ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
Оценка 4.8
Документация
doc
биология +2
4 кл—11 кл +1
21.03.2018
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Программа внеурочной деятельности.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тимшерская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано»
Руководитель МО
___________ /
Протокол № 1
«28» августа 201 года
«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР
___________/
«28» августа 201 года
«Утверждаю»
Директор _________/
«28» августа 201 года
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
ПАРШУКОВОЙ НАДЕЖДЫ АЛЕКСЕЕВНЫ. Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!
Внеурочная деятельность это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе,
которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных
стандартов общего образования.
Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и
одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в
содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или
сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая
обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их
деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от
обучения время.
Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в
соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная
активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка
основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого
члена общества.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда
увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком
своих интересов, увлечений.
Цель: развитие познавательного интереса учащихся к предметам биология и экологии через
внеурочную, внеклассную работу.
Задачи:
воспитание коммуникативной культуры школьников;
формирование творческой, познавательной самостоятельности; выявление и поддержание одаренности у детей;
развитие и совершенствование психологических качеств личности ребенка
(любознательность, инициативность, трудолюбие, воля, настойчивость, самостоятельность в
приобретении знаний).
Принципы:
добровольное участие школьников во внеклассных занятиях;
единство учебной и внеурочной работы;
охват основными формами и видами внеклассной работы всех без исключения учащихся;
опора на самодеятельность и инициативу, выявление и развитие индивидуальных качеств
личности;
формирование личности в деятельности;
общественно полезная направленность с участием родителей;
равноправное участие школьников в организованной деятельности, их
заинтересованность.
Кроме перечисленных принципов, в организации внеклассной работы по биологии,
экологии есть специфический для нее принцип природосообразности, суть которого
состоит в том, что развитие личности ребенка идет от самой природы и через природу.
Вместе с тем в организации и проведении внеклассной работы по биологии
возникает много трудностей. Они вызваны тем, что внеклассная работа очень многогранна
и требует творческого подхода к ее проведению в каждом конкретном случае, учитывая
запросы и интересы учащихся, их индивидуальные возможности и местные условия. В
последнее время наметилась тенденция по сближению внеклассной работы с уроком.
Использование интерактивных методов обучения позволяет учащимся не ограничиваться
определенными рамками своего общения на уроке, а раскрывать свои возможности
творческого осмысления материала во внеурочное время через массовые виды работ.
Виды внеурочной деятельности:
в образовательном процессе:
поисково – исследовательская работа;
познавательная деятельность;
составление, оформление и защита презентаций, докладов;
участие в конкурсах;
публикация материалов на сайт; экскурсии, виртуальные путешествия в мир природы;
практическая деятельность (сбор гербарного материала, наблюдение за живой природой,
изготовление кормушек для птиц и др.);
просмотр видеофильмов
в воспитательном процессе:
игровая деятельность;
проблемноценностное общение;
досугово развлекательная деятельность;
художественное творчество;
социальное творчество;
туристскокраеведческая деятельность.
Реализация внеурочной деятельности осуществляется:
организацией кружковой деятельностью;
групповыми или индивидуальными исследовательскими работами;
массовыми и общественно полезными работами: благоустройство рекреационных
территорий, посадка деревьев и кустарников;
экскурсиями,
времени и месту проведения;
изучением научной и научнопопулярной литературы по определенным темам,
разные по содержанию,
составление рефератов и обзоров для доклада;
организацией массовых мероприятий, олимпиад, конкурсов и др.;
организацией и проведением предметных декад, недель;
проведением курсов по выбору, элективных курсов, факультативных занятий;
взаимодействием с родительской общественностью.
Методы и приёмы во внеурочной деятельности
1. Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог
(диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом); консультация.
2. Методы практической работы: упражнения, письменные работы, графические работы.
упражнения: тренинг; тренировка; репетиция.
письменные работы: конспект; выписки; составление тезисов (доклада);
реферат; письменные ответы на вопрос; составление аннотации (произведения, статьи);
составление рецензии (отзыва); написание заключения (обобщения, вывводов). графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей;
составление структурнологических схем; заполнение матриц.
3.Метод наблюдения: запись наблюдений, ведение дневника наблюдений; зарисовка,
рисунки; запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов; фото, кино,
видеосъемка; проведение замеров (температуры воздуха; состояния воды, почвы и др.)
4.Исследовательские методы.
Лабораторные и экспериментальные занятия: опыты: постановка, проведение и обработка
результатов опытов; лабораторные занятия: работа с приборами, препаратами,
техническими устройствами; эксперименты; опытническая работа на участке.
5.Метод проблемного обучения: проблемное изложение материала: анализ истории
научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; указания на
ошибки, заблуждения, находки, открытия; эвристическая беседа: постановка проблемных
вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных
ситуаций: постановка проблемного вопроса (задания, демонстрация опыта, использование
наглядности); самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы
учащимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; самостоятельный поиск
ответа учащимися на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор»
(опорных таблиц, алгоритмов).
6.Методы программированного обучения: объяснение ключевых вопросов программы
обучения, остальной материал учащиеся изучают самостоятельно; самостоятельное
изучение определенной части учебного материала:
а) выбор между правильным и неправильным ответом (линейное программирование);
б) выбор одного ответа из нескольких ответов (разветвленное программирование).
7.Проектноконструкторские методы: разработка проектов, программ; построение гипотез;
моделирование ситуации; создание новых способов решения задачи; создание моделей,
конструкций; конструирование игр; конструирование из бумаги; создание творческих
работ: литературных произведений (рассказов, повестей, сказок); разработка сценариев
спектаклей, праздников.
8.Метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и др.;
игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; играконкурс, игра
путешествие; ролевая игра, деловая игра.
9.Наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты,
фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы (образцы изделий, муляжи и т. д.);
демонстрационные опыты; видеоматериалы, диафильмы, диапозитивы, учебные и другие
фильмы.
10. Психологические и социологические методы и приемы: анкетирование: разработка,
проведение и анализ анкеты; интервьюирование (опрос по телефону, компьютерный опрос);
психологические тесты; создание и решение различных ситуаций (психология общения,
социальное окружение); психологический театр; деловая игра; обсуждение сообщений,
докладов, рефератов; создание творческих работ; разработка сценариев спектаклей, праз
дников.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное
значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.
деятельности.
Эффект – это последствие результата. Приобретённое знание, пережитые чувства и
отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали
формированию его компетентности, идентичности.
непосредственное
духовнонравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие)
того или иного духовнонравственного приобретения на процесс развития личности
ребёнка.
Воспитательный результат внеурочной деятельности –
Все виды внеклассных занятий выходят за рамки учебной работы по биологии.
Однако они являются неотъемлемой частью всего учебновоспитательного процесса,
важнейшим средством воспитания и развития учащихся разных классов, организация этой
работы в школе служит одним из критериев творческой работы учителя, показателем его
педагогического мастерства и профессиональной ответственности.
Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы
учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их
познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение
школьной программы по биологии (Верзилин Н. М., Корсунская В. М., 1983).
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.