«Программно-методическое обеспечение деятельности ДОО»
Оценка 5

«Программно-методическое обеспечение деятельности ДОО»

Оценка 5
docx
29.04.2020
«Программно-методическое обеспечение деятельности ДОО»
Выступление Побединская Н.В..docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа

Оренбургской области»

 

 

 

 

муниципальный семинар-практикум «Управление ДОО в условия модернизации образования»

(для руководителей и членов ДОО Кувандыкского городского округа)

 

 

 

 

 

 

 

«Программно-методическое обеспечение ДОО»

 (требования к разработке программ ДОО)

 

 

 

 

Побединская Н.В., зав. методической службой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Программа – это документ, отражающий достижение конкретной цели организации.

По своему смыслу программа ДОО – это модель будущей деятельности, которая должна давать ответы на вопросы:

1). Каково исходное состояние ДОО (что реально существует)?

2). Каким хотелось бы видеть детское объединение (что хочется в идеале)?

3). Что надо предпринять для того, чтобы изменить реальное состояние дел и приблизить его к идеальному образу?

          Программа ДОО может иметь различную структуру, но основные ее элементы неизменны: введение, цели и задачи, содержание деятельности, план реализации, предполагаемые результаты.

          Могут быть разделы: кадры, имидж (или атрибутика, методическое обеспечение, финансы и т.д.).

Рассмотрим подробнее, что включают в себя основные элементы программы:

1.  Введение

(преамбула, объяснительная записка и т.д.)

В этой части программы обосновывается ее актуальность и значимость. Необходимо проанализировать социально-педагогические условия, которые сложились в школе, микрорайоне на момент создания программы. Здесь же указывается точный адрес программы, т.е. кому она предназначена (какому возрасту, социальной группе и т.д.). Во введении объясняется название программы (если оно есть), ее основные идеи и принципы.

2.  Цели и задачи.

В этом разделе указывается основная цель программы и задачи, которые уточняют, конкретизируют основную цель. Требования к формулировке цели:

-                 цель выражается простыми словами, желательно -  одним предложением;

-                 цель может быть легко «разложена» на последовательные шаги – задачи, которые необходимо решить, чтобы добиться результата;

-                 цель может быть достигнута в определенный период времени;

-                 цель может быть достигнута усилиями Вашего коллектива или Вашими усилиями.

Вы можете легко определить, достигнута цель или нет.

Цель деятельности детского объединения – это конкретный образ предполагаемого результата, который детское объединение может реально достичь к определенному моменту времени.

Задача – это частная цель, это конкретизация цели, шаг на пути ее достижения. Задачи разрабатываются для каждого направления программы. Обычно программа содержит 3-7 задач.

Задачи можно разделить на ведущие (воспитательные) и вспомогательные (организационно-практические). Ведущие задачи должны давать ответы на вопросы, что необходимо формировать, развивать, о становлении чего заботиться, чему научить, с чем бороться; в общем, то, что связано с формированием личности и детского коллектива.

 Вспомогательные задачи как бы отвечают на вопросы, что обеспечить (сделать возможным), во что вовлекать участников объединения, что привлекать в качестве средств, что не допускать, что организовывать, стимулировать и т. д.

3.  Содержание.

Этот раздел программы содержит описание форм, методов, с помощью которых предполагается реализовывать цели и задачи. Раздел должен дать ответы на вопросы «Что?», «Где», «Когда?», «Как?». Для более удобного способа передачи «содержания» этот раздел обычно делится на подпрограммы, блоки, направления, модули, проекты, тропинки, ступени и т. д.

4.  План (механизм) реализации

          Один из самых сложных для разработки разделов.  Он представляет собой описание системы действий (что необходимо сделать, с кем встретиться) по воплощению в жизнь замысла, идей программы.

В чем разница между планом работы детского объединения и планом реализации? План реализации программы продумывается в основных деталях на весь период действия программы, план работы конкретно указывает сроки проведения, место, ответственных и т.д.  План реализации указывает, какие организационные, материально, материально – технические условия  и в каком порядке надо выполнить.

(Например, чтобы клуб любителей песни реально работал: оформление творческой группы по разработке проекта клуба, обсуждение и разрешение вопроса по определению места работы клуба, изучение опыта деятельности подобных клубов и т. д.).

  Требования к плану реализации программы:

-                 План должен быть полным, т. е. содержать все необходимые и достаточные условия для достижения поставленных задач;

-                 План должен быть скоординированным, т. е. увязывать и согласовывать необходимые действия по содержанию и срокам;

-                 План по реализации программы должен быть контролируемым, т.е. давать возможность определять и соотносить промежуточные итоги с предполагаемыми конечными результатами и корректировать работу в соответствующем направлении.

5.  Предполагаемые результаты

В этом разделе указываются предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. По объему этот раздел всегда очень лаконичен, т.к. по сути результатами каждой программы являются ее цели и задачи. Поэтому при описании результатов программы важно соблюдать те же требования, что и при формулировке блока целей и задач: конкретность и реальность. Главным результатом деятельности любого детского объединения является развитие ребенка и детского коллектива. Показатели этого развития (новые знания, умения, навыки, уровень взаимоотношений и т. д.) и должны стать результатами деятельности детского объединения.

Требования, предъявляемые к программе:

 Актуальность – свойство программы быть нацеленной, ориентированной на решение наиболее важных для детского объединения проблем.

Преемственность – программа должна учитывать то, что делалось в детском объединении, в школе до того, как стала разрабатываться данная программа.

Целостность – программа должна объединять в единую систему все  действия от выдвижения целей до описания предполагаемых результатов в их логической  последовательности.

Прогностичность – программа должна работать на перспективу, т.е. отражать в своих целях, действиях прогнозируемые изменения, новые требования к работе детского объединения.

Реальность – программа должна быть выполнимой, оптимальной для потенциала конкретного школьного объединения.

Оригинальность – программа должна отражать специфику определенного детского объединения, своеобразие содержания, направлений, форм и методов его деятельности, нетрадиционный подход к решению  поставленных проблем.

 

Пример программы деятельности районной детской общественной организации:

 

 

 

 

 

 

 

«ЮВЕНТА»

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Введение

На современном этапе развития общества существует объективная потребность в социальной активности нового поколения. При этом в среде учащейся молодёжи наблюдается интенсивное стремление подростков к объединению, к самостоятельному поиску путей, форм самоутверждения и самоорганизации. Для того чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо уже сегодня помочь достичь того уровня социальной зрелости, который определит их потребность в развитии лидерских качеств, активности и самодеятельности.

          Главная цель детского движения – объединение растущих граждан и общественных объединений для содействия всестороннему развитию молодого человека, реализации его потенциала в общественной сфере, защита законных интересов и прав детей. В связи с этим особая роль принадлежит детским организациям, которые располагают широкими возможностями в формировании лидерской позиции, социальной активности и гражданской компетенции растущих поколений.

          Деятельность детский организаций можно рассматривать, с одной стороны, как деятельность, направленную на саморазвитие и самосовершенствование самой организации, а с другой стороны, как социально-значимую деятельность, ориентированную на детей и самоорганизацию подрастающего поколения, способствующую формированию Юных, Востребованных, Единомыслящих, Неординарных, Творческих Активистов.

          Инициативой СДОР «МИР» по систематизированию и совершенствованию деятельности детских организаций является комплексная программа деятельности «Ювента».

 

Цель программы:

          содействие активизации деятельности детских общественных организаций Дзержинского района г.Оренбурга.

Задачи программы:

-               поддержка и развитие инициатив детских организаций школьного сообщества района;

-               информационный обмен имеющимся опытом работы, пропаганда достижений детских общественных организаций;

-               методическое сопровождение деятельности руководителей ДОО;

-               подготовка актива и лидеров Содружества «МИР»;

-               формирование позитивного имиджа лидера детской организации.

 

Участники (адресаты)

          В программе принимают участие детские организации школ Дзержинского р-на. Категория участников – актив - члены ДОО, лидеры и руководители (педагоги) детских организаций.

 

Основное содержание программы

          Программа «ЮВЕНТА» реализуется по четырём взаимосвязанным направлениям, которые можно представить в следующих подпрограммах:

Подпрограмма «КОМАНДА» (лидерское направление)

          Деятельность данной программы направлена на обучение актива детских организаций учащейся молодёжи, развитие лидерских технологий и самоуправления в общественных объединениях детей.

          Задачи:

-               обучение актива и лидеров ДОО;

-               создание кадрового резерва Содружества «МИР»;

-               повышение уровня информированности, участия в выборе приоритетных направлений деятельности СДОР «МИР».

Формы работы:

Название мероприятия

Организационный сбор лидеров ДОО

Сбор активистов и лидеров ДОО (по проведению районного слёта активистов)

Районный слёт активистов ДОО «Старт в будущее» (старт работы СДОР «МИР»)

Участие в областной игре «Мы – команда» (команда от СДОР «МИР»)

Районный конкурс лидеров ДОО «Лидер нового века»

Районный конкурс-смотр деятельности ДОО «Спектр»

Конкурс команд актива «Стань первым среди равных»

Коммунарский сбор активистов СДОР «МИР» «ШАР – школа активных ребят»

Районный слёт активистов СДОР «МИР» «Мы не стоим на месте»

Подпрограмма  «ДОСУГ» (культурно-досуговое направление)

          Работа в рамках этой программы направлена на формирование организаторских способностей у активистов ДОО, реализацию творческого потенциала наиболее активных и талантливых членов Содружества «МИР».

          Задачи:

-               выявление потенциальных и уже состоявшихся лидеров детских организаций;

-               создание условий для реализации творческого потенциала членов СДОР «МИР»;

-               организация позитивного досуга лидеров и актива Содружества.

Формы работы:

Название мероприятия

Районный юмористический фестиваль «КВН»

Выездные развлекательные программы «Стартинейджер» (танцевальный марафон)

Развлекательная программа для активистов СДОР «МИР» «Лидерская ёлка»- (поподведение итогов конкурса лидеров)

Районный конкурс школьных ди-джеев «The best school DJ» (конкурс муз.операторов)

Церемония закрытия учебного года (награждение лучших активистов СДОР)

Подпрограмма  «ИНФО» (информационно-аналитическое направление)

          Деятельность в рамках этой программы направлена на создание единого информационного пространства между активистами-членами СДОР, на приведение к организационным нормам документациим ДОО и Содружества.

          Задачи:

-               возобновление и развитие работы районной газеты «Четвёртая власть»;

-               организация работы пресс-центров школ района;

-               издательство методической продукции для руководителей ДОО;

-               расширение возможностей использования Интернет-ресурсов для освещения работы СДОР «МИР».

Формы работы:

Название мероприятия

Участие в областном конкурсе нормативных документов по поддержке районных ДОО

Перерегистрация всех ДОО в районной организации (сдача необходимой документации)

Конкурс школьных пресс-центров «Школьные  коридоры»

Создание группы или странички в социальной Интернет-сети «ВКонтакте»

Интерактивная медиа-конференция Актива СДОР «МИР» и актива ГДОО «ЮнГор»

(г. Орск) с использованием компьютерной программы «Skype»

 

Подпрограмма  «ПАТРИОТ» (гражданско-патриотическое направление)

          Данная программа направлена на формирование чувства патриотизма, государственности и активной гражданской позиции.

          Задачи:

-               проведение этно-культурных мероприятий, направленных на воспитание толерантной личности члена ДОО;

-               участие в городских и региональных акциях, посвящённых знаменательным датам и событиям;

-               проведение деловых игр гражданско-правовой тематики;

-               активизация деятельности по защите прав детей, донесению мнения детского сообщества до власти.

Формы работы:

Название мероприятия

Районный конкурс плакатов «Мы все разные» («толерантность»)

Районный конкурс эссе «100 строк о моей малой Родине»

5 областной детский Референдум

Районный конкурс эссе «Мы горды своим Отечеством»

Районный конкурс творческих работ «Космический прорыв»

Творческий фестиваль национальных культур «Меридиан дружбы народов»

Участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка»

Работа Детской общественной правовой палаты района

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ

Один из самых сложных для разработки разделов

Один из самых сложных для разработки разделов

ЮВЕНТА» КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

ЮВЕНТА» КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

СДОР «МИР». Формы работы:

СДОР «МИР». Формы работы:

Задачи: - проведение этно-культурных мероприятий, направленных на воспитание толерантной личности члена

Задачи: - проведение этно-культурных мероприятий, направленных на воспитание толерантной личности члена
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2020