Программа "Учимся познавать, действовать, жить"
Оценка 4.8

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
docx
воспитательная работа +1
5 кл—11 кл +1
16.02.2017
Программа "Учимся познавать, действовать, жить"
Программа внеурочной деятельности "Учимся познавать, действовать, жить" призвана помочь обучающимся в освоении способов проектной деятельности и развития за счет этого своих умений познавать окружающий мир и действовать в нем., Цель программы: формирование интеллектуальных способностей обучающихся решать практические проблемы и осуществлять познание действительности посредством проектной деятельности. Программа рассчитана на пятый и шестой классы.Программа внеурочной деятельности "Учимся познавать, действовать, жить"
Программа внеурочной деятельности Учимся познавать действовать жить.docx
УЧИМСЯ ПОЗНАВАТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ, ЖИТЬ МАЛЕНИНА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА МБОУ «ГИМНАЗИЯ №1» АВТОР: Г.НИЖНЕВАРТОВСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1» внеурочной учебно­исследовательской и проектной деятельности ПРОГРАММА обучающихся  МБОУ «Гимназия № 1»  г. Нижневартовска ОСНОВНАЯ ШКОЛА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ 2016 2 СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..............................................................................................4 МЕСТО ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ МБОУ «ГИМНАЗИЯ №1»..................................................................................7 ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.............................8 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧИМСЯ  ПОЗНАВАТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ, ЖИТЬ»...............................................................................9 УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧИМСЯ ПОЗНАВАТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ, ЖИТЬ»...................11 5 класс.......................................................................................................................................11 6 класс.......................................................................................................................................15 УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ............................................................................................................................17 ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ............................................................................................18 ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.......................................................................................18 МОНИТОРИНГ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ УЧЕБНО­ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «УЧИМСЯПОЗНАВАТЬ,ДЕЙСТВОВАТЬ,ЖИТЬ»..........................................................20 Оценка уровня освоения проектно­исследовательской деятельности обучающихся  5­6 классов................................................................................................................................20 Оценка уровня познавательной активности обучающихся 5­6 классов.......................22 Методика самооценки психологической атмосферы в команде...................................24 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Российская школа вступает в период качественных изменений, которые, по замыслу, должны привести к принципиальной схеме ее модели. Такая смена объективно необходима, поскольку прежняя ЗУНовская модель общего образования, ориентированная на передачу знаний и формирование частных умений и навыков, себя изжила. Современная   школа   должна   решать   более   широкий   круг   задач,   нежели   простая трансляция знаний. В докладе «Образование сокрытое сокровище», подготовленном под эгидой ЮНЕСКО Международной комиссией по образованию для  XXI  века, говорится, что для решения проблем будущего века необходимо поставить перед образованием новые задачи   и   в   связи   с   этим   изменить   представление   об   его   целях.   По   мнению   комиссии, современное образование должно давать возможность:  научиться познавать;  научиться делать;  научиться жить вместе, научиться жить с другими;  учиться жить.1 В этом же русле находятся Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»   и   новые   государственные   стандарты   общего   образования   (ФГОС),   которые ориентируют на переход к модели, построенной на деятельностных принципах. Внедрение проектной и исследовательской деятельности учащихся в ОУ по ФГОС происходит на законных основаниях:   В структуре основной образовательной программы «Программа   исследовательской   и   проектной   деятельности»   (стр.34),   которая   (стр.49) «должна   быть   направлена   на   овладение   обучающимися   совокупностью   учебно­ познавательных приемов и практических действий для решения личностно и социально значимых задач и  нахождения путей разрешения проблемных вопросов  посредством самостоятельных действий». Программа «Учимся познавать, действовать, жить» базируется на учебном пособии Валерия   Семеновича   Лазарева,   доктора   психологических   наук,   профессора,   академика РАН   «Проектная  деятельность  в   школе.  Учебное  пособие  для   учащихся».   Сургут, 2014. Он является автором более 150 работ по общей психологии, психологии управления, 1 Образование сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI  века.­ Париж, ЮНЕСКО, 1997 4 управлению образованием. В.С. Лазарев является создателем системно­целевого развития школы, теории развивающихся образовательных систем. Настоящая   программа   призвана   помочь   обучающимся   в   освоении   способов проектной деятельности и развития за счет этого своих умений познавать окружающий мир и   действовать   в   нем.   Каждому   человеку   в   разных   ситуациях   приходится   принимать ответственные решения, от которых будет зависеть его будущее, а возможно, и будущее других   людей.   Чтобы   правильно   ставить   цели,   разрабатывать   эффективные   планы   их достижения,   нужно   осваивать   специальные   средства   и   методы,   которые   наработаны   в опыте всего человечества. Наилучшие возможности для освоения таких методов и средств предоставляет  проектная   деятельность.   Современное   проектирование   содержит специальные   средства,   позволяющие   человеку   лучше   понимать:   что   требуется,   что возможно,   что   следует   делать,   чтобы   при   имеющихся   ресурсах   получить   наилучший результат и уменьшить возможные негативные последствия. Рассмотрим   вначале,   что   такое   проект.   Со   времен   Дж.   Дьюи   это   понятие существенно изменилось. В книгах и словарях мы найдем разные определения понятия  «проект».   При   внимательном   рассмотрении   нетрудно   обнаружить,   что   одни   из   них соответствуют узкой трактовке этого понятия, а вторые – более широкой.  Изначально проект (от латинского projectus – брошенный вперед) трактовался как образ будущего результата представленный в форме знаковой модели или уменьшенной натуральной копии будущего объекта (здания, сооружения, устройства). Однако значение термина   "проект"   сегодня   понимается   шире.   Оно   включает   в   себя   не   только   образ желаемого   результата,   но   и   саму   деятельность   по   его   получению,   все   стадии   его производства от зарождения идеи до ее воплощения в действительности. Всякий проект реализуется, когда есть потребность в чем­то новом или в усовершенствовании чего­то уже существующего. Если мы знаем, как можно удовлетворить эту потребность, то проект не нужен. Нужно просто реализовать известный нам (стандартный) способ действий. Проект нужен тогда, когда сознается потребность в чем­то, но те, у кого эта потребность возникла, не знают что и как нужно сделать, чтобы ее удовлетворить. В таком случае говорят, что существует проблема.  В широком смысле проект сегодня понимается как особый способ постановки и решения   проблем.   Современное   проектирование   содержит   специальные   средства, позволяющие   лучше   анализировать   проблемные   ситуации,   понимать,   в   чем   состоит проблема,   выявлять   возможности   для   ее   решения,   оценивать,   какие   из   существующих 5 возможностей   использовать   предпочтительней,   проектировать   реалистичные   цели, разрабатывать эффективные планы достижения целей, оценивать риски и снижать их.  Осваивая   способы   проектной   деятельности,   учащиеся   смогут   развить   умения, которые будут полезными в жизни:          умение анализировать проблемные ситуации; умение проектировать цели; умение разрабатывать гипотезы; умение проверять (верифицировать гипотезы); умение планировать достижение целей; умение оценивать решения и делать обоснованный выбор; умения ставить и решать познавательные задачи; умение эффективно работать в группе. Но   чтобы   использовать   возможности   проектной   деятельности   для   развития мышления учащихся, в ней должны создаваться названные выше условия формирования умственных действий. При том, как сегодня в большинстве случаев учащиеся включаются в   "проектирование",   полноценные   условия   для   развития   их   исследовательского   и практического   мышления   не   создаются.   Это   происходит   прежде   всего   потому,   что проектировать учащихся не учат. Включаясь в проектирование, они не осваивают культуру проектировочной деятельности.  Дети   получают   новые   для   себя   знания,   но   не   осваивают  способы  исследования окружающего мира и решения практических проблем.  Для   развития   мышления   учащихся   и   формирования   у   них   соответствующих умственных действий, необходимо обеспечить освоение ими комплекса метапредметных понятий: проект, проблема, проблемная ситуация, решение проблемы, результативность и эффективность   решения   проблемы,   оценка,   критерий,   цель   и   целеполагание,   план   и планирование, и др. Формирование   каждого   понятия   –   это   особая   учебная   задача,   которая   должна решаться   в   процессе   решения   практических   задач   проектировочной   деятельности.   При этом необходимым условием освоения учащимися культурных способов проектировочной деятельности является рефлексия ими своих действий, обсуждение, что, как и почему мы делали, анализ ошибок и корректировка способа действий. Таким образом, разработку и реализацию проектов нужно рассматривать как учебный процесс, осуществляемый в форме проектирования. Таким образом, цель программы: 6 Формирование   интеллектуальных   способностей   обучающихся   решать практические   проблемы   и   осуществлять   познание   действительности   посредством проектной деятельности. Для   достижения   этой   цели   необходимо   научить   обучающихся   разрабатывать практические   и   исследовательские   проекты.   Для   этого   необходимо   решить   следующие задачи: 1. Формировать умение ставить практические и исследовательские проблемы; 2. формировать умение проектировать решения проблем; 3. формировать умения разрабатывать гипотезы; 4. формировать   умения   ставить   цели   и   планировать   действия   по   ее достижению; 5. формировать умение оценивать качество своей работы; 6. учить работать в группе; 7. учить оформить и представить свой проект. МЕСТО ПРОГРАММЫ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МБОУ «ГИМНАЗИЯ №1» МБОУ «Гимназия №1» является одним из лучших муниципальных образовательных учреждений,   обеспечивающих   высокий   уровень   обучения   и   воспитания,   это подтверждается   результатами   (2   место)   независимого  федерального   обследования, представленного 5 марта  2015  года  на  совещании  при  заместителе  губернатора  Ханты­ Мансийского   автономного   округа   –   Югры.   Высокий   результат   –   итог   кропотливой системной   работы   всего   коллектива   педагогов,   который,   как   это   указано   в   программе развития, ставит перед собой цель ­ обеспечение условий для удовлетворения личностных (индивидуальных)   потребностей   учащихся   и   их   родителей   в   качественном   образовании путем  модернизации   образовательной   среды   с  целью  более  эффективного  выявления  и развития детской одаренности, с учетом лучшего отечественного и мирового опыта.  Не вызывает сомнений и то, что определяющим фактором успешности является сформированная система воспитательной работы. Цель воспитательной работы гимназии заключается в создании и усовершенствовании условий для воспитания интеллектуально­ развитой,   духовно­нравственной,   творческой   личности,   способной   адаптироваться   в условиях   современного   социума,   удовлетворение   потребностей   каждого   гимназиста   в самореализации. Гимназия бережно хранит традиции: проведение Лихаческих чтений, Бала цветов, Посвящение в гимназисты Gaudeamus, Oktoberfest, Содатских костров, фестиваля творчества гимназистов, учителей и родителей «Зеленый крыжовник» и др. Однако, только 7 во   взаимосвязи   и   взаимодополнении   воспитательной,   учебно­исследовательской   и проектной   деятельности   учащихся   основной   школы   могут   быть   созданы     условия   для становления   индивидуальной   образовательной   траектории   учащихся   основной   школы. Кроме   этого,   важно   взаимопроникновение   этих   видов   деятельности   в   учебную деятельностью.     Таким образом, разработка данной программы представляется актуальной. Она задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении  поставленной ими самими задачам. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе; учит  (без явного указания на это) способу проектирования посредством специально разработанных заданий; дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им   предметных   способов   действий   в   модельную   и   реальную   ситуации,   где   эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переосмысления. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Таким образом, в ходе решения  системы  проектных задач у младших подростков (5­6  классы) формируются  следующие умения:  рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);  целеполагать (ставить и удерживать цели);   планировать (составлять план  своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде схемы­модели, выделяя все существенное и главное);  проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;  вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или  аргументировано отклонять точки зрения других). 8 в о т к е о р п х и к с е ч и т к а р п я и ц а з и л а е р и а к т о б а р з а Р       с с а л к 5     СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧИМСЯ ПОЗНАВАТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ, ЖИТЬ» 5­6 класс Введение в проектную деятельность Раздел 1. Начало проектирования –  выбор темы и постановка проблемы Раздел 2. Разработка способов  решения проблемы Раздел 3. Определение цели проекта  и планирование ее достижения Раздел 4. Описание и оформление  практического проекта Раздел 5. Работа проектной команды  на этапах разработки и выполнения  проекта Раздел 6. Определение предмета и  проблемы исследования Раздел 7. От проблемы к гипотезе Раздел 8. Проектирование и  планирование проверки гипотезы Зачем   нужно   учиться   проектированию? Понятие   проекта.   Виды   проектов   и   их особенности.   Составляющие   проекта.   Этапы разработки и реализации проекта. Понятие   проблемы.   Требования   к   результату постановки   проблемы.   Выбор   проблемы   для решения   и   формулирование   темы   проекта. Обоснование актуальности проекта.  Понятие способа решения проблемы. Методы поиска   решения   проблем.   Метод   «мозгового штурма».   Метод   «морфологического   ящика» Цвикки.   Оценка   и   выбор   способа   решения проблемы. Понятие   цели   действий.   Определение   цели проекта.   действий. Планирование выполнения проекта. Разработка бюджета проекта. Оценка качества плана. Структура   описания   практического   проекта. Титульный лист и оглавление. Текст проекта. Таблицы   и   рисунки.   Приложения.   Список литературы. Условия   эффективной   работы   проектной команды.   Командный   договор.   Разрешения конфликтов. Завершение работы команды.    Понятие   плана Исследование ­ особый способ познания мира. Выбор   темы   исследовательского   проекта. Обоснование   актуальности   исследования. Постановка познавательной проблемы. Понятие гипотезы. Как разработать гипотезу? Схема   проверки   гипотез.   Статистические методы проверки гипотез и их выбор. Методы сбора   исходных   данных.   Проектирование проверки гипотезы. Планирование выполнения 9 исследования. Раздел 9. Описание  исследовательского проекта  Структура   описания   исследовательского проекта. Описание и оформление проекта.     в о т к е о р п х и к с ь л е т а в о д е л с с и я и ц а з и л а е р и а к т о б а р з а Р с с а л к 6         10 УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧИМСЯ ПОЗНАВАТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ, ЖИТЬ» РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА 5 класс Урок Тема Содержание Колич ество часов Сроки проведе ния Введение в проектную деятельность (5 часов) Зачем нужно  учиться  проектированию? Что такое умение решать  интеллектуальные задачи.  Группы  интеллектуальных задач. Стандартные и нестандартные ситуации. Средства  современного проектирования.  Проект и жизнь. Понятие проекта Что такое проект. Разные толкования  Начало проектирования – выбор темы и постановка проблемы (6 часов) Понятие проблемы Потребность. Намерение. Проблемная 1 1 1 1 1 сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь октябрь 1 1 1 октябрь октябрь октябрь 11 1 2 3 4 5 6 7 8 Виды проектов и их особенности Составляющие  проекта Этапы разработки и реализации проекта Требования к  результату  постановки  проблемы Выбор проблемы  для решения и  формулирование  темы проекта термина «проект». Примеры разных  видов проектов из истории и  современной жизни. Связь проекта и  реальной жизни. Содержание проекта. Технический  проект. Социальный проект.  Исследовательский проект.  Гуманитарный проект  Компоненты проекта. Структура  проекта. Жизненный цикл практического  проекта.  Проблематизация.  Проектирование решения.  Планирование достижения результата. Практическая реализация проекта.  Завершение проекта. ситуация. Модель проблемной  ситуации. Постановка проблемы. Наличие потребности. Актуальность  проблемы. Требования к объекту.  Конкретность. Необходимость и  достаточность. Проблемы совершенствования.  Проблемы производства нового.   Критерии оценки альтернатив при  постановке проблемы. Выбор  рационального способа. Оценочная  шкала. 9 Обоснование  актуальности  проекта 10 Постановка  проблемы:  определение  потребности 11 Постановка  проблемы:  определение того,  «что есть» и  сравнение с  требуемым Понятие актуальности. Степень  актуальности. Предполагаемые качества объекта.  Поиск информации. Анкетный опрос.  Возможность изменения постановки  проблемы в процессе развития  проекта.  Проведение самооценки. Проверка  критериев проблемы. Оценка степени  несоответствия того «что есть» и  того, что требуется. 1 1 1 Разработка способа решения проблемы (6 часов) 1 12 Понятие способа  решения проблемы 13 Характеристики  способа решения  проблемы 14 Методы поиска  решения проблемы 15 Метод «мозгового  штурма» 16 Метод  «морфологического ящика» Цвикки 17 Оценка и выбор  способа решения  проблемы. Способы решения проблемы.  Потенциальная результативность.  Возможные последствия выбора  способов решения. Результативность и эффективность.  Степень эффективности. Способы  действий. Выбор методов. Разнообразие  методов. Характеристика метода. Группа.  Правила работы в группе. Регламент.  Оценка предложений. Принцип  деления проблемы на части.  Диаграмма Исикавы. Суть метода.Этапы реализации  метода. Прогнозирование и оценка  ожидаемых результатов.  Оценка ресурсов для реализации.  Реалистичность способов решения  проблемы. Прогнозирование  возможных негативных последствий. ноябрь ноябрь ноябрь декабрь декабрь декабрь декабрь январь январь февраль февраль февраль 12 1 1 1 1 1 Определение цели проекта и планирование ее достижения (6 часов) 18 Понятия цели  действий 19 Определение цели  проекта 20 Понятие плана  действий План реализации и конечная цель.  Конкретность результата.  Фиксированное место и время.  Актуальность цели. Реалистичность  цели.  Цель как достижение  прогнозируемого результата.  Определение цели. Формулировка  цели. План и успешность реализации.  Ошибки в планировании и их  последствия. Что такое план.  1 1 1 21 Планирование  выполнения  проекта 22 Разработка  бюджетного  проекта 23 Оценка качества  плана Эффективность плана. Разработка плана действий.  Определение состава работ и их  последовательность.  Продолжительность работ.План­ график. Финансовые затраты. Трудовые  затраты. Оборудование.  Материальные затраты. Услуги  сторонних лиц или организаций. Требования к плану действий и оценка его эффективности. 1 1 1 Описание и оформление практического проекта 1 Основные разделы. Содержание  разделов. 24 Структура  описания  практического  проекта Титульный лист и  оглавление Текст «введения» и разделов проекта 25 26 27 28 Приложения Как правильно оформить титульный  лист и содержание. Требования к оформлению текста.  Заголовки. Абзац. Выравнивание.  Правила цитирования. Ссылки.  Нумерация страниц.  и приложениях. Рисунки в тексте. Ссылки на приложения. Текст  приложений. Нумерация страниц. Таблицы и рисунки Правила оформления таблиц в тексте  февраль март март март апрель апрель апрель апрель апрель май 1 1 1 1 1 1 29 Список литературы Порядок расположения источников.  Правила формулировки источников в  соответствии с требованиями.  Электронные ресурсы. Электронная презентация. PowerPoint. Corel. Presentation. 30 Подготовка  публичной  презентации  проекта Работа проектной команды на этапах разработки проекта 31 Условия  эффективной  работы проектной  команды Завершение работы  команды 32 33 Публичная  презентация  проектов 34 Публичная  презентация  проектов. ИТОГО Что такое эффективность работы в  команде. Правила взаимодействия. Обсуждение полученного опыта.  Подготовка публичной презентации. Обсуждение  Обсуждение. 1 1 1 1 май май май Май­ июнь 34 13 14 УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧИМСЯ ПОЗНАВАТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ, ЖИТЬ» РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ 6 класс Урок Тема Содержание Колич ество часов Сроки проведе ния Введение в проектную деятельность (3 часа) Зачем нужно учиться исследовательскому  проектированию? Понятие  исследовательского  проекта Практическое и научное знание.  Достоверность данных. Что такое исследовательский  проект. Особенности по сравнению с  практическим проектом.  1 1 Определение предмета и проблемы исследования 2 сентябрь сентябрь сентябрь октябрь октябрь ноябрь Ноябрь­ декабрь декабрь Декабрь­ январь 15 2 2 2 2 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Исследование ­  особый способ  познания мира Выбор темы  исследовательского  проекта Обоснование  актуальности  исследования Постановка  познавательной  проблемы Понятие гипотезы Как разработать  гипотезу Принципиальная  схема проверки  гипотез Обыденные знания. Научные знания.  Практический способ познания.  Наука и опыт. Структурные  компоненты. Объект исследования. Выбор  предметной области. Учимся  формулировать проблемный вопрос. Потребность в знании. Важность  знания. Конкретизация проблемы. Выявление несоответствия между  «что есть» и «что требуется».  Формулировка вопроса. Требования  к результатам решения. Имеющиеся  знания по вопросу. Зачем нужна гипотеза. Виды  гипотезы. Обоснованность и  проверяемость.  Степень  обоснованности. Содержание гипотезы.  Обоснованность. Причинно­ следственные связи явлений,  действий, процессов. Достоверность и недостоверность  предположения Сопоставление  предположений с эмпирическими  данными. Способы сопоставления.  Схема проверки гипотезы. Генеральная совокупность. Выборка.  Статистический критерий. Шкалы  измерения параметра для сравнения  групп, объектов и т.д. Инструментальный метод.  Наблюдение. Анализ документов.  Анкетный опрос. Интервью.  Экспертные оценки. Эксперимент. Признак, по которому делается  вывод о подтверждении гипотезы.   Метод обработки первичной  информации. Разработка плана действий.  Определение состава работ и их  последовательность.  Продолжительность работ. План­ график. Описание исследования Разделы. Содержание разделов. План исследования. Титульный лист.  Электронная презентация. Круглый стол. Дискуссия. 1 2 3 5 2 4 10 Статистические  методы проверки  гипотез и их выбор 11 Методы сбора  исходных данных 12 Проектирование  проверки гипотезы 13 Планирование  выполнения  исследования 14 Структура описания  исследовательского  проекта.  Оформление  проекта. 15 Публичная  презентация  исследовательских  проектов ИТОГО январь февраль Февраль­ март март­апрель апрель май 34 16 УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Авторские методики/разработки: ­ ­ ­ разработка тем программы; разработка календарно­тематического планирования; описание отдельных занятий; 2. Учебно­иллюстративный материал: ­ ­ ­ ­ слайды, презентации по темам; видеоматериалы  по темам; аудиоматериалы  по темам; иллюстративный и дидактический материал по темам занятий; 3. Методические материалы: ­ методическая литература для учителя; ­ литература для обучающихся; 4.Материалы по результатам освоения программы: перечень творческих достижений; ­ ­ Индивидуальные и групповые проекты; ­ фотографии и аудиозаписи занятий. 5. Материально­техническое обеспечение: ­ ­ ­ игровые средства обучения (игротека): мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок и пр.; интерактивная доска; персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки видео и музыкального материала. 17 ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Лазарев, В.С.Рекомендации для учителей по формированию практических и  познавательных умений учащихся в проектной деятельности/В.С.Лазарев.­ Сургут,  РИО СурГПУ,2014. 2. Лазарев, В.С.Проектная деятельность в школе: учебное пособие для учащихся./  3. В.С.Лазарев.­ Сургут, РИО СурГПУ,2014.   Лазарев, В.С. Мотивация учителей к инновационной деятельности [Текст] /  Валерий Семенович Лазарев // Народное образование. ­ 2012. ­ № 4 4. Лазарев, В.С. Метод проектов в образовании: новое понимание [Текст] / Валерий  Семенович Лазарев // Народное образование. ­ 2012. ­ №8 Электронные ресурсы 1. 2. 3. http://studopedia.org/1­13983.html  http://festival.1september.ru/articles/615693/  http://nv­pk.ru/doc/Lazarev_Proektnaya_i_psevdoproektnaya_deyatelnosti.pdf ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Лазарев, В.С.Проектная деятельность в школе: учебное пособие для учащихся./  В.С.Лазарев.­ Сургут, РИО СурГПУ,2014 2. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших  школьников. 2­е изд.,  ­ Самара:    Издательство «Учебная литература», 2005  (Электронная книга) 18 МОНИТОРИНГ ПРОГРАММЫ внеурочной учебно- исследовательской и проектной ПОЗНАВАТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ, деятельности «УЧИМСЯ ЖИТЬ» МБОУ «ГИМНАЗИЯ №1» Г.НИЖНЕВАРТОВСК 19 МОНИТОРИНГ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ УЧЕБНО­ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧИМСЯПОЗНАВАТЬ,ДЕЙСТВОВАТЬ,ЖИТЬ»  Оценка уровня освоения проектно­исследовательской деятельности обучающихся 5­6 классов   Методика на основе опыта работы МБОУ «Гимназия №25» г. Иркутска Низкий Высокий уровень  3 балла Понимание  проблемы Правильно понимает проблему и выбирает пути ее решения.  Формулирует тему Постановка  цели проекта  или  исследования Правильно и четко  сформулирована цель, которая удерживается на протяжении  всего проекта Средний Уровень 2 Уровень 1 балл балла Понимает  проблему, но  затрудняется в  формулировке  темы Не понимает  проблему и не  предлагает  варианты путей ее  решения. Тему не  формулирует или  формулирует  неправильно Правильно  сформулирована  цель, но не  удерживается на  протяжении всего проекта Цель не  сформулирована  или  сформулирована  неправильно  Задачи  сформулированы, так, что цель  будет достигнута, но названы не все  задачи Задачи отсутствуют  или  сформулированы,  но не соответствуют цели Формулировка  задач,  необходимых  для достижения цели Определение  продукта  проекта Разработка  плана  достижения  цели Все задачи сформулированы,  так, что цель будет достигнута Продукт проекта выбран или  предложен оригинальный в  соответствии с целью проекта Продукт проекта  выбран в  соответствии с  целью Не определен  продукт проекта  или продукт не  соответствует цели Предложен план действий,  который действительно  поможет достичь цели Отсутствует план  действий Предложен план  действий, для  достижения цели,  но допущены  ошибки 20 Работа с  информацией Перечислена информация,  которую необходимо найти  для выполнения данного  проекта Не определено,  какая информация  понадобится для  реализации проекта Перечислена не  вся информация,  которую  необходимо  найти для  выполнения  данного проекта Презентация  проделанной  работы Логически излагает  проделанную работу,  представляет ее результаты.  Аргументированно отвечает на вопросы Излагает  проделанную  работу, отвечает  на вопросы Самоанализ  и самооценка  проделанной  работы Адекватно оценена  проделанная работа, и оценка  объективно обоснована. Адекватно  оценена  проделанная  работа, но оценка  не обоснована Не может логически рассказать о  проделанной  работе,  затрудняется в  ответах на вопросы Отсутствует оценка  и ее обоснование 21 Оценка уровня познавательной активности обучающихся 5­6 классов Методика2 0 уровень 1 уровень Нулевой уровень  Учащиеся пассивны. С трудом включаются в учебную  работу. Не в состоянии самостоятельно решать учебную задачу и не  пытаются искать собственное решение. Относительно ­ активный уровень. Включение учащихся в учебную  деятельность связанно с эмоциональной привлекательностью и не  подкрепляются волевыми и интеллектуальными усилиями. Охотно  приступают к новым видам работы, однако при затруднениях легко теряют  интерес к учению. 2 уровень Исполнительно – активный уровень. Умение подчинять эмоциональные и волевые усилия определенной учебной цели отличает этих учащихся. 3 уровень Активный уровень познания. Достаточно осознанно воспринимают  учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто  предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно. 4 уровень Творческий уровень. Особые задатки, одаренность. Учащиеся способны  выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.  2 Опыт работы МБОУ «Гимназия №25» г. Иркутска 22 23 Методика самооценки психологической атмосферы в команде ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ3 Необходимо подготовить для  каждого  члена  проектной  группы оценочный  лист. Члены группы заполняют оценочный лист, давая оценки по каждому из 10 пунктов шкалы. Они ставят знак «+» в соответствующих строках и столбцах. Чем левее расположен знак «+», тем, по мнению отвечающего, благоприятнее психологическая атмосфера в группе. На   основании   индивидуальных   оценок   по   каждой   строке   определяется   средняя оценка.  Для этого по каждому  пункту оценочного листа  суммируются  баллы , данные членами группы, и полученная сумма делится на число оценивающих. Общая оценка психологической атмосферы определяется как сумма средних баллов по всем десяти строкам. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).  Сравнивая оценки, данные в разное время работы над проектом можно выявить, как изменяется   ситуация   в   рабочей   группе.   Если   по   каким­то   позициям   обнаружится тенденция ухудшения психологической атмосферы в группе, нужно обсудить эту ситуацию и решить, что нужно делать, чтобы изменить такое положение дел. 8 1 4 2 3 5 6 7 1. Дружелюбие 2. Согласие 3. Удовлетворенность 4. Продуктивность 5. Теплота 6. Сотрудничество 7. Взаимоподдержка 8. Увлеченность 9. Интересно 10. Успех Враждебность Несогласие Неудовлетворенность Непродуктивность Холодность Противоречия Недоброжелательность Равнодушие Скука Неудача 3 Лазарев, В.С.Рекомендации для учителей по формированию практических и  познавательных умений учащихся в проектной деятельности/В.С.Лазарев.­ Сургут, РИО  СурГПУ,2014. 24

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"

Программа "Учимся познавать, действовать, жить"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2017