ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Промежуточная аттестация по биологии в 8 классах проводится в форме тестирования.
Контрольно-измерительный материал составлен на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по биологии (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.)
2. Рабочая программа по биологии 5-9 класс, утвержденной приказом МБОУ «Средняя школа №10» от 27.06.2015 № 358-п (в редакции, утвержденной приказом МБОУ «Средняя школа №10» от 28.03.2016 №180-п)
Преподавание биологии в 7-х классах проводится по программе линейного курса УМК Т. С. Суховой. Биология (Живая природа) 5-9
Цель проведения контрольной работы: проверка предметных компетенций по биологии за курс 8 класса общеобразовательной школы.
Работа содержит два варианта заданий. Каждый вариант работы состоит из 3-х частей:
· часть 1 - содержит 12 заданий базового уровня сложности с выбором одного ответа;
· часть 2 - включает 3 задания повышенного уровня сложности:
– с выбором нескольких верных ответов;
– на соответствие между биологическими объектами;
– на определение последовательности;
· часть 3 - включает 1 задание со свободным развернутым ответом
Тестирование содержит следующие темы курса «Человек и его здоровье»
В работе предусматривается проверка ряда общих учебных и предметных умений и способов действий:
- использовать научные методы познания;
-определять адекватные способы решения учебных задач, исследовать несложные практические ситуации;
- объяснять биологические процессы и явления; устанавливать взаимосвязи;
- распознавать, определять, сравнивать биологические объекты, процессы и явления;
- анализировать и оценивать биологическую информацию; делать выводы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
На выполнение работы отводится 45 минут.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные задания первой части работы — 12 баллов.
За верное выполнение каждого задания 2 части работы обучающийся получает 2 балла, если допущена 1-2 ошибки назначается 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные задания второй части работы — 6 баллов.
За верное выполнение задания 3 части работы обучающийся получает 3 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные задания третьей части работы — 3 балла.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы — 22 баллов.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
Менее 11 |
12-15 |
16-18 |
19-21 |
1. Промежуточная аттестация состоит из трех частей. В первой части - 12 заданий, во второй- 3 задания, третьей – 1 задание.
2. На выполнение промежуточной аттестации отводится 45 минут. При выполнении заданий первой части (№ 1-12) нужно указывать только один правильный ответ. При выполнении второй части (№ 13-15) если требуется соотнести некоторые объекты, то выпишите в таблицу под каждой цифрой соответствующую букву. При выполнении задания третьей части (дайте развернутый ответ).
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
Вариант 1
Часть I Тест с выбором одного правильного ответа.
1.(1 балл) Наука, изучающая условия сохранения и укрепления здоровья человека:
1) гигиена 3)анатомия
2) цитология 4) биология
2. (1 балл) Группы клеток и межклеточное вещество, которые имеют сходное строение и происхождение и выполняют общие функции:
1) органоиды 3) ткани
2) органы 4) системы органов
3. (1 балл) Работу всех органов человека регулируют системы:
1) нервная и эндокринная 3) кровеносная и дыхательная
2) пищеварительная и выделительная 4) опорно-двигательная и половая
4. (1 балл) В скелете человека подвижно соединены между собой кости:
1) плечевая и локтевая 3) ребер и грудины
2) мозгового отдела черепа 4) грудного отдела позвоночника
5. (1 балл) При закрытых переломах костей для оказания первой помощи нужно:
1) наложить жгут 3) наложить шину
2) попытаться вправить сломанную кость 4) сделать горячий компресс
6. (1 балл) Функции эритроцитов:
1) образование тромбов 3) уничтожение бактерий
2) свертывание крови 4) транспортировка кислорода
7. (1 балл) Одной из причин малокровия может быть:
1) уменьшение в крови числа эритроцитов
2) уменьшение числа лейкоцитов
3) повышение в крови уровня гемоглобина
4) уменьшение числа тромбоцитов
8. (1 балл) Артериальная кровь становится венозной в:
1) тканевой жидкости
2) лимфатических сосудах
3) капиллярах большого круга кровообращения
4) капиллярах малого круга кровообращения
9. (1 балл) Врачи рекомендуют дышать через нос, так как в носовой полости:
1) нет капилляров 3) воздух очищается, увлажняется и согревается
2) много слизи 4) происходит газообмен
10. (1 балл) Какой фермент вырабатывает изображенный на рисунке орган пищеварительной системы человека:
1) амилаза 2) лизоцим 3) пепсин 4) липаза
11. (1 балл) Спинной мозг выполняет функции:
1) защитную и репродуктивную 3) транспортную и выделительную
2) рефлекторную и проводниковую 4) терморегуляторную и пищеварительную
12. (1 балл) Сахарный диабет – заболевание, вызванное нарушением деятельности:
1) щитовидной железы 3) надпочечников
2) поджелудочной железы 4) гипофиза
Часть 2. Содержит задания (13-15), на которые надо дать краткий ответ в виде последовательности цифр.
13. (2 балла) Выберите три правильных ответа. Внутренняя среда организма образована:
1. Органами брюшной полости
2. Тканевой жидкостью
3. Содержимым пищеварительного канала
4. Цитоплазмой и ядром
5. Кровью
6. Лимфой
( В ответ запишите ряд цифр)
14. (2 балла) Установите последовательность расположения органов выделительной системы человека, начиная с органа, в котором образуется моча.
А. Мочеиспускательный канал
Б. Мочевой пузырь
В. Мочеточники
Г. Почки
( В ответ запишите ряд букв)
15. (2 балла) Установите соответствие между отделом пищеварительного канала и процессом пищеварения, который в нем происходит.
Процесс пищеварения |
Отдел пищеварительного канала |
А. Механическая обработка пищи Б. Первичное расщепление углеводов В. Уничтожение микроорганизмов соляной кислотой Г. Переваривание белков Д. образование пепсина Е. Склеивание пищи в комок |
1. Ротовая полость
2. Желудок |
Часть 3. Дать развёрнутый ответ на вопрос
16. (3 балла) Почему пищу необходимо тщательно пережевывать?
Вариант 2
Часть I Тест с выбором одного правильного ответа.
1. (1 балл) Строение тела человека изучает наука:
1) гистология 3) гигиена
2) анатомия 4) физиология
2. (1 балл) Жидкую внутреннюю среду организма образует ткань:
1) эпителиальная 3) соединительная
2) мышечная 4) нервная
3. (1 балл) Нейроны – это клетки, образующие ткань:
1) эпителиальная 3) соединительная
2) мышечная 4) нервная
4. (1 балл) Плоскими костями скелета являются:
1) лучевые 3) тазовые
2) локтевые 4) большие берцовые
5. (1 балл) Боковое искривление позвоночника называется:
1) сколиоз 3) кифоз
2) лордоз 4) некроз
6. (1 балл) Красный цвет крови обусловлен наличием в эритроците белка:
1) фибрина 3) альбумина
2) гемоглобина 4) протромбина
7. (1 балл) Опасность СПИДа заключается в том, что болезнь приводит к:
1) аллергиям 3) простудным заболеваниям
2) параличу 4) потере иммунитета
8. (1 балл) У человека, как и всех млекопитающих, сердце состоит из:
1) одного предсердия и одного желудочка
2) одного предсердия и двух желудочков
3) двух предсердий и одного желудочка
4) двух предсердий и двух желудочков
9. (1 балл) Табачный дым, отрицательно влияя на вегетативную нервную систему, в первую очередь нарушает работу:
1) желудка и кишечника 3) органа зрения
2) сердца и легких 4) органа слуха
10. (1 балл) Какой буквой на рисунке обозначен отдел головного мозга, в котором расположены центры, обеспечивающие защитные рефлексы, например кашель и чихание?
|
|
|
|
1) А 2) Б 3) В 4) Г
11. (1 балл) Центральная нервная система человека образована:
1) спинным мозгом и нервами 3) головным и спинным мозгом
2) нервами и нервными узлами 4) рецепторами и синапсами
12. (1 балл) Зубы рекомендуется чистить ежедневно, чтобы:
1) сохранять пломбы в зубах 3)зубы не раскачивались
2) не растрескивалась эмаль 4) удалять налет, содержащий микроорганизмы
Часть 2. Содержит задания (13-15), на которые надо дать краткий ответ в виде последовательности цифр.
13. (2 балла) Выберите три правильных ответа. Грудную клетку образуют:
1. Лопатки
2. Грудина
3. Грудной отдел позвоночника
4. Ключицы
5. Ребра
6. Череп
14. (2 балла) Установите последовательность прохождения крови по кровеносным сосудам малого круга кровообращения:
А. Правый желудочек
Б. Капилляры легких
В. Легочная артерия
Г. Легочная вена
Д. Левое предсердие
15. (2 балла) Установите соответствие между структурой глаза человека и ее функцией.
Структура глаза |
Функции глаза |
А. Зрачок Б. Желтое пятно В. Палочки и колбочки Г. Хрусталик Д. Стекловидное тело Е. Сетчатка |
1. Оптическая
2. Рецепторная |
Часть 3. Дать развёрнутый ответ на вопрос
16. (3 балла) Почему в рационе ребенка обязательно должна присутствовать пища животного происхождения?
КЛЮЧ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАССА
№ задания |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
||||||||||
1. |
1 |
2 |
||||||||||
2. |
3 |
3 |
||||||||||
3. |
1 |
4 |
||||||||||
4. |
1 |
3 |
||||||||||
5. |
3 |
1 |
||||||||||
6. |
4 |
2 |
||||||||||
7. |
1 |
4 |
||||||||||
8. |
3 |
4 |
||||||||||
9. |
3 |
2 |
||||||||||
10. |
3 |
2 |
||||||||||
11. |
2 |
3 |
||||||||||
12. |
2 |
4 |
||||||||||
13. |
2,5,6 |
2,3,5 |
||||||||||
14. |
Г, В, Б, А |
А, В, Б, Г, Д |
||||||||||
15. |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
|
16. |
1. пища под влиянием ферментов слюны образует пищевой комок, который легче проглатывается и проходит по пищеварительному каналу 2. ускоряетя процесс расщепления сложных веществ до более простых. 3. желудочное сокоотде ление происходит при раздражении рецепторов ротовой полости пищей и является безусловным рефлексом. 4. В процессе жевания ферменты слюны — амилаза и мальтаза — начинают расщеплять углеводы в ротовой полости. |
1. белки являются строительным материалом организма и состоят из аминокислот 2. растительные белки, в отличие от животных, содержат не все аминокислоты, необходимые для образования специфических белков человека 3. отсутствие полноценного белкового питания может сильно отразиться на росте, физическом и умственном развитии ребёнка |
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
Менее 11 |
12-15 |
16-18 |
19-21 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.