«Прошлое, настоящее и будущее писем»
Оценка 4.7

«Прошлое, настоящее и будущее писем»

Оценка 4.7
docx
22.03.2022
«Прошлое, настоящее и будущее писем»
проект Word.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»

муниципального образования города Братска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Прошлое, настоящее и будущее писем»                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Жуковин Максим,

Ученик  9Д  класса.

 

                                                                           Руководитель:

        Белорыбцева Алёна Владимировна,

 учитель русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Братск

 

2022

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             3

I.ОСОБЕННОСТИ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА                                               4


1.1 Понятие эпистолярного жанра                                                                        4

1.2 История зарождения и развития эпистолярного жанра                                4

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ЧАСТЬ  ПРОЕКТА                                             5

2.1. Сравнительный анализ писем                                                                        5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                      7

 

Используемая литература                                                                                      8

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                      9                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в 21 веке, где мобильные телефоны и компьютеры почти полностью заменили письма. Большинство людей забывают о значимости писем в былые времена. Но их по праву можно причислить к величайшим культурным ценностям человечества. Для людей старшего поколения с бумажными письмами связаны самые теплые воспоминания, это было частью их жизни. В молодости наши родители писали письма друзьям, родственникам, возлюбленным. В письмах люди сообщали друг другу о том, что произошло с ними, делились информацией, передавали свои переживания, чувства. В то время это была основная форма связи между людьми.  Наши родители хорошо помнят томительное ожидание письма, когда каждый день заглядывали в  почтовый ящик в надежде увидеть в нём долгожданный конверт.  Это была непередаваемая радость - получить весточку от близкого человека. По почерку можно было понять, с каким настроением человек писал письмо. Письмо «сохраняло» память этих чувств. Существовало негласное правило: ответ нужно было писать сразу, пока сохранялось радостно-возбужденное состояние. Строчки ложились сами по себе, рука едва успевала за ходом мыслей. Про письма сочиняли стихи, песни. Знаменитая песня ансамбля «Песняры»:           

«Письма, письма лично на почту ношу.
Словно, я роман с продолженьем пишу.
Знаю, точно знаю, где мой адресат,
В доме, где резной палисад».
         

Конечно, надо признать, есть у современной переписки одно важное достоинство - мгновенность, что не просто позволяет сократить расстояние, но и обеспечивает общение в реальном времени. Вот именно эта мгновенность электронной переписки и вытеснила из человеческого общения переписку посредством бумажных писем.

Цель работы: изучить историю письма и определить его будущее.

Задачи:

·        Собрать информацию о письмах;

·        Систематизировать найденную информацию;

·        Опросить родственников из разных поколений о значении письма в их время.

 

Актуальность темы проекта очевидна. Письма в конвертах исчезают из нашей жизни. Изменилось их содержание. Возможно ли будущее письма? А если нет, то русский язык потеряет образность, выразительность, свою красоту и самобытность, ведь СМС сокращает слова и не дает возможности выразить всю полноту мысли.

Глава 1. Особенности эпистолярного жанра
1.1 Понятие эпистолярного жанра.

В школе на уроках литературы нам рассказывали о литературных жанрах: повесть, рассказ, пьеса, новелла и т.д. Жанр – один из способов раскрытия темы. Каждый жанр предписывает свои каноны: объём произведения, стиль изложения, количество главных героев. Оказывается, есть  еще эпистолярный жанр. Термин произошёл от греческого слова «эпистола», что означает «письмо». Если сказать о нём в двух словах, то это изложение в виде писем кому-то. То есть, принципиально важным является наличие адресата, иногда даже вымышленного.

Для эпистолярного жанра характерны:

- рамочная структура письма;

- точное обозначение адресата и адресанта;

- переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи;

- использование как непринужденной, так и официальной формы общения;

1.2 История зарождения и развития эпистолярного жанра.

История письменности началась около 10 тысяч лет назад, Буквенное  письмо зародилось к 19 веку. Это частные письма, шуточные тексты, жалобы к правительству, деловые вопросы, хозяйственные документы. Эпистолярный жанр в XIX веке получает широкое распространение. Герцен писал, что письма, «больше, чем воспоминания; это само прошедшее, задержанное и нетленное». Это была неторопливая беседа человека, который не только хочет поделиться своими мыслями и чувствами, но и рассказать о том, что с ним происходит и побудить своего собеседника рядом вопросов внимания и шуток на такое повествование.  Письма получали и отправляли регулярно, это было своего родом культом тех времен. Обучали манере письма, разным был зачин в обращении к начальнику, другу, императору, любимой женщине. Нужно было знать, как правильно обратиться, чтобы не выглядеть нелепо, одно неправильное слово и всё может быть испорчено.  Типичные обороты конца письма: — Искренне Ваш... — С уважением... — С глубоким уважением... — До свидания... — До скорого... — Ваш Арсений. — Я надеюсь, мой друг, что, прочитав мое письмо, ты... — На этом я заканчиваю писать. До свидания. С уважением, Борис. Дата, место.               С точки зрения лингвистики, как разновидность текста, письмо имеет ряд особенностей: сложное переплетение разговорной и книжной речи.   Человечество имеет значительное эпистолярное наследие, что позволяет представить живую литературную речь, насыщенную фразеологизмами, метафорами, конкретной бытовой лексикой. Переписка занимала значительную часть жизни многих людей  до появления телефона. 
На протяжении XX века эпистолярный жанр постепенно теряет свою актуальность.

Глава 2. Исследовательская часть

2.1. Сравнительный анализ писем.

На данном этапе работы мы переходим к анализу содержания писем прошлого и настоящего. Сравним письмо Ваньки к дедушке из произведения А. П. Чехова и СМС – сообщение. 

Данные письма мы будем сравнивать по таким критериям:

·        Тема

·        Особенности речи

·        Форма изложения

·        Структура

·        Поводы написания письма и обстановка при написании

·        Чувства автора

·        Характеристика автора

Из письма Ваньки в произведении А. П. Чехова следует, что мальчик писал своему дедушке, Константину Макаровичу, чтобы тот забрал его жить к себе (Приложение1). Определенные события в жизни Ваньки побудили его к написанию письма. Мальчик использует много просторечных выражений, которые характерны для речи простых людей 19 века: «А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался». За счет просторечий речь автора приобретает особую эмоциональную окраску, читатель сочувствует Ваньке. Несмотря на неграмотность речи, Ванька пишет письмо по определенной структуре. Можно отметить, что прежде чем перейти к основной теме письма, мальчик поздравляет адресата с Рождеством, что говорит о вежливости автора.

         СМС не имеют особой структуры. Одно СМС - сообщение может состоять из одного или двух слов. Прочитав эти слова, невозможно понять основную тему переписки (Например: - придешь? – приду) За счет этого исчезает культура текста, нарушаются его нормы. Темы диалогов между людьми по СМС могут быть совершенно разные.

-Как ты?

-Хорошо, а ты?
-Норм.

В этом ответе можно наблюдать то, как авторы СМС – сообщений «экономят речевые средства», например, «норм» - сокращение от «нормально». Также в социальных сетях и мессенджерах появилась такая функция, как стикеры и смайлы. Отправив маленькую картинку с выражением лица персонажа, можно выразить свое негодование, радость, грусть и многие другие эмоции.

Почти каждый современный человек является автором СМС - сообщений. И я не исключение. Мы общаемся, отправляя друг другу СМС и электронные письма. Это быстро и  удобно делать. не придавая особой важности чувствам при их написании. Набрать короткое СМС - сообщение человек может при любых условиях, где бы он ни находился.

2.2. Опрос среди членов семьи

Чтобы прогнозировать значение письма в будущем, я решил опросить членов своей семьи двух разных поколений – отца и бабушки.

Я задал им такие вопросы:

·        Получали ли они  письма в своей жизни?

·        Что для них значат письма сейчас?

·        Имеют ли бумажные письма будущее?

 

Возраст моего отца – 38 лет. Он рассказал: «Свое первое письмо  я написал в больнице, подростком. Оно было адресовано родителям, с просьбой о том, чтобы принесли мне каких-нибудь книжек. Затем письма понадобились мне в армии. Я часто писал письма домой, знакомым, одноклассникам. Но особых изменений в службе не было, поэтому никаких особых новостей я о себе сообщить не мог. А вот получать письма в армии особенно приятно.  В настоящее время бумажной корреспонденцией  не пользуюсь. Или использую бумажные письма для общения с какими-нибудь организациями. В будущем, считаю, бумажные письма останутся только для обмена официальной информацией».

 

Возраст моей бабушки  - 6о лет. Я любила рассылать поздравления с праздниками. Поэтому за несколько недель до Нового года, 8 Марта, 9 Мая в киосках пачками закупались тематические открытки с марками, и по всей стране летело: «Уважаемая Нина Васильевна! Сердечно поздравляем Вас с Международным женским днем! Семья Павловых». Письма писать не любила, а получать любила. Для многих это было тяжкой повинностью – талантом писать письма обладают далеко не все (зато все любят получать). Напишешь: «Здравствуй, дорогая наша тетя Зина! У нас все хорошо»… а дальше не знаешь что писать. Многие описывали каждый свой день до мелочей. А на конвертах писали: лети с приветом, вернись с ответом. Жду ответа, как соловей лета. Но  со временем с большим удовольствием перечитываешь сохранившиеся письма, написанные много лет назад, и переносишься в свою молодость. Как хорошо, что где-то в укромном уголке, в коробке, хранится пачка писем от близких людей, порой уже ушедших в мир иной!  А сейчас быстрее позвонить, чем писать письмо.

Итак, оба опрошенных отметили, что будущее писем сомнительно, так как современные средства коммуникации смогли почти полностью вытеснить письма. Тем не менее, в будущем они видят некоторое применение бумажным письмам: В ходе исследования я пришел к выводу о том, что остались лишь немногие ценители настоящих писем и переписки. При этом общество не готово полностью отказаться от бумажных носителей, несмотря, на то, что всё больше людей «поглощают» социальные сети.

Кроме того, выяснились минусы бумажных писем.

·        Во-первых, длительное ожидание  доставки письма, что затрудняло процесс решения каких-либо  срочных вопросов;

·        во-вторых, необходимы материальные затраты для отправления письма;

·        в-третьих, вид речи – монолог, отсутствие быстрой обратной связи.

Я решил выявить плюсы быстрой связи:

·        во-первых, мгновенность передачи информации;

·        во-вторых, возможность договориться о встрече;

·        в-третьих, вид речи – диалог; быстрая обратная связь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К сожалению, русский язык потеряет свою выразительность и красоту, если бумажные письма (Приложение2,3) уйдут из нашей жизни. Человек, общающийся «онлайн», иногда забывает о том, что является носителем своего языка и осознанно допускает ошибки при написании СМС - сообщения, считая это нормой. Но чтобы сберечь наш богатый русский язык, мы должны всегда говорить и писать правильно, в каких бы условиях мы не находились.

Письмо по праву причисляется к величайшим культурным ценностям человечества. Речь носит моментальный характер и исчезает сразу после разговора, написанное слово может преодолеть время и пространство. Недаром говорят: "Написанное пером не вырубишь топором". Чем дальше от нас прошедшая эпоха, тем больше ценность писем, оставленных нам великими людьми – писателями, композиторами, учеными, путешественниками. Они читаются с не меньшим интересом, чем художественные произведения. Подробности жизни авторов, их горести и радости, их мысли о жизни, нравственная и общественная позиция, богатый и выразительный язык  становятся музейной редкостью.

 

Особо значимыми, ценными для жителей нашей страны являются солдатские письма с фронтов Великой Отечественной войны. Порой написанные карандашом, с полустершимися буквами, они до сих пор хранятся в семьях, как память о людях, отдавших жизнь за Родину. Ведь в них частица души, прикосновение рук близких людей. По ним изучают эпоху. Хотя военные письма и подвергались «обработке», но порой читая «между строк», можно узнать не меньше, чем из официальных документов.

 

В бумажном письме присутствует почерк. Почерк – это наша визитная карточка.  В почерке есть характер человека в целом и его настроение в момент написания письма, Из почерка возникает образ писавшего письмо человека и передается его энергетика. Проведите простой эксперимент. Попросите знакомого написать вам что-то на бумаге, и тот же самый текст набрать в компьютере и выслать электронным путем. Итак, перед вами 2 письма: рукописное и электронное. Сравните свое восприятие, когда вы смотрите на печатные буквы на экране и на рукописные буквы на листе бумаги. Электронное письмо – неодушевленное именно из-за отсутствия почерка, тогда как рукописное письмо благодаря почерку одушевлено, оно – "живое". Рукописные письма как фотографии – несут отпечаток времени, места, обстоятельств.

Полученные в ходе исследования результаты социологических опросов свидетельствуют о том, что письмо как эпистолярный жанр утрачивает свое значение в современном мире. Полностью оно не исчезло и продолжает вызывать интерес у людей разных поколений, а значит, у него есть будущее.

 

 

Список литературы

 

1. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. /В.Г. Ветвицкий//- М.: Просвещение, 1994. -143с.

2.  Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее: книга для внеклассного чтения (7-10 класс) /К.С.Горбачевич// - М.: Просвещение,1996. - 191с.

3. Колесов В.В. История русского языка в рассказах /В.В. Колесов//- М.:«Просвещение»,1996-175с.

4. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове.

 

 

 

 

Приложение 1

Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру... Я буду тебе табак тереть, богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею. А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное... А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают. Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки. Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай.

На деревню дедушке. Константину Макарычу.

 

Приложение 2

 

 

Приложение 3


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» муниципального образования города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» муниципального образования города

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ Мы живем в 21 веке, где мобильные телефоны и компьютеры почти полностью заменили письма

ВВЕДЕНИЕ Мы живем в 21 веке, где мобильные телефоны и компьютеры почти полностью заменили письма

Глава 1. Особенности эпистолярного жанра 1

Глава 1. Особенности эпистолярного жанра 1

Глава 2. Исследовательская часть 2

Глава 2. Исследовательская часть 2

Почти каждый современный человек является автором

Почти каждый современный человек является автором

Итак, оба опрошенных отметили, что будущее писем сомнительно, так как современные средства коммуникации смогли почти полностью вытеснить письма

Итак, оба опрошенных отметили, что будущее писем сомнительно, так как современные средства коммуникации смогли почти полностью вытеснить письма

Особо значимыми, ценными для жителей нашей страны являются солдатские письма с фронтов

Особо значимыми, ценными для жителей нашей страны являются солдатские письма с фронтов

Приложение 1 Милый дедушка,

Приложение 1 Милый дедушка,

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2022