№ 1
өндірістіқ оқу жоспары
План № 1
По производственному обучению
Топ/ Группа |
|
Күні / Дата |
|
1.Сабақ бағдармаласы:
Общая тема: Обработка овощей и грибов.
2.Сабақ тақырыбы:
Тема урока: Обработка клубнеплодов.
3.Сабақ мақсаты:
Тип урока: урок по выполнению простых комплексных работ.
4.Оқыту әдесі:
Метод обучения: беседа, диалог.
5.Мақсаты:
Цели урока:
Білімділік:
Образовательная: Закрепить теоретические знания получения на уроке технологии приготовления пищи, научить уч-ся обработке клубнеплодов.
Дамытушылық:
Развивающая: Развивать креативное мышление, применяя знария на практике, развить способность самостоятельно анализировать свои действия
Тәрбиелік:
Воспитательная: Воспитать бережное отношение к рабочему месту, оборудованию, экономное отношение к продуктам, привить любовь к своей профессии, чувство гордости за свою профессию.
6.Ожидаемые результаты: Усвоение учащимися данной темы при самостоятельном выполнении практических заданий, умение анализировать свои действия.
7.Панаралық байлыныс:
Межпредметные связи: охрана труда, кулинария, физиология, оборудование.
8.Жабдық:
Оборудование: посуда, разделочные доски, ножи, рабочие столы.
9.Азық –түліқ: картофель.
10. МТО: инструкционные карты.
10.По учебной программе тема рассчитана на 60 часов
Сабақтын барысы
Ход урока
Ұйымдастыру кезені:
Организационная часть: Мастер проверяет наличие уч-ся по журналу, внешний вид и наличие спец. одежды.
Кіріспе нұскау:
Вводный инструктаж: Мастер сообщает тему занятий, учебную и воспитательную цели, повторяет теоретическую часть.
Сұрақ жауап:
Вопросы учащимся:
1. Из каких операций состоит механический способ очистки корнеплодов?
2.Какие овощи относят к клубнеплодам?
3.Для каких целей производится дочистка овощей?
4.Перечислить формы нарезки картофеля.
5.Техника безопасности при работе в овощном цехе.
По ответам на заданные вопросы мастер п.о. судит о степени усвоения материала, затем переходит к объяснению новой темы, рассматривая следующие вопросы:
Сұрақ Вопросы |
Жауап Ответы |
Формы нарезки. |
Овощи играют важную роь в питании человека: улучшают процесс пищеварения, поддерживают кислотно – щелочное равновесие и жидкостный обмен в организме. Овощи являются источником витаминов, богаты углеводами, минеральными, ароматическими и вкусовыми веществами. Овощи делят на следующие группы : -клубнеплоды – картофель, батат, топинамбур; -корнеплоды – морковь, свекла, репа, брюква, редька, редис; - капустные – капуста белокочанная, краснокочанная, савойская, цветная, кольраби, брокколи; -луковые – лук репчатый, лук зеленый, лук – порей, чеснок; - пряные – укроп, эстрагон, чабер, базилик; -плодовые – тыквенные – тыква, кабачки, огурцы, арбуз, дыня, патиссоны; томатные – томаты , баклажаны, стручковый перец; бобовые – горох, бобы; зерновые- сахарная кукуруза. Механическая кулинарная обработка овощей состоит из последовательных технологических операций: сортировки и калибровки, мытья, очистки и нарезки. Сортировка и калибровка способствуют рациональному использованию овощей для приготовления определенных блюд, снижают отходы при механизированной обработке. Моют овощи в целях удаления с их поверхности остатков земли и песка. Очищают овощи с целью удаления частей с пониженной пищевой ценностью. Нарезка овощей способствует более равномерной их тепловой обработке, придает блюдам красивый внешний вид, улучшает вкус. Механическую кулинарную обработку овощей ведут в овощном цехе, в котором устанавливают механическое оборудование , а также немеханическое: производственные столы, ванны, лари для хранения овощей. Очищенные клубни картофеля используют для тепловой обработки. Картофель нарезают простой или сложными формами. К простым формам нарезки относят: соломку, брусочки, кружочки, ломтики, дольки. К сложным относят : бочоночки, груши, чесночки, шарики, спирали, стружку. Соломка. Сырой крупный картофель нарезают на тонкие пластинки, накладывают одну на другую и шинкуют поперек на соломки длиной 4-5 см., сечением 0,2х0,2 см. Используют для жарки во фритюре. Брусочки. Сырой картофель нарезают на пластинки толщиной 0,7 – 1,0 см и нарезают на брусочки длиной 3-4 см. для жарки, борщей (кроме флотского и сибирского), рассольника, супов с макаронными изделиями и др.блюд. Кубики. Картофель вначале нарезают на пластинки , разрезают их на брусочки, а затем режут на кубики. Кубики нарезают сечением (в см): крупные -2-2,5; средние – 1-1,5; мелкие – 0,3-0,5. Крупными кубиками – для тушения и приготовления супов, средними – для приготовления блюда «картофель в молоке» и для тушения; мелкими кубиками нарезают вареный картофель для гарнира к холодным блюдам и для салатов. Дольки. Сырой картофель (некрупный) разрезают пополам и по радиусу режут на дольки, которые используют для приготовления рассольников, рагу, говядины духовой, жарки во фритюре. Ломтики. Вареный картофель мелкого или среднего размера разрезают вдоль пополам, затем еще раз пополам и шинкуют поперек на ломтики толщиной 1-2 мм. Крупные клубни разрезают вдоль на брусочки и шинкуют поперек на ломтики. Для салатов и винегретов. Кружочки. Вареный или сырой картофель обравнивают , придавая форму цилиндра, затем нарезают поперек на тонкие кружочки1,5-2 мм. Бочоночки. Картофель среднего размера обрезают с двух противоположных сторон, затем обтачивают, придают форму бочонков. Используют в отварном виде для гарнира Чесночки. Сырой картофель сначала обтачивают бочоночками, затем разрезают вдоль на несколько частей. У каждой части по грани делают небольшую выемку. Для супов. Топинамбур и батат обрабатывают и нарезают , как картофель. |
Учитывая межпредметные и внутрипредметные связи, мастер п/о ставит перед уч-ся вопросы на повторение изученного материала.
Сұрақ Вопросы |
Жауап Ответы |
1.Какие овощи относят к клубнеплодам? 2.Для чего моют овощи перед очисткой? 3.Нарезка соломкой.
|
Клубнеплоды – картофель, батат, топинамбур.
Мытье способствует быстрой его очистке, улучшает санитарные условия дальнейшей обработки. Соломка. Сырой крупный картофель нарезают на тонкие пластинки, накладывают одну на другую и шинкуют поперек на соломки длиной 4-5 см., сечением 0,2х0,2 см. Используют для жарки во фритюре. |
Далее мастер показывает учащимся обработку клубнеплодов и их нарезку. Заканчивая вводный инструктаж мастер расставляет уч-ся по рабочим местам. Затем уч-ся приступают к выполнению упражнений цель которых приобрести знания, умения и навыки.
Өндірістік оқыту жұмысының бастауы:
Начало учебно производственной деятельности:
1.сортировка и калибровка,
2.мойка,
3.очистка,
4.нарезка.
Тапсырма және тағамдығы нұсқау:
Упражнения и текущий инструктаж:
В процессе самостоятельного выполнения упражнений, мастер контролирует действия уч-ся:
-порядок выполнения задания
-организация рабочего места
Мастер производит целевые обходы:
1. Все уч-ся приступили к работе
2. Нет ли организационных неполадок
3. Проверка рабочего места
4. Помочь тем, у кого есть затруднения
5. Техника безопасности
Қорытынды нұсқау:
Заключительный инструктаж:
На заключительном инструктаже мастер проверяет:
1. Анализ выполненных работ
2. Показ лучших работ
3. Сравнение выполненных работ
4. Сообщение оценок
5. Уборка рабочего места
6. Оценка выполненных работ
7. Выдача домашнего задания
Литература: «Кулинария» Н.Анфимова с.10-15
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.