ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
Оценка 5
Игры +5
doc
математика
5 кл
17.02.2017
Цели:
1. Инициировать и развить подросткового добровольческого движения.
2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
проект валантер.doc
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мы – волонтёры»
5 классы Актуальность авторской педагогической разработки.
20162017
Стремительные политические, социальноэкономические изменения,
происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к
организации самого учебновоспитательного процесса в средней школе, так и
к содержанию образования.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного
пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день
должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и
отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном
приобретённом опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до
2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость
нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и
асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и
патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у
детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности
к участию в общественнополитической жизни страны и государственной
деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020
года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать
целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то
есть ключевые компетенции,
определяющее современное качество
содержания образования”.
Именно первую группу и составляют политические и социальные
компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя
ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать
конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и
улучшении демократических институтов.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации
подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и
юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на
формирование и развитие социальных и, главным образом, политических
взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного
собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и
изменившаяся социальноэкономическая обстановка в стране, требовало
появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское
движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность,
компетенции подрастающего поколения.
средством формирования политической и социальной
Волонтеры (от англ.Volunteer доброволец) – это люди, делающие что
либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или
добровольческие организации это свободные союзы людей, объединенных
какимлибо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как
правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение
сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого –
добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально
значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной
извне.
Цели:
1. Инициировать и развить подросткового добровольческого движения.
2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности,
воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и
России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра
и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков
3. Овладение основными практическими умениями в области
социальных отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с
ограниченными возможностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и
проектов в социальной сфере.
Формы организации учебных занятий
Направление
Формы и методы
Информационнопросветительская
деятельность
Создание презентаций, листовок,
буклетов; семинарытренинги с
применением интерактивных методов
обучения здоровью; дискуссии, ток
шоу, дебаты, конкурсы, акции, уроки
презентации, уроки – конференции;
помещение материалов на школьный
сайт; выпуск приложений к школьной
газете «Девятка»; выступления Шефская деятельность:
школьной агитбригады и др.
Организация и проведение игр,
конкурсов, мастерклассов и
соревнований; организация и участие
в акциях; организация концертных
программ, театральных
представлений; уборка и
благоустройство территории ОУ и др.
Рекламная деятельность:
Создание презентаций, листовок,
буклетов; организация и проведение
тематических бесед, лекториев;
помещение материалов на школьный
сайт; выступления школьной
агитбригады и др.
Спонсорская помощь
Организация
благотворительных
акций; сборы одежды, канцелярских
принадлежностей, игрушек и др.
Ожидаемые результаты:
Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация
программы предусматривает включение учащихся в социальную практику,
образовательные тренинги, исследовательские программы по созданию базы
добровольческой деятельности, разработку новых программ и проектов.
Освоение программы “Мы волонтёры” обучающимися осуществляется
последовательно: от теории к практике. При изучении программы
обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях. Предполагаемые результаты реализации программы
Программа «Мы волонтёры» рассчитана на учащихся пятого класса,
увлекающихся социально значимой деятельностью. Занятия проходят во
внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского
движения, а также их практической реализации.
Программа направлена на формирование универсальных учебных
действий (УУД):
в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и
межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению
благотворительных акций;
в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование
(определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск
необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских
организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем
поискового характера;
коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт
позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу
сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности,
коллективности и проектности.
Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская
деятельность школьников основывается на духовнонравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она
протекает в детсковзрослых общностях и даёт юному человеку опыт
конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей
деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно
подростка) в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике
«замысел — реализация — рефлексия».
В логике действия данного принципа в программе предусматриваются
социальные проекты школьников. Социальные проекты (экологические акции,
оказание помощи ветеранам Вов и труда, акции милосердия, «Дети – детям»)
преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в
окружающую социальную среду за счёт реализации социальных инициатив.
Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных
ориентиров, как: • коммуникабельность — лёгкость вступления в межличностное общение,
инициатива на начальном этапе взаимодействия;
• предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи,
субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость,
практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и
энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный
риск;
•
самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний,
принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления
субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
• организационная и управленческая компетентность — знания, опыт по
образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации
действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия
функционирования её частей в процессе решения какойлибо задачи;
• конвенциональность — стремление к добровольному соглашению субъектов
на предмет принимаемых на себя обязательств;
•
законность (легальность) — стремление действовать в рамках
устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя
определённые обязательства и не нарушать их.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на
формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного
общения.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному
приказом Минобразования РФ.
Внеурочная деятельность «Мы волонтёры» рассчитана на один учебный год.
Личностные результаты освоения программы «Мы волонтёры»:
формирование духовнонравственных качеств, приобретение знаний о
принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к
окружающему миру;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от
ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и со
трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы «Мы волонтёры»
проявляются в:
расширении круга приёмов составления разных типов плана;
расширении круга структурирования материала;
умении работать со справочными материалами и Интернетресурсами,
планировать волонтёрскую деятельность;
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и
др.);
умении организовывать волонтёрскую деятельность;
способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и
одноклассников.
Направления работы
духовнонравственное воспитание – проектная, просветительская
деятельность;
школы и микрорайона;
патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство
здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
формирование толерантности – организация досуга молодежи
Уровень
Особенности возрастной
Действия педагога
категории
1 уровень
Приобретение
школьником
социальных знаний
Восприимчивость к
новому социальному
знанию, стремление
понять окружающую
реальность
2 уровень
Потребность в выражении
своего отношения к
Педагог должен
поддержать стремление
учащихся к новому
социальному знанию,
создать условия для
самого воспитанника в
формировании его
личности, включение его в
деятельность по
самовоспитанию
(самоизменению)
Педагог должен
инициировать и происходящему,
потребность в оказании
помощи тем, кто в ней
нуждается
Получение
школьником опыта
переживания и
позитивного
отношения к
базовым ценностям
общества
3 уровень
Получение
школьником опыта
самостоятельного
общественного
действия
Потребность в
самореализации, в
общественном признании,
в желаниями проявить и
реализовать свои
потенциальные
возможности, готовность
приобрести для этого
новые необходимые
личностные качества и
способности
организовывать работу
школьников с
воспитывающей
информацией, предлагая им
обсуждать её, высказывать
своё мнение, вырабатывать
по отношению к ней свою
позицию. Это может быть
информация о здоровье и
вредных привычках,
нравственных и
безнравственных поступках
людей, героизме и
малодушии, войне и
экологии, классической и
массовой культуре и других
экономических,
политических или
социальных проблемах
нашего общества
Педагог ставит цели
конкретного социального
действия и включает детей
в некоторую активность.
Педагогическое
сопровождение реализуется
на уровне обеспечения
понимания происходящего
и «сопереживания».
Во время проведения
социальнообразовательного
проекта педагог
обеспечивает включение де
тей в реальный социальный
контекст, его анализ и
переход ребёнка к
осуществлению само
стоятельного
общественного действия №
Темы
Учебнотематический план
Теория Практика Колво
часов
1 Организационное заседание
волонтерской команды. Распределение
поручений
2 Составление плана работы на год
Тренировочные (теоретические и
практические) занятия с членами
волонтерской команды:
1. Что такое волонтёрство?
2. История возникновения
волонтерства.
3. Область деятельности
волонтерства
4. Виды волонтерства
5. Деятельность волонтеров в
России и за рубежом
6. Кодекс волонтера
7. Книга волонтера
3 Оказание моральной и материальной
помощи детям сиротам, из семей,
находящихся в трудной жизненной
ситуации, пожилым людям, инвалидам,
ветеранам:
2
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
4
4
4
4
4
6
6
32
2
2
2
2
2
2
4
4
18
2
4
6 1. Участие в благотворительной
акции «Детская жизнь не мелочь»
2. Участие в благотворительной
акции «Подари детям тепло»
3. Просветительский рейд
«Телефон доверия»
4. Участие в благотворительной
акции «Помоги ребенку, и ты
спасешь мир»
5. Участие в благотворительной
акции «Сюрприз под новый год»
6. Поздравительная акция «
Открытка ветерану»
7. Участие в акции « Спасибо»
8. Участие в акции « Поговори со
мною бабушка»
9. Участие в благотворительной
акции « Дети детям»
10.Участие в акции «Подарок
ветерану»
11.Участие в акции «Ветеран живет
рядом»
12.Участие в акции «Я помню, я
горжусь»
13.Участие в городской акции
«Открой свое сердце»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
6
3
2
4 Экологическая защита, помощь
животным природным заказникам и
заповедникам;
1. Участие в городской
экологической акции,
посвященной Дню Байкала
14
30
44
2
2
2
2 2. Участие в экологической акции
«От хорошего семени – добрый
урожай»
3. Участие в экологической
операции «Добрая Зима»
4. Участие в экологической акции
«Берегите лесную красавицу»
5. Создание агитационного
видеоролика в рамках операции
«Ель»
6. Участие в экологической
операции « Кормушка»
7. Участие в благотворительной
акции « Ищу дом»
8. Участие в акции по сбору
макулатуры « Листок»
9. Участие в конкурсе листовок «
Сохрани лес живым»
10.Участие в экологической акции
«В помощь пернатым друзьям»
11.Участие в экологической акции «
День Земли»
12.Участие в экологической
операции «Листок»
13.Субботник «Чистота залог
здоровья»
5 Мероприятия ЗОЖ:
1. Разработка буклета ЗОЖ
«Быстрее, выше, сильнее»
2. Участие в акции «Конфета за
сигарету»
3. Участие акции в «Чистые руки»
4. Участие в акции «Откажись от
1
2
1
1
5
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
6
2
3
4
2
2
2
3
3
28
33
4
2
2
6
2
2 пива»
5. Участие в операции «Осторожно
– гололед!»
6. Участие в акции «Безопасный
новый год!»
7. Создание социальной рекламы «
Твоё здоровье в твоих руках»
8. Участие в акции « Дыши легко и
живи свободно»
9. Флэш – моб «Здоровая семья –
здоровая Россия»
1
1
2
1
7
2
2
2
4
2
6
26
3
3
2
6
3
6
31
Итого: 144
Направления работы
духовнонравственное воспитание – проектная, просветительская
деятельность;
патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство
школы и микрорайона;
здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
формирование толерантности – организация досуга молодежи;
профилактика правонарушений – педагогическая экспедиция, создание
мультимедиа проектов и т.д.;
профессиональное становление – организация досуга детей в
микрорайоне, цикл классных часов для учащихся школ.
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России.
Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского
движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями
волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском объединении,
определят миссию волонтерского объединения, продумают направления
работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые
нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся
осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка
волонтеров). Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями
людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как
интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные
мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие
навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия
(сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах
поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской
деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая
подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников,
помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить
полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности
и готовность терпимо относится к окружающим людям. Проект тренинга по
теме “Будьте милосердными” и методические рекомендации к нему см. в
Приложении 2.
Раздел 3. Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся
с основными правовыми актами и документами, регламентирующими
волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера,
создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения
мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся
оформлять личное портфолио.
Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров).
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании
это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей,
сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на
практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Методическое обеспечение программы
Программа “Мы волонтёры” рассчитана на один учебный год.
Реализация программы предполагает сочетание теоретических и
практических занятий с обучающимися. Проведение практических занятий
осуществляется в разных формах: круглые столы, тренинги, конференции,
добровольческие акции и др. При проведении тренингов следует использовать
сказки, легенды, притчи (см. Приложение 1). Реализация программы
предполагает самостоятельную работу обучающихся с различными
источниками информации, а также создание печатной и видеопродукции,
подготовку сообщений, написание сценариев и т.д.
При проведении практических занятий и добровольческих акций
учащихся следует объединять в пары и группы. Возможна и индивидуальная работа обучающихся, например, при подготовке листовок, видеороликов,
сообщений и т.п.
Реализация программы предполагает создание волонтерского
объядинения, определение его миссии, планирование работы и участие
волонтеров в конкретных добровольческих акциях. Таким образом, можно
выделить четыре этапа деятельности волонтерского объединения,
рассчитанной на 2 учебных года:
1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2013 г.) – создание
объединения, определение структуры, выборы совета объединения. Обучение,
тренинги.
2 этап – информационный (ноябрьдекабрь 2013 г.) – создание банка
данных о лицах, нуждающихся в помощи, подписание договоров о намерениях
с заинтересованными организациями в получении волонтерской помощи
(ассоциация детейинвалидов, городской Совет ветеранов ВОВ и т.п.).
Распределение обязанностей среди волонтеров. Разработка плана работы на
год. Обучение, тренинги.
3 этап – основной (январь – май 2014 г.) – реализация волонтерских
программ. Обучение, тренинги.
4 этап – заключительный (июнь 2014 г.) – подведение итогов работы
волонтерского отряда. Оценка результатов работы, обобщение и
распространение опыта. Популяризация идей участия молодежи в
общественной жизни. ПРИТЧА
Приложение 1
Жил старец премудрый в селенье одном,
К нему за советом и ночью и днем
Шли люди, а он им, как мог, помогал.
Но както в селение то прискакал
Юнец на лихом белогривом коне
И молвил: «Старик, посоветуй ты мне
Как жить на земле, если злоба вокруг,
Как жить, если может предать даже друг.
Ты скажешь – быть добрым, но добрым я был,
И каждый меня за добро то любил,
Любил до тех пор, пока нужен был я,
А нужен не стал – и не помнят меня.»
Старик помолчал, головой покачал,
Спокойно с улыбкой ему отвечал:
Ну что же, друг юный, тебе, как могу
И словом, и делом сейчас помогу.
Возьми от подсолнуха это зерно,
Во влажную землю пусть ляжет оно,
Его не забудь по утрам поливать,
Да каждое чудо за ним примечать.
Чудес будет три – если все их заметишь,
То сам на вопрос свой себе ты ответишь.
Тот юноша зернышко черное взял,
Спасибо сказал и назад ускакал.
Все сделал, как старец ему говорил,
Подсолнуха семечко он посадил.
Водицей его по утрам поливал,
Подсолнушек вырос, головку поднял,
И стал неотрывно на Солнце смотреть он…
В том юноша первое чудо приметил.
Вот время прошло, стали зернышки зреть,
Толстеть, наливаться, на солнце чернеть.
Что птицы склюют, что на землю падет,
А все ж каждый плод тот на пользу идет.
Не слышит «Спасибо» за это растенье,
Тут юноша тихо шепнул в удивленье:
Вот чудо второе! О, щедрый цветок!
Как жаль, что себя я дарить так не мог.
И только то чудо его удивило,
Как молнией третье сейчас же сразило – Ах, как оно просто – всему удивляйся,
И каждую мелочь заметить старайся.
Воскликнут тот юноша: «Мудрый старик!
А я так не жил, не умел, не привык.
Спасибо, мой друг, век тебя не забуду,
Твой славный совет расскажу я повсюду.»
Лишь стоит чутьчуть повнимательней быть,
То даже подсолнух научит, как жить…
Тренинг “БУДЬТЕ МИЛОСЕРДНЫМИ”
Приложение 2
Ведущий.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянье
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Когда лишь хлеба он просил,
А взор являл живую муку,
Но ктото камень положил
В его протянутую руку.
Учитель. Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется
прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и
нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье.
Творческое задание «Солнце человечности»
Разделите детей на группы, раздайте им по листу ватмана и попросите их
нарисовать солнце человечности. Каждый участник группы рисует на солнце
свой луч и подписывает на нем имя человека, который в трудную минуту
жизни отнесся к нему почеловечески. Затем ребята по очереди рассказывают
о своих лучах. Из работ делается выставка: «Солнце человечности».
Ролевая игра «Кто спасется»
Попросите ребят представить, что они идут через пустыню, и раздайте им
роли, например: старика, матери, ребенка, отца, проводника и т.д. В игре
участвуют от пяти до десяти человек, остальные – судьи. Педагог
раскладывает на столе карточки, на которых написано все, что человек может
с собой взять в путешествие, например: машину, коня, верблюда, бутылку с
водой, книжку, пакет с сухофруктами теплое одеяло, лопату, бутерброды и
т.д. Карточек должно быть в пять раз больше, чем игроков. Педагог задает
ситуацию, например: нужно перейти пустыню за неделю. Ребята по очереди
подбрасывают кубик и берут со стола столько карточек, сколько цифр выпало на кубике. Затем они рассказывают, как поступят с тем, что им досталось,
например: не возьмут с собой, поделятся с кемлибо, используют только для
себя. Судьи решают, правильно ли тот или иной человек распорядился своим
имуществом. После игры ребята вместе с педагогом обсуждают, как доброта
и милосердие, проявленные во время игры, помогли им перейти пустыню.
Вопросы для беседы:
Стоит ли в наше время быть милосердным?
Кому милосердие и сострадание нужнее всего?
Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступках и ждать за
них благодарности?
Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют
милосердия?
Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких ситуациях?
Есть ли люди не достойные милосердия?
Ведущий. Я вам прочту сказку В. НемировичаДанченко «Ключ врага
милосердного».
«Караван шел по пустыне… Солнце жгло. Золотые бугры песков
пропадали в ослепительной дали. Небо тонуло в опаловом блеске. Впереди
белой извилистой линией – дорога… Ее, собственно, не было. Дорогой здесь
казались остовы павших верблюдов. Колодцы остались позади, и пилигримы
взяли с собой воды на два дня. Только завтра они могут добраться до оазиса с
чахлыми пальмами. Утром еще мерещились вдалеке чудесные марева с
синими водами, с тенистыми рощами. Теперь и миражи пропали. Все замирало
под строгим взглядом беспощадного солнца… Сонно покачивались всадники,
следуя за проводником. Ктото запел, но в пустыне и песня падает на душу
слезами. И певший тотчас же смолк. Тишина… Только слышался
равномерный шорох тонких ног, погружавшихся в песок, да шелест шелковых
занавесок, за которыми прятались от зноя смуглолицые бедуинки. Все
замирало, даже и душа человеческая! На пути встретился каравану
умирающий араб; рядом лежал загнанный конь, белый на золотом песке;
всадник, завернув в белый бурнус голову, положил ее на бездыханное тело
своего друга… Бесстрастно проходили мимо верблюды. Никто из людей даже
не повернул головы туда, где изпод белого шелка, остро и жадно следовал за
ними взгляд погибавшего в пустыне… Уже весь караван миновал его. Только
старик, ехавший позади, вдруг слез с седла и наклонился над арабом.
Что с тобой?
Пить! – только и мог проговорить умиравший. Старик посмотрел вслед каравану – он медленно двигался в
ослепительную даль, никто не оглядывался назад. Старик поднял голову в
высоту, и оттуда вдруг почудилось ему чтото, какоето веяние, проникавшее
в его душу… Старик снял мехи с водой, обмыл сначала лицо и рот
умирающему, потом дал ему сделать глоток… другой.
Лицо умирающего оживилось.
Ты из рода Оммиадов?
Да… ответил старик.
Я угадал по знаку на твоей руке… Я из ЭльХамидов. Мы смертельные
враги…
В пустыне перед лицом Аллаха – мы только братья. Пей!.. Я стар, ты
молод. Пей и живи…
Умирающий жадно припал к мехам… Старик посадил его на своего
верблюда…
Поезжай и расскажи своим о мести одного из Оммиадов.
А ты?
Мне все равно жить осталось мало.
Поедем вместе.
Нельзя. Верблюд мал, он не выдержит такой тяжести.
Араб колебался. Но он был молод, его ждала слава и любовь. Он молча
сел… Остановился…
У тебя есть родные?
Никого! – ответил старик.
Прощай!
Оставшийся долго смотрел ему в след… Он обманул своего врага… У
него были дети, но они славились как храбрые воины… Он уже не нужен был
им.
Караван исчез в ослепительной дали… Солнце жгло… Небо тонуло в
опаловом блеске. Старик завернул голову в покрывало и лег лицом к земле.
Прошло несколько месяцев.
Та же пустыня. Так же пилигримы взяли в последнем оазисе с собой
воды на два дня… Сонно покачивались всадники на утомленных верблюдах, и
вдруг проводник остановился…
Что там? – указал он вдаль. Нагонявшие его пилигримы тоже в
изумлении глядели туда… Там, среди бесконечных песков, видна была зелень.
Раскинулись высокие, гордые пальмы, меж пышно поднявшихся кустов
журчал источник, и веселый лепет прохладных струй наполнял томную
зловещую тишину окружающей пустыни… Яркие цветы нежным
благоуханием, точно ласковым приветом, встречали утомленных путников.
У ручья лежало нетленное тело милосердного старика. Его подняли,
обернули в шелковые покровы и повезли в оазис его рода.
Арабы говорят, что новый источник забил из глубочайших недр земли по
велению Аллаха там, где в песок упало несколько капель воды из мехов старого шейха. Бедуины зовут этот чудесный оазис ключом «врага
милосердного».
Вопросы к сказке:
Как вы думаете, почему старик проявил милосердие?
Как бы вы поступили на месте молодого араба?
Можно ли было найти какойнибудь выход, чтобы спастись вдвоем?
Почему там, где погиб милосердный старик, появился оазис?
Представьте, что вы едете по пустыне и у вас кончилась вода. Что вы
предпримете?
Творческое задание «Оазис милосердия»
Представьте, что каждый милосердный поступок превращается в
цветущий оазис в пустыне. Нарисуйте такой оазис и расскажите, что должно
измениться на земле, чтобы все пустыни превратились в оазисы, и возможно
ли это.
Творческое задание «Проект помощи»
«Люди во всем мире могут выглядеть поразному, принадлежать к
разным вероисповеданиям, могут получать разное образование и находиться
на разных ступенях социальной лестницы, но все они одинаковы. Все они
люди, которых надо любить и которым надо помогать, если они нуждаются в
нашей помощи».
Мать Тереза
Ребята делятся на группы. Каждая группа должна составить проект
деятельности благотворительной организации. Дети должны написать: как
будет называться их организация; кому она будет помогать; на каких
условиях в ней будут работать люди; кто ее будет финансировать; ее
основные принципы и т.д.
После того как представители групп расскажут о своих проектах, дети
обсуждают, какой из них и как можно осуществить в рамках школы.
Можно предложить ребятам составить собственный план деятельности в
рамках благотворительного проекта.
Вместе с педагогом дети обсуждают свои планы и составляют общий план
деятельности. Затем «Проект помощи» вывешивается на стенд, и ребята
приступают к его осуществлению.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы – волонтёры» 5 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.