Программа по волейболу направлена на приобретение учащимися 8-9 классов теоретических сведений, овладение основными приемами техники и тактики, приобретение навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий. Программа рассчитана на 2 года обучения, 68 учебных часов.
В ходе обучения учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приемах игры, изучают взаимодействия игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.Программа по волейболу направлена на приобретение учащимися 8-9 классов теоретических сведений, овладение основными приемами техники и тактики, приобретение навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий. Программа рассчитана на 2 года обучения, 68 учебных часов.
В ходе обучения учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приемах игры, изучают взаимодействия игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.
Программа «Волейбол»
Пояснительная записка
Программа по волейболу направлена на приобретение учащимися 89 классов
теоретических сведений, овладение основными приемами техники и тактики,
приобретение навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий.
Программа рассчитана на 2 года обучения, 68 учебных часов.
В ходе обучения учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в
системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в
технических приемах игры, изучают взаимодействия игрока с партнерами в
групповых действиях для успешного участия в игре.
Практический раздел программы предусматривает: овладение техникой
основных приемов нападения и защиты; формирование навыков деятельности
игрока совместно с партнерами на основе взаимопонимания и согласования;
приобретение навыков организации и проведения самостоятельных занятий по
волейболу; содействие общему физическому развитию и направленное
совершенствование физических качеств, применительно к требованиям данного
вида спорта.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических
занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Цель программы: формирование интереса и потребности обучающихся к занятиям
физической культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся
Лицея, пропаганда ЗОЖ, теоретическое и практическое обучение игре в волейбол.
Задачи занятий:
выявить природные данные обучающегося, для быстрого роста мастерства;
овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;
участвовать в соревнованиях по волейболу;
развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту
движений, скоростносиловые качества, выносливость;
воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость и волю,
дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и
духовные силы,
Основной принцип работы: выполнение программных требований по физической,
технической,
выраженных в
количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.
Условия реализации программы «Волейбол»
Педагогические условия:
учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании
форм, средств и способов реализации программы;
тактической теоретической подготовке,соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с
подростками;
создание условий для развития личности подростка и его способностей.
Занятия по волейболу должны носить учебнотренировочную направленность.
С этой целью в учебнотренировочных группах, на занятиях назначать помощников
тренера и давать им задания по проведению упражнений по общей физической
подготовке, по обучению и совершенствованию техники и тактики игры.
Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором
упражнений по общей физической подготовке (разминки), методики проведения
упражнений и отдельных частей урока.
Судейство учебнотренировочных игр должно осуществляться самими
обучающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика
судейства.
Необходимо научить обучающихся организовывать соревнования в группе, в школе,
в летнем лагере отдыха. Каждый должен уметь вести технический протокол игры,
уметь по форме составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу учёта
результатов.
Педагог должен систематически следить за успеваемостью своих
воспитанников, поддерживать контакт с родителями, учителями, классными
руководителями. Он должен прививать навыки к общественно полезному труду,
сознательному отношению к занятиям. Воспитывать такие качества, как чувство
товарищества, смелость, воля к победе.
Зачетные требования.
1. Знать основные требования к организации и проведению занятий по волейболу,
место и значение игры в системе физического воспитания, основы
техники игры, тактики индивидуальных, групповых и командных действий.
2. Иметь практику судейства учебных игр по волейболу.
3. Уметь организовать и провести соревнования между командами учебной группы.
4. Выполнить учебные нормативы по трем контрольным упражнениям:
а) верхняя прямая подача в пределах площадки (из 5 попыток);
б) верхняя передача над собой при высоте взлета мяча не менее 1 м. в круге
диаметром 2 м (оценивается количество раз);
в) прямой нападающий удар из зоны 4 с передачи партнера из зоны (5 попыток).
5. На занятиях по волейболу к учащимся предъявляются определенные требования,
характерные для ряда спортивных игр.
Правила поведения учащихся на занятиях и предупреждение травм.
1. Не разрешается входить в зал и заниматься с мячами до прихода учителя или без
его разрешения.
2Площадка для волейбола должна иметь гладкую,
а все предметы,
Во время выполнения упражнения другими
нескользкую
выступающие или находящиеся ближе
следует закрыть специальными
2. На занятиях следует точно выполнять все требования, которые предъявляются к
организации упражнений (построения, переходы, смена местами, степень
единоборства и т. п.).
занимающимися
3.
нельзя действовать с мячом, так как он может выкатиться им под ноги,
помешать упражнению и быть причиной травмы.
4. Во время учебной игры по свистку немедленно прекращать все
действия.
5. На занятиях точно и активно выполнять все упражнения. Изза
плохо подготовленных отдельных мышечных групп происходит травмирование
пальцев, коленных и голеностопных суставов.
6.
поверхность,
двух метров к границам площадки,
мягкими укрытиями.
7. Перед каждым занятием необходимо проверять оборудование и инвентарь:
накачанность мячей, крепление сетки, надежность стоек и др.
8. Перед занятием необходимо снять кольца, серьги, цепочки. Ногти должны быть
коротко острижены, волосы причесаны (длинные необходимо завязать).
Для занятий рекомендуется обычная спортивная форма, не стесняющая движений.
Разрешается заниматься только в специальной спортивной обуви.
ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНИКИ ИГРЫ
Техника игры разделяется на технику нападения (перемещения, подачи, передачи,
нападающие удары) и технику защиты (перемещения, прием мяча, блок).
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
Во время игры, прежде чем выполнить тот или иной технический прием,
волейболист перемещается по площадке. Цель таких перемещений — выбор и
занятие места для выполнения конкретного технического приема нападения или
защиты. Для быстрого начала движения перед перемещением игрок должен принять
стартовую стойку готовности. Выделяют следующие типы стартовых стоек.
Устойчивая — одну ногу (чаще левую) ставят впереди другой, ноги согнуты в
коленях (угол сгибания между бедром и голенью 130—150°), туловище слегка
наклонено вперед, руки согнуты в локтях и вынесены вперед перед туловищем
игрока (чаще всего применяется при приеме подачи).
Основная (рис. 1) — стопы обеих ног расположены на одном уровне на расстоянии
20—30 см друг от друга. Тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги,
относительного центра тяжести (ОЦТ) тела игрока проектируется на середине
площади опоры. Ноги согнуты в коленях (угол сгибания между бедром и голенью
140—160°), туловище наклонено вперед. Руки согнуты в локтях и вынесены перед
3Основная стартовая стойка
Рис. 1
туловищем. Такая стойка используется во всех технических приемах; при этом
можно стоять неподвижно (статическая стартовая стойка),
можно переступать с ноги на ногу (динамическая стартовая
стойка), что в известной мере облегчает начало движения.
Перемещения по площадке осуществляются ходьбой, бегом,
скачком.
Ходьба. В отличие от обычного шага ногу выносят вперед
слегка согнутой (так называемый пригибной шаг). Это
позволяет избежать вертикальных колебаний ОЦТ игрока и
быстро принимать исходное положение для выполнения технических приемов.
Бег — отличается стартовыми ускорениями, резкими изменениями направления
движения и резкими остановками. Последний беговой шаг должен быть наибольшим
и заканчиваться стопорящим движением, аналогичным напрыгивающему шагу при
нападающем ударе.
Скачок — широкий шаг с безопорной фазой. Как правило, скачок сочетается с
шагом или бегом. Перемещение часто заканчивается скачком, позволяющим
быстрее его завершить.
Упражнения для изучения и совершенствования техники перемещении:
бег на месте с переходом на бег по дистанции;
бег с высоким подниманием бедер;
чередование бега с небольшими прыжками;
бег приставными шагами с передвижением вправо, влево;
чередование бега с ускорениями до определенного ориентира;
бросить мяч так, чтобы он катился по полу с определенной скоростью, затем
догнать мяч и ударить его ногой;
после перемещения в любую сторону выполнить скачок;
Упражнения с партнером:
догнать убегающего партнера и коснуться его рукой;
мяч на середине площадки, партнеры садятся на боковых линиях, спиной к мячу.
По какомулибо сигналу (счет, звук и т. д.) быстро встают и бегут к мячу, стремясь
овладеть им.
ПОДАЧИ
Подача технический прием, с помощью которого мяч вводится в игру. Различают
четыре способа подач: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая и верхняя
боковая.
Во всех вариантах подачи перед ее выполнением игрок должен принять исходное
положение. При этом левая нога (для правши) ставится впереди правой, ноги
несколько согнуты в коленях (угол сгибания между бедром и голенью 130 160°).
Левое плечо впереди правого, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги.
4Левая рука согнута в локте и вынесена вперед перед туловищем, мяч лежит на
ладони. Правая рука внизу и готовится к замаху. Игрок смотрит вперед.
Нижняя прямая подача (рис. 2). Занимающийся стоит лицом к сетке. Мяч левой
рукой плавно подбрасывает вверх на высоту до 0,5 м над головой. Одновременно с
подбрасыванием мяча правой рукой выполняет замах назадвниз. При снижении
мяча в полете примерно до уровня груди игрока маховым движением прямой
правой руки сзади внизвперед выполняет ударное движение. Одновременно с
махом производит поворот туловища вокруг вертикальной оси, правое плечо
выводит вперед. С началом ударного движения ноги выпрямляются, тяжесть тела
переносится на впереди стоящую ногу. Удар по мячу наносится напряженной
ладонью впереди игрока на уровне его пояса так, чтобы после удара мяч летел
вперед и вверх. После удара рука вытягивается в направлении движения мяча
Рис. 2 . Нижняя прямая подача
Нижняя боковая подача (рис. 3). Занимающийся стоит боком к сетке. Мяч левой
рукой подбрасывает вверх. Одновременно с подбрасыванием правой рукой
выполняет замах внизназад, правое плечо отводит назад и несколько опускает вниз.
При снижении подброшенного мяча маховым движением прямой правой руки сзади
вправовперед выполняет ударное движение одновременно с вращением туловища
вокруг вертикальной оси и выведением правого плеча вперед. Ноги при этом
выпрямляются, масса тела переносится на впереди стоящую левую ногу. Удар по
мячу наносится напряженной вогнутой кистью снизусбоку впереди туловища
занимающегося на уровне его пояса. Рука после удара вытягивается вперед в
направлении сетки, как бы сопровождая мяч.
Рис. 3 . Нижняя боковая подача
5Верхняя прямая подача (рис. 4). Занимающийся стоит лицом к сетке. Левой
рукой мяч плавно подбрасывает почти над головой, чуть впереди на высоту до 0,5
м. Одновременно выполняет замах правой рукой вверхназад, поднимает руку и
отводит согнутой в локте за голову. При этом игрок несколько прогибается в
грудной и поясничной частях туловища, отводит назад правое плечо и наклоняет
голову назад. При выполнении ударного движения правую руку из крайнего
положения замаха разгибает в локте и маховым движением выносит вверх, правое
плечо поднимает вверх. Далее игрок ведет руку к мячу немного выше головы и
впереди
вытянутой руки до 80°).
Удар по мячу выполняет «жесткой» кистью и несколько снизу. Ноги при этом
выпрямляются, тяжесть тела переносится на стоящую впереди левую ногу. В
дальнейшем рука вытягивается в направлении сетки, а затем опускается.
(угол наклона
себя
Рис. 4 . Верхняя прямая подача
Верхняя боковая подача (рис. 5). Занимающийся стоит боком к сетке. Мяч левой
рукой плавно подбрасывает вверх над головой на высоту до 1,5 м. Замах выполняет
одновременно правой рукой внизназад, при этом правое плечо значительно
опускает и сгибает правую ногу. При выполнении ударного движения правую руку
маховым движением выносит по дуге сзадивверх, плечо поднимает вверх. Удар по
мячу наносится выпрямленной рукой вверх и немного впереди себя (угол наклона
руки около 85°), кисть накладывается на мяч сзади и снизу. В дальнейшем рука по
дуге опускается вниз.
Рис. 5 . Верхняя боковая подача
Распространенные ошибки.
1. Игрок при подаче не попадает кистью по мячу, мяч при этом летит в разные
стороны. Причины: неправильное подбрасывание мяча для выполнения подачи (в
6подачи:
сторону, за голову или далеко впереди себя и т. д.); отсутствие зрительного
контроля за движением руки при ударе.
2. При подаче мяч не долетает до сетки. Причины: медленное движение руки к мячу
при ударе; при ударе по мячу кисть расслаблена.
3. При подаче игрок не попадает мячом в площадку соперника. Причины:
неправильное подбрасывание мяча для выполнения подачи; рука не вытягивается в
направлении движения мяча при подаче.
Упражнения
техники
выполнения
и совершенствования
для изучения
имитация движений выполнения подачи;
подбрасывание мяча левой рукой (при этом необходимо добиваться, чтобы
траектория полета мяча была вертикальной, а мяч двигался плавно);
подбрасывание мяча левой рукой и одновременное выполнение замаха
правой
(мяч после подбрасывания падает на пол);
подбрасывание мяча левой рукой и выполнение удара по нему правой рукой
(форма движения зависит от способа подачи);
стоя около стены, выполнять подачи с ударом мяча о стену на
высоте 3—4 м, после отскока ловить мяч (обратить внимание на удар по
мячу «жесткой» кистью);
стоя на площадке лицом к сетке на расстоянии 3—4 м от нее, выполнять
подачу через сетку. По мере освоения движения игрок постепенно
отодвигается от сетки и выполняет подачу изза лицевой линии через сетку
(обратить внимание на вытягивание руки в направлении движения мяча);
выполнение подачи с места подачи;
подача по зонам площадки соперника (обратить внимание на движение руки
при ударе в направлении той зоны, куда адресуется мяч).
Упражнения с партнером:
стоя на боковых линиях, партнеры выполняют подачи друг другу;
партнеры стоят на разных площадках на разных расстояниях от сетки и
выполняют подачи друг другу.
ПЕРЕДАЧИ
Передача — технический прием, с помощью которого мяч направляют выше
верхнего края сетки для выполнения нападающего удара. По направлению
относительно передающего игрока передачи могут быть вперед, назад и над собой.
Рис. 6. Передача в перед
7Передача вперед. Перед выполнением передачи игрок принимает стартовую
стойку и перемещается к месту встречи с мячом. В исходном положении стопы
ставят на одном уровне, параллельно друг другу; ноги согнуты в коленях (130—
160°); руки согнуты в локтях и кисти вынесены перед лицом (рис. 6). При
приближении мяча движение начинают ноги — они разгибаются в коленях; затем
руки, разгибаясь в локтях, выполняют встречное движение к мячу. В дальнейшем
руки и ноги выпрямляются до конца, руки вытягиваются в направлении передачи.
Длина передачи и ее высота регулируется за счет угла взлета мяча и величины
сгибания ног в коленях в исходном положении
Рис. 7. Передача назад
Передача назад (рис. 7). Ее целесообразно выполнять из положения, в котором
одна нога (обычно левая) несколько впереди другой. Руки поднимают так, чтобы
кисти рук находились над головой. Вначале разгибаются ноги, одновременно игрок
прогибается в грудной и поясничной частях туловища. Затем руки разгибаются в
локтях строго вверх, а необходимый угол взлета мяча задается и регулируется
величиной прогибания игрока.
Распространенные ошибки.
1. Игрок выполняет передачу с техническими ошибками (бросок, захват мяча и
т.д.). Причины: неправильный выход игрока к месту встречи с мячом; отсутствие
зрительного контроля при выполнении удара по мячу.
2. При передаче игрок не может точно направить мяч своему партнеру. Причины:
слишком медленные или слишком резкие движения рук при выполнении удара по
мячу; руки не вытягиваются в направлении движения мяча.
Упражнения для изучения
имитация движений выполнения передачи;
занимающийся любым способом подбрасывает мяч вверх и ловит его,
принимая исходное положение для передачи;
занимающийся любым способом подбрасывает мяч вверхвперед или
вверхвсторону, затем перемещается под мячом и ловит его, принимая
исходное положение для передачи;
занимающийся с мячом в руках принимает исходное положение для
передачи, затем, разгибая руки и ноги в суставах, выполняет бросок мяча в
стену или баскетбольное кольцо (необходимо следить за тем, чтобы вначале
мяч находился на уровне лба, а при броске он двигался под определенным
углом вылета);
занимающийся подбрасывает мяч над собой, принимает исходное
положение для передачи, при приближении мяча выполняет ударное
и совершенствования техники выполнения передач:
8движение двумя руками (обратить внимание на первоначальное движение
ног, а затем разгибание рук);
выполнение одной (затем нескольких) передачи в стену, стоя от нее на
расстоянии 34 м (удар на высоте 34 м; обратить внимание на подход к
мячу);
подбрасывание мяча вверхвперед или вверхвсторону, перемещение под
него и выполнение передачи (в дальнейшем с попаданием в баскетбольное
кольцо);
стоя у стены, выполнение передач в нее на высоте 34 м, продвигаясь при
этом вправо и влево;
двумя руками сверхувниз занимающийся резко бросает мяч в пол,
перемещается под отскочивший мяч и выполняет передачу (в дальнейшем –
в определенное место).
Упражнения с партнером:
игрок занимает исходное положение для передачи, партнер подбрасывает
мяч ему в руки, и он выполняет передачу партнеру;
поточное выполнение передачи друг другу;
занимающийся выполняет передачу точно на партнера, последний передает
мяч в стороны;
оба игрока располагаются у баскетбольного кольца. Один выполняет
передачу, другой выходит под мяч и стремится передачей попасть в кольцо.
НАПАДАЮЩИЕ УДАРЫ
Нападающий удар — технический прием атаки,
заключающийся
в перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего
края сетки. Различают прямые нападающие удары (выполняют лицом
к сетке) и боковые (боком к сетке).
Рис. 8 . Прямой нападающий удар
Прямой нападающий удар (рис. 8). Для достижения высокой горизонтальной
скорости движения и ее использования для прыжка вверх выполняется
двухтрехшажный разбег. Первый шаг разбега относительно небольшой, скорость
невелика. Во втором шаге длина увеличивается, скорость растет. Последний шаг
самый большой и быстрый, его обычно выполняют как скачок (напрыгивающий шаг).
9Одну ногу (обычно правую) выносят вперед и ставят на пятку (стопорящее
движение). Другую ногу подставляют так, чтобы стопы находились на одном
уровне. В прыжке одновременно со взлетом игрок делает замах правой рукой
вверхназад (по типу движения верхней прямой подачи). Ударное движение
начинает с поворота тела вокруг вертикальной оси, затем правую руку выпрямляет
в локтевом суставе и вытягивает вверхвперед к мячу. Кисть накладывает на мяч в
расслабленном состоянии сверхусбоку (угол наклона руки около 75°) движением
«хлест» и одновременно с ведением руки вперед сгибает ее в лучезапястном
суставе, направляя мяч вниз. В дальнейшем руку опускает по дуге внизвперед, в
направлении к левому колену. После удара игрок снижается и приземляется,
обязательно сгибая при этом ноги в коленях.
Боковой нападающий удар (рис. 9). В современной игре используют сравнительно
редко. Разбег при этом ударе принципиально не отличается от прямого удара,
только выполняется под более острым углом к сетке. В прыжке при взлете
выполняют замах правой рукой по типу верхней боковой подачи: руку отводят вниз
в сторону, туловище наклоняют в сторону бьющей руки, левую руку поднимают
вверх.
Ударное движение выполняют так же, как при верхней боковой подаче. Начинают
его с поворота туловища вокруг вертикальной оси. Одновременно выводят вперед
правое плечо и выполняют маховое движение рукой снизу вверх по дуге, руку
выводят к мячу и производят удар кистью сверхусбоку. Затем продолжают
поворот и движение плеча вперед и руки впередвниз. После удара игрок снижается
и приземляется на согнутые ноги.
Рис. 9 . Боковой нападающий удар
Распространенные ошибки.
1. Игрок не перебивает мяч через сетку. Причины: низкий прыжок; при выполнении
удара слишком поздно отпускает мяч из руки.
2. Игрок не попадает по мячу. Причины: неправильный выбор места отталкивания в
прыжке; плохое согласование действий нападающего и передающего игрока;
отсутствует зрительный контроль при выполнении разбега.
3. Слишком слабый удар. Причины: выполнение удара согнутой в локте рукой;
медленное движение руки к мячу.
Упражнения для изучения и совершенствования техники выполнения
нападающего удара:
10 выполнить шаг, затем стопорящий шаг правой ногой и прыжок вверх с махом
руками (вначале делать медленно, постепенно ускоряя все движения);
выполнить разбег в 23 шага, стопорящий шаг и прыжок вверх;
стоя на месте, выполнить удар по подвешенному на высоте вытянутой руки мячу
(обратить внимание на вытягивание руки при ударе);
занимающийся располагается у стены (56 м)и выполняет стоя на месте удар по
мячу в стену с собственного подбрасывания (обратить внимание на хлестообразное
движение кисти);
то же, но удары выполнять непрерывно по отскочившему от стены мячу;
стоя у стены (56 м), выполнить удар по мячу в прыжке с места;
имитация нападающего удара (обратить внимание на правильную
последовательность работы звеньев тела и их согласованность);
то же у сетки в зонах 4,3,2 (следить за местом отталкивания в прыжке);
имитация нападающего удара с броском теннисного мяча через сетку (следить за
местом отталкивания в прыжке);
занимающийся левой рукой подбрасывает мяч вверх и после прыжка вверх с места
нападающим ударом перебивает мяч через сетку;
то же, но мяч подбрасывается вверхвперед. Игрок разбегается (23 шага), прыгает
и выполняет нападающий удар.
Упражнения с партнером
занимающийся располагается у стены. Один подбрасывает мяч вверх, другой
выполняет удар, не сходя с места;
то же, но мяч подбрасывается впереди игрока, игрок разбегается, прыгает и
выполняет удар в стену;
партнер, стоя у сетки, подбрасывает мяч вверх, игрок разбегается, прыгает и
выполняет удар;
партнер из зоны 3 выполняет передачу в зону 4, игрок в зоне 4 выполняет
нападающий удар с этой передачи;
то же, но передачу выполняют из зоны 3, нападающий удар из зоны 2;
то же, но передачу выполняют из зоны 3, нападающий удар из зон 3, 4.
В дальнейшем при совершенствовании нападающих ударов целесообразно
выполнять при блоке соперника
ПРИЕМ МЯЧА
Прием мяча — технический прием защиты, позволяющий оставлять мяч в игре
после нападающих действий соперника. В игре используют следующие способы
приема: снизу двумя руками, снизу одной рукой.
11