Проверочная работа на тему по астрономии "Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. Время и календарь" (10 класс).
Оценка 4.8

Проверочная работа на тему по астрономии "Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. Время и календарь" (10 класс).

Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
астрономия
02.03.2020
Проверочная работа на тему по астрономии "Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. Время и календарь" (10 класс).
зачет0.docx

Предмет: Астрономия.

Класс: 10

Учитель: Елакова Галина Владимировна.

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Канаш Чувашской Республики.                   

    Проверочная работа предназначена для проверки знаний по теме «Эклиптика. Движение Солнца и Луны. Время и календарь». Проверочная работа рассчитана на 10 – 15 мин и содержит 5-6 вопросов, которые требуют знания материала 1 - 2 параграфов. Эти вопросы могут быть использованы также для устного фронтального опроса учащихся. Вопросы самостоятельной работы направлены на формирование умений, требуемых программой, а также на контроль за степенью их сформированности и уровнем знаний учащихся по основным вопросам курса астрономии. 

                                      Проверочная работа №2

         Тема: «Эклиптика. Движение Солнца и Луны. Время и календарь».

                                         Вопросы:

1.      Что такое эклиптика?

2.      Почему на звездных картах не указано положение планет?

3.      В каком направлении происходит видимое годичное движение Солнца относительно звезд?

4.      Вследствие чего изменяется полуденная высота Солнца в течение года?

5.      Вследствие чего в течение года изменяется положение точек восхода и захода Солнца?

6.      Что такое небесная сфера?

7.      Как можно вычислить географическую широту места наблюдения?

8.      В каких точках пересекаются эклиптика и небесный экватор?

9.      Что такое верхняя кульминация светила?

10.  Что такое нижняя кульминация светила?

11.  Какой промежуток времени называют звездным или сидерическим месяцем?

12.  Какой промежуток времени получило название «синодический месяц»?

13.  В каком направлении происходит видимое движение Луны относительно звезд?

14.  Каков минимальный промежуток времени между солнечным и лунным затмением?

15.  Луна видна в последней четверти. Может ли через неделю быть лунное затмение? Ответ поясните.

16.  Почему затмения Луны и Солнца не происходят каждый месяц?

17.  Вчера наблюдалось лунное затмение. Когда можно ожидать ближайшее солнечное затмение?

18.  Вечером после захода Солнца вы наблюдали узкий серп Луны. Более широким или более узким станет он на следующие сутки?

19.  Какое полное затмение (солнечное или лунное) продолжительнее? Почему?

20.  Вчера наблюдалось лунное затмение. Может ли через три месяца произойти солнечное затмение? Ответ поясните.

21.  Когда происходит полное лунное затмение?

22.  Когда происходит частное затмение Луны?

23.  Когда происходит солнечное затмение?

24.  Как должна была бы вращаться вокруг Земли Луна, чтобы одна ее половина никогда не освещалась Солнцем?

25.  Чем отличается по форме утренний серп Луны от вечернего?

26.  Что такое календарь?

27.  Что лежит в основе солнечного календаря?

28.  Каково было бы соотношение солнечного времени и звездного, если бы Земля вращалась в направлении, противоположном действительному направлению ее вращения?

29.  Как изменилась бы длина солнечных суток относительно звездных, если бы Земля обращалась относительно Солнца с той же скоростью, но в противоположном направлении?

30.  Почему день весеннего равноденствия не всегда попадает на 21 марта?

 

                                                 Ответы:

1.      Круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца, назвали эклиптикой.

2.      Планеты перемещаются из созвездия в созвездие.

3.      Видимое годичное движение Солнца относительно звезд происходит в направлении, противоположном суточному вращению небесной сферы.

4.      Вследствие изменения склонения Солнца.

5.      Положение точек восхода и захода Солнца меняется вследствие изменения его склонения.

6.      Небесная сфера – это воображаемая сфера с центром в произвольной точке пространства. На небесной сфере возможны только угловые измерения.

7.      Измерив полуденную высоту Солнца и зная его склонение в этот день, можно вычислить географическую широту места наблюдения.

8.      Эклиптика и экватор пересекаются в точках весеннего и осеннего равноденствия, в них Солнце бывает соответственно в дни весеннего и осеннего равноденствия, когда продолжительность дня равна продолжительности ночи.

9.      При восходе и заходе светило имеет высоту h=0°. Максимальную высоту светило имеет, когда пересекает небесный меридиан над точкой юга. Это явление называют верхней кульминацией.

10.  Когда светило имеет минимальную высоту над горизонтом, то говорят о нижней кульминации.

11.  Период обращения Луны вокруг Земли в системе отсчета, связанной со звездами, называется звездным или сидерическим месяцем (27,3 суток). За каждые сутки Земля перемещается относительно звезд на 13°.

12.  Промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами называется синодическим месяцем.  

13.  В направлении, противоположном суточному вращению небесной сферы.

14.  Он равен промежутку времени между новолунием и полнолунием, т.е. примерно две недели.

15.  Лунное затмение происходит в момент полнолуния. В данном случае через неделю будет новолуние, поэтому затмения не случится.

16.  Плоскость лунной орбиты наклонена к плоскости орбиты Земли.

17.  Ближайшее солнечное затмение можно ожидать через две недели, когда наступит новолуние.

18.  Это растущая Луна. Серп станет более широким.

19.  Полное лунное затмение более продолжительнее. Чтобы Луна прошла сквозь всю земную тень, требуется значительное время, тогда как лунная тень, имеющая меньшие размеры, быстрее проходит через данный пункт Земли.

20.  Не может, так как периоды, когда случаются затмения, повторяются примерно через полгода.

21.  Когда при движении вокруг Земли Луна попадает в конус земной тени, которую отбрасывает освещаемый Солнцем земной шар, происходит полное лунное затмение.

22.  Если в тень Земли погружается лишь часть Луны, то происходит частичное затмение Луны.

23.  Солнечное затмение происходит, когда Луна бывает в новолунии, а лунное – когда в полнолунии.

24.  Она должна была бы вращаться вокруг Земли поступательно, не оборачиваясь вокруг своей оси.

25.  Утренний серп Луны имеет выпуклость влево (напоминает букву «С»). Луна находится на расстоянии в 20 – 50о к западу (вправо) от Солнца. Вечерний серп Луны имеет выпуклость вправо. Луна находится на расстоянии в 20 – 50о восточнее (левее) Солнца.

26.  Система отсчета длительных промежутков времени, согласно которой устанавливается определенная продолжительность месяцев, их порядок в году и начальный момент отсчета лет, месяцев, их порядок в году и начальный момент отсчета лет, называется календарем.

27.  В основе солнечного календаря лежит тропический год – период смены сезонов года, в течение которого Солнце возвращается в точку весеннего равноденствия.

28.      Солнечные сутки были бы короче звездных.

29.   Поскольку в году солнечных суток стало бы на один больше, чем звездных, продолжительность каждых солнечных суток стала бы на 24h / 366 ≈ 4m короче звездных.

30.  Потому что интервал времени между весенними равноденствиями, - тропический год, содержит полное число суток (365,2422), а календарные года – неодинаковое количество суток (високосный 366, невисокосный 365).

 

                         В каждом варианте по 5 вопросов.

1        вариант: 1; 6; 11;16; 21;26.

2        вариант: 2; 7; 12; 17; 22;27.

3        вариант: 3; 8; 13; 18;23;28.

4        вариант: 4; 9;14; 19; 24;29.

5        вариант: 5; 10; 15;20; 25;30.

                      Критерии и нормы оценки за ответ:

     Оценка «отлично» ставится, если обучающийся показал полный объем, высокий уровень и качество знаний по данным вопросам, владеет культурой общения и навыками научного изложения материала, устанавливает связь между теоретическими знаниями и способами практической деятельности: ясно, точно и логично отвечает на заданные вопросы.

    Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся логично и научно изложил материал, но недостаточно полно определяет практическую значимость теоретических знаний: не высказывает своей точки зрения по данному вопросу, не смог дать достаточно полного ответа на поставленные вопросы.

     Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся при раскрытии вопроса допустил содержательные ошибки, не соотнёс теоретические знания и собственную практическую деятельность, испытывает затруднения при ответе на большинство вопросов.

     Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся показал слабые теоретические и практические знания, допустил грубые ошибки при раскрытии вопроса, не смог ответить на заданные вопросы.

     Литература:

1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238, [2] с.: ил., 8 л.

 2.Чаругин В.М. Астрономия. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В. М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2018. -144 с.

3. Малахова Г. И., Страут Е. К. Дидактический материал по астрономии. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989. -95 с.

4. Моше Дина. Астрономия: Кн. для учащихся. Пер. с англ./Под ред.  А. А. Гурштейна. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.

 

 

 

 

 

 


 

Предмет: Астрономия. Класс: 10

Предмет: Астрономия. Класс: 10

Как изменилась бы длина солнечных суток относительно звездных, если бы

Как изменилась бы длина солнечных суток относительно звездных, если бы

Она должна была бы вращаться вокруг

Она должна была бы вращаться вокруг

Моше Дина. Астрономия: Кн. для учащихся

Моше Дина. Астрономия: Кн. для учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2020