активных методов обучения. Эти методы   результативны не только в контексте образовательного процесса, но и с точки   здоровьесбережения.   Эффект   достигается,   во­первых,   за   счет   снижения   риска появления   у   школьников   переутомления;   во­вторых,   за   счет   несравненно   более гармоничного развития личности в условиях активного включения в процесс постижения таинств жизни, именуемый ­ образовательным.  12.Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегией.  Стимулировать   процесс   развития   личности,   формирования,   укрепления   здоровья, накопления   адаптационных   ресурсов   организма,   на   таком   уровне   напряжения   сил   и возможностей,   при   котором     развития   и жизнедеятельности   организма   не   вступает   в   противоречие   с   заботой   об   актуальном состоянии и здоровье человека.   проявление   заботы   о   перспективах   13.Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. Отсутствие у ребенка, подростка чувства такой ответственности, по сути сводит на нет все усилия по формированию культуры здоровья,   т.к. не обеспечивает необходимых педагогических   предпосылок   для   реализации   знаний,   умений,   навыков   в   ситуации, требующей принятия решений, связанных  со здоровьем.  14.Принцип отсроченного результата.  Личностные     изменения,   определяющие   систему   отношений   и   рисунок   поведения человека,   формируется   длительно   и   доступно.     Поэтому   на   старте   работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников, необходимо запастись терпением при отсутствии видимых результатов в первые недели и месяцы ожидания изменений.  15.Принцип  контроля за результатами.  Принцип основан на получении обратной связи. Должен быть реализован как в работе всей школы (проведение диагностики, мониторинга здоровья), так и в работе каждого учителя. Важно как ученик усвоил, интересно ли   ему это, какие мысли и чувства возникают у него в связи с получением новой информации и т.д.  «Мы не можем изменить других, но, изменяя себя, мы можем изменить мир» М.Битти Проблемы школы связанные со здоровьесберегающими образовательными технологиями, или девять «НЕ» связанные с заботой о здоровье учащихся. 1. Не   допускать   учебные   нагрузки   учащихся,   приводящих   их   к   состоянию переутомления.  2. Не допускать «школьные стрессы». 3. Не допускать распространения среди  учащихся вредных привычек, зависимостей. 4. Не опускать ошибок в организации физической активности учащихся, профилактики гиподинамии.  5. Не   допускать   патологических   нарушений,   непосредственно   связанных     с образовательным процессом («школьных  болезней»). 6. Не допускать сбоев в питании школьников во время их пребывания в школе.   7. Не   «забалтывать»   проблемы   здоровья   учащихся,   повышать   уровень   культуры здоровья учащихся.   8. Не пренебрегать   сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей. 9. Не допускать безграмотности педагогов в вопросах здоровья и здоровьясберегающих технологий. Основные аспекты для решения проблемы учебных перегрузок учащихся. 1. Медико–гигиенические аспекты: усилия школы направлены на создание в классах и в   школе гигиенических условий, обеспечивающих оптимальную работоспособность учащихся и педагогов, состояние их психического комфорта. 2. Финансово – экономические аспекты: решаются   задачи   изыскания   средств   и   направления   финансирования   на     оснащение школы   и   классов   оборудованием,   обеспечивающим   поддержание   необходимой   для занятий и отдыха температуры в помещениях, создание оптимальных условий экологии, воздушной среды, освещения, звуковой изоляции и т.п.  3. Организационные  аспекты: Состояние счастья сильно зависит от той заботы, которую мы проявляем по отношению к нашему телу. Через гармонию тела проявляется торжество духа. Умственная ясность имеет сугубо физическую основу… (П. С. Брегг) Включают традиционную для школы «магию» составление   расписания, позволяющего распределить   нагрузку     в   течении   дня,   недели,   учебного   года   в   соответствии   с гигиеническими требованиями, не ущемив интересов никого из учителей, а также выбор учебных   программ,   учебников,   технологий,   оптимальных   с   точки   зрения   влияния   на здоровье человека. 4. Воспитательные аспекты: Связаны с формированием   у школьников привычки и стремления трудиться так и в таких   условиях,   чтобы   не   наступило   состояние   переутомления.   Важно   выработать   у учащихся   разделяемую   с   учителем   ответственность   за   свое   психофизиологическое состояние, сформировать в их сознании связь между условиями учебной деятельности, достигаемыми  результатами и своим здоровьем.  5. Учебно–информационные аспекты: Связаны   со   стоящей   перед   школой   задачей   обеспечить   ученика   знаниями,  приемами, технологиями,     позволяющими   с   максимальной   эффективностью   решать   учебные задания, добиваясь высоких результатов. 6. Психолого–педагогические аспекты: Предупреждение состояния переутомления связаны с работой учителя на уроке. Именно от его индивидуальной педагогической технологии зависит,  в конечном счете, в каком состоянии выйдут ученики после урока.  7. Профессионально – кадровые аспекты: Непосредственно   связаны   с   психолого   –   педагогическими   и   определяют подготовленность   учителя   к   работе,   обязательным   условием     которой       является профилактика   учащихся.   При   этом   сохраняется   необходимость   качественного выполнения   учебной   программы.   Составной   частью   решения   этой   задачи   является способность   и   умение   учителя   грамотно   поддерживать   свою   работоспособность,   не допускать собственного переутомления. 8. Реализация индивидуального подхода к учащимся: Особенно важна в предупреждении состояния переутомления. Решать проблему в этом аспекте при двух условиях:   а)  при методической оснащенности учителя, позволяющей ему предлагать учащимся разные   по   сложности   задания,   дифференцировать   время   на   их   выполнение,   гибко подходить к оценке результатов каждого учащегося, использовать формы и методы не входящие в  традиции классно­урочной  системы; б)   при наполняемости классов в пределах 20 человек. 9. Уровень внешкольной поддержки и подкрепления    связан с участием родителей школьников в проводимой школой работой по уменьшению перегрузок учащихся. Это касается и коррекции стремления некоторых родителей нагрузить своего ребенка сверх меры   различными     занятиями   и   контроль     со   стороны   родителей   за   соблюдением гигиенических   условий   выполнения   школьниками   домашних   заданий,   и   организации отдыха детей. 10.Уровень   общегосударственной   поддержки    связан   с   функцией   школы   как социального   института,   основной   ячейки   важнейшей   государственной   системы   – образовательной. Призывая школьников к социальной активности, воспитывая у них соответствующие черты личности, оценивая равнодушие как  отрицательное качество, школа сама не должна оставаться безучастной к тому, что происходит в стране, ждать, пока желаемые изменения произойдут без ее участия.  Основные аспекты для решения проблемы «школьных стрессов».       К   «школьным   стрессам»   можно   отнести   патогенные   психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные   неблагополучным психологическим климатом  в классах, конфликтами   между  учащимися,  между  учащимися  и педагогами, дидактогенное     воздействие   учителей,   а   также   неправильно   организованную   систему проверки и оценки знаний учащихся.  1. Организационные аспекты, этой проблемы решаются путем формирования климата в   школе   в   целом,   в   каждом   отдельном   классе,   в   педагогическом   коллективе. Рекомендуется   проводить   дискуссии   для   решения   спорных   проблем,   социально   ­ психологические тренинги, коллективные досуговые  мероприятия и т.п.  2. Медико­профилактические аспекты: а) выявление учащихся, составляющих группу повышенного риска нервно­психических срывов, освобождение таких учащихся от экзаменов и выполнение наиболее трудных заданий; б)готовность   оказания   необходимой   медицинской   (медикаментозной     и психотерапевтической)   помощи   детям   и   педагогам   в   состоянии   выраженного дистресса,  купирование его последствий; в) участие в разработке и проведении профилактических мероприятий, направленных на психоэмоциональное     закаливание   учащихся,   выработку   у   них   психологической устойчивости к стрессогенным воздействиям;  г)  помощь учителям в разработке и реализации коррекционных программ для  учащихся группы риска. 3. Воспитательные  аспекты: а)  формирование у учащихся толерантности в коммуникативных ситуациях, установок на  сотрудничество, взаимопомощь, готовность к разумным компромиссам; б)  воспитания у учащихся привычки заботиться о своем психофизическом состоянии в процессе   подготовки   к   ответу,   при   самом   ответе,   при   выполнении   контрольной работы, сдаче экзамена; в)     формирования   у   школьников   потребности   находиться   в   оптимальном психоэмоциональном   состоянии как во время отдыха, так и при выполнении любой работы.  4. Учебно–информационные аспекты: а)     выработка у учащихся коммуникативных компетенций, умений и навыков грамотно строить   общение,     предупреждать   эмоциональные   конфликты,   правильно   разрешать возникающие противоречия, управлять развитием коммуникативной ситуацией; б)   выработка     у     школьников     навыков     и     умений     самообладания,   психофизической саморегуляции   для   использования   этих   качеств,   в   первую   очередь   при   ответах учителю, выполнении контрольных работ, сдачи экзаменов;  в)   обучение   психологическим   навыкам   эффективности   преодоления   деструктивных состояний – дистресса, депрессии, дисфирии и т.п. 5. Обеспечение   индивидуального   подхода   к   учащимся  определяет   необходимость соблюдения щадящего режима и педагогического такта по отношению  к учащимся с повышенным   риском   нервно   ­   психических   срывов,   повышенным   уровнем невротизации,  тревожности.  6. Профессионально – кадровые  аспекты:  а)     обеспечение   школы   психологом,   способным   грамотно     осуществлять   в   школе антистрессовые   программы,   проводить   диагностику   и   на   основе   ее   результатов выделять  группы риска и проводить реабилитационно – коррекционную работу.     б)   повышение   квалификации   всех   учителей   в   вопросах   психологии,   психогигиены, педагогической психотерапии. в) целенаправленно  заниматься оптимизацией психологического климата педагогического коллектива.  7. Экономические   аспекты   ­    финансовая   поддержка   всех   вышеизложенных мероприятий и программ, изыскание дополнительных источников финансирования. 8. Уровень внешнешкольной работы. Социальным педагогом проводится выявление стрессогенных  воздействий, оказываемых на   учащихся   в   семье   и   ближайшем   окружении.   Принимаются   попытки   нормализации неблагополучного эмоционально – психологического климата  в семьях, корректировки круга постоянного школьника.  9. Участие школы в реализации государственных программ  осуществляется путем лоббирования, поддержки через средства развития службы практической психологии в системе образования, внесение изменений экзаменационных  процедур. Основные аспекты для решения проблемы вредных привычек и зависимостей учащихся. 1.   Организационные   аспекты:    координация   отдельных   форм,   методов, направлений работы, объединение их в единое целое. Создание  в школе обстановки, психологического   климата   нетерпимости   к   употреблению   любых   видов психоактивных веществ (ПАВ), формирование альтернативной «моды» на здоровый образ жизни, гордость за свою способность противостоять этим соблазнам. Все это должно: ­ быть   гармонично   и   системно   встроено   в   общешкольную   программу противодействия рассмотрению вредных привычек;  осуществляться  психологически грамотно; ­ ­ не опускаться до уровня формального, неэффективного воздействия. 2. Медико–профилактические аспекты:  выявление ( в рамках закона ) учащихся, употребляющих   ПАВ – наркотики, токсиканты, табакокурение, алкоголь; решать (совместно с родителями) вопросы о лечении и реабилитации; оказывать первую медицинскую помощь, проводить профилактическую работу. 3. Воспитательные   аспекты:    стратегически   самые   важные.   Активно   и целенаправленно   формируется   антинаркотическая   среда,   воспитания   у   каждого школьника психологического иммунитета к употреблению ПАВ.            Воспитывать твердую установку у каждого школьника на отказ от приема наркотиков, негативное отношение к курению, употреблению  алкоголя. 4. Учебно–информационные аспекты:  обеспечить всех учащихся  необходимой и соответствующей возрасту информацией, позволяющей избежать неосторожных и рискованных   шагов.   Необходимо сформировать у подростков психологические компетенции,   позволяющие     им   успешно   отказываться   от   соблазнительных предложений   сигарет,   алкоголя,   наркотиков,   владеть   приемами   и   технологиями копинг – преодолевающего поведения.  5.   Кадровые   аспекты.  Необходимо, чтобы учитель, социальный педагог, медик, психолог прошел специальный курс подготовки.  6. Экономические аспекты ­  эффективное сложение средств – в подготовку кадров и повышение компетентности   и квалификации в этих вопросах всех педагогов и специалистов школы; ­ в проведении тематических мероприятий.  7. Уровень   внешкольной   работы    просвещение   родителей   по   вопросам   вредных   взаимоотношений привычек   и   зависимостей,   решением   проблем   коррекции   учащихся с родителями, помочь подростку  выстроить взвешенную позицию своих взаимоотношений   с   «проблемными»   родителями,   позволяющему   ему,   принимая своих   родителей   «в   целом»,   критически   и   дистанцированно     относиться   к   их вредным привычкам и зависимостям. 8. Уровень общегосударственной поддержки.    Школа может принимать участие в выработке норм и традиций в обществе, исключающих употребление алкоголя, в формировании тенденции к отказу от использования каких – либо одурманивающих средств, ведение здорового образа жизни. Основные аспекты для решения проблемы физической активности учащихся, профилактики гиподинамии. 1. Организационные аспекты. Увеличение количества уроков физкультуры, улучшение качества   уроков   физкультуры.   Задачи   физкультуры   –   сформировать   культуру физического   здоровья,   привить   интерес   к   занятиям   физкультурой,   мотивировать школьников на заботу о своем здоровье. Использовать возможности дополнительной физической нагрузки учащихся в рамках учебного   дня путем проведения на каждом уроке   физкультминуток,   физкультпауз   между   уроками,   грамотной   организацией перемен,   позволяющей   ученикам   конспектировать   статистическую   нагрузку   урока. Создание   условий   для   занятий   школьников   физкультурой   и   спортом   во   внеурочное время. Влияние школы на образ жизни своих учеников, выбор ими форм проведения досуга, контакт в этой связи с родителями учащихся. 2. Медико­профилактические   аспекты.   Обеспечение   гигиенических   условий   в спортивном   зале,   медицинский   контроль     за   проведением   занятий   физкультурой, профилактика     спортивного   травматизма   и   переохлаждение   учащихся   (особенно   во время     зимних     занятий   на   свежем   воздухе),   проведение   программ   закаливания школьников во время уроков физкультуры и работы спортивных секций. 3. Воспитательные  аспекты.     Показать   школьникам   привлекательность   здоровья,   как условия   физической   красоты   и   совершенства,   сформировать   у   них   потребность   в регулярных занятиях, направленных на укрепление здоровья и самосовершенствования.  4. Учебно–информационные   аспекты.   Включают   корректировку   содержания   урока физкультуры,  обеспечение  их  направленности  на  физическое  развитие  и  укрепление здоровья, а не на подготовку учащихся к сдаче норм, так и интеграцию этих вопросов в содержании других предметов (задачи и упражнения по математике, физике, химии, исторические литературные примеры, соответствующие тексту на иностранном языке). Для правильного решения этой проблемы важен учет индивидуальных особенностей школьников. 5. Уровень   внешкольной   работы.     Решение   этой   проблемы   связано   как   с   позицией родителей школьника, ситуация  в его  семье, образом жизни, который в ней  принят, материальными   возможностями   родителей,   так   и   с   предоставлением   школьникам возможности посещать стадионы, районную спортивную школу, спортзал. Основные аспекты для решения проблемы питания школьников во время их пребывания в школе. 1. Организационные аспекты. ­ рациональная организация работы школьной столовой; ­ ­ обеспечение   школы   питьевой   водой, эстетическое оформление столовой;   прошедшей   необходимую дополнительную фильтрацию.   2. Медико–гигиенические аспекты.        Контроль за гигиеническим состоянием пищеблока, ассортиментом и  составом блюд, исходными продуктами – их качеством и свежестью.   3. Воспитательные задачи.       Формирование у школьников  культуры поведения за столом, правила этикета.   4. Учебно–информационные аспекты.        Отбор информации о правильном рациональном питании. 5. Кадровые аспекты.        Повышение грамотности педагогов в вопросах   рационального питания. Обеспечение должного   уровня   подготовки   персонала   пищеблока,   чтобы   педагоги   могли   совестно   с поварами  решать  организационные вопросы.  6. Экономические аспекты.         Обеспечение финансовой поддержке вышеперечисленных позиций, а так же горячее питание  всем детям, особенно из малоимущих семей.  7. Внешкольный уровень.    школьников.  8. На государственном уровне.     Требуется   содействие   Министерства   образования,   депутатов,   общественности, выступающих за целевую и финансовую организацию полноценного и горячего питания для всех детей во время пребывания в школе.  9.   Мониторинг  достигаемых   результатов   проводиться   по   сравнительной   численности детей,   показателям   заболеваемости пищеварительной   системы     и   нарушения   обмена   веществ   учащихся,   данным   анкетных опросов   самих   школьников   и     «экспертов»   из   числа   учителей,   специалистов   школы, родителей учащихся.   Необходим   контакт   с   родителями   учащихся     и   консультацией   для   некоторых   получающих   в   школе   горячее   питание,         Основные аспекты предупреждения патологических нарушений, непосредственно связанных с воспитательным процессом («школьных болезней»).         1. Организационные аспекты.    Обеспечение   классов   учебной   мебели,   подходящие   учащимся   по   росту;   функциональную расстановку мебели, позволяющей легко проводить физкультминутки; оборудование учебных помещений плакатами и стендами для гимнастики зрения, снятие зрительного напряжения, зрительно –координатных тренажей. В планы уроков включается методика построения в режиме подвижных объектов и «зрительных горизонтов».  Каждый учитель должен знать, кто из его учеников входит в группу риска, нуждается в коррекции осанки и зрения.  2. Медико­гигиенические аспекты.        В соответствии требований СанПиНов  добиться необходимой освещенности рабочих мест школьников и классной доски. В задачи  медиков школы входит выделение учащихся с нарушением зрения и осанки и тех, кто составляет группу риска, обеспечение для них особых условий, предоставления списков таких учащихся классному руководителю.        Оздоровление таких детей в санаториях и детских лагерях. 3. Воспитательные аспекты.         Формирование у школьников привычки заботиться о своей осанке, зрении; носить вещи только   в   ранце,   в   школе   и   дома   выполнять   специальные,   индивидуально   подобранные комплексы упражнений.  Вместе с тем важно  не допустить возникновения у школьников комплекса   неполноценности   или   потребительской   установки   во   взаимоотношении   с другими людьми.               Основной ориентир воспитательной работы – формирование у школьников чувства личной ответственности  за свое здоровье и его дальнейшие изменения.  4. Учебно–информационные аспекты.          Включение в содержание школьных учебных предметов задач, примеров, упражнений, связанных с тематикой здоровья, в частности с гигиеной зрения,     опорно–двигательного аппарата.     5. Кадровые аспекты.                Знание   всеми   педагогами   школы   специфики   работы   с   детьми,   имеющими   соответствующие формы  нарушений, вменение им в обязанность следить на уроке за позой, осанкой   школьников,   соблюдением   оптимального   расстояния   глаз   от   листа   с   текстом. Особое внимание уделять работе таких подростков за компьютером.    6. Внешкольный уровень.             Информирование   родителей   учащихся   о   выявленных   у   их   детей   нарушениях   и предоставление рекомендаций о том, как они должны следить за детьми дома.  В рамках «родительского   университета»   организовать   занятия   по   обучению   родителей   технике массажа своего ребенка, тренировке с использованием  офтальмотренажера  и т.п.  Основные аспекты сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей. 1. Организационные аспекты: Организация обучения родителей по здоровьесберегающим технологиям. ­ Циклы   просветительских   программ   «Университета   для   родителей   по вопросам детского здоровья» ­ Занятия по актуальным вопросам  ­ Консультации школьного врача, психолога, других специалистов по вопросам, связанным со здоровьем школьников. ­ Предоставление   родителям   возможности   вместе   со   своими   детьми позаниматься в спортивном зале и т.п. ­ Участие родителей в подготовке и проведении школьных мероприятий. ­ Совместное творческое решение актуальных проблем школы.    2. Медико–профилактические аспекты.          Консультационная помощь родителям со стороны педиатров поликлиники.    3. Воспитательные аспекты.               Готовность школы воспитывать родителей своих учащихся для закрепления   их мотивации   к   действенной   заботе   о   здоровье   своих   детей   и   сотрудничества   в   этом направлении со школой. Методы данной работы ­ психологические, направленность – на интересы здоровья, утверждение в семье здорового образа жизни. 4.Учебно–информационные аспекты.  Повышение   грамотности   родителей   в   вопросах   сохранения   и   укрепления   здоровья. Учитывать необходимо как минимум четыре особенности этой работы: ­ Первая – обучение взрослых имеет свою специфику, изучаемую относительно новым разделом педагогики – андрогогикой.  ­ Вторая   –   добровольность   участия   родителей   в   этих   программах;   работа преподавателя  строиться на заинтересованности и чувстве ответственности, которые необходимо поддерживать у родителей на высоком уровне.  ­ Третья – разный образовательный и культурный уровень родителей. Для этих целей оптимальны активные методы обучения – дискуссии, обмен опытом, проектная работа. ­ Четвертая ­   загруженность большинства   родителей работой и домашними делами.   Поэтому   тематика   занятий   и   отдельные   информационные   блоки спланированы совместно  с родителями.  5.Индивидуальные  аспекты.               Не пытаться исправлять характер взрослых   людей, а стараться компенсировать нехватку у родителей педагогической грамотности, наладить с ними   взаимопонимание, обратную   связь   с   учетом   различий   в   их   уровне   образования,   культуры,   особенностей характера и т.п. 6. Медико–гигиенические аспекты.       Поддержание  безупречного гигиенического состояния школы.  7. Кадровые аспекты.  Обеспечение всей программы преподавателями, способными эффективно заниматься со взрослыми людьми.   8. Внешкольный уровень.       Превращение школы в социокультурный центр всего микрорайона.  Основные аспекты низкого уровня культуры здоровья учащихся, недостатка знаний по вопросам здоровья. 1. Организационные аспекты.             Создание стройной системы непрерывного образования всех учащихся по вопросам здоровья, здорового образа жизни,  включающая  как самостоятельный предмет (уроки) по тематике   здоровья,   так   и   интеграцию   этих   вопросов   в   содержание   других   предметов. Создание   в   школе   такого   образовательного   пространства,  которое   обеспечивало     бы формирование культуры здоровья. Уроки здоровья по большей части должны проходить в форме активных методов обучения (тренингов, дискуссий, учебных игр, упражнений и т.п.) т.е. не быть похожим на рутинное «урокодательство», как раз и вызывающее  переутомление и отвращение к школе.  2. Медико–гигиенические аспекты.               Экспертно – консультационное участие медиков в осуществлении   всех указанных выше мероприятий, проводимых в школе.  3. Воспитательные аспекты.                 Содержательная сущность решения   этой проблемы, главный ее приоритет. Они реализуются   во   всем:   начиная   от   идеологии,   форм   и   методов   построения   занятий   по культуре здоровья (валеологии) и заканчивая поведением  и отношением к своему здоровью самих учителей, их личного примера.  4. Кадровые аспекты.          Всем учителям систематически повышать свою квалификацию в вопросах здоровья, здоровьесберегающих   образовательных   технологий.   Это   даст   определенную   гарантию достойного профессионального уровня проводимых со школьниками занятий. 5. Индивидуальные аспекты.         Выявление школьников, проявляющих целенаправленный интерес к вопросам здоровья, самосовершенствования, а так же лидеров неформальных объединений. 6. Внешкольный уровень.        Использование огромного потенциала семей, родителей учащихся для приобщения их детей к здоровому образу жизни.  Основные аспекты некомпетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.   Учитель, разбирающийся  в вопросах здоровья и осознающий значимость этой проблемы, какой   бы   предмет   он   ни   преподавал,   всегда   найдет   возможность   связать   свои профессиональные задачи с тематикой здоровья. 1. Внутришкольный уровень. Организация   непрерывного   повышения   квалификации   всех   учителей   и   специалистов школы в вопросах здоровья. 2. Кадровые аспекты. Целесообразность   приглашения   на   работу   в  школу   учителей,  грамотных   в   вопросах здоровья и здоровьесберегабющих технологий. 3. Внешкольный уровень. Совместные   семинары   –   тренинги   для   педагогов   разных   школ,   учителей,   врачей   и родителей школьников.             ПЛАН стратегии формирования «Школы – территории здоровья» на новом этапе здоровьесберегающих технологий. № Формы работы 1. 2. Создать рабочую группу (5­6 человек) для принятия решения о выдвижении вопросов здоровья и число приоритетов работы школы. Разработать   предварительный     проект   «Школа   – территория   здоровья».   Постановка   целей,   задач, оценка имеющихся ресурсов. Сроки выполнения Июнь – август Июнь«Здоровье - это не все, но без здоровья все – ничто» 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.   Провести   поиски   обеспечение   дополнительных ресурсов,   необходимых   для   реализации   проекта. Заключить   соглашение   со   специалистами, активизировать возможности   родительского комитета, учителей, спонсоров и т.п. Разработать  рабочий  вариант  проекта  и  поэтапный план действий  с учетом условия школы. Распределить сферу ответственности, обязанности и задачи каждого участника проекта. Разработать   программу   диагностики   состояния здоровья   учащихся   и   структуры     факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье.  Составить   карты   индивидуальных   показателей учащихся. Провести анализ полученных результатов состояния здоровья   учащихся   и   структуры   патогенных факторов. Учитывать   полученные   результаты   состояния здоровья   школьников   при   планировании   и корректировке программы работы школы на втором этапе.  Сентябрь – октябрь  Сентябрь Сентябрь  Октябрь Сентябрь ­ ноябрь Декабрт В течение года Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий в работу школы. № 1. 2. 3. 4. Проводимая  работа Разработать   школьную   программу   обеспечения   приоритета здоровья. В каждом серьезном решении, принимаемом администрацией школы, отдельной строкой фиксировать аспекты, связанные с влиянием данного решения на здоровье школьников.   Обеспечить проведение мониторинга   здоровья учащихся и происходящих   в   школе   изменений,   связанных   с   вопросами здоровья.  Учитывать результаты мониторинга при составлении отчетов школы, при разработке программы развития, финансирования школы. Сроки выполнения Июнь – август Постоянно Ноябрь – апрель Май, июнь ежегодно 5. 6. 7. 8. 9. Со школьниками заключить индивидуальные соглашения (что должен   и   чего   не   должен   делать   данный   учащийся,   чтобы заботиться   о   своем   здоровье   и   помочь   школе   обеспечить решение данной приоритетной задачи). С   родителями   учащихся   заключить   индивидуальные соглашения,   что   повысит   уровень   их   ответственности   и конкретизирует возможности подключения к работе школы.  Составить   перечень   должностных   обязанностей   учителей   и специалистов  по здоровьесберегающим технологиям.  Обеспечить соблюдение требований СанПиНов к санитарно ­ гигиеническим условия в школе. Включить   в   школьную   программу   здоровья   (ШНЗ) мероприятия   по   профилактике   основных   «школьных болезней» и дезадаптационных  состояний.  10. Обеспечить     благоприятное   (педагогическое   и психологическое)     влияние   каждого   учителя   на   своих учеников   во   время   проведения   уроков,   с   максимальной индивидуализацией этого воздействия. 11. Обеспечить необходимый   уровень грамотности школьников и   педагогов   по   вопросам   здоровья   через   воспитание   у школьников   культуры   здоровья,   а   не   просто   «загружать» информацией. 12. При   появлении   у   школы   финансовых   возможностей использовать   дополнительные   средства   для   создания условий,   позволяющих   целенаправленно   формировать, укреплять     и   даже   восстанавливать   здоровье   учащихся   и педагогов.  Октябрь Ноябрь Сентябрь В течение уч.года В течение уч. года В течение уч. года В течение уч. года В течение уч. года организационной работы по здоровьесберегающим технологиям. ПЛАН № п/п 1. Проводимая работа Составление расписания, позволяющего распределить   нагрузку   в   течение   дня, недели, учебного года в соответствии с гигиеническими требованиями СанПиНа.   Ответственные Дата проведения 1­10 сентября 2. Выбор   учебных   программ,   учебных технологий, оптимальных с точки зрения влияния на здоровье учащихся. август 3. Формирование   благоприятного психологического   климата   в   школе   в целом. Создать комиссию для решения спорных проблем. Провести социально – психологические тренинги Координировать   отдельные   формы, методы,   направления   работы   для создания в школе «моды» на здоровый образ жизни. Разработать   и   проводить:   зарядку, физкультминутки,   физкультпаузы, динамические перемены. Привлечь   родителей   для   занятий   со школьниками физкультурой и спортом. Организовать   рациональную   работу школьной столовой. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Эстетическое оформление столовой. 11. В   учебных   кабинетах   сделать функциональную   расстановку   мебели, позволяющую   проводить физкультминутки.  легко   12. Оборудовать   учебные   кабинеты плакатами   и   стендами   для   гимнастики зрения. подвижных 13. В   планы   уроков   включать   методику   в   объектов режиме   «зрительных горизонтов», физкультминутки, вопросы по тематике здоровья.   14. На уроках следить за детьми, входящих в группу риска и корректировать осанку и зрение. 15. Разработать   план   непрерывного образования всех учащихся по вопросам здоровья, здорового образа жизни. В   течение года Октябрь В   течение года В   течение года Ежедневно В   течение учебного года В   течение учебного года Октябрь Сентябрь Октябрь В   течение года В   течение учебного года сентябрь 16. Организовать работу «Университета для родителей»   по   вопросам   детского здоровья. 17. Организовать   работе   «Медико– психологического   лектория»   для учителей  18. Организовать   дежурство   по   школе   с учетом требований Сан ПиНа В   течение учебного года В   течение учебного года В   течение учебного года Диагностика  индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся. Мониторинг здоровья школьников и здоровьесберегающей Дата проведения Сентябрь ежегодно Октябрь ежегодно Ноябрь ежегодно 1 2 3 работы школы. Направления диагностики и мониторинга. Учет особенностей физического состояния и развития учащихся. Определение тотальных признаков физического развития Ориентировочная   оценка   (скрининг)   состояния   здоровья учащихся. Психолого–педагогические методы диагностики здоровья. Мониторинг здоровья. Мониторинг изменений здоровьесберегающей среды школы Май, июнь  ежегодно Оценка   работы   школы   и   учителя   в   сфере   охраны   здоровья учащихся и реализации здоровьесберегающих технологий. Психолого–педагогические методы диагностики здоровья. Проводимые работы Форма проведения № п/п 1. 2. 3. № п/п 1. 2. Диагностика здоровья учащихся как проблема. Оценка   показателей   психологического   здоровья учащихся. Семинар   руководителей Анкетирование  кл. анкета напряженности ­ ­ школа тревожности Сирса ­ методика   самооценки   школьных   ­   для ситуаций   (по   Кондашу)   учащихся 7­11 классов.  Методы   диагностики   риска   нарушений   здоровья школьников, основанные на принципах экспертных оценок.   Тест – анкеты. ­ ­ ­ ­ тест   –   анкета   ориентировочной оценки   риска   нарушений   здоровья учащегося; тест   –   анкета   для   ориентировочной оценки риска нарушений зрения; тест   –   анкета   для   ориентировочной оценки   риска   сколиоза,   нарушений осанки тест   –   анкета   для   самооценки школьниками   факторов   риска ухудшения здоровья. МОНИТОРИНГ   ЗДОРОВЬЯ. Проводимые работы Форма проведения Оценка динамики состояния здоровья учащихся. Карты   наблюдений   за   состоянием   и   поведением школьников начальных классов. Семинар   руководителей Карты наблюдений кл. ­ карта   наблюдений   за   состоянием ­ ребенка (заполняется родителями); анализ   карты   наблюдения   за состоянием   ребенка   (проводиться врачом, психологом); ­ карта   наблюдений   за   поведением ребенка   в   школе   (заполняется ­ учителем); анализ   карты   наблюдений   за поведением   ребенка   в   школе (проводиться  врачом, психологом). 3. 4. Самооценка   учащимися   своего   состояния здоровья. Карта индивидуальных показателей учащегося.  Тест ­ анкета КИПУ Мониторинг  изменений  здоровьесберегающей среды школы. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Проводимые мониторинги Отслеживание происходящих изменений. Методика трех показателей. Организация   исследования   и   анализ   полученных результатов.  Количественные результаты проведенных исследований. Изменения   в   образе   жизни   и   состоянии   здоровья учащихся. Формы проведения схемы исследования исследования Анализ исследования Тест­ анкета Оценка работы школы и учителя в сфере охраны здоровья учащихся и реализации здоровьесберегающих технологий. № п/п 1. Формы проведения анкетирование Проводимые мониторинги анкета     анонимная   школьника­ Комплексная старшеклассника.  Основные модули комплексной оценки работы школы в сфере  охраны здоровья учащихся и педагогов.  Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережений. Рекомендации на случай, если проверку урока проводят представители вышестоящих организаций. 2. 3. 4. оценка анализ Рекомендации учителю Университет  педагогических знаний для родителей. Дата проведения НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ФЕВРАЛЬ АПРЕЛЬ Тема занятий «Здоровый образ жизни в семье – счастливое будущее детей» Психологические   особенности   внутрисемейных   отношений. Воспитание   неприязни   к   алкоголю,   табакокурению, наркотикам.  Профилактика  и предупреждение  «школьных болезней». «В здоровом теле – здоровый дух» ­ о правилах закаливания, питания, режиме дня школьника и т.п.» «УЧИТЕЛЬ:  здоровье, предупреждение профессиональных деформаций, пути самосовершенствования» ­ медико–психологический лекторий.    Дата проведения СЕНТЯБРЬ   Проблема   помогающие   избежать   личностной Тема занятий Психологические   особенности   учителя. профессиональных деформаций.  Советы   учителю, деформации и получать больше радостей от жизни. Здоровье и самосовершенствование учителя. Учитель и стрессы. Питание для мозга. Как уберечь свой позвоночник от деформации. Как носить тяжести, облегчая свою жизнь. Что   делать,   если   возникли   незначительные   проблемы   со здоровьем. Отпуск – время больших возможностей. ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ Критерии оценки  эффективности внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий  в работе школы. 1.   Результаты проведения мониторинга здоровья учащихся и происходящих в школе изменений. 2. Желание учащихся посещать школу.  3. Объем дневной учебной нагрузки на учащихся.  4. Наличие курящих школьников.  5. Гигиеническое состояние школьных туалетов, состояние сантехники.  6. Содержание уроков физкультуры и эмоциональная атмосфера на них.  7. Жизнь в школе после окончания уроков.  8. Активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях связанных с тематикой здоровья. 9. Психологический климат в педагогическом коллективе.  10.Эмоциональное состояние и вид учеников, выходящих после  уроков.  11.Характер взаимоотношений учащихся  с учителями и друг с другом.  12.Отношение к школе большинства родителей учащихся. воспитательной работы по программе «Школа – территория здоровья» ПЛАН дата 1 учебный год 2 учебный год 3 учебный год                    ­ Д и а г н о с т и к а           з д о р о в ь я              у ч а щ и х с я. ­     Составление     договоров     с   учащимися   и   родителями   по программе   «Школа – территория здоровья» ­   Организация   дежурства   по   школе     с   учетом   санитарно   – гигиенических норм.  ­   Выставка фотографий     «Как   я провел лето»   ­ Выставка поделок «Чем   я   занимался летом».     ­  Выставка рисунков, конкурс мини­ сочинений   «Как   я провел лето» ­Малые   олимпийские игры ­  День здоровья   ­ Праздник «Спортивная семья» Конкурс  классных комнат  «Самый  классный  класс!» П Р О Г Р А М М  А                « З Д О Р О В Ь Е» ­ самопознание ­ Я и другие   ­Гигиенические и   правила предупреждение инфекционных заболеваний П р о ф и л а к т и к а    п о д р о с т к о в о й    н а р к о м а н и и Знакомство. Что наркомания.    такое   Понятие стресса. такое Что наркотики   и   как они выглядят. Как отказаться от предложенных наркотиков.  Д Е Н Ь                 Ф И З К У Л Ь Т У Р Н И К А ­ Однодневный поход «В   обществе   с природой»  К о н к у р с                п л а к а т о в  ­ правила Мойдодыра ­   Конкурс   «Мама, папа, я – спортивная семья» ­   «Вот   это   стол,   за ним едят» ­   Кросс   «Золотая осень» ­Золотые   правила питания Сентябрь Октябрь  октябрь М Е Ж Д У Н А РО Д Н Ы Й     Д Е Н Ь      О Т К А З А     О Т    К У Р Е Н И Я . 1.4 кл.   –   живая кл.   ноябрь газета   «Как медведь бросил курить» 5­8   кл.       –   устный журнал   «В   объятиях табачного дыма» 9­11  кл.    ­     Реклама «Жизнь без табака»  1­4   кл.   –   «Вредные привычки, мерзкие сестрички» утренник 5­8   кл.       –   Суд   над табаком 9­11 кл.   ­   «Письмо курящему сверстнику»  – черных 1­4   Фантастическое  путешествие «Секрет   братьев» 5­8   кл.     –   конкурс «Портрет курильщика» 9­11 кл.  – Курильная опера или выработка   хороших привычек.      Соревнования   по русской лапте. декабрь Январь  Т Р Е Н И Н Г   З Д О Р О В О Г О    О Б Р А З А    Ж И З Н И   Соревнования   по пионерболу П  Р О Г Р А М М А    « З Д О Р О В Ь Е»  ­ питание и здоровье Соревнования волейболу по   ­   основы   личной и   безопасности профилактика травматизма.     в ­   поведение экстремальных ситуациях.     и на Способы преодоления стресса Факторы     риска развития наркомании П р о ф и  л а к т и к а    п о д р о с т к о в о й     н а р к о м а н и и Личность индивидуальность Наркотики дискотеке Сопротивление массовой   рекламе психоактивных веществ Закон о нароктиках. П е р в е н с т в о     ш к о л ы     п о    н а с т о л ь н о м у     т е н н и с у В с е м и р н ы й    д е н ь   б о р ь б ы    с о     С П И Д  о м П Р О Г Р А М М А           «З Д О Р О В Ь Е» культура потребления медицинских услуг Табакокурение Самопознание  Курение   как   угроза здоровью. Предупреждение употребления психоактивных веществ   на   себя Принятие   ответственности     за собственный   образ жизни.  З и м н и й       т у р п о х о д П р а з д н и к    «З и м н и е     з а б а в ы» К о н  к у р с         п л а к а т о в ­ Умей сказать «Нет!» ­   Здоровая   нация   – здорова  вся планета» февраль П Р О Г Р А М М А     « З Д О Р О В Ь Е»   ­ Я и другие Гигиенические и     ­ правила предупреждение инфекционных заболеваний ­   «Не   допустить беды» ­ Питание и здоровье. П р о ф и л а к т и к а     п о д р о с т к о в о й      н а р к о м а н и и   Наркотики, ­ Самоуважение ­ Принятие  решений ­   психоактивные вещества последствия   употребления.      и   их   март В о е н н о  ­   с п о р т и в н а я   и г р а   «З а р н и ц а» П Р О Г Р А М М А     « З Д О Р О В Ь Е» апрель Культура     ­ потребления медицинских услуг ­   Основы   личной безопасности и профилактики травматизма К  о  н  к у   р  с      п  л  а  к  а  т  о  в «Осторожно дорога» «Дорога   ошибок   не прощает» Праздник   русской «Масленицы»   Соревнования баскетболу П Р О Г Р А М М А     « З Д О Р О В Ь Е» по   ­   Предупреждение употребления психоактивных веществ.  «Это   должен   знать каждый» Соревнования   по баскетболу.   ­    ­ Я и другие ­ Самопознание   Гигиенические и   правила предупреждение инфекционных заболеваний П р о ф и л а к т и к а     п о д р о с т к о в о й       н а р к о м а н и и ­ Уверенность в себе. Последствия Навыки     уверенного поведения. Э  к  о  л  о  г  и  ч  е  с  к  и  й        м  е  с  я  ч  н  и  к. В  е  с  е  н  н  и  й       к  р   о  с  с   ­   Права   личности   и уважения прав других ­ употребления наркотиков. май П Р О Г Р А М М А     « З Д О Р О В Ь Е» ­ Питание и здоровье. ­   Предупреждение   употребления психоактивных веществ. Д е н ь        с е м ь и П а м я т к и          н а        л е т о.   Культура ­ потребления медицинских  услуг.  июнь Т У Р И С Т И Ч Е С К И Е        П О Х О Д Ы . Оздоровительные мероприятия в пришкольном лагере «Салют» Дата проведения ОКТЯБРЬ ДЕКАБРЬ ПРОГРАММА    «ЗДОРОВЬЕ» 1 – 4  классы Темы занятий   Взаимоотношения   людей,   способы   решения   предупредительность,   представление   себя,   отказ   от   ситуаций.   Поведение   на   улицах   и   в   общественных   местах. Я и другие: ­ Правила межличностного общения;   нежелательного    общения. ­   Дружба. конфликтных    Правила    поведения с незнакомыми людьми. ­ Родственные связи – семья. Правила семейного общения. Права     ребенка в семье. Правила групповой деятельности. Основы личной безопасности и профилактика травматизма. ­ Безопасное поведение на дорогах (основные ситуации –      «ловушки   »,     в   которые   обычно   попадают   дети:   «закрытый обзор», «отвлечение   внимания», «пустынная   улица», «середина проезжей   части   улицы»,   «родители   с   детьми».   Сигналы регулирования   дорожного   движения.   Правила   безопасного поведения у железнодорожных путей)   (опасные   факторы   современного   жилища,   школы,   игровой   площадки.   Ожоги. Электротравмы. Падение с высоты. Опасность открытого окна, катания   на   перилах.   Элементарные   правила   безопасности   при катании на велосипеде). ­   Бытовой   и   уличный   травматизм ­   Поведение   в   экстремальных   ситуациях     (экстремальная ситуация   в   населенном   пункте.   Экстремальная   ситуация, связанная   с   незнакомым   человеком.   Вызовы   экстремальной помощи. Стихийные бедствия, техногенные   катастрофы). Предупреждение употребления психоактивных веществ. ­   Общее   представление   о   психоактивных   веществах.   Почему люди   употребляют   психоактивные   вещества.   Вред   табачного дыма. ­ Что такое алкоголь и чем опасно его употребление. Поведение с людьми, употребляющими психоактивные вещества. Гигиенические   правила   и   предупреждение   инфекционных заболеваний. ­   Гигиена   тела   (кожа   и   ее   придатки   (ногти,   волосы). Функциональное   предназначение.   Уход   за   кожей,   волосами   и ногтями.   Выбор   одежды   и   обуви   в   соответствии   с   погодными условиями и индивидуальными особенностями). ­ Гигиена полости рта (общее представление о строении ротовой полости,     временные   и   постоянные   зубы.   Прикус   и   вредные привычки.   Факторы   риска   развития   стоматологических заболеваний. Уход за зубами). ­  Гигиена   труда   и   отдыха:  (Режим     дня.  Признаки   утомления. Активный   и   пассивный   отдых.   Гигиена   органов   зрения. Профилактика инфекционных заболеваний).  Культура и потребление медицинских услуг. ­   Выбор   медицинских   услуг:(Поликлиника   или   вызов   врача   на дом.  Служба скорой помощи. Посещение врача). ­   Обращение   с   лекарственными   препаратами   (Польза   и   вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами). Самопознание ­ Самопознание через ощущение, чувство и образ:(Эмоциональная сфера   личности:   эмоциональные переживания, ощущения. Способы проявления эмоций и чувств).    настроение,   чувства, 5 – 8 классы Я и другие ­ Положение личности в группе ­ Биологическое и социальное взаимоотношение людей ­ Типологизация групп. Основы личной безопасности и профилактика травматизма ­ Безопасное поведение на дорогах: (Ситуации самостоятельного движения ребенка по улице. Переход улицы. Посадка и выход из ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ ОКТЯБРЬ ДЕКАБРЬ Факторы, автобуса. Опасность движения группой. Безопасное поведение в транспорте. Правила движения велосипеда).  Бытовой   и   уличный   травматизм:   (Правила   пользования ­ пиротехническими   средствами.   способствующие обморожению.   Правила   безопасности   на   экскурсиях.   Правила безопасности   при   обращении   с   открытым   огнем.   Доврачебная помощь).   Поведение   в   экстремальных   ситуациях:   (Экстремальные ­ ситуации   криминального   характера.   Поведение   при   аварийных ситуациях в жилище и т.п.). Гигиенические   правила   и   предупреждение   инфекционных заболеваний. ­ Гигиена тела: (Индивидуальные и возрастные особенности кожи и   ее   придатков.   Уход   за   кожей   лица   и   рук,   ногами.   Правила выбора   гигиенических   средств   ухода   за   телом   и   волосами. Правила личной гигиены мальчиков и девочек). ­  Гигиена   полости   рта:   (Средства   гигиены   полости   рта. Заболевание зубов, десен, меры их профилактики). ­  Гигиена   труда   и   отдыха:   (Биологические   ритмы   организма. Периоды   работоспособности.   Индивидуальный   режим физических и умственных нагрузок. Оптимальные условия труда, микроклимат в классе и квартире). ­  Профилактика   инфекционных   заболеваний   (Причины возникновения   инфекционных     Эпидемии. Инфекции,   передаваемые   половым   путем.   Туберкулез,   его предупреждение). Предупреждение употребления психоактивных веществ. ­   «Легальные»   (алкоголь,   табак)   и   «нелегальные»   (наркотики) психоактивные вещества. Жизненный   стиль   человека   употребляемого   психоактивные вещества. Культура потребления медицинских услуг ­  Выбор  медицинских  услуг:  Когда,  куда  и  как  обращаться  за медицинской   помощью.   Поведение   в   медицинских оздоровительных   учреждениях   и   ответственность   за   ложные вызовы. Выбор товаров и услуг медицинского назначения. ­  Обращение   с   лекарственными   препаратами:   (Рецепт,   аптека, лекарство.   Потребление   лекарственных   препаратов   при самолечении. Злоупотребление медикаментами). Самопознание. ­ Самопознание через ощущение, чувство и образ: (Самооценка. заболеваний. ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ Стресс, Кризисы   развития   в   период   взросления.   его психологические   и   физиологические   проявления,   способы совладения   со   стрессом.   Биологические   основы   поведения. Половые различия в поведении людей). Питание и здоровье. ­   Питание   –   основа   жизни:   (Основные   группы   пищевых продуктов. Пищевые риски, опасные для здоровья). ­ Гигиена питания: (Болезни, передаваемые через пищу). 9 – 11 классы  Формальные   и   неформальные   группы,   их   социально   – ­ психологическая специфика. ­  Болезни   человека,   связанные   с   употреблением   наркотиков, табака, алкоголя.  Основы личной безопасности и профилактика травматизма. ­ Безопасное поведение на дорогах: (Расчет скорости движения транспорта   и   тормозного   пути.   Ответственность   за   нарушение правил дорожного движения). ­ Бытовой и уличный травматизм: (Травматизм при конфликтах. Жесткое обращение с детьми и подростками. Строительство и техника безопасности. Техника безопасности в быту). ­   Поведение   в   экстремальных   ситуациях:   (Модели   поведения людей   в   экстремальных   ситуациях.   Поведение   в   состояниях печали и горя).  Предупреждение употребления психоактивных веществ. ­ Основные виды психоактивных веществ. ­ Социальные, психологические и физиологические последствия употребления психоактивных веществ. ­ Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление психоактивных веществ. Гигиенические   правила   и   предупреждение   инфекционных заболеваний. ­   Гигиена   тела:   (Выбор   гигиенических   средств   для   ухода   за телом.   Подбор   и   правила   пользования   косметическими средствами   в   соответствии   с   индивидуальными   особенностями кожи). ­ Гигиена полости рта: (Средства гигиены полости рта). ­ Профилактика инфекционных заболеваний: (ВИЧ/СПИД, пути передачи,   способы   предупреждения.   «Группы   риска»   по заражению инфекционными заболеваниями). Культура потребления медицинских услуг. ­ Выбор медицинских услуг: (Права и ответственность клиента получающего медицинские услуги). МАЙ ОКТЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ ­   Обращение   с   лекарственными   препаратами:   (Передозировка лекарственных средств. Первая помощь). Самопознание. ­   Знание   своего   тела:   (Объективные   и   субъективные   признаки здоровья. Репродуктивное здоровье юноши и девушки. Понятие о генотипе и фенотипе. Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения. Ответственность и свобода выбора). Питание и здоровье. ­   Питание   основа   жизни:   (Основные   правила   рационального питания.   Болезни   питания,   апорексия,   ожирение.   Правила поведения в местах общественного питания). ­   Гигиена   питания:   (Основные   химические   и   биологические загрязнители пищи: тяжелые металлы пестициды, плесень и др.). Список используемой литературы. 1. Аршинова В.В. Классные часы и беседы по профилактике наркомании.М.,2004 2. Воспитательная работа в школе. Журнал зам. дир. по ВР №3 2005 3. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной                     мотивации учащихся или учимся жить в современном мире.М.,2004 4. Новые   санитарно­эпидемиологические   правила   и   нормативы   для   школ.   М., 2004. 5. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. М., 2004. 6. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения 5­11 классы, М.,2004. 7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в                     работе  учителя и школы. М.,2003. 8. Шаповалова   Н.Е.   Наркомания   –   знак   беды   (методические   рекомендации), Воронеж, 1998. 9. Маюров   А.Н.,   Маюров   Я.А.   Наркотики,   выход   из   наркотического   круга (учебное пособие для ученика и учителя 7­11 классы) Книга 4. Уроки культуры и здоровья. М.,2004. 10.Маюров А.Н., Маюров Я.А. Алкоголь – шаг в пропасть (учебное пособие для ученика и учителя 7­11 классы). Книга 3. уроки культуры здоровья. М.,2004.

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа "Школа - территория здоровья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2019