Плахова Т.В.
ПРОГРАММЫ-ОРИЕНТИРЫ
(для личностной работы над собой, своим ростом и развитием)
Я – ЧЕЛОВЕК
Знаю:
-что есть феномен человека (что есть человек, зачем он в этом мире);
-что человек является частью природы;
-чем человек отличается от животного;
-что говорится о проблеме природы человека в истории;
-в чем состоит новое понимание человека в научной мысли;
-что говорится о происхождении человека в Библии;
-в чем состоит духовное и творческое начало человека;
-низшие и высшие ценности в человеке;
-что есть добро, а что зло в человеке;
-что говорится о причинах и следствиях, характере добра и зла в религиях мира;
-что богословие выделяет следующие добродетели в человеке: веру, надежду, любовь, смирение, послушание, долготерпение, верность, бесстрашие, благодарность и др.;
-человеческие пороки: ожесточенность, обособленность, жадность, властолюбие, человеконенавистничество, своекорыстие, мракобесие, фашизм, национализм, экстремизм, фанатизм, сексуальная распущенность и др.;
-пороки в богословии: воровство, проституция, тщеславие, чревоугодие и др.;
-источники зла в человеке: лень, жадность, жестокость, лживость, эгоизм, зависть, трусость, безделие, погоня за удовольствиями и др.;
-злодеяния человека: убийство, самоубийство, человеконенавистничество, предательство, паразитизм, демагогия, мстительность, клевета, жадность, скаредность, черствость, лизоблюдство, трусость, подхалимаж, карьеризм;
-нравственное состояние современного человека;
-что человек является носителем женского и мужского начала;
-в чем состоит жизненное предназначение мужчины и женщины;
-какого человека мы считаем великим;
-какими качествами должен обладать человек, чтобы быть интеллигентным, прогрессивным;
-что можно назвать добродетелями, а что пороками человека;
-зачем человеку Другие люди;
-с кем и в какие отношения вступает человек;
-какие проявления со стороны человека считаются недостойными цивилизованного человека;
-свои достоинства и пороки («болезни» души);
-свой характер, свой темперамент, свои способности;
-свои желания, интересы и склонности.
Умею:
-бороться со своими недостатками;
-возвышать свои достоинства;
-взаимодействовать с Другими людьми на уровне нравственных отношений;
-сохранять свое человеческое достоинство в любых жизненных ситуациях
Действую:
-изучаю круг наук о человеке;
-изучаю жизнь и деяния достойных людей своего Отечества и мира;
-избавляюсь от пороков («болезней» своей души) путем самопознания, самовоспи-
тания, самосовершенствования (сам себе психолог, сам себе учитель, сам себе воспитатель);
-развиваю в себе заложенное природой начало (мужское, женское);
-веду здоровый образ жизни;
-развиваю свои культурные потребности, свои творческие возможности.
Я – ЛИЧНОСТЬ
Знаю:
-сущность понятия «личность» и ее основные характеристики;
-сущность понятия «культура личности» и ее компоненты;
-основные психологические понятия: чувства, воля, какое место они занимают в
развитии личности;
-некоторые особенности своей психики;
-индивидуальные особенности своей личности: характер, темперамент, волевые
качества;
-учебные и познавательные способности;
-основные приемы учебной деятельности;
-приемы развития памяти и мышления, владения словом;
-что основой формирования личности являются бескорыстие и добровольное слу-
жение добру;
-качества личности духовной:
-качества личности творческой:
-какими качествами личности обладаю Я сам (а): свою физическую и духовную
сущность;
-особенности развития моей личности;
-причины, мешающие развитию личности;
-свои возрастные особенности;
-свои организаторские способности;
-методы самовоспитания, самосовершенствования.
Умею:
-вести внутренний диалог с самим собой;
-анализировать свое поведение, свои поступки, свою жизнь;
-объективно оценивать себя;
-искать и развивать истинное «Я»;
-определять цель и смысл своей жизни, пути их достижения;
-определять цели и задачи по самообразованию;
-составлять план и программу по самообразованию;
-организовывать свой учебный труд в школе и дома;
-справляться с трудностями в учебе;
-работать с книгой;
-наблюдать за изменениями своего эмоционального состояния;
-выявлять собственные положительные качества (свои достоинства), свои способности и развивать их;
-определять свои отрицательные качества, недостатки (пороки, «болезни души»), уметь их исправлять;
-регулировать свое поведение;
-признавать и исправлять ошибки;
-преодолевать трудности на пути к цели;
-контролировать чувства, переживания;
-управлять собой в условиях перегрузки, стрессовых и экстремальных ситуациях;
-определять цель самовоспитания, находить способы ее достижения, отвечать за себя и свои поступки.
Действую:
-познаю себя (сам себе психолог);
-провожу самоанализ, самооценку, самоконтроль, отмечаю результаты в дневнике
самонаблюдения;
-даю себе характеристику и при необходимости вношу коррективы в свою жизнь и
в свои планы;
-развиваю свои самые лучшие качества (достоинства), свои чувства, свою волю;
-развиваю заложенные во мне природой возможности, таланты, свой творческий
потенциал;
-постоянно повышаю свой интеллектуальный и культурный уровень;
-развиваю свое самосознание;
-формирую гуманное отношение к самому (ой) себе, как личности;
-работаю над утверждением своего «Я» посредством составленной программой
самовоспитания;
-прислушиваюсь к советам старших, друзей;
-знакомлюсь с дневниками известных людей;
-овладеваю знаниями о социальном, политическом, правовом статусе личности;
-участвую в различных видах деятельности;
-планирую, организую, руковожу своими действиями и поступками;
-передаю накопленный опыт самовоспитания;
-принимаю участие в воспитании младших братьев и сестер, школьников.
Я И МОЯ ЖИЗНЬ
Знаю:
-что жизнь человека – это величайший дар природы, высшая духовная ценность в человеческом бытии;
-круг жизни человека (основные вехи его жизни, их особенности);
-почему перед человеком встают вопросы о жизни и смерти;
-в чем состоит смысл человеческой жизни;
-о последствиях утраты смысла человеческой жизни;
-как трактуется цель жизни человека, категории добра и зла, прекрасного и безобразного в религии, которую исповедует мой народ и другие вероисповедания;
-каковы взгляды на жизнь и смерть в этнопедагогике, фольклоре, культуре моего народа;
-смысл жизни в традициях моего народа;
-в чем состоит суть истинных и ложных ценностей жизни;
-о парадоксах человеческого бытия: жизнь и смерть, добро и зло, прекрасное и безобразное, истинное и ложное, возвышенное и ложное;
-нравственные основы жизни, ее культура;
-в чем состоит жизненное предназначение мужчины и женщины;
-что в жизни можно, а что нельзя.
Умею:
-размышлять о своей жизни, анализировать совершенные мною и другими людьми поступки, давать им оценки;
-различать истинные и ложные ценности жизни;
-ориентироваться в разных жизненных ситуациях, корректировать свое поведение;
-строить свою жизнь на основе нравственных законов человеческого бытия;
-разрабатывать планы на жизнь, ее стратегию на те или иные периоды жизнедеятельности.
Действую:
-веду полноценную достойную человека жизнь в настоящем;
-умело адаптируюсь к существующим условиям жизни, не нарушая нравственных
основ бытия (корректирую свою жизнедеятельность по мере необходимости, изменяю обстоятельства, изменяя при этом себя);
-решаю проблемы своей жизни как самостоятельно, так и с помощью старших;
-смело строю планы на будущее и на практике готовлюсь к их осуществлению в
учебной деятельности и в занятиях любимым делом;
-беру на себя ответственность за принятие решений;
-овладеваю способами регуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности;
-занимаюсь самовоспитанием.
Я И МОЕ ЗДОРОВЬЕ
Знаю:
-что такое здоровье в широком смысле слова;
-что здоровье – главная ценность жизни человека, его нравственная и физическая красота;
-что думает о здоровье мой народ, великие умы планеты, что они вкладывают в это понятие;
-как трактуется понятие «здоровье» в религиях, исповедуемых народами России и народами мира;
-что в основе любой традиции, любого обряда моего народа кроется ключ к душевному и физическому здоровью;
-что я сам (а) думаю о здоровье и здоровом образе жизни;
-преимущества здорового образа жизни;
-негативные стороны нездорового образа жизни;
-зависимость здоровья физического от здоровья нравственного;
-чем болели мои предки, родители, близкие люди;
-факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье;
-анатомию и физиологию своего организма;
-причины заболевания или проблем, связанных со здоровьем, которые у меня имеются;
-симптомы различных заболеваний;
-как вести профилактику заболеваний;
-показания и противопоказания различных лекарственных препаратов;
-необходимые способы лечения нетрадиционными и естественными методами оздоровления;
-как оказать первую медицинскую помощь себе и Другим людям.
Умею:
-оказать первую медицинскую помощь себе и другим людям;
-следить за своим здоровьем;
-соблюдать режим дня;
-соблюдать правила личной гигиены;
-распознавать симптомы различных заболеваний;
-уметь противостоять негативному влиянию со стороны сверстников, социума;
-справляться с вредными привычками;
-регулировать свое самочувствие;
-контролировать свое эмоциональное состояние;
-правильно дышать, питаться;
-использовать эффективные методики оздоровления и поддержания своего
организма в порядке.
-поддерживать в порядке все свои жизнеобеспечивающие системы (нервную, костно-мышечную, дыхательную, сердечно-сосудистую);
-правильно использовать рецепты народной медицины.
Действую:
-веду здоровый образ жизни;
-соблюдаю правила личной гигиены;
-правильно организую свою работу и сочетаю ее с полезным и полноценным досугом;
-правильно питаюсь;
-оптимистически настраиваюсь на жизнь и каждый ее день;
-пропагандирую здоровый образ жизни среди сверстников, младших и даже взрослых, передаю свой опыт;
-изучаю эффективные системы оздоровления и применяю при необходимости то, что мне нужно на практике;
-принимаю активное участие в оздоровительных мероприятиях, проходящих в классе и школе;
-привлекаю своих родных к ведению здорового образа жизни.
Разделяю человеческую мудрость о том, что:
Здоровье – это та вершина, которую каждый должен покорить сам.
Умеренность – союзник природы и страж здоровья.
Невоздержание – гибель тела.
Деятельность человека – источник его здоровья.
Физическая бездеятельность – смерть человека.
Бодрость духа – основа физического здоровья.
Упадок духа – болезнь души и тела.
Труд, физкультура, спорт, народное творчество и промыслы – средства форми-
рования оптимизма, культуры, бодрости.
ПАМЯТКА-ОРИЕНТИР «Я И ДРУГИЕ ЛЮДИ»
Знаю:
-особенности личности своих родных, друзей, одноклассников, педагогов;
-заслуженных людей своего края, своей Малой Родины;
-своих соседей, их интересы, национальные особенности, где и кем они работают, где учатся, их увлечения, в какой помощи нуждаются, уровень их жизни, состояние здоровья;
-что такое настоящая дружба;
-биографические сведения о своих друзьях, их дни рождения, увлечения, интересы и привычки, семейный круг, проблемы и трудности;
-местонахождение и телефоны пунктов медицинской и психологической помощи, правоохранительных органов и др. служб, оказывающих помощь людям.
Умею:
-устанавливать и сохранять уважительные отношения с Другими людьми;
-проявлять человечность, доброту, доброжелательность, внимание, заботливость, душевность, чуткость
-понять, принять и простить Другого, сопереживать, сочувствовать, сострадать Другому, сорадоваться успехам и счастью Другого;
-строить с Другими взаимодействие;
-дружить и дорожить дружбой;
-понять своего друга (подругу), помочь и поддержать в трудную минуту, радоваться его успехам, защитить, предостеречь от неоправданных действий и поступков, оградить от негативного влияния, хранить доверенные тайны;
Действую:
-формирую у себя гуманное отношение к окружающим меня людям, умение жить среди людей по нравственным законам добра, разума, любви, справедливости;
-строю взаимоотношения с людьми на принципах человечности (т. е. проявляю человечность, доброту, доброжелательность, внимание, заботливость, душевность, приветливость, чуткость, деликатность, тактичность, уважение к Другим людям);
-проявляю заботу о близких;
-оказываю помощь людям, нуждающимся в помощи;
-предупреждаю и пресекаю по возможности негативные явления в человеческих отношениях;
-участвую в акциях милосердия.
ПАМЯТКА-ОРИЕНТИР
«Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
Знаю:
-историю России;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю русской цивилизации, ее отличие от цивилизации западной;
-историю своего народа и его нравы;
-историю вооруженных сил России;
-историю столицы России;
-историю религий народов исконно проживающих на территории России, их куль-
турологические основы и синодик святых имен;
-историю государственных символов России;
-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа»;
-духовные и нравственные основы россиян;
-внутреннюю и внешнюю политику своего государства;
-проблемы страны;
-перспективы развития страны в различных областях (политика, экономика, куль-
тура, образование, медицина и др.);
-свой родной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный
календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др.
-основы национальной кухни;
-основы народной медицины.
Умею:
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и дея-
ниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
-грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи
живое слово своего народа;
-отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массо-
вого;
-петь песни своего народа;
-рассказывать народные сказки, предания и сказания;
-исполнять традиционные народные танцы, пляски;
-готовить национальные блюда;
-готовить и проводить народные праздники;
-играть в народные игры, водить хороводы;
-использовать в своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры народные
мотивы;
-правильно использовать рецепты народной медицины;
-изготавливать изделия из серии народных промыслов;
-ценить красоту и богатства родной природы;
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;
-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.
Действую: вношу свой вклад в сохранение исторической и культурной памяти моей страны, родного великого и могучего языка моего народа.
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю богатствами духовного наследия России;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных сим
волов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
-читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замеча-
тельных людей;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;
-отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;
-не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;
-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-овладеваю культурой своего народа, участвуя в работе творческих коллективов,
занимающихся возрождением и сохранением культуры народа;
-участвую в возрождении игрового опыта народа, учусь и учу малышей и своих
сверстников играть в народные игры;
-участвую в возрождении народных видов спорта;
-готовлю и провожу дома и в школе народные праздники;
-участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;
-хожу в походы по родному краю;
-участвую в экспедициях «К истокам старины глубокой» и в создании краеведче-
ских и этнографических музеев;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим
меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;
-участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружаю-
щей жизни;
-вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.
ПАМЯТКА-ОРИЕНТИР
«Я И МОЯ СЕМЬЯ»
Знаю:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;
-характер и личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и по-
требности;
-роль каждого члена семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-состояние здоровья членов моей семьи;
-материальное положение семьи;
-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельно-
сти;
-круг знакомств семьи;
-важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины чле-
нов семьи и др.);
-семейный этикет;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким.
Умею:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
-понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;
-хранить семейные реликвии;
-донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих своих детей и вну-
ков;
-разумно пользоваться своими правами в семье;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;
-строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с ними на
уровне культуры отношений и общения;
-правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;
-вести здоровый образ жизни;
-оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем каж-
дого члена семьи в частности;
-создавать домашний уют, оказывать помощь в решении бытовых вопросов жизни
семьи;
-организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения;
-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными человека
способами;
-делать приятное своим родным и близким.
Действую:
-участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;
-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи, ее ре-
ликвии;
-поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего дома;
-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-посильно участвую в решении семейных проблем;
-участвую в организации досуга семьи;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;
-берегу мир и покой моей семьи;
-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи.
ПАМЯТКА-ОРИЕНТИР
«Я И ОБЩЕСТВО»
Знаю:
-что я, как и любой гражданин, являюсь частицей общества;
-историю развития общества;
-законы развития общества;
-структуру общественной жизни;
-условия существования человека в обществе;
-основные ценности общества;
-особенности жизни многонационального общества;
-о влиянии человека на развитие прогресса общества;
-основные положения Конституции РФ;
-свои права и обязанности перед обществом;
-правильно использовать свои права и обязанности, положения различных законов
РФ, которые меня касаются;
-что входит в понятие «культура общества»
-правила человеческого общежития;
-нравы
-проблемы общества, в котором я живу;
-какие качества необходимы человеку, чтобы участвовать в прогрессе общества;
-как вести себя в общественных местах, в коллективе;
-какое место я занимаю в коллективе сверстников, в объединении, где я занимаюсь
полезным и интересным для себя делом;
-чем я могу помочь в развитии общества.
Умею:
-жить в коллективе: строить взаимоотношения, решать вопросы его жизни и про-
блемы;
-правильно использовать свои права и обязанности, положения различных законов
РФ, которые меня касаются;
-вести себя в общественных местах;
-правильно пользоваться благами, которые предоставлены мне обществом;
-развиваю свою социальную активность, путем участия в улучшении окружающей
жизни.
Действую:
-приобщаюсь к проблемам и заботам общества, ищу свое место в нем;
-осваиваю социальные роли, которые мне приходится и придется в дальнейшем
реализовывать в своей жизни (сын-дочь, внук-внучка, брат-сестра, родственник; ученик, товарищ, друг; сосед, горожанин, сельчанин, гражданин; муж-жена, отец-мать и др.);
-развиваю свою социальную активность, путем участия в улучшении окружающей
жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.