Предмет: Астрономия.
Класс: 10
Учитель: Елакова Галина Владимировна.
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Канаш Чувашской Республики.
Проверочная работа предназначена для проверки знаний по теме «Малые тела Солнечной системы. Карликовые планеты». Проверочная работа рассчитана на 10 – 15 мин и содержит 5 вопросов, которые требуют знания материала 1 - 2 параграфов. Эти вопросы могут быть использованы также для устного фронтального опроса учащихся. Вопросы самостоятельной работы направлены на формирование умений, требуемых программой, а также на контроль за степенью их сформированности и уровнем знаний учащихся по основным вопросам курса астрономии.
Проверочная работа №2
Тема: «Малые тела Солнечной системы. Карликовые планеты».
Вопросы:
1. Что относится к малым телам Солнечной системы?
2. Что из себя представляют астероиды?
3. Как можно отличить на звездном небе астероид от звезды?
4. Где в Солнечной системе располагаются орбиты большинства астероидов?
5. Чем орбиты некоторых астероидов отличаются от орбит больших планет?
6. Что такое пояс Койпера?
7. Что такое облако Оорта?
8. Что из себя представляют кометы?
9. Что является причиной образования комы?
10. Почему комета удаляется от Солнца хвостом вперед?
11. Чем обусловлено образование хвостов комет?
12. Какие явления наблюдаются при полете в атмосфере тел с космической скоростью?
13. По каким орбитам движутся в Солнечной системе кометы?
14. В каком состоянии находится вещество, составляющее ядро кометы и ее хвост?
15. Что из себя представляют кометы на больших расстояниях от Солнца?
16. Что такое метеор?
17. Что такое метеорит?
18. Можно ли на Луне наблюдать метеоры? Ответ поясните.
19. Какие бывают метеориты по химическому составу?
20. Существуют ли различия между метеором и метеоритом?
21. Что такое «падающая звезда»?
22. Объясните взаимосвязь между кометами и метеорными потоками?
23. Из чего состоят железные метеориты?
24. Какие химические элементы содержатся в каменных метеоритах?
25. Из чего состоят железокаменные метеориты?
Ответы:
1. К малым телам относятся: астероиды, или малые планеты; кометы; метеоритные тела, или метеориты; пыль и газ.
2. Астероиды – сравнительно небольшие твердые тела с размерами, не превышающими сотен километров, и в подавляющем большинстве неправильной формы, которые движутся вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера.
3. Можно отличить по перемещению относительно звезд.
4. Астероиды движутся вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера.
5. Орбиты отличаются большим эксцентриситетом. Поэтому некоторые малые планеты далеко выходят за пределы пояса астероидов. Одни из них удаляются за орбиту Сатурна, другие приближаются к Марсу и Земле.
6. За орбитой Нептуна (примерно 55 а.е.) находится так называемый пояс Койпера, состоящий из карликовых планет Плутона, Эриды, Хаумеды и т.д., а также большого числа более мелких тел.
7. Облако Оорта представляет собой гипотетическое облако вокруг Солнца, состоящее главным образом из ледяных глыб и ядер комет. Ближняя к Солнцу граница облака Оорта находится на расстоянии около 2000 астрономических единиц от Солнца, а дальняя — по разным оценкам на расстоянии от 20 000 до 200 000 а.е. Для сравнения Плутон расположен в среднем в 40 а.е. от Солнца.
8. Представляют собой большие образования из разреженного газа с очень маленьким твердым ядром. Ядро состоит из льдов: водного, метанового, аммиачного, углекислого и др. Кометный лед перемешан с пылью и каменистым веществом.
9. Солнечное тепло (которое вызывает испарение и расширение газа и частичек пыли).
10. Кометные хвосты образуются в результате давления солнечного излучения и солнечного ветра, которые всегда направлены от Солнца, так что хвост кометы также всегда направлен от Солнца.
11. Выделением газов вследствие нагревания ядра, действием солнечного ветра и давлением света.
12. Нагревание, испарение и разрушение тела, сопровождаемое звуком.
13. По вытянутым (с большим эксцентриситетом) эллиптическим орбитам.
14. Ядро кометы – твердое тело, состоящее из смеси замерзших газов и твердых частиц тугоплавких веществ, хвост – разреженный газ и пыль.
15. На больших расстояниях от Солнца кометы представляют собой глыбы твердого вещества изо льда, застывших газов и пыли, вмороженных частиц метеорного вещества. При приближении к Солнцу лед начинает таять и испаряться, вокруг ядра кометы, начальные размеры которого не превышают десятков километров, образуется кома.
16. Метеор – это явление вспышки небольшого (размером с горошину) космического тела, называемого метеорным телом, вторгающегося со скоростью от 11 до 75 км/с в земную атмосферу.
17. Кусок камня или металла, прилетевший из космических глубин.
18. Нет, так как на Луне нет атмосферы.
19. По химическому составу различают каменные, железные и железокаменные метеориты.
20. Метеор – явление, возникающее при полете небольшого тела с космической скоростью в атмосфере Земли. Метеорит – обломок астероида, упавший на Землю.
21. «Падающая звезда», или метеор, это полоска света, которая становится видна в момент полного сгорания метеорного тела.
22. Метеорный поток образуется, когда Земля, двигаясь по орбите вокруг Солнца, пересекает рой метеорных тел, оставшихся на орбите кометы.
23. Железные метеориты состоят в основном из никелистого железа, содержащего примерно 90% железа и 9% никеля.
24. В каменных метеоритах содержится около 70% кислорода и кремния, немного железа, магния и других элементов.
25. В железокаменных метеоритах содержится около половины железа, 40% кислорода, магния и кремния.
В каждом варианте по 5 вопросов.
1 вариант: 1; 6; 11;16; 21.
2 вариант: 2; 7; 12; 17; 22.
3 вариант: 3; 8; 13; 18;23.
4 вариант: 4; 9;14; 19; 24.
5 вариант: 5; 10; 15;20; 25.
Критерии и нормы оценки за ответ:
Оценка «отлично» ставится, если обучающийся показал полный объем, высокий уровень и качество знаний по данным вопросам, владеет культурой общения и навыками научного изложения материала, устанавливает связь между теоретическими знаниями и способами практической деятельности: ясно, точно и логично отвечает на заданные вопросы.
Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся логично и научно изложил материал, но недостаточно полно определяет практическую значимость теоретических знаний: не высказывает своей точки зрения по данному вопросу, не смог дать достаточно полного ответа на поставленные вопросы.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся при раскрытии вопроса допустил содержательные ошибки, не соотнёс теоретические знания и собственную практическую деятельность, испытывает затруднения при ответе на большинство вопросов.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся показал слабые теоретические и практические знания, допустил грубые ошибки при раскрытии вопроса, не смог ответить на заданные вопросы.
Литература:
1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238, [2] с.: ил., 8 л.
2.Чаругин В.М. Астрономия. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В. М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2018. -144 с.
3. Малахова Г. И., Страут Е. К. Дидактический материал по астрономии. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989. -95 с.
4. Моше Дина. Астрономия: Кн. для учащихся. Пер. с англ./Под ред. А. А. Гурштейна. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.