Правовая основа участия родителей в учебной деятельности детей
«Родители обучающихся являются полноправными участниками образовательного процесса. Их правосубъектность в сфере образования определяется Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом об образовании, другими нормативными правовыми актами, а также уставами образовательных организаций…»
«… Образовательная организация (школа) оказывает помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития…»
«Именно родители должны стать
нашими помощниками, союзниками,
участниками единого
педагогического процесса,
коллегами в деле воспитания детей»
В. А. Сухомлинский
Семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов педагогической работы и представляет собой сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форму жизнедеятельности людей, обусловленную существующими общественно-экономическими и юридическими нормами.
Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации, следовательно, от социального климата в современной семье в наибольшей степени зависит успешность развития ребенка.
Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Подобные семьи остро нуждаются в социально-педагогической поддержке. Развитие ребёнка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, направленную на выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов жизни семьи, оказание консультативной и практической помощи.
Решая вопросы реабилитации и интеграции детей с нарушениями в развитии, исключительно важно знать особенности их семей. Работа с родителями направлена как на профилактику возможных нарушений, так и на коррекцию неправильных, травмирующих ребенка стилей воспитания. Работа может проводиться в виде консультаций, тематических семинаров, а также совместных бесед с детьми.
Только единое образовательное пространство, где царит атмосфера взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и родителями на каждом этапе обучения ребёнка в школе, могут дать положительный результат.
Важным и доступным направлением сотрудничества семьи и школы является совместная досуговая деятельность, которая позволяет установить тесный и продуктивный контакт между родителями и детьми через процесс живого творческого взаимодействия, в котором родители могут заняться тем, что близко, понятно и интересно их детям. В процессе подобного сотрудничества устанавливается тесный контакт и взаимопонимание через обмен знаниями, практическими умениями, совместным творчеством деятельностью.
Периодичность мероприятий зависит от востребованности: как раз в месяц, так и раз в полугодие, все зависит от активности и заинтересованности классных руководителей. Формат мероприятий так же может быть разным: мастер-классы, посиделки, совместные праздники или концерты, экскурсии, организованные и проводимые совместно с родителями.
В процессе таких мероприятий родители могут сравнить своего ребенка с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях со сверстниками, лучше понять проблемы своего ребёнка изнутри и научится приемам и психологии общения с ребёнком у педагогов и других родителей.
Проведение праздников, с активным привлечением родителей, может стать примером совместной досуговой деятельности. Родители здесь могут выступать как в роли зрителей, так в роли участников.
Что же могут родители?
- принять участие в изготовлении поделок на тематических конкурсах и выставках;
- изготовить концертный костюм для выступления своего ребенка и оформление к празднику;
- исполнить роль в спектакле или постановке.
Мы знаем, что во многих людях есть скрытые таланты. Наша задача раскрыть творческий потенциал родителей наших учеников и научить их воспринимать школу местом, где не только обучают и воспитывают их детей, а местом где они сами могут развиваться вместе со своим ребенком, совместно с педагогами в процессе творческой деятельности.
Очень важно выработать единую линию работы с детьми, как педагогам, так и семье. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность; необходимо единство в использовании мер воспитательного воздействия.
Педагог должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.
Для выработки единых линий коррекционно-воспитательного воздействия школы и семьи, используются различные формы работы с родителями.
1. Индивидуальная форма работы.
2. Классные родительские собрания.
3. Общешкольные собрания.
4. Работа с родительским активом и другие.
Важно знать, что в процессе реализации всех форм работы с родителями воспитанников, школа решает одну из главных задач – педагогическое просвещение родителей и повышение их культурного уровня средствами педагогической пропаганды.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями в развитии, создавая единую коррекционно-воспитательную систему, предполагающую социальною интеграцию воспитанников в современном обществе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.