Программы-ориентиры для личностной работы над своим ростом и развитием (для подростков)
Оценка 4.8

Программы-ориентиры для личностной работы над своим ростом и развитием (для подростков)

Оценка 4.8
doc
17.10.2021
Программы-ориентиры для личностной работы над своим ростом и развитием (для подростков)
Программы-ориентры.doc

Плахова Т.В.

 

ПРОГРАММЫ-ОРИЕНТИРЫ

(для личностной работы над собой, своим ростом и развитием)

 

Я – ЧЕЛОВЕК

Знаю:

-что есть феномен человека (что есть человек, зачем он в этом мире);

-что человек является частью природы;

-чем человек отличается от животного;

-что говорится о проблеме природы человека в истории;

-в чем состоит новое понимание человека в научной мысли;

-что говорится о происхождении человека в Библии;

-в чем состоит духовное и творческое начало человека;

-низшие и высшие ценности в человеке;

-что есть добро, а что зло в человеке;

-что говорится о причинах и следствиях, характере добра и зла в религиях мира;

-что богословие выделяет следующие добродетели в человеке: веру, надежду, любовь, смирение, послушание, долготерпение, верность, бесстрашие, благодарность и др.;

-человеческие пороки: ожесточенность, обособленность, жадность, властолюбие, человеконенавистничество, своекорыстие, мракобесие, фашизм, национализм, экстремизм, фанатизм, сексуальная распущенность и др.;

-пороки в богословии: воровство, проституция, тщеславие, чревоугодие и др.;

-источники зла в человеке: лень, жадность, жестокость, лживость, эгоизм, зависть, трусость, безделие, погоня за удовольствиями и др.;

-злодеяния человека: убийство, самоубийство, человеконенавистничество, предательство, паразитизм, демагогия, мстительность, клевета, жадность, скаредность, черствость, лизоблюдство, трусость, подхалимаж, карьеризм;

-нравственное состояние современного человека;

-что человек является носителем женского и мужского начала;

-в чем состоит жизненное предназначение мужчины и женщины;

-какого человека мы считаем великим;

-какими качествами должен обладать человек, чтобы быть интеллигентным, прогрессивным;

-что можно назвать добродетелями, а что пороками человека;

-зачем человеку Другие люди;

-с кем и в какие отношения вступает человек;

-какие проявления со стороны человека считаются недостойными цивилизованного человека;

-свои достоинства и пороки («болезни» души);

-свой характер, свой темперамент, свои способности;

-свои желания, интересы и склонности.

 

 

Умею:

-бороться со своими недостатками;

-возвышать свои достоинства;

-взаимодействовать с Другими людьми на уровне нравственных отношений;

-сохранять свое человеческое достоинство в любых жизненных ситуациях

 

 

Действую:

-изучаю круг наук о человеке;

-изучаю жизнь и деяния достойных людей своего Отечества и мира;

-избавляюсь от пороков («болезней» своей души) путем самопознания, самовоспи-

тания, самосовершенствования (сам себе психолог, сам себе учитель, сам себе воспитатель);

-развиваю в себе заложенное природой начало (мужское, женское);

-веду здоровый образ жизни;

-развиваю свои культурные потребности, свои творческие возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я – ЛИЧНОСТЬ

 

Знаю:

-сущность понятия «личность» и ее основные характеристики;

-сущность понятия «культура личности» и ее компоненты;

-основные психологические понятия: чувства, воля, какое место они занимают в

развитии личности;

-некоторые особенности своей психики;

-индивидуальные особенности своей личности: характер, темперамент, волевые

качества;

-учебные и познавательные способности;

-основные приемы  учебной деятельности;

-приемы развития памяти и мышления, владения словом;

-что основой формирования личности являются бескорыстие и добровольное слу-

жение добру;

-качества личности духовной:

-качества личности творческой:

-какими качествами личности обладаю Я сам (а): свою физическую и духовную

сущность;

-особенности развития моей личности;

-причины, мешающие развитию личности;

-свои возрастные особенности;

-свои организаторские способности;

-методы самовоспитания, самосовершенствования.

 

Умею:

-вести внутренний диалог с самим собой;

-анализировать свое поведение, свои поступки, свою жизнь;

-объективно оценивать себя;

-искать и развивать истинное «Я»;

-определять цель и смысл своей жизни, пути их достижения;

-определять цели и задачи по самообразованию;

-составлять план и программу по самообразованию;

-организовывать свой учебный труд в школе и дома;

-справляться с трудностями в учебе;

-работать с книгой;

-наблюдать за изменениями своего эмоционального состояния;

-выявлять собственные положительные качества (свои достоинства), свои способности и развивать их;

-определять свои отрицательные качества, недостатки (пороки, «болезни души»), уметь их исправлять;

-регулировать свое поведение;

-признавать и исправлять ошибки;

-преодолевать трудности на пути к цели;

-контролировать чувства, переживания;

-управлять собой в условиях перегрузки, стрессовых и экстремальных ситуациях;

-определять цель самовоспитания, находить способы ее достижения, отвечать за себя и свои поступки.

 

Действую:

-познаю себя (сам себе психолог);

-провожу самоанализ, самооценку, самоконтроль, отмечаю результаты в дневнике

самонаблюдения;

-даю себе характеристику и при  необходимости вношу коррективы в свою жизнь и

в свои планы;                

-развиваю свои самые лучшие качества (достоинства), свои чувства, свою волю;

-развиваю заложенные во мне природой возможности, таланты, свой творческий

потенциал;

-постоянно повышаю свой интеллектуальный и культурный уровень;

-развиваю свое самосознание;

-формирую гуманное отношение к самому (ой) себе, как личности;

-работаю над утверждением своего «Я» посредством составленной программой

самовоспитания;

-прислушиваюсь к советам старших, друзей;

-знакомлюсь с дневниками известных людей;

-овладеваю знаниями о социальном, политическом, правовом статусе личности;

-участвую в различных видах деятельности;

-планирую, организую, руковожу своими действиями и поступками;

-передаю накопленный опыт самовоспитания;

-принимаю участие в воспитании младших братьев и сестер, школьников.

Я И МОЯ ЖИЗНЬ

 

Знаю:

-что жизнь человека – это величайший дар природы, высшая духовная ценность в человеческом бытии;

-круг жизни человека (основные вехи его жизни, их особенности);

-почему перед человеком встают вопросы о жизни и смерти;

-в чем состоит смысл человеческой жизни;

-о последствиях утраты смысла человеческой жизни;

-как трактуется цель жизни человека, категории добра и зла, прекрасного и безобразного в религии, которую исповедует мой народ и другие вероисповедания;

-каковы взгляды на жизнь и смерть в этнопедагогике, фольклоре, культуре моего народа;

-смысл жизни в традициях моего народа;

-в чем состоит суть истинных и ложных ценностей жизни;

-о парадоксах человеческого бытия: жизнь и смерть, добро и зло, прекрасное и безобразное, истинное и ложное, возвышенное и ложное;

-нравственные основы жизни, ее культура;          

-в чем состоит жизненное предназначение мужчины и женщины;

-что в жизни можно, а что нельзя.

 

Умею:

-размышлять о своей жизни, анализировать совершенные мною и другими людьми поступки, давать им оценки;

-различать истинные и ложные ценности жизни;

-ориентироваться в разных жизненных ситуациях, корректировать свое поведение;

-строить свою жизнь на основе нравственных законов человеческого бытия;

-разрабатывать планы на жизнь, ее стратегию на те или иные периоды жизнедеятельности.

 

Действую:

-веду полноценную достойную человека жизнь в настоящем;

-умело адаптируюсь к существующим условиям жизни, не нарушая нравственных

основ бытия (корректирую свою жизнедеятельность по мере необходимости, изменяю обстоятельства, изменяя при этом себя);

-решаю проблемы своей жизни как самостоятельно, так и с помощью старших;

-смело строю планы на будущее и на практике готовлюсь к их осуществлению в

учебной деятельности и в занятиях любимым делом;

-беру на себя ответственность за принятие решений;

-овладеваю способами регуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности;

-занимаюсь самовоспитанием.

 

 

 

 

 

Я И МОЕ ЗДОРОВЬЕ

 

Знаю:

-что такое здоровье в широком смысле слова;

-что здоровье – главная ценность жизни человека, его нравственная и физическая красота;

-что думает о здоровье мой народ, великие умы планеты, что они вкладывают в это понятие;

-как трактуется понятие «здоровье» в религиях, исповедуемых народами России и народами мира;

-что в основе любой традиции, любого обряда моего народа кроется ключ к душевному и физическому здоровью;

-что я сам (а) думаю о здоровье и здоровом образе жизни;

-преимущества здорового образа жизни;

-негативные стороны нездорового образа жизни;

-зависимость здоровья физического от здоровья нравственного;

-чем болели мои предки, родители, близкие люди;

-факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье;

-анатомию и физиологию своего организма;                

-причины заболевания или проблем, связанных со здоровьем, которые у меня имеются;

-симптомы различных заболеваний;

-как вести профилактику заболеваний;

-показания и противопоказания различных лекарственных препаратов;

-необходимые способы лечения нетрадиционными и естественными  методами оздоровления;

-как оказать первую медицинскую помощь себе и Другим людям.

 

Умею:

-оказать первую медицинскую помощь себе и другим людям;

-следить за своим здоровьем;

-соблюдать режим дня;

-соблюдать правила личной гигиены;

-распознавать симптомы различных заболеваний;

-уметь противостоять негативному влиянию со стороны сверстников, социума;

-справляться с вредными привычками;

-регулировать свое самочувствие;

-контролировать свое эмоциональное состояние;

-правильно дышать, питаться;         

-использовать эффективные методики оздоровления и поддержания своего

организма в порядке.

-поддерживать в порядке все свои жизнеобеспечивающие системы (нервную, костно-мышечную, дыхательную, сердечно-сосудистую);

-правильно использовать рецепты народной медицины.

 

 

Действую:

-веду здоровый образ жизни;

-соблюдаю правила личной гигиены;

-правильно организую свою работу и сочетаю ее с полезным и полноценным досугом;

-правильно питаюсь;

-оптимистически настраиваюсь на жизнь и каждый ее день;

-пропагандирую здоровый образ жизни среди сверстников, младших и даже взрослых, передаю свой опыт;

-изучаю эффективные системы оздоровления и применяю при необходимости то, что мне нужно на практике;

-принимаю активное участие в оздоровительных мероприятиях, проходящих в классе и школе;

-привлекаю своих родных к ведению здорового образа жизни.

 

Разделяю человеческую мудрость о том, что:        

 

Здоровье – это та вершина, которую каждый должен покорить сам.

Умеренность – союзник природы и страж здоровья.

Невоздержание – гибель тела.

Деятельность человека – источник его здоровья.

Физическая бездеятельность – смерть человека.

Бодрость духа – основа физического здоровья.

Упадок духа – болезнь души и тела.

Труд, физкультура, спорт, народное творчество и промыслы – средства форми-

рования оптимизма, культуры, бодрости.

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА-ОРИЕНТИР «Я И ДРУГИЕ ЛЮДИ»

 

Знаю:

-особенности личности своих родных, друзей, одноклассников, педагогов;

-заслуженных людей своего края, своей Малой Родины;

-своих соседей, их интересы, национальные особенности,  где и кем они работают, где учатся, их увлечения, в какой помощи нуждаются, уровень их жизни, состояние здоровья;

-что такое настоящая дружба;

-биографические сведения о своих друзьях, их дни рождения, увлечения, интересы и привычки, семейный круг, проблемы и трудности;

-местонахождение и телефоны пунктов медицинской и психологической помощи, правоохранительных органов и др. служб, оказывающих помощь людям.

Умею:

-устанавливать и сохранять уважительные отношения с Другими людьми;

-проявлять человечность, доброту, доброжелательность, внимание, заботливость, душевность, чуткость

-понять, принять и простить Другого, сопереживать, сочувствовать, сострадать Другому, сорадоваться успехам и счастью Другого;

-строить с Другими взаимодействие;

-дружить и дорожить дружбой;

-понять своего друга (подругу), помочь и поддержать в трудную минуту, радоваться его успехам, защитить, предостеречь от неоправданных действий и поступков, оградить от негативного влияния, хранить доверенные тайны;

Действую:

-формирую у себя гуманное отношение к окружающим меня людям, умение жить среди людей по нравственным законам добра, разума, любви, справедливости;

-строю взаимоотношения с людьми на принципах человечности  (т. е. проявляю человечность, доброту, доброжелательность, внимание, заботливость, душевность, приветливость, чуткость, деликатность, тактичность, уважение к Другим людям);

-проявляю заботу о близких;

-оказываю помощь  людям, нуждающимся в помощи;

-предупреждаю и пресекаю по возможности негативные явления в человеческих отношениях;

-участвую в акциях милосердия.

ПАМЯТКА-ОРИЕНТИР

«Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»

 

 

Знаю:

-историю России;

-историю Малой Родины и родного края;

-историю русской цивилизации, ее отличие от цивилизации западной;

-историю своего народа и его нравы;

-историю вооруженных сил России;

-историю столицы России;

-историю религий народов исконно проживающих на территории России, их куль-

турологические основы и синодик святых имен;

-историю государственных символов России;

-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;

-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;

-что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа»;

-духовные и нравственные основы россиян;

-внутреннюю и внешнюю политику своего государства;

-проблемы страны;                          

-перспективы развития страны в различных областях (политика, экономика, куль-

тура, образование, медицина и др.);

-свой родной язык;

-родную литературу;

-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный

календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др.

-основы национальной кухни;

-основы народной медицины.

 

 

Умею:

-рассказать об истории своего Отечества;

-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;

-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и дея-

ниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);

-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;

-грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи

живое слово своего народа;

-отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массо-

вого;

-петь песни своего народа;

-рассказывать народные сказки, предания и сказания;

-исполнять традиционные народные танцы, пляски;

-готовить национальные блюда;

-готовить и проводить народные праздники;

-играть в народные игры, водить хороводы;

-использовать в своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры народные

мотивы;

-правильно использовать рецепты народной медицины;

-изготавливать изделия из серии народных промыслов;

-ценить красоту и богатства родной природы;

-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;

-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.

 

Действую: вношу свой вклад в сохранение исторической и культурной памяти  моей страны, родного великого и  могучего языка  моего народа.

 

-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;

-овладеваю богатствами духовного наследия России;

-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных сим

волов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;

-читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замеча-

тельных людей;

-беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;

-отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;

-не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;

-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;

-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;

-овладеваю культурой своего народа, участвуя в работе творческих коллективов,

занимающихся возрождением и сохранением культуры народа;

-участвую в возрождении игрового опыта народа, учусь и учу малышей и своих

сверстников играть в народные игры;

-участвую в возрождении народных видов спорта;

-готовлю и провожу дома и в школе народные праздники;

-участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;

-хожу в походы по родному краю;                        

-участвую в экспедициях «К истокам старины глубокой» и в создании краеведче-

ских и этнографических музеев;

-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим

меньшим;

-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;

-участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружаю-

щей жизни;

-вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.

 

 

 

 

 

 

 

  ПАМЯТКА-ОРИЕНТИР

«Я И МОЯ СЕМЬЯ»

Знаю:

-что такое семья и для чего она создается;

-историю своего рода, своей семьи;

-историю семейных реликвий;

-традиции и обычаи своей семьи;

-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;

-характер и личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и по-

требности;

-роль каждого члена семьи в ее жизни;

-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;

-состояние здоровья членов моей семьи;

-материальное положение семьи;

-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельно-

сти;

-круг знакомств семьи;

-важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины чле-

нов семьи и др.);

-семейный этикет;

-свои права и свои семейные обязанности;

-как и чем я могу помочь своим близким.

 

Умею:

-любить свою семью и всех своих родных и близких;

-быть благодарным;

-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;

-понять и прощать, сочувствовать и помогать;

-уважать мнение других членов семьи;

-в согласии делать общие дела;

-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;

-хранить семейные реликвии;

-донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих своих детей и вну-

ков;

-разумно пользоваться своими правами в семье;

-добросовестно выполнять свои обязанности;

-заботиться о старших и младших членах семьи;

-ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;

-строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с ними на

уровне культуры отношений и общения;

-правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;

-вести здоровый образ жизни;

-оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем каж-

дого члена семьи в частности;

-создавать домашний уют, оказывать помощь в решении бытовых вопросов жизни

семьи;

-организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения;

-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными человека

способами;

-делать приятное своим родным и близким.

 

Действую:

-участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;

-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи, ее ре-

ликвии;

-поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего дома;

-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

-посильно участвую в решении семейных проблем;

-участвую в организации досуга семьи;

-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;

-берегу мир и покой моей семьи;

-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА-ОРИЕНТИР

«Я И ОБЩЕСТВО»

 

Знаю:

-что я, как и любой гражданин, являюсь частицей общества;

-историю развития общества;

-законы развития общества;

-структуру общественной жизни;

-условия существования человека в обществе;

-основные ценности общества;

-особенности жизни многонационального общества;

-о влиянии человека на развитие прогресса общества;

-основные положения Конституции РФ;

-свои права и обязанности перед обществом;

-правильно использовать свои права и обязанности, положения различных законов

РФ, которые меня касаются;

-что входит в понятие «культура общества»

-правила человеческого общежития;

-нравы

-проблемы общества, в котором я живу;

-какие качества необходимы человеку, чтобы участвовать в прогрессе общества;

-как вести себя в общественных местах, в коллективе;

-какое место я занимаю в коллективе сверстников, в объединении, где я занимаюсь

полезным и интересным для себя делом;

-чем я могу помочь в развитии общества.

 

Умею:

-жить в коллективе: строить взаимоотношения, решать вопросы его жизни и про-

блемы;

-правильно использовать свои права и обязанности, положения различных законов

РФ, которые меня касаются;

-вести себя в общественных местах;

-правильно пользоваться благами, которые предоставлены мне обществом;

-развиваю свою социальную активность, путем участия в улучшении окружающей

жизни.

 

Действую:

-приобщаюсь к проблемам и заботам общества, ищу свое место в нем;

-осваиваю социальные роли, которые мне приходится и придется в дальнейшем

реализовывать в своей жизни (сын-дочь, внук-внучка, брат-сестра, родственник; ученик, товарищ, друг; сосед, горожанин, сельчанин, гражданин; муж-жена, отец-мать и др.);

-развиваю свою социальную активность, путем участия в улучшении окружающей

жизни.

 

 

 

 


Плахова Т.В. ПРОГРАММЫ-ОРИЕНТИРЫ (для личностной работы над собой, своим ростом и развитием)

Плахова Т.В. ПРОГРАММЫ-ОРИЕНТИРЫ (для личностной работы над собой, своим ростом и развитием)

Умею: -бороться со своими недостатками; -возвышать свои достоинства; -взаимодействовать с

Умею: -бороться со своими недостатками; -возвышать свои достоинства; -взаимодействовать с

Я – ЛИЧНОСТЬ Знаю: -сущность понятия «личность» и ее основные характеристики; -сущность понятия «культура личности» и ее компоненты; -основные психологические понятия: чувства, воля, какое место…

Я – ЛИЧНОСТЬ Знаю: -сущность понятия «личность» и ее основные характеристики; -сущность понятия «культура личности» и ее компоненты; -основные психологические понятия: чувства, воля, какое место…

Действую: -познаю себя (сам себе психолог); -провожу самоанализ, самооценку, самоконтроль, отмечаю результаты в дневнике самонаблюдения; -даю себе характеристику и при необходимости вношу коррективы в свою…

Действую: -познаю себя (сам себе психолог); -провожу самоанализ, самооценку, самоконтроль, отмечаю результаты в дневнике самонаблюдения; -даю себе характеристику и при необходимости вношу коррективы в свою…

Я И МОЯ ЖИЗНЬ Знаю: -что жизнь человека – это величайший дар природы, высшая духовная ценность в человеческом бытии; -круг жизни человека (основные вехи его…

Я И МОЯ ЖИЗНЬ Знаю: -что жизнь человека – это величайший дар природы, высшая духовная ценность в человеческом бытии; -круг жизни человека (основные вехи его…

Я И МОЕ ЗДОРОВЬЕ Знаю: -что такое здоровье в широком смысле слова; -что здоровье – главная ценность жизни человека, его нравственная и физическая красота; -что…

Я И МОЕ ЗДОРОВЬЕ Знаю: -что такое здоровье в широком смысле слова; -что здоровье – главная ценность жизни человека, его нравственная и физическая красота; -что…

Действую: -веду здоровый образ жизни; -соблюдаю правила личной гигиены; -правильно организую свою работу и сочетаю ее с полезным и полноценным досугом; -правильно питаюсь; -оптимистически настраиваюсь…

Действую: -веду здоровый образ жизни; -соблюдаю правила личной гигиены; -правильно организую свою работу и сочетаю ее с полезным и полноценным досугом; -правильно питаюсь; -оптимистически настраиваюсь…

ПАМЯТКА-ОРИЕНТИР «Я И ДРУГИЕ ЛЮДИ»

ПАМЯТКА-ОРИЕНТИР «Я И ДРУГИЕ ЛЮДИ»

ПАМЯТКА-ОРИЕНТИР «Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»

ПАМЯТКА-ОРИЕНТИР «Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»

Родины; -умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране

Родины; -умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране

ПАМЯТКА-ОРИЕНТИР «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

ПАМЯТКА-ОРИЕНТИР «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

Действую: -участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи; -берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи, ее ре- ликвии; -поддерживаю родственные связи…

Действую: -участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи; -берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи, ее ре- ликвии; -поддерживаю родственные связи…

ПАМЯТКА-ОРИЕНТИР «Я И ОБЩЕСТВО»

ПАМЯТКА-ОРИЕНТИР «Я И ОБЩЕСТВО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2021