Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))
Оценка 5

Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Оценка 5
Работа в классе +1
doc
воспитательная работа +2
2 кл
17.04.2018
Программа ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))
У детей с ТМНР большую роль в обучении играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной деятельности, формирование навыков невербального и доступного вербального общения. Целью программы по внеурочной деятельности является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))
Развитие сенсорных процессов.doc
Российская Федерация Московская область Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, город Лобня воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 141730, Московская область, г. Лобня, ул. Павлика Морозова, д.1б,  телефон 577­10­02 ПРИНЯТА                                                                                        УТВЕРЖДЕНА на заседании ПМПк                                                                         Директор МБСКОУ СКОШ г.Лобня                                                               МБСКОУ СКОШ г.Лобня Протокол № ____                                                                              _________ В.И.Алексеев от «____»____________ 2017г.                                                       «____»____________ 2017г Программа ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «  Развитие сенсорных процессов    » для обучающихся  с умеренной, тяжелой  и  глубокой умственной   отсталостью (интеллектуальными  нарушениями), тяжелыми  и  множественными  нарушениями  развития (вариант 2) МБСКОУ СКОШ г. Лобня Московской области                                                                                       Составитель:                                                                                      Т.В.Ведмецкая –учитель  высшей квалификационнойткатегории ЛОБНЯ 2017 Пояснительная записка. Сенсорное   развитие   направлено   на   формирование   полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического   воспитания   в   значительной   степени   зависит   от   качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир.  Чувственный опыт накапливается в процессе восприятия различных   ощущений.   В   качестве   основных   видов   ощущений   различают тактильные  (осязательные),  вкусовые,   обонятельные,  зрительные,  слуховые, кинестетические   и   органические   (ощущения,   связанные   с   органическими потребностями). Сенсорная система может развиваться, только если на нее действуют силы, активизирующие ее рецепторы. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в   его   жизни   имеет   чувственный   опыт.   Большую   роль   в   обучении   детей   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играет чувственное   познание   (восприятие),   на   основе   которого   становится возможным   обучение   элементарной   деятельности,   формирование   навыков невербального и доступного вербального общения.  Многие   трудности   обучения   и   поведенческих   проявлений   детей   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми  и множественными   нарушениями   являются   результатом   искажения   процесса восприятия сенсорной информации. У   детей   с   ТМНР   сенсорный   опыт   спонтанно   не   формируется.   Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта:   ощущений   и   восприятий.   Дети   с   ТМНР   наиболее   чувствительны   к   поэтому   педагогически воздействиям   на   сохранные   анализаторы, продуманный   выбор   средств   и   способов   сенсорного   воздействия   будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе  целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.  Программа «Сенсорное развитие» нацелена на развитие сенсорно­ перцептивной деятельности через  создание условия для восприятия  окружающего мира во всем многообразии свойств и признаков его объектов.  Адресатами программы являются учащиеся с умственной отсталовтью  (интеллектуальными нарушениями)1­го дополнительного класса. В учебном  плане на программу «Сенсорное развитие» отводится 2 часа в неделю. На  основе данной программы может быть составлен СИПР. Срок реализации программы 1 учебный год. Программа составлена на основании следующих нормативно­правовых  документов:  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (Стандарт)  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями)  2. Адаптированная основная общеобразовательная программа   обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ Цель  данного коррекционного курса – развитие всех видов восприятия через   целенаправленное   систематическое   воздействие   на   различные анализаторные системы. Задачи: 1.  учить замечать раздражители, создавать стимулирующие условия для развития элементарного восприятия; 2. учить реагировать на различные раздражители; 3. вырабатывать взаимодействие между анализаторными системами; 4. учить выражать свои ощущения, предпочтения; 5. учить узнавать людей, предметы и ситуации; 6. учить воспринимать предметы разной формы, цвета, величины. Теоретической   основой   программы   явились   положения   теории   Л.С. Выготского   об   общих   законах   развития   аномального   и   нормально развивающегося   ребенка,   о   применении   системного   подхода   к   изучению аномального ребенка, учета зон его актуального и ближайшего   развития при психологической помощи. При реализации данной программы необходимо соблюдение следующих принципов: Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития».  Принцип   учета   возрастных   и   индивидуальных   особенностей ребенка. Содержание   программы   построено   с   учетом   развития   основных особенностей   умственного   развития   детей,   индивидуального   подхода   к учащимся. Принцип   постепенности. Плавный   переход   от   простых   знаний,   операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений   служит   подготовкой   для   выполнения   следующего,   более сложного задания. Принцип   доступности.   Максимальное   раскрытие   перед   ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания.   Использование   в   заданиях   максимально   разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам. Деятельностный   принцип.   Занятия   проходят   на   взаимоотношениях сотрудничества,   взаимопомощи,   которые   облегчают   усвоение   новых мыслительных   операций   и   интеллектуальных   действий,   способствуют речевому   развитию,   формированию   положительной   мотивации   к деятельности.   При   выполнении   заданий,   контролируется   качество   их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Данную работу с детьми рекомендуется проводить в сотрудничестве с  родителями, дефектологами, логопедами, воспитателями. Предполагаемые результаты освоения программы коррекционного курса:  Умение   воспринимать   и   демонстрировать   двигательные, ориентировочные,   эмоциональные   и   другие   реакции   в   ответ   на тактильное,   кинестетическое,   зрительное,   слуховое,   обонятельное   и вкусовое воздействие;   Умение   координировать   работу   различных   анализаторов   (зрительно­ зрительно­акустико­моторная акустико­моторная,   моторная,   координация);   Умение принимать ситуацию повторения взрослым звуков, движений, действий с предметом;   Умение осуществлять  поисковую  активность в игре со взрослым и с игрушкой;   Умение   устанавливать   причинно­следственные   связи   между воздействием на объект и полученным эффектом;   Умение   осуществлять   зрительный   контроль   за   действиями   рук   и движениями крупной моторики;   Умение узнавать знакомые объекты и знакомых людей и связанные с ними повторяющиеся ситуации;   Умение   принимать   сенсомоторные   игры   и   участвовать   в   играх   на ориентацию в схеме тела;   Умение наблюдать за объектами, вызывающими интерес;  Умение осуществлять доступным способом практическое исследование объектов;   Умение   выделять   функцию   предмета   и   использовать   предмет   по назначению. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Программно­методический   материал   включает  5   направлений   работы   со всеми   ситстемами   восприятия:   «Зрительное   восприятие»,   «Слуховое восприятие», «Восприятие вкуса».   «Кинестетическое   восприятие»,   «Восприятие   запаха»,   Содержание   каждого   раздела   представлено   по   принципу   от   простого   к сложному.   Сначала   проводится   работа,   направленная   на   расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью   подразумеваются   психические,   физические,   речевые   реакции ребенка, например: эмоционально­двигательная отзывчивость, концентрация внимания,   вокализация.   В   дальнейшем   в   ходе   обучения   формируются сенсорно­перцептивные   действия.   Ребенок   учится   не   только   распознавать свои   ощущения,   но   и   перерабатывать   получаемую   информацию,   что   в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Примерное содержание коррекционных занятий Зрительное восприятие Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже   уровня   глаз)   напротив   ребенка   (справа,   слева   от   ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по   горизонтали,   по   вертикали,   по   кругу,   вперед/назад).   Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.). Слуховое восприятие Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха   (плеча,   Прослеживание   за   близко   расположенным перемещающимся источником звука.  Локализация неподвижного удаленного   талии). источника   звука.  Соотнесение   звука   с   его   источником.   Нахождение одинаковых по звучанию объектов.  Кинестетическое восприятие Эмоционально­двигательная  реакция   на   прикосновения   человека. Реакция   на   соприкосновение   с   материалами   (дерево,   металл,   клейстер, пластмасса,   бумага,   вода   и   др.),   различными   по   температуре   (холодный,  вязкости   (жидкий,   густой, теплый),   фактуре   (гладкий,   шероховатый), сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела.  Реакция на горизонтальное  (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными   видами   поверхностей.  Различение   материалов   (дерево,   металл, клейстер, крупа, вода и др.) по  температуре (холодный,   горячий),  фактуре (гладкий,   шероховатый),  влажности   (мокрый,   сухой),  вязкости   (жидкий, густой).   Восприятие запаха Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон,  банан, хвоя, кофе и др.)  Восприятие вкуса Реакция   на   продукты,   различные   по   вкусовым   качествам   (горький, сладкий,   кислый,   соленый)   и   консистенции   (жидкий,   твердый,   вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание   (различение)   основных   вкусовых   качеств   продуктов   (горький, сладкий, кислый, соленый).  Программа содержит 9 разделов. Учебно­тематическое планирование Сенсорное развитие № п/п Дата Кол­ во  часов Тема Примечание  Восприятие раздражителей различной модальности 1 2 3 4 5 6 7 1 1 1 1 1 1 Игра   «Ласковый котенок»   Игра игрушки» «Мои Игра «Жучки» Игра «Море  волнуется раз…» Восприятие   нажимания, давления,   прикосновения рукой Восприятие прикосновения различными   материалами, различными видами поверхностей Восприятие вибрации Изменение положения тела  в процессе двигательного  действия   Игра «Кот и мыши» Смена покоя и движения Игра «Лимон­ банан» Побуждение пробовать на  вкус, противоположные  вкусовые раздражители Обучение дыханию через  нос, вдыхая запахи  Игра «В мире  запахов» 8 9 10 11 12 13 14 1 1 1 1 1 1 1 Игра   «В   мире звуков» Игра «Игрушечный концерт» Игра   «Звуки   в природе» Игра   «В   мире звуков» Игра   дальше» «Ближе, Игра «Что это?» Игра «Хоровод»   ребёнком Восприятие своих собственных звуков, записанных на диктофон Восприятие музыкальных игрушек звучания     Восприятие высоких/низких звуков Восприятие громких/тихих звуков Восприятие шумов, которые   приближаются или удаляются Привлечение внимания и  выделение визуальных  раздражителей из фона Восприятие близко  расположенных объектов,  лиц, движущихся объектов Реагирование на раздражители различной модальности 15 16 17 18 1 1 1 1 Игра   холодно» «Жарко­   «Готовим Игра обед»   Двигательные и эмоциональные   реакции   в ответ   на   тактильные, вестибулярные, кинестетические раздражители и Двигательные эмоциональные   реакции   в ответ   на   вкусовые   и обонятельные раздражители   Игра «Мультяшки» Двигательные   реакции   в ответ   на   акустические   и зрительные раздражители Выражение ребенком своих ощущений   с   помощью напряжения/расслабления, Игра   «Мамочка пришла» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29  Игра «Стоп­игра» Стимулирование   показа повторить   оборонительного поведения, мимики, крика, вокализаций тактильного желания предпочитаемую стимуляцию  Узнавание   раздражителя Узнавание вестибулярного/кинестетич еского раздражителя Узнавание обонятельного и вкусового раздражителям Узнавание акустического и зрительного раздражителя Узнавание   материала   на дальнем расстоянии Узнавание   материала   при его новом расположении в пространстве; Добавление   нового   в структуру материала (например,   в   контейнер   с песком добавлены игрушки)     «Наши   «Повтори Игра   пальчики» Игра движение» Игра «За чаем»   Игра «Кто пришел к нам в гости» Игра игрушку» Игра   изменилось» «Выбери «Что   Игра спряталось» «Что Игра   «Я   и   мои игрушки»  Знакомые   действия   с новым материалом, похожим на уже известный   1 «Золотые   Игра рыбки» Взаимодействие между органами чувств движения Пассивные руками   в   воде,   песке   и т.д.; различных Ссыпание материалов   (песок,   горох и т.п.) на руку ребёнка Игра   «Поймай меня» 1 30 31 32 33 34 35 36 37 38 1 1 1 1 1   «Найди Игра меня» Игра   «Веселые колокольчики»   Игра бабочек» «Ловим Игра   «Прятки   с игрушками» Игра «Музыкальный колейдоскоп» Поиск и поворот головы в сторону источника звука Привлечение   внимания ребенка   к   своим   рукам, звука   из извлечение   игрушки,   движение звуковой   игрушки   рукой ребёнка Совместное   со   взрослым пассивное   и   активное дотягивание   и   удары рукой   по   близко,   далеко расположенной игрушке Движения   в   сторону игрушки,   находящейся вне поля зрения ребенка Совместные с педагогом и самостоятельные действия с музыкальными игрушками, инструментами  Повторение воздействия раздражителей 1 Игра «Робот» 1 1 1 Игра «Зеркало»   Игра   «Ветер   по морю гуляет» Игра   «Прятки   с игрушками, предметами»   Совместное   с   взрослым движений   ребенка   с предметом,   стимуляция их повторения, повторение   звуков   и движений ребенка. Повторение перед   (мимических, тела) Игра   со   взрослым,   когда ребенок   или   взрослый прячется под платком  Поиск   предметов    движений зеркалом   движений спрятанных 39 1 Игра   «Наполняем баночки, коробочки»   Воздействие на объекты и обнаружение   взаимосвязи между собственными действиями   и   эффектом (толкать, бросать, нажимать   на   кнопку, сминать, открывать и т.д.) – совместное со взрослым и самостоятельное   Зрительный контроль Игра «Ожерелье»           «Строим   рук   оценка границ,   Игра заборчик» Игра «Отгадай кто это?» человека,   ситуации   с всех Зрительный   контроль   за действиями в деятельности   (наполнение стаканчика,   нанизывание цепочки и т.д.) Видение и препятствий, отверстий Узнавание людей, предметов и ситуаций Узнавание предмета, помощью анализаторных систем Узнавание   своей   вещи (стул,   предмет   одежды, игрушка) Выбор   своей   вещи   среди других Знание своего имени, имен других,   отклик   на   имя, связывание   задания   с именем   («Катя,   возьми, передай») Показ предметов/людей на Игра   «Кто   к   нам пришел?» расстоянии Игра «Паровозик» Узнавание Игра   «Мое   и чужое» Игра «Твое и мое» Игра   вместе»   движущихся «Делаем 1 1 1 1 1 1 1 1 40 41 42 43 44 45 46 47 48 1 Игра   «Волшебный Узнавание на ощупь  людей и предметов 1 1 1 1 1 1 мешочек» Игра   «В   гостях   у волшебного платочека» Игра   «К   нам приехал театр» Игра   «Что   мы делали ­ покажем» Узнавание на запах или на вкус   звучания Узнавание инструмента, находящегося   за   ширмой, предмета частично закрытого Обращение   внимания   на повторяющиеся,   типичные ситуация    Игра «Сделай так» Проигрывание, Игра   «В   мире голоса» «Звуки   Игра вокруг меня» проговаривание ситуации с рассматриванием картинки Слушание ребенком записи своего   голоса,   голосов окружающих людей Слушание   звуков   улицы, звуков природы в записи Развитие интереса к сенсорным стимулам, предметам Игра «На пляже» Сенсомоторные игры (игры с телом).  Игра «На полянке» Наблюдение за предметами Игра   «Солнечные Формирование   зрительного внимания зайчики» Игра «Подарок» Исследование предметов 1 Манипулирование предметами 1 Игра   «Послушная Воздействие на предмет  1 1 1 1 1 1 Взаимосвязь действием и эффектом   между кукла» Игра   «Мыльные пузыри», «Разноцветный ручеек» Игра   «Я   и   мои игрушки» Игра   «Повтори   за Новые Повторение   действий   с предметами   действия   с 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 предметом Узнавание и понимание функции предметов мной» 1 1 1 1 Игра «Отгадай что  спрятано» Игра «Из чего это  состоит» Игра «Мир вокруг  меня» Игра «Что зачем?», «Мои помощники» Узнавание предмета по  специфическим признакам,  по типичным признакам, в  различных модальностях  Выделение частей предмета Выделение  признаков  предмета  Выделение функции  предмета  МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает   развивающим,   профилактическим   и   коррекционным   задачам программы. Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской   программы   курса   коррекционных   занятий   по   «Развитию психомоторики   и   сенсорных   процессов»   для   обучающихся   специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII  вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г. ИНСТРУМЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ Рабочая программа, календарно­тематическое планирование, необходимый  инструментарий. ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Для   реализации   данной   программы   используются   разнообразные   типы занятий, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии. Уроки: занятия – игры. Формы   работы   на   уроке:  подгрупповая   и   индивидуальная   с дифференцированным подходом.  Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Технологии обучения: игровые, здоровье сберегающие, информационно­   разноуровневого   и   личностно­ориентированные, коммуникационные, дифференцированного обучения. ДИАГНОСТИКА И ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ При реализации данной программы используется одна  форма  контроля: индивидуальная.   Контроль   (диагностика)   проводится       в   начале   работы   и итоговая   в   конце   работы.     На   диагностическом   этапе   применяется “Психолого­педагогическая   диагностика   “Карта   –   наблюдений”   Т.Д. Зинкевич­Евстигнеевой, Л.А. Нисневич (модификация Е.А. Петровой)”. Для диагностики были выбраны шкала «Сенсорно­перцептивная сфера» (по этой шкале оценивается способность ребенка воспринимать, узнавать и соотносить различные   эталоны,   их   свойства   и   отношения).  Результаты   фиксируются   в картах наблюдений, которые находятся в «Портфолио учащегося». ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Для реализации курса необходимо специальное материально­техническое  оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой бассейн,  игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы  материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,  сенсорные панели, наборы  аромобаночек, музыкальные инструменты,  аудиозаписи и т.д. Срок реализации программы 1 учебный год. Список используемой литературы 1. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии :  сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. :  Книголюб, 2011. ­ 119 с. ­ (Специальная психология).      2.  Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте  5­6  лет / Л.В. Фомина. ­ М. : Сфера, 2012. ­ 77 с. : ил.      3. Р.Волков «Радужная страна» Знакомство с цветом./ Р.Волков ­    Волгоград «Учитель» 2009г ­56с

Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))

Программа ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Развитие сенсорных процессов» (2 класс, АООП (вариант 2))
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018