Программа "Юный исследователь"
Оценка 4.6

Программа "Юный исследователь"

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
биология
5 кл
17.04.2018
Программа "Юный исследователь"
План учебно-воспитательной работы детского объединения «Юный исследователь» первый год обучения для учащихся 5 класса в количестве 9 человек по 1 часу в неделю (34 часа в год). После прохождения курса «Юный исследователь» увлечённым биологией учащимся предоставляется возможность продолжить своё экологическое образование. Обучающиеся не только развивают навыки работы с микроскопом и лабораторным оборудованием, но и обучаются простейшим методам исследовательской деятельности.
Юный исследователь.docx
Утверждаю Директор МКОУ СОШ п.Джонка ___________________Л.Г.Балашова «__»________________2016г План учебно­воспитательной работы детского объединения «Юный исследователь»  первый год обучения для учащихся 5 класса в количестве 9 человек по 1 часу в неделю (34 часа в год) на период с 01.09.2016г по 31 .05.2017года Руководитель: Лиля Альбиновна Иванько                                                                            2016год 1 Раздел I. Пояснительная записка Рабочая учебная программа элективного курса «Юный исследователь» для   учащихся 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе:  Федерального   Закона   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   №273­ФЗ   от   29 декабря 2012года;  Федерального   компонента   государственного   стандарта   основного     общего образования. МО РФ 2004г.;  Примерной   программы         общеобразовательных учреждений: Исследовательская и проектная деятельность.. Иванов А. В., М.: Просвещение, 2014г.;  Авторской программы элективных курсов для 5 классов. Мониторинг окружающей  среды / Мансурова С. В.,  Шклярова О. А.,  М.: «5 за знания», 2012г.;  Учебного плана  на 2015­2016 учебный год. В связи с экологическим направлением школы экологическое воспитание  на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих целей и задач: ­Создание   условий,   способствующих   развитию   и   совершенствованию   исследовательских умений во внеурочной деятельности. ­ Изучение  методов биологических наук, освоение  некоторых из  них, использование  их в процессе изучения биологии и экологии. ­  оказание методической поддержки учащимся при проведении исследовательских работ по биологии   и   последующей   их   защите   на   научно­практических   конференциях   различного уровня. ЗАДАЧИ курса:  • Актуализация биологических и экологических   знаний о живых объектах и методах познания  • Освоение   простейших   методов   биологических   наук,   постановки   опытов, • мониторинговых исследований Развитие исследовательских навыков, формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций • Воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, культуры поведения в природе. Раздел II. Общая характеристика учебного курса При составлении рабочей программы элективного курса «Юный исследователь» был учтен   федеральный   компонент   Государственного   стандарта,   который   устанавливает обязательный минимум содержания курса экологии.  Направление: социальное  2 профиль: экология Актуальность элективного курса: Одной   из   основных     задач   современного   образования   сводится   к   развитию интеллектуально­творческого   потенциала   личности   ребенка   путем   развития   и совершенствования его исследовательских способностей.                   Под   исследовательской   деятельностью   мы   понимаем   творческий   процесс совместной   деятельности   двух   субъектов   (учителя   и   ученика)   по   поиску   решения неизвестного,   результатом   которой   является   формирование   исследовательского   стиля мышления и мировоззрения в целом. Место   курса   в   системе   проектно­исследовательской   работы   в   школе:   курс рассматривается   как   вспомогательная   дисциплина   к   проектно­исследовательским   работам учащихся, к их сотрудничеству с учителем.     Основная   идея   программы­   знакомство,   изучение   и   практическое   использование доступных для учащихся методов естественных наук. После прохождения курса «Юный исследователь» увлечённым биологией учащимся предоставляется возможность продолжить своё   экологическое   образование.   Обучающиеся   не   только   развивают   навыки   работы   с микроскопом   и   лабораторным   оборудованием,   но   и   обучаются   простейшим   методам исследовательской деятельности. Программа состоит из нескольких блоков, посвящённых: ­изучению некоторых методов полевых исследований, постановки экспериментов ­простейшему мониторингу окружающей среды ­методам ведения опытнической работы ­методам микроскопирования ­ методам гербаризации, монтировки насекомых и оформления коллекций                Отличительной особенностью  содержания рабочей программы от авторской   что   позволяет   обучающимся   «погрузиться»   в   самостоятельную является   то, исследовательскую   практику,   научиться   выявлять   проблемное   поле,   самостоятельно   его исследовать и оценивать результаты исследовательской деятельности.          Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в результате изучения   курса   обучающийся   научится   использовать   приобретённые   знания   и   умения   в практической деятельности и повседневной жизни для:  ­ поиска, первичного анализа, интерпретации и использования информации; ­ выбора форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях; ­   изложения   и   аргументации   собственных   суждений   о   происходящих   событиях   и явлениях в мире и стране; ­ осуществления учебных исследований и проектов.         Универсальные учебные действия, развиваемые в ходе реализации программы: 1. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. 2. Применение полученных знаний для определения порядка действий в конкретных ситуациях. 3. Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. 3 4. Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках разного типа. 5. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. 6. Участие в проектной деятельности. 7. Овладение приёмами исследовательской деятельности. 8. Формулирование полученных результатов. 9.   Пользование   мультимедийными   ресурсами   и   компьютерными   технологиями   в работе. 10. Владение основными видами публичных выступлений.            В рамках освоения содержания программы обучающиеся принимают участие в различных   интеллектуально­творческих   мероприятиях:   в   олимпиадах;   проводят   учебные исследования   и   представляют   их   на   научно­практических   конференциях;   в   социально значимых   проектах,   гражданских   инициативах;   выполнять   творческие   задания   конкурсов, фестивалей и викторин (в том числе и телекоммуникационных).         В основе курса : ­   реализация   деятельностного   подхода   (обучение   через   моделирование   ситуаций, практическое   решение   задач,   проектную   деятельность   на   занятии   и   за   его   пределами, социальную практику); ­   продуктивное   обучение   (обучающиеся   не   получают   знания   в   готовом   виде,   а самостоятельно   продуцируют   их,   выполняют   различные   творческие   задания   как индивидуально, так и в парах или в группах); ­ изменение системы взаимоотношений между учителем и обучающимися (переход от субъект­объектных к субъект­субъектным взаимоотношениям); ­ обязательность мотивационного и рефлексивного периодов в процессе обучения.  В основе  проведения занятий  методы и   формы  эвристической  технологии  обучения.  При конструировании   занятий   эвристического   типа   приоритет   отдается     целям   творческой самореализации,   а   затем   ­   формам   и   методам   обучения,   потом­   содержанию   учебного материала. Такой подход усиливает личностную направленность обучения.       Методика работы предполагает изучение фактического материала, текстов источников, а далее обучающихся. В процессе обучения используются активные методы: имитационные и неимитационные.               Неимитационные:  проблемные   лекции,   дискуссии,   семинары,   защиты   проектов, конференции ­ помогают формировать умения анализировать, оценивать, прогнозировать и принимать решения.   творческую     работу              Имитационные: игровые (деловые и ситуационно­ролевые игры) и неигровые (решение производственных задач, анализ конкретных и случайных ситуаций) ­ способствуют накоплению   знаний,   выработке   убеждений,   учат   оценивать   и   делать   мысленный   выбор, моделировать поведение. С помощью деловых и ролевых игр создаются стимулы для изучения предмета, появляется мотивация для подготовки к занятиям. Игровой аспект и связанная с ним   эмоциональная   вовлеченность   в   занятия   помогают   школьникам   долго   помнить   весь 4 пройденный материал; ролевая методика вдохновляет учеников на активное участие в жизни общества в дальнейшем. Используемые педагогические технологии: Технология   проблемного   обучения (такая   организация   занятий,   которая   предполагает создание   под   руководством   учителя   проблемных   ситуаций   и   активную   самостоятельную деятельность   учащихся   по   их   разрешению,   в   результате   чего   происходит   творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей). Технология   коллективного   способа   обучения (такая   организация   занятий,   при   которой происходит общение учащихся в мини­группах по 2­3 человека, когда каждый учит каждого). Технология индивидуального обучения (такая организация занятий, при которой происходит как взаимодействие учителя с каждым учащимся, так и взаимодействие каждого учащегося с источниками информации). Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (такая   организация   занятий,   при   которой   каждая   личность   воспринимается непризнанным гением). Технология поэтапного формирования умственных действий (такая организация занятий, при которой познание нового происходит за несколько этапов). Технология уровневой дифференциации (такая организация занятий, при которой происходит обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей). Технология саморазвивающего обучения (такая организация занятий, при которой акценты целей расставляются на формирование человека самосовершенствующегося, на воспитание доминанты саморазвития личности). Технология широкого использования потенциала личностно­ориентированного подхода в обучении (такая организация занятий, при которой каждая личность признаётся носителем субъектного опыта; широко используются эффекты исследования проблемного и творческого поиска). Среди наиболее значимых стратегий обучения детей на современном этапе выделяется “исследовательское обучение”. Главная особенность данного подхода – опора на своеобразие каждого   ребёнка.   Опираясь   на   такие   качества   учащихся   как   высокое   концентрирование внимания, способность к длительной работе в выбранном направлении и целеустремлённость к   максимально   высокому   уровню   результатов   деятельности,   учитель,   заинтересованный   в развитии личности каждого учащегося, может предоставить ему возможность самореализации через  исследовательскую  деятельность  по предмету. Исследовательское  обучение  придаёт познавательной   деятельности   творческий   характер   и   является   одновременно   одним   из вариантов индивидуализации обучения.      Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:  Программа     предусматривает   формирование   у   учащихся   общеучебных   умений   и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. ­   определение   сущностных   характеристик   изучаемого   объекта,   сравнение,   сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям; ­  объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; ­ решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; 5 ­ применение полученных знаний для написания экологических исследовательских работ ­ умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства  ­ поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица,  график,   диаграмма,  и   др.).  Отделение   основной   информации   от  второстепенной, критическое   оценивание   достоверности   полученной   информации,   передача   содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); ­ выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); ­   работа   с   текстами   различных   стилей,   понимание   их   специфики;   адекватное   восприятие языка средств массовой информации; ­   самостоятельное   создание   алгоритмов   познавательной   деятельности   для   решения   задач творческого и поискового характера; ­ участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»); ­ формулирование полученных результатов; ­ создание собственных творческих исследовательских проектов и работ , идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий; ­ пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи,   систематизации   информации,   создания   баз   данных,   презентации   результатов познавательной и практической деятельности; ­ владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Практическая значимость программы состоит в том, что  разработана методическая система обучения для развития навыков исследовательской работы учащихся на начальном этапе среднего звена.          Программа способствует   формированию умения оперировать усвоенным материалом в соответствии   с   различными   задачами,   которые   могут   встать   при   использовании приобретенных знаний в теоретических и практических целях. Наиболее прочно усваиваются знания, добытые самостоятельно, при выполнении исследовательских, поисковых, творческих заданий   Данный     курс     углубляет   содержание   раздела   курса   «Биология»,   использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и математики. Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала и практических работ. В завершении   курса   учащимся   предлагается   выполнить   исследовательскую   или   творческую работу. Курс   включает   материал,   в   процессе   изучения   которого   открывается   возможность реализовать систему обобщений, что позволяет учащимся понять роль экологии среди других наук о природе, её значение для человечества.           Рабочая программа курса «Юный исследователь» учитывает  региональные особенности Хабаровского края. С этой целью необходимо привлекать к учебным занятиям публикации из 6 районной газеты «Анюйские перекаты»,   статистические данные и материалы местного центра государственного Роспотренадзора. Раздел III. Место учебного курса в учебном плане  Место   курса   «Юный   исследователь»   в   системе   проектно­исследовательской экологической работы  в школе: курс  рассматривается  как вспомогательная дисциплина  к проектно­исследовательским работам учащихся, к их сотрудничеству с учителем.     В   связи   с   усилением     эколого­биологического   просвещения   учащихся   5   класса   в Учебном плане школы на 2015­2016 учебный год  запланирован 1 час (34 часа) элективного курса «Юный исследователь»  как  компонент  образовательного учреждения.  Раздел IV.Содержание учебного предмета Обоснование выбора рабочей программы с учётом особенностей классов: Рабочая   программа   элективного   курса   «Юный   исследователь»   составлена   с   учётом особенностей   обучающихся   5     класса.   Это   в   основном   дети   со   средним   уровнем способностей. Содержание Количество часов по примерной программе Количество часов согласно рабочей программе 1.Введение 2.Опытническая работа на пришкольном участке в  осенний период 3.Осеннее обследование пришкольной территории  (3 ч) 4.Изучение биоценоза оз Иннокентьевское 5.Простейший мониторинг окружающей среды.  Биоиндикация 6.Микроскопирование 7.Микроскопирование разных групп организмов  8.Экологический мониторинг села и жилого  помещения  9.Методика постановки биологических  экспериментов 1 2 4 4 7 5 2 3 7 1 2 3 4 7 5 2 3 7 Количество часов по разделам в рабочей программе элективного курса «Юный  исследователь» в 5 классе,  по сравнению с авторской,  совпадает в полном объёме. Перечень лабораторных  и практических работ  Тема лабораторной, практической  работы № четв ерти 1 Практическая работа №1 «Осенние явления в природе» Тема экскурсии Экскурсия №1 «Осенние явления в жизни растений» Экскурсия №2 «Осенние явления в жизни животных» Экскурсия №3 «Осенние явления в жизни птиц» Экскурсия № 4  на водоём  7 2 3 4 Практическая работа №2 «Экологический  мониторинг почв и воды» Практическая   работа   №   3   Экологический мониторинг воздуха Лабораторная   работа   №1   Приготовление временного микропрепарата Лабораторная   работа   №2   «Рассматривание готовых микропрепаратов под микроскопом" Лабораторная 3 «Микроскопирование   водорослей,   грибов мхов и папоротников, голосеменных» ­   №     работа «Определение органолептических свойств воды оз Иннокентьевское» Экскурсия № 5  на водоём «Методы,  используемые для отбора проб планктона, бентоса» Экскурсия № 6 «Экологический  мониторинг пришкольной территории» ­ Экскурсия №7 «Весеннее обследование  пришкольной территории»  Перечень проверочных работ (зачётов) по модулям № четверт и 1. 2. 3. 4. Тема Вид проверки  «Опытническая работа на пришкольном участке в осенний период»  «Изучение биоценоза оз Иннокентьевское»  «Микроскопирование»  «Экологический мониторинг» зачёт зачёт зачёт зачёт Раздел V. Тематическое планирование Раздел программы Основное содержание по темам 1.Введение 2.Опытническая  работа на  пришкольном участке  в осенний период 3.Осеннее  обследование  пришкольного  участка (3 ч) Одежда для полевой работы. Движение в  группе. Размер выборки, количество повторностей,  контроль. Биометрические показатели Оформление дневника наблюдений Видовое разнообразие растений пришкольного  участка. Видовой состав насекомых. Характер  повреждений листовой пластинки разными  видами вредителей Видовой состав птиц. Их приспособление к  среде обитания Основные виды деятельности Знать особенности  строения цветка  люцерны, опыления их  пчёлами. Суточные  ритмы активности  насекомых. Знать  отличительные признаки  растений различных  ярусов изучаемого БГЦ.  Распознавать наиболее  распространенных  насекомых своей  8 4.Изучение биоценоза  оз Иннокентьевское 5.Простейший  мониторинг  окружающей среды.  Биоиндикация БГЦ. Цепи питания Знать распространённые в  данной местности виды водных растений и  беспозвоночных Знать простейшие методы  отбора проб планктона, бентоса. Методы  отбора проб воды. Схема отбора проб Экологический мониторинг воды, почвы,  воздуха. Биоиндикаторы  Мониторинг парка. Трофические цепи. Знать  простейшие методы отбора проб планктона,  бентоса, давать им характеристику.  Экологический мониторинг воды 6.Микроскопирование Устройство микроскопа. Уметь пользоваться  лабораторным оборудованием.  Последовательность приготовления  микропрепарата Зачем окрашивают микропрепараты. Метод  чёрного поля, микроскопирование с  иммерсионным маслом. Биологический  рисунок. Правила оформления рабочей тетради Отличительные признаки шляпочных грибов от плесневых. Размножение водорослей. уметь  настраивать микроскоп для работы,  рассматривать готовые микропрепараты Биологический эксперимент. Методика  гербаризации. Значение коллекций насекомых.  Охрана редких видов. Фотопериодизм.   Энтомофаги. Стадии развития насекомых.   Знать основные отличительные признаки  различных видов растений, насекомых 7.Микроскопирование разных групп  организмов  8. Методика  постановки  биологических  экспериментов местности по  повреждениям. Взрослые стадии без определителя. Знать названия осёдлых  птиц, уметь различать их по голосам и оперению.  Знать отличительные  признаки растений  различных ярусов  изучаемого БГЦ. Знать  видовое разнообразие  растений оз  Иннокентьевское.  Трофические цепи  Разнообразие моллюсков и водорослей оз.  Иннокентьевское. Уметь  определять  органолептические  свойства воды. Определять по полевым  определителям водных  беспозвоночных, уметь  пользоваться  простейшим полевым  оборудованием. Знать основные  биоиндикаторы воды,  почвы, воздуха. Уметь  приготавливать  временный препарат  кожицы лука, срез листа, стебля, корня. Уметь по  отличительным  признакам распознавать  препараты грибов. Выполнять временный  препарат соскоба с коры  дерева и цветочного  горшка, находить клетки водорослей личностные познавательные регулятивные коммуникативные Универсальные учебные действия 9 — активно включаться в  общение и взаимодействие  со сверстниками на  принципах уважения и  доброжелательности,  взаимопомощи и  сопереживания;                       — осмысление мотивов  своих действий при  выполнении заданий с  жизненными ситуациями;       — проявлять  дисциплинированность,  трудолюбие и упорство в  достижении поставленных  целей;                                       — оказывать бескорыстную  помощь своим сверстникам,  находить с ними общий язык и общие интересы. воспринимать на слух  художественный текст (рассказ,  стихотворение) в  исполнении учителя,  учащихся; отвечать на вопросы  учителя по  содержанию  прочитанного; подробно  пересказывать текст; составлять устный  рассказ по картинке;  соотносить автора,  название и героев  прочитанных  произведений; Строить логическое  рассуждение,  включающее  установление  причинно­ следственных связей. Создавать модели с  выделением  существенных  характеристик  объекта,  преобразовывать  модели с целью  выявления общих  законов,  определяющих данную предметную область. Представлять   информацию в виде   конспектов, таблиц,  схем, графиков. ориентироваться в  книге (на развороте, в  оглавлении, в  условных  обозначениях); находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях; делать выводы в  результате совместной • Самостоятельно  обнаруживать и  формулировать  проблему в  классной и  индивидуальной  учебной  деятельности. Выдвигать версии  решения проблемы,  осознавать  конечный  результат, выбирать из предложенных и  искать  самостоятельно   средства  достижения цели. Составлять  (индивидуально или в группе) план  решения проблемы  (выполнения  проекта). Подбирать к  каждой проблеме  (задаче) адекватную ей теоретическую  модель. определять и  формировать цель  деятельности на  уроке с помощью  учителя; проговаривать  последовательность действий на уроке; учиться  высказывать своё  предположение  (версию) на основе  работы с  иллюстрацией  книги; учиться работать  по предложенному  учителем плану оформлять свои  мысли в устной и  письменной форме  (на уровне  предложения или  небольшого текста); слушать и понимать  речь других; выразительно читать  и пересказывать  текст; договариваться с  одноклассниками  совместно с  учителем о правилах поведения и  общения и следовать им; учиться работать в  паре, группе;  выполнять  различные роли  (лидера  исполнителя). Учиться критично  относиться к своему  мнению, с  достоинством  признавать  ошибочность своего  мнения (если оно  таково) и  корректировать его. Уметь взглянуть на  ситуацию с иной  позиции и  договариваться с  людьми иных  позиций.. 10 работы класса и  учителя; преобразовывать  информацию из одной  формы в другую:  подробно  пересказывать  небольшие тексты. Раздел VI. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение  образовательного процесса  Авторская   программа   элективного   курса   «Мониторинг   окружающей   среды»   для   5 класса  /Мансурова С. В., Шклярова О. А. – Москва, «5 за знания», 2012 г.;   Экранно­звуковые пособия: • CD   «Дидактический   и   раздаточный   материал.   Биология   5­6   классы».   –   Волгоград, • Учитель, 2014.  «Лабораторный   практикум.   Биология   5­11     класс»   (учебное   электронное   издание). Республиканский мультимедиа центр, 2014. I.Классификация и систематика; II.Клетка; III.Экосистемы.  • Лаборатории: ­ ­ ­ • ЭОР Единой коллекции. Природоведение 5 класс • Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2010. • 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова  • Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина. • Виртуальная   школа   Кирилла   и   Мефодия.   Медиатека   по   биологии.   –   «Кирилл   и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.  Список научно­методической литературы  1. Бабенко В. Г. Биология: материалы к урокам­экскурсиям, М.: НЦ ЭНАС, 2002 2. Корнелио М. П. школьный атлас определитель бабочек, М: Просвещение 2009 11 Периодические издания: ­ «Учительская газета»,  ­«Первое сентября»,  ­«Практика административной работы в школе», ­ «Практические советы учителю», ­ «Планета знаний» ИНТЕРНЕТ­РЕСУРСЫ 1. Центр образовательных ресурсов: http://school­collection.edu.ru/ 2. Педсовет: http://pedsovet.org/ 3. Официальный информационный портал единого государственного экзамена:  http://www1.ege.edu.ru/ 4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: http://obrnadzor.gov.ru/ 5.Федеральный институт педагогических измерений: http://fipi.ru/ 6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window 7. Сеть творческих учителей: http://www.it­n.ru/ 8. Учеба.RU: http://www.ucheba.ru/ege/ 9. Кирилл и Мефодий – КМ образование: http://km­school.ru/company/companies.asp 10. Федеральный образовательный портал: http://www.edu.ru/ 11. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru/default.asp 12. Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/ 13. *www. boges. ru/eco/  14http://rudocs.exdat.com/docs/index­24027.html 15. http://pochemu4ka.ru/ 16. http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/04_07_00_04.htm 17. http://www.researcher.ru/editors/ 18. www.subscribe.dnttm.ru  19 http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe­obrazovanie/  Раздел VII. Результаты освоения элективного курса «Юный исследователь» в 5 классе:   Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса « Юный   исследователь» Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по  формированию умения проектировать свою деятельность являются:                                             — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для  достижения её цели;                                                  — умения активно включаться в  коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; — умения доносить информацию в доступной, эмоционально­яркой форме в процессе  общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по  формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:              — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;                                                                 — осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;     — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных  12 целей;                                                                                                                           — оказывать  бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по  формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:             ­ Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний  ­ Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?  ­ Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая  знания из различных областей  ­ Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле  ­ Умение находить несколько вариантов решения проблемы  ­ Умение устанавливать причинно­следственные связи  ­ Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы  ­ Умения и навыки работы в сотрудничестве:   ­ Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач  ­ Умение выдвигать гипотезы Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по  формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:             ­ Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио  объектов;  ­ Создавать рисунки в графическом редакторе; Диагностический инструментарий: ­ создание «портфеля достижений ребенка» по курсу: результаты исследовательской  деятельности и другие дополнительные материалы, созданные самими детьми (тесты, схемы,  таблицы, списки Интернет­сайтов, других источников информации, которые использовались  для самостоятельной работы). Оценивается: полнота представленных материалов (по темам  или по курсу в целом) и качество их выполнения; ­ оценивание теоретических знаний (понятия, факты, явления, процессы и т.д.): тестирование,  устный и письменный опросы; ­ оценивание проекта, выполненного группой обучающихся и индивидуально; ­ самооценка, реализуемая через выполнение рефлексивных заданий.  Виды контроля:  обсуждение результатов   визуальных наблюдений и  исследований отчёты   по   лабораторным,   практическим   занятиям   и   экскурсиям,   групповые   работы, самостоятельная разработка и постановка опытов, проекты          Формы проведения занятий: обучающие семинары, экскурсии, практические занятия,  работа с интернет   ­ ресурсами, работа в библиотеках, круглый стол, индивидуальные  занятия. Предполагается   использовать   следующие  методы   контроля  за   усвоением   знаний: фронтальный опрос и взаимоопрос, проверочные работы, диктанты, практические   работы, защита исследовательских и проектных работ.  Итоговый   контроль  проводить   в   форме   зачетов   (по   окончанию   четверти). Необходимо использовать дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при выполнении творческих заданий. Особенности исследования: – Исследовательская деятельность не должна и не может носить массовый характер. – Выходит за рамки школьного курса. 13 – По тематике находится на стыке различных областей знаний. – Проблема исследования должна быть достаточно узкой, значимой для ученика. Поэтому её  необходимо выбрать самому ученику Исходя из поставленных целей  и задач,  возрастных возможностей учащихся 5 класса, необходимо учитывать при оценке результатов образовательной деятельности по следующим критериям: ­правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов; ­степень сформированности интеллектуальных и экологических знаний и умений; ­самостоятельность ответа; ­речевая грамотность и логическая последовательность ответа. Эти критерии включают в себя такие важные пункты:  ­ правильность определения цели опыта и исследования; ­полнота раскрытия содержания предложенного к ответу материала в объеме курса; ­для доказательства использованы различные умения, правильно выбранные методики опытов, исследований, обоснованные выводы. ­логичность и научная грамотность в оформлении результатов, опытов, исследований. Ожидаемые результаты        получение представлений об использовании экологических знаний в различных  областях человеческих знаний; развитие познавательных интересов, творческих способностей учащихся; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и классификации информации  по выбранной теме; составление реферата и устного доклада по составленному реферату;  приобретение опыта составления компьютерной презентации, публичного  выступления; участие учеников в научно­практических конференциях различного уровня; сознательное определение учеником профиля обучения и профессиональной  деятельности. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: ­ признаки биологических объектов – клеток и организмов растений, животных, грибов,  бактерий ­многообразие и сложность строение живых объектов  ­ строение увеличительных приборов ­  ядовитые грибы и правила оказания первой доврачебной помощи УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: 14 ­ изучать биологические объекты и процессы ­ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов ­наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе ­ рассматривать готовые микропрепараты и описывать экологические объекты. ­сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения ­определять   принадлежность   биологических   объектов   к   определённой   систематической группе ­ проводить самостоятельный поиск биологической информации ­ использовать  приобретённые ЗУН в повседневной жизни и практической деятельности 15

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"

Программа "Юный исследователь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018