Проверочная работа по астрономии на тему "Общие сведения о Солнце" (10-11 класс)
Оценка 4.6

Проверочная работа по астрономии на тему "Общие сведения о Солнце" (10-11 класс)

Оценка 4.6
Контроль знаний
doc
астрономия
10 кл—11 кл
02.02.2018
Проверочная работа по астрономии на тему "Общие сведения о Солнце" (10-11 класс)
Данная проверочная работа позволяет оценить уровень усвоения учениками федерального компонента Государственного образовательного стандарта. Эти тестовые задания учитель может использовать на уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учеников или весь класс. Количество заданий обусловлено временем, выделяемым обычно на уроке на проверку домашнего задания. В конце теста приведены ответы и решения.
Солнце.doc
Б. 7 мин. 1 7 2 3 1 3 Предмет: Астрономия. Класс: 10 ­11 Учитель: Елакова Галина Владимировна. Место   работы:   Муниципальное     бюджетное   общеобразовательное     учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г Канаш Чувашской Республики                           Проверочная работа по теме «Общие сведения о Солнце».      Проверка и оценка знаний – обязательное условие результативности учебного процесса. Тестовый тематический контроль может проводиться письменно или по группам с разным уровнем подготовки. Подобная проверка достаточно объективна, экономна по времени, обеспечивает индивидуальный подход. Кроме того, учащиеся могут использовать тесты для   подготовки   к   зачетам   и   ВПР.   Использование   предлагаемой   работы   не   исключает применения и других форм   и методов проверки знаний и умений учащихся, как устный опрос, подготовка проектных работ, рефератов, эссе и т.д.                                      Вариант I: 1. Сколько примерно минут нужно солнечному свету, чтобы пройти расстояние в 1 а.е. (примерно 150 млн. км)? А.10 мин. мин. В. 8 2. Солнце вращается вокруг своей оси в том же направлении, как и Земля, т.е. с  запада на восток. Каким представляется нам это вращение при наблюдении с  Земли? А. С точки зрения наблюдателей с Земли и земных ориентиров Солнце вращается вокруг  своей оси с запада на восток по часовой стрелке, как и Земля. Б. С точки зрения наблюдателей с Земли и земных ориентиров Солнце вращается вокруг  своей оси с востока на запад против часовой стрелки, как и Земля. 3. Где у Солнца находится северный и южный полюсы? А. Северный полюс Солнца находится в верхней части солнечного диска, а южный – в  нижней части.  Б. Северный полюс Солнца находится в нижней части солнечного диска, а южный – в  верхней  части. В. У Солнца нет полюсов, так как Солнце звезда, а не планета. 4. Каков период вращения Солнца вокруг оси  и в чем состоит особенность этого  вращения? А. На экваторе около 25 суток, близ полюсов 30­35 суток. Различие периодов вращения  характерно для жидких и плотных газообразных тел. Б. На экваторе 30 суток, близ полюсов 25 суток. Различие периодов вращения характерно  для жидких и плотных газообразных тел. В. На экваторе 30­35 суток, близ полюсов 30 суток. Различие периодов вращения  характерно для жидких и плотных газообразных тел. 5. Каким образом можно определить полное излучение Солнца? А. Полное излучение Солнца можно определить зная солнечную постоянную. Б. Зная солнечную постоянную и вычислив площадь поверхности шара, радиус которого  равен расстоянию от Земли до Солнца, можно рассчитать полное излучение Солнца. В. Полное излучение Солнца можно определить зная законы Кеплера. 6. Солнечной постоянной называется … А. …поток электрически заряженных частиц большой энергии, которые все время улетают  из солнечной короны в направлении границ Солнечной системы. Б. …неожиданный гигантский взрывной выброс света и вещества из Солнца. В. …величина, определяемая полной энергией, которая попадает в 1с на площадку 1м²,  расположенную перпендикулярно солнечным лучам вне земной атмосферы на среднем  расстоянии Земли от Солнца. 7. Почему на фотографиях, сделанных в лучах разных длин волн, таких, как  видимый свет, ультрафиолетовые или рентгеновские лучи, проявляются  различные особенности Солнца? А. Волны различной длины излучаются из областей Солнца с разными температурами, где  происходят вследствие этого различные процессы. Б. Наличие магнитного поля  оказывает на проявление различных процессов на Солнце. В. Различные особенности Солнца проявляются из­за близости к планетам. 8. Какие явления, происходящие на Солнце, обусловлены наличием магнитного  поля?  А. Наличие магнитного поля обусловливает возникновение пятен, вспышек, характер  движения протуберанцев. Б. Наличие магнитного поля обусловливает возникновение солнечного ветра и магнитных  бурь. В. Наличие магнитного поля обусловливает возникновение вспышек на Солнце. 9. Во сколько раз Солнце больше Луны, если их угловые диаметры одинаковы, а  ′ горизонтальные параллаксы соответственно равны 8,8  и 57 ? А. Солнце больше Луны почти в 300 раз. Б. Солнце больше Луны почти в 400 раз. В. Солнце больше Луны почти в 100 раз. 10. Как взвесить Солнце?                                      Вариант II: 1.   «   Самолету,   который   может   облететь   за   трое   суток   вокруг   земли, понадобится целый год, чтобы совершить путешествие вокруг Солнца». Зная, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли, рассчитайте, верно ли это? А. 356 суток. Б. 109 суток. В. 327 суток. 2. Сплюснуто ли Солнце у своих полюсов вследствие своего вращения вокруг оси  подобно земному шару? А. Нет, Солнце имеет шарообразную форму. Б. Да, Солнце сплюснуто у своих полюсов вследствие своего вращения вокруг оси подобно  земному шару. В. Солнце сплюснуто, но из­за сравнительно медленного вращения это сплюснутость так  мала, что не поддается измерениям. 3. Видны ли с Земли северный и южный полюса Солнца? А. Да,  с Земли северный и южный полюса Солнца видны всегда. Б. Вследствие наклона солнечной оси к плоскости эклиптики только иногда можно увидеть оба полюса Солнца, а чаще всего только один из них. В. Нет, с Земли не видны полюса Солнца. 4. Чему равен период вращения Солнца, если наблюдениями установлено, что  пятно, расположенное близ экватора, сместилось за 3 суток на 40°? А. 25 суток. ″ Б. 30 суток. В.  27 суток. 5. От чего зависит светимость звезды? А. Светимость звезды прямо пропорциональна квадрату радиуса звезды. Б. Светимость звезды прямо пропорциональна квадрату радиуса звезды и 4­й степени  температуры ее поверхности. В. Светимость звезды прямо пропорциональна площади светящейся поверхности. 6. Энергия, излучаемая в единицу времени с единицы поверхности, пропорциональна четвертой степени абсолютной температуры. А.Закон Вина. Б. Закон Хаббла. В. Закон Стефана – Больцмана.  7. Какие характеристики Солнца связаны с действием гравитационных сил? А. С действием гравитационных сил связана температура Солнца. Б. С действием гравитационных сил связана шаровая форма и стационарность Солнца  (стабильность размеров). В. С действием гравитационных сил связаны масса, плотность, объем  Солнца. 8. Назовите два вида движения Солнца в нашей Галактике. А.1) Солнце движется в направлении созвездия Геркулеса со скоростью 250 км/с, увлекая с собой все планеты; 2) Так как Солнце  вместе с планетами находится внутри нашей  Галактики, оно обращается вокруг ее центра, в то время как сама Галактика вращается в  пространстве со скоростью 20 км/с.  Б.1) Солнце движется в направлении созвездия Геркулеса со скоростью 20 км/с, увлекая с  собой все планеты; 2) Так как Солнце  вместе с планетами находится внутри нашей  Галактики, оно обращается вокруг ее центра, в то время как сама Галактика вращается в  пространстве со скоростью 250 км/с.  В.1) Солнце движется в направлении созвездия Геркулеса со скоростью 250 км/с, увлекая с собой все планеты; 2) Так как Солнце  вместе с планетами находится внутри нашей  Галактики, оно обращается вокруг ее центра, в то время как сама Галактика вращается в  пространстве со скоростью 250 км/с. 9. Как доказать, что Солнце по своей светимости является обычной звездой? 10. В конце XIX в. некоторые ученые полагали, что источником энергии Солнца  является химические реакции горения, в частности, горения угля. Приняв, что  удельная теплота сгорания угля q = 107 Дж/кг, масса Солнца 2 ? 1030 кг, а  светимость 4 ? 1026 Вт, приведите веские доказательства неправильности этой  гипотезы.                                      Ответы:    Вариант I: 1 – В; 2 – Б; 3 – А; 4 – А; 5 – Б; 6 – В; 7 – А; 8 – А; 9 – Б.    Вариант II: 1 – В; 2 – В; 3 – Б; 4 – В; 5 – Б; 6 – В; 7 – Б; 8 – Б.                                      Решение:    Вариант I: Задание №1: скорость света 300 000 км/с; 1 а.е. = 150 000 000км.;  t = 150000000/30000 = 500с =. 8 Задание 9:  Задача на определение размера светил по их параллаксу. Из формул связи  параллакса светила и его линейных и угловых размеров и в результате сокращения  1 мин. 3 повторяющейся части получим: В ответе получаем, что Солнце больше Луны почти в 400 раз. Задача 10: Пусть некоторая планета массой m имеет спутник массой m1. Массу Солнца  обозначим через М, а периоды обращения планеты вокруг Солнца и спутника вокруг  планеты соответственно через Т и Т1.Тогда по уточненному закону Кеплера:   M + m/ m + m1 = (T/T1)2?(a/a1)3, где а и а1 – полуоси орбит планеты и спутника. Так как  масса планеты мала по сравнению массой Солнца, а у спутника много меньше, чем у  планеты, приходим к приближенному равенству M/m ~(T/T1)2?(a/a1)3 . Используя в качестве планеты и ее спутника Землю и Луну, получаем, что масса Солнца приблизительно равна  2?1030кг.     Вариант II: Задание №1: так как путь вокруг Солнца в 109 раз больше длины земного экватора, то на  его прохождение понадобилось бы  3 ∙ 109 сут, т.е. = 327 сут.  Задание №4: Если за 3 суток пятно сместилось на 40° , то полный оборот (360°) оно  сделает за 27 суток. Задание №9: Нужно рассчитать видимую звездную величину Солнца на расстоянии одной  из ближайших звезд, имеющих тот же спектральный класс. Задание 10: Запасы тепла без учета кислорода составляют Q = q?M = 2? 1037 Дж. Этого  запаса хватит на время t = Q:L = 2 ?1037 / 4? 1026 = 5?1010 с = 1700 лет. Юлий Цезарь жил  более 2000 лет назад, динозавры вымерзли около 60 млн. лет назад, так, что за счет  химических реакций Солнце светить не может.                                     Литература. 1. Малахова И.М.: Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя. / И. М.  Малахова, Е.К. Страут; ­  М.: Просвещение, 1989. ­  96с. 2. Орлов В.Ф. «300 вопросов по астрономии», издательство; / В.Ф. Орлов «Просвещение»,  Москва, 1967. 3.  Моше Д.: Астрономия: Кн. для учащихся. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Гурштейна. /Д.  Моше; – М.: Просвещение, 1985г. ­ 255с.  4.  Воронцов­Вильяминов Б.А: «Астрономия» / Б.А. Воронцов­Вильяминов, Е.К. Страут    Издательство «Дрофа». 5. Левитан Е.П., «Астрономия», / Е. П. Левитан: М.: «Просвещение»,1994. ­ 207с. 6. Перельман Я. И. «Занимательная астрономия», ­ Д.: ВАП, 1994. 7. Шеффер О.Р. «Методика изучения астрономии в курсе физики основной и средней  (полной) школе»;/  О.Р. Шеффер, В. В. Шахматова,  Челябинск,  Издательство: ИИУМЦ  «Образование», 2010 8. Зигель Ф. Ю.: Астрономия в ее развитии: Кн. для учащихся 8­10 кл. сред. шк. /Ф. Ю.  Зигель – М.: Просвещение, 1988. – 159 с. – 159с.

Проверочная работа по астрономии на тему "Общие сведения о Солнце" (10-11 класс)

Проверочная работа по астрономии на тему "Общие сведения о Солнце" (10-11 класс)

Проверочная работа по астрономии на тему "Общие сведения о Солнце" (10-11 класс)

Проверочная работа по астрономии на тему "Общие сведения о Солнце" (10-11 класс)

Проверочная работа по астрономии на тему "Общие сведения о Солнце" (10-11 класс)

Проверочная работа по астрономии на тему "Общие сведения о Солнце" (10-11 класс)

Проверочная работа по астрономии на тему "Общие сведения о Солнце" (10-11 класс)

Проверочная работа по астрономии на тему "Общие сведения о Солнце" (10-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2018