Сценарий построен как путешествие по виртуальному музею российской культуры. Во время путешествия участники и зрители перемещаются по десятилетиям 20-21 веков, кратко знакомятся с культурными особенностями того времени. В каждом десятилетии добавлено концертное выступление. Для большей зрелищности используется интерактивная доска или экран, н который демонстрируется презентация.
«Виртуальный музей»
1 Фонограмма
Входят два мальчика, продолжая разговор
М 1: Ты сочинение уже написал?
М 2: Нет еще. Тему – то придумали какую: Культура России 20 века!
М 1: Ага! Мы же про это ничего не знаем.
М 2: Слушай, а что вообще входит в культуру?
М 1: Ну, музыка, кино, книги…
М 2: Ты знаешь, какую музыку слушали лет 50 назад?
М 1: Или какие фильмы смотрели?
М 2: А сочинение писать надо!
М 1: Надо, а то пара будет!
М 2: Эх, сейчас бы машину времени, и махнуть лет на 50 назад!
М 1: Можно и побольше, лет так на 80!
М 2: Только вот не бывает таких машин!
М 1: (ищет в планшете…) О! Нашел! Виртуальный музей культуры. То что нам сейчас
надо!
2 Фонограмма (примерно 15 сек)
Появляется экран с датами (30е, 40е, 50е, 60е, 70е, 80е, 90е, 2000е)
М 2: Так, как много. С чего бы начать?
М 1: Давай начнем по порядку, чтоб лучше запомнить.
Выбирает кнопку 30е. Открывается следующий слайд (4 картинки – литература,
музыка, кино, живопись)
3 Фонограмма 30е (звучит фоном на словах)
М 2: Кино. «Волгаволга», «Чапаев»… я же видел эти фильмы! Они, оказывается, так
давно были сняты!
М 1: И «Два капитана» я читал!
М 2: Давай выберем музыку. Интересно, что слушали в те времена?
Нажимает «Музыка»
Голос:
Наряду с народной и патриотической, популярностью стала пользоваться
джазовая музыка. Джаз начал приобретать широкую популярность в 30е годы, во многом
благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова .
Популярная кинокомедия с его участием «Весёлые ребята» была посвящена истории
джазового музыканта. Леонида Утесова можно назвать «отцом» русского джаза. Да, его
музыка не совсем ассоциировалась с традиционными негритянскими мотивами. Но такова
уж русская особенность – всё, в том числе джаз в России, развивается по своим законам.
(убрать фон)
4 Фонограмма « АВГУСТ»
М 1: Здорово! Вроде бы музыка старая, а мне нравится!
1М 2: Ну, что, куда двигаемся дальше?
М 1: Давай по порядку, 40е!
Выбирает кнопку 40е. Открывается следующий слайд (4 картинки – литература,
музыка, кино, живопись)
5 Фонограмма 40е (звучит фоном на словах)
М 2: Что же посмотреть здесь?
М 1: О, Клавдия Шульженко – помню, «Синий платочек»! …
М 2: Давай литературу посмотрим!
Нажимает «Литература»
М 1: О ком тут? Фадеев, Симонов, Твардовский…
Голос : Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю
русского народа. И литература того времени не могла оставаться в стороне от этого
события. Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: .мерзли в окопах,
ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.
Русская литература периода Великой отечественной стала литературой одной темы – темы
войны, темы Родины, и была, по меткому выражению А. Толстова,
«голосом героической души народа».
М 2: Я помню, Твардовский написал про солдата Теркина. (убрать фон)
Номер «Теркин»
М 1: ДА, такого парня как Теркин и сегодня бы не помешало иметь среди своих друзей!
М 2: Это точно! Он такой надежный, жизнерадостный… Вот о нем я готов написать
сочинение!
М 1: Не спеши, давай посмотрим, что происходило дальше.
М 2: Давай!
(нажимает кнопку 50е годы)
6 Фонограмма 50е (звучит фоном на словах)
На экране кроме картинок, как на предыдущих, по центру кнопка «Фестиваль»)
М 1: Смотри, какойто фестиваль.
М 2: Да не какойто, а Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Мне
дедушка рассказывал.
Голос : VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, открывшийся 28 июля 1957
года в Москве. Гостями фестиваля стали 34 000 человек из 131 страны мира. Лозунг
фестиваля — «За мир и дружбу». Фестиваль проходил две недели и стал во всех смыслах
значимым и взрывным событием, и самым массовым за свою историю. Он пришёлся на
середину хрущёвской оттепели и запомнился своей открытостью.
М 1: Здорово, правда! 131 страна отправила своих представителей в Москву! Вот это
дружба!
М 2: Я думаю, и дети не были в стороне.
М 1: Наверное. Мне рассказывали, что пионеры всегда были активными, а тут, такое
событие! (убрать фон)
7 Фонограмма «Песня о первом пионерском отряде»
2М 2: Ух, ты, как здорово!
М 1: Да! Песня какая классная.
М 2: Пионерская!
М 1: Ну что, дальше?
М 2: Да, 60е!
Нажимают кнопку 60
8 Фонограмма 60е (звучит фоном на словах)
М 2: Сколько здесь всего! Вот времято было, наверное, интересное!
М 1: Ну, что нажмем? Может музыку?
М 2 : Давай.
Нажимают кнопку «Музыка»
Появляются танцоры (пары в костюмах «стиляги»)
М 2: Смотри – смотри, стиляги! Я про них кино видел.
М 1: И песни тогда появились такие зажигательные! Их до сих пор поют!
Голос: В Советском Союзе начала 60х официальная эстрада подвергалась цензуре и в
ней почти не находилось места ни рокнроллу, ни его младшему брату твисту. Только
самые «продвинутые» меломаны из рук в руки передавали записи современной зарубежной
музыки. И очень редко отечественным исполнителям удавалось вывести на большую
эстраду произведения в этом стиле. (убрать фон)
9 Фонограмма «Королева красоты»
10 Фонограмма (звучит фоном на словах)
М 2: А я знаю главное событие тех лет!
М 1: Какое?
М 2: В космос полетел Гагарин.
Голос: 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории,
совершившим полёт в космическое пространство. После 108 минут пребывания в космосе
Гагарин успешно приземлился в Саратовской области. Начиная с 12 апреля 1962 года, день
полёта Гагарина в космос был объявлен Днём космонавтики.
Эти 108 минут были самыми долгими и волнительными не только в жизни Юрия Гагарина,
но и тех, кто с волнение ждал его возвращения. Кроме руководства, коллег и друзей его
ждали на земле самые близкие люди: родители, жена, маленькая дочь. (убрать фон)
11 Фонограмма Нежность
12 Фонограмма (звучит фоном на словах)
М 1: Вот это да!
М 2: Повезло первым космонавтам! А вот потом… Негде было больше совершать
героические поступки!
М 1: Вот это эпоха!
М 2: Знаешь ведь, что моя мама стихи очень любит. Так она говорила, что в 60е еще и
расцвет поэзии был!
М 1: а давай проверим.
Нажимают кнопку «Поэзия»
3Голос: В это время появилась новая поэзия. Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский,
Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский приобрели широкую популярность. Появился
и новый жанр, сразу полюбившийся слушателям, авторская песня. Свои песни пели под
гитару Булат Окуджава, Александр Галич, позже Владимир Высоцкий. Огромную
аудиторию собирали поэтические вечера, проходившие в Политехническом музее. (убрать
фон)
Номер «Человеку мало надо»
М 1: Уже можно такое сочинение написать!
М 2: Давай посмотрим, что было дальше.
М 1: Давай. Ну, что 70е?
Нажимает кнопку 70
13 Фонограмма 70е (звучит фоном на словах)
Голос: В 70х годах десятки тысяч молодых людей отправлялись на комсомольские
стройки. Это движение родилось еще до войны, вспомним Днепрогэс и Комсомольск с их
невероятно тяжелыми условиями жизни и труда. Во второй половине 20го века появились
КАМАЗ, СаяноШушенская ГЭС, нефтепровод «Дружба». Безусловным лидером среди
строек является БайкалоАмурская Магистраль. Масштаб ее настолько огромен, что до
сих пор не оценен полностью.
М 1: Смотри, это же тоже настоящий подвиг!
М 2: А ведь такие стройки были совсем рядом. Например, Братская ГЭС!
М 1: Да. Совсем молодые парни и девушки ехали из уютных родительских домов в
дальние края, чтобы трудиться для своей Родины. (убрать фон)
14 Фонограмма «По Ангаре»
М 2: А чем еще замечательно время 70?
Голос: На эти годы приходится расцвет творчества Владимира Семеновича Высоцкого. Он
был проводником и носителем русского духа, русской поэзии и русской песни. Он стал
символом советской культуры, вызывал улыбку и слезы публики и ненависть и злобу в
политических верхах. Им наслаждались, ему угрожали, его запрещали, оскорбляли и
унижали, но все же, его любили и любят все граждане нашей большой страны.
Номер «Я не люблю»
М 1: Точно! Я буду писать сочинение о Высоцком!
М 2: Да не спеши! Давай заглянем в 80.
Нажимает кнопку 80
15 Фонограмма 80е (звучит фоном на словах)
М 1: Смотри – смотри, знакомые фильмы: «Кортик». Про таких мальчишек фильм!
М 2: А еще вот «В бой идут одни старики». Я его раз 20 смотрел!
М 1: Я не меньше. Там еще песни звучат классные!
М 2: Ага, «Смуглянка»!
М 1: И не только . Еще там звучит много замечательных мелодий. (убрать фон)
16 Фонограмма «За того парня»
М 2: Аж дух захватывает!
4М 1: Ну что, в 90е?
М 2: Давай!
Нажимают кнопку 90е
17 Фонограмма 90е (звучит фоном на словах)
М 1: Здесь же должно быть все про перестройку!
М 2: Я тоже так думал. А вон сколько всего интересного!
Голос: С начала 90х годов стала претворяться в жизнь федеральная программа
«Сохранение и развитие культуры и искусства», в которой главное внимание уделялось
спасению важнейших объектов национальной культуры и истории.
В конце 90х наметилось заметное оживление в культурной жизни России. Широко
отмечалось 200летие А.С. Пушкина. Возобновилось проведение ежегодных Московских
международных кинофестивалей. Вновь вошли в практику выставки зарубежных
художников.
М 1: Смотри – рок! Давай заглянем сюда!
Голос: 90е гг. стали переломными для отечественной рокмузыки. Очень популярна в
молодежной среде «девочка с гитарой» Земфира. Но особое место занимает в это время
творчество погибшего в 90 году Виктора Цоя. (убрать фон)
Номер «Мы ждем перемен»
М 1: Вот это да! Теперь точно можно писать сочинение.
М 2: Да, какая богатая и разнообразная жизнь была!
М 1: А сейчас, тоже много интересного!
М 2: Самому петь захотелось!
М 1: Давай тогда то, что современно сегодня!
М 2: Рэп?
М 1: Рэп!
18 Фонограмма «Доброе дело» (убрать звук на 2 мин 24 сек, чтобы сказали слова,
добавить звук, как финальная фонограмма)
М 1: Пора за уроки.
М 2: Пойдем, сочинение будем писать!
Уходят
Фонограмма финал
5