ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА-ПРАКТИКУМА ПО ЭКОЛОГИИ*

  • Мероприятия
  • rtf
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
Иконка файла материала Проведение урока-практикума по экологии.rtf
ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА­ПРАКТИКУМА ПО   ЭКОЛОГИИВ и д   у р о к а :   урок   закрепления   знаний   и практического применения навыков.   Ц е л и :  образовательная:  закрепление   навыков   определения степени   загрязнения   окружающей   среды,   умений   самостоятельно планировать   и   анализировать   свою   деятельность;  развивающая: формирование   умений   приобретать   знания   из   различных   источников, анализировать   факты,   делать   обобщения,   высказывать   собственные суждения;   формировать   конструктивное   критическое   мышление; воспитательная:  способствовать   фор­мированию   коммуникативных умений,   нравственно­эстетичес­кого   отношения   к   окружающей природной среде. О б е с п е ч е н и е   м а с т е р ­ к л а с с а : учебно­методическое пособие «Уроки­практикумы   по   дисциплине   “Экологические   основы природопользования”»,   составленные студентами.   слайдовые   презентации, О б о р у д о в а н и е   и   м а т е р и а л ы :   слайдовые   презентации   в системе PowerPoint, проектор, СD­панель, образцы лишайников. Х о д   м а с т е р ­ к л а с с а 1. Теоретическое обоснование применения данного типа урока. Ц е л ь :   обмен   опытом   по   повышению   мотивации   к   изучаемой дисциплине через применение уроков­практикумов. Преподаватель делится опытом организации деятельности студентов на   уроках­практикумах   при   изучении   дисциплины   «Экологические основы   природопользования»   (Каюкова   Ж.   Ю.   Урок­практикум   как основа   формирования   практико­ориентированной   личности.   С.   90. Практико­ориентированный  подход – важнейшее  условие  реализации модели     Материалы   межрегионального   научно­ методического   совета   (г.   Комсомольск­на­Амуре   1–4   февраля   2010 года)   /   под   ред.   Е.   Г.   Саливон.   Комсомольск­на­Амуре:   Изд­во Амурского гуманит.­пед. гос. ун­та, 2010. 108 с.).   специалиста. 2. Модель урока (20–25 мин.). 1. О р г а н и з а ц и о н н ы й   м о м е н т   (2 мин).Преподаватель сообщает тему занятия. 2. А к т у а л и з а ц и я   з н а н и й   с т у д е н т о в   (5–7 мин). Фронтальная   беседа   о   загрязнении   биосферы   объектами хозяйственной деятельности человека. Во время беседы преподаватель акцентирует   внимание   студентов   на   том,   что   существует   реакция биологических   объектов   на   загрязняющие   вещества   и   одними   из наиболее известных биологических индикаторов являются лишайники, чувствительность   которых   обусловлена   их   физиологией   и симбиотической природой. В о п р о с ы  для фронтальной беседы.  – Какие методы биоиндикации окружающей среды вам известны? – Что такое лихеноиндикация? – Какие лихеноиндикационные методы вам известны? –   На   каких   закономерностях   основаны   методы   оценки загрязненности атмосферы по встречаемости лишайников?  – Назовите   предполагаемые   загрязнители   воздуха   в   районе политехнического техникума. – Почему   мы   видим   лишайники   чаще   всего   на   старых,   корявых деревьях? 3. П о и с к о в о ­ и с с л е д о в а т е л ь с к а я   р а б о т а   в   г р у п п а х (10– 15 мин). Группа разделена на 2 подгруппы, которые проводили исследование в   разных   пунктах:   парк   «Судостроитель»   и   территория   во   дворе техникума.   Студенты   отчитываются   о   проделанной   работе, демонстрируют   подготовленные   материалы   (образцы,   слайдовые материалы),   работают   с   учебно­методическим   пособием   «Уроки­ практикумы   основы природопользования”», тема 1.3. (Методическое пособие см. на сайте www.ecoteh.ucoz.ru), заполняют таблицы, делают выводы.  “Экологические дисциплине   по     Данные по 1­му участку – парк «Судостроитель» (восточная часть): Всего деревьев – 184. Деревья, покрытые лишайниками, – 11. Встречаются лишайники 3 видов: Фисция припудренная, Ксантория постенная, или стенная золотнянка, Фисция реснитчатая, или темная.  Результаты исследования 1­й группы.Тип  лишайника Частота встречаемости (в %) Степень покрытия Балл  Кустистые Листоватые Накипные Данные по 2­му участку – дворовая территория техникума. Обнаружен 1 вид лишайника – Фисция реснитчатая, или темная.  Очень высокая 60–100 % – 5 – – – – –Тип  лишайника Частота встречаемости (в %) Степень покрытия Балл  Кустистые Листоватые Накипные 3. Подведение итогов мастер­класса. Студенты   анализируют   полученные   данные   и   делают   выводы   о 5–20 % Низкая – 2 – – – – – влиянии человека и его деятельности на состояние зеленой зоны. Презентацию по данному мастер­классу можно посмотреть на сайте www.ecoteh.ucoz.ru Л и т е р а т у р а 1. Галицких, Е. Заманчивей  всего  и  бескорыстнее  на  свете  [Текст] : педагогическая мастерская для педагогов и школьников, посвященная игре  / А.  А.  Галицких  //  Воспитание  школьников.  –  2003. –  №  2.  – С. 31–33. 2. Гузова,   Л.   П.  Развитие   профессиональной   культуры   учителя   – фактор успешной работы [Текст] / Л. П. Гузова // Методист. – 2005. – № 2. – С. 34–37. 3. Русских, Г. А.  Мастер­класс – технология подготовки учителя к творческой  профессиональной деятельности [Текст] / Г. А. Русских // Методист.– 2002. –  № 1. – С. 38–40. 4. Русских,   Г.   А.  Педагогическая   мастерская   как   средство подготовки учителя  к  проектированию  адаптивной  образовательной среды  ученика [Текст] / Г. А. Русских // Методист. – 2004. – № 2. – С. 25–28. 5. Творческая школа «Мастер­класс» [Текст] / Е. Долинина, [и др.] // Учитель. – 2003. – № 5. – С. 44–74. 6. Комарь,   В.   Д.  Повышение   профессионального   мастерства педагогов­воспитателей / В. Д. Комарь // Научно­методический журнал заместителя  директора  школы  по  воспитательной  работе. –  2005. – № 1. –  С. 84–87. 7. Положение  о   «мастер­классе»   как   форме   профессионального обучения   учителей   [Текст]   //   Практика   административной   работы   в школе. – 2004. – № 5. – С. 46. 8. Пахомова, Е. М. Изучение  и  обобщение  педагогического  опыта /Е. М. Пахомова // Методист. – 2005. – № 2. 9. Пахомова, Е. М. Учитель в профессиональном конкурсе [Текст] : учебно­методическое пособие / Е. М. Пахомова, Л. П. Дуганова. – М. : АПКиППРО, 2006. – 168 с. 10. Селевко,   Г.   К.  Альтернативные   педагогические   технологии [Текст] / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с. 11. Селевко,   Г.   К.  Педагогические   технологии   на   основе дидактического и методического усовершенствования УВП [Текст] / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.  И н т е р н е т ­ р е с у р с ы : www.nsportal.ru  www.1septrmber.ru www.narod.ru www.ipkps.bsu.edu.ru http://www.proshkolu.ru/user/Petakscheva66/blog/105771/ http://vsehsv.narod.ru/dokumenty/problemsituac.htm  http://pro­uroki.ru/openlesson/teacher2010/masterclass/http:/sc27­ perm.narod.ru/our_file/master­class_2008.docoktobers.moy.su/66.doc http://orucezkaya.ucoz.ru/  http://muo56.ucoz.ru/news/master_klass_uchitelja_geografii_  http://inn­svistun.narod.ru/p5aa1.html http://festival.1september.ru/articles/551637/ http://www.ladlav.narod.ru/master.htm http://festival.1september.ru/articles/608735/ http://festival.1september.ru/articles/623537/ http://festival.1september.ru/articles/589282/ http://cert.saitar.com/index/0­11 http://ru­teacher.ru/node/40 http://schoolenglishme.blogspot.com http://cert.saitar.com http://irinabelyakova.rusedu.net http:/kiroiro.ru/files/master­klass.doc http://festival.1september.ru/articles/515316/ http://www.solteh.net/index.php/methodical­piggy­bank/metodiches­kie­ supplies/29­master http://vashabnp.info/load/4­1­0­1129