Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа
Оренбургской области»
муниципальный семинар-практикум «Управление ДОО в условия модернизации образования»
(для руководителей и членов ДОО Кувандыкского городского округа)
«Программно-методическое обеспечение ДОО»
(требования к разработке программ ДОО)
Побединская Н.В., зав. методической службой
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа – это документ, отражающий достижение конкретной цели организации.
По своему смыслу программа ДОО – это модель будущей деятельности, которая должна давать ответы на вопросы:
1). Каково исходное состояние ДОО (что реально существует)?
2). Каким хотелось бы видеть детское объединение (что хочется в идеале)?
3). Что надо предпринять для того, чтобы изменить реальное состояние дел и приблизить его к идеальному образу?
Программа ДОО может иметь различную структуру, но основные ее элементы неизменны: введение, цели и задачи, содержание деятельности, план реализации, предполагаемые результаты.
Могут быть разделы: кадры, имидж (или атрибутика, методическое обеспечение, финансы и т.д.).
Рассмотрим подробнее, что включают в себя основные элементы программы:
1. Введение
(преамбула, объяснительная записка и т.д.)
В этой части программы обосновывается ее актуальность и значимость. Необходимо проанализировать социально-педагогические условия, которые сложились в школе, микрорайоне на момент создания программы. Здесь же указывается точный адрес программы, т.е. кому она предназначена (какому возрасту, социальной группе и т.д.). Во введении объясняется название программы (если оно есть), ее основные идеи и принципы.
2. Цели и задачи.
В этом разделе указывается основная цель программы и задачи, которые уточняют, конкретизируют основную цель. Требования к формулировке цели:
- цель выражается простыми словами, желательно - одним предложением;
- цель может быть легко «разложена» на последовательные шаги – задачи, которые необходимо решить, чтобы добиться результата;
- цель может быть достигнута в определенный период времени;
- цель может быть достигнута усилиями Вашего коллектива или Вашими усилиями.
Вы можете легко определить, достигнута цель или нет.
Цель деятельности детского объединения – это конкретный образ предполагаемого результата, который детское объединение может реально достичь к определенному моменту времени.
Задача – это частная цель, это конкретизация цели, шаг на пути ее достижения. Задачи разрабатываются для каждого направления программы. Обычно программа содержит 3-7 задач.
Задачи можно разделить на ведущие (воспитательные) и вспомогательные (организационно-практические). Ведущие задачи должны давать ответы на вопросы, что необходимо формировать, развивать, о становлении чего заботиться, чему научить, с чем бороться; в общем, то, что связано с формированием личности и детского коллектива.
Вспомогательные задачи как бы отвечают на вопросы, что обеспечить (сделать возможным), во что вовлекать участников объединения, что привлекать в качестве средств, что не допускать, что организовывать, стимулировать и т. д.
3. Содержание.
Этот раздел программы содержит описание форм, методов, с помощью которых предполагается реализовывать цели и задачи. Раздел должен дать ответы на вопросы «Что?», «Где», «Когда?», «Как?». Для более удобного способа передачи «содержания» этот раздел обычно делится на подпрограммы, блоки, направления, модули, проекты, тропинки, ступени и т. д.
4. План (механизм) реализации
Один из самых сложных для разработки разделов. Он представляет собой описание системы действий (что необходимо сделать, с кем встретиться) по воплощению в жизнь замысла, идей программы.
В чем разница между планом работы детского объединения и планом реализации? План реализации программы продумывается в основных деталях на весь период действия программы, план работы конкретно указывает сроки проведения, место, ответственных и т.д. План реализации указывает, какие организационные, материально, материально – технические условия и в каком порядке надо выполнить.
(Например, чтобы клуб любителей песни реально работал: оформление творческой группы по разработке проекта клуба, обсуждение и разрешение вопроса по определению места работы клуба, изучение опыта деятельности подобных клубов и т. д.).
Требования к плану реализации программы:
- План должен быть полным, т. е. содержать все необходимые и достаточные условия для достижения поставленных задач;
- План должен быть скоординированным, т. е. увязывать и согласовывать необходимые действия по содержанию и срокам;
- План по реализации программы должен быть контролируемым, т.е. давать возможность определять и соотносить промежуточные итоги с предполагаемыми конечными результатами и корректировать работу в соответствующем направлении.
5. Предполагаемые результаты
В этом разделе указываются предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. По объему этот раздел всегда очень лаконичен, т.к. по сути результатами каждой программы являются ее цели и задачи. Поэтому при описании результатов программы важно соблюдать те же требования, что и при формулировке блока целей и задач: конкретность и реальность. Главным результатом деятельности любого детского объединения является развитие ребенка и детского коллектива. Показатели этого развития (новые знания, умения, навыки, уровень взаимоотношений и т. д.) и должны стать результатами деятельности детского объединения.
Требования, предъявляемые к программе:
Актуальность – свойство программы быть нацеленной, ориентированной на решение наиболее важных для детского объединения проблем.
Преемственность – программа должна учитывать то, что делалось в детском объединении, в школе до того, как стала разрабатываться данная программа.
Целостность – программа должна объединять в единую систему все действия от выдвижения целей до описания предполагаемых результатов в их логической последовательности.
Прогностичность – программа должна работать на перспективу, т.е. отражать в своих целях, действиях прогнозируемые изменения, новые требования к работе детского объединения.
Реальность – программа должна быть выполнимой, оптимальной для потенциала конкретного школьного объединения.
Оригинальность – программа должна отражать специфику определенного детского объединения, своеобразие содержания, направлений, форм и методов его деятельности, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.
Пример программы деятельности районной детской общественной организации:
«ЮВЕНТА»
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение
На современном этапе развития общества существует объективная потребность в социальной активности нового поколения. При этом в среде учащейся молодёжи наблюдается интенсивное стремление подростков к объединению, к самостоятельному поиску путей, форм самоутверждения и самоорганизации. Для того чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо уже сегодня помочь достичь того уровня социальной зрелости, который определит их потребность в развитии лидерских качеств, активности и самодеятельности.
Главная цель детского движения – объединение растущих граждан и общественных объединений для содействия всестороннему развитию молодого человека, реализации его потенциала в общественной сфере, защита законных интересов и прав детей. В связи с этим особая роль принадлежит детским организациям, которые располагают широкими возможностями в формировании лидерской позиции, социальной активности и гражданской компетенции растущих поколений.
Деятельность детский организаций можно рассматривать, с одной стороны, как деятельность, направленную на саморазвитие и самосовершенствование самой организации, а с другой стороны, как социально-значимую деятельность, ориентированную на детей и самоорганизацию подрастающего поколения, способствующую формированию Юных, Востребованных, Единомыслящих, Неординарных, Творческих Активистов.
Инициативой СДОР «МИР» по систематизированию и совершенствованию деятельности детских организаций является комплексная программа деятельности «Ювента».
Цель программы:
содействие активизации деятельности детских общественных организаций Дзержинского района г.Оренбурга.
Задачи программы:
- поддержка и развитие инициатив детских организаций школьного сообщества района;
- информационный обмен имеющимся опытом работы, пропаганда достижений детских общественных организаций;
- методическое сопровождение деятельности руководителей ДОО;
- подготовка актива и лидеров Содружества «МИР»;
- формирование позитивного имиджа лидера детской организации.
Участники (адресаты)
В программе принимают участие детские организации школ Дзержинского р-на. Категория участников – актив - члены ДОО, лидеры и руководители (педагоги) детских организаций.
Основное содержание программы
Программа «ЮВЕНТА» реализуется по четырём взаимосвязанным направлениям, которые можно представить в следующих подпрограммах:
Подпрограмма «КОМАНДА» (лидерское направление)
Деятельность данной программы направлена на обучение актива детских организаций учащейся молодёжи, развитие лидерских технологий и самоуправления в общественных объединениях детей.
Задачи:
- обучение актива и лидеров ДОО;
- создание кадрового резерва Содружества «МИР»;
- повышение уровня информированности, участия в выборе приоритетных направлений деятельности СДОР «МИР».
Формы работы:
Название мероприятия |
Организационный сбор лидеров ДОО |
Сбор активистов и лидеров ДОО (по проведению районного слёта активистов) |
Районный слёт активистов ДОО «Старт в будущее» (старт работы СДОР «МИР») |
Участие в областной игре «Мы – команда» (команда от СДОР «МИР») |
Районный конкурс лидеров ДОО «Лидер нового века» |
Районный конкурс-смотр деятельности ДОО «Спектр» |
Конкурс команд актива «Стань первым среди равных» |
Коммунарский сбор активистов СДОР «МИР» «ШАР – школа активных ребят» |
Районный слёт активистов СДОР «МИР» «Мы не стоим на месте» |
Подпрограмма «ДОСУГ» (культурно-досуговое направление)
Работа в рамках этой программы направлена на формирование организаторских способностей у активистов ДОО, реализацию творческого потенциала наиболее активных и талантливых членов Содружества «МИР».
Задачи:
- выявление потенциальных и уже состоявшихся лидеров детских организаций;
- создание условий для реализации творческого потенциала членов СДОР «МИР»;
- организация позитивного досуга лидеров и актива Содружества.
Формы работы:
Название мероприятия |
Районный юмористический фестиваль «КВН» |
Выездные развлекательные программы «Стартинейджер» (танцевальный марафон) |
Развлекательная программа для активистов СДОР «МИР» «Лидерская ёлка»- (поподведение итогов конкурса лидеров) |
Районный конкурс школьных ди-джеев «The best school DJ» (конкурс муз.операторов) |
Церемония закрытия учебного года (награждение лучших активистов СДОР) |
Подпрограмма «ИНФО» (информационно-аналитическое направление)
Деятельность в рамках этой программы направлена на создание единого информационного пространства между активистами-членами СДОР, на приведение к организационным нормам документациим ДОО и Содружества.
Задачи:
- возобновление и развитие работы районной газеты «Четвёртая власть»;
- организация работы пресс-центров школ района;
- издательство методической продукции для руководителей ДОО;
- расширение возможностей использования Интернет-ресурсов для освещения работы СДОР «МИР».
Формы работы:
Название мероприятия |
Участие в областном конкурсе нормативных документов по поддержке районных ДОО |
Перерегистрация всех ДОО в районной организации (сдача необходимой документации) |
Конкурс школьных пресс-центров «Школьные коридоры» |
Создание группы или странички в социальной Интернет-сети «ВКонтакте» |
Интерактивная медиа-конференция Актива СДОР «МИР» и актива ГДОО «ЮнГор» (г. Орск) с использованием компьютерной программы «Skype» |
Подпрограмма «ПАТРИОТ» (гражданско-патриотическое направление)
Данная программа направлена на формирование чувства патриотизма, государственности и активной гражданской позиции.
Задачи:
- проведение этно-культурных мероприятий, направленных на воспитание толерантной личности члена ДОО;
- участие в городских и региональных акциях, посвящённых знаменательным датам и событиям;
- проведение деловых игр гражданско-правовой тематики;
- активизация деятельности по защите прав детей, донесению мнения детского сообщества до власти.
Формы работы:
Название мероприятия |
Районный конкурс плакатов «Мы все разные» («толерантность») |
Районный конкурс эссе «100 строк о моей малой Родине» |
5 областной детский Референдум |
Районный конкурс эссе «Мы горды своим Отечеством» |
Районный конкурс творческих работ «Космический прорыв» |
Творческий фестиваль национальных культур «Меридиан дружбы народов» |
Участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка» |
Работа Детской общественной правовой палаты района |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.