Программа социализации обучающихся "Мой мир"
Оценка 4.6

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Оценка 4.6
Особые потребности
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
27.02.2018
Программа  социализации обучающихся "Мой мир"
Данный материал может быть полезен заместителю директора по воспитательной работе, социальному педагогу школы. Важнейшей проблемой школы является увеличение числа проблемных семей и ослабление воспитательной функции семьи. Поэтому школа, педагогический коллектив должны своевременно выявлять данные о семьях и реализовывать комплекс различных мер, обеспечивающий помощь семье в воспитании детей. Комплекс всех этих мер содержится в данной программе.документ
Программа социализации обучающихся Мой мир.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  Новомеловатская СОШ Разработчик программы:                                                                                                 социаль ный педагог                                                                                         Котова Елена Ивановна                                                                                                                                                                          2016 г.                                                           Содержание:     Паспорт программы     Пояснительная записка 1. Концептуальные основы программы    1.1 Цель программы    1.2 Задачи программы    1.3 Роль социального педагога в реализации программы     2. Содержание программы    2.1Основные направления реализации программы    2.2 Принципы и особенности организации воспитания         и социализации обучающихся    2.3 Основные формы организации педагогической         поддержки социализации обучающихся.    2.4 План мероприятий на 2015­2016 учебный год    2.5 План мероприятий на 2016­2017 учебный год    2.6 План мероприятий на 2017­2018 учебный год 3.Механизм реализации программы  3.1 Кадровое обеспечение  3.2 Методическое обеспечение реализации программы  3.3 Диагностический  инструментарий  3.4 Мониторинг реализации программы  3.5 Материально –техническая база реализации программы  3.6 Основные этапы программы 4.Оценка эффективности реализации программы 4.1 Критерии оценки ожидаемых результатов 4.2 Ожидаемые результаты  Список литературы    Приложения   2 ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ Наименование документа   Программа социализации учащихся «Мой мир»   Обоснование разработки Программы Цель Программы  Задачи Программы Федеральные законы:  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273­ФЗ "Об образовании в  Российской Федерации"   Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. № 124­ФЗ с изм. на 10.07.2000г. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних» от 13.01. 2001 №120­ФЗ с  изм. на 07.07. 2003г. Постановления Правительства РФ: Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по  усилению профилактики беспризорности и безнадзорности  несовершеннолетних на 2002год» от 13.03.2002г. №154.  Постановление Совета Федерации Федерального Собрания  Российской Федерации "О парламентских слушаниях "Детская  безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы  национальной безопасности России" от 05.12.2001 N 369­СФ. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 года № 422 «О государственной   программе   «Патриотическое   воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы»» Локальные акты МКОУ Новомеловатская СОШ Положение о Совете профилактики  Положение   о   «Психолого­педагогическом   сопровождении обучающихся в учебно­воспитательном процессе» от 01.09.2016.      Содействие   социализации   личности   обучающегося   в   МКОУ Новомеловатская   СОШ   через  реализацию   системы   мер воспитательного,   профилактического   и   социального   характера, связанных     с   организацией   эффективной   социально­ педагогической   деятельности,   деятельности     по   профилактике безнадзорности и защите прав несовершеннолетних 1.  Создать   в   школе   условия,   которые   не   провоцируют отклоняющееся поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство: ­вовлечение подростков в различные формы досуговой  деятельности; ­создание условий для  самовыражения, саморазвития  обучающихся школы ­ организация совместного досуга обучающихся и родителей; ­совместная работа с инспекцией и комиссией по делам    несовершеннолетних 2.Создать условия для успешной социализации обучающихся из   3 семей, находящихся в социально опасном положении: ­ пропаганда здорового образа жизни  ­проведение совместных мероприятий с привлечением учителя  обществознания, организатора, специалистов  Новомеловатской  амбулатории др. ­оказание консультирования родителей  узкими специалистами  школы (социального педагога) 3.Создать условия для социализации выпускников:  ­формирование   положительного   отношения   к   учению   и   своему дальнейшему образованию;  ­сознательное   формирование   жизненных   планов   и   профессиональных ориентаций;  ­выработка системы жизненных приоритетов и ценностей;   ­накопление   позитивного   опыта   сотрудничества   и   взаимодействия   с людьми;  ­формирование   гражданской   позиции,   осознанного   отношения   к общественно­политическим процессам, происходящим в стране.  4.Внедрить   комплекс   образовательно­просветительских   мер, направленных   на   приобретение   обучающимися   необходимых социальных   знаний,   умений   и   навыков,   на   формирование ценностных ориентаций.   Администрация МКОУ Новомеловатская СОШ Е.И.Котова  социальный педагог классные руководители МКОУ Новомеловатская СОШ ,          Уменьшение   количества противоправных поступков.                   Повышение   уровня   социальной   активности   детей   и подростков.         Успешная социализация выпускников школы. Заказчик Программы Исполнители, соисполнители Программы Ожидаемы результаты,  целевые показатели программы                4 Пояснительная записка    Программа     социализации   обучающихся   предусматривает   формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных   идеалов   многонационального   народа   России,   базовых   национальных ценностей,   традиционных   моральных   норм,   реализуемого   в   совместной   социально­ педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Программа   социализации   обучающихся   направлена   на   обеспечение   их   духовно­ нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование   экологической   культуры,   культуры   здорового   и   безопасного   образа жизни.  Программа     социализации   (далее   Программа)   обучающихся  разработана   на   основе Примерной   основной   образовательной   программы   основного   общего   образования А. М. Кондакова,  в   соответствии   Федеральным   Законом   «Об   образовании»,  федеральным   государственным   образовательным   стандартом   основного   общего образования.  В   современной   педагогике   живут   идеи   самоценности   детства, сотрудничества,   самоопределения   и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает   задача   создания   ребенку   условий   для   свободного   выбора   форм,   способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.    МКОУ   Новомеловатская   СОШ  расположена   на   территории   Новомеловатского сельского   поселения.   Контингент   поселения     неоднородный.   Также   данную   школу представляют структурные подразделения, расположенные в поселениях: Медвежье, Ясеновка, Четвериково и Хвощеватое. В результате реогранизации школ в поселениях Юнаково   и   Попасное,   осуществляется   подвоз   обучающихся   из   данных   поселений. Развал колхозов, которые находились на территориях сельских поселений привели к огромному числу безработных и тех жителей, которые вынуждены работать вахтовым методом в различных городах России, а также оттоку жителей из постоянных мест жительства.   Всё   это   остро   отражается   на   контингенте   обучающихся   школы. Социальные   проблемы   жителей   объективно   влияют   на   состояние   внутренней воспитательной среды.    педагогической   поддержки,   диалога, На   данный   момент   в  МКОУ   Новомеловатская   СОШ  обучается   225 обучающихся.  Важнейшей проблемой школы является увеличение числа проблемных семей и ослабление   воспитательной   функции   семьи.   Поэтому   школа,   педагогический коллектив должны своевременно выявлять данные  о семьях и реализовывать комплекс различных мер, обеспечивающий  помощь семье в воспитании детей.  Основой   для     разработки   программы   послужил   анализ   социально­педагогической среды школы. На подготовительном этапе была проделана следующая работа: 5 малоимущие и др.) - выявлены  и определенны социальные особенности сельских поселений; - выявлены и определены социальные группы обучающихся (многодетные,  опекаемые, - проведено обследование семей обучающихся из различных социальных групп; - уточнены и выявлены проблемы в личностном и интеллектуальном развитии детей - изучена литература, раскрывающая методику работы с девиантными   детьми. «группы риска»;             В результате профилактической работы  с семьями у нас нет семей, состоящих на учете в КДН и ЗП и ОДН  с 2012 по 2015 года. Проведенный   анализ   социального   состава   семей   свидетельствует,   что   в   школе   в основном   обучаются   обучающиеся   из   полных   семей­65%,   но   количество   детей, проживающих в неполных  семьях все же велико­35%. Многодетных семей  почти 18%, в основном это учащиеся начального и основного звена. Значителен процент детей из малоимущих семей­ 9%. Анализ социальной диагностики показывает, что микросоциум школы характеризуется: ­недостаточной   образованностью   родителей   ­   71%   имеют   средне­специальное образование и лишь 29%­высшее; ­достаточно   высоким   процентом   (малоимущие, многодетные, неполные и др.) ­ 64%;   детей   из   социально   незащищенных   семей 1­4 классы Кол­во % 5­9 классы Кол­во % 10­11 классы Кол­во % 87 35% 126 55% 13 10% итого Кол­ во 225 % 100% Всего  обучающихся в 2015­2016  году Дети из  многодетных  семей Дети из  малоимущих  семей Дети под  опекой  граждан Дети  одиноких  матерей Дети из  неполных  семей              Анализ социальной ситуации позволяет сделать вывод о том, что  успешной социализации разнообразной по социальному статусу большой группы обучающихся необходимо   добиваться   через   реализацию   системы   мер   воспитательного, профилактического и социального характера.         6 Проведение подобной программы будет способствовать  решению ряда вопросов:  - формирование банка данных по вопросам защиты прав несовершеннолетних; - изучение   динамики   интересов   и   потребностей   в   сфере   социального   воспитания - социально­психологической   поддержки   и   реабилитации   личности   ребенка   в - создание условий для эффективного взаимодействия подростков и формирование современных условиях; обучающихся; коммуникативных умений. 1.КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ 1.1 Цель программы:   Целью   программы     социализации   обучающихся   на   ступени   основного   общего образования является социально­педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу   Отечества   как   свою   личную,   осознающего   ответственность   за   настоящее   и будущее   своей   страны,   укоренённого   в   духовных   и   культурных   традициях многонационального народа Российской Федерации. 1.2 Задачи программы: На ступени  основного общего  образования  для  достижения  поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи. В области формирования личностной культуры: • формирование   способности   к   духовному   развитию,   реализации   творческого потенциала в учебно­игровой, предметно­продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и   моральных   норм,   непрерывного   образования,   самовоспитания   и   универсальной духовно­нравственной компетенции — «становиться лучше»; • укрепление   нравственности,   основанной   на   свободе   воли   и   духовных отечественных   традициях,   внутренней   установке   личности   школьника   поступать согласно своей совести; • формирование   нравственного   смысла   учения,   социально­ориентированной   и общественно полезной деятельности; • формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей; • усвоение   обучающимся   базовых   национальных   ценностей,   духовных   традиций народов России; • укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств; • развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно   оправданную   позицию,   проявлять   критичность   к   собственным намерениям, мыслям и поступкам; • развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; • развитие   трудолюбия,   способности   к   преодолению   трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; 7 • формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм; • формирование   у   подростка   первоначальных   профессиональных   намерений   и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора; • осознание   подростком   ценности   человеческой   жизни,   формирование   умения противостоять   в   пределах   своих   возможностей   действиям   и   влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности; • формирование   экологической   культуры,   культуры   здорового   и   безопасного образа жизни.   В области формирования социальной культуры: • формирование   российской   гражданской   идентичности,   включающей   в   себя идентичность   члена   семьи,   школьного   коллектива,   территориально­культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации; • развитие патриотизма и гражданской солидарности; • развитие   навыков   и   умений   организации   и   осуществления   сотрудничества   с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования; • формирование у подростков первичных навыков успешной социализации; • формирование   у   подростков   социальных   компетенций,   необходимых   для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе; • развитие   доброжелательности   и   эмоциональной   отзывчивости,   понимания   и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям; • усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • формирование   осознанного   и   уважительного   отношения   к   традиционным религиям   и   религиозным   организациям   России,   к   вере   и   религиозным   убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России; • формирование   культуры   межэтнического   общения,   уважения   к   культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России. В области формирования семейной культуры: • укрепление отношения к семье как основе российского общества; • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека; • укрепление   у   обучающегося   уважительного   отношения   к   родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; • знание традиций своей семьи, культурно­исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.   1.3 Роль социального педагога в реализации программы:   Образование   реализует   долг   общества   перед   личностью   и   долг   личности   перед обществом.   Поэтому   социализация   личности   стала   ключевой   проблемой   школьной педагогики. Перед социальным педагогом и единой педагогической командой стоит задача мудро и системно включить подростка в процесс усвоения социальных 8 норм   и   культурных   ценностей   в   неразрывном   единстве   с   реализацией   своей активности,   саморазвитием   и   самореализацией   в   школьной   среде,   в   социуме микрорайона.  Это удается только в неразрывном единстве  урочной и внеклассной работы.    Социальный   педагог  играет   в   реализации   этой   программы   немаловажную роль,   являясь   специалистом,   барометром   ситуации   и   погоды   в   школе,   педагогом­ сопровождающим и ребенка и учителя,   координатором действий между учителем­ обучающимся­   родителем.  Только   всем   вместе    можно  помочь  выпускнику  пройти процесс   социализации.   Наша   совместная   задача,   скоординировав   свою   работу, ослабить   опасные   для   школьников   тенденции   развития,   укрепить   ценности, необходимые для позитивного развития личности, создать все условия для успешного вливания его во взрослую жизнь. Объединив также   усилия, школы и родителей, мы сможем   увидеть   сильную   личность,   достойного   гражданина,   который   преодолевает трудности, умеет подняться, если упал, у которого есть свой стержень, свое Я. Социальный   педагог,   учитывая   аспекты  социализации,   через   программы профориентации,   полового   просвещения   и   воспитания,   правовой   культуры, профильные   курсы,   через   пропаганду   здорового   образа   жизни,   приобщение старшеклассников к волонтерскому движению и деятельности детских общественных организаций   вносят   вклад   в   социализацию   выпускников.   На   каждом   уроке,   на внеклассных   мероприятиях   должны   последовательно   создаваться   условия,   чтобы каждый   ученик   почувствовал   себя   винтиком   единого   школьного   механизма,   а впоследствии – гражданином единого российского общества. Учитывая     направления   работы   по   программе,   социальный   педагог   должен следовать важным педагогическим принципам:  ­ ориентация на уровень развития, социальный опыт и потребности отдельного обучающегося, индивидуальное стимулирование; ­   акцент   на   развитие   эмоционального   восприятия   через   музыкальные   и художественные предметы; ­   расширение   детского   самоуправления,   партнерский   стиль   взаимоотношений между учителем и обучающимися; ­ подготовка обучающегося к роли хозяина, забота о здоровом образе жизни; ­   усиление   гражданско­правового   воспитания   в   духе   толерантности   и общечеловеческих идеалов (правды, добра, красоты и свободы); ­   организация   воспитательной   работы   на   принципах   единства   прав   и обязанностей; ­ тесная связь с родителями, общественными организациями.               2.  Содержание программы   2.1 Основные направления реализации программы Содержанием   социализации обучающихся на ступени основного общего образования являются   ценности,   хранимые   в   культурных,   семейных,   религиозных,   этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:         патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); 9      социальная солидарность  (свобода   личная   и   национальная;   доверие   к   людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);        гражданственность  (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);        человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов   мира,   равенство   и   независимость   народов   и   государств   мира, международное сотрудничество);        честь;       достоинство;       свобода (личная и национальная);       доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);     семья  (любовь   и   верность,   здоровье,   достаток,   почитание   родителей,   забота   о старших и младших, забота о продолжении рода);       любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);       дружба;    здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);       труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);       наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);    традиционные   российские   религии.   Учитывая   светский   характер   обучения   в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий   присваиваются   школьниками   в   виде   системных   культурологических представлений о религиозных идеалах;    искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);      природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля). Процесс   перехода   базовых   ценностей   в   личностные   ценностные   смыслы   и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной   ценности,   определения   собственного   отношения   к   ней,   формирования   опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. Основные   направления   духовно­нравственного   воспитания   осуществляются   через уклад   школьной   жизни,   который   организован   педагогическим   коллективом, родителями, учреждениями дополнительного образования, и включают различные виды деятельности детей:  урочную, внеурочную, внеклассную, внешкольную, семейную, на основе   базовых   национальных   ценностей,   традиционных   моральных   норм, национальных духовных традиций народов России.  Урочная   деятельность.  Урок   ­   место   разнообразных   коллективных   действий, переживаний,   накопления   опыта   нравственных   взаимоотношений.   На   уроках   дети приучаются   к   самостоятельной   работе,   для   успешного   осуществления   необходимо соотносить свои действия и действия других, научиться слушать и понимать своих 10 товарищей,   сопоставлять   свои   знания   со   знаниями   остальных,   отстаивать   мнение, помогать   другим   и   самому   принимать   помощь.   На   уроках   дети   коллективно   переживают чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчение от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все учебные предметы, изучаемые в школе, важны. Разнообразие предметов дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности.  Внеурочная   деятельность,  в   соответствии   со   Стандартом,   определена следующими   направлениями   развития   личности,   реализуемыми   через   систему дополнительного образования школы:       Спортивно – оздоровительное: спортивные секции;       Духовно­нравственное: творческие объединения; ­ Общеинтеллектуальное направление – кружки;  ­ Социальное – классные часы, акции. Основные формы внеурочной деятельности: экскурсии, олимпиады, соревнования, общественно­ полезные практические занятия, акции. 2.2 Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся Принцип ориентации на идеал.  Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего   оно   организуется.   Идеалы   сохраняются   в   традициях   и   служат   основными ориентирами   человеческой   жизни,   духовно­нравственного   и   социального   развития личности.  Аксиологический   принцип.  Аксиологический   принцип   позволяет дифференцировать социально­педагогическое пространство, включить в него разные общественные   субъекты.   В   пределах   системы   базовых   национальных   ценностей общественные   субъекты   могут   оказывать   школе   содействие   в   формировании   у обучающихся той или иной группы ценностей. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод   воспитания.   Пример   —   это   возможная   модель   выстраивания   отношений подростка   с   другими   людьми   и   с   самим   собой,   образец   ценностного   выбора, совершённого значимым другим». В примерах демонстрируется устремлённость людей к   вершинам   духа,   персонифицируются,   наполняются   конкретным   жизненным содержанием   идеалы   и   ценности.   Особое   значение   для   духовно­нравственного развития обучающегося имеет пример учителя. Принцип диалогического общения со значимыми другими.  В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном   процессе   делает   возможным   его   организацию   на   диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и   монологической   проповеди,   но   предусматривает   его   организацию   средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы 11 ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим. Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно­смысловой сферы личности.   Духовно­нравственное   развитие   личности   подростка   поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция   собственных   возможностей   на   образ   значимого   другого,   что   позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся   в   образе   другого.   Идентификация   в   сочетании   со   следованием нравственному   примеру   укрепляет   совесть   —   нравственную   рефлексию   личности, мораль   —   способность   подростка   формулировать   собственные   нравственные обязательства,   социальную   ответственность   —   готовность   личности   поступать   в соответствии с моралью и требовать этого от других. Принцип   полисубъектности   воспитания   и   социализации.  В   современных условиях   процесс   развития,   воспитания   и   социализации   личности   имеет полисубъектный,   многомерно­деятельностный   характер.   Подросток   включён   в различные   виды   социальной,   информационной,   коммуникативной   активности,   в содержании   которых   присутствуют   разные,   нередко   противоречивые   ценности   и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих   духовных   и   общественных   идеалов,   ценностей)   социально­педагогической деятельности   различных   общественных   субъектов:   школы,   семьи,   учреждений дополнительного   образования,   культуры   и   спорта,   традиционных   религиозных   и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического   коллектива   школы   в   организации   социально­педагогического партнёрства   должна   быть   ведущей,   определяющей   ценности,   содержание,   формы   и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности.  Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные   и   общественные   проблемы   являются   основными   стимулами   развития человека.   Их   решение   требует   не   только   внешней   активности,   но   и   существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а   отношения   и   есть   ценности)   личности   к   явлениям   жизни.   Воспитание   —   это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника   в   процессе   совместного   решения   стоящих   перед   ним   личностно   и общественно значимых проблем. Принцип   системно­деятельностной   организации   воспитания.  Интеграция содержания   различных   видов   деятельности   обучающихся   в   рамках   программы   их духовно­нравственного   развития   и   воспитания   осуществляется   на   основе   базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами,   родителями,   иными   субъектами   культурной,   гражданской   жизни обращаются к содержанию: • общеобразовательных дисциплин; 12 • произведений искусства; • периодической   печати,   публикаций,   радио­   и   телепередач,   отражающих современную жизнь; • духовной культуры и фольклора народов России; • истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; • жизненного опыта своих родителей и прародителей; • общественно   полезной,   личностно   значимой   деятельности   в   рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; • других источников информации и научного знания. Системно­деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и   своевременную   социализацию.   В   социальном   плане   подростковый   возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. 2.3   Основные   формы   организации   педагогической   поддержки социализации обучающихся. Педагогическая   поддержка   социализации   осуществляется   в   процессе   обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом урочной и   внеурочной   деятельности,   а   также   форм   участия   специалистов   и   социальных партнёров   по   направлениям   социального   воспитания,   методического   обеспечения социальной   деятельности   и   формирования   социальной   среды   школы.   Основными формами   педагогической   поддержки   социализации   являются   ролевые   игры, социализация   обучающихся   в   ходе   познавательной   деятельности,  социализация обучающихся средствами общественной  и трудовой деятельности. Ролевые игры. Структура ролевой игры только намечается и остаётся открытой до   завершения   работы.   Участники   принимают   на   себя   определённые   роли, обусловленные   характером   и   описанием   проекта.   Это   могут   быть   литературные персонажи   или   выдуманные   герои.   Игроки   могут   достаточно   свободно импровизировать в рамках правил и выбранных персонажей, определяя направление и исход игры. По сути, сам процесс игры представляет собой моделирование группой обучающихся той или иной ситуации, реальной или вымышленной, имеющей место в историческом прошлом, настоящем или будущем.   моделирующих,   социодраматических, Для   организации   и   проведения   ролевых   игр   различных   видов   (на   развитие компетенций,   идентификаци­онных, социометрических и др.) могут быть привлечены родители, представители различных профессий, социальных групп, общественных организаций и другие значимые взрослые Педагогическая   поддержка   социализации   обучающихся   в   ходе познавательной   деятельности.  Познавательная   деятельность   обучающихся, организуемая в рамках системно­деятельностного подхода, предполагает в качестве основных   форм   учебного   сотрудничества   сотрудничество   со   сверстниками   и   с учителем.   Социальный   эффект   такого   сотрудничества   рассматривается   как последовательное   движение   обучающегося   от   освоения   новых   коммуникативных навыков до освоения новых социальных ролей. Методы педагогической поддержки социальной   деятельности   в   рамках   познавательной   деятельности   направлены   на 13 поддержку   различных   форм   сотрудничества   и   взаимодействия   в   ходе   освоения учебного материала. Педагогическая   поддержка   социализации   обучающихся   средствами общественной   деятельности.  Социальные   инициативы   в   сфере   общественного самоуправления   позволяют   формировать   у   обучающихся   социальные   навыки   и компетентности, помогающие им лучше осваивать сферу общественных отношений. Социально   значимая   общественная   деятельность   связана   с   развитием   гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Направленность таких социальных инициатив определяет самосознание подростка как гражданина и участника общественных процессов. Спектр   социальных   функций   обучающихся   в   рамках   системы   школьного самоуправления очень широк. В рамках этого вида деятельности обучающиеся должны иметь возможность: • участвовать в принятии решений Управляющего совета школы; • решать   вопросы,   связанные   с   самообслуживанием,   поддержанием   порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе; • контролировать выполнение обучающимися основных прав и обязанностей; • защищать права обучающихся на всех уровнях управления школой. Деятельность общественных организаций и органов ученического самоуправления в   школе   создаёт   условия   для   реализации   обучающимися   собственных   социальных инициатив, а также: • придания   общественного   характера   системе   управления   образовательным процессом; • создания   общешкольного   уклада,   комфортного   для   учеников   и   педагогов, способствующего активной общественной жизни школы. Важным   условием   педагогической   поддержки   социализации   обучающихся является   их   включение   в   общественно   значимые   дела,   социальные   и   культурные практики. Организация и проведение таких практик могут осуществляться педагогами совместно   с   родителями   обучающихся,   квалифицированными   представителями общественных и традиционных религиозных организаций, учреждений культуры. Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами трудовой деятельности.  Трудовая   деятельность   как   социальный   фактор   первоначально развивает у обучающихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей.   Но   её   главная   цель —   превратить   саму   трудовую   деятельность   в осознанную потребность. По мере социокультурного развития обучающихся труд всё шире используется для самореализации, созидания, творческого и профессионального роста. При   этом   сам   характер   труда   обучающегося   должен   отражать   тенденции индивидуализации   форм   трудовой   деятельности,   использование   коммуникаций, ориентацию на общественную значимость труда и востребованность его результатов. Уникальность, авторский характер, деятельность для других должны стать основными признаками   различных   форм   трудовой   деятельности   как   формы   социализации личности.   Добровольность   и   безвозмездность   труда,   элементы   волонтёрства   и доброхотничества позволяют соблюсти баланс между конкурентно­ориентированной 14 моделью   социализации   будущего   выпускника   и   его   социальными   императивами гражданина. Социализация   обучающихся   средствами   трудовой   деятельности   должна   быть направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету.   В   рамках   такой   социализации   организация   различных   видов   трудовой деятельности обучающихся (трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями, ручной   труд,   занятия   в   учебных   мастерских,   общественно­полезная   работа, профессионально   ориентированная   производственная   деятельность   и   др.)   может предусматривать привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся. 15 2.4 План мероприятий на 2015­2016 учебный год 16 Направление работы Мероприятие участники ответственный Сроки проведения Урочная форма Кл.час «Поговорим о нравственности» Внеурочная  форма Работа с  учащимися  группы риска Диагностика «10 лучших качеств личности» Кл.час «Азбука прав и обязанностей» Конкурс рисунков «Я рисую свои права» Игра «Знатоки права» Акция Нет ­табачному дыму!» Участие в Акции «Я­ гражданин России» Лекция «Подросток, профилактика употребления  ПАВ, наркотических веществ.» Праздник «Моя семья» Составление МПР и характеристики. Первичная диагностика: учебной мотивации, агрессии,  тревожности, социальной адаптации, акцентуации  характера, статуса в классе, родительское отношение,  самоконтроль в общении, опросник Айзенка. Вовлечение во внеурочную деятельность (кружки,  секции) Корреционно­профилактическая работа по результатам диагностик Мониторинг посещаемости учебных занятий. Профилактические беседы: «Половое воспитание» «Личная гигиена» Индивидуальные и профилактические беседы с  учащимися и родителями. Контроль за соблюдением режима дня 17 Профилактические беседы на Совете профилактики Беседы специалистов о вреде алкоголя, табака,ПАВ. 5­9 5­9 5­9 5­9 7­9 1­11 1­11 7­9 8­9 обучающиеся обучающиеся  группы риска обучающиеся  группы риска обучающиеся  группы риска обучающиеся  группы риска обучающиеся  группы риска Кл.руководители октябрь учитель  обществознания Кл.руководители Учитель ИЗО организатор организатор Детская  библиотека Кл.рук. соцпедагог Специалисты  наркоконтроля организатор соц педагог Соц.педагог  соц педагог Соц.педагог  соц педагог медработник октябрь ноябрь ноябрь ноябрь сентябрь февраль март апрель при постановке  на учет сентябрь­ октябрь сентябрь­ октябрь ноябрь­март в течение  каждого месяца ноябрь­февраль обучающиеся  и родители члены совета  профилактики члены совета  профилактики обучающиеся соц педагог в течение года соц педагог в течение года соц педагог Врач­нарколог Специалисты  по мере  необходимости В течение года 2.5 План мероприятий на 2016­2017учебный год Мероприятие Участники (классы) ответственный Сроки  проведения Направление  работы, вид Урочная форма 8­9 9  10  9­10  8­10  10  9­11  Учитель  обществознания социальный педагог учитель  обществознания Учитель  обществознания Учитель  обществознания Учитель ИЗО организатор Учитель  обществознания Организатор Социальный  педагог Специалисты  наркоконтроля соц педагог октябрь ноябрь март ноябрь ноябрь декабрь январь при  постановке на  Мини­сочинение «Какими качествами должен обладать друг?» Мини­сочинение «Что значит быть патриотом  сегодня?» Беседа «Права, обязанности, ответственность  несовершеннолетних» Сочинение­ рассуждение «Социальные нормы и  проблемы молодежи сегодня». Внеурочная  форма Турнир знатоков права Правовой час с социальным педагогом Конкурс плакатов «Что мы знаем о правах и  обязанностях граждан»» Занятие «Противостоять агрессии» Ток­шоу  «Проблемы наркомании». Работа с  Составление МПР и  характеристики. обучающиеся 18 учащимися  группы риска Первичная диагностика: учебной мотивации, агрессии,  тревожности, социальной адаптации, акцентуации  характера, статуса в классе, родительское отношение,  самоконтроль в общении, опросник Айзенка. Вовлечение во внеурочную деятельность (кружки,  секции) Корреционно­профилактическая работа по результатам диагностик Мониторинг посещаемости учебных занятий Профилактические беседы: «Половое воспитание» «Личная гигиена» Индивидуальные и профилактические беседы с  учащимися и родителями. Контроль за соблюдением режима дня обучающиеся  группы риска Соц.педагог  обучающиеся  группы риска обучающиеся  группы риска обучающиеся  группы риска обучающиеся  группы риска соц педагог Соц.педагог  соц педагог медработник обучающиеся  и родители семья соц педагог   соц педагог Профилактические беседы на Совете профилактики семья соц педагог Беседы о вреде алкоголя, табака,ПАВ. обучающиеся Составление административных писем в КДН, ОДН. Работа с семьями  Наблюдение за детьми из семей, находящихся в  социально опасном положении 19 члены совета  профилактик и обучающиеся Врач­нарколог Специалисты  наркоконтроля соц педагог Соцпедагог Кл.руководитель учет сентябрь­ октябрь сентябрь­ октябрь ноябрь­март в течение  каждого  месяца ноябрь­ февраль в течение года в течение года по мере  необходимост и В течение года по мере  необходимост и постоянно группы риска и  детьми Анкетировние родителей; Составление социального паспорта семьи,класса,школы родители Соцпедагог Кл.руководитель Начало года Реализация МПР семьи Родительские собрания по различным тематикам  Профилактика суицида. Профилактика жестокого  обращения с детьми. Профилактика наркомании.  Профилактика уходов из дома. Индивидуальные консультации для родителей и детей Оформление «Стенда для родителей» Патронаж семьи семья Соцпедагог Кл.руководитель родители Кл.руководитель соцпедагог Начало года и  по мере  выявления  семьи В течение года родители и  дети семья постоянно постоянно постоянно Соцпедагог психолог Соцпедагог организатор Соцпедагог Специалисты Инспектора КДН и  ЗП 2.6 План мероприятий на 2017­2018учебный год Направление  работы, вид Мероприятие Участники (классы) ответственный Сроки  проведения 20 Урочная форма Мини­сочинение «Хорошие родители­это…» Мини­сочинение «Что значит быть патриотом сегодня?» Беседа «Права, обязанности, ответственность  несовершеннолетних» Опрос «Назовите 10 лучших качеств личности» Сочинение­ рассуждение «Социальные нормы и  проблемы молодежи сегодня». Урок  «Нравственные ориентиры деятельности» Внеурочная  форма Турнир знатоков права Правовой час с социальным педагогом Конкурс плакатов «Мои права и обязанности» Занятие «Противостоять агрессии» Ток­шоу «Проблемы наркомании». 9­10 9  8­9 10  9­10  9­10  8­10  10  9­11  учитель  обществознания социальный  педагог учитель  обществознания учитель  обществознания учитель  обществознания учитель  обществознания учитель  обществознания организатор учитель  обществознания психолог организатор социальный  педагог специалисты  наркоконтроля соц педагог сентябрь ноябрь декабрь март апрель ноябрь ноябрь декабрь январь при постановке  на учет сентябрь­ октябрь Работа с  учащимися  группы риска Составление МПР  и характеристики. обучающиеся Первичная диагностика: учебной мотивации, агрессии,  тревожности, социальной адаптации, акцентуации  характера, статуса в классе, родительское отношение,  обучающиеся  группы риска педагог­ психолог  21 самоконтроль в общении, опросник Айзенка. Вовлечение во внеурочную деятельность (кружки,  секции) Корреционно­профилактическая работа по результатам  диагностик Мониторинг посещаемости учебных занятий Профилактические беседы: «Половое воспитание» «Личная гигиена» Индивидуальные и профилактические беседы с  обучающимися и родителями. Контроль за соблюдением режима дня обучающиеся  группы риска обучающиеся  группы риска учащиеся  группы риска обучающиеся  группы риска обучающиеся  и родители семья соц педагог Соц. педагог  Классные  руководители соц педагог медработник сентябрь­ октябрь ноябрь­март в течение  каждого месяца ноябрь­февраль соц педагог в течение года соц педагог в течение года Профилактические беседы на Совете профилактики семья соц педагог Беседы о вреде алкоголя и табака и ПАВ обучающиеся Составление административных писем в КДН, ОДН. Наблюдение за детьми из семей, находящихся в  социально опасном положении Работа с семьями  группы риска и  детьми Анкетировние родителей; Составление соцпаспорта семьи члены совета  профилактики обучающиеся родители Врач­нарколог Специалисты  наркоконтроля соц педагог Соцпедагог Кл .руководитель Соцпедагог Кл. руководитель по мере  необходимости В течение года по мере  необходимости постоянно Начало года 22 Изучение детско­родительских отношений Реализация МПР семьи Родительские собрания по различным тематикам  Профилактика суицида. Профилактика жестокого  обращения с детьми. Профилактика наркомании.  Профилактика уходов из дома. Индивидуальные консультации для родителей и детей Оформление «Стенда для родителей» Патронаж семьи дети и  родители семья родители родители и  дети семья Кл.часы с проведением ролевых игр для детей и  родителей родители и  дети Соцпедагог постоянно Соцпедагог Кл. руководитель Кл .руководитель соцпедагог Соцпедагог психолог Соцпедагог организатор Соцпедагог Специалисты  Инспектора  КДН и ЗП  Кл. руководители соцпедагог Начало года и  по мере  выявления  семьи В течение года постоянно постоянно постоянно Согласно плану 23 3. Механизм реализации программы 3.1  Кадровое обеспечение Администрация   школы   контролирует   и     объединяет   усилия   в   целях   обеспечения эффективного   функционирования   воспитательной   работы   образовательного учреждения в целом. Головным   исполнителем   программы   является   социальный   педагог,   который осуществляет   координирование   деятельности   всех   образовательных   структур   по реализации Программы, осуществляет сопровождение программы, проводя: тренинги, консультирование,   диагностирование,   как   обучающихся,   так   и   их   родителей. Принимает  непосредственное  участие  в организации  и проведении  семинаров  для учителей, родительских собраний и т.д.  Заместитель   директора   по   воспитательной   работе,   разрабатывает   и   обеспечивает реализацию     плана   воспитательной   работы   школы   с   учетом   профилактического направления. Организационное   сопровождение   программы   осуществляют   классные   руководители. Они осуществляют комплекс мероприятий направленных на решение следующих задач: повышение   правовой   культуры,   формирование   активной   гражданской   позиции, формирование   правового   сознания   учащихся,   нравственно­правовых   убеждений, ценностных ориентаций Медицинский работник  проводит  просветительскую  работу  с детьми по вопросам гигиены,   полового   воспитания   и   профилактики   различных   заболеваний,   а   также осуществляет контроль за созданием оптимальных санитарно­гигиенических условий для успешного осуществления учебно­воспитательного процесса.  Учителя   физической   культуры   привлекают  «трудных»   детей   в   спортивную деятельность. Педагоги   дополнительного   образования   привлекают   учащихся     к   досуговой деятельности,  создают условия для активного отдыха, самореализации развитии творческого потенциала детей и подростков «группы риска». Формированию   личности   учащегося   с   первого   дня   в   школе   способствует   работа   логопеда. Своевременно оказанная помощь детям имеющим дефекты речи позволяет избежать опасности развития девиации у данной категории детей.          3.2 Методическое обеспечение реализации программы Методологический   инструментарий   мониторинга   воспитания   и   социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов: Тестирование   (метод   тестов)  —   исследовательский   метод,   позволяющий выявить   степень   соответствия   планируемых   и   реально   достигаемых   результатов воспитания   и   социализации   обучающихся   путём   анализа   результатов   и   способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий. Опрос  —   получение   информации,   заключённой   в   словесных   сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса: • анкетирование  —  эмпирический социально­психологический метод получения информации   на   основании   ответов   обучающихся   на   специально   подготовленные вопросы анкеты; 24 • интервью —  вербально­коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному   в   соответствии   с   задачами   исследования   процесса   воспитания   и социализации  обучающихся. В ходе  интервью исследователь  не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов; • беседа   —  специфический   метод   исследования,  заключающийся   в   проведении тематически   направленного   диалога   между   исследователем   и   учащимися   с   целью получения   сведений   об   особенностях   процесса   воспитания   и   социализации обучающихся. Психолого­педагогическое   наблюдение  —   описательный   психолого­ педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения: • включённое   наблюдение  —   наблюдатель   находится   в   реальных   деловых   или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает; • узкоспециальное   наблюдение  —   направлено   на   фиксирование   строго определённых   параметров   (психолого­педагогических   явлений)   воспитания   и социализации обучающихся. Психолого­педагогический эксперимент  В рамках мониторинга психолого­педагогическое исследование предусматривает внедрение   в   педагогическую   практику   комплекса   различных   самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работы образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся. Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и   социализации   обучающихся.   В   рамках   психолого­педагогического   исследования следует выделить три этапа: Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого­педагогического исследований до реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Этап 2.  Формирующий   этап   исследования  предполагает   реализацию образовательным   учреждением   основных   направлений   Программы   воспитания   и социализации обучающихся. Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального   и   психолого­педагогического   исследований   после   реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.   Заключительный этап  предполагает  исследование динамики  воспитания и социализации обучающихся. Критериями   эффективности   реализации   воспитательной   и   развивающей программы   является  динамика  основных   показателей   воспитания   и   социализации обучающихся: 25 1. Динамика   развития   личностной,   социальной,   экологической,   трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 2. Динамика   (характер   изменения)   социальной,   психолого­педагогической   и нравственной атмосферы в образовательном учреждении. 3. Динамика детско­родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс. Критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся. 1. Положительная   динамика   (тенденция   повышения   уровня   нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и   социализации   обучающихся   на   интерпретационном   этапе   по   сравнению   с результатами контрольного этапа исследования (диагностический). 2. Инертность   положительной   динамики  подразумевает   отсутствие характеристик   положительной   динамики   и   возможное   увеличение   отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе   по   сравнению   с   результатами   контрольного   этапа   исследования (диагностический); 3. Устойчивость   (стабильность)   исследуемых   показателей   духовно­   воспитания   и   социализации   обучающихся  на нравственного   развития, интерпретационном и контрольным этапах исследования.                    3.3  Диагностический  инструментарий 1.Рекомендации по работе с неблагополучными семьями и педагогически запущенными детьми. Материалы семинаров социальных педагогов 2. Анализы работы социального педагога за 2006­2008 года 3.Байрон А.,Пуселик,СПб,1995 Тест на смещение репрезентативной системы 4.Нормативные документы  5. Опросник А.Басса и А.Дарк. Качества: все виды агрессии.    6.Модификация теста Розенцвейга. Качества: фрустрация.   7.Тест “Конфликтная ли вы личность?” Качества: конфликтность.   8.Тест – опросник Шмишека. Качества: акцентуация.   9.Тест школьной тревожности. Качества: тревожность.    10.Шкала   ситуативной   тревожности   и   шкала   личностной   тревоги   (опросник Спилберга) Качества: тревожность.    изоляция, депрессия, скука.  12.Методика   М.М.   Лукьянова,   Н.В.   Калинина   «Изучения   учебной   мотивации школьника» 13.   Методика   А.А.   Андреева   «Изучение   удовлетворенностью   учащихся   школьной жизнью» 14. Методика Б.П. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника». 15. Методика Наши отношения» (составлена на основе книги: Л.М. Фридман и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.­ М., 1988) 16.Анкета «Я и смысл моей жизни» (составлена А.А. Андреевым и Е.Н. Степановым)   11.Шкала   одиночества   (Д.Рассе,   Л.Пепо,   М.Фергюсон).  Качества:  социальная 26 3.4 Мониторинг реализации программы  Мониторинг   представляет   собой   систему   диагностических   исследований, направленных   на   комплексную   оценку   результатов   эффективности   реализации Программы  социализации учащихся. В   качестве  основных   показателей  и   объектов   исследования   эффективности реализации   образовательным   учреждением   Программы   в   социализации   учащихся выступают: 1. Особенности   развития   личностной,   социальной,   экологической,   трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 2. Социально­педагогическая   среда,   общая   психологическая   атмосфера   и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении. 3. Особенности   детско­родительских   отношений   и   степень   включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс. Основные   принципы  организации   мониторинга   эффективности   реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся: — принцип   системности  предполагает   изучение   планируемых   результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся; — принцип   личностно­социально­деятельностного   подхода  ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности; — принцип   объективности  предполагает   формализованность   оценки (независимость   исследования   и   интерпретации   данных)   и   предусматривает необходимость  принимать  все меры  для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений,   корпоративной   солидарности   и   недостаточной   профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования; — принцип   детерминизма   (причинной   обусловленности)  указывает   на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся; — принцип   признания   безусловного   уважения   прав  предполагает   отказ   от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся. Критерии Показатели Уровень познавательной активности обучающихся «группы риска»   Владение основными общеучебными   умениями   и навыками самоконтроля Положительные   мотивы   с преобладанием   интереса   и ответственности. 27 Диагностический инструментарий Методика М.М. Лукьянова, Н.В. Калинина «Изучения учебной мотивации школьника» Удовлетворенность  обучающихся деятельностью школы Уровень   обучающихся   «группы   риска, охваченных   формами организации   досуга   в   каникулярное   и внеурочное время. разными   Самоактуализированность личности обучающегося Уровень состояния агрессии у подростков Уровень включенности в досуговую  деятельность обучающихся «группы  риска» Уровень личностной тревожности обучающихся   Степень удовлетворенности учащихся   «группы   риска» деятельностью школы. Количество обучающихся посещающих кружки, секции, факультативы, подростковый клуб  «Подросток и право» Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждению Степень агрессивности учащихся «группы риска» Интересы, потребности, ценностные предпочтения обучающихся Состояние степени тревожности обучающихся «группы риска» Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенностью учащихся школьной жизнью» Аналитический и статистический материалы Методика «Диагностика отношений школьника».   Б.П.     Битинаса ценностных Опросник Баса­Дарки; Е.Н. Прейскурант «Мир моих  друзей, мир моих интересов» Методика   Ч.Д.   Спилберга,   на русском   языке   адаптирована Ю.Л. «Шкала тревожности»   Ханиным   Соблюдение обучающимися «группы риска» правил поведения, единых требований к учебному процессу, умение договариваться. Уровень нравственной воспитанности обучающихся  Владение своими желаниями, чувствами, подавление агрессии Методика Е.И. Холостовой (игротерапевтических занятий) «Практическая детская конфликтология Степень Тест Н.Е. Щурковой сформированности нравственных отношений у «Размышляем о жизненном опыте» Удовлетворенность обучающихся взаимоотношениями и атмосферой в школьном коллективе обучающихся «группы риска» Степень удовлетворенности обучающихся «группы риска различными сторонами жизни школьного коллектива Доминирующие ценности Степень ориентации обучающихся «группы риска» Уровень социализации обучающихся сформированности духовных потребностей, ценностных ориентаций Степень сознательности и дисциплинированности, наличие навыков Методика Наши отношения» (составлена на основе книги: Л.М. Фридман и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.­ М., 1988) Анкета «Я и смысл моей жизни» (составлена А.А. Андреевым и Е.Н. Степановым) Методики незавершенных предложений самоанализа, отношение к курению, алкоголю   3.5  Материально – техническая база реализации программы 28 Школа функционирует в одном здании постройки 2013 г. года. Проектная мощность школы 520 учащихся, в школе обучается 380. В   школе   создана   соответствующая   спортивно­оздоровительная   материально­ техническая база:                        Спортивный комплекс:     2 спортзала,тренажерный зал. Медицинский блок:   смотровой кабинет  Пищевой блок:    столовая Сопутствующие   оздоровительные   кабинеты:    кабинет   логопеда,   психолога  Учебные  кабинеты:  Общее количество учебных кабинетов – 32. Оборудованы   в   соответствии   с   современными   требованиями   кабинеты   физики, химии,     биологии,     технологии   (     швейная   мастерская,   деревообрабатывающая мастерская, ), 2 компьютерных класса Сопутствующие   кабинеты:   Кабинет социального педагога. Актовый зал на 150 мест, со специализированным сценическим оборудованием. Школьная   библиотека.   Фонд   библиотеки   укомплектован   научно­популярной, справочной,   отраслевой,   художественной   литературой.               Периодическими изданиями с учётом современных задач учебно­воспитательного процесса, а также учебниками   и  учебными  пособиями,   педагогической   и  методической  литературой для педагогических работников. Пришкольная территория:     Спортивная площадка – 2600 кв.м.     кабинет 3.6 Основные этапы программы  Этапы   организации   социализации   обучающихся,   совместной   деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами. Организация   социальной   деятельности   обучающихся   исходит   из   того,   что социальные   ожидания   подростков   связаны   с   успешностью,   признанием   со   стороны семьи   и   сверстников,   состоятельностью   и   самостоятельностью   в   реализации собственных   замыслов.   Целенаправленная   социальная   деятельность   обучающихся должна   быть   обеспечена   сформированной   социальной   средой   школы   и   укладом школьной жизни. Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов. Организационно­административный этап  (ведущий субъект — администрация школы) включает: • создание   среды   школы,   поддерживающей   созидательный   социальный   опыт обучающихся,   формирующей   конструктивные   ожидания   и   позитивные   образцы поведения; • формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных   отношений   обучающихся,   учителей   и   родителей   в   духе   гражданско­ 29 патриотических   ценностей,   партнёрства   и   сотрудничества,   приоритетов   развития общества и государства; • развитие   форм   социального   партнёрства   с   общественными   институтами   и организациями для расширения поля социального взаимодействия обучающихся; • адаптацию   процессов   стихийной   социальной   деятельности   обучающихся средствами целенаправленной деятельности по программе социализации; • координацию деятельности агентов социализации обучающихся — сверстников, учителей,   родителей,   сотрудников   школы,   представителей   общественных   и   иных организаций для решения задач социализации; • создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп; • создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума; • поддержание субъектного характера социализации обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в социальной деятельности. Организационно­педагогический   этап  (ведущий   субъект —   педагогический коллектив школы) включает: • обеспечение   целенаправленности,   системности   и   непрерывности   процесса социализации обучающихся; • обеспечение   разнообразия   форм   педагогической   поддержки   социальной   создающей   условия   для   личностного   роста   обучающихся, деятельности, продуктивного изменения поведения; • создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии; • создание   условий   для   социальной   деятельности   обучающихся   в   процессе обучения и воспитания; • обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к   новым   социальным   условиям,   интеграции   в   новые   виды   социальных   отношений, самоактуализации социальной деятельности; • определение   динамики   выполняемых   обучающимися   социальных   ролей   для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений; • использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося; • использование   роли   коллектива   в   формировании   идейно­нравственной ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции; • стимулирование   сознательных   социальных   инициатив   и   деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.). Этап социализации обучающихся включает: • формирование   активной   гражданской   позиции   и   ответственного   поведения   в процессе   учебной,   внеучебной,   внешкольной,   общественно   значимой   деятельности обучающихся; 30 • усвоение   социального   опыта,   основных   социальных   ролей,   соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения; • формирование   у   обучающегося   собственного   конструктивного   стиля общественного   поведения   в   ходе   педагогически   организованного   взаимодействия   с социальным окружением; • достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту; • умение   решать   социально­культурные   задачи   (познавательные,   морально­ нравственные, ценностно­смысловые), специфичные для возраста обучающегося; • поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби); • активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума; • регулярное   переосмысление   внешних   взаимодействий   и   взаимоотношений   с различными людьми в системе общественных отношений, в том числе с использованием дневников самонаблюдения и электронных дневников в Интернет; • осознание мотивов своей социальной деятельности; • развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так   и   основанных   на   требованиях   коллектива;   формирование   моральных   чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств; • владение   формами   и   методами   самовоспитания:   самокритика,   самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально­мысленный перенос в положение другого человека.       № этапа 1 Коррекционный Временные этапы сроки Июнь­август 2015 г.                      Содержание работы Коррекция программы 2 Практический 2015­2018     реализации Осуществление программы, включающей в себя мероприятия по социализации личности   подростка(урочная   форма,   внеурочная форма и др.)  4 Аналитический 2018 Проведение   анализа   результатов   работы   по программе,   формирование   брошюры   по материалам проведенных мероприятий.          4.Оценка эффективности реализации программы   31 4.1 Критерии оценки ожидаемых результатов 1.Количество   правонарушений учащимися. 2. Результаты работы с учащимися «группы риска»:  ­ положительная динамика подростков «группы риска», охваченных разными формами организации досуга в каникулярное  и внеурочное время;  ­ уровень познавательной активности учащихся «группы риска»;  ­ уровень состояния агрессии у подростков;  ­ уровень личностной тревожности учащихся;  ­соблюдение учащимися «группы риска» правил поведения, единых требований  к учебному процессу, умение договариваться; ­ доминирующие ценности ориентации учащихся «группы риска».  3.Уровень социализации  выпускников школы.       ­удовлетворенность учащихся деятельностью школы; ­самоактуализированность личности ученика; ­уровень нравственной воспитанности учащихся; ­.удовлетворенность учащихся взаимоотношениями и  атмосферой в школьном   коллективе; ­положительное отношение к учению и своему дальнейшему образованию; ­ сознательное формирование жизненных планов и профессиональных ориентаций; 4.Уровень социализации учащихся в целом.  4.2 Ожидаемые результаты  1. Реальное снижение уровня правонарушений учащимися  2. Повышение уровня социальной активности детей и подростков.           3. Снижение уровня девиантного поведения у  детей и подростков «группы              риска».           4. Систематизация деятельности по профилактике потребления наркотиков,                табака, алкоголя.           5. Успешная социализация выпускников школы. 32 Список литературы: 1 Кон И. С., Социология личности, с. 383, М., Политиздат, 2000. 2 Кон И. С., Психология ранней юности, с. 178, М., Просвещение, 1989. 3 Китаева М. В., Успешный учитель – успешный ученик: Практическое пособие для педагогов, Ростов н/Д: Феникс, 2003, ­ 224 с. – (Серия «Учение с увлечением»). 4 Мудрик А. В., Введение в социальную педагогику, ч. 1, Пенза, 1994, 171 с. 5 Мустафаева Ф. Х., Социальная педагогика, М., «Академический проект», 6. Сайт: Фестиваль «Открытый урок»,социальная педагогика 2006­2007г. с. 184 ­ 289, 2003. 7 . Правовое воспитание школьников 5­9 классы. Конспекты занятий. составитель О.  Летнева. Издательство «Учитель»           2005 г. 8.  Конвенция ООН о правах ребенка. 9.  Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» 10. Дела школьные. Сборник  сценариев. Под редакцией А.Б. Мимошкина, Е.А.  Романовой. Творческий центр «Сфера» Москва. 2005 г. 33 11.  М.Ф. Дик, Т.И. Дик «Настольная книга классного руководителя 8­11х классов. Воспитание в условиях профильного обучения. Ростов­на­Дону, «Феникс» 2005 г. 12.   Л.В. Мардакаев. Словарь по социальной педагогике. АСАДЕМА, 2002. 13.  А.И. Кравченко. “Введение в социологию”. М. Просвещение, 2001. 14.  А.В. Мудрик. Социальная педагогика. М., 2003. 15.  П.А. Шептенко, Р.А. Воронина. Методика и технология работы социального 16.  Р.В. Овчарова. Справочная книга социального педагога. Творческий центр. М., педагога. М. АСАДЕМА, 2002. 17.  Л. Бикеева. Настольная книга школьного учителя. Ростов­на­Дону “Феникс”, 2001. 18.  В.В. Барабанова, М.Е. Зеленова. Представление старшеклассников о будущем 2003. как аспект их социализации. (1998) 19.  Журнал "Воспитание школьников" № 2, 2005 г.  ПРИЛОЖЕНИЕ 34 Взаимодействие с организациями и учреждениями по профилактике безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних Школа БУ КЦСОН «Радуга»» Органы опеки и попечительства Органы внутренних дел Органы социальной защиты населения Комиссия по делам несовершенноле тних и защите их прав Органы управления образованием Органы здравоохранени я Органы культуры и спорта Службы занятости, Молодежный центр «Луч» 35 Малый круг взаимодействия социального педагога Педагоги дополните-льного образования Учителя – предметни-ки Директор школы Специа листы БУ КЦСОН «Радуга»» Психолог Социальный педагог Классные руководи-тели Заместите-ль директора по УВР Логопед Инспектор ОДН Заместитель директора по ВР 36

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"

Программа социализации обучающихся "Мой мир"

Программа  социализации обучающихся "Мой мир"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018