Проверочная работа по астрономии на тему "Кометы, метеоры и метеориты"(10-11 классы)
Оценка 5

Проверочная работа по астрономии на тему "Кометы, метеоры и метеориты"(10-11 классы)

Оценка 5
Контроль знаний
doc
астрономия
10 кл—11 кл
04.03.2018
Проверочная работа по астрономии на тему "Кометы, метеоры и метеориты"(10-11 классы)
Проверка и оценка знаний -обязательное условие результативности учебного процесса. Тестовый тематический контроль может проводиться устно или письменно, фронтально или по группам с разным уровнем подготовки. Подобная проверка достаточна объективна, экономна по времени, обеспечивает индивидуальный подход. Кроме того, учащиеся могут использовать тесты для подготовки к зачетам и ВПР.
Метеоры.doc
Предмет: Астрономия. Класс: 10 ­11 Учитель: Елакова Галина Владимировна. Место   работы:   Муниципальное     бюджетное   общеобразовательное     учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г Канаш Чувашской Республики  Проверочная работа по теме «Кометы, метеоры и метеориты».     Проверка и оценка знаний – обязательное условие результативности учебного процесса. Тестовый тематический контроль может проводиться письменно или по группам с разным уровнем подготовки. Подобная проверка достаточно объективна, экономна по времени, обеспечивает индивидуальный подход. Кроме того, учащиеся могут использовать тесты для   подготовки   к   зачетам   и   ВПР.   Использование   предлагаемой   работы   не   исключает применения и других форм и методов проверки знаний и умений учащихся, таких как устный опрос, подготовка проектных работ, рефератов, докладов, эссе и т. д.                                              Вариант I: 1. Каков был общий исторический взгляд на кометы? А. Кометы считались сверхъестественными явлениями, приносящими людям несчастье. Б.   Кометы   –   это   члены   Солнечной   системы,   которые   в   своем   движении   подчиняются законам физики и не имеют мистического значения.  2. Почему комета удаляется от Солнца хвостом вперед? А. Кометные хвосты образуются в результате давления солнечного излучения, которое  всегда направлено от Солнца, так что хвост кометы всегда направлен от Солнца. Б. Кометные хвосты образуются в результате давления солнечного излучения и солнечного  ветра, которые всегда направлены от Солнца, так что хвост кометы также всегда направлен от Солнца. В. Кометные хвосты образуются в результате солнечного ветра, который всегда направлен  от Солнца, так что хвост кометы всегда направлен от Солнца. 3. Что такое «падающая звезда»? А. Очень маленькие твердые частички, обращающиеся вокруг Солнца. Б. Это полоска света, которая становится видна в момент полного сгорания метеорного  тела. В. Это кусок камня или металла, прилетевший из космических глубин. 4. Как можно отличить на звездном небе астероид от звезды? А. По перемещению относительно звезд. Б. По вытянутым (с большим эксцентриситетом) эллиптическим орбитам. В. Астероиды не меняют своего положения на звездном небе. 5. Можно ли на Луне наблюдать метеоры? А. Да, метеоры можно наблюдать везде. Б. Нет, вследствие отсутствия атмосферы. В. Да, метеоры можно наблюдать на Луне, так как отсутствие атмосферы роли не играет.  6. Где в Солнечной системе располагаются орбиты большинства астероидов? Чем орбиты некоторых астероидов отличаются от орбит больших планет? А. Между орбитами Урана и Юпитера. Орбиты отличаются малым эксцентриситетом. Б. Между орбитами Марса и Юпитера. Орбиты отличаются малым эксцентриситетом. В. Между орбитами Марса и Юпитера. Орбиты отличаются большим эксцентриситетом. 7. Как определили, что некоторые астероиды имеют неправильную форму? А. По изменению их видимой яркости. Б. По перемещению относительно звезд. В. По вытянутым (с большим эксцентриситетом) эллиптическим орбитам. 8. В чем особенность астероидов, составляющих группу «троянцев»? Ответ  обоснуйте. А. Астероиды вместе с Юпитером и Солнцем образуют равносторонний треугольник и  движутся вокруг Солнца так же, как Юпитер, но только впереди него. Б.  Астероиды вместе с Юпитером и Солнцем образуют равносторонний треугольник и  движутся вокруг Солнца так же, как Юпитер, но либо впереди него, либо позади него. В. Астероиды вместе с Юпитером и Солнцем образуют равносторонний треугольник и  движутся вокруг Солнца так же, как Юпитер, но только позади него. 9. Иногда у кометы образуется по два хвоста, один из которых направлен  к  Солнцу, а другой – от Солнца. Чем это можно объяснить? А. Хвост, направленный к Солнцу, состоит из более крупных частиц, для которых сила  солнечного притяжения больше отталкивающей силы его лучей.  10.  Пролетающая мимо Земли на расстоянии 1 а.е. комета имеет хвост с  угловым  ра мером 0°.5. Оцените длину хвоста кометы в километрах. ≈  1,3 ∙ 106 км. А.  ≈  Б.   13 ∙ 106 км. ≈ В.  0,13 ∙ 106 км.                                                Вариант II: 1. Каковы современные астрономические представления о кометах? А. Кометы считались сверхъестественными явлениями, приносящими людям несчастье. Б.   Кометы   –   это   члены   Солнечной   системы,   которые   в   своем   движении   подчиняются законам физики и не имеют мистического значения. 2. Укажите правильные ответы изменений во внешнем облике кометы по мере ее  движения по орбите вокруг Солнца. А. Комета далеко от Солнца, она состоит из ядра (замерзших газов и пыли). Б. По мере приближения к Солнцу образуется кома. В.  В непосредственной близости  от Солнца образуется хвост. Г. По мере удаления от Солнца  кометное вещество замерзает. Д. На большом расстоянии от Солнца кома и хвост исчезают. Е. Все ответы верны. 3. Подберите к каждому описанию правильное название: ( а) «Падающая звезда». 1.  Метеор; (б) Маленькая частичка, обращающаяся вокруг Солнца. 2. Метеорит; (в)  Твердое тело, достигающее поверхности Земли. 3. Метеорное тело. А. (а) 1; (б) 3; (в) 2. Б. (а) 3; (б) 1; (в) 2. В. (а) 2; (б) 1; (в) 3. 4. Ахиллес, Кваоар, Прозерпина, Фемида, Юнона. Укажите лишнее в этом списке  и обоснуйте свой выбор. А. Ахиллес ­ имя, взятое из античной мифологии, астероид главного пояса. Б. Кваоар – он принадлежит поясу Койпера, назван именем божества созидателя у  индейцев племени Тонгва. В. Прозерпина ­ имя, взятое из античной мифологии, астероид главного пояса. Г. Фемида ­  имя, взятое из античной мифологии, астероид главного пояса.  Д. Юнона ­ имя, взятое из античной мифологии, астероид главного пояса. 5. Какие изменения в движении комет вызывают возмущения со стороны  Юпитера? А. Изменяется форма орбиты кометы. Б. Изменяется период обращения  кометы. В. Изменяются формы орбиты и период обращения кометы. 6. В каком состоянии находится вещество, составляющее ядро кометы и ее  хвост? А. Ядро кометы – твердое тело, состоящее из смеси замерзших газов и твердых частиц  тугоплавких веществ, хвост – разреженный газ и пыль. Б. Хвост кометы – твердое тело, состоящее из смеси замерзших газов и твердых частиц  тугоплавких веществ, ядро – разреженный газ и пыль. В. Ядро и хвост кометы – твердое тело, состоящее из смеси замерзших газов и твердых  частиц тугоплавких веществ. 7. Какие из перечисленных явлений можно наблюдать на Луне: метеоры, кометы, затмения, полярные сияния. А. Ввиду отсутствия атмосферы на Луне там нельзя наблюдать метеоры и полярные  сияния. Кометы и солнечные затмения можно видеть. Б.  На Луне там можно наблюдать метеоры и полярные сияния. Кометы и солнечные  затмения ­ нет. В. Можно наблюдать все перечисленные явления. 8. Как можно оценить линейные размеры астероида, если его угловые размеры  нельзя измерить даже при наблюдении в телескоп? А. Зная расстояние от Земли и от Солнца,  и приняв некоторую среднюю величину  отражательной способности поверхности астероида, можно оценить его линейные размеры. Б. Зная расстояние от Земли и от Солнца можно оценить его линейные размеры. В. Зная некоторую среднюю величину отражательной способности поверхности астероида  можно оценить его линейные размеры. 9. «Если хочешь увидеть комету, достойную внимания, надо выбраться за пределы  нашей Солнечной системы, туда, где они могут развернуться, понимаешь? Я, друг  мой, повидал там такие экземпляры, которые не могли бы влезть даже в орбиты наших самых известных комет – хвосты у них обязательно свисали бы наружу».  Верно ли высказывание? А.  Да, так как за пределами Солнечной системы и вдали от других подобных систем  кометы имеют такие хвосты. Б. Нет, так как за пределами Солнечной системы и вдали от других подобных систем  кометы не имеют хвостов и обладают ничтожными размерами.  10. Сравните причины свечения кометы и планеты. Можно ли заметить  различия в спектрах этих тел? Дайте развернутый ответ.                                         Ответы:       Вариант I: 1 – А; 2 – Б; 3 – Б; 4 – А;  5 – Б;  6 – В; 7 – А;  8 – Б; 9 – А; 10 – А.      Вариант II: 1 – Б; 2 – Е; 3 –А; 4 ­ Б; 5 – В; 6 – А; 7 – А; 8­А; 9 – Б; .α                                             Вариант I: Решение задач №10: Предположим, что хвост кометы направлен перпендикулярно к лучу  зрения. Тогда его длину можно оценить так. Обозначим угловой размер хвоста  /2α  можно найти из прямоугольного треугольника, одним из катетов  Половину этого угла  которого является половина длины хвоста кометы p/2, а другим — расстояние от Земли до ° .5 мал, поэтому можно приближенно считать, что  кометы L. Тогда tg  его тангенс равен самому углу (выраженному в радианах). Тогда мы можем записать, что α ≈ 150 ∙ 106 км, получаем p   Отсюда, вспоминая, что астрономическая единица составляет   1,3 ∙ 106 км.  α /2 = p/2 L . Угол 0  150 ∙ 106 ∙ (0.5/57)   p/L. ≈ α ≈  L ∙    ≈ Есть и другой вариант оценки. Можно заметить, что комета пролетает от Земли на  расстоянии, равном расстоянию от Земли до Солнца, а ее хвост имеет угловой размер,  равный видимому угловому диаметру Солнца на земном небе. Следовательно, линейный  размер хвоста равен диаметру Солнца, величина которого близка к полученному выше  результату. Однако у нас нет информации о том, как ориентирован хвост кометы в  пространстве. Поэтому следует заключить, что полученная выше оценка длины хвоста —  это минимальное возможное значение. Таким образом, итоговый ответ выглядит так: длина хвоста кометы составляет не менее 1.3 миллиона километров.                                            Вариант II: Решение задачи №4:  Лишний Кваоар, т.к. он принадлежит к поясу Койпера. Все  остальные объекты — астероиды главного пояса. Все перечисленные астероиды главного  пояса имеют имена, взятые из античной мифологии, а название «Кваоар» явно имеет  другие семантические корни. Кваоар был назван именем божества созидателя у индейцев  племени Тонгва.  Решение задачи №10: Ядро кометы и пыль, находящаяся в голове и хвосте кометы,  отражают солнечный свет. Газы, входящие в состав головы и хвоста, сами светятся за счет  энергии, получаемой от Солнца. Планеты отражают солнечный свет. Так что в обоих  спектрах будут наблюдаться линии поглощения, характерные для солнечного спектра. К  этим линиям в спектре планеты добавляется линии поглощения газов, составляющих  атмосферу планеты, а в спектре кометы – линии излучения газов, входящих в состав  кометы.                                                  Литература: 1. Г. И. Малахова, Е.К. Страут «Дидактический материал по астрономии»: Пособие для  учителя. М.: просвещение, 1989. 2. Моше Д. Астрономия: Кн. для учащихся. Пер. с англ./ Под ред. А.А. Гурштейна. – М.:  Просвещение, 1985.   3. В.Г. Сурдин. Астрономические олимпиады. Задачи с решениями – Москва, Издательство  Учебно­научного центра довузовской подготовки МГУ, 1995.  4. В.Г. Сурдин. Астрономические задачи с решениями – Москва, УРСС, 2002.  5. Задачи Московской астрономической олимпиады. 1997­2002. Под ред. О.С.  Угольникова, В.В. Чичмаря – Москва, МИОО, 2002.  6. Задачи Московской астрономической олимпиады. 2003­2005. Под ред. О.С.  Угольникова, В.В. Чичмаря – Москва, МИОО, 2005.  7. А.М. Романов. Занимательные вопросы по астрономии и не только – Москва, МЦНМО,  2005.  8. Всероссийская олимпиада школьников по астрономии. Авт.­сост. А.В. Засов и др. –  Москва, Федеральное агентство по образованию, АПК и ППРО, 2005.  9. Всероссийская олимпиада школьников по астрономии: содержание олимпиады и  подготовка конкурсантов. Авт.­сост. О. С. Угольников – Москва, Федеральное агентство  по образованию, АПК и ППРО, 2006 (в печати).                  Ресурсы сети Интернет:  1. Официальный сайт всех Всероссийских олимпиад, созданный по инициативе  Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по  образованию http://www.rusolymp.ru  2.  Официальный сайт Всероссийской астрономической олимпиады  http://lnfm1.sai.msu.ru/~olympiad  3.  Сайт Астрономических олимпиад Санкт­Петербурга и Ленинградской области —  задачи и решения http://school.astro.spbu.ru 4.  МАЦ «Вега» (задачи районных туров астрономической олимпиады Московской  области) http://infra.sai.msu.ru/vega/sections/10/index.htm

Проверочная работа по астрономии на тему "Кометы, метеоры и метеориты"(10-11 классы)

Проверочная работа по астрономии на тему "Кометы, метеоры и метеориты"(10-11 классы)

Проверочная работа по астрономии на тему "Кометы, метеоры и метеориты"(10-11 классы)

Проверочная работа по астрономии на тему "Кометы, метеоры и метеориты"(10-11 классы)

Проверочная работа по астрономии на тему "Кометы, метеоры и метеориты"(10-11 классы)

Проверочная работа по астрономии на тему "Кометы, метеоры и метеориты"(10-11 классы)

Проверочная работа по астрономии на тему "Кометы, метеоры и метеориты"(10-11 классы)

Проверочная работа по астрономии на тему "Кометы, метеоры и метеориты"(10-11 классы)

Проверочная работа по астрономии на тему "Кометы, метеоры и метеориты"(10-11 классы)

Проверочная работа по астрономии на тему "Кометы, метеоры и метеориты"(10-11 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018