Проверочная работа по астрономии на тему "Активные галактики. Квазары"(10-11 кл., астрономия)
Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
астрономия
10 кл—11 кл
08.05.2018
Проверка и оценка знаний - обязательное условие результативности учебного процесса. Проверочная работа рассчитана на 8-10 минут. Использование предлагаемой работы не исключает применения других форм и методов проверки знаний и умений учащихся, таких, как устный опрос , подготовка докладов, эссе, рефератов. тестовый тематический контроль может проводиться устно, письменно, фронтально или по группам с разным уровнем подготовки. Подобная проверка достаточно объективна, экономна по времени, обеспечивает индивидуальный подход.
Квазары.docx
Предмет: Астрономия.
Класс: 10 11
Учитель: Елакова Галина Владимировна.
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» г Канаш Чувашской Республики
Проверочная работа по теме «Активные галактики. Квазары».
Проверка и оценка знаний – обязательное условие результативности учебного процесса.
Тестовый тематический контроль может проводиться письменно или по группам с разным
уровнем подготовки. Подобная проверка достаточно объективна, экономна по времени,
обеспечивает индивидуальный подход. Кроме того, учащиеся могут использовать тесты
для подготовки к зачетам и ВПР. Использование предлагаемой работы не исключает
применения и других форм и методов проверки знаний и умений учащихся, как устный
опрос, подготовка проектных работ, рефератов, эссе и т.д. Контрольная работа дается на
весь урок.
Итоговая проверка проводится по теме, разделу, за полугодие. Основная функция
контролирующая. Любая проверка носит обязательно и обучающую функцию, так как
помогает повторить, закрепить, привести знания в систему. При проверке контрольного
теста выявляют типичные ошибки и затруднения. Достоинства: может охватывать
большой объем материала. Недостаток: дают проверку окончательного результата, но не
показывают ход решения.
Ориентирующая функция проверки ориентирует учителя на слабые и сильные стороны
усвоения материала. Сам процесс проверки помогает учащимся выделить главное в
изучаемом, а учителю определить степень усвоения этого главного.
Обучающая функция. Самая главная функция проверки. Проверка помогает уточнить и
закрепить знания выполнения проверочных заданий. Способствует формированию знаний
до более высокого уровня. Формирует умение самостоятельности и работы с книгами.
Контролирующая. Для контрольных работ и самостоятельных работ она является
главной.
Диагностирующая. Устанавливает причины успехов и неудач учащихся. Проводятся
специальные диагностирующие работы, которые определяют уровень усвоения знаний (их 4
уровня).
Развивающая функция. Проверка определяет способности у обучающегося
распоряжаться объемом своих знаний и умением строить собственный алгоритм решения
задач.
Воспитательная функция. Приучает учащихся к отчетности, дисциплинирует их,
прививает чувство ответственности, необходимости систематических занятий.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной
ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при
допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной
негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырехпяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы. Вариант I:
1. Галактики, в ядрах которых происходят бурные процессы выделения энергии,
называются …
А. квазарами.
Б. пекулярными.
В. активными.
2. Звездное скопление – это …
А. группа звезд, которые расположены близко друг к другу и связаны взаимным
тяготением.
Б. мощные источники радиоизлучения, а также являются мощными источниками
инфракрасного, рентгеновского и гаммаизлучения.
В. огромное скопление звезд, газа и пыли, удерживаемое в пространстве силами
гравитации.
3. Активность квазаров связана…
А. с активностью сверхмассивной черной дыры в центре галактики.
Б. с тем, что потоки водорода, вылетающие со скоростью 1000 км/с, в результате
происходящих внутри бурных процессов.
В. имеют много газа и пыли, много молодых массивных горячих звезд, расположенных в
спиральных рукавах, в которых идет активный процесс образования звезд.
4. Спиральные галактики и спиральные галактики с перемычкой …
А. не вращаются, почти не содержат газа и пыли и молодых горячих звезд.
Б. медленно вращаются, содержат много молодых горячих звезд.
В. имеют много газа и пыли, много молодых массивных горячих звезд, расположенных в
спиральных рукавах, в которых идет активный процесс образования звезд.
5. Закон Хаббла:
А. Смещение спектральных линий вызвано движением (удалением) излучающего объекта
(галактики) со скоростью υ по направлению от наблюдателя это…
Б. Скорость удаления галактик возрастает прямо пропорционально расстоянию до них:
υ =H∙ r
В. Угловая скорость вращения убывает по мере удаления от центра, а линейная возрастает,
достигая максимального значения на том расстоянии, на котором находится Солнце, а
затем практически остается постоянной.
6. На каком расстоянии от нас находится галактика, имеющая скорость удаления
1,5 ? 104км/с? (75 км/(с?Мпк)).
А. 500 Мпк
Б. 200 Мпк
В. 1500 Мпк
7. На каком расстоянии находится галактика, если скорость ее удаления
составляет 2? 104км/с? (Постоянную Хаббла принять равной 75 км/(с?Мпк)
А. 458 Мпк
Б. 266 Мпк
В. 796 Мпк ?104)", что больше 120", поэтому видеть невооруженным глазом можно.
?104)", поэтому видеть невооруженным глазом можно.
8. Можно ли увидеть на небе невооруженным глазом туманность Андромеды,
если расстояние до нее составляет 5?105 пк, а линейный диаметр 3,5 ?104 пк?
Разрешающая способность глаза 2'.
ρ
А.
= (1,4
ρ
Б.
= (5,4
ρ
В.
= 1,4", поэтому видеть невооруженным глазом нельзя.
Вариант II:
1. Квазары – это…
А. мощные источники радиоизлучения, а также являются мощными источниками
инфракрасного, рентгеновского и гаммаизлучения.
Б. огромное скопление звезд, газа и пыли, удерживаемое в пространстве силами
гравитации.
В. сырье для образования новых звезд.
2. Звездная ассоциация – это …
А. группа звезд, которые расположены близко друг к другу и связаны взаимным
тяготением.
Б. группировки наиболее молодых звезд, не связанных гравитационно.
В. огромное скопление звезд, газа и пыли, удерживаемое в пространстве силами
гравитации.
3. Эллиптические галактики …
А. имеют много газа и пыли, много молодых массивных горячих звезд, расположенных в
спиральных рукавах, в которых идет активный процесс образования звезд.
Б. не вращаются, почти не содержат газа и пыли и молодых горячих звезд.
В. медленно вращаются, содержат много молодых горячих звезд.
4. Смещение спектральных линий вызвано движением (удалением) излучающего
объекта (галактики) со скоростью υ по направлению от наблюдателя это…
А. закон Хаббла.
Б. эффект Доплера.
В. закон Вина.
5. Подберите правильное описание к объекту: имеют наибольшие из известных
красные смещения…
А. Радиогалактики.
Б. Взрывающиеся галактики.
В. Квазары.
6. Самый близкий к нам квазар 3С273 имеет красное смещение z = 0,158. На
каком расстоянии находится квазар, если H = 75 км/(с?Мпк)?
А. 632 Мпк
Б.590 Мпк
В. 200 Мпк
7. Какова скорость удаления галактики, находящейся от нас расстоянии 3 ? 108 пк?
А. 2,25 ∙ 104 км/с
Б. 72,5 ∙ 104 км/с ≈
≈
≈
υ
= с?
≈
4,3 ∙ 10
3 пк.
ρ
r / D;
= υ H ∙ r. Расстояние
84,8 ∙ 10
79,4 ∙ 10
4,3 ∙ 10
5 пк.
4 пк.
3 пк.
= ρ 3,5 ? 104 пк ? (2 ? 104)" / 5?105 пк = (1,4?104)", что
/ υ H = 2? 104км/с / 7,5 ? 10 км/ (с?Мпк) =0,266∙103Мпк = 266 Мпк.
= 206265"∙
В. 0,28 ∙ 104 км/с
8. Каков линейный диаметр галактики, если она видна под углом 1º, а расстояние
до нее составляет 2,4 ∙ 105 пк?
А.
Б.
В.
Ответы:
Вариант I: 1 В; 2 – А; 3 – А; 4 – В; 5 – Б; 6 – Б;7 – Б; 8 – А.
Вариант II: 1 – А; 2 – Б; 3 – Б; 4 – Б; 5 В; 6 – А; 7 – А; 8 – В.
Решения.
Вариант I:
Задача №6: По закону Хаббла:
r = 1,5 ∙ 104км/с / 7,5 ? 10 км/ (с?Мпк) = 0,2 ∙103Мпк =200 Мпк.
Задача №7: r =
Задача №8:
больше 120", поэтому видеть невооруженным глазом можно.
Вариант II:
Задача №6: Галактика удаляется со скоростью
= υ H ∙ r. Расстояние
км/с. По закону Хаббла:
r = 4,74∙104км/с / 7,5 ? 10 км/ (с?Мпк) = 0,632 ∙103Мпк =632 Мпк.
Задача №7:1 пк = 206265 а.е. = 3, 086 ?1016м. По закону Хаббла:
= υ H ∙ r = 75 км/(с Мпк) ? 300 Мпк = 2,25 ∙ 104км/с.
Задача №8: r = Dб / 206265"; r = 2,4 ∙ 105 пк ∙3600" / (2 ∙ 105)"
Литература:
1. Малахова И.М.: Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя, / И. М.
Малахова, Е.К. Страут, М.: Просвещение, 1989. 96 с.
2. Орлов В.Ф.:«300 вопросов по астрономии», издательство «Просвещение», / В.Ф. Орлов
Москва, 1967.
3. Моше Д.: Астрономия: Кн. для учащихся. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Гурштейна./ Д.
Моше – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
4. ВоронцовВильяминов Б.А. «Астрономия», / Б.А. ВоронцовВильяминов, Е.К. Страут;
Издательство «Дрофа».
5. Левитан Е.П., «Астрономия»: учеб. для 11 кл., общеобразоват. учреждений/ Е. П.
Левитан: М.: «Просвещение»,1994. – 207 с.
z = 3?105(км/с)∙0,158 = 47400
Проверочная работа по астрономии на тему "Активные галактики. Квазары"(10-11 кл., астрономия)
Проверочная работа по астрономии на тему "Активные галактики. Квазары"(10-11 кл., астрономия)
Проверочная работа по астрономии на тему "Активные галактики. Квазары"(10-11 кл., астрономия)
Проверочная работа по астрономии на тему "Активные галактики. Квазары"(10-11 кл., астрономия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.