ПРОПИСИ БУКВ
Оценка 4.8

ПРОПИСИ БУКВ

Оценка 4.8
Иллюстрации
doc
русский язык
1 кл
23.04.2019
ПРОПИСИ БУКВ
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ «Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество». Л.Н.Толстой Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.
активные формы на уроках.doc
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ   «Надо   применять   разнообразные   методы   и   находить   новые.     Школа   должна   быть педагогической   лабораторией,   учитель   в   своей   учебно­воспитательной   работе   должен проявлять самостоятельное творчество».                                                                                                      Л.Н.Толстой Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения. Учитель должен не только понимать,   чему   и   как   учить,   но   и   организовывать   процесс   таким   образом,   чтобы   дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного   слушателя   ученик   должен   превратиться   в   самостоятельную,   критически мыслящую личность.  Если привычной и самой желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и   учебно­воспитательный   процесс,   точнее,   применив   игровую   форму   организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. На этом и должен быть построен современный урок в начальной школе. Все этапы урока должны включать активные формы обучения. Игра должна служить для повышения мотивации учащихся. Таким образом, мотивационный   потенциал   игры   будет   направлен   на   более   эффективное   освоение школьниками образовательной программы.                       Образовательный   процесс   перестает   быть   чем­то   навязанным   извне,   он становится   органичной   частью   жизни,   когда   у   обучающегося   появляется   возможность проявить себя с разных сторон.     Важно   также   отметить,   что   передача   ученикам   части   полномочий   по   освоению образовательной программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также   учет   психофизиологических   особенностей   школьников   при   проектировании   и осуществлении   обучения   и   воспитания   меняет   в   положительную   сторону   отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу. Это в свою очередь, приводит к созданию   благоприятного   климата   в   классе   и   школе,   содействуя   успешному   выполнению стоящих перед школой целей. Можно предположить, что активные формы обучения могут помочь учащемуся, занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности,   свое   индивидуальное   «Я».Активные   формы   выполняют   направляющую, обогащающую,   систематизирующую   роль   в   умственном   развитии   детей,   способствуют активному   осмыслению   знаний.   Технология   активного   обучения   –   это   обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.  Актуальность: интерес к активным формам обучения вызван острой потребностью  улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за  счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Активные формы  обучения в  процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы  паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности  образования.    Активные формы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие   мыслительной   и   практической   деятельности   учащихся   в   процессе   освоения учебного   материала.   АФО   строятся   на   практической   направленности,   игровом   действе   и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании   знаний   и   опыта   обучающихся,   групповой   форме   организации   их   работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, движении и рефлексии.  При   системном   использовании   АФО   роль   учителя   принципиально   меняется.   Он становится консультантом, наставником, старшим партнером.  Меняется и роль ученика – из пассивного слушателя он превращается в активного участника образовательного процесса. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого   ребенка   найти   свое   место,   проявить   инициативу   и   самостоятельность,   свободно реализовать свои способности. Использование АФО позволит сделать уроки современными, насыщенными, творческими, отвечающими потребностям обучающихся, родителей, общества. Для каждого этапа урока используются свои активные формы, позволяющие  эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них. АФ  организации начала урока Динамично и эффективно начать урок,  активизировать  внимание учащихся, задать  нужный ритм, обеспечить рабочий настрой   помогают методы«Поздоровайся глазами»,  «Улыбнемся друг другу», «Передай другу».  Они воспитывают коммуникативные качества, доброжелательность, устанавливают  контакт между учениками. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями. АФ  выяснения ожиданий и опасений Очень   важным   для   учителя   является   включение   в   урок   активных   методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Солнышко и туча», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Что впереди»,позволяют учителю лучше понять класс   и   каждого   ученика,   а   полученные   материалы   в   дальнейшем   использовать   для осуществления   личностно­ориентированного   подхода   к   учащимся.   После   выполнения задания,   систематизируются   сформулированные   цели,   пожелания,   опасения   и подводятся итоги. АФ  актуализации опорных знаний. Активные методы помогают эффективно, грамотно и интересно актуализировать  знания учащихся. Это такие приемы, как: «Лес», «Поле», «Гараж», «Продукты» и т.д.   (можно подобрать любую группу, в зависимости от темы и цели урока, а так же  предмета) АФ  эмоциональной разрядки и физической разминки. Не   стоит   забывать   о   восстанавливающей   силе   релаксации   на   уроке.   Ведь   иногда нескольких   минут   достаточно,   чтобы   встряхнуться,   весело   и   активно   расслабиться, восстановить энергию. Активные методы ­ «физминутки»  позволят сделать это, не выходя из класса.  «Тряпичная кукла и солдат», «Пантомима», «Роботы», «Четыре стихии», «Делай  как я»­ позволят весело и активно расслабиться, восстановить энергию. АФ  презентации учебного материала Чем  ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее   будет   усвоена   новая   тема.   Сориентировать   учащихся   в   теме,   представить   им основные   направления   движения   для   дальнейшей   самостоятельной   работы   с   новым материалом помогут методы: «Белые   пятна»,«Пометки   на   полях»,«Кластер»,   «Написание   синквейна» «Мозговой штурм». АФ закрепления, обобщения  изученного материала и самостоятельной  работы. Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнее проходит урок. На этапе обобщения знаний используем приём синквейн.   Этот прием используется на уроках русского языка при изучении словарных слов, на  уроках литературного чтения для составленияхарактеристики героя. С помощью данного  приема достигаем: выделение частей речи, работа над синонимами, обогащение  словарного  запаса детей. Прием«Творческая мастерская». В  ходе  практической    деятельности    учебный  кабинет   превращается  в   творческую мастерскую. Дети с удовольствием выполняют работу в группах.    «Парный выход» (использовался на уроке русского языка) В случае, когда до конца урока остается мало времени, то данную работу можно  провести на местах (работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты  вслух,  и выбрать для записи наиболее удачное словосочетание. «Стрелялки».   По классу развешены ответы к заданиям. Ребята указывают ответы. «Крестики­нолики».  Если учащиеся согласны с утверждением – ставят в клеточке крестик, не согласны – нолик. Затем, демонстрируется ключ. «Разноцветные   поля».  После   проведения   самостоятельной   работы   учащиеся прочерчивают  поля.  Красный  цвет ­ проверьте  работу сами,  зеленый  – укажите  на какой строчке ошибка, я найду и исправлю, синий цвет – укажите, сколько у меня ошибок, я найду и исправлю. АФ подведения итогов урока, рефлексия Завершить   урок   можно,   применив   такие   приемы,   как  «Ромашка»,   «Шкала успешности», «Поляна снежинок», «Да­Нет». Эти приемы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо  обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.  Анализ результатов. С целью  эффективного использования  АФО необходимо знать степень  сформированности познавательной мотивации, определить отношение учащихся к учителю,  одноклассникам и школе, уточнить исходный уровень лингвистических способностей.  Поэтому в своей педагогической деятельности  я использую: наблюдение, беседы,  анкетирование, тестирование, анализ работ детей, уроков, внеклассных занятий. По методике «Лесенка уроков» авторМ.В. Матюхина,  я определила степень  сформированности  познавательной мотивации и активности школьников во 2 и 3 классе.  Дети составили расписание уроков на день. Они разложили карточки, обозначающие уроки  основного цикла и дополнительного цикла на две стопки. Из 30  учащихся класса я  определила, что к 3 классу познавательная мотивация и активность сформирована у 75%  детей. Для эффективного использования активных форм обучения необходимо активное  сотрудничество учителя и ученика. Сложившиеся отношения между учителем и учениками  влияют на учебную деятельность ученика. Я решила провести методику «Мой класс, моя учительница» авторДубровина И.В..  Детям было предложено взять лист бумаги из альбома, цветные карандаши, ластик. Затем  попросила учащихся нарисовать свой класс, свою учительницу. Во 2 классе 48% учеников показали  положительное отношение к учителю и классу. В 3 классе, после индивидуальной работы с детьми 80% учащихся  в этом же рисунке  выразили положительное отношение к учителю и классу. Остальные показали свою уверенность и положительное отношение к учителю. Для определения исходного уровня лингвистических способностей во 2 и 3 классе я  провела методику «Словесный тест» авторГ. Айзенк. В «Словесном тесте» пять различных  типов заданий. Тестовую  работу во 2 классе ребята выполняли впервые, и им трудно было войти в  ритм работы. Многие довольно быстро справились с заданием, где были переставлены буквы  определенных слов и восстановили их. Трудным для всех оказалось задание: составьте слова,  где второй слог первого слова является началом второго. Это задание рассчитано на  структурирование и творчество школьников, быстроту мышления. В итоге оказалось, что 45% учащихся справились с заданием на 20%, 35% – на 6%, 20%  – на 4%. С каждым разом ребята  получали удовольствие от того, что могли все больше и больше выполнить заданий. 3 класс: 65%  человек выполнили задания на 80%, 42% – на 65% , 3% – на 55%. Как показывает практика, учебный материал усваивается лучше, прочнее, когда он  подается не в «сухой» форме, а посредством обыгрывания ситуации,  занимательности. АФО  активизируют деятельность учащихся, способствуют развитию их личностных качеств.  Благодаря  использованию АФО улучшились  показатели успеваемости и качества знаний.   Ученики принимали активное участие и  становились победителями, призерами,  дипломантами олимпиад, интеллектуальных конкурсов, состязаний. Преимущество   всех   рассмотренных   мной   форм   активного   обучения   очевидны. Разумное и целесообразное использование этих приемов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. Мне бы хотелось порекомендовать учителям школ:  использовать активные формы обучения и воспитания в педагогическом  процессе;    включать в учебные занятия проблемность;  управлять формированием и развитием индивидуально­психологических  особенностей обучаемых;       вовлекать учащихся в постоянную деятельность:  организовывать сотрудничество и кооперацию;  организовывать коллективное взаимодействие;  изменить модель учителя: соорганизатор, партнер, консультант. соблюдать единство и согласованность требований к поведению учащихся в  организации их учебной деятельности. Вывод: можно с уверенностью сказать, что активные формы обучения обеспечивают  решение образовательных задач в разных аспектах:          формирование положительной учебной мотивации;  повышение познавательной активности учащихся;  активное вовлечение учащихся в образовательный процесс;  стимулирование самостоятельной деятельности;  развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;  эффективное усвоение большого объема учебной информации;  развитие творческих способностей и нестандартности мышления;  развитие коммуникативно­эмоциональной сферы личности учащегося;  раскрытие личностно­индивидуальных возможностей каждого учащегося и  определение условий для их проявления и развития;  развитие навыков самостоятельного умственного труда;    Помимо положительных результатов, есть и небольшие недостатки.  Дети начальной развитие универсальных навыков.  школы имеют свои особенности, поэтому:  не могут совладать со своими эмоциями, следовательно,   на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.  несмотря   на   выслушивание   разных   мнений,   при   выступлении   может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.  для некоторых участников работа в команде с использованием активных форм ­ только способ ничего не делать.   Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть еще раз, что овладение АФО и использование их в образовательном процессе,  несомненно, будет способствовать развитию  у обучаемых качеств,   отвечающим   процессам,   происходящим   сегодня   в   жизни,   и   требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения. Список использованной литературы и источников 1.  «Активные   методы   обучения».   Электронный   курс.     Международный   Институт Развития   «ЭкоПро»,   Образовательный   портал   «Мой   университет»,  http://www.moi­ universitet.ru 2.  Давыдов В.В., «Проблемы развивающего обучения», Москва, 1986 г.  3.     Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные технологии”, Москва, Педагогическое общество  России, 2000 г.  4.  Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006 5.     Современные   технологии   обучения:   Методическое   пособие   по   использованию интерактивных   методов   в   обучении   /   Под   ред.   Г.В.   Борисовой,   Т.Ю.   Аветовой   и   Л.Ю. Косовой. – Спб., 2002. 6.     Психология младшего школьника М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, К.Т.Патрина, «Просвещение», 1976. 7.       А.К.Маркова,   Т.А.Матис,   А.Б.Орлов   «Формирование   мотивации   учения», «Просвещение», 1990

ПРОПИСИ БУКВ

ПРОПИСИ БУКВ

ПРОПИСИ БУКВ

ПРОПИСИ БУКВ

ПРОПИСИ БУКВ

ПРОПИСИ БУКВ

ПРОПИСИ БУКВ

ПРОПИСИ БУКВ

ПРОПИСИ БУКВ

ПРОПИСИ БУКВ

ПРОПИСИ БУКВ

ПРОПИСИ БУКВ

ПРОПИСИ БУКВ

ПРОПИСИ БУКВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2019