Просвещение, культура, быт

  • docx
  • 12.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Просвещение,культура, быт.docx

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.

Архитектура и живопись в XVXVI веках.

Быт XVXVI веков.

Цел и:

1.     Показать роль Куликовской битвы в развитии русской культуры и национального самосознания.

2.   Ознакомить учащихся с развитием просвещения, книгопе­чатания.

3.   Охарактеризовать основные жанры и идеи русской литера­туры Х1У-ХУ вв.

4.   Показать характерные изменения в литературе XVI века.

5.   Ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры и живописи. Научить различать характерные черты новгородской, псковской, московской архитектуры и живописи.

6.   Способствовать формированию понимания учащимися це­лостности русской культуры.

7.    Дать общее представление о русском быте ХУ-ХУ1 вв.

Оборудование: макеты или репродукции, фотографии:

-   церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде;

-   церкви Федора Стратилата на ручье в Новгороде;

-   соборов Московского Кремля: Успенского, Архангельского, Благовещенского;

-   церкви Вознесения в селе Коломенском под Москвой;

-   Собора Василия Блаженного в Москве.

Икона «Троица» А. Рублева и другие, иконы Феофана Грека.

Основные понятия и термины: житие, «Четьи-Минеи», челобитная, национальное самосознание, иконостас, печатник, юродивый, шатровый стиль, энциклопедия, публицистика, эпос, регалии, административный, харчевня.

Ход урока 29

I. Проверка домашнего задания.

Целесообразно провести фронтальный опрос по вопросам:

=> С какой целью Иван Грозный ввел опричнину?

=> Что означает понятие «опричнина»?

=> Каковы были ее результаты?

=> Какие последствия имела опричнина для России? ?! 

 Задания:

=> Показать на карте территорию опричнины и территорию земщины.

=> Определить органы управления территорией опричнины и территорией земщины.

И. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.     Особенности развития русской культуры в Х1У-ХУ1 вв.

2.   Возникновение книгопечатания и развитие просвещения в России.

3.   Русская литература Х1У-ХУ1 вв.

1. Особенности развития русской культуры в Х1У-ХУ1 вв.

Учитель раскрывает основные особенности историческо­го развития, которые повлияли на русскую культуру периода Х1У-ХУ1 вв.:

1)     Объединение северо-восточных земель вокруг Москвы.

2)  Создание единого Российского государства.

3)  Развитие ремесла, сельского хозяйства и торговли в конце XIV - начале XV вв.

4) Местные культурные традиции сменяются общерусскими.

5)     Превращение Москвы в центр складывающейся единой русской культуры.

6)     Проявляется интерес образованных людей России к дру­гим странам, в частности устанавливаются культурные контакты.

7)     Решительно освобождается русская культура от византий­ского влияния.

2. Возникновение книгопечатания и развитие просвеще­ния в России. Учащиеся получают задание.

Слушая рассказ учителя, работая с иллюстрациями «Иван Федоров», «Памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве» (с. 225), «Библия в серебряном переплете из Москвы. Конец XV в.» (с. 228), ответить на в о п р о с № 2 (с. 231):

=> Как развивалось в этот период книжное дело? Каково зна­чение начала книгопечатания?

Целесообразно показать учащимся старую большую книгу. Рас­смотреть ее оформление, переплет, текст, иллюстрации.

Учащиеся вспоминают из курса средних веков, кто, когда и в какой стране впервые создал печатную книгу.

Рассказ учителя.

До середины XVI века все книги на Руси писались от руки. Изготовлялась книга очень долго. В книгах, особенно священных, богослужебных текстах, появлялись ошибки. Это было недопусти­мо! Иван IV и митрополит Макарий стали заботиться о введении в России книгопечатания.

Это событие произошло в середине XVI века - возникло российское книгопечатание.

В 1553 году начала работу первая типография в России. Но имен первых мастеров никто не знает, книги этой типографии не имеют дат выхода в свет. Эти первые печатные книги были несо­вершенны по технике печати - строки были разной длины. Типо­графия сгорела во время одного из московских пожаров.

В 1564 году в Москве на Печатном дворе дьякон одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую книгу с точным указанием места и времени издания. Первая книга называлась «Апостол». В 1565 году издан «Часословец» - для обучения грамоте. Книги, изданные в типогра­фии, отличались высоким качеством полиграфии. «Апостол» долго был образцом для издателей.

Иван Федоров был прекрасным редактором. Он правил пе­реводы книг Священного Писания, заменял устаревшие слова, писал послесловие к книгам, в них он вел разговор о значении просвещения.

Первые русские печатные книги были православными по своему содержанию. «Апостол» (или Деяния святых Апостолов) -часть Нового завета. В этой книге рассказывается о жизни и творениях учеников Иисуса Христа.

Во второй половине XVI века было издано около 20 книг. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и станови­лась более доступной. Но печатная книга не вытеснила рукопис­ную, так как печатались в основном книги богослужебные, а сказа­ния, повести, жития святых еще долго переписывались от руки.

Учитель проводит связь между появлением российского книго­печатания и развитием просвещения.

Книгопечатание способствовало распространению грамотно­сти. Например, в 1574 году во Львове Иваном Федоровым был на­печатан «Букварь». Он стал первым светским учебником, до этого времени учебными пособиями являлись только богослужебные книги.

Грамоте обучали буквослагательным методом, то есть нарас­пев повторяли прочитанное. «Мастерами грамоты» были дьяконы, монахи. Среди мирян встречались грамотные люди, но их было очень мало. С образованием единого государства возросла потреб­ность в образованных и грамотных людях. На Стоглавом соборе было принято очень важное решение - открыть в Москве, а затем и в других городах при монастырях и церквах училища для обучения грамоте.

(Т| Работа с иллюстрацией «Обучениеграмоте»(с.224).

Учащиеся получают задание:

=> Найти общие черты и отличия современной школы и шко­лы того далекого времени.

3. Русская литература Х1У-ХУ1 вв. Рекомендуется более подробно охарактеризовать основные темы и жанры русской лите­ратуры Х1У-ХУ1 вв.

Следует отметить, что борьба русского народа с инозем­ными захватчиками стала центральной темой в русской литера­туре Х1У-ХУ вв. Литература того времени - это описания герои­ческой гибели храбрых воинов, которые защищали свою землю.

Самым распространенным жанром становится воинская по­весть. Памятником литературы Х1У-ХУ вв. является «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Целесообразно зачитать маленький абзац из этой повести, после чего у учащихся должно сложиться собственное впечатление о данном литературном памятнике.

Следует обратить внимание учащихся на следующее:

-   взятие Рязани и ее разорение,

-   трагическая судьба князя,

-   судьба защитника - героя-богатыря Евпатия Коловрата и его отряда.

Куликовская битва в 1380 году, завершившаяся победой вой­ска под руководством Дмитрия Донского, повлияла на тематику произведений - возник куликовский цикл русской литературы. Са­мым первым воспел, восславил Куликовскую битву Сафоний Рязанец в поэме «Задонщина».

[Т] Работа с текстом поэмы (с. 231).

Учитель отмечает, что все произведение проникнуто чув­ством патриотизма, преданности России. Ярко показано презрение к изменникам.

Рекомендуется дать учащимся тексты произведения «Слово о пол­ку Игореве».

Автор «Задонщины» заимствовал из произведения «Слово о полку Игореве» целые фразы, обороты и даже отрывки. Но зачем? Вероятно, автор старался не только подражать шедевру, но и само­стоятельно сопоставить описываемые события. Например, торже­ство врагов Русской земли в «Слове о полку Игореве» и в «Задонщине» сменяется торжеством русских войск. В «Сказании о Мамаевом побоище» автор описывает под­робно Куликовскую битву, воспевает князя Дмитрия Донского, восхищается ратным подвигом русских воинов.

Учитель отмечает, что данное произведение написано под влия­нием «Слова о полку Игореве» и «Задонщины».

В литературе данного периода появляется еще один интерес­ный жанр - «хождение», то есть путевые заметки или описания путешествий.

В 1466 году купец из Твери Афанасий Никитин отправился на Северный Кавказ торговать. По дороге он был ограблен. После чего у купца оставалось два пути: домой - и стать холопом, и в Ин­дию - за богатством. Через семь лет долгих путешествий купец вернулся на родину, но больным и бедным и вскоре умер. Афана­сий Никитин оставил свой путевой дневник, его назвали «Хожде­ние за три моря». Вот этот дневник и стал произведением мировой культуры. В Индии Никитин прожил три года, изучил местный язык, быт, культуру, религию этой страны. Но все произведение пронизано патриотическими мотивами.

Далее учитель останавливается на духовной литературе.

В первой половине XIV века были изданы «Четьи-Минеи»:

-    «четьи» - книги, предназначенные для чтения, они исполь­зовались при богослужении;

-    «минеи» - сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать.

«Четьи-Минеи» стали практически церковно-литературной энциклопедией русских людей Х1У-ХУ вв.

В XV веке вновь возрождается общерусское летописание. Первая общерусская летопись была составлена в Москве в начале XV веке - Троицкая летопись.

В 1418 году началось составление новой летописи, главной идеей которой был союз московской великокняжеской власти с го­родским населением в целях политического объединения Руси.

В 1479 году появилась Московская летопись - одно из самых ярких произведений русского летописания. Оно проникнуто идеей о том, что Москва - наследница и преемница политических тради­ций Киева и Владимира.

В русской литературе XVI века определяющей темой становит­ся проблема великокняжеской, а затем и царской власти. В XVI веке появилось «Сказание о князьях Владимирских». В произведении подчеркивалась идея преемственности власти московских госуда­рей от византийских императоров.

На вторую половину XVI века приходится расцвет светской публицистики. Интерес к новому литературному жанру - публици­стике - возрос в период правления Ивана Грозного.

Самый интересный публицист XVI века - Иван Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану IV, он:

-   выдвинул концепцию «дворянского государства», считал, что только дворяне являются надежной опорой царской власти;

-    выступал за ограничение привилегий бояр;

-    полагал, что у царя есть не только права, но и обязанности, значит, царь должен заботиться о нуждах простого народа.

Вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными были самыми главными в переписке между князем Андреем Курбским и Иваном Грозным. Эта переписка вошла в ис­торию как памфлет «История о великом князе московском».

Иван Грозный, исходя из божественного происхождения царской власти, настаивал на неограниченном ее характере и от­ветственности царя только перед Богом.

Андрей Курбский утверждал, что царь отвечает не только перед Богом, но и перед людьми, следовательно, он не должен на­рушать права своих подданных. Царская власть должна быть огра­ничена сословно-представительным органом.

Можно рассказать о сборнике занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории «Хронограф». А также о «Домострое», его основная идея - подчинение в государстве царской власти, а в семье -ее главе.

Подводя итог сказанному, учитель просит учащихся на­звать основные темы и жанры русской литературы Х1У-ХУ1 вв. Учитель  рекомендует учащимся ответить на   вопрос №5 (с. 231):

? Какие изменения происходят в литературе XVI века?

Выполните тестовое задание.

1. Мощный толчок к формированию национального самосо­знания русского народа дала:

а) победа на Куликовом поле;

б) разгром монголо-татарами Москвы в 1382 году;

в) усиление Московского княжества при Иване Калите;


г) преодоление феодальной раздробленности и образова­ние единого централизованного государства.

2.  Начало книгопечатанию в России положили:

а) Франциск Скорина,

б) Петр Мстиславец,

в) Андрей Чохов,

г) Иван Федоров.

3.  Первая книга, напечатанная в московской типографии в 1564 году, называлась:

а) «Повесть временных лет»,

б) «Задонщина»,

в) «Слово о полку Игореве»,

г) «Сказание о Мамаевом побоище»,

д) «Апостол»,

е) «Слово Даниила Заточника».

4.  Тема Куликовской битвы отразилась в следующих произ­ведениях:

а) «История о великом князе московском»,

б) «Сказание о князьях владимирских»,

в) «Задонщина»,

г) «Слово о полку Игореве»,

д) «Сказание о Мамаевом побоище»,

е) «Путешествие за три моря».

II. Изучение нового материала (продолжение). ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.      Русское зодчество Х1У-ХУ1 вв.

2.    Иконопись Х1У-ХУ1 вв.

3.    Быт русского народа ХУ-ХУ1 вв.

1. Русское зодчество Х1У-ХУ1 вв. Целесообразно в кабине­те истории организовать выставку ученических работ «Храмы средневековой Руси».

Особое внимание при изучении данного вопроса необходимо отвести знакомству с архитектурой Московского Кремля ХУ-ХУ1 вв. Рекомендуется провести заочную экскурсию по Московскому Кремлю: на доске расположить иллюстрации храмов, дворца, палат Московского Кремля.

Учитель в качестве эпиграфа использует слова М. Ю. Лер­монтова о Московском Кремле: «Окружасъ зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки».

При Иване III Москва стала столицей огромного и сильного государства. Визитной карточкой такого государства должен был стать Кремль - резиденция великого князя и митрополита Москов­ского. Но внешний вид Кремля не соответствовал могуществу го­сударства. Старая крепость уже не годилась для того, чтобы в ней принимать иностранных послов. Кремль нуждался в коренной пе­рестройке.

Успенский собор Московского Кремля

В 1472 году началось строительство Успенского собора Мос­ковского Кремля, возглавили которое мастера Кривцов и Мышкин. Строительство велось два года, но 20 мая 1474 года рухнула север­ная стена храма. Существовало много версий о причине произо­шедшего. По одной из них, катастрофа произошла из-за землетря­сения. Но, согласно летописи, было отмечено, что зодчие неудачно провели внутри стены лестницу и, следовательно, ослабили всю конструкцию. Псковские же мастера, которых пригласил Иван III, пришли к выводу, что строители неправильно развели известь. Со­гласно другой версии, все это произошло из-за того, что в период ордынского владычества русские мастера утратили навыки строи­тельства больших зданий.

Но почему приехали псковские мастера? Иван III, вероятно, считал, что они имели возможность учиться у немцев и возводили весьма добротные здания. К сожалению, псковские мастера не взя­лись за строительство Успенского собора. Ивану III предстояло найти новых зодчих. Выбор пал на итальянского архитектора Альберто Фиораванти. Как это произошло? Иван III, по совету своей жены Софьи Полеолог, останавливает взор на итальянских архи­текторах.

В 1474 году русскому послу Семену Толбузину было пору­чено найти в Венеции хорошего мастера. Через год мастер приехал в Москву. На Руси Альберто Фиораванти был прозван Аристоте­лем. Зодчий мог строить соборы, дворцы, крепостные сооружения, каналы, лить колокола и пушки, чеканить монеты и печати. Эти умения пригодились мастеру на Руси. Ему было поручено возвести Успенский собор.

Летописец отмечал все новинки, увиденные им на строи­тельной площадке. Велось строительство точно с помощью линей­ки и циркуля. Известь, замешанная по рецепту Аристотеля, была особой, крепкой. Блоки белого камня, из которых складывали со­бор, соединяли железными «скрепами». Для подъема тяжестей на высоту использовались лебедки. В 1479 году - через четыре года -строительство было завершено.

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию «Успенский собор Московского Кремля» (с. 235) с целью описания.

Успенский собор белоснежный, напоминает Владимирский Успенский собор. Высокие гладкие стены, расчлененные на широ­кие вертикальные лопатки, украшал нарядный пояс из небольших колонок и арочек. В два яруса располагались узкие щелевидные окна. Входы в собор обрамляли живописные порталы. К его вос­точной стене в соответствии с канонами устройства православного храма примыкали пять алтарных апсид - полукруглых выступов. Над ними возвышалось мощное пятиглавие.

Своды храма опирались на шесть стройных столбов - два квадратных, поставленных у входа в алтарь, и четыре круглых. И снаружи, и изнутри собор выглядел монолитным. Поражают раз­меры храма. Иван III пожелал создать в столице архитектурный символ молодого Русского государства.

15 августа 1479 года на празднике Успения Пресвятой Бого­родицы состоялось освящение собора. Собор стал центром русской государственной и церковной жизни. В нем происходили важные государственные дела и мероприятия:

-    венчались на царство русские цари и императоры;

-    провозглашались важные государственные акты;

-    происходило поставление в сан митрополитов и патриархов;

-    собор стал усыпальницей русских иерархов;

-    в соборе находилась Великая Православная святыня всей России - икона Владимирской Божьей Матери.

Благовещенский собор Московского Кремля В 80-е годы XV века в Кремле продолжаются строительные работы. Благовещенский собор (1484-1489 гг.) - семейную (домо­вую) церковь великого князя, строили мастера из Пскова.

Учитель  обязательно знакомит учащихся с внешним видом

собора.

В XV веке псковско-новгородская архитектура имела целый ряд черт, которые отличали ее от архитектуры Северо-Восточной Руси. Псковские мастера в строительстве собора умело использо­вали приемы различных архитектурных школ, например, высокий нижний этаж прежней, разобранной, церкви.

Основной объем собора имел форму куба. С востока к нему примыкали три апсиды. Ряд легких декоративных полуколонок опоясывал все здание. Закомары имели особую форму. Такой же формы кокошники окружали центральную главу собора. Первона­чально храм венчали только три главы. Всю тяжесть сводов несли на себе четыре столба. В середине XVI века по углам собора при­строили четыре одноглавых придела, а число основных глав увели­чили до пяти. Девять его глав, кровля были очень богато вызолоче­ны, и он получил название - Златоверхий.

 

Церковь Ризположения

Это домовая церковь митрополита, построенная псковскими мастерами в 1484-1485 гг. Церковь имеет только одну главу. Эта церковь имела особый характер. Прежнее ее здание было построе­но в память об избавлении Москвы от войск татарского царевича Мазовши в 1451 году. Этот налет на Москву и отступление войска пришлись на 2 июля - праздник Положения Честной Ризы Пресвя­той Богородицы.

Церковь была освящена в 1486 году, когда Иван III собрался идти на Казань. В 1487 году Казанское ханство признало власть московского государя.

Великокняжеский дворец

В конце 80-х годов XV века в Кремле началось строительство Великокняжеского дворца. Возводили его итальянские архитекто­ры: Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алоиз Фрязин (Алевиз Новый). Но строительство затянулось после сильного пожара в Кремле в 1493 году и закончилось только после смерти Ивана III.

Дворец представлял собой множество малых и больших «па­лат» и «изб». Переходы связывали все части дворца между собой и с Благовещенским собором. Покои великого князя и княгини, по­мещение для приема иностранных послов и переговоров с ними, залы для церемоний и пиров были роскошны.

Учитель показывает иллюстрацию «Грановитая палата Москов­ского Кремля» (с. 236) для того, чтобы у учащихся сложилось определен­ное впечатление о Великокняжеском дворце.

Грановитая палата являлась тронным залом государя Всея Руси, где принимались иностранные послы. Здесь проходили засе­дания Земских соборов, устраивались пиры в честь побед, а также важные государственные мероприятия.

Главный фасад здания выходил на Соборную площадь, его украшали ограненные на четыре стороны каменные плитки - от них и произошло название палаты.

Архангельский собор

Иван III поручил архитектору Алоизу Фрязину построить но­вый Архангельский собор - семейную усыпальницу рода великих князей (это дело было поручено почти за год до смерти Ивана III).

Архитектор тщательно ознакомился с традициями русской архитектуры. Храм шестистолпный был увенчан пятиглавием, зод­чий асимметрично сдвинул его к восточной стороне здания. Но ес­ли посмотреть вверх, то видно, что Алоиз Фрязин выполнил пятиглавие на свой итальянский лад. Кроме Архангельского собора Алоиз Новый построил в Крем­ле еще три церкви и собор Вознесенского девичьего монастыря. Од­нако ни одна из этих построек до наших дней не сохранилась.

В 1505 году умер Иван III и был похоронен в стенах еще не достроенного Архангельского собора рядом с Иваном Калитой, Дмитрием Донским.

Ивановская колокольня

Почти одновременно с Архангельским собором на централь­ной площади Кремля поднялась колокольня. Все главные соборы Кремля имели одну общую колокольню, получившую по находив­шейся в ее основании церкви Святого Иоанна Лествичника назва­ние Ивановской.

В 1505-1508 гг. перестраивал колокольню итальянский архи­тектор - Бон Фрязин. Колокольня представляла собой высокий столп и походила на сторожевую башню, хорошо были видны ко­локола. Появление на Соборной площади высокого столпа объеди­нило весь архитектурный ансамбль центра Кремля. Колокольня славилась своим звоном, и москвичи почтительно называли ее - Иван Великий.

Учитель  обобщает рассказанное.

Московский Кремль, созданный как парадная резиденция русских великих князей, стал символом их могущества, свидетель­ством успехов московских князей в деле собирания русских земель, освобождения от ордынского владычества.

Целесообразно ознакомить учащихся с особенностями архитектуры XVI века, а именно с шатровым стилем храмового зодчества.

В архитектуре Древней Руси преобладал крестово-купольный стиль, широко используемый в строительстве храмов. Его принцип заключался в организации храмового пространства и главных несущих и опорных конструкций по типу креста с возве­денным в центре куполом. Примеры:

-    Церковь Покрова Богородицы на Нерли,

-    Успенский собор во Владимире,

-    Дмитриевский собор во Владимире и т. д.

Начиная с Х1У-ХУ вв. на севере Руси в деревянном зодчест­ве сложился шатровый стиль. А в XVI веке он стал широко рас­пространяться и в строительстве каменных храмов центральной части России. Шатром в архитектуре называется завершение ба­шен, храмов, теремов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Например, храм Вознесения Господня, построенный на высоком берегу Москвы-реки в Коломенском. Освящен он был 3 сентября 1532 года.

Храм Вознесения Господня в селе Коломенском

Храм воздвигнут в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного наследника - будущего Ивана Грозного. Церковь Вознесения - новый тип сооружения, возникший первоначально в деревянных постройках.

Квадратный сруб, применяемый в строительстве деревянных храмов, - четверик. Сруб, имеющий форму восьмиугольника и об­разованный восемью бревнами, носит название - восьмерик. В строительстве Коломенского храма, имеющего в плане форму квадрата, применены были различные комбинации и сочетания четвериков и восьмериков.

Место шлемовидного купола занял шатер, отсюда и название «шатровый стиль».

Учитель, используя иллюстрации, подчеркивает стройность пропорций, подчинение всех деталей единому замыслу.

Зодчий был неизвестен. Архитектура Коломенского храма, воплотившая в камне величие и мощь Российского государства, обладала такой силой эмоционального воздействия, что Церковь была вынуждена согласиться с новыми и смелыми формами хра­мового зодчества.

После сооружения храма Вознесения в Коломенском шатро­вые храмы строили в Москве, Подмосковье, Переяславле-Залесском, Суздале и во многих городах и селениях.

Храм Василия Блаженного

(Покровский собор «на рву»)

В шатровом стиле выполнен и храм Покрова Пресвятой Бого­родицы (храм Василия Блаженного), построенный в 1555-1560 гг. на Красной площади Москвы по приказу Ивана IV в честь завоевания Казани.

[Т] Работа с иллюстрацией (с. 238).

Учащиеся рассматривают иллюстрацию в учебнике «Собор Ва­силия Блаженного в Москве».

\Т\ Вопрос:

=> Какое впечатление производит храм Василия Блаженного?

При ответах учащиеся должны подчеркнуть, что храм:

-    жизнерадостный,

-    нарядный,

-    праздничный,

-    поражает многообразием архитектурных форм и декора­тивных мотивов.

Учитель может добавить следующее.

Средневековая Русь не знала памятников, которые строились бы в честь какого-нибудь события, их заменяли храмы. Покровский собор - это памятник победы, но это и храм городского значения. Он поставлен вне стен Кремля на главной торговой площади сто­лицы. Его зодчие Постник и Барма отошли от привычных церков­ных канонов крестово-купольной архитектуры и обратились к об­разцам народного деревянного зодчества.

В 1649-1652 гг. в Москве была построена церковь Рождест­ва Богородицы в Пушинках, ставшая последним храмом в Москве с шатровым завершением. В 1652 году патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, и с этого времени шатры строи­лись только для колоколен.

Шатровое зодчество ХУ1-ХУП вв. - уникальное направление русской архитектуры, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Шатровые храмы Московского государства - не­повторимые сокровища национальной и мировой культуры.

Учитель на доске или стенде обязательно вывешивает иллю­страции  шатровых сооружений:

-   храм Вознесения в Коломенском (1532 г.),

-   церковь Рождества Богородицы в Путинках (середина XVII в.),

-   Благовещенский собор в Муроме (ХУ1-ХУП вв.),

-   церковь Ильи Пророка (1647-1650 гг.),

-   храм Василия Блаженного (XVI век) и другие. *  

 Рекомендуется дать учащимся задание:

 Внимательно рассмотреть храм Василия Блаженного и церковь Вознесения в Коломенском и установить, что сближает эти сооружения.

Развитие умения составлять характеристику памятников ар­хитектуры помогает учащимся осознать, чем являлся средневеко­вый храм.

Рассматривая храм Василия Блаженного, учащиеся опре­деляют, что на одном основании покоится не один, а девять стол­пообразных храмов, центральный из них завершается шатром.

Учитель показывает четыре больших и малых восьми­гранных храма, учащиеся определяют, что каждый состоит из трех частей.

Учащиеся находят и показывают галерею с красивыми лестницами и крылечками, расположенную вокруг всего храма (как и в церкви Вознесения в Коломенском). Это сходство прослежива­ется и в шатре.

Учитель может обратить внимание учащихся на внеш­нее оформление храма Василия Блаженного: в нем прослеживается определенное влияние Востока.

2. Иконопись в Х1У-ХУ1 вв. Рекомендуется на доске пред­ставить иллюстративный ряд икон данного периода, в центре обяза­тельно поместить иллюстрацию - икону Андрея Рублева «Троица».

Вопрос очень объемный, следовательно, надо представить фрагмент из творчества Феофана Грека, Андрея Рублева, но обра­тить внимание на разнообразие русской иконописи.

Русская икона - явление совершенно уникальное в мировой культуре.

Учитель обращает внимание учащихся на следующее.

В храмах других мировых религий присутствует изображе­ние Иисуса Христа, Богородицы, ангелов и святых, но такой иконы и того смысла, какой придают ей в православной культуре, нет больше нигде. В православии икона пишется мастером не как кар­тина для украшения и наслаждения, - она создается для молитв, вместе с тем такая икона не была кумиром, идолом. «Икона есть окно в Горний мир, мир Божественного бытия».

Историки, искусствоведы видят в иконе то, что их интересует:

-   время ее создания,

-   авторство,

-   принадлежность к той или иной иконописной школе. Но для православного верующего человека это не важно, так как он обращается к лику, который на ней изображен. Отсюда совершенно особое отношение православных христиан к иконе - молитвенное предстояние, благоговейное внутреннее созерцание, почитание ее как святыни, но это не идолопоклонство.

Следовательно, ценность икон даже не в мастерстве написа­ния образов и не доска и краски интересуют, хотя и не без этого, а ценен тот духовный мир, который через это «окно» - икону - от­крывается человеку.

Затем  учитель   обращается к жизненному пути и творчеству

Феофана Грека (около 1340-1410 гг.).

Феофан Грек, или Гречин, расписал более 40 церквей в раз­ных городах и странах. На Русь он приехал уже известным масте­ром. Сначала Феофан Грек прибыл из Византии через Кафу (Фео­досию) и Киев в Великий Новгород и здесь жил и трудился. Потом работал в Нижнем Новгороде, Переяславле-Залесском, Коломне. В Москву Феофан Грек приехал в 90-х годах XIV века.

Феофан воспитал в Москве группу талантливых учеников, фактически стал главной фигурой в художественной жизни Моск­вы в конце XIV - начале XV веков.

Учитель обращает внимание учащихся на иконостас Благо­вещенского собора Московского Кремля (деисусный чин) - до последнего времени он считался самым достоверным произведением Феофана Грека в Москве. Но это мнение оспаривается.

Иконостас - самобытное культурное явление - появился в русских церквях в конце XIV века.

Русский иконостас представлял собой часть внутреннего уб­ранства храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образовы­вали высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части храма. Иконы в иконостасе располагаются в строгом порядке. В нижнем ряду помещалась икона святого или изображение праведника, в честь которого построена данная церковь. Затем следовал ряд икон, в центре которых изображался Христос, по бокам - в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы, архангелы, святители.

В иконостасе Благовещенского собора было 25 икон, создан­ных в мастерской Феофана Грека.

Но икона Богоматерь Донская, которая находится в Государ­ственной Третьяковской галерее Москвы, вне сомнений, принад­лежит кисти самого Феофана Грека.

Целесообразно зачитать описание иконы, данное в учебнике (с. 239).

Андрей Рублев (около 1360-1430 гг.).

Сведений о жизни Андрея Рублева очень немного. Предпола­гают, что он родился в Москве. Был чернецом (монахом) Андрон-никова Спаса Нерукотворного мужского монастыря, где умер и погребен. Имя Андрей он получил при монашеском постриге.

К числу произведений, выполненных Рублевым, относят ме­стный чин иконостаса Успенского собора на «Городке» в Звениго­роде и фрагменты фресок этого храма.

В 1405 году вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублев участвовал в росписи Благовещенского собора (не сохранился) в Московском Кремле. Именно здесь великие ико­нописцы впервые создали высокий иконостас, закрывающий алтарь полностью от глаз прихожан и получивший название «русский». До этого времени иконостас представлял собой невысокую перего­родку.

Известно, что Андрей Рублев расписывал Успенский собор во Владимире (1408 г.), Троицкий храм в Троице-Сергиевой лавре (1425-1427 гг.), Спасский собор Спасо-Андронникова монастыря в Москве (1420 г.).

[Г] Работа над иллюстрацией иконы «Троица» Анд­рея Рублева (с. 241).

Совместная работа учителя и учеников.

Хранится икона «Троица» в Государственной Третьяковской галерее. Эта великая икона написана для иконостаса Троицкого собора. Андрей Рублев впервые изобразил Святую Троицу в виде трех прекрасных юношей - ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба и ведущих неторопливую, добрую, но печальную беседу. Андрею Рублеву удалось отразить в иконе мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви.

Икона по своим размерам подходит иконостасу Успенского собора на «Городке», вероятно, «Троица» создавалась для него, а после пожара в Москве в 1547 году попала в руки государя, кото­рый потом подарил ее Троице-Сергиевой лавре.

Ветхозаветный сюжет о явлении Аврааму Самого Триедино­го Бога иконописцы до Андрея Рублева передавали, изображая всех участников события: Авраама, Сарру, слугу, по распоряжению Авраама «закалывающего» тельца для угощения путников. Но Ан­дрей Рублев переосмыслил эту иконографическую схему и создал свою, новую, освободив ее от подробностей сюжета и сосредото­чив все внимание на единстве трех фигур.

[Т] Работа с документом «Русские историки начала XX века о творчестве А. Рублева» (с. 244-245).

Учитель показывает иллюстрации других известных и ма­лоизвестных икон Андрея Рублева:

«Вознесение» (XV в.),

«Преображение» (XIV в.),

«Григорий Поляна» (70 - 80-е годы XIV в.),

«Апостол Павел» (XV в.),

«Архангел Михаил» (XV в.),

«Преподание хлеба» (XV в.),

«Благовещение» (XV в.).

Дионисий (около 1440-1505 гг.).

Дионисий происходил из знатного рода и принадлежал к ми­рянам. В семье Дионисия, как и в семьях многих художников, иконописание было наследственной профессией.

Яркими образцами творчества Дионисия-иконописца явля­ются «Богоматерь Одигитрия» (греч. - путеводителъница: один из иконографических типов Богоматери с Младенцем) из местного ряда иконостаса Феропонтова монастыря, и «Распятие» из Павлово-Обронского монастыря.

Будучи последователем Андрея Рублева, Дионисий, как вы­дающийся и самобытный мастер, нашел свой собственный путь и свое место в древнерусском искусстве.

Учитель подводит учащихся к выводу (с. 243): XIV-XVI вв. - время возрождения и дальнейшего развития русского ка­менного зодчества, формирования национальной иконописной школы.

3. Быт русского народа ХУ-ХУ1 вв. Целесообразно изучить учащимся самостоятельно. Учащиеся должны записать в тетрадь характерные черты быта и нравов русского народа:

  Большинство домов горожан и крестьян - избы-пятистенки.

  Жилая комната - клеть, меньшая комната - сени.

  Печь располагалась в углу и рядом - «кухонный угол» с полками для посуды.

  «Красный угол» - в нем помещались иконы.

  В центре - стол с лавками, вдоль стен - сундуки.

  Сундук - самый главный предмет: он и лавка, и хранилище для вещей, и постель.

  Носили рубаху - поддевку до колен и кафтан.

  Парадные кафтаны бояр и князей были долгополыми с длинными рукавами.

  Кафтаны были ярких цветов, расшивались золотом и се­ребром.

  Знать носила сапоги из сафьяна (замши), кожи.

  Простые люди носили лапти с портянками и онучами. Зи­мой - валенки.

  Шубы шили из овчины, лисицы, соболя, бобра.

  Шапки носили и зимой и летом.

IIIЗакрепление изученного материала.

Ту Вопросы и задания:

=Ф Определите историческое значение строительства Мос­ковского Кремля.

=> Назовите характерные особенности храмового шатрового стиля.

=> Покажите иллюстрации икон, принадлежащих кисти:

-   Дионисия,

-   Феофана Грека,

  - Андрея Рублева.

IV.  Итог урока.

Домашнее задание: §24 – 25  подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.