Проверка правильности составления финансовой отчетности

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 03-17.docx

Проверка правильности составления финансовой отчетности

1.Общий осмотр бухгалтерской отчетности

Годовая финансовая (бухгалтерская)  отчетность составляется на завершающей стадии финансового учета как для пользователей финансовой отчетности, так и для обобщения ее на отраслевых и общегосударственных уров­нях.

Информация отчетности по финансовым результатам и налого­вой отчетности (декларации о прибыли) составляется на основе обобщения фактов хозяйственной и финансовой жизни, но имеет разную цель. В первом случае - для определения финансового результата хозяйственной деятельности (балансовой прибыли), а во втором - для определения прибыли, которая подлежитналогообложению, ин­формация о которой имеет стратегическое значение для государствен­ных контролирующих органов, а для субъектов хозяйствования не несет экономического содержания.

Недоброкачественная ин­формация по финансовым результатам, которая обобщается, иска­жает макроэкономические показатели и оказывает содействие при­нятию неадекватных управленческих решений на общегосударст­венном уровне.

Ссылаясь на Закон Украины "Об аудиторской деятельности", основными качественными критериями, оценки по­казателей годовой отчетности, являются досто­верность или надежность, точность, полнота и полезность.

Аудиторская проверка начинается с общего обзора отчетных форм клиента: обращается внимание на заполнение ад­ресной части форм (вид деятельности предприятия должен отвечать его Уставу, а в случае лицензирования дан­ного вида деятельности – проверяется наличие у предприя­тия лицензии и срок ее действия); наличие всех предусмотренных показателей, отсут­ствие подчисток и помарок. Логически анализируя показатели отчетности определяются участки в отчетности с наиболь­шим информационным риском (вероятность мошенничества или ошибок).

2. Проверка правильности составления баланса

Проверка правильности составления баланса базируется на сле­дующих основных моментах:

         данные статей баланса на начало периода должны отвечать данным баланса на конец предыдущего периода. При измене­нии вступительного баланса к началу года в сравнении с отчетными данными за предыдущий год должны быть даны соответ­ствующие объяснения;

         данные статей баланса на конец отчетного периода должны быть обоснованы результатами инвентаризации;

         суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть сверены сними и быть тождественными;

         данные заключительного баланса должны отвечать оборотам и остаткам по счетам Главной книги на конец отчетного года;

         данные балансов на начало и конец года должны быть сопоста­вимы. Любые расхождения в методологии формирования од­ной и той же статьи вступительного и заключительного балан­сов должны быть объяснены.

 а) Проверка правильности отображения в балансе необоротных средств

Проверка правильности отображения в балансе нематериальных активов и основных средств включает два основных момента:

         необходимо убедиться в том, что соответствующие активы пред­приятия, включенные в состав нематериальных активов и ос­новных средств, действительно есть в наличии;

         необходимо убедиться в целесообразности выбора методологии отображения хозяйственных операций и оценки имуществаклиента (деление на груп­пы, выбор метода амортизации);

б) Проверка правильности отображения в балансе финансовых инвестиций

Проверяют наличие ценных бумаг, собственника, их стоимость, соответствие всех реквизитов.

в) Проверка правильности отображения в балансе запасов (МБП)

Необходимо: обра­титься к данным годовой инвентаризации; выбрать группы запасов, по которым следует провести сплошную проверку отдельных запасов (например, наиболее ценных или дефицитных) в местах хранения и определить группы для выборочной проверки.

         г) Проверка правильности отображения в балансе незавершенного производства

По статье "Незавершенное производство" в балансе должны отоб­ражаться остатки средств на конец отчетного периода по счету 23 "Производство". При проверке сумм незавершенного производства следует руководствоваться Методологией отображения хозяйствен­ных операций и оценки имущества, избранной клиентом и норматив­но закрепленной Приказом об учетной политике на предприятии.

Также необходимо проверить, отвечают ли фактические остатки по незавершенному производству данным, указанным в балансе. Для этого, во-первых, следует убедиться, что данные учета подтвержда­ются результатами инвентаризации незавершенного производства и остатки незавершенного производства правильно оценены.

Большое значение имеет контроль реальности оценки остатков незавершенного производства на конец каждого месяца, поскольку от обоснованного распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством зависит достоверность учетных и от­четных данных о себестоимости продукции и финансовых результа­тах. Исходной информацией для проверки состава и оценки незавер­шенного производства по калькуляционным статьям затрат служат показатели сводного счета себестоимости изготовленной продукции. Приведенные здесь данные о себестоимости незавершенного произ­водства на конец месяца сравниваются с итоговыми показателями ведомостей сводного учета производственных затрат по отдельным видам (однородным группам) продукции, статьям затрат и кальку­ляционным группам материалов. Такой учет на больших и средних предприятиях обычно ведут в оборотных ведомостях по отдельным цехам, а на небольших предприятиях - по предприятию в целом. Ос­татки незавершенного производства на предприятиях с единичным (индивидуальным) характером производства оценивают по факти­ческим производственным затратам. А в отраслях промышленности с серийным и массовым характером производства для упрощения каль­куляционных расчетов незавершенное производство можно оценивать согласно действующей нормативной (плановой) производственной себестоимости. Тогда все отклонения от норм производственных за­трат списываются на себестоимость готовой продукции.

Контролируя оценку незавершенного производства на предприя­тиях легкой, пищевой и других отраслей промышленности с коротким циклом технологического процесса, необходимо помнить, что некоторые отраслевые рекомендации по планированию, учету и калькулирова­нию себестоимости продукции предусматривают остатки незавершен­ного производства только на основе прямых расходов. Например, в текстильной промышленности незавершенное производство оцени­вают лишь но стоимости вложенного сырья и материалов. Все расхо­ды по обработке, в том числе расходы на оплату работы производ­ственных рабочих, полностью относят на готовую продукцию.

д. Проверка правильности отображения в балансе готовой продукции

По балансовой статье "Готовая продукция" отображаются остат­ки готовых изделий, которые находятся на складе и учитываются на счете 26 "Готовая продукция". При проверке необходимо убедиться, что продукция, которая учитывается на счете 26, полностью укомп­лектована, прошла испытание и прием, сдана на склад по накладной.

В зависимости от принятой учетной политики остатки готовой продукции в текущем учете могут оцениваться по фактической себе­стоимости и по учетным ценам (нормативной или плановой себестои­мости) с учетом отклонений фактической себестоимости от учетных цен на отдельном аналитическом счете и по другим методам оценки. В последнем случае для доведения ее оценки в балансе до фактической производственной себестоимости эти отклонения прибавляются (со знаком "плюс" или "минус") к остаткам продукции. При выполнении единичных заказов и работ может применяться оценка по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на до­бавленную стоимость. При этом сумма налога должна учитываться отдельно.

е. Проверка правильности отображения в балансе остатков денежных средств и дебиторской задолженности

При проверке правильности отображения в балансе денежных средств не следует ограничиваться лишь сравнением их остатков по Главной книге с балансовыми данными. По текущим счетам в обслужи­вающем банке следует взять подтверждение остатков, сличить данные остатков по кассе с результатами инвентаризации. Необходимо провес­ти хотя бы одну выборочную проверку правильности ведения кассовых операций и по текущему счету (не менее 3-4 месяцев) с привлечением всех необходимых учетных регистров и первичных документов. Это позволит также сделать определенные выводы о правильности веде­ния бухгалтерского учета на предприятии и определить круг тех опе­раций (и счетов), проверке которых необходимо уделить особое вни­мание. При проверке остатка по статье "Денежные средства в нацио­нальной валюте" обратить внимание на счет 33 "Другие средства", убедиться в наличии денежных документов и установить, для каких потребностей предназначены билеты, путевки и прочие документы, определить, за счет каких средств они были оплачены.

Следует помнить, что перед составлением бухгалтерского баланса производится переоценка всех денежных статей бухгалтерского уче­та, выраженных в иностранных валютах.

ж. Проверка достоверности отображения в балансе текущих обязательств

При проверке остатков по счетам текущих обязательств следует обратить внимание на задолженность предприятий по депонирован­ной заработной плате, установить сроки невыплаты заработной пла­ты, причины несвоевременности получения заработной платы.

По статьям обязательств по расчетам с бюджетом отображается сумма задолженности перед бюджетом на отчетную дату. Эти данные должны быть подтверждены остатками в соответствующих налого­вых документах.

Для контроля за достоверностью данных по статьям расчетов ис­пользуются, по возможности, результаты взаимной сверки расчетов с разными кредиторами.

При отображении данных по расчетам с поставщиками и подряд­чиками и другими предприятиями следует учитывать сроки исковой давности, которые действуют на территории Украины.

з. Проверка правильности отображения в балансе собственного капитала

Собственный капитал состоит из уставного капитала (счет 40), паевого капитана (счет 41), дополнительно вложенного капитала и дру­гого дополнительного капитала (счет 42), резервного капитала (счет 43), нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (счет 44), не­оплаченного капитала (счет 46), изъятого капитала (счет 45). Устав­ный капитал представляет собой объединение взносов собственников(учредителей) предприятия в его имущество в денежном выраже­нии в размерах, определенных уставными документами. Поэтому, прежде всего, проверяется соответствие величины уставного капи­тала предприятия, отображенной по статье "Уставный капитал" пас­сива баланса, данным уставных документов. На протяжении отчет­ного года величина уставного капитала в акционерных обществах должна оставаться неизменной, а увеличение или уменьшение раз­мера уставного капитала может быть проведено лишь по результа­там рассмотрения итогов деятельности предприятия за отчетный год и после внесения соответствующих изменений в учредительные документы.

Уставный капитал акционерного общества может быть увеличен путем выпуска новых акций или увеличения номинальной стоимости прежде выпущенных акций, а также путем присоединения к уставно­му капиталу части нераспределенной прибыли. Уменьшение устав­ного капитала проводится в случаях аннулирования части акций или уменьшения номинальной стоимости акций. Выпуск акций для по­крытия убытков предприятия запрещен.

2. Проверка отчета о финансовых результатах

Аналогично проверяются и другие статьи баланса. В процессе подтверждения достоверности информации отчета по финансовым результатам, который осуществляется аудитором во время аудита финансовой отчетности, может возникнуть три ситуации, когда:

>        информация, показанная в отчете, отображает реальный ре­зультат финансово-хозяйственной деятельности;

>        информация в отчете искажена без намерения, то есть из-за ошибок в учете, неправильного толкования законов, невернойинтерпретации хозяйственных фактов и по другим причинам;

>        информация в отчете искажена из-за неправильного ее отобра­жения работниками предприятия намеренно, то есть путем при­менения действий, специально подготовленных для искажения определенной информации.

Важной качественной характеристикой отчетности по финансо­вым результатам является полнота информации, которая в Украине наиболее часто становится причиной искажения отчетности. Так, по данным многочисленных публикаций и экспертных опросов, удель­ный вес хозяйственных операций, осуществляемых в теневом секторе экономики, составляет, по оценкам специалистов, от 40 до 55%. Если речь идет об искажении показателей по финансовым резуль­татам, то следует определить цель - это занижение или завышение базовых показателей отчетности, на основе которых определяется ба­лансовая прибыль. В связи с тем, что показатели отчетности по фи­нансовым результатам связаны с налоговой отчетностью, цель зани­жения таких показателей состоит в уклонении от уплаты налогов. В случае, если базовые показатели по финансовым результатам завы­шенные, и на их основе — балансовая прибыль, цель такого искаже­ния - улучшение показателей финансовой отчетности для подачи ее пользователям.

Однако, при осуществлении такой сложной процедуры, как под­тверждение достоверности и полноты показателей отчетности по финансовым результатам, не следует ограничиваться лишь этими мотивами ее искажения.

Основными направлениями эмпирического исследования явля­ются:

>        определение внешних обстоятельств, связанных с деятельнос­тью предприятия, под давлением которых не отображаютсяреальные результаты финансово-хозяйственной деятельности;

>        изучение личных мотивов, которые побуждают должностных лиц, имеющих отношение к финансовой и налоговой отчетнос­ти, влиять на достоверность информации в этой отчетности;

>        выявление причин утаивания фактов недостоверного отобра­жения информации о финансовых результатах в финансовой и налоговой отчетности;

>        выявление мотиваций (психоаналитический подход), способ­ных оправдать факт недостоверного отображения информации о финансовых результатах в финансовой и налоговой отчет­ности;

>        выявление способов утаивания фактов о несоответствии реаль­ных финансовых результатов данным, предоставленным в фи­нансовой аналоговой отчетности;

>        определение мероприятий, которые могут содействовать более достоверному отображению результатов финансово-хо­зяйственной деятельности в финансовой и налоговой от­четности.

Финансовый учет выполняет две основные функции:

         измеряет и отображает финансовый результат;

         отображает финансовое состояние предприятия: его активы, обя­зательства и собственный капитал.

Бухгалтерский учет, согласно новым стандартам, построен на общепринятых принципах бухгалтерского учета и международных стандартах учета и отчетности. Он направлен на:

         объективное определение и отображение финансового результата деятельности и финансового состояния;

         отображение рыночных рисков;

•    учет влияния рынка на деятельность субъекта хозяйствования. Поэтому изучение показателей отчетности заканчивается исследованием правильности отображения хозяйственных фактов в бухгалтерском учете.