Программирование линейных алгоритмов на языке Паскаль
Оценка 4.9

Программирование линейных алгоритмов на языке Паскаль

Оценка 4.9
Домашнее обучение +2
pdf
информатика
7 кл—10 кл
15.01.2021
Программирование линейных алгоритмов на языке Паскаль
В практической работе представлены примеры составления программ линейной структуры на языке программирования Паскаль, даны задания для самостоятельного выполнения.
Программирование линейных алгоритмов на языке Паскаль.pdf

Практическая работа №1 Программирование линейных алгоритмов на языке Паскаль

 

Цель работы:  изучить  структуру программы на языке программирования Паскаль, научиться программировать линейные алгоритмы, освоить приемы ввода, редактирования, отладки и выполнения  программы.

 

Краткие теоретические сведения

Алгоритм – конечная последовательность точно определенных действий, приводящих к решению поставленной задачи. 

Основой для классификации алгоритмов является порядок выполнения команд. На основании данного признака выделяют три основных типа алгоритмов

 

      линейные алгоритмы;  разветвленные алгоритмы; 

      циклические алгоритмы.

 

Блок-схема ориентированный граф, указывающий на последовательность операций, приводящую к решению поставленной задачи.

 

 

 

                Следование                                       Ветвление                                   Повторение или цикл

 

 

Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно друг за другом.

 

Язык программирования Pascal был создан в 1968 – 1971 году Никлаусом Виртом как учебный язык программирования и назван в честь французского философа и математика XVII в. Блеза Паскаля.

Паскаль язык структурного программирования. Это означает, что для написания программы, необходимо предварительно составить алгоритм ее решения для компьютера. 

 

PascalABC.NET – это система программирования и язык Pascal нового поколения.


 

Структура программы на языке Паскаль

 

Заголовок program имя программы; программы  var  { описание переменных }  begin

Тело операторы программы end.  

 

 

 

Функции языка Паскаль abs (x) – модуль числа |𝑥| srt (x) число х во второй степени 𝑥2 sqrt (x) квадратный корень числа   sin (x), cos (x) вычисление тригонометрических функций


В разделе описаний наиболее важная часть начинается после служебного слова var

(сокращ. от англ. variable переменная), именно здесь указываются типы переменных в Паскале. Любая переменная в PascalABC.NET имеет определённый тип. Каждый тип, используется для определённых целей и имеет свои уникальные возможности. 

 

Типы данных языка Паскаль integer – целочисленный тип, любое число от 

–147483648 до 2147483647. real – вещественный тип, любое число от  –1.8∙10308 до 1.8∙10308. string – строковый тип, содержит произвольное количество символов. boolean – логический тип, принимает значения:  Истина (True) и Ложь (False).

             

Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной может быть изменено во время работы программы. Данные хранятся в переменных, которые имеют свои идентификаторы (имена), например, идентификаторы X или Y, или более длинные идентификаторы переменных number1, counter и т.п. Идентификаторы состоят из буквы, за которой могут следовать буквы, цифры или символ подчеркивания.

Чтобы задать переменной какое-либо значение используется оператор присваивания. Оператор присваивания в Паскале обозначается как :=, выполняет правую часть выражения и присваивает результат переменной, расположенной в левой части выражения:

 

Технология работы:

 

Пример 1. Вычислить сумму двух заданных чисел и вывести результат на экран.

 

program primer1; 

var х,у,z:integer; { описание переменных целого типа }  begin { начало программы }  х := 3; { установка значения х }  у := 5; { установка значения у }  z := х + у; { вычисление суммы } 

write(z); {вывод результата вычисления на экран }  end. { конец программы }

 

Оператор write (от англ. write) написать или writeln (от англ. write line написать строку) оператор вывода в Паскале, т.е. служит для вывода на экран каких-либо данных (просто текста, результатов выполнения программы, значений переменных и т.п.).

Часто в программе необходимо запрашивать данные (т.е. вводить значения переменных с клавиатуры, а затем использовать эти значения для решения поставленной задачи). Для ввода данных используется оператор ввода read или readln.

 

 

Пример 2. Вычислить сумму двух любых чисел и вывести результат на экран.  

 

В первом примере мы присвоили значения переменным непосредственно в тексте программы. Но так как программа пишется для решения множества однотипных задач, то удобнее задавать значения переменным во время ее работы. Для этого применяется команда, которая позволяет ввести данные с клавиатуры. Модифицируем код программы из примера выше.

 

program primer1;

 var x,y,z:integer; { описание переменных целого типа }   begin { начало программы }   read(x,y); { ввод значений х и y с клавиатуры }   z := x + y; { вычисление суммы } 

 write(z); {вывод результата вычисления на экран }   end. { конец программы }

 

Ввод значений переменных Х и У будет осуществляться по запросу работающей программы. В этот момент нужно будет с клавиатуры ввести два числа через пробел и нажать клавишу Enter, чтобы продолжить выполнение программы.

 

Пример 3. Изменить программу так, чтобы на экране появились подсказки для ввода и вывода значений. 

 

В примере, при работе программы, не совсем понятно, что нужно вводить и что за числа появляются на экране по завершению работы программы. Поэтому изменим код программы, чтобы у нее появился минимальный пользовательский интерфейс. Для этого задействуем уже знакомую нам команду write.

 

program primer1; 

var x,y,z:integer; { описание переменных целого типа }  begin { начало программы } 

writeln('Вычисление суммы двух чисел');  writeln ('Введите два целых числа через пробел');  readln(x,y); { ввод значений х и y с клавиатуры }  z := x + y; { вычисление суммы } 

write('Сумма = ',z); {вывод результата вычисления на экран }  end. { конец программы } 

Важно! 

      Выводимый текст заключается в одиночные кавычки (апострофы)

      Для вывода значений переменных кавычки использовать нельзя, указывается просто идентификатор (имени переменной). 

      Если необходимо после вывода перейти на другую строку, то используется writeln ().

 

Задача 1. Модифицировать программу так, чтобы она вычисляла и выводила на экран сумму и произведение трех целых чисел.

 

program zadacha1; 

var x,y,k,z,p:integer; { описание переменных целого типа }  begin { начало программы } 

writeln('Вычисление суммы и произведения трех чисел');  write('Введите три целых числа через пробел');  readln(x,y,k); { ввод значений х,y,k с клавиатуры }  z := x + y + k; { вычисление суммы }  p := x * y * k; { вычисление произведения } 

writeln('Сумма = ',z); {вывод результата сложения на экран }  writeln('Произведение = ',p);{вывод результата произведения на экран }  end. { конец программы }

Задача 2. Дана длина ребра куба а. Найти объем куба V=a3 и площадь его поверхности S=6a2 .

 

program zadacha2; 

var a,v,s:real; { описание переменных вещественного типа }  begin { начало программы }  writeln('Вычисление объема и площади поверхности куба');  write('Введите длину ребра куба');  readln(a); { ввод значения a с клавиатуры }  v := a * a * a; { вычисление объема }  s := 6 * a * a; { вычисление площади } 

writeln('Объем куба = ',v); { вывод результата объем куба }  writeln('Площадь поверхности = ',s); { вывод результата площадь поверхности } 

end. { конец программы }

 

Задача 3. Даны две переменные с некоторыми значениями. Поменять местами значения этих переменных.

 

Program zadacha3;

var a,b,c: integer; { описание переменных целого типа }  begin

    writeln ('Поменять местами значения переменных');     write ('введите число а=');

    readln (a); { ввод значения a с клавиатуры }     write ('введите число b=');

    read (b); { ввод значения b с клавиатуры }     c:=a; { промежуточная переменная с }     a:=b; { обмен значениями }     b:=c; { обмен значениями }

    writeln('a=',a); { вывод нового значения переменной a }     writeln('b=',b); { вывод нового значения переменной b }    end.

 

Самостоятельно:

 

Составьте блок-схему линейного алгоритма. Напишите программу на языке Паскаль для вычислений по данным формулам. Установите имена переменным, их тип: все переменные считайте вещественными (real). Включите в программу подсказки для ввода исходных данных и вывода результата вычислений.

 

Алгоритм решения задачи:

 

Структура программы:

1)      Определить имена переменных.

2)      Установить тип переменных.

3)      Задать (ввести) значения переменных.

4)      Выполнить вычисления по формулам.

5)      Вывести результат решения задачи.

 

 

program имя программы; { название программы } var  { описание переменных } begin { начало программы } оператор 1{ вывод подсказок } оператор 2{ ввод исходных данных } ……………………  { вычисления по формулам } оператор n { вывод результата вычислений } end. { конец программы }

Внимание! Для правильного оформления задачи изучите примеры, рассмотренные в данной работе.

 

Решите задачи согласно своему варианту:

 

 

1.       Найти объем  шарового слоя по формуле, если известны r1 и r2  - радиусы, h – высота.

                                                                                                        3         1      (r12 r22) h

V h

2

2.       По заданному значению радиуса R определить площадь поверхности сферы по формуле: 𝑃 = 4𝜋𝑅2

3.       По заданному значению радиуса R определить объем сферы по формуле:

 

4.       Определить путь, пройденный телом при равноускоренном движении по формуле:

 , где a = 9,81 м/с2;  v0 = 10 м/с

5.       Вычислить площадь кольца с внешним диаметром D1 и внутренним диаметром D2 по формуле:

 

6.       Определить объем шарового сегмента по формуле:

 

7.       Вычислить общее сопротивление при параллельном соединении проводников по формуле: 

 

8.       Вычислить площадь трапеции по длине основания и высоте по формуле: 

 

9.       Вычислить значение функции y при любых значениях переменной x:  

𝑦 = 4𝑥2 +7𝑥 − 1

10.    Определить площадь S и периметр P прямоугольника со сторонами a и b.

 

11.    Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника по данным катетам a и b по формуле:

 

12.    Найдите площадь треугольника со сторонами a=11, b=13, c=20 по формуле Герона:

 

13.    Определить объем цилиндра с радиусом основания R и высотой H, площади его боковой и полной поверхности по формулам: 

 

                                                 𝑉 = 𝜋𝑅3𝐻;       𝑆бок = 2𝜋𝑅𝐻;              𝑆пол = 2𝜋𝑅𝐻 +2𝜋𝑅2

 

Практическая работа №1 Программирование линейных алгоритмов на языке

Практическая работа №1 Программирование линейных алгоритмов на языке

Тело операторы программы end

Тело операторы программы end

Оператор write (от англ. write)  написать или writeln (от англ

Оператор write (от англ. write)  написать или writeln (от англ

Важно! • Выводимый текст заключается в одиночные кавычки (апострофы)

Важно! • Выводимый текст заключается в одиночные кавычки (апострофы)

Самостоятельно: Составьте блок-схему линейного алгоритма

Самостоятельно: Составьте блок-схему линейного алгоритма

Вычислить общее сопротивление при параллельном соединении проводников по формуле: 2

Вычислить общее сопротивление при параллельном соединении проводников по формуле: 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021