Проверочная работа по дисциплине Музыка
7класс
Цель: проверить понимание и восприятие учащимися эмоционально-образного языка и стиля композиторов, с творчеством которых учащиеся познакомились в рамках учебного курса.
Материал и рабочее оборудование, необходимое для проведения проверочной работы:
1) Аудио магнитола, записи следующих сочинений:
( П.И. Чайковский «Осенняя песня», Увертюра «1812 год» вступление, главная партия, главная тема из балета «Лебединое озеро», «Русский танец» молитва «Отче наш» любая П.И. Чайковского (произведения ставить фрагментарно, так как это материал уже изучен, происходит лишь обобщение и сравнение»
Бетховен увертюра «Эгмонт», «Лунная соната»
С.С. Прокофьев танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта», Д. Шостакович «Ленинградская симфония» 1 часть, (вступление, лейтмотив нашествия) Бах арию альта из оратории «Страсти по Матфею», «Во царствии твоем» Бортнянский (любой вариант)
Порядок выполнения работы:
A) Включить воспроизведение фрагментов произведений П.И. Чайковского в сл. Порядке: «Осенняя песнь», вступление главная и побочная партия увертюры«1812 год2, главной темы из балета «Лебединое озеро», «Русский танец» «Отче Наш»
Учащиеся должны определить следующие особенности стиля композитора:
1. Творческий стиль русского композитора П.И. Чайковского можно определить, как:
А) Стиль романтика
Б) Стиль строго классика
2. Для эмоционально-образного содержания музыки П.И. Чайковского характерны:
А) Полное отсутствие эмоциональности, в музыке ощущается рационализм, математическая строгость, содержание образов мне не очень понятны, музыка никакого эмоционального впечатления на меня не производит.
Б) П.И. Чайковский – глубокий романтик, однако для его творчества характерно обращения только к образам природы и религиозным сюжетам. Его музыка приятно слушается, в его сочинениях я вижу красоту родной природы и сказку.
В) П.И. Чайковский композитор с глубочайшим миром эмоциональных переживаний, отражающих мир человеческой души, в своём творчестве он обращается и к религиозным сюжетам, сквозь призму православия олицетворил дух непобедимой России, обращается композитор и к картинам природы, и к сказочной тематике. Его музыка глубоко проникновенна и чувственна. Когда она звучит я погружаюсь внутрь себя и переживаю каждое мгновение звучания.
3. В какое симфоническое сочинение П.И. Чайковского началось с молитвы? _________________________
4. Какая молитва звучала как самостоятельное произведение?________________
Больше всего мне понравилось его сочинение ____________________
Потому, что _____________________________.
С)Далее учитель включает звучание произведений Л.В. Бетховена в следующем порядке «Эгмонт» (фрагментарно) вступление, Г.П. П.П. (главная , побочная партии) репризу, коду. Симфонию №5 (экспозицию) «Лунная соната» Дети должны определить:
5. В какой части увертюры «Эгмонт» представлены прощание с героем?
А) Вступление
Б) Кода
В) Главная партия
6. В какой части увертюры композитор воплотил образы победы:
А) Главная партия
Б) Кода
(звучит фрагмент «Лунной сонаты»
Какое сочинение Л.В. Бетховена мне понравилось больше всего и почему?
______________________________________________________________
7. Для творческого стиля известного немецкого композитора Л.В. Бетховена характерны:
А) Лирический тип образов как основа стиля
Б) Героических образов как основа стиля
В) Комбинированное сочетание и героических и лирических образов, где тема борьбы за свободу и права является основной, однако романтика лирических переживаний также не чужда композитору.
D)Далее учитель воспроизводит запись танца рыцарей из балета «Ромео и Джульетта» (целиком) задача детей прослушать до конца произведение и ответить на вопрос:
8. В каком произведении тип развития драматургии предполагал сопоставление двух противоположных образов, а в каком конкретные элементы диалога и борьбы двух разнополярных образов между собой?
А) танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта» (конфликт или сопоставление) _______________
Б) Увертюра «Эгмонт» Л.В. Бетховена ______________________
E) Далее учитель воспроизводит звучание Арии И.С. Баха из оратории «Страстей по Матфею» и «Во царствии твоем» Бортнянский
Задача учащихся, прослушав оба произведения, ответить на вопрос:
9. Какое из произведений было религиозным сочинением православной (молитвой), а какое католическим произведением и почему
10. Какое из сочинений является произведением Acapella, партесным произведением, а какое камерным сочинением для хора, солистов и оркестра?________________________________________
11. В чём фундаментальное отличие православных религиозных песнопений от религиозных сочинений запада?
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
____________место для ответа учащихся _______________________________________
12. Что является основой религиозной музыки православия?
А) Григорианский хорал
Б) Знаменный распев
13. По стилю И.С. Бах
А) классик
Б) Классик – философ
14. Кто из перечисленных композиторов не писал религиозных сочинений?
А) С.В. Рахманинов
Б) С.С. Прокофьев
В) Г. Свиридов
Последнее задание:
Звучит 1 часть фрагментарно (вступление, разработка) «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича
Детям необходимо определить: в какой части симфонии звучит лейтмотив нашествия фашистов?
А) тема вступления
Б) разработка
15. В чём разница музыкального стиля Шостаковича и Чайковского?
А) И Чайковский и Шостакович похожи по стилю полностью.
Б) Шостакович передаёт мир страданий через очень тяжёлую для восприятия гармонию (образы покалеченных в войне людей, а творчество)П.И. Чайковского также передаёт мир переживаний и духовной борьбы, но музыкальный язык Чайковского более мягкий и мелодичный. Его творческий стиль – романтика 19 века, а Шостакович – суровый реалист 20 в.
Какое сочинение из прослушанных понравилось больше всего?
_______________________________________________________
( На усмотрение учителя эти задания можно сократить, разбить на два урока, включить какие - то элементы данной работы в структуру другого урока) В данном случае просто дан план-возможных проверок, сочетающих в себе и выявление теоретических знаний и проверку эмоционального восприятия и музыкального понимания мира художественных образов) Автор частично использует элементы подобных проверок в структуре каждого урока. Такие проверки интересны учащимся. Во время работы можно использовать презентации, кроссворды, викторины.
Желаю удачи, с уважением, начинающий учитель, Александр Никулица.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.