Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
rtf
психологическая работа +1
Взрослым
23.03.2018
Современная жизнь актуализировала потребность в организации ак-тивной психологической помощи всем слоям населения. С каждым годом растет количество людей, нуждающихся в психологической помощи по причине своей социальной, профессиональной неустроенности, а также лиц, страдающих различными психическими недугами.
Клиническая психология – достаточно молодая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплексных задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению, т.е. направленная на оказание качественной и своевременной психологической помощи.
Статья Кузнецовой.rtf
Процесс личностнопрофессионального развития студентов,
обучающихся по специальности «Клиническая психология»
Е.В. Кузнецова
«Человек, который называл себя «клиническим психологом»,
должен был быть одной из знаменитостей, очень
высококвалифицированным выпускником университета
с 20 или 30 годами практического опыта в сфере
диагностического тестирования, исследования и терапии,
или зеленым выпускником университета, без какоголибо
опыта, способным измерять уровень интеллекта с помощью
тестов Бине, без должного понимания их значения
относительно клинических проблем».
Г.Ю. Айзенк
Современная жизнь актуализировала потребность в организации
активной психологической помощи всем слоям населения. С каждым годом
растет количество людей, нуждающихся в психологической помощи по
причине своей социальной, профессиональной неустроенности, а также лиц,
страдающих различными психическими недугами.
Клиническая психология – достаточно молодая специальность
широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в
решении комплексных задач в системе здравоохранения, народного
образования и социальной помощи населению, т.е. направленная на оказание
качественной и своевременной психологической помощи.
В развитых странах мира клинические психологи составляют основную
часть всех психологов. Например, в США 60% членов Национальной
ассоциации психологов – это клинические психологи, их около 100 000
специалистов. На сегодняшний день в Российской Федерации около 3000
специалистов, а по подсчетам Министерства здравоохранения требуется 40–
50 тыс. клинических психологов.
Клинические психологи,
работают во всех типах лечебно
профилактических учреждений, где требуется помощь психолога. Всё более
чаще клинические психологи привлекаются для работы в службах социальной
защиты населения. Сегодня они успешно работают в учреждениях социальной
помощи населению, отделах по подбору кадров, центрах психологической
помощи жертвам насилия, службах занятости населения, центрах
планирования семьи и многих других.
Поэтому очень актуален вопрос подготовки специалистов в области
клинической психологии. В подготовке клинических психологов в России
отмечается акцент на 3 основные составляющие: на теоретическую подготовку, так как недостаточно пока клинических
баз и квалифицированных клинических психологов;
на дидактическую, т.е. подготовку по многим разделам
психологического знания;
на приоритете подготовки в области психодиагностики.
Личностноориентированная система подготовки клинических
психологов в вузах РФ находится на стадии становления.
В современный период развития психологической науки и практики
учитываются как профессиональноважные, так и личностные качества
будущих специалистов – клинических психологов.
Область профессиональной деятельности клинических психологов
относится к системе общественных отношений «человекчеловек». Важно
отметить, что в процессе обучения в высшем учебном заведении необходимо
системно развивать те личностные и профессиональные качества студентов,
которые непосредственно влияют на их общение и взаимодействие с другими
людьми, на их отношение к самим себе.
Необходимо понять, какими же личностными характеристиками должен
обладать человек, который решил посвятить себя профессии «Клинический
психолог»? Процесс личностного и профессионального развития
клинического психолога в системе высшего образования рассматривается в
качестве изменения системного единства его деятельности и личности.
Формирование и развитие личностных и профессиональных качеств
клинического психолога это результат осуществления комплексного
образовательного процесса в высшей школе, где успешно реализуются
стратегии, модели и технологии совершенствования профессионально важных
качеств личности будущего клинического психолога.
Разрешение противоречий (внутренних и внешних) обеспечивает
достижение соответствия интеллектуальных, эмоциональноволевых и других
профессионально значимых качеств, функционального состояния будущего
клинического психолога, целям, требованиям и условиям социальной и
культурной среды.
Выявленные противоречия проявляются через
несоответствие этим требованиям основных компонентов личностного
потенциала студентов и образовательной среды [1, 4].
Среди общих личностных и профессиональноважных качеств
клинического психолога выделим следующие уровни:
интеллектуальный уровень
логичность мышления,
проницательность, способность к анализу и прогнозированию, четкое
представление о сложности и противоречивости природы психики и
поведения человека;
психофизиологический уровень
эмоциональная устойчивость,
сильный тип нервной системы, выдержка, спокойствие, устойчивость к
стрессам, способность реально взвешивать ситуацию;
личностный уровень
направленность на другого человека,
коммуникативность и великодушие к людям, активность, корректность и
дипломатичность в общении, подчинение своих интересов интересам другого
человека, нравственность, добросовестность и ответственность [2].
Содержание труда клинического психолога актуализирует две его
личностные стороны: нравственнопсихологическую и «психотехническую».
Психолог должен уметь понимать причины и следствия самопроявлений
другого человека, прогнозировать поведение клиента, адекватными методами
воздействовать на других людей. Здесь необходимо наличие эмпатии.
Рассмотрим основные каналы эмпатии.
«Рациональный канал» эмпатии характеризует направленность
внимания, восприятия и мышления на другого человека.
«Эмоциональный канал» эмпатии
способность сопереживать,
соучаствовать (энергетическая подстройка к эмпатируемому).
«Интуитивный канал» эмпатии способность видеть поведение
клиента, действовать в условиях дефицита информации о нем, опираясь на
опыт, «хранящийся» в подсознании.
Исходя из того,
Личностное и профессиональное развитие клинического психолога в
высшем учебном заведении обозначает путь к осознанию призвания быть
клиническим психологом.
что личностное и
профессиональное развитие понимается как непрерывный процесс
личностных, деятельностных и социокультурных изменений, происходящих во
времени и под влиянием соответствующего обучения, воспитания и
самосовершенствования,
включающего формирование не только
теоретических, методических знаний, но и овладение специальными
технологиями. Очень важно всесторонне оценить и проследить изменение и
динамику уровня личностного и профессионального развития клинического
психолога.
Основное заключается в том, чтобы, активизируя у студентов –
будущих клинических психологов основные мотивационные противоречия
личностного и профессионального развития, т.е. противоречие между
наличным и желаемым создать оптимальные условия для их разрешения в
познавательной деятельности, придать личностный смысл собственному
профессиональному развитию. Это предполагает изменение структуры
мотивации студентов через активизацию сознательноволевой работы
личности по усвоению смыслового содержания «знаемых» мотивов,
избирательную актуализацию побуждений, опредмечивание значимых для
личности потребностей.
психолога
Формирование мотивации личностнопрофессионального развития
повышение
клинического
привлекательности, престижа и раскрытие гуманистической сущности
профессии; актуализацию эталона специалиста данной профессии; создание и
реализацию личностно и общественно значимых перспектив в учебной и
осуществляется
через профессиональной деятельности клинического психолога, улучшение
стимулирования процесса самосовершенствования студентов.
М. Вернон выделяет следующие группы мотивов выбора и пребывания в
профессии:
безопасность, т.е. стремление к физическому самосохранению и
экономической безопасности;
удовольствие, отражающее стремление к возможности отдыхать,
расслабляться, развлекаться;
активность, определяющая стремление наиболее полно раскрыться в
реализовать свои физические и
профессиональной деятельности,
интеллектуальные способности и возможности;
уверенность в себе и независимость, дающие реализацию этих
потребностей в деятельности;
превосходство, т.е. стремление к превосходству над другими с
помощью своих собственных достижений;
господство, или доминирование, дающее стремление приобрести
авторитет, возможность управлять другими людьми;
«выставление напоказ, хвастовство», показывающее стремление
выделиться из группы, вызвать восхищение;
социальная конформность (стремление быть в согласии с группой,
коллективом, обществом);
гуманизм, раскрывающий стремление к оказанию помощи другим,
демонстрации им своего расположения и симпатии.
Также М. Вернон выделяет профессионально значимые мотивы типов
карьер представителей различных специальностей и выделяет 4 типа
личностей:
целостные, с доминированием одного или двух сильных мотивов;
конфликтные, у которых мотивы находятся в «конфликте», как бы
разнонаправлены;
сложные личности, у которых равно выражены несколько мотивов,
образующих комплекс;
интегративные личности, у которых конфликтные мотивы существуют
в гармонии друг с другом.
В рамках преподавания дисциплины «Профессиональная этика» нами
было проведено анкетирование среди студентов 1го курса, которые
обучаются по специальности «Клиническая психология» в количестве 13
человек. Анкетирование показало, что у студентов присутствует внутренняя
мотивация обучения в ВУЗе – 83%, у данных студентов отмечены творчески
адаптационный уровень обучения и интерес к будущей профессии.
Большинство будущих клинических психологов (75%) являются
общительными или очень общительными людьми, однако высокий уровень
коммуникабельности не является достаточным основанием для эффективного общения; 26% студентов имеет уровень эмпатии «выше среднего», 19%
высокий уровень.
36% будущих клинических психологов можно назвать эмоционально
отзывчивыми, особо чувствительными к нуждам и проблемам окружающих.
Уровень коммуникативных умений будущих клинических психологов в целом
ниже, чем уровень коммуникабельности, 32% испытуемых имеют уровень
коммуникативных умений выше среднего. Уровень коммуникативных
склонностей студентов выше, чем уровень организаторских способностей.
Наиболее выраженной эмоциональной помехой у студентов будущих
клинических психологов является неадекватное проявление эмоций, наименее
выраженной эмоциональной помехой в общении является доминирование
негативных эмоций.
В сфере представлений о выраженности собственных качеств было
выявлено 2 типа для первого типа характерна адекватная самооценка,
проявляющаяся в принятии и демонстрации качеств (33%). Второй тип
предполагает отсутствие обособления от социально нежелательных качеств,
что является основой для толерантности среди клинических психологов
(31%).
В социальнопсихологические характеристики личности входят и
профессиональные предпочтения, поэтому нужно рассматривать их
«совместно» с социальнопсихологическими особенностями студентов –
будущих клинических психологов.
Восхождение человека к
профессионализму – это целостный непрерывный процесс становления
личности специалиста и профессионала, который начинается с этапа выбора
профессии [5].
Профессиональное самоопределение это многомерный и
многоступенчатый процесс,
в котором происходит формирование
индивидуального стиля жизни и деятельности, частью которых является
профессиональная деятельность.
В процессе профессионального
самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и
склонностей с существующей системой разделения труда [3].
неприверженность
Кеттеллом Р.Б. был выведен «средний» типовой личностный профиль
психолога, которого отличают высокие интеллектуальные способности,
эмоциональная устойчивость, независимость, настойчивость, уверенность в
себе,
высокое
противодействие усталости при работе с людьми, предприимчивость, высокий
уровень «восприимчивости» [6]. Психологи живо откликаются на все
происходящие события, находят интерес и новизну даже в повседневных
делах, не доверяют авторитетам, стараются всё проанализировать и понять
сами, отличаются критичностью мышления, терпимостью к противоречиям и
неясностям.
общительность,
стандартам,
Профессиональное
психолога
рассматривается учёными как процесс и результат осознания себя в
клинического
самосознание профессиональной сфере,
целенаправленного регулирования своего
поведения, деятельности и отношений. Профессиональная готовность
выступает как исходная мера развития, направленность на профессиональную
деятельность, интегральное проявление свойств личности клинического
психолога. Профессиональная готовность включает в себя определенный
уровень индивидуального развития и овладения специальными знаниями,
умениями, навыками, профессиональными позициями, а также как уровень
саморазвития тех способностей,
которые позволяют эффективно
осуществлять профессиональные функции.
Любая профессия предъявляет определенные требования к личности
профессионала, в психологии эти требования особенно высоки, а роль
личностных свойств и качеств клинического психолога в успешной
деятельности, выше, чем в большинстве других профессий сферы «человек
человек». Для клинического психолога собственная личность – важный
«инструмент» и исследовательской, и практической работы. Идет ли речь о
психотерапии гуманистического толка или об экспериментальном изучении
мотивации социального поведения, личностные характеристики психолога,
как нам представляется, обязательно сказываются на результатах и самом
способе его профессиональной деятельности.
По данным анкетирования студентов 1 курса основными причинами,
повлиявшими на выбор профессии клинического психолога и на
осуществление поступления на специальность «Клиническая психология»
являются:
надежда обрести оптимальные условия для саморазвития, личностного
роста –35%;
желание помочь людям справиться с психологическими тяготами
жизни, сделать их счастливее –65%.
Наибольшую привлекательность профессии «Клинический психолог»
студенты 1 курса видят в возможности общения с другими людьми (30%), в
помощи людям (50%) и познании себя (20%).
Для эффективного овладения профессией «Клинический психолог»,
необходимо иметь хорошую базовую подготовку (29%), волевые качества
(21%),
Среди наименее
распространенных аспектов оказались постоянный личностный рост (5%) и
наличие профессиональных способностей (3%).
наличие интереса к профессии (42%).
Таким образом, можно судить о том, что будущие клинические
психологи, в большинстве своем отличаются потребностью в развитии своих
способностей и профессиональноважных качеств, реализации своего
потенциала на основе самопознания. Нами выявлены основные компоненты
готовности будущих клинических психологов к профессиональной
деятельности. К ним относятся такие компоненты как:
устойчивость позитивных
профессиональных мотивов, ведущих профессиональных ценностей и
ценностномотивационный интересов,
направленных на освоение сущности и специфики
профессиональной деятельности,
стремление к профессиональному
мастерству и саморазвитию в условиях избранной деятельности и выраженных
гуманистических профессиональных установок;
когнитивногностический
объем профессиональных знаний,
направленность на овладение спецификой деятельности клинического
психолога, познавательная активность и высокая обучаемость;
эмоциональноволевой уровень знания профессиональных норм и
правил деятельности психолога, стремление им следовать, развитие навыков
эмоциональноволевой саморегуляции, направленность на соответствие
требованиям профессиональной деятельности психолога;
функциональнодеятельностный степень сформированности
коммуникативных, организационных, диагностических, проектировочных и
др. умений и навыков, алгоритмов, приемов и способов деятельности
психолога;
выраженная направленность на определение своей
«профессиональной роли»; степень сформированности профессионально
важных качеств;
креативный направленность на реализацию творческой активности в
профессиональной деятельности клинического психолога, стремление к
самостоятельности и самоопределению в профессии, наличие и степень
сформированности творческих умений, направленность на поиск и создание
эффективных способов, приемов и алгоритмов психологической практики.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студентов вузов —
Изд 6е., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2010. — 480 с.
2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие
для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2011. 111 с.
3. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического
психолога: Учебное пособие / Г. А. Берулава. М.: Высшая школа. 2009. – 64 с.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. М.:
«Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК». 2008. 352
с.
5. Дружилов С. А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления
профессионализма: монография. Воронеж: Научная книга. 2010. 260 с.
6. Старовойтенко Е. Б. Психология личности в парадигме жизненных
отношений: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. Б.
Старовойтенко. М.: Академический Проект; Трикста. 2009. 256 с.
Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»
Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»
Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»
Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»
Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»
Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»
Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.