Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
ПРОВЕДЕНИЕ
УРОКАПРАКТИКУМА
ПО ЭКОЛОГИИВ и д у р о к а : урок закрепления знаний и
практического применения навыков.
Ц е л и :
образовательная:
закрепление навыков определения
степени загрязнения окружающей среды, умений самостоятельно
планировать и анализировать свою деятельность;
развивающая:
формирование умений приобретать знания из различных источников,
анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные
суждения; формировать конструктивное критическое мышление;
воспитательная: способствовать формированию коммуникативных
умений,
нравственноэстетического отношения к окружающей
природной среде.
О б е с п е ч е н и е м а с т е р к л а с с а : учебнометодическое пособие
«Урокипрактикумы по дисциплине “Экологические основы
природопользования”»,
составленные
студентами.
слайдовые презентации,
О б о р у д о в а н и е и м а т е р и а л ы : слайдовые презентации в
системе PowerPoint, проектор, СDпанель, образцы лишайников.
Х о д м а с т е р к л а с с а
1. Теоретическое обоснование применения данного типа урока.
Ц е л ь : обмен опытом по повышению мотивации к изучаемой
дисциплине через применение уроковпрактикумов.
Преподаватель делится опытом организации деятельности студентов
на урокахпрактикумах при изучении дисциплины «Экологические
основы природопользования» (Каюкова Ж. Ю. Урокпрактикум как
основа формирования практикоориентированной личности. С. 90.
Практикоориентированный подход – важнейшее условие реализации
модели
Материалы межрегионального научно
методического совета (г. КомсомольскнаАмуре 1–4 февраля 2010
года) / под ред. Е. Г. Саливон. КомсомольскнаАмуре: Издво
Амурского гуманит.пед. гос. унта, 2010. 108 с.).
специалиста.
2. Модель урока (20–25 мин.).
1. О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т (2 мин).Преподаватель сообщает тему занятия.
2. А к т у а л и з а ц и я з н а н и й с т у д е н т о в (5–7 мин).
Фронтальная беседа о загрязнении биосферы объектами
хозяйственной деятельности человека. Во время беседы преподаватель
акцентирует внимание студентов на том, что существует реакция
биологических объектов на загрязняющие вещества и одними из
наиболее известных биологических индикаторов являются лишайники,
чувствительность которых обусловлена их физиологией и
симбиотической природой.
В о п р о с ы для фронтальной беседы.
– Какие методы биоиндикации окружающей среды вам известны?
– Что такое лихеноиндикация?
– Какие лихеноиндикационные методы вам известны?
– На каких закономерностях основаны методы оценки
загрязненности атмосферы по встречаемости лишайников?
– Назовите предполагаемые загрязнители воздуха в районе
политехнического техникума.
– Почему мы видим лишайники чаще всего на старых, корявых
деревьях?
3. П о и с к о в о и с с л е д о в а т е л ь с к а я р а б о т а в г р у п п а х
(10– 15 мин).
Группа разделена на 2 подгруппы, которые проводили исследование
в разных пунктах: парк «Судостроитель» и территория во дворе
техникума.
Студенты отчитываются о проделанной работе,
демонстрируют подготовленные материалы (образцы, слайдовые
материалы), работают с учебнометодическим пособием «Уроки
практикумы
основы
природопользования”», тема 1.3. (Методическое пособие см. на сайте
www.ecoteh.ucoz.ru), заполняют таблицы, делают выводы.
“Экологические
дисциплине
по
Данные по 1му участку – парк «Судостроитель» (восточная часть):
Всего деревьев – 184.
Деревья, покрытые лишайниками, – 11.
Встречаются лишайники 3 видов: Фисция припудренная, Ксантория
постенная, или стенная золотнянка, Фисция реснитчатая, или темная.
Результаты исследования 1й группы.Тип
лишайника
Частота встречаемости
(в %)
Степень
покрытия
Балл
Кустистые
Листоватые
Накипные
Данные по 2му участку – дворовая территория техникума.
Обнаружен 1 вид лишайника – Фисция реснитчатая, или темная.
Очень высокая
60–100 %
–
5
–
–
–
–
–Тип
лишайника
Частота встречаемости
(в %)
Степень
покрытия
Балл
Кустистые
Листоватые
Накипные
3. Подведение итогов мастеркласса.
Студенты анализируют полученные данные и делают выводы о
5–20 %
Низкая
–
2
–
–
–
–
–
влиянии человека и его деятельности на состояние зеленой зоны.
Презентацию по данному мастерклассу можно посмотреть на сайте
www.ecoteh.ucoz.ru
Л и т е р а т у р а
1. Галицких, Е. Заманчивей всего и бескорыстнее на свете [Текст]
: педагогическая мастерская для педагогов и школьников, посвященная
игре / А. А. Галицких // Воспитание школьников. – 2003. – № 2. –
С. 31–33.
2. Гузова, Л. П. Развитие профессиональной культуры учителя –
фактор успешной работы [Текст] / Л. П. Гузова // Методист. – 2005. – №
2. – С. 34–37.
3. Русских, Г. А. Мастеркласс – технология подготовки учителя к
творческой профессиональной деятельности [Текст] / Г. А. Русских //
Методист.– 2002. – № 1. – С. 38–40.
4. Русских, Г. А. Педагогическая мастерская как средство
подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной
среды ученика [Текст] / Г. А. Русских // Методист. – 2004. – № 2. – С.
25–28.
5. Творческая школа «Мастеркласс» [Текст] / Е. Долинина, [и др.] //
Учитель. – 2003. – № 5. – С. 44–74.
6. Комарь, В. Д. Повышение профессионального мастерства
педагоговвоспитателей / В. Д. Комарь // Научнометодический журнал
заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2005. –
№ 1. – С. 84–87.
7. Положение о «мастерклассе» как форме профессионального
обучения учителей [Текст] // Практика административной работы в
школе. – 2004. – № 5. – С. 46.
8. Пахомова, Е. М. Изучение и обобщение педагогического опыта /Е. М. Пахомова // Методист. – 2005. – № 2.
9. Пахомова, Е. М. Учитель в профессиональном конкурсе [Текст] :
учебнометодическое пособие / Е. М. Пахомова, Л. П. Дуганова. – М. :
АПКиППРО, 2006. – 168 с.
10. Селевко, Г. К. Альтернативные педагогические технологии
[Текст] / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с.
11. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе
дидактического и методического усовершенствования УВП [Текст] / Г.
К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.
И н т е р н е т р е с у р с ы :
www.nsportal.ru
www.1septrmber.ru
www.narod.ru
www.ipkps.bsu.edu.ru
http://www.proshkolu.ru/user/Petakscheva66/blog/105771/
http://vsehsv.narod.ru/dokumenty/problemsituac.htm
http://prouroki.ru/openlesson/teacher2010/masterclass/http:/sc27
perm.narod.ru/our_file/masterclass_2008.docoktobers.moy.su/66.doc
http://orucezkaya.ucoz.ru/
http://muo56.ucoz.ru/news/master_klass_uchitelja_geografii_
http://innsvistun.narod.ru/p5aa1.html
http://festival.1september.ru/articles/551637/
http://www.ladlav.narod.ru/master.htm
http://festival.1september.ru/articles/608735/
http://festival.1september.ru/articles/623537/
http://festival.1september.ru/articles/589282/
http://cert.saitar.com/index/011
http://ruteacher.ru/node/40
http://schoolenglishme.blogspot.com
http://cert.saitar.com
http://irinabelyakova.rusedu.net
http:/kiroiro.ru/files/masterklass.doc
http://festival.1september.ru/articles/515316/
http://www.solteh.net/index.php/methodicalpiggybank/metodicheskie
supplies/29master
http://vashabnp.info/load/4101129