ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
социально-патриотической направленности
«Терские казаки»
Возраст обучающихся – 10-15 лет
Срок реализации программы – 5 лет
|
Составитель: Ищишина Елена Владимировна, Учитель музыки высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №3 города Георгиевска Ставропольского края
|
Георгиевск
2020г.
Пояснительная записка
Кружок «Терские казаки » ориентирует учащихся на позитивное восприятие исторического прошлого, отыскание смыслов общественного бытия. Цель данного кружка — развитие исторического мышления современного школьника, обладающего компетентностью в области отечественного исторического процесса. Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
- погружение учащихся в исторические реалии,
- расширение информационного пространства учащихся и их сопровождение в освоении и осмыслении отечественной истории,
- постижение казачества как социокультурного феномена в истории России,
- пробуждение интереса к отечественной истории.
Назначение кружка - помочь школьникам овладеть объемом знаний по истории Терского казачества, которая является неотъемлемой частью истории России.
Предлагаемый курс рассчитан на 175 часов, (5 лет)- с учетом того, чтобы помочь учащимся заинтересоваться историей терского казачества, т.к. казаки во многом повлияли на развитие исторического процесса России.
Учебно-воспитательная задача курса: вооружить учащихся основными знаниями по истории терского казачества, его влиянии на развитие общегосударственной истории; способствовать формированию у них культурных ценностей своего народа. Данная программа имеет социально – патриотическую направленность. В основе реализации данной программы лежат личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы, суть которых в формировании основ патриотического и зстетического воспитания, индивидуальном развитии личности: в интеллектуально-познавательной, эмоциональной, мотивационно-потребностной сферах и в системе социальных отношений.
Новизна дополнительной образовательной программы предполагает новое решение проблем воспитания детей и молодежи в социокультурных условиях дополнительного образования:
- использование новых форм и методов в работе с детьми и родителями в организации учебно-воспитательного процесса, базирующихся на следующих принципах:
1. Гуманизм и демократизм воспитательных отношений.
2. Ориентация на общечеловеческие ценности и опора на национальные, региональные и местные традиции.
3. Личностно–ориентированный подход в образовании и воспитании.
4. Взимодействие всех видов учреждений дополнительного образования.
5.Новые педагогические технологии в проведении занятий:
- проведение казачьих фольклорных праздников, ярмарок, выставок народного и декоративно-прикладного творчества.
- проведение семейных выставок мастерства.
- проведение мастер классов для родителей по направлениям творчества.
6. Технологии, направленные на развитие свободного общения с интересными людьми, добровольного выбора ребенком занятий, форм отдыха.
7. Создание алгоритма взаимодействия с этнокультурными автономиями города.
8.Диагностика межличностных отношений в семье.
Актуальность программы.
Кардинальные политические, социокультурные, экономические изменения в Российской Федерации, произошедшие за последние десятилетия, обусловили и предопределили необходимость качественной и структурной переоценки состояния и содержания образования на всех ступенях и направлениях деятельности современных образовательных учреждений, переосмысления всех духовно-нравственных ориентиров и ценностных установок, используемых в образовательной системе в целом.
В настоящее время налицо факт деградации духовных, нравственных ценностей. Итогом стало значительное «омоложение» преступности. Для преодоления нравственного кризиса среди молодежи, которая является неотъемлемой частью нашего общества, необходим целый комплекс средств в традиционной и народной педагогики (этнопедагогики).
Согласно основным правовым документам образовательной политики России, дано четкое определение современного национального воспитательного идеала личности гражданина России, которое заключается в следующем: идеал личности гражданина России - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее будущее своей страны. Впервые национальный воспитательный идеал определяется как преемственный по отношению к воспитательным идеалам прошлых лет России.
Национально-культурные традиции, их позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие воспитанников как нигде лучше всего может проявиться в учебно-воспитательном процессе дополнительного образования через организацию деятельности по взаимодействию Центра с социальными институтами. Это и определяет актуальность программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического, этнического образования и воспитания детей и молодежи в МБОУ СОШ №4 города Георгиевска.
Свойство данной программы отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни и ориентировано на эффективное решение проблем, связанных с культурой восприятия, культурой общения детей и молодежи в условиях современной жизни.
Педагогическая целесообразность.
Современные условия новой общественно–исторической формации ежеминутно подвергают практически каждого человека социально-психологическим трудностям, а порой серьезным испытаниям, оказывая негативное влияние на все стороны жизни и его здоровья.
Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуации проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Различие национально-этнических особенностей, которым молодежь зачастую придает оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при серьезной организации воспитательной работы с молодежью по проблеме толерантного отношения, крайне важно сближение интересов детей в создании социально-комфортной обстановки общения.
Современная школа сегодня - это ключевое звено в системе образования, где имеются наиболее оптимальные возможности для формирования юного гражданина, его социализации, развития творческих способностей и приобщения к миру прекрасного.
Программа «Терские казаки» - разработана для знакомства детей и молодежи, прежде всего, с семейными традициями, историей празднования православных праздников на Руси (Рождество Христово, Пасха – Светлое Воскресенье, Троица и др.), народных праздников («Масленица Кривошейка - встречаем тебя хорошенько», «Рождественские Святки», «Пришла Коляда!» «Русская изба, гостей полна!», «Добро пожаловать на казачий курень», «Казачьи посиделки», «Степь ковыльная– края дорогие», «Добро пожаловать на Пасхальные вечерки!» и т.д.), которые обращаются к духовно–нравственной культуре и народным традициям не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки и корни. Человек, оторванный от национальных духовных корней, теряет многие духовные и нравственные качества личности, замыкается в свою национальную скорлупу.
Из таких мероприятий, дети узнают о том, особом настрое, который царил в казачьих станицах или русских деревнях в канун самых главных христианских праздников. Познакомятся с православными традициями малых народов Кавказа и Закавказья, их самобытностью.
Региональный компонент.
Людям, живущим на Российской земле, нужно чтить и любить то, что веками создавали предки, только тогда мы и наши дети получат духовную подпитку, необходимую для процветания нашей жизни, для передачи самобытной культуры России будущим поколениям. Академик Д.С. Лихачев, знаток русской истории и культуры говорил в свое время: «Обращение к старому, возрождение старого, сохранение его – это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории».
На протяжении многих лет мы обращаемся к казачеству, как связующему звену между малыми народами России, главному субэтносу – казачеству - в истории государства, самоотверженно защищавшего Православную Веру, Царя и Отечество и тем самым снискавшего высокий авторитет в глубинных слоях русского народа и народов России. Казачество – составная часть русского народа, поэтому его история должна рассматриваться в неразрывной связи с историей России.
Таким образом, включая в воспитательную работу с детьми и молодежью региональный компонент мы решаем следующие задачи:
· Воспитание патриотизма, чувства укорененности на российской земле, готовности служить России.
· Возрождение истории, культуры народа.
· Возрождение и возвращение в повседневную жизнь семейных традиций.
· Опора при воспитании на этнопсихологические и этнокультурные особенности.
· Воспитание детей на народном эпосе, играх, песнях, загадках, пословицах.
· Осознание каждым ребенком неразрывной связи человека и его веры.
Цель данной программы:
Формирование представлений воспитанников о традициях и самобытности русского народа и малых христианских народов Кавказа, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций, сохранение и приумножение семейных духовно-нравственных ценностей, способствующих развитию основ инновационной культуры детей и молодежи.
· Способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие творчества и духовно-нравственной стороны личности воспитанника.
· Научить понимать детей молодежь, что наша малая Родина - это одна большая многонациональная семья, к традициям которой мы все должны относиться с уважением и пониманием.
· Формировать социально–зрелую и гармоничную личность, эффективно функционирующую в современном мире.
· Укреплять и расширять взаимодействие семьи и школы.
· 5. Организовывать деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических, культурных и национальных традиций.
· Развивать социальный интеллект, познавательный интерес в различных областях жизни, приобретая коммуникативные умения
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Военно-патриотическая работа.
· Изучение Конституции Российской Федерации, получение знаний об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Ставропольского края и Ставрополя.
· Получение воспитанниками знаний по истории казачества в России и на Ставрополье, воссоздающие казачество как целостную, исторически развивающуюся форму государственной и народной жизни.
· Проведение воспитательных бесед по разделам истории казачества и истории Российского государства. Посещение музеев и выставок, подготовки учебно-исследовательских проектов, участия в проведении семинаров, торжественных и памятных мероприятий, посвященных истории казачества и т.д.
· Знакомство с героическими страницами истории России , Ставропольского края , города Георгиевска и Георгиевского район; жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; с важнейшими событиями в истории края и города Георгиевска, содержанием и значением государственных и региональных праздников (в процессе бесед, экскурсий, проведения круглых столов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам).
· Организация и проведение конференций, «круглых столов», иных мероприятий о патриотизме, любви и служении Родине, казачеству, национальных героях, видных деятелях российской истории, желание следовать их примеру.
· Создание видеофильмов, историко-литературных альманахов, подготовка стендовых докладов, слайдовых презентаций, посвященных культурно-историческому прошлому казачества, России, национальным героям, ветеранам войны и труда; реализация проектов краеведческого содержания, изучение истории казачества, страны, родного края.
· Экскурсии по историческим и памятным местам города Георгиевска, Георгиевского района и КМВ; посещение музеев боевой славы.
· Проведение викторин, конкурсов, вечера вопросов и ответов, музыкально - литературных вечеров по истории и культуре.
Духовно-нравственное образование и воспитание.
· Получение систематических знаний о православной культуре, ее влиянии на историческое развитие светской и национальных культур в процессе общения с воспитанниками, участие в фестивалях и конкурсах православной направленности, трудовых и социально-благотворительных акциях.
· Получение системных представлений о духовно-нравственных взаимоотношениях в православной казачьей семье, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, ее христианских духовных основах, о родителях и традициях, открытых семейных праздниках.
· Подготовка и выполнение презентации совместно с родителями, творческих проектов, проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями и т.д.)
Культурно-массовая работа.
· Получение представления об эстетических идеалах и художественных ценностях православия, казачества, культур народов России (в ходе встреч с представителями творческих профессий, экскурсий в музеи города, к памятникам зодчества и на объекты православного зодчества, современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам).
· Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, в рамках детских творческих объединений); чтение и обсуждение рассказов об искусстве, посещение театров, концертов, музыкальных вечеров, музеев, выставок; получение опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, развитие умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.
· Посещение национальных автономий (грузин, осетин, армян, греков, Георгиевского городского казачьего общества и др.).
· Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением своих впечатлений и создание творческих работ.
Взаимодействие с социальными институтами, казачьими общественными организациями и этнокультурными автономиями города Георгиевска.
· Знакомство с деятельностью общественных организаций посредством бесед с их представителями, добровольного участия в проводимых ими мероприятиях, участие в организации сотрудничества с городским казачеством по различным направлениям работы и с различными общественными объединениями гражданско-патриотической направленности. Встречи с ветеранами войны и труда, поздравление их с праздниками.
· Участие на добровольной основе в деятельности детско-юношеских общественных организаций, мероприятиях, проводимых общественными организациями.
· Родительские собрания на духовно-нравственные темы. Лекторий для родителей, круглые столы.
· Дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов. Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе).
· Проведение «мастер-класса» для родителей и родителей для педагогов «Я – казачка!», которые помогают родителям научиться мастерству по различным направлениям деятельности, создать обстановку комфорта в общении.
· Проведение анкетирования и тестирования родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье. Индивидуальные консультации специалистов.
· Совместные с детьми экскурсии, походы, праздники, спектакли, именины детей.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
· Проектно-исследовательская деятельность.
· Коллективное творческое дело.
· Деятельностный подход в обучении.
· Педагогика сотрудничества.
· Технология проблемного обучения.
· Информационно-коммуникационные технологии.
Программа выполняет социализирующие функции в образовательном процессе детей и молодежи. Изучаются стартовые возможности и динамика развития ребенка в образовательном процессе.
Формы организации школьников : индивидуальная, групповая, фронтальная, индивидуально-групповая, ансамблевая , работа по подгруппам (по звеньям) и др.
Формы проведения мероприятий:
· Проведение акций:
· «Солдатский конверт», «Поддержим пожилых и слабых», «Музыкальный подарок», (игрушки, открытки и рисунки в подарок для пожилых людей, известных людей района, города, инвалидов, солдат, для бабушек и мам ко Дню матери и др.).
· Беседы по темам:
· «Истоки русской старины»; «Без березы не мыслю России!»; «Казачий народный костюм»; «Казачьи народные промыслы », «Казачий быт», «Моя родословная »; «Русский фольклор», «Фольклор терских казаков», «Игры и забавы терских и кубанских казаков». Проведение бесед: история в архитектуре, отличие уклада казачьего жилища; быт и история казаков; обычаи христианских народов, живущих в нашем городе (греки, грузины, армяне, осетины и др.); моя семья (исследование своей семьи, национальные особенности, традиции); мой родной город - город межэтнического и межконфессионального диалога.
· Посещение выставок и экспозиций в краеведческом музее города по русской и казачьей тематике:
«Наш город строили казаки»; «Казачья нелегкая доля»; «Казачьи правила для обретения моральной устойчивости»; «Кодекс казачьей чести»; «Основные казачьи символы»; «Казачья этика».
· Проведение праздников
«Веселая ярмарка»; «Рождественская Русь»; «Пасхальные вечерки»; развлекательная фольклорная программа: «Как у наших у ворот - развеселый хоровод!», «Добро пожаловать на казачий курень»; «Приглашаем на казачье подворье»; «Казачьему роду, нету переводу!, «Сгинь, болячка, бо я – казачка!».
· Встречи с интересными людьми:
ветеранами ВОВ, солдатами, казаками, священниками, известными жителями города, представителями этнокультурных автономий.
· Выставки национальных культур
(малых православных народов: греков, осетин, грузин, армян и болгар).
· Участие в краевых и городских фестивалях Славянкой культуры, в ежегодном городском казачьем фестивале « На кругу казачьем соберёмся дружно», в школьных и городских фестивалях национальных культур.
· Создание собственных проектов, их защита на различных конкурсах.
· Участие воспитанников: в галерее-выставке, посвященной традициям народов Кавказа (детские рисунки, витражи, декупажи, батик и др.).
Ожидаемые результаты и способы их проверки определены по годам обучения.
Ожидаемый результат соотноситься с целью и задачами обучения, развития и воспитания в условиях дополнительного образования , с темой работы по формированию основ инновационной личности, обладающей ключевыми компетенциями.
Данная образовательная программа социально-педагогической направленности помогает сформировать у учащихся:
· - знание и овладение аксиологической инновационной культурой с позиции ее интериоризации - владение общечеловеческими ценностями и активной жизненной позицией, позитивным мышлением; устойчивость к переменам;
· - владение основными приемами творческого инновационного мышления, в том числе, критического: проявление творческой активности; умение критически мыслить; практиая ориентированность мышления; умение применять знания в новой ситуации.
· - умение проявлять социально–инновационную, в частности, гражданскую, активность в процессе взаимодействия с различными социальными институтами, имеющую своей конечной целью производство социальных благ: осознание себя членом общества; владение опытом социального взаимодействия; умение выделять предполагаемые объекты взаимодействия.
· - умение выстраивать и практически реализовывать систему социальных коммуникаций в ходе проявления социально-инновационной активности: развитие социальной направленности личности; понимание целей социально–инновационной активности; владение коммуникативными навыками; волевая регуляция; владение техниками социальной коммуникации.
· - владение способами и приемами самостоятельной и командной работы в условиях высоко конкурентной среды: осознание и умение демонстрировать социальную нужность и полезность команде; компетентность в предметной деятельности; умение формулировать, аргументировать и отстаивать свои взгляды и мнения; эмоциональная и поведенческая гибкость; активная личностная позиция; владение умениями целеполагания, планирования, контроля и оценки собственной деятельности.
· - знание и овладение способами и приемами личностного саморазвития, самосовершенствования и самовыражения в контексте реализации системы социального партнерства с институтами социума: мотивированность саморазвития и самосовершенствования; владение умениями самооценки и самоанализа; владение умениями самосовершенствования; высокий уровень самостоятельности; владение способами саморегуляции.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
В соответствии с Уставом эффективность процесса обучения отслеживается в системе разнообразных срезов и форм аттестаций:
· а) входного контроля (тесты, опрос и др.);
· б) промежуточной контроль (социально–педагогический мониторинг, мини-выставки обязательных работ по пройденным темам с коллективным обсуждением и самооценкой, участие в обязательных творческих конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях и др.);
· в) итоговый контроль (приобретенные навыки по различным направлениям творчества, участие в социально-значимых видах деятельности Центра, защита проектов, личные выставки, рефераты и др.).
Предусматривается обязательное проведение занятий по технике безопасности на рабочем месте, беседы и занятия по здоровьесбережению.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для создания условий реализации программы необходимо материальное обеспечение (фотоаппараты, видеокамеры, выставочные стенды и шкафы–витрины, оборудование кабинета–музея по русской и казачьей культуры, подсобные помещения для хранения реквизита для различных мероприятий).
Занятия проводятся в специально оснащенных кабинетах, укомплектованных методическими, дидактическими и техническими средствами (мульти-медиа-аппаратура, магнитофоны, компьютеры).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Город, ты помнишь, как все начиналось?» газета Вечерний Ставрополь – 1997г. 9 декабря – с.6
2.«Древняя история казачества в трех частях». Типография «Донской печатник», Новочеркаск, 1915 г.г.»
3.«Казачество». Выпуск 1. Изд. ЮМИ, Сост. Ляпустин А.М. Новочеркаск, 1992 г.
4.«Какого мы роду племени?» Народы России: имена и судьбы. Словарь – справочник – М: Academca, 2000 – С. 129.
5. «Откуда мы родом?» Из истории славян. Составители: Аксенова В.И., Аксенов В.В.Ставрополь, 1999 г.
6.«Пространство русской воли». Казачество как творческая идея нашего будущего. – Мир казачества. Выпуск 1. 1997 г.
7.«Путь через века». Исторический очерк. Ставрополь, 1993 г. В. Ходарев.
8.«Слава тебе, Господи, что мы – казаки» в пяти частях. Автор – составитель Алмазов Б.А. Памятка. Санкт-Петербург, 1992-1993 г.г.
9.«Ставрополь на Кавказе». Ставрополь: Кн. Изд–во, 1953 – с. 9 – 17. Автор- Краснов Г.
10.«Терские казаки: История, традиции, нравы». Пятигорск, 1994 г.
11. Васильева Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно - нравственных ценностей /Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко/ Воспитание школьников. - 2011. - № 4.- С. 37 - 41.
12.Власова Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни /Т. И. Власова/ Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108 - 113.
13.Володина Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье /Л. О.Володина/ Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50. воспитание. - 2011. - № 11. - С. 20 - 22.
14.Галицкая И. А. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике /И. А. Галицкая, И. В.Метлик/ Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 36 - 46.
15. Григорьев /Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 10. - С. 23 - 27.
16. Губанова Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России /Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова/ Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.
17. Данилюк А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).
18.Духовно - нравственное воспитание: Тема номера /Начальная школа: плюс, до и после. - 2010. - № 9.
19.Каменщикова Л. М. Духовно - нравственные ценности русской семьи /Каменщикова Л. М./ Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 3. - С. 56 - 58.
20.Козлов Э. П. Нравственное образование в средней школе /Э. П. Козлов/Педагогика. - 2008. - № 9. – С. 104 - 107.
21.Кондаков А. М. Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования /А. М. Кондаков/ Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 13 - 19.
22.Лисица В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре /В. А. Лисица/ Дополнительное образование.
23.Логинова Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников /Н. В. Логинова/ Профильная школа. - 2011. - № 5. - С. 60 - 63.
24.Маслов С. И. Дидактические основания духовно – нравственного воспитания /С. И. Маслов/ Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 46 - 50.
25.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04.02.2010. № Пр – 271 /Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.
26.Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России /Н. Д. Никандров/ Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 3 -12.
Учебно-тематический план (175 часов – 35 часов в год – 5 лет обучения)
|
|
Вид занятий |
||
Беседы |
|
Экскурсии |
||
Раздел 1. Истоки казачества |
50 |
|||
Тема 1.Терская земля в древности, исторические корни казачества |
2 |
1 |
— |
1 |
Тема 2 Появление казачьих поселений на Кавказе |
2 |
1 |
— |
1 |
Тема 3.Образование Войска Терского |
2 |
1 |
— |
1 |
Тема 4. История Азово – Моздокской оборонительной линии |
3 |
1 |
__ |
2 |
Тема 5. Первые защитники крепости Святого Георгия |
2 |
1 |
__ |
1 |
Тема 6.Расселения казаков по краю |
3 |
1 |
— |
2 |
Тема 7.История названий населенных пунктов Ставропольского края. |
9 |
6 |
— |
3 |
Тема 8.Культура, быт и нравы терских казаков в XVI-XVIIвеках |
9 |
3 |
3 |
3 |
Тема 9. Воспитание в казачьих семьях. |
9 |
3 |
3 |
3 |
Тема 10.Основные занятия казаков в XVIII веке |
9 |
6 |
3 |
— |
Раздел 2. Терские казаки в XIXи нач. XXвв. |
28 |
|||
Тема 11.Терские казаки в русско-турецких войнах. Война 1812 года. М.Платов – герой войны |
2 |
1 |
__ |
1 |
Тема 12. Культура, быт и нравы терских казаков в XIXи нач. XXвв. |
6 |
3 |
1 |
2 |
Тема 13. Кавказская война. |
3 |
2 |
__ |
1 |
Тема 14. Казачий спас. |
2 |
1 |
__ |
1 |
Тема 15.Образование и медицина на Ставрополье в XIXв. |
2 |
1 |
__ |
1 |
Тема 16.Терские казаки в начале XХ века. Русско-японская война. |
2 |
1 |
__ |
1 |
Тема 17. Казачество и первая русская революция (1905-1907 гг) |
2 |
1 |
— |
1 |
Тема 18.Терские казаки в первой мировой войне (1914-1917 гг) |
9 |
6 |
— |
3 |
Раздел 3. Терские казаки в Великой Отечественной войне |
15 |
|||
Тема 19.Начало войны. Формирование казачьего корпуса генерала Л.Доватора |
3 |
1 |
— |
2 |
Тема 20.Оборона Кавказа |
9 |
3 |
3 |
3 |
Тема 21. Прорыв «голубой линии обороны» , освобождение Европы. |
3 |
1 |
— |
2 |
Раздел 4. Казачья культура |
62 |
|
|
|
Тема 22. Народные праздники и обряды |
36 |
3 |
30 |
3 |
Тема 23.Одежда казаков |
3 |
2 |
3 |
3 |
Тема 24. Казачьи песни и танцы |
9 |
3 |
— |
1 |
Тема 25. Казачья народная медицина |
4 |
3 |
— |
1 |
Тема 26. Казачья кулинария |
5 |
3 |
1 |
1 |
Тема 27. Казачьи пословицы и поговорки |
5 |
2 |
2 |
1 |
Раздел 5. Возрождение казачества |
14 |
|||
Тема 28. Этапы возрождения терского казачества. |
4 |
3 |
— |
1 |
Тема 29.Народный быт и культура терских казаков во второй половине XXвека. |
6 |
2 |
2 |
2 |
Тема 30.Современное терское казачество. |
4 |
1 |
1 |
2 |
Всего часов |
175 |
67 |
53 |
55 |
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Терская земля в древности, исторические корни казачества .
Скифы, сарматы. Кавказ в первой половине XI века. Первые упоминания о
казачьих поселениях. Первые казачьи городки. Жилища казаков. Походы за «зипунами».
Тема 2. Появление казачьих поселений на Кавказе
Наименование казачьих поселений. Первые городки – их внешний вид и
расположение.
Тема 3.Образование Войска Терского
Что такое Войско Терское? Понятие «терское казачество. Предпосылки
возникновения войска. Структура войскового управления. Казачье
самоуправление.
Тема 4. История
Азово – Моздокской оборонительной линии
Указ Екатерины II о строительстве Азово – Моздокской
оборонительной линии .История Георгиевской крепости.
Тема 5.
Первые
защитники крепости Святого Георгия.
Книга И. Кузнецова «Крепость в степи»
Тема 6. Расселения
казаков по краю
Топонимика населённых пунктов Ставропольского края
Тема 7. История
названий населенных пунктов Ставропольского края.
Топонимика населённых пунктов Ставропольского края
Тема 8.
Культура,
быт и нравы терских казаков в XVI-XVII веках
Распространение христианства и установление церковной организации на Тереке. Первые казачьи монастыри. Медицина, казачьи знахари. Быт и нравы казаков. Развитие земледелия на Ставрополье. Животноводство. Воспитание девочек в казачьей семье. Воспитание мальчиков в казачьей семье. Казачьи символы и атрибуты. Коневодство.
Тема 9. Воспитание
в казачьих семьях.
Воспитание девочек в казачьей семье. Воспитание мальчиков в казачьей семье. Казачьи символы и атрибуты.
Тема 10. Основные
занятия казаков в XVIII веке
Медицина, казачьи знахари. Быт и нравы казаков. Развитие земледелия на Ставрополье. Животноводство.
Тема – 11.
Терские казаки в русско-турецких войнах. Война 1812 года. М.Платов –
герой войны
Русско-турецкие войны 1768-1774гг.,1787-1791гг. Война 1812 года. Казаки в
итальянском и швейцарском походе. Казачий атаман, граф М. Платов.
Тема 12. Культура,
быт и нравы донских казаков в XIXи нач. XXвв
Территория и население. Земледелие и животноводство. Торговля и другие
промыслы.
Тема 13.
Кавказская
война.
Роль атамана. Система военной службы. Казачьи офицеры. Военное обучение.
Казачья тактика. Форма одежды, вооружение и снаряжение. Кордонная служба терских
казаков на кавказской линии.
Тема 14. Казачий
спас.
Народные традиции и обряды. Христианские заповеди
Тема 15.
Образование
и медицина на Ставрополье в XIXв.
Задачи образования. Развитие образования на Ставрополье, его особенности.
Открытие казачьих гимназий.
Тема 16.
Терские
казаки в начале XХ века. Русско-японская война.
Терские казаки в русско-японской войне 1904-1905 г. Русская конница на Дальнем
Востоке. Причины привлечения казаков для борьбы в первую русскую революцию.
Жизнь и служба казаков накануне первой мировой войны. Подвиги казаков.
Тема 17. Казачество и первая русская революция (1905-1907 гг)
Терек в февральской революции 1917 года. Создание союзов казаков и казачьих
офицеров. Красные казаки. Создание казачьего военно-революционного
комитета.
Тема 18. Терские
казаки в первой мировой войне (1914-1917 гг)
Казачьи мятежы. Расказачивание. Победоносное наступление Красной армии.
Тема 19. Терские казаки в Великой Отечественной войне. Начало войны.
Формирование казачьего корпуса генерала Л.Доватора
Мобилизация казаков. Создание новых кавалерийских частей. Создание казачьего корпуса
генерала Л.Доватора. Партизанское
движение на Ставрополье . Подвиги казаков на фронте и в тылу.
Тема 20. Оборона
Кавказа
Партизанское движение на Ставрополье. Подвиги казаков на фронте и в тылу.
Тема 21. Прорыв «голубой линии обороны» , освобождение Европы.
Боевой путь казачьего
корпуса генерала Л.Доватора. Заслушивание рефератов.
Тема 22. Народные праздники и обряды
Народные традиции и обряды. Христианские заповеди
Тема 23. Одежда казаков
История одежды казаков. Мужская и женская традиционная и парадная одежда
Тема 24. Казачьи песни и танцы
Лирические, трудовые и походные песни. Плясовые песни
Тема 25. Казачья народная медицина
Народная медицина наших предков
Тема 26. Казачья кулинария
Традиционная казачья еда
Тема 27. Казачьи пословицы и поговорки
Казачий диалект. Фольклор.
Тема 28.
Этапы возрождения терского казачества
Конец XХ века. Возвращение казачьих регалий. Казаки - некрасовцы
Тема 29. Народный быт и культура терских казаков во второй половинеXXвека.
Фестивали казачьего искусства. Краеведческие музеи.
Тема 30. Современное терское казачество.
Устав Войска Терского. Казачьи христианские святыни. Казачьи заповеди.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.