Некоторые приемы работы при подготовке к сочинению по литературе.
Крицкая Л.И. учитель русого языка и литературы Молчановской средней школы №1
Какая задача стоит перед учителем при подготовке учащихся к экзаменационному сочинению?
Во-первых, добиться, чтобы ребята знали тексты произведений,
во-вторых, чтобы они умели оперировать материалом текстов при выборе темы сочинения,
в-третьих, логично, аргументированно строить свой текст.
Некоторые приемы работы помогут в подготовке к сочинению.
1 Проверка знаний и умений
А. текста: пересказ эпизодов, тестирование, викторины.
Например,
Соотнесите имя автора и название произведения.
«Капитанская дочка» Гоголь
«Бедные люди» Островский
«Мцыри» Тургенев
«Мертвые души» Пушкин
«Герой нашего времени» Толстой
«Горе от ума» Чехов
«Гроза» Лесков
«Записки охотника» Некрасов
«Ревизор» Достоевский
«Медный всадник»
«Отцы и дети»
«Очарованный Странник»
«Евгений Онегин»
«Кому на Руси жить хорошо»
«Преступление и наказание»
«Война и мир»
«Ионыч»
«Ася»
Такую же работу можно провести, проверяя знания героев произведений.
Эти приемы помогут избежать фактических ошибок в работе учащихся.
Б. литературоведческих понятий: выписать примеры.
Образы-символы из рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Аллегорические образы в романтических рассказах М. Горького».
Метафоры в поэме А.С. Пушкина «Полтава».
Гиперболы в творчестве Салтыкова-Щедрина.
Проблемы пьесы Горького «На дне»
2. Накопление цитат по определенной теме.
Для этого можно использовать уроки русского языка. на которых во время отработки навыков правописания строить упражнения, используя цитаты, а на дом давать задания по подбору предложений к определенной теме цитат из художественного произведения.
3. Формулировка тем сочинения по прочитанному произведению.
Формулировка темы по прочитанному сочинению.
Например:
1. Сформулируйте темы сочинений по пьесе М.Горького «На дне».
2. Прочитайте сочинение, сформулируйте его тему.
4. Составление плана сочинения.
1. Прочитайте сочинение, разделите на части, составьте план.
2. Составьте план сочинения по теме….
5. Подбор эпиграфа по теме.
6.. Подборка фактического материала для темы.
Например:
- На каких произведениях, каких авторов можно раскрыть темы?
«Всякая любовь есть счастье»,
Духовная красота русского человека в литературе 20 века.
«Люди, которые проглядели жизнь»
«Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала…»
(Ф.М. Достоевский)
«Сострадание – есть высшая форма человеческого сострадания…»
(Ф.М. Достоевский)
«Тирания - есть привычка, обращающаяся в потребность…»
(Ф.М. Достоевский)
«Человек – целый мир» (Ф.М. Достоевский)
«Счастье есть дело судьбы, ума и характера…» (Н.М.Карамзин)
«Нет счастья в бездействии…» (Ф.М. Достоевский)
«Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает себя…» (Б. Пастернак)
7.. Написать продолжение сочинения по данному вступлению
Например:
В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими миллионами оказывается в центре внимания писателя.
Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал.
По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений Блока цикл «Родина» ярко свидетельствует о величине и глубине поэтического дарования его создателя. Этот цикл принадлежит к позднему этапу творчества Блока.
Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания поэмы «Двенадцать», которая стала самым крупным и значительным послереволюционным произведением Блока. Поэт считал, что любое событие предопределено, сначала оно совершается в высших сферах, недоступных человеку, и только потом – на земле. То, что поэт наблюдал сразу после революции, он и запечатлел в своей поэме.
Владимира Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце.
Проза о войне сыграла особую роль в развитии русской литературы. В ней на специфическом жизненном материале находят решение едва ли не все идейные и эстетические проблемы современной литературы.
Большинство писателей в дни войны стали военными корреспондентами, первыми начали формировать правильное отношение к агрессору. Начало их деятельности положили короткие заметки, небольшие очерки, описывающие зверства фашистов и мужество русских солдат и населения, оказавшегося на оккупированных территориях. Жанр очерка идеально подходил для многостороннего охвата событий.
Позже у писателей появилась возможность шире и глубже осмыслить ситуацию, используя жанр рассказа. Военные годы принято называть первой волной прозы о войне. Основной задачей таких произведений было поддержание мужества и стойкости людей, их воли к победе, с чем авторы успешно справились.
8. Написать заключение сочинения по данному сочинению.
Прочитайте сочинение, напишите к нему заключение.
9. Набор клише
Любовная лирика … до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы.
Мотив трагической любви, разочарования, одиночества звучит в произведениях…
Самое ценное для человека, то, на чем держится мир, – это любовь.
Все произведения….о любви говорят об одном: нет несчастной любви, любовь – всегда огромное счастье. Это богатство, которое человек хранит в душе всю жизнь.
Пейзажная лирика … богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. …видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью … видел гармонию мира. Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями.
Природа подталкивала … и к философским раздумьям и выводам. Вечно живую природу он противопоставлял краткой, полной горестей человеческой жизни. Но преодоление смерти поэт связывал только с природой, дающей мудрость и красоту.
В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии …. внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество.
Лирика … по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику .... бессмертной.
Замечательный русский прозаик второй половины XIX века …в романе «…» отразил сложное время перехода от одной эпохи русской жизни к другой. Феодальные отношения, усадебный тип хозяйства сменялись на буржуазный уклад. Рушились веками устоявшиеся взгляды людей на жизнь.
Роман …пережил свое время и остался в истории русской литературы именно потому, что …
10. Исправление речевых и грамматических ошибок.
Давать отрывки из сочинений, в которых допущены ошибки.
Конечно, это далеко не все приемы, которыми пользуются учителя при подготовке учащихся к написанию сочинения, но нет предела совершенствованию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.