Протоколы
обследования некоторых компонентов речевой системы
Николай Н. 4 года 11 месяцев
1. Протокол обследования фонетических компонентов
Звуки |
Изолированно |
Слог |
Слово |
Отраж. |
Спонтан. |
||||||||||||
СГ по повт. |
ГС по повт. |
ССГ по повт. |
начало |
середина |
конец |
||||||||||||
по повт. |
при наз. |
по повт. |
при наз. |
по повт. |
при наз. |
||||||||||||
А |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
У |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
О |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
И |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Э |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Ы |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ы-и |
+ |
Ы-и |
||||||||||
М |
Смягчение |
||||||||||||||||
Б |
Смягчение |
п' |
|||||||||||||||
П |
Смягчение |
||||||||||||||||
Т |
т' |
|
|
|
Замена на [кх] |
||||||||||||
Д |
Смягчение |
Замена на [г] |
|||||||||||||||
В |
Замена на [ф] |
|
|
Замена [с] |
Смягчение |
||||||||||||
В’ |
Замена на [ф'] |
||||||||||||||||
Ф |
+ |
+ |
+ |
+ |
Смягчение |
+ |
+ |
||||||||||
Ф’ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Н |
Смягчение |
Замена на [к'] |
|
|
|||||||||||||
К |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
К’ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Х |
Замена на [г], [х] |
||||||||||||||||
Х’ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Г |
Замена на [хг] |
||||||||||||||||
Г’ |
|
|
|
|
Замена на [г'х] |
|
|
||||||||||
Й |
Замена на [йх] |
Отсутствует |
|
|
|||||||||||||
С |
Замена на [вф] |
Смягчение |
|||||||||||||||
С’ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Замена [в'] |
+ |
+ |
+ |
[в'] |
||||||
З |
Замена на [вз] |
||||||||||||||||
З’ |
Замена на [зс'] |
||||||||||||||||
Ш |
Замена на [с'] |
||||||||||||||||
Ж |
Замена на [ш'], [з] |
||||||||||||||||
Щ |
Замена на [с'] |
||||||||||||||||
Ц |
Замена на [т'с] |
||||||||||||||||
Л |
Замена на [ув'] |
||||||||||||||||
Л’ |
Замена на [ул'] |
||||||||||||||||
Ч |
Замена на [т'] |
||||||||||||||||
Р |
Горловое |
Нет звука |
[д'] |
[хр] |
[хр] |
нет |
|||||||||||
Р’ |
Отсутствует |
||||||||||||||||
Выводы: Наблюдается полиморфное нарушение звукопроизношения. Также отмечаются нестойкие нарушения звуков (в слове ручка звук [р] в начале слова заменяется на [хр']-горловое, а в слове роза звук [р] отсутствует).
2. Протокол обследования просодической стороны речи
Дата |
Темп |
Ритм |
Паузация |
Интонирование |
||||||||||
|
N |
быстр. |
медлен. |
N |
дизартрия |
N |
прер. слов |
прер. фраз |
без пауз |
N |
адекв. |
повеств. |
вопрос. |
восклиц. |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Да та |
Ло-гич. удар. |
Речевое дыхание |
Голос |
||||||||||
|
|
тип |
длина речевого выдоха |
по силе |
по тембру |
||||||||
ключ. |
грудн. |
диафр. |
N |
громк. |
тихий |
N |
хриплый |
назал. |
фальцетн. |
низкий |
|||
|
|
|
+ |
|
Короткий выдох |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
Выводы: Наблюдается нарушение просодической стороны речи: быстрый тем речи, дизартрия, прерывание фразы, короткий речевой выдох, назальный, слабый голос.
3. Протокол обследования фонематического слуха
Содержание задания |
Используемый речевой материал |
Ответы ребенка |
Характер выполнения |
1. Опознание фонем: а) подними руку, если услышишь гласный звук [о] среди других гласных |
а, у, ы, о, у, а, о, ы, и |
Поднял руку после того, как услышал звук [о] |
|
б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук [к] среди других согласных |
п, н, м, к, т, р |
Хлопнул как только услышал звук. |
|
2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам: а) звонких и глухих б)шипящих и свистящих |
п-б, д-т, к-г, ж-ш, с-з, в-ф
С, з, щ, ш, ж, ч |
П'-б', т'-д', к-гх, щ-щ, в-сз |
Выполняет задание с помощью. |
в) соноров |
р, л, м, н |
Затруднения в различении Р/Л. |
Выполняет задание с помощью. |
3. Повторение за логопедом слогового ряда: а) со звонкими и глухими звуками б) с шипящими и свистящими в) с сонорами |
да-та та-да-та да-та-да ба-па па-ба-па ба-па-ба ша-жа жа-ша-жа са-за са-за-са жа-за-жа са-ша-са шо-су-са са-ша-шу са-за-ца ша-ща-ча за-жа-за жа-за-жа ра-ла-ра ла-ра-ла |
КА-га та'-дя-тя да-та-дя па-ба па-ба-па па-па-ба фа-ва ща-фща-ща фа-ва фа-ва-фа фа-ва-фа фа-ша-са шу-су-са фа-фа-фу фса-сза-са-тся ща-тча-тча ща-сза-за ща-за-ща ла-ва-ла ла-ва-ла |
Выполняет с трудом, внимание рассеянное. |
4. Выделение исследуемого звука среди слогов. Например, подними руку, если услышишь слог со звуком [с] |
ла, ка, ша, со, ны, ма, су, жу, сы, га, си |
- |
Не выполнил, от помощи отказался |
5.Вы деление исследуемого звука среди слов. Например, хлопни в ладоши, если услышишь звук [ж] |
Лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы |
|
Выполняет задание с помощью. |
6. Называние слов со звуком [з] |
|
|
Справляется с помощью |
7.Определение наличия звука в названии картинок. Например, звука [ш] |
Колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда |
|
Справляется с помощью |
8. Называние картинок и определение отличий в названиях |
Бочка - почка, коза - коса, дом – дым |
Картинки называет, отличия не определил у слов бочка - почка |
Справляется с помощью |
9.0пределение звука [ч] в словах (начало, середина, конец) |
Чайник, ручка, мяч |
Задание не понимает |
Не справляется |
10. Раскладывание картинок в два ряда. Например, в первый со звуком [с], во второй со звуком [ш] |
Сом, шапка, стул, машина, коса, автобус, кошка, пылесос, карандаш |
Ошибки в словах, где звук в середине |
Справляется с помощью |
4. Протокол обследования фонематического восприятия
Различение слов, похожих в звуковом отношении
нос__нов_______ сон___фон______
кот___кот______ ток___кок______
Различение слов-паронимов
кочка__коська____ кошка___кофка_____
тапки___капки___ корка___кока_____
Выводы: фонетическое восприятие сформировано недостаточно, т. к. многочисленные нарушения в звукопроизношении.
5. Протокол обследования состояния фразовой речи
Отраженное повторение
Предложение для повторения |
Повторение ребенком (с фиксацией всех фонетических особенностей) |
Характер выполнения |
В зимнем лесу морозно и холодно. |
В лесьу моосзно и хононо.
|
С помощью наводящих вопросов |
Составление по демонстрации действий
Продемонстрированное действие и инструкция логопеда |
Выполнение задания ребенком
|
Характер выполнения
|
Положила карандаш под книгу, «Что я сделала? Повтори. |
Позиа каандась на сьтооу. |
|
Составление рассказа по сюжетной картинке по сюжетной картинке |
Составление рассказа по сюжетной картинке
Предъявленная сюжетная картинка |
Рассказ ребенка (записанный дословно с соблюдением всех фонетических особенностей) |
Характер выполнения |
Праздник в детском саду. |
В деском сядике натупив пазник, дети пеи песии, аказываи стихи и тасеваи. Все дети повучили свадкие пода(велярное)Ки. |
По вопросам |
Выводы: Фразовой речью ребенок владеет. Однако, чем длиннее фраза, тем сложнее запоминает порядок слов, отмечаются пропуски слов.
6. Протокол обследования состояния связной монологической речи
Рассказ-перечисление
Инструкция логопеда |
Рассказ ребенка (записанный дословно с соблюдением всех фонетических особенностей) |
Характер выполнения |
Расскажи что это? |
Шяпка. Стоби адивать на гову. Муськая. |
По вопросам |
Пересказ
Текст рассказа |
Пересказ ребенка (записанный дословно с соблюдением всех фонетических особенностей) |
Характер выполнения |
У бабушки были куры. Надя спросила «Бабушка, можно я их покормлю? «Можно»- ответила бабушка. Надя взяла мисочку с просом стала звать «Куры, куры, сюда», а они не идут. «Бабушка, они не идут!», «А ты им скажи цып-цып!». Тут со всех сторон прибежали куры и давай клевать просо. |
У бабуськи били куси. «Бабуська мосзно я их покомлю». – «Мозьно». Вьзяля миськи. Натяла их зьвать. «Сюба!». «А ты скази им тип-тип». И они побезяли. |
После повторного прочтения текста, с помощью наводящих вопросов |
Выводы: Связная монологическая речь не соответствует возрасту, присутствует фразовая речь, хотя текс понимает, наблюдается невнимательность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.