Конспект урока музыки в 5 классе "О доблести, о подвигах, о славе!"
Оценка 4.8
Культурные мероприятия +2
docx
воспитательная работа +2
5 кл—11 кл +1
13.02.2017
Помимо использования в школьной программе, данный конспект подойдет для организации праздника "9 мая" или "23 февраля".
Тип урока: урок-беседа, урок закрепления нового материала.
Цель: закрепить понимание многообразия связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Задачи:
- развитие исторической памяти на основе освоения произведений различных искусств, раскрывающих тему защиты Родины;
- знакомство с жанром реквиема;
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- развитие нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества;
- расширение культурно-информационного пространства, включение ассоциативных представлений, полученных учащимися на уроках музыки, в самостоятельную художественно-эстетическую деятельность.Тип урока: урок-беседа, урок закрепления нового материала.
Цель: закрепить понимание многообразия связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Задачи:
- развитие исторической памяти на основе освоения произведений различных искусств, раскрывающих тему защиты Родины;
- знакомство с жанром реквиема;
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- развитие нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества;
- расширение культурно-информационного пространства, включение ассоциативных представлений, полученных учащимися на уроках музыки, в самостоятельную художественно-эстетическую деятельность.
Конспект урока музыки в 5 классе О доблести о подвигах о славе ФГОС.docx
Конспект урока музыки в 5
классе
"О доблести, о подвигах, о
славе!" Хамуева Екатерина Владимировна
Г.Чита
Тип урока: урокбеседа, урок закрепления нового материала.
Цель: закрепить понимание многообразия связей музыки, литературы и изобразительного
искусства.
Задачи:
развитие исторической памяти на основе освоения произведений различных искусств,
раскрывающих тему защиты Родины;
знакомство с жанром реквиема;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
развитие нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества;
расширение культурноинформационного пространства, включение ассоциативных представлений,
полученных учащимися на уроках музыки, в самостоятельную художественноэстетическую
деятельность.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, по группам.
Основные термины, понятия: Былина, солдатская песня, ария, реквием, графический рисунок,
лирическая поэма.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, колонки, видеофильм «Защитникам
Отечества посвящается». 1.Введение.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте! Сегодня наш урок начнется не совсем обычно, посмотрите внимательно на
экран. (Видео №1 «Подвиги героев в музыке»)
О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных
видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре).
Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство
русского человека. До наших дней дожили древние былины, воспитывающие мужество русских
витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселяющие в воинов уверенность
в своих силах, надежду на успех в сражении. Русские композиторы, художники, поэты постоянно
обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра
Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 19411945 годов
ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Почему?
Ответы учащихся: С древних времен со всех концов на Русь нападали враги, пытались
завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ.
Учитель: Попробуйте сформулировать проблемный вопрос сегодняшнего урока, на который нам
предстоит найти ответ?
Ответы учащихся: Как разные виды искусства раскрывают тему защиты Родины.
2.Актуализация.
Учитель: Действительно, образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.
Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на уроках,
посвященных теме защитников Родины.
Ответы учащихся: былины о русских богатырях; С.С. Прокофьев кантата «Александр
Невский», русские народные солдатские песни; С.С. Прокофьев опера «Война и мир»; Песни о
полководцах воинах Отечественной войны 1812 года; Петровские канты; Д.Д. Шостакович
«Симфония №7»; А.П. Бородин опера «Князь Игорь» и «Богатырская симфония”; М.И.
Глинка опера “Иван Сусанин”.
Учитель: Молодцы, идея героической защиты Родины, народного патриотизма одна из ведущих в
русском искусстве.
3.Новый материал.
Знакомство с термином «реквием». ее
Р квием – (от лат. requies покой, отдых, умиротворение) траурная заупокойная месса, посвященная
памяти усопших. Многие века этот жанр был строго кононическим и исполнялся только в церквях,
но к 17 веку превратился в крупное произведение для хора, солистов и оркестра.
«Реквием» так назвали свои произведения поэт Роберт Рождественский, композитор Дмитрий
Борисович Кабалевский и литовский художникграфик Стасис Красаускас. Именно эти
роизведения помогут нам раскрыть и понять тему защиты Родины в искусстве.
ее
ае
ое
Р берт Ив нович Рожд ственский родился 20 июня 1932 года. Советский поэт, переводчик. Его
имя в Советском Союзе было известно всем и каждому. Важнейшим произведением о Великой
Отечественной войне в творчестве поэта стала поэма «Реквием». Р. И. Рождественский раскрывал
суть событий, отозвавшихся в поэме следующим образом: «На моем письменном столе давно уже
лежит старая фотография. На ней изображены шесть парней. Это – шесть братьев моей мамы. В
1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему – 29. Все они в том же самом 41
ушли на фронт, а с фронта вернулся один… Я писал свой «Реквием» и для этих шестерых, которые
до сих пор глядят на меня с фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед ними».
Поэма состоит из 10 глав. Давайте послушаем первую и вторую главы, и сравним их между собой.
(Приложение №1)
Учитель: Сравните пожалуйста эти две части, чем они схожи и чем отличаются между собой?
Ответы детей: В первой главе звучит призыв к современным читателям, к людям Земли:
«Убейте войну! Прокляните войну!». Во второй главе отражается надежда на светлые
солнечные дни, вера в будущее без войн.
Учитель: Совершенно верно. «Реквием» написан о погибших, но посвящен живым, рассказывает о
смерти, но воспевает жизнь, рожден войной, но всем своим существом устремлен к миру.
Теперь обратимся к музыке с одноименным названием.
ие
ие
ее
Дм трий Бор сович Кабал вский (1904—1987) — советский композитор, дирижёр, пианист,
педагог, доктор искусствоведения, профессор. «Реквием» Д.Б. Кабалевского – сочинение для
симфонического оркестра, двух хоров (смешанного и детского) и двух солистов. Трудно
переоценить значимость этого произведения как в истории музыки XX столетия, так и в творчестве
самого композитора. Д. Кабалевский считал «Реквием самым серьезным произведением из всех
своих сочинений. Премьера прошла с огромным успехом, как в нашей стране, так и за рубежом.
После премьеры «Реквиема» в США, в декабре 1965 г. газета «Кроникл» писала: «Реквием»
Кабалевского – наиболее впечатляющее из всего, что может быть названо музыкальным
утверждением этого жанра». В таком же духе высказывались газеты Германии, Венгрии, Болгарии и
ряда других стран (2.255). За это произведение Д.Б. Кабалевский был удостоен Государственной
премии РСФСР – премии имени М.И. Глинки.
Написан на стихи Р. Рождественского. Реквием состоит из десяти частей. Мы послушаем с вами
вступительную и заключительную части. Попробуйте их сравнить.
Слушание музыки («Реквием» Д.Б. Кабалевского «Помните!» и «Наши дети»)
Ответы детей: Эти фрагменты как и главы поэмы «Реквием» контрастны между собой.
Первый фрагмент исполнялся солистами, а второй детским хором. В первом фрагменте
слышится призыв всем людям мира помнить ужасы войны и из поколения к поколению передавать память о погибших героях. А во втором фрагменте слышится надежда на светлое
будущее, так как звучат детские голоса. Схожи между собой общей мелодией.
ие Ае
ае
Стас с льгирдо Крас ускас (лит. Stasys Krasauskas, родился 1 июня 1929—1977) — литовский
советский график. Лауреат Государственной премии СССР (1976). Народный художник Литовской
ССР (1977). Был близким другом поэта Роберта Рождественского. Так, в совместной дружбе
появился альбом гравюр и стихов художника и поэта. В альбом включены 35 гравюр известного
советского художника Стасиса Красаускаса и большой цикл стихов поэта Роберта
Рождественского, объединенных общей темой — воспоминаниями о павших в Великой
Отечественной войне.
Работа с иллюстрациями: (Приложение №2)
Какая идея воплощена в гравюрах художника?
Как влияет чернобелый цвет гравюр на их эмоциональнообразный строй?
Ответы детей: На гравюрах четко выделяются два плана: на нижнем изображен погибший
солдат, на верхнем – эпизоды мирной жизни людей. Благодаря такой цветовой гамме зритель
еще тоньше ощущает конфликт в этих гравюрах: жизни и смерти, добра и зла.
Учитель: Художник писал: «Когда я работал над гравюрами, составившими цикл «Вечно живые»,
вновь и вновь возвращался к строкам «Реквиема» Роберта Рождественского. Я не иллюстрировал
его, но работал над собственной темой во власти этих стихов…»
4.Хоровое пение.
Учитель: А теперь ребята, давайте вспомним и напоем известные вам песни, которые звучат в День
победы на 9 мая?
Ответы детей: «День победы», «Катюша», «Синий платочек», «Три танкиста».
Первая группа исполняет песню «Безымянный солдат»
Вторая группа исполняет песню «Последний бой»
Задача каждой группы исполнить песню с эмоциональным откликом, передать смысл, заключенный
в ней. А так же внимательно послушать и оценить исполнение другой команды. Высказать свое
мнение об этом. (Соответствует ли исполнение художественнообразному содержанию песни?
Все ли получилось, как было задумано? Чего не хватило?)
5.Закрепление полученных знаний.
Учитель: Как вы думаете, почему поэт, художник и композитор обратились к такому жанру
траурной музыки, как реквием? Наш урок я бы хотела закончить просмотром видеофильма
«Защитникам Отечества посвящается!»
Конспект урока музыки в 5 классе "О доблести, о подвигах, о славе!"
Конспект урока музыки в 5 классе "О доблести, о подвигах, о славе!"
Конспект урока музыки в 5 классе "О доблести, о подвигах, о славе!"
Конспект урока музыки в 5 классе "О доблести, о подвигах, о славе!"
Конспект урока музыки в 5 классе "О доблести, о подвигах, о славе!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.