Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»
Оценка 4.8

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Оценка 4.8
Карточки-задания +2
doc
психологическая работа +1
Взрослым
01.03.2019
Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»
Роль педагога в личностном формировании вряд ли можно преувеличить. При самом поверхностном наблюдении становится ясным, что действия, установки и позиция, а значит сознание, педагога при общении с детьми имеют важнейшее значение для определения пути, по которому будет развиваться ребенок. Ведь для педагога построение хорошего общения является его профессиональной, а не просто «общечеловеческой» задачей и один из путей решения проблемы - это обучение воспитателей партнерскому общению.
ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ +++.doc
ПРИЛОЖЕНИЕ занятий: «МЫ ВМЕСТЕ» Программа тренинговых Данная программа в форме социально- психологических тренингов показывает, как можно с помощью занятий, создавать положительный эмоционально-психологический настрой, способствовать формированию и развитию позитивных личностных качеств у несовершеннолетних.   Кузнецова Светлана Степановна, педагог-психолог СОДЕРЖАНИЕ     Аннотация  …………………………………………………………………………       Пояснительная  записка…………………………………………………………...  Познай себя………………………………………………………………………..  Самопрезентация без слов ………………………………………………………. Ты на судьбу не сетуй, друг……………………………………………………. Познай себя и других……………………………………………………………..        Как прекрасен этот мир……………………………………………………….... Возьмемся за руки, друзья……………………………………………………..  Библиография……………………………………………………………………. Рецензия…………………………………………………………………………... Аннотация                  Автор данной  программы в форме социально­психологических   как   можно   помочь   педагогам   и тренингов   показывает,   положительный   эмоционально­ несовершеннолетним, психологический   настрой,   способствовать   формированию   и   развитию   создавать позитивных личностных качеств.  Благодаря тренинговым занятиям создаются группе, благоприятные   условия   для   работы   в   тренинговой   самодиагностике и саморазвитию несовершеннолетних.                   Закрепляются навыки   активного   диалогового   стиля   общения,                       способствующие     коллективе   несовершеннолетних самовыражению.   Благодаря   этому   в   При формируется   позитивный   эмоционально­психологический   климат. разработке   программы   за   основу   взяты   методические   рекомендации   и материалы   научных   исследований   Я.Л.Коломинского,  В.В.   Ветровой,   А.С. Прутченкова,  В.В. Петрусинского, Г.Н. Сартан, А.С. Прутченкова, Р.С. Немова, А. Пиза, Э. Берна, Н.Р. Битяновой. Программа     разрабатывалась   с   учетом   возрастных   и   индивидуальных особенностей   участников,   где   приводятся   игровые   приемы,   направленные   на создание   атмосферы   понимания   и   поддержки.   В   различных   формах предлагаются   упражнения,   способствующие   созданию   дружеского неформального контакта между участниками.    Программа    «Мы  вместе»            более  адаптирована   для  реальных  условий реабилитации несовершеннолетних.   Программа направлена на совершенствование личности, активизацию резервов подсознания. Пояснительная записка              В  настоящее время человеку необходимо помочь в раскрытии себя как личности, способной применить свои познавательные и личностные умения и качества. Профессионализм педагога включает в себя и ряд личностных качеств, так   как   моральные,  нравственные   аспекты   общения     с  несовершеннолетними имеют   огромное   значение   не   только   в   воспитательной   работе,   и   но   и   в реабилитации   несовершеннолетних.   Следовательно,   педагог­профессионал должен не только знать основы этики, но и уметь им следовать. Роль педагога в личностном формировании вряд ли можно преувеличить. При   самом   поверхностном   наблюдении   становится   ясным,   что   действия, установки и позиция, а значит сознание, педагога при общении с детьми имеют важнейшее   значение   для   определения   пути,   по   которому   будет   развиваться ребенок.       Ведь   для педагога построение   хорошего общения является его профессиональной, а не просто  «общечеловеческой» задачей и один из путей решения проблемы ­ это обучение воспитателей партнерскому общению.  Для реализации   вышеназванного   у   участников   тренинга     необходимо     развивать следующие активность, социально­коммуникативные     навыки:   доброжелательность, добросовестность, ответственность, коммуникабельность, уверенность   в   себе,   умение   вести   монолог   и   диалог,   самостоятельность, управление эмоционально­ психическим состоянием, умение находить пути и способы взаимодействия с несовершеннолетними. В связи с этим   разработана система тренинговых занятий, в которой заложена групповая и индивидуальная работу   с   педагогами   и   несовершеннолетними,   с   применением   практических заданий. Социально­коммуникативные навыки можно развивать через различные приемы   и   методы,   но     одной   из   эффективных   форм   развития   социально­ коммуникативных   навыков   и   умений,   а   также   формирование   позитивных личностных   качеств   несовершеннолетних   являются   тренинги.   На   занятиях используются   ролевые   и   подвижные   игры,   различные   психологические   и социальные   ситуации,   способствующие   коррекции   негативного   поведения подростков. Цель социально­психологического тренинга: ­ помочь несовершеннолетним   узнать свои сильные и слабые стороны и научиться их использовать; Задачи социально­психологического тренинга:   1. Создание   положительного   эмоционально­психологического   климата   в коллективе несовершеннолетних. 2. Формирование положительной мотивация   к познанию самого себя. 3. Закрепление навыков активного диалога, формирование оптимального стиля общения, развитие коммуникативных умений. 4. Обучение методам рефлексии и способам  саморегуляции. 5. Формирование   стремления   к   саморазвитию,     самообразованию, самосовершенствованию. 6. Научить   строить   отношения   с   окружающими,   разрешая   возникающие конфликты с пользой для себя и других. В   программе   «Мы   вместе»   представлены   игры,   выступающие   в   нескольких функциях: 1. Развлекательная функция ­ создание благоприятной атмосферы. 2. Коммуникативная   функция   ­   объединение   участников   в   коллектив, установление эмоциональных контактов.  3. Релаксационная   функция   ­   снятие   эмоционального   напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении. 4. Развивающая  функция  ­  гармоничное  развитие  личностных  качеств  для активизации резервных возможностей личности. Программа   «Мы   вместе»   направлена   на   совершенствование   личности несовершеннолетних,   активизацию   резервов   подсознания,   подготовку   и проведение   игровых заданий; рассчитана на педагогов и несовершеннолетних. Занятия   плановые,   проводятся   три   раза       в   неделю   по   1   часу.  Количество участников группы  5­8 человек. Количество часов 22. Предполагаемый способны контролировать   свое   поведение,   строят   позитивные   взаимоотношения   с несовершеннолетние     результат:  окружающими. Тема: «ТЫ НА СУДЬБУ НЕ СЕТУЙ, ДРУГ…» «Нельзя помочь тому, кто не желает слушать советы», Бенджамин Франклин Американский просветитель,  ученый Цель:                        Научить несовершеннолетних активному стилю общения Способствовать оптимального психологического климата в группе. Содействовать самодиагностике и самовыражению участников.   формированию     морально­ Метод: частично­поисковый Форма: социально­психологический тренинг МТБ: Визитки           Карточки­задания «Ассоциации»           Полетные листы Ход факультативного занятия ПЕРВЫЙ ДЕНЬ 1. Знакомство.  Здравствуйте, подумайте и назовите себя так, как вам нравится, можно именем какого­либо литературного героя или еще каким­либо именем, а также своим именем и то качество, которое, по вашему мнению, характеризует вас: Светлана – светлая, Елена – добрая. Принимаем правила группы:  1. Конфиденциальность 2. Говорить только за себя 3. Если не хочешь отвечать скажи «стоп» 4. Общение по принципу «Здесь и теперь» 5. Доверительный стиль общения 6. Искренность в общении 7. Недопустимость  оценок человека 2.Интервью Выберите себе первую понравившуюся пару, устройтесь поудобнее  и берите друг   у   друга   интервью.   После   этого   каждый   рассказывает   об интервьюированном. 3. Расскажите стихотворение, например «Наша Таня, громко плачет» 1. Как генерал 2. Как будто во рту горячий картофель 3. Как черепаха 4. Как ворона 5. Как 3­хлетняя девочка 6. Как попугай 7. Как будто во рту камни 8. Как будто во рту холодная вода 9. Скороговоркой 10. Спеть как частушку 11. По слогам 12. Как будто от мороза «зуб на зуб не попадает» 4. Разминка «Путаница» Встали  все в длинную цепочку и запутались. Ведущий распутывает ее. 5. «Японская машинка» Все сидят в кругу, каждый выбирает себе номер от 1 до 100. Хлопок об колени щелчок  левой рукой, номер свой, щелчок правой рукой, номер другой, того кого назвали должен тут же включиться. 6. «Руки» Определи друга, начальника, «нейтрального» человека. 7. Скажи комплимент соседу слева по кругу 8. Обратная связь:1.2.3.4.5.6.7.8.9.10 ВТОРОЙ ДЕНЬ 1. Каждый член группы еще раз говорит свое тренинговое имя и то качество, которое его характеризует, вместе с приветствием. 2. Разминка «Поменяться местами» Убирается   один   стул,   выбирается   водящий,   он   выходит   и   говорит:   «Пусть поменяется местами тот, кто любит торт», «Пусть поменяется местами тот, кто носит украшения» и т.д. 3. «Передай чувство» Разбившись на пары, все рассаживаются и глазами передают чувства друг другу. Затем каждый рассказывает о том, что испытал. 4. «Нарисуй свое состояние» Каждый член группы рисует свое состояние. Затем каждый рассказывает о том, что он изобразил 5. Скажи комплимент соседу слева 6. «Пустыня»             Все   члены   группы   сидят   в  кругу   в   удобной   позе.   Ведущий     начинает упражнение   «Пустыня»:   «Представьте   себе,   что   вы   попали   в   пустыню. Оглянитесь   вокруг,   посмотрите,   что   вы   видите.     Вдруг   навстречу   Вам   идут лошади, посмотрите на них, что вы будете с ними делать… И вот на Вашем пути попадается   сундук,   загляните   в   него,   что   вы   видите…   А   невдалеке   стоит кувшин. Возьмите его в руки, посмотрите, есть ли в нем жидкость.   Затем на Вашем пути попадается река. Какая она?   И вот перед Вами стена, что это за стена, запомните её. По окончании каждый рассказывает, что видел ( пустыня, лошади, сундук, кувшин, река, стена). 7. «Разожми кулак» Участники разбиваются на пары. Затем меняются несколько раз. Каждый член группы   рассказывает   о   том,   что   при   этом   испытывал.   Свое   ощущение высказывают участники тренинга. 8. Обратная связь:1.2.3.4.5.6.7.8.9.10 ТРЕТИЙ ДЕНЬ 1. Приветствие (ладошками, локтями, боками, коленками, носами и т.д.) 2. «Изобрази скульптуру» Разбившись на пары, участники становятся скульптором и скульптурой, затем меняются ролями. Каждый участник говорит о своих ощущениях в  той или иной роли. 3. «Театр»  Группа делится на два состава, показывает инсценировку по сказкам одному составу, другой, угадывает какую сказку, показывают участники: 1. Три медведя 2. Колобок 3. Лиса и журавль 4. Сестрица Аленушка и братец Иванушка 4. «Ассоциации» Один из участников выходит за дверь, другого члена группы выбирают и когда вышедший за дверь, возвращается, то задает всем вопросы, чтобы узнать, кого группа выбрала. 1. На какого животного похож этот человек 2. На какое дерево 3. На какой камень 4. На какую мебель 5. На какое время года 6. На какой цветок 5. Ведущий, представьте себе, что вы больше никогда не увидитесь, подарите, пожалуйста, каждому члену группы подарок. 6. Обратная связь:1.2.3.4.5.6.7.8.9.10 ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ 1. Приветствие Показать не вербально, какая я есть и какой бы хотела быть 2. Разбиться на пары. «Разожми кулак» (парами поменяться) Каждый член группы рассказывает о том, что при этом испытывал. 3. «Слепые» Группа разбивается по 3­4 человека, в каждой из   мелких групп выбирается поводырь.   Остальные   слепые,   поводырь   водит   «своих»   «слепых».   В   роли «поводыря» и «слепого» должен побыть каждый  участник Затем все делятся своими впечатлениями. 4. «Нарисуй   себя»   участники   угадывают,   кто   из   членов   группы   нарисовал рисунок. Обмен мнениями. 5. Обратная связь:1.2.3.4.5.6.7.8.9.10 ПЯТЫЙ ДЕНЬ 1. Приветствие, все участники рассказывают, как  прошел вечер прошлого дня. 2. Игра «Кораблекрушение» В игре участвуют все члены группы. Перед началом игры дается инструкция, выдаются бланки, карандаш. Вначале  каждый работает индивидуально. Затем в группе по 5­6 человек, баллы выставляются   в   порядке   очередности,   что   является   главным   в   порядке очередности,   а   что   что   является   главным   при   кораблекрушении, второстепенным.  (Раздаточный материал: полетный лист в см. приложении) 3. «Рисунок» Разбившись на пары, участники рисуют одним карандашом и на одном листе. Далее участники делятся ощущениями. 4. «Пой песню, пой» Все участники сидят в кругу: один из членов группы начинает петь какую­либо песню, все остальные подпевают по одному куплету. 5.С наилучшими пожеланиями, чаепитием группа прощается друг с другом. 6. Обратная связь: 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10 Тема:  «САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ  БЕЗ СЛОВ»                                                             «Характер человека лучше  всего раскрывается, когда он  описывает другого человека».                                                                         Жан Поль Рихтер                                                                         Немецкий писатель Цель:  Создать   благоприятные   условия   для   работы   тренинговой   группы, способствовать   самодиагностике   и   саморазвитию   членов   группы. Закрепить   навыки   активного   диалогового   стиля   общения, способствовать самодиагностике и самовыражению участников тренинга. Метод: частично­поисковый Форма: социально­психологический тренинг МТБ: карточки контраргументов,           карточки контроля индивидуальности Ход занятия ПЕРВЫЙ ДЕНЬ 1. Принятие правил группы 2. Знакомство, обсуждение визиток 3. «Рисунок музыки» Садитесь удобно и слушайте музыку. По моему сигналу начинайте рисовать те образы, ощущения, символы, которые ассоциируются  у вас с этой музыкальной темой. Каждый должен стремиться выразить себя, как можно полнее. Время звучания музыки 3­5 мин. После выполнения рисунков ведущий собирает их, устраивает   импровизированную   выставку,   во   время   которой   участники стремятся узнать авторов рисунков. Участники   собираются   в   большой   круг   и   делятся   своими   впечатлениями, обращая внимание на то, насколько каждому из них удалось раскрыть себя в этом рисунке музыки. ­ Что помогло кого­то из группы узнать по выставленным рисункам автора? ­ Кого совсем не узнали? ­ Почему? ­ Насколько необычен рисунок ­ Автор не смог выразить свои чувства? ­ Вас еще плохо знают? 4. «Контраргументы» Давайте попробуем хотя бы немного разобраться в себе, в своих недостатках, привычках,   которыми   вы   недовольны   Для   этого   разделите   лист   на   две половинки Недовольство собой Принятие себя На   первый   этап   работу   вам   отводится   5­6   минут.   Заполнить     левую   часть таблицы. На второй этап работы отводится  5­8 минут: на каждое «недовольство собой» приведите   контраргументы,   т.е.   то,   что   можно   противопоставить,   чем   вы   и окружающие вас люди довольны уже сегодня, что принимают в вас, и запишите в колонке «принятие себя» Затем участники объединяются в микрогруппы по 3­4 человека и приступают к обсуждению всех своих записей в таблице. 5. «Контроль индивидуальности» Запишите в таблицу «индивидуальность» суть высказывания каждого участника о   своей   индивидуальности,   т.е.   вспомните   то,   что   он   говорил   во   время знакомства   представления   в   начале   этого   занятия,   а   затем   добавьте   свои ощущения и представления о его индивидуальности, которые сформировались во время занятия. Время 10 мин. Тренинговое имя Его собственное Мое представление о его участника высказывание индивидуальности Потом все участники собираются в большой круг и по очереди зачитывают свои записи. Каждый член  группы  имеет реальную  возможность  услышать мнения о  себе, которые сформировались в ходе первого занятия. 6. Обратная связь: 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10 Что   вам   понравилось   на   прошедшем   занятии?   Почему?   Ваши   замечания   и пожелания ВТОРОЙ ДЕНЬ 1. Здороваемся, обмен впечатлениями о предыдущем вечере или дне, как он прошел (желающие делятся впечатлениями) 2. «Кто я?» Возьмите лист бумаги и ответьте на этот вопрос несколько раз 3. «Скажи мне кто твой друг» Каждый   участник   в   течении   3­4   минут   набрасывает   на   листке   бумаги психологический «портрет» кого­либо из членов группы . В «портрете» должно быть не менее 12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека. Затем написавший выступает со своей информацией перед группой, а остальные участники пытаются угадать, чей это портрет. 4. «Мои сильные стороны» Каждый   из   участников   должен   рассказать   остальным   участникам   о   своих сильных сторонах ­ о том, что он любит, ценит, принимает в себе, что дает ему чувство внутренней  свободы и уверенности. Существенно также отметить  те качества, которые вам импонируют, но они вам не свойственны и вы хотите выработать их в себе. 5. Игра «Поменяйтесь местами» Ведущий:   «Пусть   поменяется   местами   тот,   кто   любит   детей,   или   пусть поменяется местами тот, кто  любит шоколад…». 6. «Мой стиль общения» (домашнее задание) Записать: дата_______ Партнеры по общению: ____________________ Содержание общения: Мои новые ощущения: Конкретные выводы: Практические шаги: Вести дневник в течение всех занятий. Анализируйте чаще ли вы стали общаться с людьми. Повторяются ли ощущения, которые возникают в процессе общения? Главное ­ будьте искренне 7. Обратная связь: 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10 ТРЕТИЙ ДЕНЬ 1. Приветствие с ответом 2.  «Луковица» Закройте глаза. Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев, снаружи находится тонкая коричневая шелуха ­ это внутреннее «Я». Это     слои   ваших   внешних   масок   и   поведение   в   обществе.   Сняв   этот   слой  , понаблюдайте   появление   образа,   олицетворяющего   другое   «Я».   Просто наблюдайте этот образ и обратите внимание на него. 3. «Коллективная сказка» Дается инструкция ­ придумать сказку. Первый  участник  говорит  предложение.  Второй  говорит  второе  предложение сказки, не повторяя первое, т.е. рассказ сказки по предложениям, по очереди. 4. «Путаница» Выбирается   водящий,     он   выходит     из   комнаты.   Остальные   члены   группы берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться ­ кто как сумеет. Когда образовалась путаница, водящий   заходит в комнату и распутывает, также, не разжимая рук у запутавшихся. 5. «Ассоциации» Водящий     выходит   за   дверь.   Оставшиеся   в   комнате   договариваются   между собой, кого из присутствующих участников тренинга они задумывают. Водящий входит и начинает спрашивать: Если бы этот человек был деревом, то каким? Домом, картиной, погодой, цветком и т.д. 6. Обратная связь: 1.2.3.4.5.6.7.8.910 ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ 1. «Приветствие»   одарите   теплым   взглядом   и   добротой   участников. Улыбнитесь. Настроение хорошее? Отлично. Давайте немного повеселимся мудрыми шутками и анекдотами. Готовы? 2. «Хоровод» Встали в круг, взялись за руки. Сейчас мы с вами будем вспоминать, и петь маршевые песни, маршируя в направлении по кругу. Первый участник запевает, все вместе идем по кругу, подпевая и держась за руки. А теперь поворачиваемся в другую сторону, следующий  участник запевает свою новую песню и т.д. 3.     «Сбрось   усталость»   Встали,   сбросили   с   себя   мышечное   напряжение, расслабившись. Сейчас вам предстоит от души покричать, сбрасываем с себя усталость, нервное напряжение, утомление Опишите свое состояние 5. Обратная связь: 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10 ПЯТЫЙ ДЕНЬ 1. Приветствие. А знаешь, Катя, со мной произошел такой случай… 2. Каждая личность ­ клад фантазии. Пусть возьмет листочек бумаги и напишет какое­либо короткое задание или активное действие. Например: почесать за ухом, подмигнуть и т.д. 3. «Бабочки и цветочки» Разбиваемся на пары, встаем по кругу, так чтобы первые встали лицом в круг, вторые   им   в   затылок.   Водящий   ловит   бабочку,   она   улетает   и   не   дает   себя поймать (в парах: цветок и лепесток) помогают бабочке. Но бабочка становится цветком, цветок ­ лепестком, а лепесток ­ бабочкой. Начали. Участники после игры делятся впечатлениями 4.  «Список качеств, важных для общения» Составьте список качеств, важных для общения. Представьте себе общительного человека. Каким он должен быть? Чем отличается от других людей? Далее на втором   этапе   мы   проводим   дискуссию,   основная   мысль   которой   выработать общий   список   качеств,   важных   для   общения.   При   этом   любой   член   группы может   высказать   свое   мнение,   аргументируя   его,   приводя   примеры, иллюстрирующие,   как   и   когда   качество   помогло   преодолеть   то   или   иное обстоятельство, улучшить отношения с окружающими. Качество включается в общий   список,   если   за   него   проголосовало   большинство   участников.   Список оформляется на классной доске. 5. «Грани сходства» Поразмышляем   о   том,  что  нас   объединяет  в  этом  мире  таких   разных,  часто непонятных   для   других.   Выберите   себе   партнера,   возьмите   ручку,   листок бумаги. Работать молча  в течении 4­5 минут. Передайте список друг другу: с чем вы согласны и с чем нет. 6. Обратная связь: 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10 Тема:  «ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ» «…И дело пусть Ваше продлится, Сольётся из разных сторон». Кузнецова С.С., психолог, автор Цель:   Продолжить   работу   по   созданию   положительного психологического   климата   в   группе.   Продолжить   работу   по   развитию   у несовершеннолетних   социально­коммуникативных   навыков.   Уметь   находить способы взаимодействия с другими людьми, обучить  способам рефлексии. Метод: частично­поисковый Форма: социально­психологический тренинг Ход занятия: 1. Здравствуй, мне очень нравится ­ Традиционная   разминка,   приветствия   и   установление   контактов   на   этом занятии   проводятся   с   обязательным   использованием   в   начале   фразы «Здравствуй, (имя) мне очень нравится…» ­ Участник вправе закончить беседу по своему усмотрению, но начало диалога должно быть именно таким. ­ Затем   проводится   обсуждение   содержания   диалогов:   о   чем   чаще   всего участники говорили друг другу, вспоминали, начинали беседу. 2. «Рука в руке» ­ Посчитаемся, кто будет водящим в этой игре. (Выбираем водящего). ­ Внимание! Слушайте условия игры. Водящий произносит фразу, например, «Рука в руке!» все меняются местами. И все участники игры, в том числе и водящий   должны   найти   себе   пару   и   соприкоснуться   со   своим   партнером руками. Тот, кто не успел, найти свободного партнера ­ становится водящим. ­ Можно, например, говорить: «Спина к спине». Все меняются местами. 3. Составление коллективной  сказки ­ Инструкция:   вам   необходимо   составить   сказку   о   проведении   8   марта   на Гавайских островах, куда приехали наши туристки на отдых. ­    Каждый говорит по одному предложению. 4. «Бип» ­ Вся группа сидит на стульях или на креслах. Водящий с завязанными глазами ходит   внутри   круга,   периодически   садясь   к   сидящим   на   колени.   Задача: угадать к кому он сел. Опутывать руками не разрешается. Садиться спиной к сидящему надо так, как будто садишься на стул. Сидящий должен сказать: «Бип», желательно не своим голосом, чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот член группы начинает водить, а предыдущий садится на его место. 5. Стыковка ­ Игра проводится в четверках. Двое участников садятся друг против друга так,  чтобы  их  колени   соприкасались,  закрыв   глаза.  Указательный   палец  – «ракета», «космические станции» ­ ладони. Они вытягивают навстречу друг другу руки и должны «состыковаться». Те же, что садятся сзади: один из игроков стремится увести свою «мишень»    ладонь сидящего перед собой человека   от   преследующей   «ракеты»    указательного   пальца,   сидящего напротив. При этом ладонь должна, конечно, всегда оставаться в пределах досягаемости пальца, а лицо из соображений безопасности ­ вне пределов.  6. Наши сходства ­ Подумайте:   что   же   нас   объединяет   в   этом   мире   таких   разных,   часто непонятных для других людей. Для этого необходимо выбрать себе партнера и сесть рядом с ним, взяв при этом чистый лист бумаги и ручку. Напишите заголовок «Наши сходства». Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами. Он не похож на вас. Другой характер, рост, вес, цвет волос и глаз.   Наверное,   вы   видите   много   различий   и   это   естественно,   ведь   он   ­ другой.   Но   сейчас   подумайте   о   том,   что   вас   объединяет,   в   чем   ваше сходство? Ведь оно есть. Только нельзя об этом спрашивать вашего партнера. В течении 4­5 мин. вы будете молча работать, заполняя листок, думая об этом человеке и о себе одновременно, ведь нельзя писать о сходстве, думая о ком­то одном. ­ Необходимо   писать   не   только   о   чисто   физическом   или   биографическом признаке, который характерен для вас обоих. Они важны, но поразмышляйте о психологическом качестве, которое вас может объединять. 7. Благородный поступок ­ Вспомните,   ради   кого   вам   пришлось   отказаться   от   собственного удовлетворения. Кто этот человек? А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах вы совершили этот поступок. 8. Список качеств важных для общения ­ Среди множества качеств, характеризующих человека во всех проявлениях есть такие, которые относятся к качествам крайне необходимым или важным для   эффективного   общения   людей.   Вы   должны   составить   список   качеств важных для общения, чем больше вы включите в этот список качеств, тем интереснее   вам   будет   дальше.   При   составлении   списка   постарайтесь представить   себе   общительного   человека.   Каким   он   должен   быть?   Чем отличаться   от   других   людей?   Словом,   ваш   образ   общительного   человека. Вспомните очень общительных, литературных героев, своих знакомых и т.д. Может быть, это поможет составить перечень качеств, важных для приятного и продуктивного общения. 9. Сила любви Любовь ­ все лучшее в наших взаимоотношениях. Если человек находится в состоянии влюбленности ­ он всегда молод и  жизнерадостный. Любовь ­ это поддержка и сострадание. Любовь ­ это понимание и обожание. Любовь ­ это полет творчества и вдохновения. Любовь ­ это утешение и лекарство от всех болезней.   Возлюбить   ближнего   брата   по   разуму   ­   суть   любого   духовного учения.  Сколько  светлых  теплых   чувств  содержится  в стихах  и  песнях  о любви. Как же нам не воспользоваться случаем, чтобы одарить друг друга пламенным   духом   любви.   Может   кто­то   вспомнит   самые   любимые произведения о любви: песню, стихотворение, слова какого­либо известного человека или своими словами. Посветлело вокруг? Совершите невероятное: улыбнитесь и направьте свою любовь на всех, кто вас окружает и даже на тех, кто создает проблемы. Окружите,  одарите вашей любовью ­ всех, с кем взаимодействуете. 10. Анекдот, шутка, афоризм Вы в хорошем расположении духа? Великолепно. Давайте немного пошутим. Кто знает анекдот, шутку, афоризм? Пожалуйста. 11.Я хочу тебе подарить Сегодня   каждый   будет   дарить   партнеру   подарок,   но   не   реальный,   а гипотетический.  Самое  главное,  от  всей  души. После  того,  как  вы  подарите подарок, каждый из сидящих здесь должен поблагодарить того, кто подарил подарок. 12. Обратная связь: 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10 Тема: «ПОЗНАЙ СЕБЯ И ДРУГИХ» «Тот, кто знает людей –  благоразумен.  Тот, кто знает себя, просвещен» Лао Дзы, Китайский философ Цель:  Формировать   навыки   нестандартно   мыслить,   создавать   Продолжить   работу   по   формированию   у фантастические   образы. несовершеннолетних   позитивные   социально­коммуникативные   навыки:   уметь находить способы взаимодействия с окружающими людьми.           Метод: частично­поисковый Форма: социально­психологический тренинг МТБ: Карточки трансперсональных качеств,           Карточки с позитивными и негативными высказываниями Ход факультативного занятия ДЕНЬ ПЕРВЫЙ 1. Принимаем правила работы в группе: 1. Конфиденциальность 2. Говорить только за себя 3. Если не хочешь отвечать скажи «стоп» 4. Общение по принципу «Здесь и теперь» 5. Доверительный стиль общения 6. Искренность в общении 7. Недопустимость  оценок человека 2. Знакомство Каждый участник оформляет карточку­визитку, где указывает свое тренинговое имя. Представляется полная свобода выбора. Представить   себя   так,   чтобы     все   остальные   участники   сразу   запомнили выступающего. 2. «Мои добрые дела» «Доброе отношение к людям, к своим близким и родным и просто знакомым должно проявляться не только на словах, но и в конкретных делах. Вспомните, какое конкретное доброе дело вы сделали за вчерашний день? Что вы при этом чувствовали? Как вас отблагодарили этот человек? Какими должны быть, по вашему мнению, формы благодарности? Способны ли вы на добрые дела?   Если   нет,   что   вам   мешает?   Прежде   всего,   проанализируйте   свои привычки». Участники по очереди высказываются, комментируя свой рассказ. 3. «Рисунок музыки» Садитесь удобно и слушайте музыку. По моему сигналу начинайте рисовать те образы, ощущения, символы, которые ассоциируются у вас с этой музыкальной темой. Каждый должен стремиться выразить себя на много полнее. Время звучания музыки 3­5 мин. Затем ведущий собирает рисунки и устраивает импровизационную   выставку,   во   время   которой   участники   стремятся   узнать авторов рисунков  5. Обратная связь: 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10 ДЕНЬ ВТОРОЙ 1. Приветствие 2. «Трансперсональные качества» Каждому   члену   дается   карточка,   на   которой   написаны   трансперсональные качества. (см. приложение) 4. «Цветение розы»              С древних времен определенные цветы считались символом «Я». Это касается   как   европейской,   так   и   восточной   традиций.   В   Китае   был   золотой цветок, в Индии и Тибете ­ лотос. В Европе и Персии ­ роза. Примеры можно найти в произведениях французских трубадуров и у Данте. Роза в центре креста ­ символ ряда духовных учений. Обычно «Я» отождествляется символически с уже раскрытым цветком. Хотя это и статичное изображение, его визуализация может   оказать   стимулирующее   действие.   Однако   наиболее   эффективным средством   стимуляции   процессов,   протекающих   в   сверхсознании,   является динамическая   визуализация,  когда   из   закрытого   бутона   рождается   цветок  во всем  его великолепии. Этот динамический символ  соответствует  реальности, которая лежит в основе раскрытия человека и всех природных процессов. Это внутренняя энергия или жизненное начало, работающее с непреодолимой силой изнутри   и   обеспечивающее   непрерывный   рост   и   эволюцию.   Внутренняя жизненная сила ­ фактор, который в конечном итоге освобождает наше сознание от   сковывающих   его   целей   и   ведет   к   раскрытию   нашего   духовного   центра, нашего «Я». Техника выполнения. 1.   Сядьте   поудобнее.   Закройте   глаза.   Глубоко   вдохните   несколько   раз   и расслабьтесь. 2. Представьте себе розовый куст с цветами и бутонами. Обратите внимание на один   из   бутонов.   Он   еще   полностью   закрыт,   лишь   наверху   можно   увидеть розовую   точку.   Сосредоточьтесь   на   изображениях,   удерживая   его   в   центре сознания. 3. Вообразите,  что зеленая чашечка начинает раскрываться, обнажая пока еще закрытые лепестки цветка. Наконец, перед нашим мысленным взором должен предстать весь бутон, состоящий из розовых лепестков. 4.   Лепестки   начинают   медленно   раскрываться,   расходиться   в   стороны.   Это происходит до тех пор, пока перед вами не предстанет свежая, прекрасная роза во   всем   ее   великолепии   и   полном   цветении.   Попытайтесь   уловить   ее характерный запах, который не спутаешь ни с чем. 5. Теперь представьте, что на розу падает солнечный луч, освещая и согревая ею… В  течение некоторого времени удерживайте это изображение. 6. Посмотрите в центр. Там вы должны увидеть лицо мудрого существа, полного понимания и любви к вам. 7.   Заговорите   с   ним   о   самом   важном   в   вашей   жизни   в   настоящий   момент. Задайте   вопросы   о   том.  Что   имеет   для   вас   большое   значение:   о   проблемах, направлении или выборе, который предстоит сделать. Потратьте на это нужное количество времени (можно все записать) 8.   Теперь   отождествите   себя   с   розой.   Вообразите,   что   вы   стали   розой   или вобрали   цветок   внутрь   себя.   Удостоверьтесь,   что   роза   вместе   с   мудрым существом находится внутри вас, что вы можете легко вступить в контакт с ними, использовать присущие им качества. В символическом смысле вы и есть эта   роза,   это   мудрое   существо.   Та   же   самая   сила,   которая   оживотворяет вселенную и создает розу, способна   пробудить  в вас ваше внутреннее «Я» и проявить все, что оно излучает. 9. Представьте себе, что вы стали розовым кустом. Ваши корни пронизывают землю,   от   которой   поступают   питательные   вещества.   Ваши   листья   и   цветы растут, тянутся вверх, питаются энергией солнечного света и согреваются ею. 10. Вообразите, что вы другие розовые кусты, растения и деревья. Вы ­ все, что существует   за   счет   этой   жизненной   энергии   и   составляет   часть   планеты, великого   целого.   Попытайтесь   удержать   это   ощущение   в   течении   какого­то периода времени. Затем откройте глаза. 11. У вас может возникнуть желание записать все, обращая особое внимание на диалог   с   мудрецом.   Можно   также   зафиксировать   информацию,   касающуюся любых других  инсайтов. 5. «Ласковое имя»            Вспомните и запишите, какими ласковыми именами вас называют ваши близкие вам люди, ваши знакомые. Задумайтесь, кто и в каких случаях делает это чаще? Какие чувства вы испытываете, когда к вам обращаются именно так? Что вам хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это?   Что   мешает   вам   проявлять   теплые   чувства   благодарности?   А   теперь вспомните   и   напишите,   кого   и   когда   вы   называете   ласково.   (Это   ласковые уменьшительные слова или это название птицы или животного). Что вы при этом испытываете сами? А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение? 6. Обратная связь:1.2.3.4.5.6.7.8.9.10 ДЕНЬ ТРЕТИЙ 1. Приветствие необычное (рукопожатием, касание носами, спинами, локтями и т.д.) 2. Каждый   участник   начинает   рассказ   со   словами:     «Знаешь,   Катя,   мне нравится…» После всех высказываний, обсуждение. 3. «Доверяющее падение» Это ­ игра на доверие друг другу. Объединитесь, пожалуйста, в группы по 5­6 человек:   теперь   один   из   каждой   группы   встает   спиной   к   остальным   и положившись   на   судьбу,   будет   смело   падать   на   руки   своих   товарищей, заботливо и вовремя подставленных под его спину. Приготовьтесь… Падайте! Теперь   предлагаю   всем   оставшимся   по   очереди   испытать   на   себе   остроту ощущений   при   доверительном   падении.   Обсуждение   ­   высказывание   своих ощущений. 4. «Смешная тема» Реквизит: листки бумаги, ручки. Человек   от   природы   наделен   многими   очень   важными   чувствами   ­   зрением, осязанием,   обонянием   и   т.д.   Вместе   с   тем,   у   человека   есть   и   другие   очень важные   чувства,   которые   так   сильно   отличают   его   от   других   биологических существ. И здесь мы прежде всего должны вспомнить о  чувстве юмора. Сейчас мы попытаемся вспомнить юмористические высказывания на самые различные темы. Чем больше таких юмористических высказываний вам удастся вспомнить ­   тем   лучше.   Темы   этих   высказываний   могут   быть   самые   разные   ­   от иронических   до   философских   комментариев   о   превратностях   судьбы,   до народного   юмора   о   жене   и   теще.   Итак,   вспоминаем   юмористические высказывания, смешные афоризмы и прибаутки. После всех высказываний обсуждение. 5. Обратная связь:1.2.3.4.5.6.7.8.9.10. ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ 1. Приветствие, рассказ о том, как прошел вечер. 2. «Руки» Определите   руки   «начальника»,   «друга»,   «нейтрального».   Участники   закрыв глаза определяют по своим ощущениям человека по предлагаемым категориям. 4. «Любимая игрушка»          У каждого в детстве была любимая игрушка. Она как бы связывает нас с чудесным миром детства, когда мы были самыми счастливыми. Расскажите о своей любимой игрушке и чувствах, которые вызвали эти воспоминания. Будьте предельно искренни и откровенны, поделитесь своими детскими радостями и огорчениями. 4. «Брачное объявление»           Каждый из участников пишет брачное объявление. Время 5 минут. Затем каждый читает свой вариант, а все остальные выступят в роли экспертов, внести коррективы, что забыл добавить о себе положительное автор. Обсуждение ­ обмен мнениями 5. Обратная связь:1.2.3.4.5.6.7.8.9.10 ДЕНЬ ПЯТЫЙ 1. Приветствие (Здравствуй, Мария. Со мной произошел вот такой случай….) 2. «Свет мой, зеркальце, скажи…» Как часто вы задаете подобные вопросы себе? Возьмите лист бумаги и ответьте «Кто я?».  Время 5 минут. 3. «Откровенно говоря…» 1. Во время занятия я понял, что…. 2. Самым полезным для меня было… 3. Я была бы более откровенной, если бы…. 4. Своими основными ошибками на занятии я считаю…. 5. Мне понравилось… 3. «Негатив, позитив» 1. Подумайте о том,  что вы хотите изменить в себе? Какой результат вы хотите получить,  занимаясь самоусовершенствованием? Где и когда вам понадобится этот результат? 2. Прочтите внимательно свои записи и перепишите их так, как будто бы уже наступило будущее и у вас есть этот результат, который вы хотите. Напишите о своих ощущениях, впечатлениях и состояниях, которые есть у вас теперь. 4. Прочитайте   внимательно   свои   записи   и   отметьте,   сколько   высказываний сделано в позитивном, а сколько в негативном ключе. Позитивные высказывания Негативные высказывания А   также   обратите   внимание   на   то,   сколько   высказываний   выражено   вами   в настоящем времени, сколько в будущем или даже в прошедшем. Настоящее время Будущее время Прошедшее время А теперь перепишите снова весь текст так, чтобы он состоял из описания вашего результата в позитивном ключе и в настоящем времени. Например, у меня есть счастье, любовь… 6. Обратная связь:1.2.3.4.5.6.7.8.9.10 Тема: «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР» «Ничего нам  так не хочется изменить, как привычки других людей» Марк Твен, Американский писатель Цель:  Создать положительный эмоциональный настрой в группе Продолжить   работу   по   развитию   у   несовершеннолетних   социально­ коммуникативные навыки: уметь находить способы взаимодействия с другими людьми, обучить способам рефлексии. Метод: частично­поисковый Форма: социально­психологический тренинг МТБ: Карточки положительных качеств           Карточки отрицательных качеств ДЕНЬ ПЕРВЫЙ Ход факультативного занятия 1. Здравствуйте, здравствуйте Прежде чем начать наше занятие нам необходимо  принять правила группы А). Конфиденциальность ­ за пределы этого круга ничего не должно уходить Б). Говорить только правду В). Если вы не хотите говорить правду, лучше промолчать Г). Если кто­то не согласен, может уйти Сейчас мы с вами должны познакомиться: Каждый из нас может назваться своим именем или любым другим, имя какого­ либо   литературного   героя,  фильма,   а  также   несколько   качеств,   которые   вас характеризуют. (Светлана ­ добрая, любящая детей и всех людей). Соседу слева сказать слова – комплименты Правда, приятно, когда нам говорят слова, плохо, что нам редко говорят. 2. «Мое любимое занятие» Каждый член группы рассказывает о своем любимом занятии 3. «Мой лучший друг, подруга» Каждый член группы рассказывает о своем любимом друге, подруге. 4. «Мое любимое время года» Рассказать о нем и почему больше всего нравится ДЕНЬ ВТОРОЙ 1. Здравствуйте. Мы сегодня с вами поздоровались, но не как всегда, а по­ другому. Здравствуй, Лена, а мне нравится… Каждый член группы рассказывает, что ему нравится. 2. «Закончи предложение» Счастливее всего я чувствую себя, когда… Каждый член группы рассказывает, заканчивает предложение 3. «Руки» С закрытыми глазами каждый член группы по порядку становится в центре. Все остальные   подходят   к   нему,   тот   определяет   «начальника»,   «нейтрального», «друга». 4. Упражнение «Поменяйся местами» На   фразу:  «Пусть   поменяются  местами  те,  кто   любит     пельмени…»,  те   кто носит бижутерию и т.д. Участники меняются местами. 5. «Видеомагнитофон» Невербальная   передача   информации.   В   конце   идет   рассказ   об   ощущениях участников 6.«Разожми кулак»  Разбившись   на   пары   необходимо   разжать   кулак.   Сделать   необходимо каждому члену группы. О своих ощущениях рассказывают по очереди. 7. Представьте себе, что вы видитесь сегодня в последний раз. Что бы вы хотели пожелать друг другу? ДЕНЬ ТРЕТИЙ 1. Здравствуйте. Необходимо сказать это слово с разной интонацией 2. «Мой любимый» В жизни каждой женщины мужчина играет определенную роль.   Будь   то   отец,   брат,   любимый,   родственник,   сосед,   знакомый,   герой романа,   фильма   и   т.д.   Возможно   этот   человек   сильно   повлиял   на   вас   в лучшую сторону, заставил вас посмотреть на себя по другому. Расскажите о нем. 3.  «Важная роль» Скажите, пожалуйста, что в вашей жизни играет важную роль и почему: а).книги(какие) б.)телефон в).друзья г).родители д).бабушка, дедушка е.)или кто­то, что­то еще… 4. «Пять качеств» Вспомните  двух людей, которые вам  очень нравятся (для обозначения используйте инициалы). Укажите пять качеств, которые вам в них нравятся ИНИЦИАЛЫ___________      ИНИЦИАЛЫ_____________ 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Вспомните двух людей, которые вам совсем не нравятся (обозначьте их по той же системе) ИНИЦИАЛЫ____________    ИНИЦИАЛЫ______________ 1 2 3 4 5 Указав все эти качества вы сможете увидеть, в чем схожи двое людей, которые вам нравятся и не нравятся. 5.Обратная связь:1.2.3.4.5.6.7.8.9.10 1 2 3 4 5 Под песню «Мы желаю счастья Вам…»все участники прощаются.                        Тема: «ПОЗНАЙ СЕБЯ» «Хорошими людьми становятся                                                                   больше от упражнений,                                                                    чем от природы»,                                                                                                     Демокрит Цель: Создать положительный эмоционально­психологический климат в группе, продолжить   работу   по   формированию   навыков   адекватного   поведения несовершеннолетних. Метод: частично­поисковый Форма: социально­психологический тренинг МТБ: Визитки, карточки лидерских способностей,           Карточки для игры «Могу представить» Ход факультативного занятия ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ____________________________________________________________________ 1. Знакомство. Раздача визиток с именами сказочных героев (Колобок, Мальвина, Лиса,  Волк и т.д.) 2. «Поломанный видеомагнитофон» Ведущий   показывает   движение,   все   участники   передают   его.   Затем   каждый участник передает свои ощущения. 3. «Руки» Определить «начальника», «друга», «нейтрального». 4. «Интересная история» Каждый участник рассказывает какую­либо историю и начало ее обязательно так: «А знаешь, Надежда, со мной произошла такая история». 5. Игра «Жмурки» Водящий с закрытыми глазами ловит участников, кого поймали, тот становится водящим. 6. «Комплимент» Каждый участник говорит соседу – комплименты. 7. Обратная связь:1.2.3.4.5.6.7.8.9.10 ВТОРОЙ ДЕНЬ ____________________________________________________________________ 1. Приветствие с ответом каждый участник здоровается со всеми в любой форме 2. «Заброшенный магазинчик» Ведущий читает текст, все участники сидят в удобной позе слушают рассказ ведущего: «Представьте себе, что вы попали в старый город, в котором уже давно никто не живет. Вы идете по узким улочкам, спускаетесь в низ по узкой улочке, и попадаете в заброшенный магазинчик. Вы берите ту вещь, которая Вам понравилась. Рассмотрите её». Затем участники  рассказывают свои ощущения, что увидели, почувствовали и т.д. 3. Игра «Ручеек» 4. «Горячий стул» Ведущий   говорит:   «Представьте,   что   каждый   из   вас   режиссер,   опишите, пожалуйста, в какой роли вы видите каждого участника группы». 5. «Лидерские способности» Какими качествами, способностями должен быть наделен лидер: Усидчивость                           Чувствительность Спортивный разряд                Независимость Смелость                                 Настойчивость Несдержанность                     Самодисциплина Общительность                       Решительность Целеустремленность              Гордость Энергичность                          Честность Заботливость                           Порядочность Терпимость                              Верность Самоуверенность                    Ответственность Активность                              Сдержанность Красноречие                            Мораль Доброжелательность              Интеллигентность Высокий интеллект                Упрямство Сила                                          Понимание 6. «Рисунок» Группа разбивается на пары: рисовать рисунок, держа вдвоем один карандаш, на одном листе бумаги участники рисуют один рисунок не договариваясь. После упражнения проводится обсуждение упражнения. 7.Обратная связь:1.2.3.4.5.6.7.8.9.10 ТРЕТИЙ ДЕНЬ ____________________________________________________________________ 1. Приветствие, оно проходит следующим образом: Здравствуй, Надежда. Мне нравится…. Каждый   участник   начинает   свое   приветствие   с   этими   словами.   Затем обсуждение диалогов, о чем чаще всего говорили участники и почему. 2. «Наши сходства» Подумайте,   что   же   нас   объединяет   на   земле,   таких   разных   людей,   чем   мы похожи и чем отличаемся друг от друга и почему. 3. «Отрицательные качества» Подумайте, пожалуйста, над тем, какие   у вас есть отрицательные качества, которые   вы   хотели   бы   у   себя   вычеркнуть.   Напишите   их   на   листах   бумаги. Прочтите, затем разорвите на мелкие кусочки и выбросите. 4. Игра «Могу представить» Каждому участнику дается задание показать себя в роли: ­ романтика с горящими глазами ­ повара торговца на рынке ­ ­ садиста ­ пьяного ­ просящего милостыню нищего ­ шута горохового ­ официанта ­ маленького ребенка ­ Затем обмен мнениями. У кого получилось, у кого нет. величественно сидящего на троне царя 5. Обратная связь:1.2.3.4.5.6.7.8.9.10 ШУТА ГОРОХОВОГО ПОРТНОГО ОФИЦИАНТА Приложение 1 ПЬЯНОГО ПРОСЯЩЕГО МИЛОСТЫНЮ МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА ТОРГОВЦА  НА РЫНКЕ РОМАНТИКА  С ГОРЯЩИМИ ГЛАЗАМИ САДИСТА ВЛЮБЛЕННОГО ПОВАРА ВЕЛИЧЕСТВЕН­ НО СИДЕЩЕГО НА ТРОНЕ ЦАРЯ ГАЛИНА ПОЛИНА ТАТЬЯНА СВЕТЛАНА ЛАДА ОКСАНА   ЕЛЕНА ЛЮДМИЛА ОЛЯ Приложение 2 УСТУПЧИВОСТЬ                     ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ СМЕЛОСТЬ                              СПОРТИВНЫЙ РАЗРЯД НЕСДЕРЖАННОСТЬ               НЕЗАВИСИМОСТЬ НАСТОЙЧИВОСТЬ                  САМОДИСЦИПЛИНА ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ                  РЕШИТЕЛЬНОСТЬ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ     ГОРДОСТЬ ЭНЕРГИЧНОСТЬ                      ЧЕСТНОСТЬ ЗАБОТЛИВОСТЬ                      ЧЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ            ПОРЯДОЧНОСТЬ ТЕРПЕЛИВОСТЬ                       ВЕРНОСТЬ САМОУВЕРЕННОСТЬ             ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АКТИВНОСТЬ                           СДЕРЖАННОСТЬ КРАСНОРЕЧИЕ                         МОРАЛЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ      ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ         УПРЯМСТВО СИЛА                                           ПОНИМАНИЕ НЕДОВОЛЬСТВО ПРИНЯТИЕ СЕБЯ Приложение 3 СОБОЙ ДАТА __________ ПАРТНЕРЫ ПО ОБЩЕНИЮ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ НОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ КОНКРЕТНЫЕ ВЫВОДЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ Приложение 4 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ЧТО ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ  НА   ПРОШЕДШЕМ   ЗАНЯТИИ   И ПОЧЕМУ? ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ.   ПОЖЕЛАНИЯ   И ТРЕНИНГОВОЕ  ИМЯ УЧАСТНИКА ЕГО   СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЕ   ПРЕДСТАВЛЕ­ НИЕ О ЕГО И ИНДИ­ ВИДУАЛЬНОСТИ ПОЛЕТНЫЙ ЛИСТ Приложение 5 Свой вариант Групповой вариант Првильный вариант Разница Реестр   предметов   жизненного обеспечения 1. Коробок спичек 2. Пищевые концентраты 3.   20   м   нейлонового каната   Шелковый   купол 4. парашюта     Переносной на 5. обогреватель переносных батарейках 6. порошка   Ящик   молочного 7. Кислородные баллоны  2 шт. по 50 кг 8. Карта звездного неба   Самонадувающаяся 9. лодка 10. Магнитный компас 11. 25 л воды 12. Сигнальная ракета 13. Медицинская сумка со шприцем 14. солнечных батарейках   Радиостанция   на Приложение 6 ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА: КРАСОТА СОСТРАДАНИЕ ПОНИМАНИЕ МУЖЕСТВО ТВОРЧЕСТВО АКТИВНОСТЬ ­ СИЛА ЭНТУЗИАЗМ ВЕЧНОСТЬ ­ БЕСКОНЕЧНОСТЬ­УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ СВОБОДА – ОСВОБОЖДЕНИЕ ­ ОТРЕШЕННОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВО ­ ДРУЖБА ­ БРАТСТВО ВЕЛИКОДУШИЕ ДОБРОТА ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ ­ ЧУТКОСТЬ ­ ВОСХИЩЕНИЕ ­ БЛАГОГОВЕНИЕ ГАРМОНИЯ ЮМОР СОПРИЧАСТНОСТЬ РАДОСТЬ ­ БЛАЖЕНСТВО ПРОСВЕТЛЕННОСТЬ ЛЮБОВЬ ­ УПОРЯДОЧЕННОСТЬ ТЕРПИМОСТЬ УБЕЖДЕННОСТЬ ИСКРЕННОСТЬ ­ ПРАВДИВОСТЬ ОБНОВЛЕНИЕ ВЕРА ­ ПРЕДАННОСТЬ СПОКОЙСТВИЕ ­ ПОКОЙ МОЛЧАНИЕ ­ БЕЗМОЛВИЕ ­ НЕВОЗМУТИМОСТЬ ПРОСТОТА СИНТЕЗ ­ ЦЕЛОСТНОСТЬ РАЗУМ ВОЛЯ МУДРОСТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ 7 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА НЕГАТИВНОЕ ПОЗИТИВНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ Подумайте   и   напишите,   что   бы   вы хотели изменить в себе. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА Настоящее время Будущее время Прошедшее время Подумайте   и   напишите,   что   бы   вы хотели изменить в себе. ПРИЛОЖЕНИЕ 8 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА ИНИЦИАЛЫ__________   ИНИЦИАЛЫ__________ КАЧЕСТВА:                         КАЧЕСТВА: 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. Укажите в данной карточке качества, которые вам нравятся. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА ИНИЦИАЛЫ__________   ИНИЦИАЛЫ __________ КАЧЕСТВА:                         КАЧЕСТВА: 6. 7. 1. 2. 8. 9. 10. Укажите в данной карточке качества,  которые вам не нравятся. 3. 4. 5. Библиография     1. В.В. Ветрова "Я СПРАВЛЮСЬ"   М., изд­во "Знание" 1996 г.      2. А.С. Прутченков  "СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ….."    М., "Новая школа"  1996 г.      3. В.В. Петрусинский  "ИГРЫ. ОБУЧЕНИЕ. ТРЕНИНГ. ДОСУГ"     М., 1995 г. 4. Г.Н. Сартан "ПСИХОТРЕНИНГИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И                            СТАРШЕКЛАССНИКОВ"    М., 1993 г. 5.   А.С.   Прутченков   "ТРЕНИНГ   ЛИЧНОСТНОГО   РОСТА"   М.,   "Новая школа" 1993 г.  6. Р.С. Немов "ПСИХОЛОГИЯ"    М., "Просвещение" 1996 г. 7. А. Пиз "ЯЗЫК ТЕЛОДВИЖЕНИЙ"     Н. Новгород Ай Кью 1992 г. 8. Э. Берн "ИГРЫ В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ"    М., "Прогресс" 1988 г. 9. Н.Р. Битянова "ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА"    Международная педагогическая академия   1995 г. 10. "ПРАКТИКА ПСИХОСИНТЕЗА"       Упражнения, направленные на развитие личности и достижения духовного Роста       МНПО "Жизнь" ФЕРРО­ЛОГОС  1992 г.  Отзыв о программе       Программа Кузнецовой С.С., педагога­психолога «Мы вместе» заслуживает внимания по организации и проведению социально­психологических тренингов, помогающих   создать   условия   для   обеспечения   успешной   работе   с несовершеннолетними..      Необходимо отметить, что Кузнецова С.С. разработала систему тренинговых упражнений,   способствующих   развитию   у   участников   следующих   социально­ коммуникативных навыков: активность, доброжелательность, добросовестность, ответственность,   коммуникабельность,   уверенность   в   себе,   умение   находить пути   взаимодействия     и   другими   людьми,   формирование   адекватного   поведения.       Интересны многообразные приемы, в том числе и игровые направленные на создание атмосферы понимания и поддержки, положительного эмоционально­ психологического климата в   группе сверстников, на мотивацию деятельности участников   к   познанию   самих   себя,  на   овладение   ими   методов   рефлексии   и способов саморегуляции  своего поведения.

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»

Программа тренинговых занятий: «МЫ ВМЕСТЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2019