Практическая работа № 8
Тема: Программирование и решение простейших задач на алгоритмическом языке Паскаль
Учебная цель: Овладение первоначальными навыками работы в среде Турбо Паскаль. Выработка навыков программирования простейших задач.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
Уметь:
- составлять программу по блок-схеме алгоритма,
- работать в интегрированной среде Турбо Паскаль,
- производить анализ полученных результатов,
- производить отладку программы.
Знать:
- основные операторы языка Турбо Паскаль,
- компоненты среды Турбо Паскаль,
- назначение «горячих» клавиш.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
Турбо Паскаль – это система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо в названии системы программирования – это отражение торговой марки фирмы-разработчика BorlandInternational (США).
Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной (integration – объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.
Основные файлы Турбо Паскаля:
Turbo.exe – исполняемый файл интегрированной среды программирования;
Turbo.hlp – файл, содержащий данные для помощи;
Turbo.tp – файл конфигурации системы;
Turbo.tpl – библиотека стандартных модулей, в которых содержатся встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS, PRINTER, GRAPH, TURBO3, GRAPH3).
Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.
Активное окно– это окно с которым вы в настоящий момент работаете.
Команды ниспадающего меню.
Open-F3 – открыть существующий файл (при активизации этой опции появляется окно со списком файлов, где можно выбрать необходимый),
New – создать новый файл (очищает память редактора и переводит в режим создания нового файла, которому присваивается имя Noname.pas; имя можно изменить при записи файла на диск),
Save-F2 – сохранить файл (переписывает файл из памяти редактора на диск),
Saveas – сохранить с новым именем,
Saveall – сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы),
Changedir – смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог),
Print – печать файла,
Getinfo – выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти,
DOS Shell – выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit),
Exit – выход и выгрузка из памяти.
При выполнении данной практической работы следует строго выполнять правила записи арифметических конструкций и операторов в среде Turbo-Pascal.
Задачи практической работы:
1. Выполнить практическую работу;
2.Оформить отчёт по практической работе;
Обеспеченность занятия (средства обучения)
Основные источники:
1. Учебно-методическая литература:
· Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.
· Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
· Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.
· Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
· Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.
· Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.
2. Лист писчей бумаги формат А4 (210x297мм) с нанесенной ограничительной рамкой, отстоящей от левого края листа на 20мм и от остальных на 5мм со штампом основной надписи 15х185 мм (ГОСТ 2.104-2006).
3. Ручка с чернилами черного цвета.
4. Карандаш простой.
5. Персональный компьютер, программа Турбо Паскаль.
Вопросы для закрепления теоретического
материала
к практической работе:
1. Интегрированная среда Турбо-Паскаль.
2. Команды основного меню Турбо-Паскаль.
3. Основные операторы Турбо-Паскаль.
4. Этапы решения задач на компьютере.
5. Структура программы Турбо-Паскаль.
Инструкция по выполнению практической работы
Внимательно изучить раздаточный и краткий теоретический материал.
Изучить порядок выполнения задания.
Методика анализа результатов, полученных в ходе практической работы
Контролем является защита отчета по практическому занятию.
Задания практической работы:
Задание 1. Решить квадратное уравнение:
I. Постановка задачи:
Исходные данные: Результаты:
x1, x2
или корней нет.
II. Математическая модель задачи: D=b2 -4ac,
III. Алгоритм решения задачи:
да нет
да нет
IV.Программа
Таблица идентификации:
перем. |
a |
b |
c |
D |
X1 |
X2 |
имена |
a |
b |
c |
d |
x1 |
x2 |
Program pr1;
Vara,b,c,d,x1,x2 : real;
Begin
Readln(a,b,c);
D:= b*b-4*a*c;
If d<0
Then writeln (‘корней нет’)
Else begin if d=0
Then begin x1:= - b/2/a; x2:=x1;end
Else begin x1:=(-b+sqrt(d))/2/a; x2:=(-b-sqrt(d))/2/a; end;
Writeln(‘x1=’, x1,’ x2=’,x2);
End;
End.
Контрольные расчеты: 1) ввести 2 -3 -5 результаты: x1=2.5 x2=-1;
2) 1 -4- 4 x1=2 x2=2;
3) 1 -7- 20 корней нет.
Задание 2. Составить
программу вычисления значения функции y=sinx для x, изменяющегося
от xнач до xкон
с шагом x,
.
I. Постановка задачи:
Исходные данные:xнач, xкон,
x,
π.
Результаты: таблица значений y.
Таблица идентификации:
переменные |
xнач, |
xкон |
|
х |
π |
y |
имена |
xn |
xk |
dx |
х |
pi |
y |
II.Математическая модель:y=sinx
III.Алгоритм решения задачи:
1 способ: цикл с предусловием
IV. Программа:
Program pr2_1;
Const pi=3.14159;
Var xn, xk, dx, x, y : real;
Begin
Xn:=-pi; xk:=pi; dx:=pi/16;
X:=xn;
Whilex<=xk do Да нет
Begin
Y:=sin(x);
Writeln ( x, ‘ ‘, y);
X:=x+dx;
End;
End.
Контрольный расчет:
если х=-π, то результат y=0
х=0 y=0.
2
способ: цикл с постусловием
Программа:
Program pr2_2;
Constpi=3.14159;
Varxn, xk, dx, x, y : real;
Begin
Xn:=-pi; xk:=pi; dx:=pi/16;
X:=xn;
repeat
Y:=sin(x);
Writeln ( x, ‘ ‘, y);
X:=x+dx;
Untilx>xk;
End.
нет
3 способ: цикл с параметром
Определим количество повторений цикла по формуле: да
Program pr2_3;
Const pi=3.14159;
Var i : integer;
xn, xk, dx, x, y : real;
Begin
Xn:=-pi; xk:=pi; dx:=pi/16;
X:=xn;
For i:=1 to 33 do
Begin
Y:=sin(x);
Writeln ( x, ‘ ‘, y);
X:=x+dx;
End;
End.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.