1.
Предметом изучения химии являются вещества. Внимательно рассмотрите предложенные рисунки. Укажите номер рисунка, на котором изображён объект, содержащий индивидуальное химическое вещество.
2.
Какие вещества содержатся в объектах, изображённых на остальных рисунках? Приведите по ОДНОМУ примеру. Для каждого вещества укажите его химическое название и формулу.
Рис. 1: ___________________________(название) __________________(формула).
Рис. 2: ___________________________(название) __________________(формула).
Рис. 3: ___________________________(название) __________________(формула).
3.
Превращение одних веществ в другие называется химической реакцией. Укажите, в ходе какого из приведённых ниже процессов протекает химическая реакция.
1. Полёт планера.
2. Образование осадка соли при охлаждении её горячего насыщенного раствора.
3. Гашение питьевой соды уксусом.
4.
Укажите один ЛЮБОЙ признак протекания этой химической реакции.
5.
В таблице приведены названия и химические формулы некоторых газообразных веществ.
№ |
Название вещества |
Формула |
Молярная масса, г/моль |
1 |
Озон |
|
|
2 |
Неон |
|
|
3 |
Аммиак |
|
|
Используя предложенные Вам справочные материалы, вычислите молярные массы каждого из газов и запишите полученные данные в таблицу.
6.
Какой из приведённых в таблице газов при утечке его из резервуара будет стелиться по земле, потому что он тяжелее воздуха? (Средняя молярная масса воздуха равна 29 г/моль.) Укажите номер вещества.
7.
Даны два химических элемента: А и Б. Известно, что в атоме элемента А суммарно содержится 28 протонов и электронов, а в атоме элемента Б − 13 электронов.
4.1. Используя Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева, определите химические элементы А и Б.
4.2. Укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, в которых расположен каждый элемент.
4.3. Установите, металлом или неметаллом являются простые вещества, образованные этими химическими элементами.
4.4. Составьте формулы высших оксидов, которые образуют элементы А и Б.
Ответы запишите в таблицу:
Элемент |
Название химического элемента |
Номер периода |
Номер группы |
Металл или неметалл |
Формула высшего оксида |
A |
|
|
|
|
|
Б |
|
|
|
|
|
8.
Рабочие переработали 640 кг колумбита (горной породы) с целью получения ниобия. Используя данные приведённой ниже таблицы, определите, какую массу ниобия добыли рабочие за смену. Ответ подтвердите расчётом.
Содержание ниобия в некоторых рудах
Минерал |
Колумбит |
Пирохлор |
Лопарит |
Ильменит |
Касситерит |
Массовая доля ниобия, % |
64,35 |
57,14 |
19,37 |
0,24 |
1,85 |
9.
Рабочие переработали 640 кг колумбита (горной породы) с целью получения ниобия.
Какую долю суточной выработки (460 кг) составляет добытое количество ниобия? Ответ подтвердите расчётом. Ответ округлите до сотых процента.
10.
Напишите химические формулы каждого из указанных веществ:
Магний — ______________. Водород — ______________. Кислород — ___________________.
Оксид олова(IV) — ___________________. Серная кислота — ________________________.
Сульфат магния — ____________________. Олово — ________________________________.
11.
Какое из веществ, упоминаемых в перечне, соответствует следующему описанию: «Бесцветная жидкость, раствор которой окрашивающая лакмус в красный цвет»?
12.
Из данного перечня выберите ЛЮБОЕ СЛОЖНОЕ вещество. Запишите его химическую формулу и укажите, к какому классу неорганических соединений оно относится:
Формула вещества |
Класс соединения |
|
|
Формулу вещества введите в формате: Al2(SO4)3.
13.
Из приведённого перечня веществ выберите ЛЮБОЕ соединение, состоящее из атомов ТРЁХ элементов, содержащее серу. Вычислите массовую долю кислорода в этом соединении.
14.
Вычислите массу 2,5 моль газообразного водорода.
15.
Составьте уравнения указанных реакций, используя химические формулы веществ из п. 6.1.
Ниже даны описания двух химических превращений с участием веществ, перечень которых был приведён в задании 6:
(1) гидроксид алюминия → оксид алюминия + вода;
(2) сульфид натрия + хлороводород (р-р) → хлорид натрия + сероводород.
16.
В зависимости от числа и состава веществ, вступающих в химическую реакцию и образующихся в результате неё, различают реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Выберите ЛЮБУЮ реакцию (1) или (2) и укажите её тип.
17.
Из приборов, изображённых на рисунках, выберите тот, с помощью которого можно выделить хлорид натрия из его водного раствора. Какой метод разделения веществ при этом используется? Почему прибор, изображённый на другом рисунке, не может быть использован для выделения хлорида натрия из его водного раствора?
18.
Установите соответствие между названием химического вещества и областью его применения. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА
А) водород
Б) хлор
В) карбонат кальция
Г) хлороводород
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1) газ для обеззараживания воды в бассейнах
2) основной компонент школьного мела
3) экологически чистое топливо
4) электролит в щелочных аккумуляторах
5) основной компонент соляной кислоты
19.
Из приведённого списка выберите верные суждения о правилах поведения в химической лаборатории и обращения с химическими веществами в быту. В ответе запишите цифры, под которыми они указаны. (В задании может быть несколько верных суждений.)
1) Пероксид водорода следует хранить в склянках из тёмного стекла, потому что на свету он разлагается.
2) Препараты бытовой химии, как правило, безвредны для человека, поэтому с ними можно работать голыми руками: их попадание на кожу никогда не может привести к ожогам.
3) Неиспользованные реактивы можно вылить (высыпать) в склянки, в которых они хранились ранее.
4) При ознакомлении с запахом вещества необходимо держать склянку на расстоянии в 15–20 см от лица и направлять воздух от отверстия склянки на себя лёгкими движениями руки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.