Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»
Оценка 4.6

Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
rtf
психологическая работа +1
Взрослым
23.03.2018
Процесс личностно-профессионального развития студентов,  обучающихся по специальности «Клиническая психология»
Современная жизнь актуализировала потребность в организации ак-тивной психологической помощи всем слоям населения. С каждым годом растет количество людей, нуждающихся в психологической помощи по причине своей социальной, профессиональной неустроенности, а также лиц, страдающих различными психическими недугами. Клиническая психология – достаточно молодая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплексных задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению, т.е. направленная на оказание качественной и своевременной психологической помощи.
Статья Кузнецовой.rtf
Процесс личностно­профессионального развития студентов,  обучающихся по специальности «Клиническая психология» Е.В. Кузнецова «Человек, который называл себя «клиническим психологом»,  должен был быть одной из знаменитостей, очень  высококвалифицированным выпускником университета  с 20 или 30 годами практического опыта в сфере  диагностического тестирования, исследования и терапии,  или зеленым выпускником университета, без какого­либо  опыта, способным измерять уровень интеллекта с помощью  тестов Бине, без должного понимания их значения  относительно клинических проблем».  Г.Ю. Айзенк Современная   жизнь   актуализировала   потребность   в   организации активной психологической помощи всем слоям населения. С каждым годом растет   количество   людей,   нуждающихся   в   психологической   помощи   по причине своей социальной, профессиональной неустроенности, а также лиц, страдающих различными психическими недугами. Клиническая   психология   –   достаточно   молодая   специальность широкого   профиля,   имеющая   межотраслевой   характер   и   участвующая   в решении   комплексных   задач   в   системе   здравоохранения,   народного образования и социальной помощи населению, т.е. направленная на оказание качественной и своевременной психологической помощи.  В развитых странах мира клинические психологи составляют основную часть   всех   психологов.   Например,   в   США   60%   членов   Национальной ассоциации   психологов   –   это   клинические   психологи,   их   около   100   000 специалистов.   На   сегодняшний   день   в   Российской   Федерации   около   3000 специалистов, а по подсчетам Министерства здравоохранения требуется 40– 50 тыс. клинических психологов.  Клинические   психологи,   работают   во   всех   типах   лечебно­ профилактических учреждений, где требуется помощь психолога. Всё более чаще клинические психологи привлекаются для работы в службах социальной защиты населения. Сегодня они успешно работают в учреждениях социальной помощи   населению,   отделах   по   подбору   кадров,   центрах   психологической помощи   жертвам   насилия,   службах   занятости   населения,   центрах планирования семьи и многих других. Поэтому   очень   актуален   вопрос   подготовки   специалистов   в   области клинической   психологии.   В   подготовке   клинических   психологов   в   России отмечается акцент на 3 основные составляющие: ­ на теоретическую подготовку, так как недостаточно пока клинических баз и квалифицированных клинических психологов; ­   на   дидактическую,   т.е.   подготовку   по   многим   разделам психологического знания; ­ на приоритете подготовки в области психодиагностики. Личностно­ориентированная   система   подготовки   клинических психологов в вузах РФ находится на стадии становления. В   современный   период   развития   психологической   науки   и   практики учитываются   как   профессионально­важные,   так   и   личностные   качества будущих специалистов – клинических психологов. Область   профессиональной   деятельности   клинических   психологов относится   к   системе   общественных   отношений   «человек­человек».   Важно отметить, что в процессе обучения в высшем учебном заведении необходимо системно развивать те личностные и профессиональные качества студентов, которые непосредственно влияют на их общение и взаимодействие с другими людьми, на их отношение к самим себе. Необходимо понять, какими же личностными характеристиками должен обладать человек, который решил посвятить себя профессии «Клинический психолог»?   Процесс   личностного   и   профессионального   развития клинического психолога в системе высшего образования рассматривается в качестве изменения системного единства его деятельности и личности.  Формирование   и   развитие   личностных   и   профессиональных   качеств клинического   психолога   это   результат   осуществления   комплексного образовательного   процесса   в   высшей   школе,   где   успешно   реализуются стратегии, модели и технологии совершенствования профессионально важных качеств личности будущего клинического психолога. Разрешение   противоречий   (внутренних   и   внешних)   обеспечивает достижение соответствия интеллектуальных, эмоционально­волевых и других профессионально   значимых   качеств,   функционального   состояния   будущего клинического   психолога,   ­   целям,   требованиям   и   условиям   социальной   и культурной   среды.   Выявленные   противоречия   проявляются   через несоответствие   этим   требованиям   основных   компонентов   личностного потенциала студентов и образовательной среды [1, 4]. Среди   общих   личностных   и   профессионально­важных   качеств клинического психолога выделим следующие уровни: ­ ­  интеллектуальный   уровень    логичность   мышления, проницательность,   способность   к   анализу   и   прогнозированию,   четкое представление   о   сложности   и   противоречивости   природы   психики   и поведения человека; ­   психофизиологический  уровень  ­   эмоциональная   устойчивость, сильный   тип   нервной   системы,   выдержка,   спокойствие,   устойчивость   к стрессам, способность реально взвешивать ситуацию; ­  личностный   уровень  ­   направленность   на   другого   человека, коммуникативность   и   великодушие   к   людям,   активность,   корректность   и дипломатичность в общении, подчинение своих интересов интересам другого человека, нравственность, добросовестность и ответственность [2]. Содержание   труда   клинического   психолога   актуализирует   две   его личностные стороны:  нравственно­психологическую и «психотехническую». Психолог   должен   уметь   понимать   причины   и   следствия   самопроявлений другого человека, прогнозировать поведение клиента, адекватными методами воздействовать   на   других   людей.   Здесь   необходимо   наличие   эмпатии. Рассмотрим основные каналы эмпатии. «Рациональный   канал»   эмпатии  характеризует   направленность внимания, восприятия и мышления на другого человека. «Эмоциональный   канал»   эмпатии  ­   способность   сопереживать, соучаствовать (энергетическая подстройка к эмпатируемому). «Интуитивный   канал»   эмпатии  ­   способность   видеть   поведение клиента, действовать в условиях дефицита информации о нем, опираясь на опыт, «хранящийся» в подсознании.   Исходя   из   того, Личностное   и   профессиональное   развитие   клинического   психолога   в высшем   учебном   заведении   обозначает   путь   к   осознанию   призвания   быть клиническим   психологом.   что   личностное   и профессиональное   развитие   понимается   как   непрерывный   процесс личностных, деятельностных и социокультурных изменений, происходящих во времени   и   под   влиянием   соответствующего   обучения,   воспитания   и самосовершенствования,   включающего   формирование   не   только теоретических,   методических   знаний,   но   и   овладение   специальными технологиями. Очень важно всесторонне оценить и проследить изменение и динамику уровня личностного и профессионального развития клинического психолога. Основное   заключается   в   том,   чтобы,   активизируя   у   студентов   – будущих   клинических   психологов   основные   мотивационные   противоречия личностного   и   профессионального   развития,   т.е.   противоречие   между наличным и желаемым ­ создать оптимальные условия для их разрешения в познавательной   деятельности,   придать   личностный   смысл   собственному профессиональному   развитию.   Это   предполагает   изменение   структуры мотивации   студентов   через   активизацию   сознательно­волевой   работы личности   по   усвоению   смыслового   содержания   «знаемых»   мотивов, избирательную   актуализацию   побуждений,   опредмечивание   значимых   для личности потребностей.   психолога     Формирование   мотивации   личностно­профессионального   развития повышение клинического привлекательности,   престижа   и   раскрытие   гуманистической   сущности профессии; актуализацию эталона специалиста данной профессии; создание и реализацию   личностно   и   общественно   значимых   перспектив   в   учебной   и осуществляется через профессиональной   деятельности   клинического   психолога,   улучшение стимулирования процесса самосовершенствования студентов. М. Вернон выделяет следующие группы мотивов выбора и пребывания в профессии:  ­   безопасность,   т.е.   стремление   к   физическому   самосохранению   и экономической безопасности; ­   удовольствие,   отражающее   стремление   к   возможности   отдыхать, расслабляться, развлекаться; ­ активность, определяющая стремление наиболее полно раскрыться в   реализовать   свои   физические   и профессиональной   деятельности, интеллектуальные способности и возможности; ­   уверенность   в   себе   и   независимость,   дающие   реализацию   этих потребностей в деятельности; ­   превосходство,   т.е.   стремление   к   превосходству   над   другими   с помощью своих собственных достижений; ­   господство,   или   доминирование,   дающее   стремление   приобрести авторитет, возможность управлять другими людьми; ­   «выставление   напоказ,   хвастовство»,   показывающее   стремление выделиться из группы, вызвать восхищение; ­   социальная   конформность   (стремление   быть   в   согласии   с   группой, коллективом, обществом); ­   гуманизм,   раскрывающий   стремление   к   оказанию   помощи   другим, демонстрации им своего расположения и симпатии. Также М. Вернон выделяет профессионально значимые мотивы типов карьер   представителей   различных   специальностей   и   выделяет   4   типа личностей: ­ целостные, с доминированием одного или двух сильных мотивов; ­ конфликтные, у которых мотивы находятся в «конфликте», как бы разнонаправлены; ­  сложные   личности, у  которых  равно  выражены  несколько   мотивов, образующих комплекс; ­ интегративные личности, у которых конфликтные мотивы существуют в гармонии друг с другом. В рамках преподавания дисциплины «Профессиональная этика» нами было   проведено   анкетирование   среди   студентов   1­го   курса,   которые обучаются   по   специальности   «Клиническая   психология»   в   количестве   13 человек. Анкетирование показало, что у студентов присутствует ­ внутренняя мотивация обучения в ВУЗе – 83%, у данных студентов отмечены творчески адаптационный   уровень   обучения   и   интерес   к   будущей   профессии. Большинство   будущих   клинических   психологов   (75%)   являются общительными   или   очень   общительными   людьми,   однако   высокий   уровень коммуникабельности не является достаточным основанием для эффективного общения;   26%   студентов   имеет   уровень   эмпатии   «выше   среднего»,   19%   ­ высокий уровень. 36%   будущих   клинических   психологов   можно   назвать   эмоционально отзывчивыми, особо чувствительными к нуждам и проблемам окружающих. Уровень коммуникативных умений будущих клинических психологов в целом ниже,   чем   уровень   коммуникабельности,   32%   испытуемых   имеют   уровень коммуникативных   умений   выше   среднего.   Уровень   коммуникативных склонностей   студентов   выше,   чем   уровень   организаторских   способностей. Наиболее   выраженной   эмоциональной   помехой   у   студентов   будущих клинических психологов является неадекватное проявление эмоций, наименее выраженной   эмоциональной   помехой   в   общении   является   доминирование негативных эмоций. В   сфере   представлений   о   выраженности   собственных   качеств   было выявлено   2   типа   ­   для   первого   типа   характерна   адекватная   самооценка, проявляющаяся   в   принятии   и   демонстрации   качеств   (33%).   Второй   тип предполагает отсутствие обособления от социально нежелательных качеств, что   является   основой   для   толерантности   среди   клинических   психологов (31%). В   социально­психологические   характеристики   личности   входят   и профессиональные   предпочтения,   поэтому   нужно   рассматривать   их «совместно»   с   социально­психологическими   особенностями   студентов   – будущих   клинических   психологов.   Восхождение   человека   к профессионализму   –   это   целостный   непрерывный   процесс   становления личности специалиста и профессионала, который начинается с этапа выбора профессии [5]. Профессиональное   самоопределение   ­   это   многомерный   и многоступенчатый   процесс,   в   котором   происходит   формирование индивидуального   стиля   жизни   и   деятельности,   частью   которых   является профессиональная   деятельность.   В   процессе   профессионального самоопределения   устанавливается   баланс   личных   предпочтений   и склонностей с существующей системой разделения труда [3].   неприверженность Кеттеллом Р.Б. был выведен «средний» типовой личностный профиль психолога,   которого   отличают   высокие   интеллектуальные   способности, эмоциональная   устойчивость,   независимость,   настойчивость,   уверенность   в себе, высокое противодействие усталости при работе с людьми, предприимчивость, высокий уровень   «восприимчивости»   [6].   Психологи   живо   откликаются   на   все происходящие   события,   находят   интерес   и   новизну   даже   в   повседневных делах, не доверяют авторитетам, стараются всё проанализировать и понять сами, отличаются критичностью мышления, терпимостью к противоречиям и неясностям.   общительность, стандартам,     Профессиональное психолога рассматривается   учёными   как   процесс   и   результат   осознания   себя   в клинического самосознание профессиональной   сфере,   целенаправленного   регулирования   своего поведения,   деятельности   и   отношений.   Профессиональная   готовность выступает как исходная мера развития, направленность на профессиональную деятельность,   интегральное   проявление   свойств   личности   клинического психолога.   Профессиональная   готовность   включает   в   себя   определенный уровень   индивидуального   развития   и   овладения   специальными   знаниями, умениями, навыками, профессиональными  позициями, а также как  уровень саморазвития   тех   способностей,   которые   позволяют   эффективно осуществлять профессиональные функции. Любая   профессия   предъявляет   определенные   требования   к   личности профессионала,   в   психологии   эти   требования   особенно   высоки,   а   роль личностных   свойств   и   качеств   клинического   психолога   в   успешной деятельности, выше, чем в большинстве других профессий сферы «человек­ человек».   Для   клинического   психолога   собственная   личность   –   важный «инструмент» и исследовательской, и практической работы. Идет ли речь о психотерапии гуманистического толка или об экспериментальном изучении мотивации   социального   поведения,   личностные   характеристики   психолога, как   нам   представляется,  обязательно   сказываются   на  результатах   и  самом способе его профессиональной деятельности. По   данным   анкетирования   студентов  1   курса   основными   причинами, повлиявшими   на   выбор   профессии   клинического   психолога   и   на осуществление   поступления   на   специальность   «Клиническая   психология» являются: ­ надежда обрести оптимальные условия для саморазвития, личностного роста –35%; ­   желание   помочь   людям   справиться   с   психологическими   тяготами жизни, сделать их счастливее –65%. Наибольшую   привлекательность   профессии   «Клинический   психолог» студенты 1 курса видят в возможности общения с другими людьми (30%), в помощи людям (50%) и познании себя (20%). Для   эффективного   овладения   профессией   «Клинический   психолог», необходимо   иметь   хорошую   базовую   подготовку   (29%),   волевые   качества (21%),   Среди   наименее распространенных аспектов оказались постоянный личностный рост (5%) и наличие профессиональных способностей (3%).    наличие   интереса   к   профессии   (42%). Таким   образом,   можно   судить   о   том,   что   будущие   клинические психологи, в большинстве своем отличаются потребностью в развитии своих способностей   и   профессионально­важных   качеств,   реализации   своего потенциала на основе самопознания. Нами выявлены основные компоненты готовности   будущих   клинических   психологов   к   профессиональной деятельности. К ним относятся такие компоненты как: ­ ­   устойчивость   позитивных профессиональных   мотивов,   ведущих   профессиональных   ценностей   и  ценностно­мотивационный интересов,   направленных   на   освоение   сущности   и   специфики профессиональной   деятельности,   стремление   к   профессиональному мастерству и саморазвитию в условиях избранной деятельности и выраженных гуманистических профессиональных установок; ­  когнитивно­гностический  ­   объем   профессиональных   знаний, направленность   на   овладение   спецификой   деятельности   клинического психолога, познавательная активность и высокая обучаемость; ­  эмоционально­волевой  ­   уровень   знания   профессиональных   норм   и правил деятельности психолога, стремление им следовать, развитие навыков эмоционально­волевой   саморегуляции,   направленность   на   соответствие требованиям профессиональной деятельности психолога; ­  функционально­деятельностный  ­   степень   сформированности коммуникативных,   организационных,   диагностических,   проектировочных   и др.   умений   и   навыков,   алгоритмов,   приемов   и   способов   деятельности психолога;   выраженная   направленность   на   определение   своей «профессиональной   роли»;   степень   сформированности   профессионально­ важных качеств; ­ креативный ­ направленность на реализацию творческой активности в профессиональной   деятельности   клинического   психолога,   стремление   к самостоятельности   и   самоопределению   в   профессии,   наличие   и   степень сформированности творческих умений, направленность на поиск и создание эффективных способов, приемов и алгоритмов психологической практики. Список литературы 1. Абрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студентов вузов — Изд 6­е., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2010. — 480 с. 2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2011. 111 с. 3.   Берулава   Г.   А.   Методологические   основы   деятельности   практического психолога: Учебное пособие / Г. А. Берулава. М.: Высшая школа. 2009. – 64 с. 4. Божович  Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. М.: «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК». 2008. 352 с. 5. Дружилов С. А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма: монография. Воронеж: Научная книга. 2010. 260 с. 6.   Старовойтенко   Е.   Б.   Психология   личности   в   парадигме   жизненных отношений: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. Б. Старовойтенко. М.: Академический Проект; Трикста. 2009. 256 с.

Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»

Процесс личностно-профессионального развития студентов,  обучающихся по специальности «Клиническая психология»

Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»

Процесс личностно-профессионального развития студентов,  обучающихся по специальности «Клиническая психология»

Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»

Процесс личностно-профессионального развития студентов,  обучающихся по специальности «Клиническая психология»

Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»

Процесс личностно-профессионального развития студентов,  обучающихся по специальности «Клиническая психология»

Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»

Процесс личностно-профессионального развития студентов,  обучающихся по специальности «Клиническая психология»

Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»

Процесс личностно-профессионального развития студентов,  обучающихся по специальности «Клиническая психология»

Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»

Процесс личностно-профессионального развития студентов,  обучающихся по специальности «Клиническая психология»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2018