Проверочная работа по астрономии на тему "Природа тел Солнечной системы" (10 класс).
Оценка 5

Проверочная работа по астрономии на тему "Природа тел Солнечной системы" (10 класс).

Оценка 5
Контроль знаний
docx
астрономия
24.02.2020
Проверочная работа по астрономии на тему "Природа тел Солнечной системы" (10 класс).
зачет4.docx

Предмет: Астрономия.

Класс: 10

Учитель: Елакова Галина Владимировна.

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Канаш Чувашской Республики.                   

    Проверочная работа предназначена для проверки знаний по теме «Солнце и звезды». Проверочная работа рассчитана на 15 – 20 мин и содержит 6 вопросов, которые требуют знания материала 2 - 3 параграфов. Эти вопросы могут быть использованы также для устного фронтального опроса учащихся. Вопросы самостоятельной работы направлены на формирование умений, требуемых программой, а также на контроль за степенью их сформированности и уровнем знаний учащихся по основным вопросам курса астрономии. 

                                      Проверочная работа №4

                     Тема: «Природа тел Солнечной системы».

                       Вопросы:

1.      Какие объекты входят в состав Солнечной системы.

2.      Что из себя представляют планеты?

3.      Какие тела называют малыми планетами или астероидами?

4.      Что такое пояс Койпера?

5.      Каков состав облака Оорта?

6.      В каком направлении вращаются все планеты и астероиды вокруг Солнца?

7.      Чему равен радиус планетной системы?

8.      На основании каких данных можно считать, что все тела, которые в настоящее время составляют Солнечную систему, образовались примерно 4,5 – 5 млрд лет тому назад?

9.      Перечислите три компонента, из которых состоят все тела Солнечной системы.

10.  Что удерживает планеты на их орбитах вокруг Солнца?

11.  Какая сила удерживает космические аппараты на их траекториях в процессе полета через Солнечную систему?

12.  Чем обусловлены различия в плотности атмосфер планет?

13.  Перечислите основные оболочки земного шара.

14.  Чем объясняется наличие у Земли радиационного пояса? Какие частицы входят в его состав?

15.  Какие явления, обусловленные наличием у Земли магнитного поля, наблюдаются в верхних слоях атмосферы?

16.  Какую роль в жизни Земли играет ее атмосфера?

17.  Чем объясняется отсутствие атмосферы у Луны?

18.  Почему Луна выглядит ярче остальных светил ночного неба?

19.  От чего зависит температура поверхности различных планет?

20.  Каковы результаты исследования химического состава вещества Луны?

21.  Чем объясняются значительные перепады температуры на лунной поверхности ото дня к ночи?

22.  Каковы результаты изучения обратной стороны Луны?

23.  Почему до того, как космические аппараты облетели Луну и сфотографировали ее обратную сторону, люди могли видеть лишь ее половину?

24.  Каковы структура и физические свойства верхнего слоя лунной поверхности?

25.  Каким образом можно судить о различии возраста кратеров, наблюдаемых на Луне?

26.  Почему изменения на лунной поверхности происходят намного медленнее, чем на Земле?

27.  Назовите три слоя Луны.

28.  В какой фазе должна быть Луна, чтобы произошло солнечное затмение? Лунное затмение?

29.  Что свидетельствует о совместном происхождении Луны и Земли?

30.  Почему можно говорить о давнем прекращении лавовых излияний и вулканической активности на Луне?

 

                        Ответы:

1.      В Солнечную систему входят восемь больших планет со своими спутниками, планеты-карлики, свыше 100 000 малых планет (астероидов), множество комет и метеорных тел (камней самых разнообразных размеров) и потоки мелкой пыли (метеорные рои).

2.      Планеты представляют собой темные шарообразные тела, сопоставимые по размерам с Землей.

3.      Астероиды – это небольшие твердые тела с размерами, не превышающими сотен километров, наиболее крупные имеют шарообразную форму, в большинстве своем - неправильной формы, которые движутся между орбитами Марса и Юпитера, образуя пояс астероидов.

4.      За орбитой Нептуна (примерно 55 а.е.) находится пояс Койпера, состоящий из карликовых планет Плутона, Эриды, Макемаки, Церера, Хаумеды и др., а также большого числа более мелких планет.

5.      Облако Оорта – это гипотетическое облако, состоящее из ледяных глыб и ядер комет, которое доходит вплоть до границы Солнечной системы. В настоящее время предполагается, что граница Солнечной системы находится на расстоянии свыше 100 000 а.е. от Солнца.

6.      Все планеты и астероиды вращаются вокруг Солнца в направлении движения Земли, которое считается прямым. Они образуют планетную систему, являющуюся частью Солнечной системы.

7.      Радиус планетной системы близок к 4,5 •109 км – четырем с половиной миллиардам километров (30 а.е.) и определяется расстоянием от центра Солнца до Нептуна. До границы планетной системы луч света добирается около 4 ч.

8.      Возраст наиболее древних пород, которые обнаружены в составе метеоритов, составляет примерно 4,5 млрд лет. Породы такой же древности обнаружены в доставленных на Землю образцах лунного грунта. Расчеты возраста Солнца дали близкую величину - 5 млрд лет. На основании этих данных можно считать возраст 4,5 – 5 млрд лет.

9.      Три компонента: скальный, ледяной, летучий. Именно из этих трех компонентов в различных соотношениях и состоят все тела Солнечной системы.

10.  Сложение прямолинейного движения по инерции и движения по направлению к Солнцу под действием силы солнечного притяжения.

11.  Гравитация.

12.  Массой планеты и температурой.

13.   Основными оболочками земного шара являются атмосфера, гидросфера и литосфера.

14.  Наличие магнитного поля. Здесь движутся протоны, ионы, электроны, обладающие самой высокой энергией.

15.  Протоны, электроны и ионы, попадая из радиационного пояса в верхние слои атмосферы в районе полюсов, заставляют светиться ее основные составляющие – азот и кислород, вызывая полярные сияния.

16.  Предохраняет все живое от губительного воздействия ультрафиолетовых и космических лучей, уменьшает суточные колебания температуры, обеспечивает дыхание и жизнедеятельность растительного и животного мира.

17.  Из-за того что сила тяжести на поверхности Луны в 6 раз меньше, чем на поверхности Земли, молекулам газа гораздо легче покинуть Луну, так как для этого достаточно иметь скорость примерно 2,4 км/с, поэтому на Луне нет ни атмосферы, ни гидросферы, ни заметного магнитного поля.

18.  Потому что Луна намного ближе к Земле, чем любое другое небесное тело.

19.  От расстояния до Солнца, наличия у планеты атмосферы и собственных источников тепла.

20.  По своему химическому составу лунные породы не столь разнообразны, как земные, в морских районах преобладают породы базальтового типа, в материковых – анортозитовые.

21.  Отсутствием атмосферы, а также большой пористостью и малой теплопроводностью верхнего слоя Луны.

22.  Завершен глобальный обзор Луны, установлено, что на Луне преобладает поверхность материкового типа.

23.  Период вращения Луны вокруг оси равен периоду ее обращения вокруг Земли, так что она всегда обращена к Земле одной и той же стороной.

24.  Структура пористая, прочность малая, в вакууме частицы, составляющие верхний слой, слипаются.

25.  По степени разрушенности и последовательности формирования.

26.  На Луне нет воздуха и воды, вызывающих эрозию земной поверхности. Также нет сравнимой с земной геологической активности. Основным источником эрозии лунной поверхности являются микрометеориты.

27.  Кора, мантия и ядро.

28.  В фазе новолуния, когда Земля, Луна и Солнце выстраиваются по одной прямой. В фазе полнолуния (лунное затмение), когда Солнце, Земля и Луна находятся точно на одной линии.

29.  Определенный различными методами возраст пород, доставленных с Луны, близок к возрасту Земли, что свидетельствует об их совместном происхождении.

30.  На лунной поверхности не было обнаружено более молодых пород. Около 3 млрд лет назад температура Луны значительно снизилась и вулканическая активность в больших масштабах прекратилась. С тех пор Луна практически не изменилась.

В каждом варианте по 6 вопросов.

1        вариант: 1; 6; 11;16; 21;26.

2        вариант: 2; 7; 12; 17; 22;27.

3        вариант: 3; 8; 13; 18;23;28.

4        вариант: 4; 9;14; 19; 24;29.

5        вариант: 5; 10; 15;20; 25;30.

                      Критерии и нормы оценки за ответ:

     Оценка «отлично» ставится, если обучающийся показал полный объем, высокий уровень и качество знаний по данным вопросам, владеет культурой общения и навыками научного изложения материала, устанавливает связь между теоретическими знаниями и способами практической деятельности: ясно, точно и логично отвечает на заданные вопросы.

    Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся логично и научно изложил материал, но недостаточно полно определяет практическую значимость теоретических знаний: не высказывает своей точки зрения по данному вопросу, не смог дать достаточно полного ответа на поставленные вопросы.

     Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся при раскрытии вопроса допустил содержательные ошибки, не соотнёс теоретические знания и собственную практическую деятельность, испытывает затруднения при ответе на большинство вопросов.

     Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся показал слабые теоретические и практические знания, допустил грубые ошибки при раскрытии вопроса, не смог ответить на заданные вопросы.

     Литература:

1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238, [2] с.: ил., 8 л.

 2.Чаругин В.М. Астрономия. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В. М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2018. -144 с.

3. Малахова Г. И., Страут Е. К. Дидактический материал по астрономии. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989. -95 с.

4. Моше Дина. Астрономия: Кн. для учащихся. Пер. с англ./Под ред.  А. А. Гурштейна. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.


 

Предмет: Астрономия. Класс: 10

Предмет: Астрономия. Класс: 10

Что свидетельствует о совместном происхождении

Что свидетельствует о совместном происхождении

Луне нет ни атмосферы, ни гидросферы, ни заметного магнитного поля

Луне нет ни атмосферы, ни гидросферы, ни заметного магнитного поля

Литература: 1. Астрономия. Базовый уровень

Литература: 1. Астрономия. Базовый уровень
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2020