Проверочная работа к тестовой части ОГЭ по русскому языку (задание 11)

  • Подготовка к тестированию
  • docx
  • 22.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проверочная работа к тестовой части ОГЭ по русскому языку (задание 11)
Иконка файла материала Проверочная работа к тестовой части ОГЭ по русскому языку (задание 11).docx

Задание11. Вариант 1.ФИ________________________________________________

1. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Обезьяна мячиком скакнула на подоконник. (Н. Аргунова)

2) Над самой прорубью навис белый, искрящийся, никем не тронутый снежный колпак. (В. Савин)

3) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Н. Автократов)

4) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Н. Автократов)

5) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (М. Пришвин)

2. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Круглый шатёр из оленьих шкур натянут на шесты. (В. Болдырев)

2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Н. Автократов)

3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (В. Савин)

4) Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (А. Алексин)

5) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головёшек. (Н. Автократов )

3. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. (Н. Автократов)

2) Снег лежал на одежде льдинками, цепкими, как колючки. (Е. Габова)

3) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. (Н. Автократов)

4) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (И. Гребенюк)

5) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (В. Савин)

4. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. (В. Болдырев)

2) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. (А. Куликов)

3) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (В. Болдырев)

4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была чёрной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. (С. Мартьянов)

5) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря. (Я. Арсенов)

5. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (В. Болдырев)

2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. (А. Солженицын)

3) Братья вскинули головы, как петухи, готовые кинуться в драку. (В. Савин)

4) Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (К. Паустовский)

5) На крестах белокаменного собора чёрными точками сидят вороны. (Л. Будогоская)

6. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья. (В. Савин)

2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. (В. Болдырев)

3) Ева из кожи лезет вон, чтоб получать пятёрки. (Л. Будогоская)

4) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. (В. Болдырев)

5) Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь. (И. Логвиненко)

7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев. (С. Мартьянов)

2) Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке. (В. Живов)

3) Майское утро дышало особенной прелестью. (А. Черкасов)

4) До сих пор во сне я вижу эту замёрзшую, голую и печальную долину. (В. Болдырев)

5) Косматое нежаркое солнце садилось в леса. (Ю. Бондарев)

8. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) На полу, в светлом квадрате, шевелилось тёмное кружево теней. (В. Шукшин)2) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба. (В. Тендряков)3) Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом. (Ю. Слепухин)4) У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм. (С. Мартьянов)5) Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы. (Е. Рысс)

9. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. (С. Мартьянов)2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. (С. Мартьянов)3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. (С. Мартьянов)4) Где-то за деревней голосила поздняя гармонь. (В. Шукшин)5) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. (Н. Автократов)

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

 

Задание 11. Вариант 2.ФИ______________________________________________________

1.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.

1.    Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.

2.    Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.

3.    Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.

4.    Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

2.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы.
2)  Под рыжим чубом у него был выпуклый лоб, а глаза были голубые и отчаянные.
3)  Передо мной стоял Княжин, но что-то незнакомое было в выражении его лица.
4)  Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал.
5)  — Могу?  — он ухватился за мои слова с радостью.

3.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.

1) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. «Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – Или Болконских».
2) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.
3) – А она обиделась... И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.
4) – Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – Если бы ты нашла его у себя в сердце...
5) Но чтили его и все остальные, поэтому в школьном зале разлилось целое море поклонников.

4.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов. 

1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
2) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
3) Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи.
4) «Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка.
5) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

5.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов. 

1) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.
2) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
3) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.
4) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
5) Не чувствуя под собой ног и не зная, что ей делать, она жалостно попросила: – Сыграйте, Яков Ильич.

6.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.

1) На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами написанными названием и фамилией автора.
2) А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.
3) Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады.
4) Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах.
5) Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой.

7.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.

1) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
2) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
3) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.
4) Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу, духу не хватит.
5) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.

8.Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.

1)  В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.
2)  И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.
3)  А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.
4)  А вот совсем другое дело  — кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади, как некое инородное тело среди больших строений.
5)  От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана  — «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».

9.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов. 

1) Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого – с якорями.
2) Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку.
3) И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий.
4) Он нехотя взял карточку, и глаза у него поехали на лоб.
5) Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть и положил Витьке на плечо.

10.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов. 

1) Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу прочность.
2) Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.
3) Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели волшебные странные речи, понятные только нам, в которых незримо присутствовал Александр Сергеевич.
4) Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день скакнули далеко вперёд.
5) Это было в начале последнего урока.

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10