Промежуточная аттестация по русскому языку за 5 класс
Цель итоговой контрольной работы – итоговый контроль уровня знаний обучающихся 5 класса общеобразовательной школы по русскому языку.
Структура проверочной работы
Вариант проверочной работы состоит из двух частей.
Первая часть содержит 7 заданий, в том числе 6 заданий к приведенному тексту для осложнённого контрольного списывания.
Задания 1,3 – предполагают запись развернутого ответа, задания 2,4-7 – предполагают запись в виде краткого ответа в виде слова (сочетания слов).
Вторая часть состоит из 10 тестовых заданий и имеет несколько вариантов ответа, необходимо выбрать один верный ответ.
На выполнение итоговой контрольной работы отводится 45 минут.
Перечень элементов содержания контрольной работы
Часть 1.
Название темы |
Название проверяемого элемента содержания |
Морфология. Орфография. Культура речи.
|
Богатство и выразительность русского языка § Правописание ться и тся в глаголах § Правописание личных окончаний глаголов § Слитное и раздельное написание не с глаголами § Правописание чередующихся корней –бир-бер, пир-пер и т.д. § Правописание безударных гласных в корне § Правописание согласных в корне слова § Правописание –о,е,ё после шипящих § Правописание приставок § Правописание предлогов
|
Синтаксис как раздел грамматики |
§ Единицы синтаксиса § Главные и второстепенные члены предложения § Однородные члены предложения § Простое и сложное предложение
|
Язык и речь
|
§ Понятие о тексте. Основные признаки текста § Тема и главная мысль текста § Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение § Понятие о функциональных разновидностях языка § Средства выразительности речи |
Часть 2.
Номер задания |
Название темы |
Названия элемента содержания |
1-5 |
Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи. |
§ Звуки и буквы в слове § Изменение звуков в потоке речи § Орфоэпия § Двойная роль букв –е, ё, ю, я |
6 |
Морфемика. |
§ Состав слова § Виды морфем § Изменение и образование слов |
7,8 |
Лексика. Культура речи.
|
§ Лексическое значение слова § Прямое и переносное значение слов § Синонимы § Антонимы |
9,10 |
Морфология. Орфография. Культура речи. |
§ Понятие о самостоятельных и служебных частях речи § Не с глаголами |
11 |
Синтаксис и пунктуация |
§ Единицы синтаксиса § Главные и второстепенные члены предложения § Однородные члены предложения § Простое и сложное предложение § Обращения § Прямая речь
|
Итоговая контрольная работа по русскому языку за 5 класс
Вариант 1
Часть 1.
Задание 1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
(1)Как много ч..дес..ного и уд..вительного в зимн..м л..су! (2)(С)шум..м прол..тит п..тнистый ря(б/п)чик тяж..ло подним..т..ся ч..рный глухарь. (3)Тихо воз..т..ся (под)снег..м ро(б/п)кая мыш...
(4)Стайка кр..сногрудых клестов с приятным свистом ра..селась на ели. (5)Стоиш.. и любу..ш..ся‚ как быстро и ловко ра..клёвывают они ж..сткие ш..шки‚ чтобы с..есть вкус..ные с..мена. (6)Ц..пляясь по суч..ям‚ пер..прыгива..т (с)дер..ва (на)дер..во проворная белоч..ка.
(7)Где-то в др..муч..й ч..ще спят в своих берлогах м..дведи. (8)Бе..шумно кр..дут..ся хищ..ные звери лисы волки и рыси. (9)(На)снегу бе..численное множество сл..дов оставили хитрые зайц... (10)(Не)х..тят они становит..ся д..быч..й голодного хищ..ника.
Задание 2. Озаглавьте текст.
_______________________________________________________________.
Задание 3. Определите и запишите основную мысль текста.
___________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 4. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4- 6 и запишите ответ.
______________________________________________________________ .
Задание 5. Укажите, к какому стилю речи относится данный текст, запишите ответ.
______________________________________________________________.
Задание 6. Выпишите из предложения 9 прилагательное, выполняющее роль эпитета.
_______________________________________________________________.
Задание 7. Выпишите грамматическую основу 2 предложения.
_______________________________________________________________.
Часть 2.
Выберите один правильный ответ и запишите его в предназначенное поле.
1. В каком ряду во всех словах букв меньше, чем звуков?
А) Отъезд, сельдь, бульон;
Б) тюлень, гостья, яхта;
В) ястреб, приём, пояс;
Г) юбка, солнце, майка.
Ответ: ____________________________.
2. Укажите слово, которое пишется не так, как произносится.
А) Праздничный;
Б) ужасный;
В) кошка;
Г) клавиша.
Ответ: ______________________________.
3. Укажите слово, в котором выделенная буква обозначает два звука.
А) лентЯй;
Б) мЮсли;
В) тЯжесть;
Г) станциЯ
Ответ: ______________________________.
4. Укажите ряд, в котором во всех словах пишется Ь.
А) С…есть, обез…яна, с…ёмный;
Б) медал…он, в…юга, стул…я;
В) об…едение, сем…я, с…ехать;
Г) Ил…я, весел…е, об…ятия.
Ответ: _____________________________.
5. В каком слове неправильно обозначено ударение?
А) доскА;
Б) сОздал;
В) средствА;
Г) партЕр.
Ответ: ______________________________.
6. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
А) Рыбный;
Б) полёт;
В) подснежники;
Г) радиатор.
Ответ: ______________________________.
7. Укажите словосочетание, которое содержит слово в переносном значении.
А) Жемчужные бусы;
Б) каменная скульптура;
В) тяжёлый чемодан;
Г) пылающий румянец.
Ответ: ______________________________.
8. Укажите предложение, в котором есть антонимы.
А) Корень ученья горек, да плод его сладок.
Б) Приятелей много, а друзей нет.
В) Лодырь и бездельник - им праздник и в понедельник.
Г) Солнце выше ели, а мы ещё не ели.
Ответ: ________________________________.
9. Укажите слово, которое является служебной частью речи.
А) поехали;
Б) сильно;
В) хрю-хрю;
Г) над.
Ответ: ________________________________.
10. Укажите ряд, со всеми словами которого НЕ пишется слитно.
А) (не)знать, (не)рассказывать, (не)взлюбить;
Б) (не)любимый, (не)навидеть, (не)правда;
В) (не)годовать, (не)думать, (не)жить;
Г) (не)брежный, (не)доумевать, (не)спросить.
Ответ: _________________________________.
Критерии оценивания итоговой контрольной работы по русскому языку за 5 класс
1 вариант
Часть 1.
Задание 1.
№ |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
|
(1)Как много чудесного и удивительного в зимнем лесу! (2)С шумом пролетит пятнистый рябчик, тяжело поднимется чёрный глухарь. (3)Тихо возится под снегом робкая мышь. (4)Стайка красногрудых клестов с приятным свистом расселась на ели. (5)Стоишь и любуешься, как быстро и ловко расклёвывают они жёсткие шишки, чтобы съесть вкусные семена. (6)Цепляясь по сучьям, перепрыгивает с дерева на дерево проворная белочка. (7)Где-то в дремучей чаще спят в своих берлогах медведи. (8)Бесшумно крадутся хищные звери: лисы, волки и рыси. (9)На снегу бесчисленное множество следов оставили хитрые зайцы. (10)Не хотят они становиться добычей голодного хищника. |
|
К 1 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов |
4 |
|
Допущено не более двух ошибок |
3 |
|
Допущены три-четыре ошибки |
2 |
|
Допущено пять ошибок |
1 |
|
Допущено более пяти ошибок |
0 |
|
К 2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет |
3 |
|
Допущена одна ошибка |
2 |
|
Допущены две ошибки |
1 |
|
Допущено более двух ошибок |
0 |
|
К 3 |
Правильность списывания текста |
|
|
Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово |
2 |
|
Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово |
1 |
|
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово 0 |
0 |
|
Максимальный балл |
9 |
Задание 2. Озаглавьте текст.
____________________________
Содержание примерного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Чудесный лес Зимний лес |
|
Заглавие отражает тему, либо основную мысль текста |
1 |
Заглавие не отражает тему текста или основную мысль |
0 |
Задание 3. Определите и запишите основную мысль текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание примерного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Как много чудесного и удивительного в зимнем лесу / удивительный мир животных в зимнем лесу.
|
|
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении |
2 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены одиндва речевых недочёта.
|
1 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/ отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении
|
0 |
Задание 4. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4- 6 и запишите ответ.
____________________________
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Описание |
1 |
Представлен неверный ответ |
0 |
Задание 5. Укажите, к какому стилю речи относится данный текст, запишите ответ.
_______________________________________
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Художественный |
1 |
Представлен неверный ответ |
0 |
Задание 6. Выпишите из предложения (9) прилагательное, выполняющее роль эпитета.
_______________________________________
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Хитрые / хитрые зайцы |
1 |
Представлен неверный ответ |
0 |
Задание 7. Выпишите грамматическую основу 2 предложения.
________________________________________
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Пролетит рябчик, поднимается глухарь. |
1 |
Представлен неверный ответ |
0 |
Часть 2.
Ответы к тесту:
№ задания |
Ответ |
Баллы |
1 |
В |
1 |
2 |
А |
1 |
3 |
Г |
1 |
4 |
Б |
1 |
5 |
В |
1 |
6 |
В |
1 |
7 |
Г |
1 |
8 |
А |
1 |
9 |
Г |
1 |
10 |
Б |
1 |
Максимальный балл за выполнение работы − 27.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
0-11 |
12-17 |
18-23 |
24-27 |
Итоговая контрольная работа по русскому языку за 5 класс
Вариант 2
Часть 1.
Задание 1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
(1)Вечер прекрас..ная пора. (2)День догорает. (3)Закат з..лотит дерев..я старинной поз..лотой. (4)У п..дножия сосен уже стало т..мно. (5)Бе..шумно л..тают, как будто з..глядывают (в)лицо л..тучие мыш... (6)Какой-то звон слыш..тся в лесах. (7)Это звучание веч..ра.
(8)П..верхность оз..ра светит..ся, как ч..рное, косо поставленное зерк..ло. (9)Ноч… уже стоит (над)ним и смотр..т в его тёмную воду. (10) (На)зап..де ещё тле..т заря а на б..лотах бормоч..т и воз..тся журавли.
(11)Всю ноч.. огонь костра то разгорает..ся то гаснет. (12)Листва берё(с/з) (не)шелохнётся. (13)Роса ст..кает по белым стволам. (14)И слышно как где-то очень д..леко хрипло кр..чит петух в избе лес..ника.
Задание 2. Озаглавьте текст.
_______________________________________________________________.
Задание 3. Определите и запишите основную мысль текста.
___________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 4. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8 — 10 и запишите ответ.
______________________________________________________________ .
Задание 5. Укажите, к какому стилю речи относится данный текст, запишите ответ.
______________________________________________________________.
Задание 6. Найдите из предложений 8— 10 сравнение, выпишите его.
_______________________________________________________________.
Задание 7. Выпишите грамматическую основу 10 предложения.
_______________________________________________________________.
Часть 2.
Выберите один правильный ответ и запишите его в предназначенное поле.
6. В каком ряду во всех словах букв больше, чем звуков?
А) Фасоль, звёздный, большой;
Б) свёкла, учёба, зальёт;
В) пеньки, янтарь, рожь;
Г) ёжик, хрусталь, колёса.
Ответ: ____________________________.
7. Укажите слово, которое пишется не так, как произносится.
А) Ржавый;
Б) морозный;
В) хищный;
Г) бант.
Ответ: ______________________________.
8. Укажите слово, в котором выделенная буква обозначает два звука.
А) суЕта;
Б) авенЮ;
В) вЁсны;
Г) рЯбина.
Ответ: ______________________________.
9. Укажите ряд, в котором во всех словах пишется Ъ.
А) Бел…ё, вороб…и, руж…ё;
Б) с…ёмка, жил…ё, б…ёт;
В) раз…ёмный, с…ёжился, об…ём;
Г) под…ём, крыл…я, почтал…он.
Ответ: _____________________________.
10. В каком слове неправильно обозначено ударение?
А) столЯр;
Б) каталОг;
В) жалюзИ;
Г) вклЮчит.
Ответ: ______________________________.
6. Какое слово состоит из приставки, корня и окончания?
А) Счастливые;
Б) позолота;
В) промолвил;
Г) проездной.
Ответ: ______________________________.
11. Укажите словосочетание, которое содержит слово в переносном значении.
А) Хрустальная люстра;
Б) золотые серьги;
В) деревянная походка;
Г) железный гвоздь.
Ответ: ______________________________.
12. Укажите предложение, в котором есть синонимы.
А) Покой пьёт воду, а беспокойство — мёд.
Б) Учёный водит, а неученый следом ходит.
В) Горе с тобою, беда без тебя.
Г) Корчит враг от мины кислую мину.
Ответ: ________________________________.
13. Укажите слово, которое является звукоподражательным.
А) ой;
Б) тихо;
В) тик-так;
Г) крик.
Ответ: ________________________________.
14. Укажите предложение, в котором НЕ во всех случаях пишется раздельно.
А) Я (не)доумеваю: сколько можно (не)житься, ведь уже полдень.
Б) Ей (не)здоворится, и поэтому она (не)думает о том, что будет завтра.
В) Ты (не)чувствуешь угрозы со стороны князя, поэтому (не)опасаешься с ним обсуждать этот вопрос.
Г) Я (не)долюбливаю людей, которые (не)исполняют свои обязанности.
Ответ: _________________________________.
Критерии оценивания итоговой контрольной работы по русскому языку за 5 класс
2 вариант
Часть 1.
Задание 1.
№ |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
|
(1)Вечер — прекрасная пора. (2)День догорает. (3)Закат золотит деревья старинной позолотой. (4)У подножия сосен уже стало темно. (5)Бесшумно летают, как будто заглядывают в лицо летучие мыши. (6)Какой-то звон слышится в лесах. (7)Это звучание вечера. (8)Поверхность озера светится, как чёрное, косо поставленное зеркало. (9)Ночь уже стоит над ним и смотрит в его тёмную воду. (10)На западе ещё тлеет заря, а на болотах бормочут и возятся журавли. (11)Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. (12)Листва берёз не шелохнётся. (13)Роса стекает по белым стволам. (14)И слышно, как где-то очень далеко хрипло кричит петух в избе лесника. |
|
К 1 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов |
4 |
|
Допущено не более двух ошибок |
3 |
|
Допущены три-четыре ошибки |
2 |
|
Допущено пять ошибок |
1 |
|
Допущено более пяти ошибок |
0 |
|
К 2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет |
3 |
|
Допущена одна ошибка |
2 |
|
Допущены две ошибки |
1 |
|
Допущено более двух ошибок |
0 |
|
К 3 |
Правильность списывания текста |
|
|
Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово |
2 |
|
Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово |
1 |
|
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово 0 |
0 |
|
Максимальный балл |
9 |
Задание 2. Озаглавьте текст.
____________________________
Содержание примерного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Вечер Красота вечера |
|
Заглавие отражает тему, либо основную мысль текста |
1 |
Заглавие не отражает тему текста или основную мысль |
0 |
Задание 3. Определите и запишите основную мысль текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание примерного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Вечер — прекрасная пора. / Красота вечерней природы завораживает и удивляет. |
|
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении |
2 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены одиндва речевых недочёта.
|
1 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/ отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении
|
0 |
Задание 4. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8- 10 и запишите ответ.
____________________________
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Описание |
1 |
Представлен неверный ответ |
0 |
Задание 5. Укажите, к какому стилю речи относится данный текст, запишите ответ.
_______________________________________
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Художественный |
1 |
Представлен неверный ответ |
0 |
Задание 6. Найдите из предложений 8— 10 сравнение, выпишите его. _______________________________________
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Поверхность озера светится, как чёрное, косо поставленное зеркало. |
1 |
Представлен неверный ответ |
0 |
Задание 7. Выпишите грамматическую основу 10 предложения.
________________________________________
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Тлеет заря, бормочут и возятся журавли
|
1 |
Представлен неверный ответ |
0 |
Часть 2.
Ответы к тесту:
№ задания |
Ответ |
Баллы |
1 |
А |
1 |
2 |
Б |
1 |
3 |
А |
1 |
4 |
В |
1 |
5 |
Г |
1 |
6 |
Б |
1 |
7 |
В |
1 |
8 |
В |
1 |
9 |
В |
1 |
10 |
В |
1 |
Максимальный балл за выполнение работы − 27.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
0-11 |
12-17 |
18-23 |
24-27 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.