Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Девлезеркино
муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
Рассмотрено на Педагогическом Совете: № ___ от _____________ |
Согласовано: Заместитель директора школы по УВР ___________ /Прохорова И. А./ «___» _________ 20___ |
УТВЕРЖДАЮ: директор школы
Белов Е. А. «___» __________ 20___ |
Программа внеурочной деятельности
« Юный биолог – исследователь»
исследовательское направление
Составитель:
Казанцев Борис Александрович,
учитель биологии
1 категории
2017 год
Пояснительная записка
Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами ставит важную задачу перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.
Следовательно, цель нашей работы, как педагогов – формировать личность, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.
От того, каким будет общество завтра, зависит какое образование, мы дадим детям сегодня, но у обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.
Актуальность
Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.
Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять.
Для этого необходим новый этап образования – экологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры.
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.
Задачи:
1. Сформировать экологические понятия.
2. Развивать умения ухода за растениями.
3. Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.
4. Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.
5. Прививать любовь к природе, родному краю, Родине.
6. Сформировать умение критически мыслить.
Принципы реализации программы:
1. Научность;
2. Доступность;
3. Целесообразность;
4. Наглядность.
Планируемые результаты обучения
Обучающиеся смогут:
§ раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;
§ обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;
§ прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
§ смоделировать экологическую ситуацию;
§ приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;
§ аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;
§ взаимодействовать в группах;
§ находить необходимую информацию на различных носителях;
§ демонстрировать результаты своей работы;
§ соблюдать правила поведения в природе.
Формы организации занятий:
Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.
Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование,
Учебно-тематический план программы "Юный эколог - исследователь".
Тема |
Всего часов |
В том числе |
|||
теоретич. занятия |
практич. занятия |
исслед. деят-ть |
экскурсии |
||
1.Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
||
2.Определитель флоры и фауны |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3.Гербарий растительности |
6 |
1 |
3 |
2 |
|
4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Самарской области. |
8 |
3 |
3 |
1 |
1 |
5.Особо охраняемые территории родного края. |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
6.Экологические факторы и среды жизни организмов. |
8 |
3 |
2 |
2 |
1 |
ИТОГО: |
34 |
11 |
12 |
8 |
3 |
1.Вводное занятие - 2 ч.
Теоретическая часть: Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
2. Определители флоры и фауны - 4 ч.
Теоретическая часть: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.
Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.
Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.
3. Гербарий растительности - 6 ч.
Теоретическая часть: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.
4. Редкие и исчезающие виды флоры Самарской области. - 14 ч.
Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Самарской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Самарской области.
Практ. часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Самарской области. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Самарской области".
5. Особо охраняемые территории родного края. - 6 ч.
Теоретическая часть: Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Самарской области.
Практ. часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна Жигулёвского заповедника). Написание реферата "Флора и фауна Жигулёвского заповедника".
6.Экологические факторы и среды жизни организмов. - 8 ч.
Теоретическая часть: Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.
Практ. часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами".
Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.
Экскурсии. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.
Учебно-тематическое планирование
№ |
Название темы |
Всего часов |
Часы |
УУД |
Формы занятий |
Формы контроля |
|||
Аудитор ных |
Внеауди торных |
||||||||
|
|||||||||
1. |
Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. |
1 |
1 |
|
Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
|
Собеседо вание |
||
2 |
Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов. |
1 |
1 |
|
Пр. работа |
отчёт |
|||
|
|||||||||
3 |
Понятие об определителе флоры и фауны. |
1 |
1 |
|
Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы. ,Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности |
Журнал |
Собеседо вание |
||
4 |
Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб. |
1 |
1 |
|
Пр. работа |
отчёт |
|||
5 |
Работа с определителем. |
1 |
|
1 |
Пр. работа |
Собеседо вание |
|||
6 |
Работа с определителями видового разнообразия флоры парка, луга. |
1 |
|
1 |
Экскурсия |
Отчёт |
|||
|
|||||||||
7 |
Понятие о гербарии. |
1 |
1 |
|
Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). |
Беседа |
Собеседо вание |
||
8 |
Классификация гербариев. |
1 |
1 |
|
Демонст рация |
Собеседо вание |
|||
9 |
Методика и правила сбора растений. |
1 |
1 |
|
Демонст рация |
Собеседо вание |
|||
10 |
Знакомство с гербариями. |
1 |
|
1 |
Беседа |
Анализ |
|||
11 |
Изготовление папки для гербария. |
1 |
|
1 |
Круглый стол |
Собеседо вание |
|||
12 |
Изготовление гербариев. |
1 |
|
1 |
Акция |
Творческий отчёт |
|||
|
|||||||||
13 |
Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. |
1 |
1 |
|
Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
|
Беседа |
Собеседо вание |
||
14 |
Красная книга. Виды растений Самарской области, занесенных в Красную книгу. |
1 |
|
1 |
Коллективно- творческое дело |
Творческий отчёт |
|||
15 |
Реликты и эндемики флоры Самарской области. |
1 |
|
1 |
Круглый стол |
Анализ |
|||
16 |
Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. |
1 |
|
1 |
Беседа, проект |
Собеседо вание |
|||
17 |
Изучение Красной книги Самарской области. Составление карты ареалов редких видов растений. |
1 |
|
1 |
Беседа, проект |
Собеседо вание |
|||
18 |
Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Самарской области". |
1 |
|
1 |
Круглый стол |
Творческий отчёт |
|||
19 |
Охрана растений родного края. |
1 |
|
1 |
Агитбригада |
Творческий отчёт |
|||
20 |
Это должен знать каждый! |
1 |
|
1 |
Акция |
Анализ |
|||
|
|||||||||
21 |
Охраняемые территории, причины их организации и значение. |
1 |
1 |
|
Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
Беседа |
Собеседо вание |
||
22 |
Классификация заповедников. Заповедники Самарской области. |
1 |
|
1 |
Проект |
Творческий отчёт |
|||
23 |
Работа с зоогеографическими картами заповедников. |
1 |
|
1 |
Беседа |
Собеседо вание |
|||
24 |
Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. |
1 |
|
1 |
Беседа |
Собеседо вание |
|||
25 |
Работа с Красной книгой (флора и фауна Жигулёвского заповедника). |
1 |
|
1 |
Проект |
Творческий отчёт |
|||
26 |
Флора и фауна Жигулёвского заповедника. |
1 |
|
1 |
Праздник |
Творческий отчёт |
|||
|
|||||||||
27 |
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. |
1 |
1 |
|
Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности |
Круглый стол |
Анкетиро вание |
||
28 |
Биологические ритмы. |
1 |
|
1 |
Встреча |
Собеседо вание |
|||
29 |
Растения-индикаторы. |
1 |
|
1 |
Игра |
|
|||
30 |
Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. |
1 |
|
1 |
Беседа |
Собеседо вание |
|||
31 |
Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". |
1 |
|
1 |
Беседа |
Собеседо вание |
|||
32 |
Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. |
1 |
|
1 |
Праздник, конкурс |
Творческий отчёт |
|||
33 |
Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений. |
1 |
|
1 |
Беседа |
Собеседо вание |
|||
34 |
Правила поведения в лесу, |
1 |
|
1 |
Наказ |
Отчёт |
|||
Список литературы для педагога.
1. В.В.Балабанова. Биология. Экология. Здоровый образ жизни. Волгоград, 2006г.
2. В. П.Зверев. Экологические игры. Москва, "Просвещение", 2001г.
3. И.Д.Зверев. Практические занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 1996г.
4. А.С.Литвинович, С.В.Дегбер Пойми живой язык природы. Воронеж, 2006г.
5. И.П.Шипунова. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы. Новосибирск, 1995
6. Т.Б.Шипунова, С.А.Пивоварова. Занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 2005г
7. Г.Б. Шенкевич Программа кружка «Юный эколог - исследователь» Фестиваль педагогических идей. 2013г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.