программы дополнительного образования "Терские казаки"

  • docx
  • 20.07.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Казаки.docx

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

социально-патриотической  направленности

 «Терские казаки»

 

Возраст обучающихся – 10-15 лет

Срок реализации программы – 5 лет

 

 

 

 

Составитель:

Ищишина Елена Владимировна,

Учитель музыки

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №3 города Георгиевска Ставропольского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Георгиевск

                                                                                              2020г.

 

 

 

Пояснительная записка

Кружок  «Терские казаки » ориентирует учащихся на позитивное восприятие исторического прошлого, отыскание смыслов общественного бытия.  Цель данного кружка — развитие исторического мышления современного школьника, обладающего компетентностью в области отечественного исторического процесса.  Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах: 

- погружение учащихся в исторические реалии, 

- расширение информационного пространства учащихся и их сопровождение в освоении и осмыслении отечественной истории, 

- постижение казачества как социокультурного феномена в истории России, 

- пробуждение интереса к отечественной истории. 

Назначение кружка -  помочь школьникам овладеть объемом знаний по истории Терского  казачества, которая является неотъемлемой частью  истории России. 

Предлагаемый курс рассчитан на 175 часов, (5 лет)- с учетом того, чтобы помочь учащимся  заинтересоваться историей терского  казачества, т.к. казаки  во многом повлияли на  развитие исторического процесса России. 

              Учебно-воспитательная задача курса: вооружить учащихся основными  знаниями по истории терского  казачества,  его влиянии на развитие общегосударственной истории; способствовать формированию у них  культурных ценностей своего народа. Данная программа имеет социально – патриотическую  направленность.     В основе реализации данной программы лежат личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы, суть которых в формировании основ патриотического и зстетического воспитания, индивидуальном развитии личности:  в интеллектуально-познавательной, эмоциональной, мотивационно-потребностной сферах и в системе социальных отношений.

Новизна дополнительной образовательной программы предполагает новое решение проблем воспитания детей и молодежи в социокультурных условиях дополнительного образования:

   - использование новых форм и методов в работе с детьми и родителями в организации учебно-воспитательного процесса, базирующихся на следующих принципах:

1. Гуманизм и демократизм воспитательных отношений.

2. Ориентация на общечеловеческие ценности и опора на национальные, региональные и местные традиции.

3. Личностно–ориентированный подход в образовании и воспитании.

4. Взимодействие всех видов учреждений дополнительного образования.

5.Новые педагогические технологии в проведении занятий:

- проведение казачьих фольклорных праздников, ярмарок, выставок народного      и декоративно-прикладного творчества.

- проведение  семейных выставок мастерства.

- проведение мастер классов для родителей по направлениям творчества.

6. Технологии, направленные на развитие свободного общения  с интересными людьми, добровольного выбора ребенком занятий, форм отдыха.

7. Создание алгоритма взаимодействия с этнокультурными автономиями города.

8.Диагностика межличностных отношений в семье.

 

Актуальность программы.

Кардинальные политические, социокультурные, экономические изменения в Российской Федерации, произошедшие за последние десятилетия, обусловили и предопределили необходимость качественной   и структурной переоценки состояния и содержания образования на всех ступенях и направлениях деятельности современных образовательных учреждений, переосмысления всех духовно-нравственных ориентиров  и ценностных установок, используемых в образовательной системе в целом.

В настоящее время налицо факт деградации духовных, нравственных ценностей. Итогом стало значительное «омоложение» преступности. Для преодоления нравственного кризиса среди молодежи, которая является неотъемлемой частью нашего общества, необходим целый комплекс средств в традиционной и народной педагогики (этнопедагогики).

Согласно основным правовым документам образовательной политики     России, дано четкое определение современного национального воспитательного идеала личности гражданина России, которое заключается   в следующем: идеал личности гражданина России - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее будущее своей страны. Впервые национальный воспитательный идеал определяется как преемственный по отношению к воспитательным идеалам прошлых лет России.

Национально-культурные традиции, их позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие воспитанников как нигде лучше всего может проявиться в учебно-воспитательном процессе дополнительного образования через организацию деятельности по взаимодействию Центра с социальными институтами. Это    и определяет актуальность программы духовно-нравственного   и гражданско-патриотического, этнического  образования и воспитания детей и молодежи в МБОУ СОШ №4 города Георгиевска.

Свойство данной программы отвечает  потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни и  ориентировано  на эффективное решение проблем, связанных с культурой восприятия, культурой общения детей и молодежи в условиях современной жизни.

Педагогическая целесообразность.

Современные условия новой общественно–исторической формации ежеминутно подвергают практически каждого человека социально-психологическим трудностям, а порой серьезным испытаниям, оказывая  негативное влияние на все стороны жизни и его здоровья.

Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуации проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Различие национально-этнических особенностей, которым молодежь зачастую придает оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при серьезной организации воспитательной работы с молодежью по проблеме толерантного отношения,  крайне важно сближение интересов детей в создании социально-комфортной обстановки общения.

Современная школа сегодня - это ключевое звено в системе образования, где имеются наиболее оптимальные возможности для формирования юного гражданина, его социализации, развития творческих способностей и приобщения к миру прекрасного.

Программа «Терские казаки» - разработана для знакомства детей       и молодежи, прежде всего, с семейными традициями, историей празднования православных праздников на Руси (Рождество Христово, Пасха – Светлое Воскресенье, Троица и др.), народных праздников («Масленица Кривошейка - встречаем тебя хорошенько», «Рождественские Святки», «Пришла Коляда!»  «Русская изба, гостей полна!», «Добро пожаловать на казачий курень», «Казачьи посиделки», «Степь ковыльная– края дорогие», «Добро пожаловать на Пасхальные вечерки!» и т.д.), которые обращаются к духовно–нравственной культуре и народным традициям не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки и корни. Человек, оторванный от национальных духовных корней, теряет многие духовные и нравственные качества личности, замыкается в свою национальную скорлупу.

Из таких мероприятий, дети узнают о том, особом настрое, который царил в казачьих станицах или русских деревнях в канун самых главных христианских праздников. Познакомятся с православными традициями малых народов Кавказа и Закавказья, их самобытностью.

 

Региональный компонент.

Людям, живущим на Российской земле, нужно чтить и любить то, что веками создавали предки, только тогда мы и наши дети получат духовную подпитку, необходимую для процветания нашей жизни, для передачи самобытной культуры России будущим поколениям. Академик Д.С. Лихачев, знаток русской истории и культуры говорил в свое время: «Обращение           к старому, возрождение старого, сохранение его – это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории».

На протяжении многих лет мы обращаемся к казачеству, как связующему звену между малыми народами России, главному субэтносу – казачеству - в истории государства, самоотверженно защищавшего Православную Веру, Царя и Отечество и тем самым снискавшего высокий авторитет в глубинных слоях русского народа и народов России. Казачество – составная часть русского народа, поэтому его история должна рассматриваться в неразрывной связи с историей России.

Таким образом, включая в воспитательную работу с детьми и молодежью региональный компонент мы решаем следующие задачи:

·        Воспитание патриотизма, чувства укорененности на российской земле, готовности служить России.

·        Возрождение истории, культуры народа.

·        Возрождение и возвращение в повседневную жизнь семейных традиций.

·        Опора при воспитании на этнопсихологические и этнокультурные особенности.

·        Воспитание детей на народном эпосе, играх, песнях, загадках, пословицах.

·        Осознание каждым ребенком неразрывной связи человека и его веры.

 

Цель данной программы:

Формирование представлений воспитанников о традициях    и самобытности русского народа и малых христианских народов Кавказа, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций, сохранение и приумножение семейных духовно-нравственных ценностей, способствующих развитию основ инновационной культуры детей   и молодежи.

 

·        Способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие творчества и духовно-нравственной стороны личности воспитанника.

·        Научить понимать детей молодежь, что наша малая Родина - это одна большая многонациональная семья, к традициям которой мы все должны относиться с уважением и пониманием.

·        Формировать социально–зрелую и гармоничную личность, эффективно функционирующую в современном мире.

·        Укреплять и расширять взаимодействие семьи и школы.

·        5. Организовывать   деятельность  педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических, культурных и национальных традиций.

·        Развивать социальный интеллект, познавательный интерес в различных областях жизни, приобретая коммуникативные умения

 

НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ФОРМЫ   И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Военно-патриотическая работа.

 

·        Изучение Конституции Российской Федерации, получение знаний об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества,   о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Ставропольского края и Ставрополя.

 

·        Получение воспитанниками знаний по истории казачества в России   и на Ставрополье, воссоздающие казачество как целостную, исторически развивающуюся форму государственной и народной жизни.

 

·        Проведение воспитательных бесед по разделам истории казачества   и истории Российского государства. Посещение музеев и выставок, подготовки учебно-исследовательских проектов, участия в проведении семинаров, торжественных и памятных мероприятий, посвященных истории казачества и т.д.

 

·        Знакомство с героическими страницами истории России , Ставропольского края , города Георгиевска и Георгиевского район;  жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; с важнейшими событиями в истории края  и города Георгиевска, содержанием и значением государственных и региональных праздников (в процессе бесед, экскурсий, проведения круглых столов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам).

·        Организация и проведение конференций, «круглых столов», иных мероприятий о патриотизме, любви и служении Родине, казачеству,  национальных героях, видных деятелях российской истории, желание следовать их примеру.

·        Создание видеофильмов, историко-литературных альманахов, подготовка стендовых докладов, слайдовых презентаций, посвященных культурно-историческому прошлому казачества, России, национальным героям, ветеранам войны и труда; реализация проектов краеведческого содержания, изучение истории казачества, страны, родного края.

·        Экскурсии  по  историческим  и  памятным  местам  города Георгиевска, Георгиевского района   и  КМВ;   посещение  музеев  боевой  славы.

·        Проведение викторин,  конкурсов,  вечера  вопросов  и  ответов,  музыкально - литературных  вечеров  по  истории  и  культуре.

   

 

Духовно-нравственное образование и воспитание.

 

·        Получение систематических знаний о православной культуре, ее влиянии на историческое развитие светской и национальных культур   в процессе общения с воспитанниками, участие в фестивалях и конкурсах православной направленности, трудовых и социально-благотворительных акциях.

·        Получение системных представлений о духовно-нравственных взаимоотношениях в православной казачьей семье, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, ее христианских духовных основах, о родителях и традициях, открытых семейных праздниках. 

·        Подготовка и выполнение  презентации совместно с родителями, творческих проектов, проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями и т.д.)

 

Культурно-массовая работа.

 

·        Получение представления об эстетических идеалах и художественных ценностях православия, казачества, культур народов России (в ходе встреч     с представителями творческих профессий, экскурсий в музеи города,   к памятникам зодчества и на объекты православного зодчества, современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства  с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам).

·        Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий,       в рамках детских творческих объединений); чтение и обсуждение рассказов об искусстве, посещение театров, концертов, музыкальных вечеров, музеев, выставок; получение опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, развитие умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.

·        Посещение национальных автономий (грузин, осетин, армян, греков, Георгиевского городского казачьего общества и др.).

·        Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением своих впечатлений и создание творческих работ.

 

Взаимодействие с социальными институтами, казачьими общественными организациями и этнокультурными автономиями города Георгиевска.

 

·        Знакомство с деятельностью общественных организаций посредством бесед с их представителями, добровольного участия в проводимых ими мероприятиях, участие в организации сотрудничества с городским казачеством по различным направлениям работы и с различными общественными объединениями гражданско-патриотической направленности. Встречи с ветеранами войны и труда, поздравление их  с праздниками.

·        Участие на добровольной основе в деятельности детско-юношеских общественных организаций, мероприятиях, проводимых общественными организациями.

·        Родительские собрания на духовно-нравственные темы. Лекторий для родителей, круглые столы.

·        Дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов. Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе).

·        Проведение «мастер-класса» для родителей и родителей для педагогов «Я – казачка!», которые помогают родителям научиться мастерству по различным направлениям деятельности, создать обстановку комфорта в общении.

·        Проведение анкетирования и тестирования родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье. Индивидуальные консультации специалистов.

·        Совместные с детьми экскурсии, походы, праздники, спектакли, именины детей.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

·        Проектно-исследовательская деятельность.

·        Коллективное творческое дело.

·        Деятельностный подход в обучении.

·        Педагогика сотрудничества.

·        Технология проблемного обучения.

·        Информационно-коммуникационные технологии.

 

Программа выполняет социализирующие функции в образовательном процессе детей и молодежи. Изучаются стартовые возможности и динамика развития ребенка в образовательном процессе.

Формы организации школьников : индивидуальная, групповая, фронтальная, индивидуально-групповая, ансамблевая , работа по подгруппам (по звеньям) и др.

 

Формы проведения мероприятий:

 

·        Проведение акций:

·        «Солдатский конверт», «Поддержим пожилых  и слабых», «Музыкальный подарок», (игрушки, открытки и рисунки в подарок для пожилых людей, известных людей района, города, инвалидов, солдат, для бабушек и мам ко Дню матери и др.).

·        Беседы по темам:

·        «Истоки русской старины»; «Без березы не мыслю России!»; «Казачий народный костюм»; «Казачьи  народные промыслы », «Казачий быт», «Моя родословная »; «Русский фольклор», «Фольклор терских казаков», «Игры и забавы терских и кубанских казаков». Проведение бесед: история в архитектуре, отличие уклада казачьего жилища; быт и история казаков; обычаи христианских народов, живущих   в нашем городе (греки, грузины, армяне, осетины и др.); моя семья (исследование своей семьи, национальные особенности, традиции); мой родной город - город межэтнического и межконфессионального диалога.

 

·        Посещение выставок и экспозиций в краеведческом музее города по русской   и казачьей тематике:

«Наш город строили казаки»; «Казачья нелегкая доля»; «Казачьи правила для обретения моральной устойчивости»; «Кодекс казачьей чести»; «Основные казачьи символы»; «Казачья этика».

·        Проведение праздников

«Веселая ярмарка»; «Рождественская Русь»; «Пасхальные вечерки»; развлекательная фольклорная программа: «Как у наших у ворот - развеселый хоровод!», «Добро пожаловать на казачий курень»; «Приглашаем на казачье подворье»; «Казачьему роду, нету переводу!, «Сгинь, болячка, бо я – казачка!».

·        Встречи с интересными людьми:

ветеранами ВОВ, солдатами, казаками, священниками, известными жителями города, представителями этнокультурных автономий.

·        Выставки национальных культур

(малых православных народов: греков, осетин, грузин, армян и болгар).

·        Участие в краевых и городских фестивалях Славянкой культуры,  в ежегодном городском казачьем фестивале « На кругу казачьем соберёмся дружно», в школьных и городских фестивалях национальных культур.

·        Создание собственных проектов, их защита на различных конкурсах.

·        Участие воспитанников: в галерее-выставке, посвященной традициям народов Кавказа (детские рисунки,  витражи, декупажи, батик и др.).

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки определены по годам обучения.

 

Ожидаемый результат  соотноситься с целью и задачами обучения, развития и воспитания в условиях дополнительного образования , с темой работы по формированию основ инновационной личности, обладающей ключевыми компетенциями.

Данная образовательная программа социально-педагогической направленности помогает сформировать у учащихся:

 

·        - знание и овладение аксиологической инновационной культурой  с позиции ее интериоризации - владение общечеловеческими ценностями   и активной жизненной позицией, позитивным мышлением; устойчивость   к переменам;

·        - владение основными приемами творческого инновационного мышления, в том числе, критического: проявление творческой активности; умение критически мыслить; практиая  ориентированность мышления; умение применять знания в новой ситуации.

·        - умение проявлять социально–инновационную, в частности, гражданскую, активность в процессе взаимодействия с различными социальными институтами, имеющую своей конечной целью производство социальных благ: осознание себя членом общества; владение опытом социального взаимодействия; умение выделять предполагаемые объекты взаимодействия.

·        - умение выстраивать и практически реализовывать систему социальных коммуникаций в ходе проявления социально-инновационной активности: развитие социальной направленности личности; понимание целей социально–инновационной активности; владение коммуникативными навыками; волевая регуляция; владение техниками социальной коммуникации.

·        - владение способами и приемами самостоятельной и командной работы в условиях высоко конкурентной среды: осознание и умение демонстрировать социальную нужность и полезность команде; компетентность в предметной деятельности; умение формулировать, аргументировать и отстаивать свои взгляды и мнения; эмоциональная и поведенческая гибкость; активная личностная позиция; владение умениями целеполагания, планирования, контроля и оценки собственной деятельности.

·        - знание и овладение способами и приемами личностного саморазвития, самосовершенствования и самовыражения в контексте реализации системы социального партнерства с институтами социума: мотивированность саморазвития и самосовершенствования; владение умениями самооценки       и самоанализа; владение умениями самосовершенствования; высокий уровень самостоятельности; владение способами саморегуляции.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

В соответствии с Уставом эффективность процесса обучения отслеживается в системе разнообразных срезов и форм аттестаций:

·        а) входного контроля (тесты, опрос и др.);

·        б) промежуточной контроль (социально–педагогический мониторинг, мини-выставки обязательных работ по пройденным темам с коллективным обсуждением и самооценкой, участие в обязательных творческих конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях и др.);

·        в) итоговый контроль (приобретенные навыки по различным направлениям творчества, участие в социально-значимых видах деятельности Центра, защита проектов, личные выставки, рефераты и др.).

                        Предусматривается обязательное проведение занятий по технике безопасности на рабочем месте, беседы и занятия по здоровьесбережению.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Для создания условий реализации программы необходимо материальное обеспечение  (фотоаппараты, видеокамеры, выставочные стенды и шкафы–витрины, оборудование кабинета–музея по русской и казачьей культуры, подсобные помещения для хранения реквизита для различных мероприятий). 

 

Занятия проводятся в специально оснащенных кабинетах, укомплектованных методическими, дидактическими и техническими средствами (мульти-медиа-аппаратура, магнитофоны, компьютеры).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. «Город, ты помнишь, как все начиналось?» газета Вечерний Ставрополь – 1997г. 9 декабря – с.6

2.«Древняя история казачества в трех частях». Типография «Донской печатник», Новочеркаск, 1915 г.г.»

3.«Казачество». Выпуск 1. Изд. ЮМИ, Сост. Ляпустин А.М. Новочеркаск, 1992 г.

4.«Какого мы роду племени?» Народы России: имена и судьбы. Словарь – справочник – М: Academca, 2000 – С. 129.

5. «Откуда мы родом?» Из истории славян. Составители: Аксенова В.И., Аксенов В.В.Ставрополь, 1999 г.

6.«Пространство русской воли». Казачество как творческая идея нашего будущего. – Мир казачества. Выпуск 1. 1997 г.

7.«Путь через века». Исторический очерк. Ставрополь, 1993 г. В. Ходарев.

8.«Слава тебе, Господи, что мы – казаки» в пяти частях. Автор – составитель Алмазов Б.А. Памятка. Санкт-Петербург, 1992-1993 г.г.

9.«Ставрополь на Кавказе». Ставрополь: Кн. Изд–во, 1953 – с. 9 – 17. Автор- Краснов Г.

10.«Терские казаки: История, традиции, нравы». Пятигорск, 1994 г.

11. Васильева Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно - нравственных ценностей /Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко/ Воспитание школьников. - 2011. - № 4.- С. 37 - 41.

12.Власова Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни /Т. И. Власова/ Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108 - 113.

13.Володина Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания  в русской семье /Л. О.Володина/ Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50. воспитание. - 2011. - № 11. - С. 20 - 22.

14.Галицкая И. А. Понятие «духовно - нравственное воспитание»               в современной педагогической теории и практике /И. А. Галицкая,      И. В.Метлик/ Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 36 - 46.

15. Григорьев /Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 10. - С. 23 - 27.

 16. Губанова Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России /Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова/ Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.

17. Данилюк А. Я. Концепция духовно - нравственного развития  и воспитания личности гражданина России /А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).

18.Духовно - нравственное воспитание: Тема номера /Начальная школа: плюс, до и после. - 2010. - № 9. 

19.Каменщикова Л. М. Духовно - нравственные ценности русской семьи /Каменщикова Л. М./ Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 3. - С. 56 - 58.

20.Козлов Э. П. Нравственное образование в средней школе /Э. П. Козлов/Педагогика. - 2008. - № 9. – С. 104 - 107.

21.Кондаков А. М. Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования /А. М. Кондаков/ Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 13 - 19.

22.Лисица В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре /В. А. Лисица/ Дополнительное образование.

23.Логинова Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников /Н. В. Логинова/ Профильная школа. - 2011. - № 5. - С. 60 - 63.

24.Маслов С. И. Дидактические основания духовно – нравственного воспитания /С. И. Маслов/ Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 46 - 50.

25.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04.02.2010. № Пр – 271 /Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.

26.Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России /Н. Д. Никандров/ Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 3 -12.

         

    

 

 

 

         





                          

 Учебно-тематический план (175 часов – 35 часов в год – 5 лет обучения)

 

 



Наименование раздела, тема 



Всего часов 

Вид занятий

Беседы

 
Практические занятия 

Экскурсии 

Раздел 1. Истоки казачества  

50

Тема 1.Терская  земля в древности,  исторические корни казачества 

2

1

 1

Тема 2 Появление казачьих поселений  на Кавказе 

2

1

 1

Тема 3.Образование Войска Терского 

— 

Тема 4. История Азово – Моздокской оборонительной линии 

__ 

Тема 5. Первые защитники крепости Святого Георгия

__ 

Тема 6.Расселения казаков  по краю

— 

Тема 7.История названий населенных пунктов Ставропольского края. 

— 

Тема 8.Культура, быт и нравы терских казаков в XVI-XVIIвеках

 9 

Тема 9. Воспитание в казачьих семьях. 

Тема 10.Основные занятия казаков в XVIII веке

— 

Раздел 2. Терские казаки в XIXи нач. XXвв. 

28

Тема 11.Терские  казаки в русско-турецких войнах.  Война 1812 года. М.Платов – герой войны 

__  

Тема 12. Культура, быт и нравы терских  казаков в XIXи нач. XXвв.

Тема 13. Кавказская  война. 

__  

Тема 14. Казачий спас. 

__  

Тема 15.Образование и медицина на Ставрополье  в XIXв. 

 __ 

Тема 16.Терские  казаки в начале XХ века. Русско-японская война. 

 __ 

1

Тема 17. Казачество и первая русская революция (1905-1907 гг) 

— 

Тема 18.Терские  казаки в первой мировой войне (1914-1917 гг) 

— 

Раздел 3. Терские казаки в Великой Отечественной войне

15

Тема 19.Начало войны. Формирование казачьего корпуса генерала Л.Доватора 

 — 

Тема 20.Оборона Кавказа 

Тема 21. Прорыв «голубой линии обороны» , освобождение Европы. 

—  

Раздел 4. Казачья культура 

62

 

 

Тема 22. Народные праздники и обряды

36 

30 

Тема 23.Одежда казаков

Тема 24. Казачьи песни и танцы

 — 

Тема 25. Казачья народная медицина

— 

Тема 26. Казачья кулинария

Тема 27. Казачьи пословицы и поговорки

Раздел 5. Возрождение казачества 

14

Тема 28. Этапы возрождения терского  казачества. 

 — 

Тема 29.Народный быт и культура терских  казаков во второй половине XXвека. 

Тема 30.Современное терское  казачество. 

Всего часов 

175 

67 

53 

55 



 

 

 

 

 

Содержание изучаемого курса 


Тема 1. Терская  земля в древности,  исторические корни казачества .
Скифы, сарматы. Кавказ  в первой половине XI века. Первые упоминания о казачьих поселениях. Первые казачьи городки. Жилища казаков. Походы за «зипунами». 


Тема 2.
Появление казачьих поселений  на Кавказе   
Наименование казачьих поселений. Первые городки – их внешний вид и расположение. 


Тема 3.Образование Войска Терского  
Что такое Войско Терское? Понятие «терское  казачество. Предпосылки возникновения войска. Структура войскового управления. Казачье самоуправление. 


Тема 4.
История Азово – Моздокской оборонительной линии 
Указ Екатерины
II о строительстве Азово – Моздокской оборонительной линии .История Георгиевской крепости.


Тема 5.
Первые защитники крепости Святого Георгия.

Книга И. Кузнецова «Крепость в степи»

 
Тема 6.
Расселения казаков  по краю

Топонимика населённых пунктов Ставропольского края


Тема 7.
История названий населенных пунктов Ставропольского края. 

Топонимика населённых пунктов Ставропольского края

 
Тема 8.
Культура, быт и нравы терских  казаков в XVI-XVII веках

Распространение христианства и установление церковной организации на Тереке. Первые казачьи монастыри. Медицина, казачьи знахари. Быт и нравы казаков. Развитие земледелия на Ставрополье. Животноводство. Воспитание девочек в казачьей семье. Воспитание мальчиков в казачьей семье. Казачьи символы и атрибуты. Коневодство.


Тема 9. 
Воспитание в казачьих семьях. 

 Воспитание девочек в казачьей семье. Воспитание мальчиков в казачьей семье. Казачьи символы и атрибуты.


Тема 10.
Основные занятия казаков в XVIII веке

 Медицина, казачьи знахари. Быт и нравы казаков. Развитие земледелия на Ставрополье. Животноводство.


Тема – 11.
Терские  казаки в русско-турецких войнах.  Война 1812 года. М.Платов – герой войны 
Русско-турецкие войны 1768-1774гг.,1787-1791гг. Война 1812 года. Казаки в итальянском  и швейцарском походе. Казачий атаман, граф М. Платов.  


Тема 12.
Культура, быт и нравы донских казаков в XIXи нач. XXвв
Территория и население. Земледелие и животноводство. Торговля и другие промыслы.  

 

Тема 13. Кавказская  война. 
Роль атамана. Система военной службы. Казачьи офицеры. Военное обучение. Казачья тактика. Форма одежды, вооружение и снаряжение. Кордонная служба терских  казаков на кавказской линии.


Тема 14.
Казачий спас
Народные традиции и обряды. Христианские заповеди


Тема 15.
Образование и медицина на Ставрополье  в XIXв. 
Задачи образования. Развитие образования на Ставрополье, его особенности. Открытие казачьих гимназий. 

Тема  16.
Терские  казаки в начале XХ века. Русско-японская война. 
Терские  казаки в русско-японской войне 1904-1905 г. Русская конница на Дальнем Востоке. Причины привлечения казаков для борьбы в первую русскую революцию. Жизнь и служба казаков накануне первой мировой войны. Подвиги  казаков.

 

Тема 17. Казачество и первая русская революция (1905-1907 гг) 
Терек  в февральской революции 1917 года. Создание союзов казаков и казачьих офицеров.  Красные казаки. Создание казачьего военно-революционного комитета.


Тема 18.
Терские  казаки в первой мировой войне (1914-1917 гг) 
Казачьи мятежы. Расказачивание. Победоносное наступление Красной армии. 

Тема 19. Терские  казаки в Великой Отечественной войне.
Начало войны. Формирование казачьего корпуса генерала Л.Доватора   
Мобилизация  казаков. Создание новых кавалерийских частей. Создание
казачьего корпуса генерала Л.Доватора. Партизанское движение на Ставрополье . Подвиги  казаков на фронте и в тылу. 


Тема 20.
Оборона Кавказа 

Партизанское движение на Ставрополье. Подвиги  казаков на фронте и в тылу. 

 

Тема 21. Прорыв «голубой линии обороны» , освобождение Европы
Боевой путь  
казачьего корпуса генерала Л.Доватора.  Заслушивание рефератов. 

 

Тема 22. Народные праздники и обряды

Народные традиции и обряды. Христианские заповеди

 

Тема 23. Одежда казаков

История одежды казаков. Мужская и женская традиционная и парадная одежда

 

Тема 24. Казачьи песни и танцы

Лирические, трудовые и походные песни. Плясовые песни

 

Тема 25. Казачья народная медицина

Народная медицина наших предков

 

Тема 26. Казачья кулинария

Традиционная казачья еда

 

Тема 27. Казачьи пословицы и поговорки

Казачий диалект. Фольклор.


Тема 28.
Этапы возрождения терского  казачества

Конец XХ века. Возвращение казачьих регалий. Казаки - некрасовцы

 

Тема 29. Народный быт и культура терских  казаков во второй половинеXXвека. 

Фестивали казачьего искусства. Краеведческие музеи.

 

Тема 30. Современное терское  казачество. 

Устав Войска Терского. Казачьи христианские святыни. Казачьи заповеди.