Программирование и решение простейших задач на алгоритмическом языке Паскаль

  • doc
  • 27.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 193. Программирование и решение простейших задач на алгоритмическом языке Паскаль.doc

Практическая работа № 8

 

Тема: Программирование и решение простейших задач на алгоритмическом языке Паскаль

 

Учебная цель: Овладение первоначальными навыками работы в среде Турбо Паскаль. Выработка навыков программирования  простейших задач.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Уметь:

- составлять программу по блок-схеме алгоритма,

- работать в интегрированной среде Турбо Паскаль,

- производить анализ полученных результатов,

- производить отладку программы.

Знать:

- основные операторы языка Турбо Паскаль,

- компоненты среды Турбо Паскаль,

- назначение «горячих» клавиш.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

Турбо Паскаль – это система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо в названии системы программирования – это отражение торговой марки фирмы-разработчика BorlandInternational (США).

Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной (integration – объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.

Основные файлы Турбо Паскаля:

Turbo.exe   – исполняемый файл интегрированной среды программирования;

Turbo.hlp   – файл, содержащий данные для помощи;

Turbo.tp     – файл конфигурации системы;

Turbo.tpl    – библиотека стандартных модулей, в которых содержатся встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS, PRINTER, GRAPH, TURBO3, GRAPH3).

Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.

Активное окно– это окно с которым вы в настоящий момент работаете.

Команды ниспадающего меню.

Open-F3 – открыть существующий файл (при активизации этой опции появляется окно со списком файлов, где можно выбрать необходимый),

New – создать новый файл (очищает память редактора и переводит в режим создания нового файла, которому присваивается имя Noname.pas; имя можно  изменить при записи файла на диск),

Save-F2 – сохранить файл (переписывает файл из памяти редактора на диск),

Saveas – сохранить с новым именем,

Saveall – сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы),

Changedir – смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог),

Print – печать файла,

Getinfo – выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти,

DOS Shell – выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit),

Exit – выход и выгрузка из памяти.

При выполнении данной практической работы следует строго выполнять правила записи арифметических конструкций и операторов в среде Turbo-Pascal.

Задачи практической  работы:

1. Выполнить практическую  работу;

2.Оформить отчёт по практической  работе;

Обеспеченность занятия (средства обучения)

Основные источники: 

1.             Учебно-методическая литература:

·              Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.

·              Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.

·              Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.

·              Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.

·              Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.

·              Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.

2.     Лист писчей бумаги формат А4 (210x297мм) с нанесенной ограничительной рамкой, отстоящей от левого края листа на 20мм и от остальных на 5мм со штампом основной надписи 15х185 мм (ГОСТ 2.104-2006).

3.     Ручка с чернилами черного цвета.

4.     Карандаш простой.

5.     Персональный компьютер, программа Турбо Паскаль.

Вопросы для закрепления теоретического материала 
к практической работе:

1.    Интегрированная среда Турбо-Паскаль.

2.    Команды основного меню Турбо-Паскаль.

3.    Основные операторы Турбо-Паскаль.

4.    Этапы решения задач на компьютере.

5.    Структура программы Турбо-Паскаль.

Инструкция по выполнению практической работы

Внимательно изучить раздаточный и краткий теоретический материал.

Изучить порядок выполнения задания.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практической  работы

Контролем  является защита отчета по  практическому занятию.

Задания практической работы:

Задание 1. Решить квадратное уравнение:

I.           Постановка задачи:

 Исходные данные:  Результаты: x1, x2 или корней нет.

II.   Математическая модель задачи: D=b2 -4ac,

III. Алгоритм решения задачи:

Flowchart: Terminator: начало

 

 

 

 

да                           нет

 

                                       да                       нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Программа     

Таблица идентификации:

перем.

a

b

c

D

X1

X2

имена

a

b

c

d

x1

x2

Program pr1;

Vara,b,c,d,x1,x2 : real;

Begin

Readln(a,b,c);

D:= b*b-4*a*c;

If d<0

Then writeln (‘корней нет’)

Else  begin if d=0

Then  begin x1:= - b/2/a; x2:=x1;end

Else  begin x1:=(-b+sqrt(d))/2/a;  x2:=(-b-sqrt(d))/2/aend;

Writeln(‘x1=’, x1,’  x2=’,x2);

End;

End.

Контрольные расчеты: 1) ввести  2 -3 -5    результаты:     x1=2.5  x2=-1;

2)              1 -4- 4                            x1=2    x2=2;

3)              1 -7- 20                          корней нет.

 

Задание 2. Составить программу вычисления значения функции y=sinx для x, изменяющегося от   xнач до xкон с шагом x,.

I. Постановка задачи:

Исходные данные:xнач, xкон, x, π.

Результаты: таблица значений  y.

Таблица идентификации:

переменные

xнач,

xкон

x

х

π

y

имена

xn

xk

dx

х

pi

y

 

II.Математическая модель:y=sinx

 

III.Алгоритм решения задачи:

 

1 способ: цикл с предусловием

IV. Программа:

Program pr2_1;

Const pi=3.14159;

Var xn, xk, dx, x, y : real;

Begin

Xn:=-pi;  xk:=pi;  dx:=pi/16;

X:=xn;

Whilex<=xk do                                                        Да                                           нет

Begin

Y:=sin(x);

Writeln ( x, ‘   ‘, y);

X:=x+dx;

End;

End.

Контрольный расчет:

если х=-π, то результат y=0

х=0                          y=0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 способ: цикл с постусловием

Программа:

Program pr2_2;

Constpi=3.14159;

Varxn, xk, dx, x, y : real;

Begin

Xn:=-pi;  xk:=pi;  dx:=pi/16;

X:=xn;

repeat

Y:=sin(x);

Writeln ( x, ‘   ‘, y);

X:=x+dx;

Untilx>xk;

End.

 

 

 

 

 

нет

3 способ: цикл с параметром

Определим количество повторений цикла по формуле:              да

Program pr2_3;

Const pi=3.14159;

Var iinteger;

xn, xk, dx, x, y : real;

Begin

Xn:=-pi;  xk:=pi;  dx:=pi/16;

X:=xn;

For i:=1 to 33 do

Begin

Y:=sin(x);

Writeln ( x, ‘   ‘, y);

X:=x+dx;

End;

End.

 



Посмотрите также