Протокол обследования
устной и письменной речи
младших школьников с
ОВЗ 2-3 классов
|
|
Год, месяц
|
|
Ф.И. учащегося
|
|
Класс
|
|
|
1.Произносительная сторона речи
|
|
|
|
Ч – чай, очки,
ночь
|
|
Щ – щука,
вещи, лещ
|
|
Л – лопата,
молоко, пол
|
|
Л’- лев, пальто, соль
|
|
Р - рама – пироги
– топор
|
|
Р’ - Рита
– сирень – гири
|
|
|
2.Состояние фонематических процессов
|
|
- при различении слоговых рядов:
|
Ча-тя/тя-ча -
|
|
Ра-ла/ла-ра -
|
|
Ща-са/са-ща -
|
|
Са-ца/ца-са -
|
|
|
§
при
различении слов со сходным слуховым составом:
|
Топор – табор -
|
|
Горячий – горящий -
|
|
Овца – бахча – борща -
|
|
|
- при различении сходных слов в предложениях:
|
Шла Саша по шоссе и сосала
сушку.
|
|
|
3.Фонематический анализ и синтез
|
|
|
§
последовательность
звуков в словах (позиции):
|
Топор -
|
|
|
§
количество
звуков в словах:
|
Слово -
|
|
|
§
определение
количества слов в предложении:
|
По нашей улице ходит автобус. -
|
|
|
|
§
составление
слов из набора букв (прямой порядок):
|
А, Т, Л, А, С -
|
|
|
§
составление
слов из набора букв (непрямой порядок):
|
А, М, К, Ш, Ы -
|
|
|
§
составление
слов из слогов (прямой порядок):
|
КА, РАН, ДА, ШИ -
|
|
|
§
составление
слов из слогов (непрямой порядок):
|
ТУХ, ПЕ –
|
|
|
Фонематическое
восприятие:
|
|
§
придумать
слово на заданный звук:
|
Звук [Ш], [Р], [Ц] -
|
|
|
4.Слоговая структура слов
|
|
Милиционер -
|
|
|
|
Аквалангист -
|
|
|
|
Регулировщик -
|
|
|
|
|
|
§
обобщающие
понятия:
|
Мебель -
|
|
Транспорт -
|
|
Одежда -
|
|
Насекомые -
|
|
Обувь -
|
|
Головные уборы -
|
|
Овощи -
|
|
Профессии -
|
|
Фрукты -
|
|
Бытовые приборы -
|
|
Ягоды -
|
|
Инструменты -
|
|
Птицы -
|
|
Явления природы -
|
|
Животные домашние -
|
|
Спортивный инвентарь -
|
|
Животные жарких стран -
|
|
Растения -
|
|
|
§
подбор к
названным качествам предметов подходящие предметы или явления природы:
|
Соленый -
|
|
Влажный -
|
|
Сверкающий -
|
|
Сладкий -
|
|
Круглый -
|
|
Колкий -
|
|
|
§
выбор
названий предметов по их действиям:
|
|
- летает
|
|
- сверкает
|
|
- рисует
|
|
- скачет
|
|
- лепит
|
|
- учитывает
|
|
§
подбор
антонимов:
|
Ночь -
|
|
Сверкает -
|
|
Думать -
|
|
|
§
подбор
синонимов:
|
Врач -
|
|
Друг -
|
|
Водитель -
|
|
Смеяться -
|
|
|
§
соотнесение
детенышей животных, птиц.. к их родителям:
|
У крокодила -
|
|
У овцы -
|
|
У стрижа -
|
|
|
§
исключение
«4-го лишнего»:
|
Ястреб, утконос, тетерев, орёл
|
|
Осина, дуб, береза, василёк
|
|
|
§
выбор
названия целого к названию его части:
|
Лошадь -
|
|
Компьютер -
|
|
|
§
употребление
метафор:
|
«Золотое сердце» -
|
|
«Колючий взгляд» -
|
|
|
6.Грамматический строй речи
|
|
§ преобразование существительных
единственного числа во множественное число:
|
Улей -
|
|
Ухо -
|
|
|
§ преобразование существительных
множественного числа в единственное число:
|
Дети
-
|
|
Мысли
-
|
|
|
§
согласование
имён существительных с числительными:
|
1
планшет, 2..,
5.. .
|
|
1 дверь, 2.., 5.. .
|
|
|
§ согласование существительных с
прилагательными:
|
Интересное -
|
|
Шерстяная -
|
|
|
§ образование слов с помощью
уменьшительно-ласкательных суффиксов:
|
Портфель -
|
|
Дверь -
|
|
|
§
образование
существительных, обозначающих профессии и занятия людей:
|
Работа -
|
|
Чертёж -
|
|
Дача -
|
|
Сапог -
|
|
Стекло -
|
|
|
§
образование
существительных, обозначающих названия животных и их детенышей:
|
Волк
|
Волчица
|
Волчата
|
Волчонок
|
Олень
|
|
|
|
Коза
|
|
|
|
Овца
|
|
|
|
Медведь
|
|
|
|
|
§ образование относительных
прилагательных от существительных:
|
Варенье из сливы –
|
|
Подушка из пуха –
|
|
|
§ образование притяжательных
прилагательных от существительных:
|
Уши медведя -
|
|
Морда лошади -
|
|
Усы
кошки -
|
|
|
§
употребление
предлогов в речи:
|
Кот выглянул из-за угла.
|
|
Кот сидит под крыльцом.
|
|
Выпил таблетки от
кашля
|
|
|
§
верификация
предложений:
|
Хорошо
спится медведь под снегом.
|
|
Над
большим деревом была глубокая яма.
|
|
|
§
завершение
предложений:
|
Игорь
промочил ноги, потому что... —
|
|
Сережа
замерз, хотя... —
|
|
|
|
1.Рассказ по серии сюжетных картинок
|
Инструкция:
Разложи картинки по порядку.
Составь рассказ по картинкам.
|
|
2.Пересказ текст.
|
Инструкция:
Прочитай внимательно текст.
Подготовься к пересказу.
|
|
3.Чтение:
|
§
слов, предложений;
|
§
текстов.
|
|
4.Письмо:
|
§
списывание;
|
§
диктант.
|
|
8.Зрительно – пространственные функции
|
|
§
Оптико-пространственный
гнозис:
|
§
ориентировка
в схеме тела:
|
Проба «право - лево».
|
|
Проба «правое ухо - левый глаз».
|
|
Проба «право - лево соседа».
|
|
§
определение
пространственных представлений:
|
«Где находится солнце?» (вверху от
самолета, слева от него)
|
|
«Покажи, кто в клетке, кто перед
клеткой?»…
|
|
§
Оптико-пространственный
праксис:
|
«Изображение предъявленной фигуры
по представлению»
|
|
|
|
|
|
9.Временные отношения, временные
последовательности
|
Инструкция:
Ответьте на вопросы.
|
Что длиннее – час или сутки?
|
|
Что короче – день или секунда?
|
|
Что
длится меньше – перемена или урок?
|
|
Скажи, с помощью чего мы определяем время по часам?
|
|
Закончи предложение нужным словом — «вчера», «сегодня»,
«завтра»: «Мы гуляем на улице ...».
|
|
Скажи, сколько месяцев в каждом времени года?
|
|
Назови, что бывает до и после сентября.
|
|
Скажи, какой день недели между средой и пятницей?
|
|
«Коля одолжил деньги Вере. Кто кому
должен?»
|
|
«Мама купила пирожное Славе. Кто
кому доставил радость?»
|
|
«Ире
брат сломал игрушку. Кто кому доставил огорчение?»
|
|
Инструкция:
Определи,
все ли правильно в этих предложениях? Исправь ошибку.
|
«Завтра дети написали диктант».
|
|
«Вчера мы поедем в цирк».
|
|
|
|
Проба «Кулак – ребро – ладонь» -
правой и левой рукой, обеими руками.
|
|
Проба «Повторение фигур из пальцев»
- правой и левой рукой, обеими руками.
|
|
Проба «Дорисовывания».
|
|
|
11.Состояние психических процессов
|
|
Внимание
|
Память
|
Работоспособность
|
|
Результаты
обследования устной и письменной речи учащегося Ф.И.
________/месяц/ 20__-20__ гг.
|
|
Произносительная
сторона речи.
|
Вывод:
|
|
Состояние
фонематических процессов.
|
Вывод:
|
|
Фонематический
анализ и синтез слов.
|
Вывод:
|
|
Слоговая
структура слов.
|
Вывод:
|
|
Лексический
запас слов.
|
§
обобщающие
понятия:
_________________
§
подбор
к названным качествам предметов подходящие предметы или явления природы:
______________________
§
выбор
названий предметов по их действиям:
___________________________
§
подбор
антонимов:
__________________________
§
подбор
синонимов:
___________________
§
соотнесение
детенышей животных, птиц.. к их родителям: __________________
§
исключение
«4-го лишнего»: ____________________
§
выбор
названия целого к названию его части: ____________________
§
употребление
метафор:
___________________
Вывод:
|
|
Грамматический
строй речи.
|
§
преобразование
существительных единственного числа во множественное число:___________________
§
преобразование
существительных множественного числа в единственное число:
_____________________
§
согласование
имён существительных с числительным: __________________
§
согласование
существительных с прилагательными: ___________________
§
образование
слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:
_____________________
§
образование существительных, обозначающих профессии и занятия
людей:
_____________________
§
образование существительных, обозначающих названия животных и
их детенышей: _____________________
§
образование
относительных прилагательных от существительных:
_____________________
§
образование
притяжательных прилагательных от существительных:
_____________________________
§
употребление
предлогов в речи: ________________________
§
верификация
предложений: _______________________
§
завершение
предложений: ________________________
Вывод:
|
|
Связная речь.
|
§
Рассказ
по серии сюжетных картин:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§
Пересказ
текста:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§
Чтение:
Способ
чтения –
______________. Наличие ошибок - __________________________________.
Скорость чтения – ________________. Смысл прочитанного -
__________________________.
§
Письмо:
При
списывании –_________________________________________________________________.
Под
диктовку –
___________________________________________________________________.
Вывод:
|
|
Зрительно-пространственные
функции.
|
Вывод:
|
|
Временные
отношения, временные последовательности.
|
Вывод:
|
|
|
Психические
функции.
|
Вывод:
|
|
Учитель-логопед
___________________/__________________ /
|