Предмет: Астрономия.
Класс: 10
Учитель: Елакова Галина Владимировна.
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Канаш Чувашской Республики.
Проверочная работа предназначена для проверки знаний по теме «Солнце и звезды». Проверочная работа рассчитана на 10 – 15 мин и содержит 5 вопросов, которые требуют знания материала 2 - 3 параграфов. Эти вопросы могут быть использованы также для устного фронтального опроса учащихся. Вопросы самостоятельной работы направлены на формирование умений, требуемых программой, а также на контроль за степенью их сформированности и уровнем знаний учащихся по основным вопросам курса астрономии.
Проверочная работа № 6
Контроль знаний по теме «Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд. Массы и размеры звезд».
1. Что такое годичный параллакс?
2. Что такое абсолютная звездная величина?
3. От чего зависит длина волны, на которую приходится максимум излучения? В какую сторону спектра смещается положение максимума?
4. В чем заключается сущность эффекта Доплера?
5. В чем главная причина различия спектров звезд?
6. Как определяют расстояние до звезд?
7. От чего зависит цвет звезды?
8. Что такое главная последовательность звезд?
9. Какая основная характеристика звезды определяет ее положение на главной последовательности диаграммы Герцшпрунга – Рессела, т.е. что определяет ее светимость и температуру?
10. Как можно вычислить размер звезды, если известна абсолютная температура и ее светимость?
11. Как звезды разделены на спектральные классы?
12. Что лежит в основе определения спектрального класса звезды?
13. Что показывает диаграмма «спектр – светимость»?
14. Какие звезды называют визуально-двойными? Приведите примеры.
15. Какие звезды называют спектрально-двойными? Приведите пример.
16. Какие звезды называют затменно-двойными? Приведите пример.
17. Что такое звездная эволюция?
18. Что такое протозвезда?
19. Укажите три основных этапа рождения звезды.
20. Каков источник энергии, дающий возможность светить звездам главной последовательности?
21. Когда звезда главной последовательности начинает превращаться в красного гиганта?
22. Какая характеристика звезды определяет продолжительность времени ее эволюции в случае сходного химического состава?
23. Почему Солнце перестанет светить как звезда главной последовательности через 5 млрд. лет?
24. Чем объясняется изменение яркости некоторых двойных звезд?
25. От чего зависит светимость звезды?
Ответы:
1. Годичным параллаксом звезды р называется угол, под которым со звезды можно было бы видеть большую полуось земной орбиты (равную 1 а.е.), перпендикулярную направлению на звезду.
2. Видимая звездная величина, которую имела бы звезда, если бы находилась от нас на расстоянии D0 = 10 пк, получила название абсолютной звездной величины М.
3. Длина волны, на которую приходится максимум излучения, зависит от температуры излучающего тела. По мере увеличения температуры положение максимума смещается от красного к фиолетовому концу спектра (закон Вина
мах = 0,29•10-3/Т).
4. Линии в спектре источника, приближающегося к наблюдателю, смещены к фиолетовому концу спектра, а линии в спектре удаляющегося источника – к красному концу спектра.
5. В различии температуры и давления в атмосферах звезд.
6. По измерению годичного параллакса.
7. Цвет звезды зависит от температуры ее фотосферы.
8. Главная последовательность – это последовательность звезд разной массы от наиболее массивных в верхней части до наименее массивных, обладающих наименьшей светимостью, нижней части диаграммы Г-Р.
9. Положение звезды на главной последовательности определяется ее массой.
10. На основании закона Стефана – Больцмана, который гласит, что светимость звезды L = 4R2бT4, где б = 5,67•10-8 Вт/(м2•К4) – постоянная Стефана Больцмана.
11. По температуре, по цвету и виду спектра все звезды разбили на спектральные классы. Звезды расположены в порядке уменьшения температуры, от самых горячих до самых холодных, спектральная классификация выглядит так:
OK («Oh< Be A Fine Girl, Kiss Me» или «О, будь хорошей девочкой, поцелуй меня»; Температура поверхности, цвет и вид спектра.
12. Диаграмма «спектр – светимость» показывает, что звезды данного спектрального класса не могут иметь произвольную светимость и, наоборот, звезды с определенной светимостью не могут иметь любую температуру. звезды называют
13. Визуально-двойными называют такие звезды, которые доступны телескопическим наблюдениям и видны как две отдельные звезды. Например: Альфа Центавра, Проксима Центавра, Мицар в ковше Б. Медведицы, Альбирео в Лебеде.
14. Спектрально-двойные звезды не могут быть разрешены в телескоп. Их двойная природа определяется при изучении спектров. Например: Мицар и его компонент Мицар А.
15. Затменно-двойные звезды располагаются таким образом, что одна из звезд проходит перед второй, ослабляя ее свет через правильные промежутки времени, блеск затменно-двойных звезд регулярно меняется. Например: Алголь (Дьявол) в созвездии Персея.
16. Изменения, которые происходят со звездами по мере их старения, - циклы жизни звезд.
17. Протозвезда – это огромное вращающееся, сжимающееся газообразное облако. Протозвезду можно считать рождающейся звездой, которые образуются внутри существующих в космосе облаков газа и пыли. Протозвезда собирается воедино силами гравитации.
18. Три этапа рождения звезды: 1) гравитационное сжатие газопылевого облака; 2) увеличение внутренней температуры и давления; 3) ядерный синтез.
19. Реакция ядерного синтеза, в которых водород превращается в гелий.
20. Когда все имеющиеся в ядре водородное топливо превратится в гелий.
21. Масса.
22. Солнце покинет главную последовательность, когда весь имеющийся в его ядре водород «выгорит» и внутренних источников энергии больше не станет.
23. Затмением одной звезды другой.
24. От температуры и размеров звезды.
В каждом варианте по 5 вопросов.
1 вариант: 1; 6; 11;16; 21.
2 вариант: 2; 7; 12; 17; 22.
3 вариант: 3; 8; 13; 18;23.
4 вариант: 4; 9;14; 19; 24.
5 вариант: 5; 10; 15;20; 25.
Критерии и нормы оценки за ответ:
Оценка «отлично» ставится, если обучающийся показал полный объем, высокий уровень и качество знаний по данным вопросам, владеет культурой общения и навыками научного изложения материала, устанавливает связь между теоретическими знаниями и способами практической деятельности: ясно, точно и логично отвечает на заданные вопросы.
Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся логично и научно изложил материал, но недостаточно полно определяет практическую значимость теоретических знаний: не высказывает своей точки зрения по данному вопросу, не смог дать достаточно полного ответа на поставленные вопросы.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся при раскрытии вопроса допустил содержательные ошибки, не соотнёс теоретические знания и собственную практическую деятельность, испытывает затруднения при ответе на большинство вопросов.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся показал слабые теоретические и практические знания, допустил грубые ошибки при раскрытии вопроса, не смог ответить на заданные вопросы.
Литература:
1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238, [2] с.: ил., 8 л.
2.Чаругин В.М. Астрономия. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В. М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2018. -144 с.
3. Малахова Г. И., Страут Е. К. Дидактический материал по астрономии. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989. -95 с.
4. Моше Дина. Астрономия: Кн. для учащихся. Пер. с англ./Под ред. А. А. Гурштейна. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.