.
Открытый урок
«Производные и непроизводные предлоги»
7 класс
Тема урока: «Производные и непроизводные предлоги»
Тип урока: Изучение нового материала
Форма организации учебной деятельности: комбинированная, парная, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской культуры, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и формулировать выводы; умение работать в парах; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
Предметные: знать о признаках непроизводных и производных предлогов; уметь отличать производные предлоги от других омонимичных частей речи; учиться правильно писать производные предлоги и омонимичные им другие части речи.
Развитие УУД:
Личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию.
Коммуникативные УУД: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.
Познавательные УУД: опознавание и анализ производных предлогов, уместное употребление их адекватно ситуации речевого общения.
Регулятивные УУД: планировать последовательность действий, формулировать выводы, оценивать себя и одноклассников.
Необходимые ресурсы и оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки, дидактический материал
Ход урока.
I. Орг.момент. Приветствие. Число. Классная работа. Оставьте строку для темы урока.
Слайд: Фото Б.Шоу и высказывание.
– Этот урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня, и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
Ваши идеи сегодня будут очень даже кстати. Обмениваясь идеями, мы сможем сделать для нас понятной довольно сложную тему. Знание этой темы понадобится вам для сдачи экзаменов по русскому языку в 9 и 11 классах. Мы продолжаем изучение предлога. А какая именно тема сегодня – мы узнаем позже, прежде вспомним, что изучили на прошлом уроке.
II. Актуализация знаний.
Вопросы:
• Как называется раздел науки о языке, которая изучает части речи? (морфология)
• На какие группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)
• Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (Не имеют морфологических признаков, не выполняют синтаксической роли)
• Предлог – это? (Служебная часть речи, выражающая зависимость одних слов от других в предложениях и словосочетаниях)
• Какими бывают предлоги по своему строению? (простыми и составными)
•
• Назовите разряды предлогов по значению? (пространственные, временные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные)
• На прошлом уроке мы говорили о значениях предлогов. Давайте вспомним данную тему
1 задание
Определите разряды предлогов по значению. Укажите главное слово, к зависимому задайте вопрос.
Вышел на дорогу (пространст),
пришел в школу (простран),
сделать ради тебя (цель),
проспать до обеда (временной),
заниматься с утра до вечера(времен),
приехал через неделю (временной).
налить через край (образ действ),
говорить по душам (образ действия),
потух из-за ветра причина),
бледнеть от страха (причин),
говорил про друга (дополнительное значение),
Найдите многозначный предлог, докажите, что он многозначный (через – значение образа действия и времени)
Вывод: По значению предлоги делятся на разряды: (пространственные, временные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные)
Для того, чтобы определить тему нашего урока, мы выполним синтаксический разбор двух предложений.
2 задание
Выполнить синтаксический разбор предложений, обозначьте предлоги.
Земля благодаря обилию снега пропиталась влагой.
Он ушёл, благодаря меня.
Что заинтересовало вас в данных предложениях? (омонимичные слова)
Как образовался предлог благодаря (путем перехода самостоятельной части речи в служебную), от какой части речи образован (деепричастия). Какие категории утратил предлог (морфологические признаки и синтаксическую роль)
Кто-то догадался, как называются такие предлоги? Вспомните правило, что мы еще с вами не рассматривали, изучая предлог?
Какова же тема нашего урока?
Запишите тему
Производные и непроизводные предлоги.
Что мы сегодня должны узнать, с чем познакомиться? Чему научиться?
Познакомиться: производными и непроизводными предлогами.
Узнать: Как образуются производные предлоги? (образуются путём перехода самостоятельной части речи в служебные).
Научиться: отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.
3. Обратимся к учебнику. Прочитайте про себя теоретический материал, с.139, п.54. Внимательно рассмотрите таблицу на экране. Дополните новой информацией статью учебника.
Рассмотреть таблицу (Предлоги производные и непроизводные)
Вопросы:
Что узнали нового? Что обозначает слово производный? (Производный, значит образованный от чего-либо).
От чего могут быть произведены производные предлоги? На какие группы делятся производные предлоги (наречные, отыменные, отглагольные).
Наречные произведены от наречий, отыменные – от именных частей речи, отглагольные – от основ глагола, деепричастий)
Задание 4 устно 1в – производные, 2в непроизводные
Запишите производные предлоги, непроизводные.
Вопреки, согласно, благодаря, в течение, от, под, над, об, навстречу, ввиду, вблизи, вокруг, пред, через, с, при (выполнить взаимопроверку)
Задание 5 Работаем в парах (письменно)
Сейчас поработаем в парах. Определите, от каких частей речи образуются данные предлоги? Выпишите по рядам
1- предлоги, образованные от наречия
2- отыменные предлоги
3- Отглагольные
1.Внутри дома, (нар) внутрь (в доме)
впереди отряда, (нар) впереди (перед)
2. вследствие непогоды, (отыменные) в следствие (из-за)
в течение дня, (отыменные) в течение (в продолжение)
наподобие цветка, (отымен) подобие (вроде)
в целях улучшения работы. (отыменные) цель (для)
3. благодаря поддержке друзей, (отглаг) благодаря (из-за поддержки друзей)
спустя год, (отглаг) спустя (через год)
несмотря на проливной дождь, (отграгольные) несмотря (невзирая на, вопреки проливному дождю)
Вывод:
Какие предлоги отыменные, глагольные, наречные?
Можно ли заменить производные предлоги другими предлогами. Попробуйте это сделать.
Задание 6 (устно)
Найдите предложения с предлогами, определите падеж имен существительных. С какими частями речи могут употребляться предлоги (Существительное, местоимение, числительное)
• Искать около дома. Бродить вокруг да около.
• Изучить в течение дня. Попасть в течение реки.
• Забыть вследствие болезни. Внести изменения в следствие.
- По каким признакам мы определяем предлоги? (входят в состав вопроса синтаксической роли не выполняют)
Вывод: значит, слова из 1 столбика являются предлогами. А теперь определим, чем являются слова из 2 столбика (наречие, существительное с предлогом)
- Какие предлоги являются непроизводным? (информацию найти в учебнике)
(необразованные из самостоятельных частей) Такие предлоги образовались исторически.
Задание 7:
Цифровой диктант
1 – произ
2 часть речи
1- В течение дня он не раз заговаривал со мной.
2- В течении военных событий произошли резкие изменения.
3- О судьбе героев автор обещал рассказать в продолжении романа.
4- Ванюша в продолжение часа таскал за ней по базару корзину.
5- Сговорившись на счет завтрашнего дня, они простились.
6- Все доходы переведите на счет нашей бригады.
7- Благодаря мастерству спортсменов наша команда победила.
8- Благодаря родителей, не забудьте сказать добрые слова.
-Давайте проверим, что у вас получилось.
Код - 12211212
Задание 8
Исправьте ошибки в образовании формы слова. Запишите правильный вариант в тетрадь.
• Отряхни ноги от снега.
• Оплачивать за квартиру.
• Лежать на береге.
• Я приехал с Крыма.
• Я скучаю по вам.
• По окончанию школы
Рефлексия
Давайте вернёмся к началу урока
l Что нового узнали о предлоге (какими предлогами познакомились?)?
l Чему научились?
l Как отличить производный предлог от омонимичной ему части речи?
l Как вы считаете, какой материал, изученный сегодня, нужно закрепить на следующем уроке?
Я надеюсь, что мы с вами сегодня обменялись своими идеями, узнали много нового и полезного. Нам еще необходимо познакомиться с правилами правописания предлогов, которые нужно будет запомнить, Но это уже тема следующего урока.
Оценки.
VI. Домашнее задание. На выбор.
1. Выписать из художественной литературы 5 предложений с производными предлогами и 5 предложений с непроизводными предлогами.
2. Упр.340
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.