Проверочная работа по теме "Хемо - и фото синтез"
Оценка 5

Проверочная работа по теме "Хемо - и фото синтез"

Оценка 5
Контроль знаний
docx
биология
11 кл
31.01.2020
Проверочная работа по теме "Хемо - и фото синтез"
10 класс ХЕМО-ФОТОСИНТЕЗ.docx

Биология 10 класс

Практическая работа

Тема: «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза»

Цель:  1) сравнить процессы фотосинтеза и хемосинтеза, особенности процессов фотосинтеза и

хемосинтеза;

            2) выяснить значение фотосинтеза и хемосинтеза для биосферы.

 

Оборудование и материалы: методическое руководство по выполнению практической  работы  «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза», «схемы, отражающие суть процессов фотосинтеза и хемосинтеза в клетках организмов» в учебнике.

 

Ход работы:

1.Рассмотрите схемы фотосинтеза и хемосинтеза в клетках в учебнике.

2.Заполните таблицу «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза».

Признаки для сравнения

 

Фотосинтез

 

Хемосинтез

 

Определение  данных процессов

 

 

Где в клетке происходит.

 

 

Наличие световой и темновой фазы процесса.

 

 

Источник энергии для

осуществления этих процессов.

 

 

В каком веществе запасается энергия.

 

 

Наличие пигментов.

 

 

Использование кислорода.

 

 

Источник углерода.

 

 

Конечные продукты реакций.

 

 

Характерен для организмов.

 

 

К какому Царству относятся

организмы.

 

 

Способ питания организмов.

 

 

Уравнения реакций.

 

 

Фамилия учёного открывшего процесс

 

 

Биологическая роль процесса.

 

 

Значение процессов в биосфере.

 

 

 

3. Установить соответствия:

А) Окисляют аммиак

1. Железобактерии            

Б) 2S + 3O2+ 2H2O → 2H2SO4 + E

В) Окисляют двухвалентное железо до трехвалентного

2. Водородные бактерии

 

Г) 2H2+ O2→ 2H2O + E

Д) 4FeCO3+ O2+ 6H2O → Fe(OH)3+ 4CO2+ E (энергия)

3. Серобактерии

 

Е) Окисление водорода до органических веществ

Ж) 2H2S + O2→ 2H2O + 2S + E

4. Нитрофицирующие бактерии.

З) Окисляют сероводород до молекулярной серы или до солей серной кислот

И)  2NH3+ 3O2→ HNO2+ 2H2O + E

 

4. Решить задачи:

1) Человек за сутки потребляет примерно 430 г кислорода. Дерево средней величины поглощает около 30 кг углекислого газа в год. Сколько деревьев необходимо, чтобы обеспечить одного человека кислородом?

2) Сколько глюкозы, синтезируемой в процессе фотосинтеза, приходится на каждого из 6 млрд жителей Земли в год?    За год вся растительность планеты производит около 130 000 млн т сахаров.

 

 

 

 

 

4.Выполнить тестовые задания:

Вариант 1.

А1. Фотосинтез связан с:

1) расщеплением органических веществ до неорганических

2) созданием органических веществ из неорганических

3) химическим превращения глюкозы в крахмал

4) образованием целлюлозы

А2. Исходным материалом для фотосинтеза служат

1) белки и углеводы                                                 2) углекислый газ и вода

3) кислород и АТФ                                                  4) глюкоза и кислород

А3. Световая фаза фотосинтеза происходит

1) в гранах хлоропластов                                        2) в лейкопластах

3) в строме хлоропластов                                       4) в митохондриях

А4. Энергия возбужденных электронов в световой стадии используется для:

1) синтеза АТФ                                                2) синтеза глюкозы

3) синтеза белков                                             4) расщепления углеводов

А5. В результате фотосинтеза в хлоропластах образуются:

1) углекислый газ и кислород                         2) глюкоза, АТФ и кислород

3) белки, жиры, углеводы                                4) углекислый газ, АТФ и вода

А6. К хемотрофным организмам относятся

1) возбудители туберкулеза                         2) молочнокислые бактерии

3) серобактерии                                            4) вирусы

А7. Фотосинтез связан с:

1) расщеплением органических веществ до неорганических

2) созданием органических веществ из неорганических

3) химическим превращения глюкозы в крахмал

4) образованием целлюлозы

А8. Исходным материалом для фотосинтеза служат

1) белки и углеводы                                  2) углекислый газ и вода

3) кислород и АТФ                                   4) глюкоза и кислород

А9. Световая фаза фотосинтеза происходит

1) в гранах хлоропластов                          2) в лейкопластах

3) в строме хлоропластов                         4) в митохондриях

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В1. Выберите процессы, происходящие в световой фазе фотосинтеза

1) фотолиз воды

2) образование глюкозы

3) синтез АТФ и НАДФ • Н

4) использование СО2

5) образование О2

6) использование энергии АТФ

В2. Выберите вещества, участвующие в процессе фотосинтеза

1) целлюлоза

2) гликоген

3) хлорофилл

4) СО2

5) вода

6) нуклеиновые кислоты

 

В1

 

В2

 

Вывод:

1.      Какие организмы называют автотрофами?

2.      Какие типы  питания существуют в природе?

3.       Каково значение фотосинтеза для всего живого на Земле, для круговорота веществ в природе?

4.      Каково значение хемосинтеза для всего живого на Земле, для круговорота веществ в природе?

4.Выполнить тестовые задания:

Вариант 2.

 

А1. Энергия возбужденных электронов в световой стадии используется для:

1) синтеза АТФ                                                 2) синтеза глюкозы

3) синтеза белков                                              4) расщепления углеводов

А2. В результате фотосинтеза в хлоропластах образуются:

1) углекислый газ и кислород                         2) глюкоза, АТФ и кислород

3) белки, жиры, углеводы                                4) углекислый газ, АТФ и вода

А3. К хемотрофным организмам относятся

1) возбудители туберкулеза                           2) молочнокислые бактерии

3) серобактерии                                               4) вирусы

А4. Организмы, способные фотосинтезу относят к:

1) хемоавтотрофам;                                      2) фотоавтотрофам;

3) миксотрофам;                                           4) гетеротрофам

А5. Биологический смысл процесса фотосинтеза состоит в образовании:

1) нуклеиновых кислот;                                2) белков;

3) углеводов;                                                  4) жиров.

А6. Какие из перечисленных организмов способны к фотосинтезу?

1) пеницилл и дрожжи;                              2) ольха и серобактерии;

3) инфузория и эвглена зелёная;              4) клён и цианобактерии

А7. Кислород, выделяющийся при фотосинтезе, образуется при распаде:

1) глюкозы;                                   2) АТФ;

3) воды;                                         4) белков.

А8. Какие лучи солнечного спектра используются растениями для фотосинтеза?

1) красные и зелёные;                   2) красные и синие;

3) зеленые и синие;                       4) все.

А9. Какие пластиды содержат пигмент хлорофилл?

1) лейкопласты;                             2) хлоропласты;

3) хромопласты;                            4) все пластиды.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В1. Выберите процессы, происходящие в световой фазе фотосинтеза

1) фотолиз воды

2) образование глюкозы

3) синтез АТФ и НАДФ • Н

4) использование СО2

5) образование О2

6) использование энергии АТФ

В2. Выберите вещества, участвующие в процессе фотосинтеза

1) целлюлоза

2) гликоген

3) хлорофилл

4) СО2

5) вода

6) нуклеиновые кислоты

 

В1

 

В2

 

 

Вывод:

5.      Какие организмы называют автотрофами?

6.      Какие типы  питания существуют в природе?

7.       Каково значение фотосинтеза для всего живого на Земле, для круговорота веществ в природе?

8.      Каково значение хемосинтеза для всего живого на Земле, для круговорота веществ в природе?

 

Страница  учителя

№1. Заполните таблицу «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза».

Признаки для сравнения

 

Фотосинтез

 

Хемосинтез

 

Определение

Процесс синтеза органических веществ из неорганических под действием энергии Солнца в хлоропластах

Процесс синтеза органических веществ из углекислого газа и воды осуществляемый за счет энергии окисления неорганических веществ (NH3, H2, H2S  и др.)

Где в клетке происходит.

хлоропласты

Клетки бактерий

Наличие световой и темновой  фазы процесса.

Есть

Нет

Источник энергии для

осуществления этих процессов.

Солнечный  свет

Окисление неорганических соединений

В каком веществе запасается энергия.

АТФ

АТФ

Наличие пигментов.

Есть

Нет

Использование кислорода.

Да

Да

Источник углерода .

Углекислый газ

Углекислый газ

Конечные продукты реакций.

Органические  соединения (углеводы)

Органические соединения: Углеводы +побочные продукты (Соли железаII и железа III, сероводород, сульфаты, нитриты, нитраты, соли аммония )

Характерен для организмов.

сине- зеленые водоросли (цианобактерии), зеленые растения

(серобактерии, азотбактерии,железобактерии,  и др.).

К какому Царству относятся

организмы.

Растения. Бактерии

Бактерии – хемосинтетики 

Способ питания организмов.

Автотрофы : фототрофы

Автотрофы: Хемотрофы

Уравнения реакций.

2Н+ + 4е- + НАДФ+ → НАДФ • Н;

 фотолиз воды: 2Н2О → 4Н+ + 4е- + О2.

·         6 СО2 + 6 Н2О = С6Н12О6 + 6О2

 

2S + 3O2+ 2H2O → 2H2SO4 + E

2H2+ O2→ 2H2O + E

4FeCO3+ O2+ 6H2O → Fe(OH)3+ 4CO2+ E (энергия)

2H2S + O2→ 2H2O + 2S + E

2NH3+ 3O2→ HNO2+ 2H2O + E

Фамилия учёного открывшего процесс

 1630 г. ван Гельмонта.(дерево в кадке)

Джозеф Пристли (1771г. Стеклянный колпак, растение и мышь)

 

Виноградский (1887г.)

Биологическая роль процесса.

Круговорот веществ в природе

Круговорот веществ в природе

Значение процессов в биосфере.

Зеленые растения синтезируют органические вещества, необходимые для жизнедеятельности всего живого

Очистка сточных вод, накопление в почве минеральных веществ, повышение плодородия почвы.

 

№2. Установить соответствия:

1

В Д

2

Е Г

3

З Б Ж

4

А  И

 

 

 

 

 

№3.Решить задачи:

1) Человек за сутки потребляет примерно 430 г кислорода. Дерево средней величины поглощает около 30 кг углекислого газа в год. Сколько деревьев необходимо, чтобы обеспечить одного человека кислородом?

● За год человек потребляет: 430 г × 365 = 156 950 г кислорода.

● Рассчитаем химическое количество углекислого газа, поглощаемого за год одним деревом:

М (СО2) = 12 + 16 × 2 = 44 г/моль. n (СО2) = m : М = 30 000 г : 44 г/моль ≈ 681,8 моль.

● Суммарное уравнение фотосинтеза:     6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2

Поглощение 6 моль углекислого газа сопровождается выделением 6 моль кислорода.

Значит, поглощая за год 681,8 моль углекислого газа, дерево выделяет 681,8 моль кислорода.

● Найдём массу кислорода, выделяемого деревом за год:

       М (О2) = 16 × 2 = 32 г/моль.

        m (О2) = n × M = 681,8 моль × 32 г/моль = 21 817,6 г

● Определим, сколько деревьев необходимо, чтобы обеспечить одного человека кислородом.

      Количество деревьев = 156 950 г : 21 817,6 ≈ 7,2 дерева.

Ответ: для того, чтобы обеспечить одного человека кислородом, в среднем понадобится 7,2 дерева (допустимыми ответами будут «8 деревьев» или «7 деревьев»).

 

2) Сколько глюкозы, синтезируемой в процессе фотосинтеза, приходится на каждого из 6 млрд жителей Земли в год? За год вся растительность планеты производит около 130 000 млн т сахаров.

Растения Земли все вместе ежегодно производят 130 000 млн т сахаров. 
130 000 млн т = 130 000 000 000 т 
130 000 000 000 : 6 000 000 000 жителей = 21,7 т на одного человека в год

 

№4.

Вариант 1.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В1

 

В2

 

 

Вариант 2.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В1

 

В2

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

1.      Какие организмы называют автотрофами?

2.      Какие типы  питания существуют в природе?

3.       Каково значение фотосинтеза для всего живого на Земле, для круговорота веществ в природе?

А) основа питания всех живых существ

Б) образование свободного кислорода

В) из кислорода образуется озоновый слой защищающий организмы от УФ – радиации

Г) поддерживает современный состав атмосферы

Д) обеспечивает круговорот углерода в биосфере, не давая накапливаться углекислому газу и препятствуя тем самым возникновению парникового эффекта и перегреву Земли.

Е) Образующиеся в результате фотосинтеза органические вещества не расходуются другими организмами полностью, значительная их часть в течение миллионов лет образовала залежи полезных ископаемых (каменного и бурого угля, нефти).

 

4.      Каково значение хемосинтеза для всего живого на Земле, для круговорота веществ в природе?

А)  важную роль в круговороте веществ, особенно азота, поддерживают плодородие почв.

Б) значительную роль играют в биогеохимических циклах химических элементов в биосфере, так как в процессе их жизнедеятельности образовались залежи многих полезных ископаемых

В) они являются источниками органического вещества на планете, то есть продуцентами,

Г) делают доступным целый ряд неорганических веществ и для растений, и для других организмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Биология 10 класс Практическая работа

Биология 10 класс Практическая работа

Выполнить тестовые задания: Вариант 1

Выполнить тестовые задания: Вариант 1

Выполнить тестовые задания: Вариант 2

Выполнить тестовые задания: Вариант 2

Страница учителя №1. Заполните таблицу «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза»

Страница учителя №1. Заполните таблицу «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза»

Решить задачи: 1) Человек за сутки потребляет примерно 430 г кислорода

Решить задачи: 1) Человек за сутки потребляет примерно 430 г кислорода

Вывод: 1. Какие организмы называют автотрофами? 2

Вывод: 1. Какие организмы называют автотрофами? 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020