Проверочная работа на тему "Гражданское общество и правовое государство" для 10-11 класса
Оценка 5

Проверочная работа на тему "Гражданское общество и правовое государство" для 10-11 класса

Оценка 5
Карточки-задания +1
docx
обществознание +1
10 кл—11 кл
28.10.2021
Проверочная работа на тему "Гражданское общество и правовое государство" для 10-11 класса
Проверочная работа на тему "Гражданское общество и правовое государство" пол обществознанию, праву для обучающихся 10-11 кл. При разработке использованы материалы с сайта РешуЕГЭ
10 кл гражд общ и прав гос.docx

Вариант 1

 

1.Учащиеся 11 класса провели дискуссию о гражданском обществе. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Министерство культуры финансирует программу государственного творческого конкурса «Мир глазами детей».

2) Правительственная газета опубликовала критическую рецензию на новый исторический сериал.

3) По инициативе представителей общественных организаций в исторической части города запретили строительство нового супермаркета.

4) В ходе парламентских выборов в ряде регионов голосование проходило в два тура.

5) Союз предпринимателей учредил стипендии для студентов государственных вузов.

6) Ассоциация киноактёров организовала благотворительный марафон в поддержку ветеранов боевых действий.

 

2. Установите соответствие между социальными ситуациями и социальными институтами, чья деятельность проявляется в данных ситуациях: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

А) Ликвидация последствий стихийного бедствия сотрудниками МЧС.

Б) Проведение общественной экспертизы законопроекта о пенсиях.

В) Работа попечительского совета школы.

Г) Предъявление обвинения опасному преступнику.

Д) Публичные слушания в областном комитете по строительству по проекту перспективной застройки микрорайона.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

1) деятельность государства

2) деятельность гражданского общества

3) совместная деятельность государства и гражданского общества

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

3. Выберите верные суждения о гражданском обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Гражданское общество представляет собой совокупность самоуправляющихся организаций.

2) Деятельность институтов гражданского общества никак не регулируется государством.

3) Экономической основой гражданского общества является государственная собственность.

4) Гражданское общество включает в себя всех граждан государства.

5) Развитое гражданское общество не может существовать при тоталитарном политическом режиме.

 

Прочитайте текст и выполните задания 4-7

 

Долгое время в политической науке понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались как тождественные. Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами потребовали отражения в общественном сознании и науке двух тенденций социального прогресса. С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс становления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека отразило понятие «гражданское общество». С другой стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества, согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп выразило понятие «государство».

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создаёт условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

 

(Р. Т. Мухаев)

Используя содержание текста, приведите определение гражданского общества. Какая тенденция общественного развития лежала в основе формирования гражданского общества? Какие стремления человека отразил этот процесс?

Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.

На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формы взаимодействия государства и гражданского общества и проиллюстрируйте каждую из названных форм примером.

Автор связывает создание правового демократического государства с деятельностью сознательных свободных граждан. Используя знания обществоведческого курса, информацию СМИ и личный социальный опыт, объясните, как связаны между собой политическая свобода и возможности самореализации личности в каждой из сфер: экономической, социальной и духовной.

 

 

 

Вариант 2

1. В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какие из приведенных признаков свидетельствуют о том, что в государстве Z установился авторитарный политический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) проявляется слабость гражданского общества

2) власть носит публичный характер

3) парламент контролирует деятельность правительства

4) допускается использование силовых структур для удержания власти

5) все стороны жизни подчинены единой идеологии

6) контроль над экономикой полностью централизован

 

2. Установите соответствие между социальными ситуациями и социальными институтами, чья деятельность проявляется в данных ситуациях: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

А) Ликвидация последствий стихийного бедствия сотрудниками МЧС.

Б) Проведение общественной экспертизы законопроекта о пенсиях.

В) Работа попечительского совета школы.

Г) Предъявление обвинения опасному преступнику.

Д) Публичные слушания в областном комитете по строительству по проекту перспективной застройки микрорайона.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

1) деятельность государства

2) деятельность гражданского общества

3) совместная деятельность государства и гражданского общества

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

3. Какие из приведённых примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Министерство образования объявило о проведении конкурса «Учитель года».

2) Ha собрании жителей микрорайона было принято решение о благоустройстве детских площадок.

3) По всей стране прошли парламентские выборы.

4) По инициативе губернатора были установлены новые светофоры на дорожных переходах возле школ и детских садов.

5) Граждане проявили активность в благоустройстве своего района, организации досуга несовершеннолетних.

6) В городе Z учителя-математики создали свою профессиональную ассоциацию.

 

Прочитайте текст и выполните задания 4-7

 Продуктивный диалог между гражданскими объединениями и властью в продвинутой форме может вести к тому, что граждане добиваются права участвовать в принятии решения по вопросам, имеющим важное общественное значение. Но получить такое право могут лишь те, кто действительно отстаивает значимые общественные, гражданские интересы, кто вступает в диалог с властью, вооружённый всей полнотой информации по интересующему и граждан, и власть вопросу, кто имеет по нему проект согласованного и реалистического решения.

Вместе с тем важно отметить, что в некоторых развитых демократических странах наметился процесс законодательного оформления гражданского участия. Так, например, принятый в ФРГ Закон «О содействии городскому планированию» устанавливает, что любые инновации в городах должны проводиться при непременном согласовании с горожанами и гражданскими объединениями с тем, чтобы не ущемлялись интересы собственников, арендаторов и пользователей (земли, домов или строений). Конечно, сам процесс согласования может быть выхолощен бюрократией или крупными предпринимателями, заинтересованными в инновациях. Но законом именно признаётся легитимность гражданского участия в этих процессах; более того, никакие новационные проекты градостроительства не утверждаются вышестоящими органами власти без соответствующей санкции гражданских организаций.

Одна из идеологем демократического общества заключается в представлении, что это – общество активных лояльных граждан, поддерживающих существующую политическую систему, имеющих право и политические средства влиять на её функционирование и принятие политических решений. В целом эта идеологема, безусловно, отражает реальность. Однако одно дело, что граждане имеют право реальным участием воздействовать на политические процессы в обществе, и другое – в какой мере они желают воспользоваться этим правом и, что более существенно, чувствуют себя компетентными им пользоваться.

Многочисленные конкретные исследования в США с убеждающим постоянством показывают, что большинство граждан довольствуется сознанием, что они могут воздействовать на политические решения, но мало, кто действительно стремится оказывать такое воздействие. Так, если взять такую форму гражданского участия, как голосование на выборах, то индивидуально-типические мотивы электорального поведения весьма вариативны. Скорее голосуют те, кто чувствует себя более укоренённым в обществе и в местном сообществе и реже голосуют люди со слабой социальной или локальной идентификацией, молодёжь, безработные, работники неквалифицированного труда, малообразованные.

(По Р. Г. Апресяну)

 

4.К какому последствию, с точки зрения автора, ведёт продуктивный диалог между властью и обществом? Каковы условия активного влияния на решения власти, которые называет автор? Назовите любые два условия.

 

5.Какой процесс, характерный для развития гражданского общества западных стран, назван в тексте? Какое препятствие может встретиться, по мнению автора, на пути этого процесса в ФРГ? Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «гражданское общество».

6.Автор приводит пример активного участия граждан в городском планировании. Назовите два любых вопроса общественной жизни, в решении которых граждане могут принять участие. Проиллюстрируйте каждый из них примером. Объясните, почему в решении этих вопросов необходимо именно участие гражданского общества.

7.Автор пишет, что даже в зрелом демократическом обществе «скорее голосуют те, кто чувствует себя более укорененным в обществе». Выразите свою точку зрения относительно позиции автора. Приведите три аргумента в защиту своей точки зрения.


 

Вариант 1 1.Учащиеся 11 класса провели дискуссию о гражданском обществе

Вариант 1 1.Учащиеся 11 класса провели дискуссию о гражданском обществе

Вариант 2 1. В государстве

Вариант 2 1. В государстве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2021